2 лепты сколько это в рублях
Перейти к содержимому

2 лепты сколько это в рублях

  • автор:

Сколько сегодня стоит лепта вдовы?

Помните Евангельский рассказ: Сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, [Иисус] сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое (Мк. 12: 41-44)
Знаете, сколько сегодня стоит подлинная монетка лепта времен Христа? Такая лепта, которую положила женщина в копилку Иерусалимского Храма?
Мне это было чрезвычайно интересно и самому.

И вот, гуляя по Иерусалиму, я нашел ответ на этот вопрос. Но, по порядку.

7. 0.JPG

На Святой Земле масса магазинчиков с самыми разнообразными товарами. Бойся посмотреть в их сторону, не то к тебе кинутся продавцы и попытаются затащить в свою лавку. Впрочем, даже если не смотреть в их сторону, все равно попытаются.

7. 1.JPG

Есть и антикварные лавки. Там представлены различные вещицы, найденные в археологических раскопках. Сами понимаете, находок в этих местах просто море. Предполагаю, что какие-то являются подделками, однако сертификаты подлинности, подтвержденные археологическими организациями, да даже сама цена убеждают, как кажется, в их подлинности. При многих магазинчиках в определенные часы принимают сертифицированные эксперты и дают консультацию по вопросам подлинности приглянувшегося вам предмета. Думается, что интересующиеся подобными товарами – также люди не с улицы, поэтому могут по каким-то признакам определить, подлинная вещица или нет. Какой резон рисковать магазину репутацией, если это серьезное заведение?
В одном месте я приценивался к глиняной простенькой лампадке 2-го века. Это простая плошка, но с сертификатами и сопроводительными документами. Ее цена была 700 долларов. Я пытался сбить цену и торговался. Но продавец скинул до 550 долларов – и не меньше. Объясняет: «Какой мне смысл продавать дешевле, если я сам за 350 купил у копателей?»
Так что по вопросу подлинности у меня четкого ответа нет.

7. 3аа.jpg

Увидев нумизматическую лавку, я поспешил зайти. Здесь представлены почти все монеты времен Христа. Ищу и нахожу лепту. Беру в руку эту крошечную монетку, времен Спасителя, осматриваю. По всем признакам – самая настоящая.
– Сколько стоит?
– Двести сорок долларов.
Спрашиваю, можно ли сфотографировать, чтобы показать ее размер в сравнении с другими, знакомыми нам монетами? Продавец кивает.

7. 4.JPG

Ищу в кармане русскую мелочь, но карманы пусты. Бросаюсь на улицу и высматриваю русского туриста. Через несколько секунд вижу пару женщин, разговаривающих по-русски. Подхожу к ним: «Простите, вы не можете дать мне пару русских металлических монет?»
Смотрят на меня, как на идиота. Странный попрошайка. Просил бы доллар, а то русские монеты, на которые ничего не купишь.
Объясняю: «Мне на минуту».
Они колеблются. Убежать от такого странного попрошайки? С другой стороны, пара русских монет – не такой уж страшный удар по кошельку. Дают. Напоминают: «На минуту».
Улыбаюсь, чтобы разрядить обстановку.

Итак. Перед вами – лепта, самая мелкая монетка времен Христа. На такую монетку можно было выторговать гранат, маленькую веточку винограда. Едва ли продали бы что-то большее.
Монетки всегда были неровными – их отливали и отламывали небрежно. От того, что такую мелочь не берегли и она, бренча в кошельках, терлась о другие монетки, лепты сильно стирались. Признак подлинной лепты – нечеткое, почти стертое, изображение.

Монетка крошечная, меньше нашей копейки. Впрочем, по фотографии и так видно.

7. 5.JPG

Эту фотографию я сделал во Францисканском археологическом музее Иерусалима. Перед нами – форма для отливки лепты с монетками. 1-й век нашей эры, то есть время Христа.

7. 7.JPG

Рядом в этом музее – витрина с другими монетами. Все они интересны, но говорить об этом мы не будем. Обратите внимание на уникальный прямоугольный слиток – мину.

7. 8.jpg

Если вам это слово ни о чем не говорит, напомню фрагмент из 19-й главы Евангелия от Луки:
Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Когда же они слушали это, присовокупил притчу: ибо Он был близ Иерусалима, и они думали, что скоро должно открыться Царствие Божие. Итак сказал: некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться; призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь. Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами. И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел. Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин. И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов. Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин. Сказал и этому: и ты будь над пятью городами. Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок, ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял. [Господин] сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял; для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью? И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин. И сказали ему: господин! у него есть десять мин. Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною. Сказав это, Он пошел далее, восходя в Иерусалим.

7. 10аа.jpg

В магазине Русской Духовной миссии (у порога Судных врат) есть вот такие эксклюзивные украшения, сделанные из настоящих древних вещиц. Представляете, сережки с монетками лепта.

Кстати, еще про нынешнюю стоимость древних монет. Серебряная монета динарий времен Христа стоит 700 долларов.

Две лепты вдовицы

Однажды Христос наблюдал в Иерусалимском храме, как верующие кладут деньги в церковную копилку. Это происходило за несколько дней до Пасхи, и в Иерусалим тогда по обычаю съехалось огромное количество паломников. Среди них было немало богатых людей, которые важно подходили и щедро жертвовали на храм большие суммы. Но, конечно, еще больше там было людей бедных, которые тоже жертвовали, что могли, на храм. И вот одна совсем бедная вдова подошла и опустила в кружку две лепты. Лептой называлась мелкая монета, две лепты в пересчете на современные деньги — это около десяти рублей, приблизительно столько, сколько стоит батон хлеба. Конечно, по сравнению с пожертвованиями богачей две лепты были по человеческому рассуждению очень малой суммой. Но, как известно, один суд человеческий, и совсем другой суд Божий. Вот и в этом случае он оказался другим: жертва бедной вдовы, ее две лепты, была признана Христом большей, чем все крупные жертвы богатых людей. «Истинно говорю вам, — сказал Христос, — что эта бедная вдова больше всех положила…»

Почему же так судил Господь? Чтобы это понять, постараемся глубже вдуматься в немногие и сдержанные строки Евангелия. И прежде всего вспомним, что вдова, то есть одинокая женщина, была в те давние времена существом самым бедным и убогим. Часто вдовы не имели никакого имущества, никаких средств к существованию и жили подаянием. И вот такая убогая вдова положила на украшение храма к празднику все свои наличные деньги — две лепты, на которые обычно она покупала хлебную лепешку для дневного пропитания. Себе же на этот самый великий праздник она не оставила ничего.

Разве уже один этот штрих не говорит о многом? Кто из нас был бы способен отдать все деньги накануне Пасхи, не оставив себе ни копейки, даже для праздничного стола? Остаться на Пасху голодным? Вероятно, весьма немногие были бы на это способны. Поступать так — есть признак высокой души. Это означает, что человек доверяет Богу и полностью предает себя в Его волю. В житии московского старца, святого Алексия Мечева, рассказывается похожий случай, как он однажды, буквально накануне Рождества Христова, отдал нуждающейся женщине все свои наличные деньги, на которые собирался купить еду для семейного праздничного стола. И вот отец Алексий вернулся домой, не зная, как они будут встречать Рождество и что он скажет супруге и детям. Святой Алексий поступил так потому, что он имел полное доверие Богу, имел твердую надежду, что Господь его не оставит. И Господь действительно не посрамил его веры, послав неожиданно для всех средства для праздника.

Вот и Евангельская вдовица — она также имела надежду на Бога и верила, что Господь ее не оставит. Она отдала себя полностью на волю Божию, все упование свое возложила на Бога. Вот почему в очах Божиих две лепты оказались несравненно дороже, чем, может быть, два миллиона, пожертвованных каким-нибудь богачом.

Две лепты вдовицы

*

*

Поделиться

****

Лепта вдовы Тиссо

Лепта вдовы. Джеймс Тиссо

Всем известно выражение «внести свою лепту». Но многие ли догадываются о том, что своим происхождением эта крылатая фраза обязана евангельскому рассказу о вдове, которая положила в сокровищницу храма две лепты, равные одному кодранту? Что это были за деньги, как они выглядели, много ли можно было купить на них? Сохранилась ли хоть одна лепта до наших дней?

При раскопках, которые проводились на территории Иерусалима на протяжении последних полутора веков, было обнаружено немало монет времен Второго Иерусалимского храма – периода,охватывающего и евангельские события. Древние платежные единицы составили обширную коллекцию, которая хранится в нумизматическом отделе Израильского управления древностей. По свидетельству начальника этого департамента, доктора исторических наук Дональда Ариэля, есть в этом собрании и деньги, упомянутые в Евангелии, как лепты вдовицы.

Лепта – от греческого слова «лептон», что означает «без кожуры». Так назывались чрезвычайно мелкие бронзовые монеты — они были тонкие, как лепестки, и потому имели неправильную форму. Из-за низкого качества материала и чеканки изображение на этих деньгах получалось стертое, однако, читаемое. С лицевой стороны отображались имена правителей, а с обратной – различные символы. Например, колесо, рог изобилия, звезда, якорь, цветок, плод граната.

Наряду с лептой в хождении была аналогичная деньга достоинством в две лепты – ее называли прута. Между собой эти монеты полностью идентичны, прута лишь чуть крупнее и тяжелее, ее вес должен был соответствовать половине одного ячменного зерна.

На две лепты в первом веке можно было купить небольшой кусок хлеба, ветку винограда или несколько смокв. Сильный мужчина мог заработать такую сумму за час. А вдова, которая по еврейским законам не наследовала имущество мужа, а оказывалась на содержании родственников, получивших от него наследство, зачастую оказывалась в положении, когда продукты, купленные на пруту, составляли весь ее дневной рацион.

Но что именно было изображено на той самой лепте, что положила в сокровищницу вдова из евангельского рассказа? И по какой причине апостол Марк счел необходимым подчеркнуть, что две лепты составляют кодрант? Рассказывает начальник департамента нумизматики Израильского управления древностей Дональд Ариэль.

История еврейских монет ведет свое начало с правления династии Хасмонеев, то есть со сто тридцать пятого года до Рождества Христова. Восстав против господства эллинов, подчинивших Иудею своей империи Селевкидов, в числе прочих свобод Хасмонеи добились права чеканить монеты с клеймом иудейского царя. Однако, эллинистическое влияние все же оставалось сильным, поэтому еврейские надписи на монетах дублировались еще и на греческом языке.

Согласно археологическим исследованиям, в первой половине второго века в хождении в Иудее были в основном лепты и пруты, отпечатанные во время правления царя из династии хасмонеев Александра Янная, называемого соотечественниками Йохонатаном. На лицевой стороне этих монет различима восьмиконечная звезда, а между ее лучами – еврейская надпись «царь Йехонатан», а на реверсе – якорь и надпись на греческом языке «царь Александр».

Хасмонеи сыграли в истории Иудеи неоднозначную роль. Избавившись от одного захватчика — эллинов, они подвергли страну новой оккупации. Сыновья Александра Янная, Гиркан и Аристобул, не поделив престол, обратились к помощи римлян. В результате эта помощь обернулась тем, что Иудея потеряла независимость и надолго стала Римской провинцией. Такое положение государства сказалось и на его валютной системе. Иудейские пруты и лепты обесценились на фоне греческих и римских денег. Недаром и евангелист, упоминая лепты, приводит эквивалент в более твердой римской валюте – кодрантах.

Евангельская вдовица положила в сокровищницу храма две лепты – тонкие бронзовые монеты с неровными краями и стертым рисунком. Были это собственно лепты, или одна прута – не столь уж и важно. Так или иначе, внешний вид этих денег был жалок, а покупательная способность ничтожна. Однако, Иисус Христос оценил эту жертву выше всех богатых вкладов, сделанных от избытка имения. Бедная женщина отдала Богу все, что имела, одновременно вверив ему саму свою жизнь – и этот дар оказался драгоценней любых сокровищ мира.

Сколько в примерно рублях две лепты которые пожертвовала бедная вдова? (Марка12:42)

Лепта (или лептон) равнялась половине квадранта (или кодрантес). Один кадрант = 1 грамм меди. Т. е. лепта соответствовала примерно 0,5 г. (советская копейка весила 1 грамм меди). Но подобные подсчеты стоимости не могут иметь места (и смысла).

В эпоху Христа средняя плата паденшика составляла один денарий в день. 1 Асс = 1/16 денария (в рассматриваемую эпоху), Квадрант = 1/4 асса. Соответсвенно 1 лепта = 1/128 среднего дневного заработка низкоквалифицированного рабочего занятого сезонным трудом.

Но опять же, не забывайте, что на две лепты можно было все же купить какую-то еду.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *