Фискальная нагрузка по св что это такое
Перейти к содержимому

Фискальная нагрузка по св что это такое

  • автор:

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности (по отраслям)

Taxslov.ru Телеграм Вконтакте

— налоговая нагрузка по видам экономической деятельности (по отраслям) определяется ежегодно федеральной налоговой службой Российской Федерации (ФНС РФ).

Главное

✅ Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности используется ФНС для выбора налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки

✅ Применяется два подхода для определения налоговой нагрузки:

✔ с помощью сервиса ФНС «Налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки»

✔ на основании Концепции системы планирования выездных налоговых проверок

✅ Налоговую нагрузку можно рассчитать по показателям бухгалтерской отчетности и данным из налоговых деклараций

Оглавление

1. О налоговой нагрузке

Налоговая нагрузка — это величина, которая показывает уровень налогового бремени налогоплательщика.

Анализ налоговой нагрузки входит в состав Налогового бенчмаркинга — сравнение налоговых показателей организации (налогоплательщика) с показателями других компаний отрасли или соответствующего рынка.

Федеральная налоговая служба Российской Федерации (ФНС РФ) ежегодно рассчитывает налоговую нагрузку по видам экономической деятельности (по отраслям) и доводит эти данные до всеобщего сведения.

Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ определены Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. Суть этих критериев в том, что ФНС указывает 12 признаков, по которым налоговики определяют «подозрительных» налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки.

Так, критерием под номером 1 (п. 4 Приложения 1 и Приложение 2) указан признак:

«Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).»

ФНС РФ использует данные по налоговой нагрузке следуюшим образом — сравнивает налоговую нагрузку конкретного налогоплательщика с налоговой нагрузкой той отрасли, в которой этот налогоплательщик осуществляет свою деятельность. Если налоговая нагрузка конкретного налогоплательщика существенно ниже отраслевой, то налоговый орган «присматривается» к такому налогоплательщику. Возможно это признак незаконной налоговой оптимизации.

Обычно, сначала к такому налогоплательщику поступает запрос, с просьбой пояснить причину низкой налоговой нагрузки. Затем, налоговый орган может провести выездную налоговую проверку такого налогоплательщика.

Поэтому указанную ФНС РФ налоговую нагрузку по видам экономической деятельности обычно называют как «безопасную налоговую нагрузку по видам экономической деятельности (по отраслям)«.

Читайте

Существует два способа определить налоговую нагрузку по виду экономической деятельности:

1) с помощью сервиса ФНС «Налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки»

2) на основании данных ФНС из Концепции системы планирования выездных налоговых проверок

В настоящее время применяются оба способа. Первый способ более современный и позволяет учитывать разновидности видов деятельности, региональные особенности и размер бизнеса. Вероятно этот способ со временем станет основным. Но применяется и второй способ, который используется уже много лет. Он более грубый, так как не учитывает разновидности видов деятельности, региональные особенности и размеры бизнеса.

Соответственно, могу предложить преимущественно использовать первый способ определения отраслевой налоговой нагрузки, но все-таки сверяться и со вторым способом.

Оба способа используют данные отраслевой налоговой нагрузки, которые раскрывает ФНС России.

При применении любого из обоих способов, налоговая нагрузка указывается ФНС за прошлые годы. И это понятно, так как данные появляются после отработки сданных налогоплательщиками отчетов. Данных по налоговой нагрузке текущего периода по понятным причинам нет. Но обычно, данные прошлого года вполне можно использовать и в текущем периоде, так как среднеотраслевой показатель налоговой нагрузки из года в год довольно стабилен.

2. Определение отраслевой налоговой нагрузки с помощью сервиса ФНС «Налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки»

Электронный сервис ФНС «Налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки» позволяет определить ряд отраслевых налоговых показателей, в том числе и отраслевую налоговую нагрузку. Причем этот сервис позволяет более точно учитывать вид деятельности (с учетом подвидов экономической деятельности), регион деятельности и масштаб деятельности налогоплательщика. Сервис бесплатный и не требует регистрации.

Чтобы определить налоговую нагрузку по виду деятельности, нужно выбрать:

— Календарный год (доступны предыдущие отчетные периоды)

— Вид экономической деятельности (открывается древовидный классификатор видов деятельности, соответствующий ОКВЭД-2)

— Субъект Российской Федерации (открывается перечень субъектов России). Также можно выбрать район, город.

— Масштаб деятельности (можно не указывать, тогда будут учтены «все», но можно выбрать Микропредприятия (до 30 млн.руб или от 30 до 120 млн.руб), Малые предприятия (от 120 до 500 млн.руб или от 500 до 800 млн.руб), средние предприятия (от 800 до 2000 млн.руб) или крупные предприятия (свыше 2000 млн.руб)

Система показывает несколько показателей налоговой нагрузки:

✔ Совокупная нагрузка (без НДПИ и акцизов), %

✔ Совокупная нагрузка (с учетом НДПИ и акцизов), %

✔ Нагрузка по налогу на прибыль, %

✔ Нагрузка по НДС, %

Совокупная нагрузка рассчитывается как отношение уплаченных налогов (без агентских платежей: налога на прибыль организаций с дивидендов, НДФЛ, а также без страховых взносов) к доходам организации по отчету о финансовых результатах (без доходов от участия в других организациях).

Нагрузка по налогу на прибыль рассчитывается как отношение уплаченного налога на прибыль за календарный год (без налога на прибыль организаций с дивидендов) к доходам организации по отчету о финансовых результатах (без доходов от участия в других организациях).

Нагрузка по НДС рассчитывается как отношение уплаченного НДС за календарный год к доходам организации по отчету о финансовых результатах (без доходов от участия в других организациях).

3. Определение отраслевой налоговой нагрузки на основании Концепции системы планирования выездных налоговых проверок

Налоговую нагрузку по видам экономический деятельности за последний год и предыдущие годы можно скачать с сайта ФНС РФ по ссылке (в формате Excel):

В этом же файле и Рентабельность по видам экономический деятельности (в формате Excel).

Обычно данные за год появляются на сайте ФНС РФ до 05 мая следующего года.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности рассчитывается ФНС России на основании Приказа ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ и указывается в Приложении № 3 к этому документу.

ФНС рассчитывает два показателя налоговой нагрузки:

✔ Налоговая нагрузка, % — рассчитывается как отношение суммы всех налогов за календарный год (без страховых взносов) к доходам по данным бухгалтерской отчетности. Обратите внимание, что при расчете этого показателя ФНС учитывает и НДФЛ (несмотря на то, что работодатели уплачивают его как налоговые агенты).

✔ Фискальная нагрузка по СВ, % — рассчитывается как отношение суммы страховых взносов за календарный год к доходам по данным бухгалтерской отчетности.

4. Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2022 году

(Приложение № 3 к Приказу ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333@ )

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности
в 2022 году
Справочно:
Налоговая нагрузка рассчитана как отношение суммы налогов
и сборов по данным официальной статистической отчетности
ФНС России к обороту организаций по данным Росстата,
умноженное на 100%
Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2) 2022 год
Налоговая нагрузка, % Справочно: фискальная нагрузка по СВ, %
ВСЕГО 10,7 2,7
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство — всего 4,1 3,6
растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях 3,2 3,3
лесоводство и лесозаготовки 10,3 6,6
рыболовство, рыбоводство 7,5 3,8
Добыча полезных ископаемых — всего 42,2 1,4
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых — всего 53,0 1,0
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 21,1 6,4
Обрабатывающие производства — всего 6,8 1,6
производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий 15,5 1,3
производство текстильных изделий, одежды 4,1 1,1
производство кожи и изделий из кожи 10,3 3,8
обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения 2,3 2,6
производство бумаги и бумажных изделий 6,3 1,5
деятельность полиграфическая и копирование носителей информации 8,9 2,6
производство кокса и нефтепродуктов 3,1 0,3
производство химических веществ и химических продуктов 4,0 1,8
производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях 6,1 1,7
производство резиновых и пластмассовых изделий 7,2 1,6
производство прочей неметаллической минеральной продукции 9,0 2,1
производство металлургическое и производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования 3,7 1,7
производство машин и оборудования, не включенные в другие группировки 10,5 3,0
производство компьютеров, электронных и оптических изделий 12,5 4,1
производство электрического оборудования 8,2 2,3
производство прочих транспортных средств и оборудования 5,2 4,4
производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов 6,5 1,7
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха — всего 6,7 2,1
производство, передача и распределение электроэнергии 7,4 1,9
производство и распределение газообразного топлива 3,7 1,9
производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха 6,2 3,7
Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность и ликвидация загрязнений — всего 9,6 4,0
Строительство 11,1 3,1
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов — всего 3,7 0,9
торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт 6,3 1,2
торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 3,1 0,6
торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 5,0 2,1
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания — всего 9,6 4,7
Транспортировка и хранение — всего 5,3 3,6
деятельность железнодорожного транспорта: междугородные и международные пассажирские и грузовые перевозки 4,5 4,7
деятельность трубопроводного транспорта 4,8 2,6
деятельность водного транспорта 8,0 2,8
деятельность почтовой связи и курьерская деятельность 16,5 10,1
Деятельность в области информации и связи — всего 14,8 3,6
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом 21,0 4,2
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги 16,4 6,7
*- Расчет произведен с учетом поступлений по налогу на доходы физических лиц

Рубрики:

ФНС России разъяснила, как рассчитывается налоговая нагрузка при отборе налогоплательщиков для выездных проверок

В соответствии с Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок налоговая нагрузка – один из критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Она рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным статистической налоговой отчетности и оборота (выручки) организаций по данным Росстата. Расчет налоговой нагрузки производится с учетом поступлений по НДФЛ (письмо ФНС России от 29 июня 2018 г. № БА-4-1/12589@).

С критериями самостоятельной оценки рисков назначения выездных налоговых проверок, можно ознакомиться в «Энциклопедии решений» интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Сообщается, что оборот организаций рассчитывается Росстатом на регулярной основе и включает выручку организаций по данным бухгалтерского учета без НДС.

Таким образом, налоговая нагрузка по отдельной организации в целях сопоставимости с Концепцией рассчитывается как:

Налоговая нагрузка = Сумма уплаченных налогов (с учетом НДФЛ) / (Выручка от продажи (без НДС, акцизов) + Прочие доходы)

Отмечается, что применительно к опубликованным за 2017 год данным справочно рассчитана фискальная нагрузка по страховым взносам как отношение суммы уплаченных страховых взносов и оборота (выручки) организаций, которая не включена в общий показатель налоговой нагрузки.

Фискальная нагрузка по страховым взносам

Фискальная нагрузка по СВ (страховым взносам) необходима для оценки уровня риска появления налоговых правонарушений. Этот показатель используется налоговиками для выявления налогоплательщиков, которых надо включить в план проверок в первую очередь (чем выше степень риска, тем с большей вероятностью будет назначена на следующий год проверка). При сопоставлении расчетных величин по налоговой нагрузке с нормативными специалисты контролирующего органа принимают за основу среднеотраслевое значение конкретного параметра.

Усредненные показатели налоговой нагрузки в процентах приведены в приказе авторства ФНС от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333@. В приложении 3 этого правового акта представлены данные за 2017 год в разбивке по направлениям деятельности субъектов предпринимательства. Здесь же приведена справочно фискальная нагрузка по СВ. Такие данные налоговый орган готовит ежегодно с учетом обновленной статистики по отраслям. Измененные показатели находятся в общем доступе – они публикуются на сайте ИФНС. Величина страховых взносов начала учитываться в составе факторов, влияющих на уровень фискальной нагрузки, с 2017 года после передачи функций администратора этих платежей от страховых фондов налоговикам.

Фискальная нагрузка по СВ – что это такое

Под налоговой нагрузкой понимается относительная величина ресурсов, отвлекаемых субъектом хозяйствования из оборота для уплаты налоговых обязательств перед бюджетом. Этот показатель позволяет оценить уровень влияния налогов на текущую рентабельность деятельности. Фискальную нагрузку можно выводить по разным параметрам:

  • в целом по государству;
  • в разбивке по субъектам РФ;
  • по отраслям предпринимательской деятельности;
  • по категориям предприятий, сгруппированным по однородным признакам;
  • по отдельным субъектам хозяйствования или физическим лицам.

Базой для оценки уровня налогового давления могут выступать, в том числе, начисляемые и уплачиваемые страховые взносы. Абсолютное и относительное значение налоговой нагрузки требуется для объективного анализа деятельности предприятия, составления плана проверочных мероприятий контролирующими органами. Субъектам предпринимательства этот параметр дает возможность оценить уровень налоговых рисков.

Фискальная нагрузка по страховым взносам: алгоритм расчета

Порядок выведения показателя налоговой нагрузки регламентирован Приказом № ММ-3-06/333@. В документе приведена универсальная формула, по которой производится анализ налоговых рисков. Более подробные рекомендации даются в письменных разъяснениях ФНС:

  • письмо от 25.07.2017 г. № ЕД-4-15/14490@;
  • письмо от 29.06.2018 г. № БА-4-1/12589@.

В последнем документе приведен алгоритм расчета нагрузки именно по страховым взносам:

Совокупный объем уплаченных в бюджет страховых взносов / Выручка (не включающая сумму НДС и акцизов) х 100%.

Общая фискальная нагрузка определяется по формуле:

Размер уплаченных налогов, в числе которых значится и НДФЛ / (Вырученные средства без учета НДС и акциза + Прочие доходные поступления) х 100%.

Для самоанализа субъектам хозяйствования рекомендуется вычислять текущий уровень налоговой нагрузки и сравнивать его с опубликованным на сайте ФНС среднеотраслевым показателем. Значительное превышение или занижение этого параметра могут стать причиной пристального внимания к деятельности компании со стороны налоговиков. Желательно сравнивать расчетные величины отчетного периода с предыдущими годами. Анализ изменений в динамике позволит понять, насколько существенным может оказаться влияние налогов на результаты деятельности в перспективе.

При низком уровне налоговой нагрузки налоговики перед принятием решения о включении предприятия в план проверок истребуют письменные пояснения. Если доводы компании покажутся проверяющим объективными и обоснованными, проверку в ближайшее время можно не ждать. Но если объяснения субъекта хозяйствования не смогут убедить налоговиков в отсутствии правонарушений, ФНС инициирует проведение проверки деятельности налогоплательщика.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2020 году

Текст приложения N 3 приведен в соответствии с публикацией на сайте ФНС России http://www.nalog.gov.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/ по состоянию на 05.05.2021.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности

Налоговая нагрузка рассчитана как отношение суммы налогов

и сборов по данным официальной статистической отчетности

ФНС России к обороту организаций по данным Росстата,

умноженное на 100%

Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2)

Справочно: фискальная нагрузка по СВ, %

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство — всего

растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях

лесоводство и лесозаготовки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *