Какие организации могут быть эмитентами биржевых облигаций
Перейти к содержимому

Какие организации могут быть эмитентами биржевых облигаций

  • автор:

Какие организации могут быть эмитентами биржевых облигаций

Статья 20.1. Особенности регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг регистрирующими организациями

(введена Федеральным законом от 27.12.2018 N 514-ФЗ)

1. Регистрация выпусков акций, подлежащих размещению при учреждении акционерных обществ, а также регистрация выпусков (дополнительных выпусков) акций непубличных акционерных обществ, размещаемых путем закрытой подписки с использованием инвестиционной платформы, может осуществляться регистратором.

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 259-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Положения настоящего пункта не распространяются на кредитные организации, а также на некредитные финансовые организации, решение о государственной регистрации которых в соответствии с федеральными законами должно приниматься Банком России.

2. Регистрация выпусков (дополнительных выпусков) облигаций может осуществляться биржей (если облигации размещаются путем открытой подписки и допускаются этой биржей к организованным торгам, а также в случаях, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи) или центральным депозитарием при соблюдении следующих условий:

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 192-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) облигации не предоставляют их владельцам иных прав, кроме права на получение номинальной стоимости или номинальной стоимости и установленных процентов и прав, возникающих из обеспечения, предоставляемого по таким облигациям;

2) централизованный учет прав на облигации осуществляется центральным депозитарием;

3) выплата номинальной стоимости и установленных процентов по облигациям осуществляется только денежными средствами.

3. Облигации, выпуск (дополнительный выпуск) которых зарегистрирован центральным депозитарием, именуются коммерческими облигациями, а облигации, выпуск (дополнительный выпуск) которых зарегистрирован биржей, биржевыми облигациями.

4. Коммерческими облигациями не могут быть облигации с залоговым обеспечением. Биржевыми облигациями с залоговым обеспечением могут быть только облигации с ипотечным покрытием, предусмотренные Федеральным законом от 11 ноября 2003 года N 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах». Биржа вправе регистрировать все выпуски облигаций, обеспеченных залогом одного ипотечного покрытия, в том числе размещаемых путем закрытой подписки, если облигации хотя бы одного из таких выпусков размещаются путем открытой подписки и допускаются биржей к организованным торгам.

4.1. Биржа вправе регистрировать выпуски облигаций, предназначенных для квалифицированных инвесторов, если такие облигации допускаются биржей к организованным торгам, за исключением субординированных облигаций кредитных организаций и облигаций, предусмотренных статьями 27.1-1 и 27.5-7 настоящего Федерального закона.

(п. 4.1 введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 192-ФЗ)

5. Центральный депозитарий или биржа вправе устанавливать дополнительные требования к коммерческим облигациям или биржевым облигациям и (или) к их эмитентам.

Присвоение до 01.01.2020 идентификационного номера в соответствии с ч. 3.3 ст. 12 ФЗ от 11.11.2003 N 152-ФЗ (если бирже представлялся проспект облигаций) влечет за собой те же правовые последствия, что и регистрация проспекта облигаций (ФЗ от 02.08.2019 N 261-ФЗ).

6. Регистрация выпуска (дополнительного выпуска) биржевых облигаций, за исключением случаев, указанных в пункте 1 статьи 22 настоящего Федерального закона, должна сопровождаться составлением эмитентом и регистрацией биржей проспекта таких облигаций.

7. Коммерческие облигации могут размещаться только путем закрытой подписки, если соблюдается хотя бы одно из условий, предусмотренных подпунктами 1, 3 — 6 пункта 1 статьи 22 настоящего Федерального закона.

Коммерческие облигации могут быть допущены к организованным торгам в процессе их обращения при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 27.6 настоящего Федерального закона.

8. Регистрация выпусков российских депозитарных расписок может осуществляться биржей при одновременном соблюдении условий, предусмотренных пунктом 5.1 статьи 27.5-3 настоящего Федерального закона.

9. Регистрация в соответствии с настоящей статьей выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг регистрирующими организациями и регистрация биржей проспектов ценных бумаг осуществляются на основании договора, заключенного эмитентом с соответствующей регистрирующей организацией.

10. Договор о регистрации выпуска (выпусков) акций, подлежащих размещению при учреждении акционерного общества, может быть заключен только с регистратором, который утвержден решением об учреждении акционерного общества, а договор о регистрации выпуска (дополнительного выпуска) или выпусков (дополнительных выпусков) акций непубличного акционерного общества, размещаемых путем закрытой подписки с использованием инвестиционной платформы, — только с регистратором, который осуществляет ведение реестра владельцев эмиссионных ценных бумаг этого акционерного общества. Договор о регистрации выпуска (выпусков) акций, подлежащих размещению при учреждении акционерного общества, заключается всеми учредителями акционерного общества или от имени всех его учредителей лицом, которое определено в договоре о создании акционерного общества или в решении о его учреждении. По обязательствам из указанного договора, возникшим до государственной регистрации акционерного общества, все его учредители несут солидарную ответственность. После государственной регистрации акционерного общества стороной такого договора становится указанное акционерное общество.

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 259-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Если это предусмотрено договором о регистрации выпуска (выпусков) акций, лицо, занимающее должность (осуществляющее функции) единоличного исполнительного органа регистратора, осуществившего регистрацию выпуска (выпусков) акций акционерного общества, может без доверенности быть заявителем при государственной регистрации акционерного общества как юридического лица.

11. Регистрирующие организации обязаны в срок и в порядке, которые предусмотрены нормативными актами Банка России, уведомлять Банк России:

1) о регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или об отказе в его регистрации;

2) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;

3) о приостановлении и возобновлении эмиссии ценных бумаг, а также о признании выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся по решению регистрирующей организации.

12. В случае отказа регистрирующей организации в регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг эмитент вправе обратиться в Банк России с заявлением о государственной регистрации такого выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг. Положения настоящего пункта не применяются в отношении выпусков (дополнительных выпусков) облигаций, размещаемых в рамках зарегистрированных программ биржевых облигаций или коммерческих облигаций.

13. Регистрирующие организации обязаны хранить документы, связанные с регистрацией ими выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг. Перечень таких документов, сроки и порядок их хранения определяются нормативными актами Банка России.

14. В случае аннулирования у регистратора лицензии на осуществление деятельности по ведению реестра договор с регистратором, на основании которого осуществляется регистрация выпуска (выпусков) и (или) дополнительного выпуска (дополнительных выпусков) акций, прекращается с даты аннулирования такой лицензии.

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 259-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

15. В случае нарушения регистрирующей организацией требований, установленных настоящим Федеральным законом для регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, Банк России вправе на срок до одного года запретить регистрирующей организации регистрацию выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг и регистрацию проспектов ценных бумаг.

Какие организации могут быть эмитентами биржевых облигаций

Внести в Федеральный закон от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1918; 1999, N 28, ст. 3472; 2001, N 33, ст. 3424; 2002, N 52, ст. 5141; 2004, N 27, ст. 2711; 2005, N 11, ст. 900; N 25, ст. 2426; 2006, N 1, ст. 5; N 2, ст. 172; N 17, ст. 1780) следующие изменения:

1) абзац четвертый части четвертой статьи 18 дополнить словами «, а в случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом выпуск (дополнительный выпуск) эмиссионных ценных бумаг не подлежит государственной регистрации, — идентификационный номер и дату его присвоения»;

2) первое предложение части шестой статьи 26 изложить в следующей редакции: «В случае признания выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся или недействительным все ценные бумаги данного выпуска (дополнительного выпуска) подлежат изъятию из обращения, а средства, полученные эмитентом от размещения выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, признанного несостоявшимся или недействительным, должны быть возвращены владельцам.»;

3) главу 5 дополнить статьей 27.5-2 следующего содержания:

«Статья 27.5-2. Особенности эмиссии и обращения биржевых облигаций

1. Эмиссия облигаций может осуществляться без государственной регистрации их выпуска (дополнительного выпуска), регистрации проспекта облигаций и государственной регистрации отчета об итогах их выпуска (дополнительного выпуска) при одновременном выполнении следующих условий:

1) размещение облигаций осуществляется путем открытой подписки на торгах фондовой биржи;

2) утратил силу. — Федеральный закон от 21.07.2014 N 218-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) эмитент облигаций существует не менее трех лет и имеет надлежащим образом утвержденную годовую бухгалтерскую отчетность за два завершенных финансовых года;

4) облигации не предоставляют их владельцам иных прав, кроме права на получение номинальной стоимости либо номинальной стоимости и фиксированного процента от номинальной стоимости;

5) срок исполнения обязательств по облигациям не может превышать один год с даты начала их размещения;

6) облигации выпускаются в документарной форме на предъявителя с обязательным централизованным хранением их сертификатов в депозитарии, осуществляющем депозитарные операции по итогам сделок с ценными бумагами, совершенных через фондовую биржу, которая осуществляет допуск таких облигаций к торгам в процессе их размещения, на основании договора, в соответствии с которым осуществляется допуск облигаций к торгам и который заключается с этой фондовой биржей и (или) клиринговой организацией;

7) оплата облигаций при их размещении, а также выплата номинальной стоимости и процентов по облигациям осуществляются только денежными средствами.

2. Облигации, отвечающие указанным в пункте 1 настоящей статьи условиям, именуются биржевыми облигациями.

3. Утратил силу. — Федеральный закон от 21.07.2014 N 218-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. К отношениям, связанным с эмиссией и обращением биржевых облигаций, положения настоящего Федерального закона, регулирующие процедуру эмиссии и обращения ценных бумаг, применяются с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

5. Установленные федеральными законами ограничения, связанные с выпуском облигаций, не распространяются на биржевые облигации, за исключением ограничения на выпуск облигаций до полной оплаты уставного капитала общества.

Номинальная стоимость всех биржевых облигаций не учитывается при определении соотношения номинальной стоимости всех выпущенных обществом облигаций, требующих государственной регистрации, с размером уставного капитала общества и (или) величиной обеспечения. В случае, если по усмотрению эмитента выпуск (дополнительный выпуск) биржевых облигаций осуществляется с обеспечением, предоставление обеспечения осуществляется с учетом особенностей, установленных статьями 27.2, 27.4, 27.5 настоящего Федерального закона. Биржевые облигации не могут выпускаться с залоговым обеспечением.

6. Биржевые облигации допускаются к торгам только на фондовой бирже, осуществившей листинг акций эмитента таких биржевых облигаций.

К торгам на фондовой бирже допускаются биржевые облигации в процессе их размещения и обращения.

Биржевые облигации в процессе их размещения допускаются к торгам только на одной фондовой бирже. В этом случае биржевые облигации в процессе их обращения допускаются к торгам на этой фондовой бирже на основании прохождения процедуры допуска к торгам в процессе их размещения.

Биржевые облигации в процессе их обращения могут быть допущены к торгам также на других фондовых биржах при условии осуществления процедуры допуска биржевых облигаций к торгам, установленной пунктом 7 настоящей статьи.

При допуске биржевых облигаций к торгам на фондовой бирже в процессе их обращения фондовой биржей, не осуществлявшей их размещения, депозитарий, осуществляющий операции по итогам сделок с ценными бумагами, совершенных через эту фондовую биржу, для целей учета прав на биржевые облигации должен зарегистрироваться в качестве номинального держателя у депозитария, осуществляющего обязательное централизованное хранение сертификатов биржевых облигаций.

7. Утратил силу. — Федеральный закон от 21.07.2014 N 218-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. В уведомлении о включении биржевых облигаций в список ценных бумаг, допущенных к торгам на фондовой бирже в процессе их размещения, предусмотренном частью пятой статьи 9 настоящего Федерального закона, должны быть указаны полное фирменное наименование эмитента биржевых облигаций, дата допуска их к торгам на фондовой бирже, идентификационный номер, присвоенный выпуску (дополнительному выпуску) биржевых облигаций фондовой биржей, номинальная стоимость, количество биржевых облигаций и цена (порядок определения цены) размещения биржевых облигаций.

9. В случае допуска биржевых облигаций к торгам на фондовой бирже их эмитент, а также фондовая биржа, осуществившая допуск биржевых облигаций к торгам, обязаны обеспечить доступ к информации, содержащейся в проспекте биржевых облигаций, любым заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения этой информации, а также в срок не позднее чем за семь дней до даты начала размещения (обращения) биржевых облигаций раскрыть информацию о допуске биржевых облигаций к торгам на фондовой бирже в порядке, установленном правилами допуска биржевых облигаций к торгам, утвержденными фондовой биржей.

10. Эмитент биржевых облигаций не вправе вносить изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) биржевых облигаций и (или) в проспект биржевых облигаций после начала их размещения.

В случае внесения изменений в решение о выпуске (дополнительном выпуске) биржевых облигаций и (или) в проспект биржевых облигаций до начала их размещения эмитент обязан раскрыть информацию об этом в порядке и сроки, в которые раскрывается информация о допуске биржевых облигаций к торгам на фондовой бирже.

11. Размещение биржевых облигаций, допущенных к торгам на фондовой бирже, может быть приостановлено по решению федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг или по решению фондовой биржи до устранения нарушений в пределах срока размещения ценных бумаг при обнаружении следующих нарушений:

1) нарушения эмитентом в ходе эмиссии биржевых облигаций требований законодательства Российской Федерации;

2) обнаружения в документах, на основании которых биржевые облигации в процессе их размещения были допущены к торгам на фондовой бирже, недостоверной информации.

12. Возобновление размещения биржевых облигаций осуществляется по решению федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, приостановившего размещение, а в случае приостановления размещения биржевых облигаций фондовой биржей — по решению этой фондовой биржи.

После возобновления размещения биржевых облигаций срок размещения биржевых облигаций может быть продлен на период приостановления их размещения по решению федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, приостановившего размещение, а в случае приостановления размещения биржевых облигаций фондовой биржей — по решению этой фондовой биржи.

В случае приостановления и возобновления размещения биржевых облигаций фондовой биржей, а также признания фондовой биржей выпуска (дополнительного выпуска) биржевых облигаций несостоявшимся фондовая биржа в срок не позднее дня, следующего за днем принятия соответствующего решения, уведомляет об этом федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг в установленном им порядке.

13. Эмитент обязан завершить размещение биржевых облигаций в срок, установленный решением об их выпуске (дополнительном выпуске), но не позднее одного месяца с даты начала размещения биржевых облигаций. Представление отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) биржевых облигаций не требуется.

Не позднее следующего дня после окончания срока размещения биржевых облигаций либо не позднее следующего дня после размещения последней биржевой облигации в случае, если все биржевые облигации выпуска (дополнительного выпуска) размещены до истечения указанного срока, фондовая биржа обязана раскрыть информацию об итогах выпуска (дополнительного выпуска) биржевых облигаций и уведомить об этом федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг в установленном им порядке. Раскрываемая информация и уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) биржевых облигаций должны содержать даты начала и окончания размещения биржевых облигаций, фактическую цену (цены) размещения биржевых облигаций, номинальную стоимость, объем по номинальной стоимости и количество размещенных биржевых облигаций.

14. До истечения срока размещения биржевых облигаций их выпуск (дополнительный выпуск) признается несостоявшимся на основании решения федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг или по решению фондовой биржи в следующих случаях:

1) делистинга акций всех категорий и типов эмитента биржевых облигаций;

2) неустранения эмитентом нарушений, явившихся основанием для приостановления размещения биржевых облигаций, в течение срока, указанного в решении о приостановлении размещения биржевых облигаций.

15. Обращение биржевых облигаций до их полной оплаты и завершения размещения запрещается.

Обращение биржевых облигаций может осуществляться только на торгах фондовой биржи.

Владельцы биржевых облигаций вправе предъявить их к досрочному погашению в случае, если акции всех категорий и типов эмитента биржевых облигаций исключены из списка ценных бумаг, допущенных к торгам, на всех фондовых биржах, осуществивших допуск биржевых облигаций к торгам.

16. В случае обнаружения неполноты информации, содержащейся в документах, на основании которых биржевые облигации были допущены фондовой биржей к торгам, федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе приостановить на срок до одного года осуществление такой фондовой биржей допуска биржевых облигаций к торгам.»;

4) в части двенадцатой статьи 30:

абзац шестой изложить в следующей редакции:

«об этапах процедуры эмиссии эмиссионных ценных бумаг, о приостановлении и возобновлении эмиссии эмиссионных ценных бумаг, о признании выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся или недействительным;»;

абзац девятый изложить в следующей редакции:

«начисленных и (или) выплаченных доходах по эмиссионным ценным бумагам эмитента;»;

5) утратил силу с 1 февраля 2007 года. — Федеральный закон от 16.10.2006 N 160-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) статью 42 дополнить пунктом 23 следующего содержания:

«23) определяет порядок ведения реестра эмиссионных ценных бумаг и ведет указанный реестр, содержащий информацию о зарегистрированных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг выпусках (дополнительных выпусках) эмиссионных ценных бумаг, а также о выпусках (дополнительных выпусках) эмиссионных ценных бумаг, не подлежащих в соответствии с настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами государственной регистрации, за исключением облигаций Банка России.»;

7) абзац второй пункта 5 статьи 51 признать утратившим силу.

Эмитент: кто он такой и как ему доверять

Фото: Shutterstock

Эмитент — это юридическое лицо, регистрирующее и выпускающее собственные ценные бумаги с целью привлечения денег в свой бизнес. Наиболее распространенные ценные бумаги, выпускаемые эмитентами, — акции и облигации. Но среди них могут также быть производные инструменты, ноты, долговые обязательства, паи взаимных или биржевых фондов (ETF). Государство, выпуская денежные знаки, выступает в роли эмитента.

В России деятельность таких юрлиц регулируется Федеральным законом № 39 «О рынке ценных бумаг».

Кто может быть эмитентом

Юридические лица, желающие выпускать ценные бумаги , должны ориентироваться на законодательные нормы и требования биржи, где они планируют проводить листинг .

«Процедурные требования к эмиссии акций и облигаций банками (равно как и другими эмитентами ) указаны в Федеральном законе № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и в Положении Банка России № 706-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг», — говорит управляющий партнер адвокатского бюро «Проспект» Илья Барейша. — Если вкратце, в основе эмиссии всегда лежит корпоративное решение о размещении ценных бумаг, принимаемое акционерами/участниками банка или советом директоров/наблюдательным советом, в том числе решение об утверждении программы облигаций.

Что касается критериев и требований, предъявляемых к самим эмитентам, а не к процедуре эмиссии, то такие критерии и требования в первую очередь устанавливает биржа . В зависимости от вида ценных бумаг и желаемого уровня листинга, это может быть срок существования эмитента, наличие консолидированной отчетности по МСФО, количество акций в свободном обращении, соблюдение требований к корпоративному управлению, минимальный объем эмиссии, наличие определенного уровня кредитного рейтинга и т. д. Размещение ценных бумаг не на бирже (то есть на внебиржевом рынке) позволяет избежать соблюдения всех или части таких требований».

Московская биржа

Московская биржа (Фото: Shutterstock)

Банки-эмитенты

Эти организации могут выступать эмитентами в нескольких случаях. Во-первых, они могут выпускать денежные знаки. В России этим занимается Банк России и обладает на это действие эксклюзивным правом. Он решает, сколько рублей нужно напечатать.

Кроме этого, банк может выступать эмитентом, выпуская ценные бумаги, например акции или паи фондов. Далеко не все банки этим занимаются, но среди известных — «Сбер», ВТБ, «Открытие» и другие. Также эмиссией называется процесс выпуска банковских карт.

«Многие банки в Росии являются акционерными обществами и выпустили акции при своем создании, — рассказывает Илья Барейша. — Такая эмиссия — чисто техническое упражнение и может регистрироваться не только Банком России, но и регистратором.

Если говорить о других эмиссиях ценных бумаг банков (последующие выпуски акций, выпуски облигаций), то основной целью таких эмиссий является привлечение финансирования. При этом не исключено наличие дополнительных задач — например, соблюдение условий корпоративного соглашения или конвертируемого займа, создание истории публичного финансирования, приобретение публичного статуса и т. д.»

Эмиссия акций может проходить по закрытой подписке или путем получения банком публичного статуса — то есть выхода на IPO.

Компании-эмитенты

Чаще всего эмитентами выступают акционерные общества и другие юридические лица. Различают эмитентов по сфере деятельности. Например, IT-сектор, фармацевтическая, тяжелая промышленность и так далее. На основе такого разделения могут формировать вторичные ценные бумаги, такие как фонды.

Страна-эмитент

Кроме выпуска денежных знаков, которые технически эмитирует Банк России, страна также может выпускать долговые и кредитные ценные бумаги. Яркий пример — облигации федерального займа. Таким образом официальные финансовые институты привлекают деньги в бюджет.

Органы муниципальной власти

Право выпускать долговые и иные ценные бумаги есть не только у самого государства, но и у его субъектов. На бирже можно встретить облигации, выпущенные каким-то регионом. Таким образом муниципальные органы могут пытаться восполнить дефицит бюджета.

Что такое опцион эмитента

Среди ценных бумаг, выпускаемых эмитентами, есть такая производная, как опцион эмитента. Ее часто можно встретить в вакансиях, где к ежемесячной зарплате предлагаются также опционы.

Это вид эмиссионной ценной бумаги, которая обеспечивает ее собственнику право приобрести акции компании по определенной цене и в определенный срок. Фактически это значит, что если у вас есть опцион, вы можете купить по известной заранее цене пакет акций до определенной даты.

Однако опцион является такой же ценной бумагой, как и другие. А значит, может покупаться и продаваться. Поэтому он используется не только для стимулирования сотрудников, но и для привлечения дополнительных средств в бизнес.

Важным условием выпуска опционов является наличие равного или большего количества акций, выпущенных эмитентом. Грубо говоря, организация не может эмитировать опционов на большее количество ценных бумаг, чем те, что уже выпущены.

Главный вход Лондонской фондовой биржи (LSE)

Главный вход Лондонской фондовой биржи (LSE) (Фото: Chris J Ratcliffe / Getty Images)

Раскрытие информации эмитентами

Став эмитентом, организация берет на себя определенные обязательства перед биржей и своими акционерами или пайщиками. Чтобы обеспечить прозрачность процессов, эмитент должен предоставлять регулярно информацию о финансовом состоянии. Так, акционеры могут принимать решение о дальнейшем владении активами.

Данные, которые должна раскрывать компания-эмитент:

  • ежегодные и ежеквартальные финансовые и другие отчеты о своей деятельности;
  • объявления об изменения в составе компании;
  • анонсы предстоящих собраний советов директоров, на которых решаются вопросы выплаты дивидендов;
  • решения об эмиссии ценных бумаг или дополнительных тиражах.

Компания должна в целом информировать рынок и акционеров о том, что может повлиять на котировки ценных бумаг.

Рейтинг эмитентов

Чтобы инвесторам было легче ориентироваться в эмитентах на рынке, создаются кредитные рейтинги, которые оценивают инвестиционную привлекательность организации и возможную степень доверия к ее эмиссиям. Важно различать рейтинг эмитентов и рейтинги эмиссий.

Такие рейтинги составляют уполномоченные агентства. Их рейтинги используют биржи для включения ценных бумаг в списки. Каждая биржа определяет свой список рейтинговых агентств, чьи рейтинги она принимает, и показатели, подходящие ей.

Наиболее известные агентства на Западе:

  • «Эксперт РА»
  • Национальное рейтинговое агентство
  • Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА)
  • Агентство «Национальные кредитные рейтинги» (НКР)

Рейтинг, как правило, является не привычным ранжированием от самого надежного эмитента к самому непривлекательному, а системой оценок, присуждаемых эмитентам. Оценки выражаются в буквенном сочетании, например AAA, BBB, B+ и т. д.

В целом уровень доверия к рейтингам высокий. На основе таких продуктов создаются вторичные ценные бумаги, на них ориентируются при составлении инвестиционных стратегий. Однако вероятность пристрастности рейтинговых агентств все же существует. Исторически работу этих организаций оплачивали инвесторы, но все изменилось в 70-х годах XX века, когда финансировать работу агентств начали сами эмитенты. Критики рейтингов считают, что тогда они потеряли беспристрастность. Однако до сих пор в оценке эмитентов и выпусков эмиссий ориентируются на «большую тройку» — Fitch, S&P и Moody’s, а также региональные рейтинги. В России деятельность рейтинговых агентств регулируется Федеральным законом № 222. Стоит заметить, что из-за санкций агентства западной «большой тройки» приостановили работу в России.

Нью-Йоркская фондовая биржа (NYSE)

Нью-Йоркская фондовая биржа (NYSE) (Фото: Spencer Platt / Getty Images)

Комментарий эксперта

Александр Проклов, старший управляющий директор Рейтингового агентства НКР: «Вкладчикам и розничным инвесторам рейтинги помогают определиться с выбором финансового партнера. Крупные инвесторы (банки, страховщики, компании нефинансового сектора, пенсионные фонды и другие) активно применяют кредитные рейтинги для установления требований к качеству активов, особенно к портфелям ценных бумаг. Государство также активно использует рейтинги организаций и финансовых инструментов в надзорных и регуляторных целях. Рейтингуемой компании наличие кредитного рейтинга облегчает выход на финансовый рынок, поскольку упрощает и делает прозрачной коммуникацию с инвесторами. В свою очередь, инвесторы могут точнее определить доходность финансового инструмента с учетом кредитного риска.

Кредитный рейтинг — это мнение о способности компании, банка или органа власти исполнять принятые на себя финансовые обязательства, иначе говоря, мнение о ее кредитоспособности, надежности, кредитном риске ее отдельных финансовых обязательств или финансовых инструментов.

В России действуют четыре отечественных рейтинговых агентства, аккредитованных ЦБ и присваивающих кредитные рейтинги по национальной шкале. Аккредитация означает, что организация соответствует требованиям ЦБ как мегарегулятора финансового рынка к кредитным рейтинговым агентствам. Это обязательное условие, без которого присвоение кредитных рейтингов по российской национальной шкале невозможно.

Кредитный рейтинг позволяет оценить кредитный риск, иными словами, вероятность дефолта (неисполнения обязательств) рейтингуемой компании. Принцип формирования рейтинговой шкалы — от наивысшего уровня кредитоспособности (обычно AAA) к наихудшему (D обычно обозначает дефолт ). Например, рейтинг A выше, чем ВВB, но ниже, чем АA. Для национальных шкал существуют свои обозначения, рейтинг по российской национальной шкале может выглядеть, как, например, AAA.ru или ruAAA. В целом шкалы рейтинговых агентств похожи между собой, российские буквенные обозначения были скопированы с международных, чтобы обеспечить большую прозрачность для инвесторов, уже знакомых с иностранными кредитными рейтингами.

В дополнение к кредитным рейтингам агентства обычно указывают прогнозы, отражающие ожидаемую динамику оценки в среднесрочной перспективе. Прогноз бывает негативным, позитивным, стабильным и, реже, неопределенным, или развивающимся.

Объективность присвоенных рейтингов обеспечивается наличием комплексных, проработанных методологий анализа кредитоспособности и жесткими требованиями к рейтинговым аналитикам (независимость, сменяемость и др.). Соответствие рейтингов применяемым методологиям — один из базовых принципов законодательства России, регулирующего деятельность кредитных рейтинговых агентств. Агентства также принимают на себя обязательства избегать конфликта интересов, то есть ситуации, когда личная заинтересованность учредителей или работников агентства может повлиять на объективность и беспристрастность рейтинга.

Что можно посоветовать как профессиональным инвесторам, так и рядовым участникам рынка? Прежде всего, внимательно читать пресс-релизы рейтинговых агентств: обычно них в сжатой форме описываются основные плюсы и минусы, сильные и слабые стороны рейтингуемой компании. При возможности и наличии некоторых навыков финансового анализа имеет смысл ознакомиться с методологиями рейтинговых агентств, чтобы лучше понять суть рейтинговой оценки. Наконец, стоит осторожнее подходить к ценным бумагам и эмитентам без кредитного рейтинга, поскольку это может говорить как минимум о недостаточной информационной прозрачности».

Читайте также:

Следите за новостями компаний в нашей группе в сети «ВКонтакте»

Оценка кредитоспособности компании или государства. Выставляется независимыми рейтинговыми агентствами и производится на основании оценочных анкет, которые преобразуют финансовые и нефинансовые показатели компании в баллы. Кредитный рейтинг позволяет оценивать рискованность вложения в ценные бумаги эмитента (компании) – чем выше рейтинг, тем ниже риск. Лицо, выпускающее ценные бумаги. Эмитентом может быть как физическое лицо, так и юридическое (компании, органы исполнительной власти или местного самоуправления). Дефолт (от французского de fault — по вине) — ситуация, возникшая при неисполнении заемщиком обязательств по уплате или обслуживанию долга. Дефолтом считается неуплата процентов по кредиту или по облигационному займу, а также непогашение займа. Стоит отдельно выделить технический дефолт — ситуацию, когда исполнение обязательств было только временной задержкой платежей, как правило, по независящим от заемщика обстоятельствам. Дефолт служит основанием для предъявления кредитором иска о банкротстве заемщика Финансовый инстурмент, используемый для привлечения капитала. Основные типы ценных бумаг: акции (предоставляет владельцу право собственности), облигации (долговая ценная бумага) и их производные. Подробнее Регламентированный рынок, где встречаются продавцы и покупатели, торгующие различными активами: акциями, облигациями, валютой, фьючерсами, товарами. Стать участником торгов на бирже может каждый – для этого нужно открыть брокерский счет. Каждая сделка заключается по рыночной цене, совершается практически мгновенно, а также регистрируется и контролируется. Подробнее Долговая ценная бумага, владелец которой имеет право получить от выпустившего облигацию лица, ее номинальную стоимость в оговоренный срок. Помимо этого облигация предполагает право владельца получать процент от ее номинальной стоимости либо иные имущественные права. Облигации являются эквивалентом займа и по своему принципу схожи с процессом кредитования. Выпускать облигации могут как государства, так и частные компании. Процедура включения ценной бумаги в список торгуемых на бирже активов.

ИЛИ КОММЕРЧЕСКОГО ОБЛИГАЦИОННОГО ЗАЙМА

Эмитент продает поручения андеррайтеру выставлять заявки на продажу облигаций на Московской бирже.

Инвесторы (участники торгов) резервируют денежные средства на счетах в НРД.

Инвесторы выставляют заявки на покупку облигаций в торговой системе Московской биржи.

Андеррайтер выставляет заявки на продажу в торговой системе Московской биржи.

НРД производит расчеты по сделкам списанию денежных средств и зачислению облигаций на счета инвесторов.

Андеррайтер перечисляет эмитенту денежные средства, полученные от размещения облигаций.

Вторичные торги и маркет-мейкинг

Ликвидность вторичного рынка облигаций является важным фактором, определяющим “стоимость” долгового капитала компании.
Высокая ликвидности на вторичных торгах приводит к росту числа инвесторов:

  • Возможность увеличения объема будущих выпусков в связи с возросшим спросом;
  • Возможность понижения ставки следующего купона для облигаций с офертой;
  • Снижение стоимости заимствования для следующего выпуска.

Низкая ликвидность на вторичных торгах приводит к отсутствию новых инвесторов:

  • Требование дополнительной премии над рынком со стороны инвестора;
  • Высокая ставка следующего купона для облигаций с офертой;
  • Отказ инвесторов приобретать бумаги нового выпуска.

Наличие маркет-мейкера на вторичных торгах гарантирует повышение ликвидности облигаций. Схема организации маркет-мейкинга на Московской Бирже:

  • Типовая форма договора содержит условия поддержания котировок, срок действия договора, вознаграждения, реквизиты;
  • Договор согласовывается, подписывается;
  • Начало исполнения обязательств.

Срок запуска договора маркет-мейкинга с момента переговоров до начала исполнения обязательств – от 4 дней

Дополнительная эмиссия

Особенности дополнительного выпуска:

  • размещается дополнительно к ранее размещенному выпуску;
  • порядок размещения не зависит от порядка размещения основного выпуска;
  • обращение на условиях, установленных для основного выпуска;
  • не требуется отдельный проспект.

Часто задаваемые вопросы

Особенности биржевых облигаций

  • Выпуск биржевых облигаций не требует государственной регистрации в Банке России, регистрация выпуска биржевых облигаций осуществляется ПАО Московская Биржа одновременно с допуском таких биржевых облигаций к организованным торгам, проводимым биржей.
  • Исполнение обязательств по биржевым облигациям может быть обеспечено поручительством или независимой гарантией.
  • Биржевые облигации могут размещаться только по открытой подписке (то есть предлагаться неограниченному кругу лиц).
  • Биржевые облигации не предоставляют их владельцам иных прав, кроме права на получение номинальной стоимости или номинальной стоимости и установленных процентов и прав, возникающих из обеспечения, предоставляемого по таким облигациям.
  • Выплаты по биржевым облигациям могут осуществляться только деньгами.
  • Биржевые облигации выпускаются в бездокументарной форме, централизованный учет прав на которые осуществляется центральным депозитарием. Допуск биржевых облигаций к торгам осуществляется путем включения их в Список ценных бумаг , допущенных к торгам.
    Биржевые облигации могут быть размещены как в рамках программы биржевых облигаций, так и нет.
    Для выпуска биржевых облигаций в рамках программы, предварительно необходимо представить на биржу документы для регистрации программы биржевых облигаций.

Кто может выпустить биржевые облигации

Эмитентами биржевых облигаций могут выступать:

  • Хозяйственные общества;
  • Государственные корпорации и государственные компании;
  • Международные финансовые организации;
  • Унитарные предприятия.

Для того, чтобы биржа смогла зарегистрировать выпуск биржевых облигаций, эмитент таких облигаций должен иметь уникальный код эмитента, присваиваемый Банком России. В случае, если ранее эмитент не обращался в Банк России за государственной регистрацией выпуска эмиссионных ценных бумаг, эмитенту рекомендуется во избежание увеличения сроков принятия биржей решения о регистрации выпуска биржевых облигаций направить с использованием системы “Личный кабинет эмитента” вместе с документами, необходимыми для такой регистрации, заполненную форму запроса нового кода эмитента.
Эмитент и (или) биржевые облигации эмитента должны соответствовать требованиям законодательства, а также требованиям, установленным Правилами листинга для допуска биржевых облигаций к торгам (для некоторых категорий эмитентов установлены особенности допуска их ценных бумаг к торгам).
Биржа вправе устанавливать дополнительные условия, которым должны соответствовать биржевые облигации, а также требования к биржевым облигациям и (или) их эмитентам.

Как выпустить биржевые облигации

Этапы эмиссии (выпуска) биржевых облигаций должны соответствовать процедуре эмиссии эмиссионных ценных бумаг, установленной пунктом 1 статьи 19 Федерального закона “О рынке ценных бумаг”.
Примерная последовательность действий, связанная с размещением биржевых облигаций, выглядит следующим образом:

  1. предварительный этап: разработка концепции и параметров выпуска биржевых облигаций, установление целей эмиссии и направления полученных средств, определение потенциальных инвесторов и лиц, которые будут оказывать услуги по организации размещения и по размещению биржевых облигаций;
  2. решение о размещении или утверждение программы: принятие уполномоченным органом управления корпоративного решения о размещении биржевых облигаций или об утверждении программы биржевых облигаций (форма и содержание программы облигаций устанавливается нормативными актами Банка России);
  3. утверждение проспекта биржевых облигаций: принятие уполномоченным органом управления корпоративного решения об утверждении проспекта биржевых облигаций (форма и содержание проспекта ценных бумаг устанавливается нормативными актами Банка России).
  4. регистрация программы биржевых облигаций (если выпуск планируется размещать в рамках такой программы): подача заявления и всех необходимых документов на биржу с последующей регистрацией программы биржевых облигаций и присвоения такой программе регистрационного номера;
  5. подготовка решения о выпуске: составление и подписание уполномоченным лицом эмитента решения о выпуске биржевых облигаций, содержащего права, закрепленные биржевой облигацией (форма и содержание решения о выпуске облигаций устанавливается нормативными актами Банка России);
  6. регистрация выпуска: подача заявления и всех необходимых документов на биржу с последующей регистрацией выпуска биржевых облигаций, присвоением такому выпуску регистрационного номера и допуском биржевых облигаций к торгам (включением их в Список);
  7. публикация документа, содержащего условия размещения (в случае отсутствия проспекта биржевых облигаций или отсутствия в проспекте условий размещения биржевых облигаций): составление, подписание уполномоченным лицом эмитента и публикация документа, содержащего условия размещения биржевых облигаций (форма и содержание документа, содержащего условия размещения облигаций, устанавливается нормативными актами Банка России);
  8. размещение: определение даты начала размещения биржевых облигаций и непосредственно отчуждение биржевых облигаций эмитентом (в том числе через андеррайтера) первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок на торгах биржи;
  9. подведение итогов размещения: эмитентом отчет об итогах выпуска биржевых облигаций не предоставляется, уведомление Банка России об итогах размещения биржевых облигаций осуществляется учетной системой (депозитарием, осуществляющим централизованный учет прав);
  10. заключительный этап: поддержание обращения биржевых облигаций на вторичном рынке, исполнение эмитентом обязательств (выплата купонов, номинальной стоимости), раскрытие эмитентом информации в течение всего периода обращения выпущенных им биржевых облигаций, соблюдение интересов инвесторов.
    Заявление и документы для регистрации выпуска биржевых облигаций и включения биржевых облигаций в Список должны быть представлены Бирже не позднее 1 месяца с даты утверждения проспекта биржевых облигаций в случае, если регистрация выпуска (дополнительного выпуска) биржевых облигаций сопровождается составлением и регистрацией проспекта биржевых облигаций.

Что проверяет биржа

При регистрации выпуска биржевых облигаций и допуске их к торгам биржа осуществляет проверку соответствия биржевых облигаций Правилам листинга и проверку соблюдения эмитентом требований законодательства Российской Федерации, а именно:

  • порядок и условия принятия решения о размещении биржевых облигаций (в случае, если выпуск биржевых облигаций размещается не в рамках программы);
  • другие требования, соблюдение которых необходимо при осуществлении эмиссии биржевых облигаций (в том числе в рамках программы биржевых облигаций);
  • и в случае, если регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг сопровождается составлением и регистрацией проспекта ценных бумаг, проспект ценных бумаг.

Биржа также обязана проверить полноту информации, содержащейся в документах, представленных для регистрации выпуска биржевых облигаций, и вправе проверить ее достоверность.
В случае обнаружения биржей нарушений или несоответствий в представленных документах срок принятия решения о регистрации выпуска биржевых облигаций и их допуске к торгам может быть продлен на время, необходимое для устранения выявленных нарушений или несоответствий.

Дополнительные услуги биржи

До подачи документов для регистрации выпуска биржевых облигаций и их допуска к торгам эмитентам предоставлена возможность воспользоваться услугой «Предварительное рассмотрение документов», которая предоставляет возможность предварительной экспертизы проектов эмиссионной документации по биржевым облигациям; либо услугой “Прелистинг биржевых облигаций”, которая помимо предварительной экспертизы проектов эмиссионной документации по биржевым облигациям также предоставляет возможность проведения предварительной экспертизы на предмет соответствия биржевых облигаций для включения в Список.
Данные услуги актуальны, например, для эмитентов, которые хотят зарегистрировать выпуск биржевых облигаций в кратчайшие сроки, а также для эмитентов, которые редко выпускают облигации или сомневаются в правильном оформлении эмиссионных и (или) иных документов, необходимых для включения биржевых облигаций в Список.
Эмитентам также предоставлена возможность воспользоваться услугой (“конструктором”) автоматизированной подготовки текста решения о выпуске биржевых облигаций в информационном сервисе «личный кабинет эмитента».
Конструктор позволяет генерировать эмиссионные документы на базе универсальных шаблонов и в зависимости от заложенных в его основу вариантов размещения биржевых облигаций.
Сроки рассмотрения Заявления и документов, необходимых для регистрации выпуска биржевых облигаций, размещаемых в рамках программы биржевых облигаций, и включения таких биржевых облигаций в Список, приведены в разделе «Программа биржевых облигаций».
Сроки рассмотрения Заявления и документов, необходимых для регистрации выпуска биржевых облигаций и включения биржевых облигаций в Список, после оказания услуги “Пре листинга биржевых облигаций” или услуги «Предварительное рассмотрение документов»приведены в соответствующих разделах.

При этом есть несколько важных моментов, относящихся к сроку рассмотрения документов, о которых следует знать:

  1. Срок рассмотрения биржей документов начинает течь со следующего дня после представления эмитентом заявления и полного комплекта документов, а в случае направления заявления и документов, подписанных электронной подписью, – со следующего дня после присвоения заявлению статуса “принято”.
  2. Биржа вправе потребовать устранения выявленных нарушений или несоответствий требованиям законодательства, провести проверку достоверности указанных сведений, запросить дополнительную информацию от эмитента. В этих случаях срок рассмотрения документов приостанавливается на срок, необходимый для устранения нарушений или предоставления необходимых сведений, и дополнительно может быть продлен на время проведения проверки представленных документов и информации, но не более чем на 5 рабочих дней.
  3. Срок принятия Биржей решения о регистрации выпуска биржевых облигаций и о допуске биржевых облигаций к торгам значительно сокращается в случае, если эмитент воспользовался услугой «Предварительное рассмотрение документов» либо услугой “Прелистинг биржевых облигаций” (до 5 рабочих дней)
  4. Срок принятия Биржей решения может быть изменен также в иных случаях, установленных Правилами листинга (например, при обращении за рекомендацией к Экспертному Совету по листингу)

Какие документы подаются на биржу

Документы для регистрации выпуска биржевых облигаций и их допуска к торгам могут быть представлены либо в бумажной форме, либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

При подаче заявления о включении биржевых облигаций в Список в одном из предусмотренных форматов (путем представления электронных документов, подписанных электронной подписью, либо документов в ином виде (формате) без использования электронной подписью) все документы, прилагаемые к такому заявлению, должны быть представлены в том же формате (за исключением документов, которые представляются только в электронном виде).

Документы, представляемые на биржу, должны соответствовать типовым формам, утвержденным биржей для таких документов (далее – типовые формы), и (или) должны быть сформированы с использованием системы Личный кабинет
В случае представления документов на бумажных носителях, некоторые документы дополнительно направляются в электронном виде (на это указано в таблице ниже), но без электронной подписи.

В случае представления документов в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, представление таких документов в иной форме не требуется.

Любые документы, представляемые в бумажной форме и насчитывающие более одного листа, должны быть пронумерованы, прошиты, скреплены печатью (при наличии) на прошивке и заверены подписью уполномоченного лица эмитента или юридического лица, выдавшего документ.

Все документы на бумажных носителях должны быть удостоверены надлежащим образом (нотариально или уполномоченным лицом эмитента).
Верность копий документов, представляемых на бумажном носителе, должна быть подтверждена отметкой “верно” или “копия верна”, печатью эмитента (при наличии) и подписью его уполномоченного лица, если иная форма заверения не установлена нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Стоимость услуг

Подробнее о вознаграждении, взимаемом биржей за услуги по включению биржевых облигаций в Список, осуществляемому одновременно с регистрацией выпуска биржевых облигаций и регистрацией проспекта биржевых облигаций (в случае осуществления регистрации проспекта), можно ознакомиться на сайте Московской биржи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *