Резидент как это сделать сбербанк
Перейти к содержимому

Резидент как это сделать сбербанк

  • автор:

Банки начали рассылку писем с требованием раскрыть второе гражданство

Банки попросили своих клиентов рассказать о наличии гражданства или вида на жительство в других странах. Это может стать началом массовой кампании по выявлению россиян, которые должны платить налоги за рубежом.

Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

​Письма с предложением сообщить об иностранном гражданстве, виде на жительство или статусе налогового резидента других стран клиенты Сбербанка начали получать по почте в середине мая (копия письма есть у РБК). «В связи с необходимостью выявления клиентов, относимых к иностранным налогоплательщикам, информируем вас о необходимости раскрытия информации о себе», — сообщает банк в письме и просит заполнить приложенную анкету. В ней клиентов просят указать страну рождения, все страны, в которых они имеют гражданство или вид на жительство и данные о статусе налогового резидента иностранного государства. Передать заполненную анкету банку необходимо в срок до 25 июня. Таким образом Сбербанк выявляет иностранных налогоплательщиков, чтобы передать данные в американскую налоговую службу — IRS, объясняет заместитель председателя правления банка Белла Златкис. В Сбербанке не стали называть количество разосланных писем. В налоговую службу США будут переданы данные о счетах таких клиентов, остатках и операциях по счетам.

Сбербанк не единственный российский банк, собирающий данные об иностранном гражданстве своих клиентов. Отправку аналогичных запросов подтвердили в банках Абсолют и Бинбанк. Количество разосланных писем в банках не называют.Промсвязьбанк подтвердил, что проверяет клиентов на наличие американского гражданства.

Жертвы FATCA Идентифицировать иностранных налогоплательщиков среди своих клиентов российские банки вынуждены из-за американского закона «О налогообложении иностранных счетов» (FATCA). Цель закона — бороться с уходом от налогов среди американских граждан. Для этого все финансовые организации за пределами США обязаны предоставлять информацию о счетах американцев. В России закон заработал 1 июля 2014 года. К концу июня этого года российские банки должны отчитаться о своих американских клиентах в первый раз. Изначально предполагалось, что между Россией и США будет заключено межправительственное соглашение и налоговые органы двух стран будут взаимодействовать между собой. Но после начала украинского кризиса переговоры были заморожены, и российским банкам пришлось самостоятельно присоединяться к FATCA.

Среди клиентов российских банков единицы подпадают под действие закона о FATCA, говорит глава Национального совета финансового рынка Андрей Емелин. Но, по его словам, чтобы исполнить требования закона и выявить американских граждан, нужно опросить каждого клиента. «Сейчас около 90% банков присоединились к FATCA. Очевидно, рассылка писем — это начало массовой кампании, к которой будут постепенно присоединяться остальные банки», — говорит Емелин. Из-за того что чиновники не выработали четких правил, система идентификации клиентов устроена довольно сложно. «В этом году банки должны закончить идентификацию крупных клиентов — со счетами больше $1 млн. В следующем — клиентов со счетами от $50 тыс. до $1 млн», — объясняет руководитель департамента правового обеспечения ХКФ Банка Александр Гонтаренко. Новым клиентам, обращающимся в банк после вступления закона в силу, банки предлагают заполнить анкету на этапе открытия счета. Для выявления американских граждан среди старых клиентов кредитным организациям и приходится запрашивать информацию у всех, кто вызывает подозрение в связях с США. «Закон FATCA четко определяет перечень индикаторов, которые могут указывать на связь клиента с США», — рассказывает директор по комплаенсу Промсвязьбанка Светлана Ермолаева. Например, таким признаком может служить американский номер телефона. Тем клиентам, чьи данные содержат такую информацию, и рассылаются письма с просьбой подтвердить или опровергнуть факт принадлежности к США. Им предлагают подойти в отделение банка для подписания соответствующих документов, поясняет сотрудник управления финансовых институтов Бинбанка Виктория Журавлева.

Какие факторы привлекают внимание банков: ∙ рождение в США; ∙ постоянное проживание на территории иностранного государства (в том числе наличие вида на жительство); ∙ иностранный номер налогоплательщика; ∙ частные переводы денег на счет в США.

Дополнительные вопросы По действующим правилам российские банки должны выявлять только граждан или налоговых резидентов США. Однако в следующем году заработает так называемая «европейская FATCA» — соглашение Сommon reporting standart (CRS), которое подписали страны Организации экономического сотрудничества и развития (объединяет 34 государства, в том числе большинство государств — членов ЕС), рассказывает старший менеджер КПМГ в России и СНГ Фаррух Абдуллаханов. На Россию соглашение будет распространяться начиная с 2018 года. «Видимо, российские банки заранее готовятся к этому событию и узнают информацию обо всех иностранных гражданствах своих клиентов», — рассуждает Абдуллаханов. Сбербанк подтверждает это. «Мы уже, чтобы два раза не делать, спрашиваем про гражданства всех стран», — говорит Златкис. По словам банкиров, клиенты не отказываются сообщать об иностранном гражданстве. Пока случаев отказа не было, говорит руководитель службы внутреннего аудита Абсолют Банка Елена Букина. «В нашей практике такие случаи отсутствовали», — подтверждает Ермолаева из Промсвязьбанка. Можно ли не раскрывать эти сведения? Персональный менеджер одного из клиентов Сбербанка, получивших запрос о наличии иностранного гражданства, заверил его, что отвечать на письма необязательно. В пресс-службе банка также заявляют, что клиенты могут предоставлять сведения по своему усмотрению. Однако финансовые консультанты предупреждают: молчание может дорого обойтись клиенту. Нежелательные клиенты У клиентов есть 15 дней для того, чтобы сообщить банку об иностранном гражданстве после получения запроса, объясняет Абдуллаханов. Теоретически клиент может ничего не отвечать. В этом случае банк классифицирует клиента как отказника. Но если клиент будет получать доходы от источника в США, банк будет обязан удерживать 30% с каждого платежа и перечислять их в американскую налоговую службу. Сами разработчики FATCA рекомендуют сокращать количество отказников и разрывать с ними отношения. «Если клиент откажет раскрыть информацию, банк может принять решение отказать в открытии счета или проведении операции, так как клиент не транспарентен», — подтверждает Букина. На практике решение о санкциях в отношении отказников будет зависеть от стратегии, выбранной конкретным банком, считает руководитель группы «Банковский сектор, страхование» департамента налогообложения и права Deloitte Александр Синицын. В любом случае отказ раскрыть информацию о резидентстве переводит клиентов в категорию нежелательных. Например, такому клиенту могут отказать в открытии новых счетов, выдаче кредитов и со временем прекратить существующие отношения, считает Синицын. По его словам, в России начинает складываться практика по этому вопросу в пользу прекращения отношений с клиентами-отказниками, поэтому целесообразней предоставить банку требуемую информацию. В скором будущем подтверждение своего налогового статуса станет рутинной практикой в отношениях с банком в большинстве развитых стран мира. «Информация о наличии гражданства во всех развитых странах переходит под ответственность банка. Сопротивляться этому бесполезно. Мне кажется, что это не та информация, которую нужно скрывать», — соглашается партнер UFG Wealth Management Дмитрий Кленов.

Статус резидента

Добрый день. С момента появления СБП я успел ощутить воочию выгоду для себя. У меня были успешные как входящие, так и исходящие переводы со Сбербанка на другие банка. Но вот недавно я не смог перевести денежные средства по СПб. От моего имени было обращение № 200721 0820 622700 от 21.07.2020. Вот ответ от банка: «Система Быстрых Платежей (СБП) – сервис, который позволяет совершать денежные переводы между клиентами разных банков по номеру телефона. Условия для совершения перевода: — Услуга может быть доступна только резидентам; — Мобильное приложение Сбербанк онлайн на Android и iOS (только iPhone) версии 10.12 и выше; — Основная активная дебетовая карта в рублях, подключённая к СМС-банку. Подтверждением статуса резидента может быть справка от налогового органа, подтверждающая такой статус, либо комплект документов, который требует налоговый орган при выдаче такой справки (т.е. табель учёта рабочего времени, и/или изображения паспорта с отметками о пересечении границы РФ, или иные документы, подтверждающие пребывание клиента на территории РФ необходимое для получения статуса налогового резидента кол-во дней). Приносим извинения за неудобства. С уважением, М-кий Н. Специалист ПАО Сбербанк». Что не понравилось в ответе? То, что Сбербанк настолько тесно обменивается данными с налоговой и не может запросить данные, что я являюсь резидентом. Банк требует, чтобы я самостоятельно это сделал и предоставил в банк. Другие банки из СБП, чьим клиентом я являюсь не имеют проблем с обновлением данных. У них я резидент и только многоуважаемый Сбербанк не может обновить данные, что я являюсь резидентом. Со стороны Сбербанка это не совсем корректно. [b]29.07.2020 22:16:37[/b] Здравствуйте. Мне кажется, что сама Мария Александрова вполне заслуживает получить в отношении себя меры дисциплинарного характера за проявление невнимательности и некомпетентности. Я публиковал отзыв (https://www.banki.ru/services/responses/bank/response/10400948/#bankAnswer) Там виден ответ от Марии: «Здравствуйте! Я всё тщательно проверила. Вам доступны исходящие переводы по Системе Быстрых Платежей. Извините за неудобства. С уважением, Мария Александрова Служба заботы о клиентах ПАО Сбербанк» Это как она всё тщательно проверяла, что я до сих пор делать исходящие переводы по СБП. Прошу Сбербанк провести проверку в отношении самой Марии Александровы, которая отвечает здесь. В противном случае, придётся обращаться в контролирующие органы

Администратор народного рейтинга

2020-07-30T12:35:31+03:00

Спасибо за отзыв. Давайте подождём окончательного ответа банка по ситуации.

Сбербанк

2020-07-29T19:58:58+03:00

Здравствуйте! Я всё тщательно проверила. Вам доступны исходящие переводы по Системе Быстрых Платежей. Извините за неудобства. С уважением, Мария Александрова Служба заботы о клиентах ПАО Сбербанк

Резидент как это сделать сбербанк

Глава 2. Представление резидентами документов, связанных с проведением операций. Представление нерезидентами информации при осуществлении операций

2.1. Резидент при проведении операции по зачислению иностранной валюты на транзитный валютный счет должен представить в уполномоченный банк документы, связанные с проведением операций, не позднее пятнадцати рабочих дней после даты зачисления иностранной валюты на транзитный валютный счет, указанной в уведомлении уполномоченного банка о ее зачислении на транзитный валютный счет, за исключением случаев, установленных пунктами 2.6, 2.7 и абзацем вторым пункта 2.8 настоящей Инструкции.

Документы, связанные с проведением операций по зачислению иностранной валюты на транзитный валютный счет, представляются резидентом в уполномоченный банк одновременно с распоряжением о списании иностранной валюты с транзитного валютного счета либо без представления распоряжения о списании иностранной валюты с транзитного валютного счета.

2.2. Резидент вправе дать распоряжение уполномоченному банку о списании со своего транзитного валютного счета зачисленной на него иностранной валюты до представления в соответствии с пунктом 2.1 настоящей Инструкцией документов, связанных с проведением операций, при условии представления резидентом в уполномоченный банк информации о коде вида операций, соответствующем наименованию вида операции, указанному в приложении 1 к настоящей Инструкции (далее — код вида операции), при зачислении иностранной валюты на транзитный валютный счет резидента.

(в ред. Указания Банка России от 05.07.2018 N 4855-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

Информирование резидентом уполномоченного банка о коде вида операции в указанном в абзаце первом настоящего пункта случае осуществляется в порядке, установленном уполномоченным банком по согласованию с резидентом.

2.3. Уполномоченный банк по операции зачисления иностранной валюты на транзитный валютный счет резидента самостоятельно отражает в данных по операциям сведения в соответствии с приложением 2 к настоящей Инструкции, включая код вида операции, в следующие сроки:

при представлении резидентом информации о коде вида операции, указанной в пункте 2.2 настоящей Инструкции, до представления документов, связанных с проведением операций — не позднее двух рабочих дней, следующих за днем представления резидентом такой информации в уполномоченный банк;

при представлении резидентом документов, связанных с проведением операций — не позднее двух рабочих дней, следующих за днем их представления резидентом в уполномоченный банк.

2.4. При представлении резидентом в уполномоченный банк документов, связанных с проведением операций, после представления информации о коде вида операции в соответствии с пунктом 2.2 настоящей Инструкции, при зачислении иностранной валюты на транзитный валютный счет уполномоченный банк осуществляет проверку соответствия информации резидента о коде вида операции, указанной уполномоченным банком в данных по операциям, представленным резидентом документам, связанным с проведением операций.

В случае если по результатам проверки таких документов, связанных с проведением операций, требуется изменить код вида операции, ранее указанный уполномоченным банком в данных по операциям, уполномоченный банк самостоятельно вносит изменения о коде вида операции в данные по операциям в срок, установленный абзацем третьим пункта 2.3 настоящей Инструкции.

2.5. Резидент при списании иностранной валюты с его расчетного счета в иностранной валюте одновременно с распоряжением о списании иностранной валюты должен представить в уполномоченный банк документы, связанные с проведением операций, за исключением случаев, указанных в пунктах 2.6 и 2.7, абзаце втором пункта 2.8, пункте 10.11 и главе 14 настоящей Инструкции.

Уполномоченный банк осуществляет списание иностранной валюты с расчетного счета резидента в иностранной валюте только при представлении резидентом в уполномоченный банк документов, связанных с проведением операций, за исключением случаев, указанных в пунктах 2.6 и 2.7, абзаце втором пункта 2.8, пункте 10.11 и главе 14 настоящей Инструкции.

Уполномоченный банк самостоятельно отражает в данных по операциям сведения в соответствии с приложением 2 к настоящей Инструкции, включая код вида операции, который соответствует наименованию вида операции, указанному в приложении 1 к настоящей Инструкции, при списании иностранной валюты с расчетного счета резидента в иностранной валюте на основании представленных резидентом в уполномоченный банк документов, связанных с проведением операций, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем списания иностранной валюты с расчетного счета резидента в иностранной валюте.

2.6. Резидент не должен представлять документы, связанные с проведением операций, в уполномоченный банк при осуществлении операций в иностранной валюте в следующих случаях:

при взыскании с резидента денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации;

при списании иностранной валюты с расчетного счета резидента в иностранной валюте путем прямого дебетования с согласия резидента (акцепт, в том числе заранее данный акцепт), предусмотренного между резидентом и уполномоченным банком в соответствии с законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе;

при осуществлении операций между резидентом и уполномоченным банком, в котором резиденту открыт расчетный счет в иностранной валюте;

при списании резидентом иностранной валюты со своего расчетного счета в иностранной валюте и ее зачислении на свой расчетный счет в иностранной валюте, на свой счет по депозиту в иностранной валюте, открытые в одном уполномоченном банке, при списании иностранной валюты со своего счета по депозиту, зачислении иностранной валюты на свой счет по депозиту в иностранной валюте, при внесении (снятии) наличной иностранной валюты на свой расчетный счет (со своего расчетного счета) в иностранной валюте;

при списании резидентом иностранной валюты со своего расчетного счета в иностранной валюте в пользу физического лица — нерезидента, связанном с осуществлением выплат пенсий, компенсаций, пособий и иных выплат в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении и страховании;

при осуществлении резидентом операций, связанных со списанием иностранной валюты с расчетного счета резидента в иностранной валюте с использованием банковской карты, за исключением случая осуществления валютных операций по договору, принятому на учет уполномоченным банком в соответствии с разделом II настоящей Инструкции;

при осуществлении резидентом операций, связанных с расчетами по аккредитиву, за исключением случаев, указанных в главе 14 настоящей Инструкции;

при списании резидентом иностранной валюты со своего расчетного счета в иностранной валюте для перевода на свой расчетный счет в иностранной валюте, на свой счет по депозиту в иностранной валюте в другом уполномоченном банке.

(в ред. Указания Банка России от 25.01.2022 N 6062-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случаях, указанных в абзацах втором — девятом настоящего пункта, уполномоченный банк самостоятельно отражает в данных по операциям сведения в соответствии с приложением 2 к настоящей Инструкции, включая код вида операции, который соответствует наименованию вида операции, содержащемуся в приложении 1 к настоящей Инструкции, по таким операциям. Указанные в настоящем пункте сведения отражаются уполномоченным банком в данных по операциям не позднее двух рабочих дней, следующих за днем зачисления иностранной валюты на счет резидента в иностранной валюте (списания иностранной валюты со счета резидента в иностранной валюте).

(абзац введен Указанием Банка России от 25.01.2022 N 6062-У)

2.7. При зачислении иностранной валюты на транзитный валютный счет резидента или списании иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте резидента по договору, заключенному с нерезидентом, сумма обязательств по которому равна или не превышает в эквиваленте 600 тыс. рублей (далее — контракт, сумма обязательств по которому не превышает в эквиваленте 600 тыс. рублей), резидент в установленном уполномоченным банком порядке должен представить в уполномоченный банк информацию о коде вида операции, соответствующем наименованию вида операции, указанному в приложении 1 к настоящей Инструкции.

(в ред. Указания Банка России от 25.01.2022 N 6062-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

Сумма обязательств по договору, указанному в абзаце первом настоящего пункта, определяется на дату заключения договора либо в случае изменения суммы обязательств по договору на дату заключения последних изменений (дополнений) к договору, предусматривающих такое изменение суммы. Сумма обязательств по договору, указанному в абзаце первом настоящего пункта, рассчитывается по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России, или в случае, если официальный курс иностранных валют по отношению к рублю не устанавливается Банком России, по курсу иностранных валют, установленному иным способом, рекомендованным Банком России (далее — курс иностранных валют по отношению к рублю).

2.8. При списании иностранной валюты с клирингового банковского счета в иностранной валюте резидента — клиринговой организации по договору об оказании клиринговых услуг или при зачислении иностранной валюты на клиринговый банковский счет в иностранной валюте резидента — клиринговой организации по договору об оказании клиринговых услуг резидент — клиринговая организация должен представить в уполномоченный банк документы, связанные с проведением операций по списанию или зачислению иностранной валюты при уплате вознаграждения клиринговой организации по договору об оказании клиринговых услуг, по которому в соответствии с разделом II настоящей Инструкции предусмотрено требование о его постановке на учет.

В иных случаях, не связанных с уплатой вознаграждения клиринговой организации по договору об оказании клиринговых услуг, уполномоченный банк самостоятельно отражает в данных по операциям сведения в соответствии с приложением 2 к настоящей Инструкции, включая код вида операции, который соответствует наименованию вида операции, указанному в приложении 1 к настоящей Инструкции, в срок, установленный пунктом 2.9 настоящей Инструкции.

2.9. Уполномоченный банк самостоятельно отражает в данных по операциям сведения в соответствии с приложением 2 к настоящей Инструкции по указанным в пункте 2.7 и абзаце втором пункта 2.8 настоящей Инструкции операциям, включая код вида операции, на основании представляемой резидентом информации о коде вида операции или документов, связанных с проведением операций (в случае их представления резидентом в уполномоченный банк), и (или) иной информации, которой располагает уполномоченный банк в связи с проведением операций резидента, в следующие сроки:

при зачислении иностранной валюты на транзитный валютный счет резидента — не позднее двух рабочих дней, следующих за днем представления резидентом уполномоченному банку информации о коде вида операции;

при списании иностранной валюты со счета резидента в иностранной валюте — не позднее двух рабочих дней, следующих за днем списания иностранной валюты со счета резидента в иностранной валюте.

2.10. Резидент, включая финансового агента (фактора) — резидента, указанного в части 5 статьи 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — финансовый агент (фактор) — резидент), при осуществлении операции, связанной со списанием валюты Российской Федерации со своего расчетного счета в валюте Российской Федерации, открытого в уполномоченном банке, которая соответствует виду операции, указанному в приложении 1 к настоящей Инструкции, за исключением случаев, указанных в пунктах 2.14 и 2.15 и абзаце втором пункта 2.16 настоящей Инструкции, должен представить в уполномоченный банк одновременно следующие документы:

распоряжение о переводе денежных средств, предусмотренное Положением Банка России от 29 июня 2021 года N 762-П «О правилах осуществления перевода денежных средств», зарегистрированным Минюстом России 25 августа 2021 года, регистрационный N 64765, оформленное с учетом требований, предусмотренных пунктом 2.13 настоящей Инструкции (далее — расчетный документ по операции);

(в ред. Указания Банка России от 25.01.2022 N 6062-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

документы, связанные с проведением операций.

2.11. В случаях, указанных в пункте 2.10 настоящей Инструкции, уполномоченный банк осуществляет списание валюты Российской Федерации с расчетного счета резидента в валюте Российской Федерации только при представлении резидентом в уполномоченный банк документов, связанных с проведением операций, за исключением случаев, установленных пунктами 2.14 и 2.15 и абзацем вторым пункта 2.16 настоящей Инструкции.

2.12. Уполномоченный банк самостоятельно отражает в данных по операциям сведения в соответствии с приложением 2 к настоящей Инструкции, включая код вида операции по указанным в пункте 2.10 настоящей Инструкции операциям, на основании документов, связанных с проведением операций, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем списания валюты Российской Федерации с расчетного счета резидента в валюте Российской Федерации.

2.13. В расчетном документе по операции перед текстовой частью в реквизите «Назначение платежа» должен содержаться код вида операции, который соответствует наименованию вида операции, указанному в приложении 1 к настоящей Инструкции, а также сведениям, содержащимся в представленных резидентом документах, связанных с проведением операций.

Информация о коде вида операции должна быть заключена в фигурные скобки и иметь следующий вид:

Отступы (пробелы) внутри фигурных скобок не допускаются.

Символ «VO» указывается прописными латинскими буквами (например, ).

2.14. Резидент не должен представлять в уполномоченный банк расчетный документ по операции и документы, связанные с проведением операций, в следующих случаях:

при взыскании с резидента в пользу нерезидента денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации;

при списании валюты Российской Федерации с расчетного счета резидента в валюте Российской Федерации путем прямого дебетования с согласия резидента (акцепт, в том числе заранее данный акцепт), предусмотренного между резидентом и уполномоченным банком в соответствии с законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе;

при осуществлении резидентом операций с использованием банковских карт, за исключением случаев осуществления расчетов по договору, принятому на учет уполномоченным банком в соответствии с разделом II настоящей Инструкции;

при списании резидентом валюты Российской Федерации со своего расчетного счета в валюте Российской Федерации в пользу физического лица — нерезидента, связанном с осуществлением выплат пенсий, компенсаций, пособий и иных выплат в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении и страховании;

при осуществлении резидентом операций, связанных с расчетами по аккредитиву, за исключением случаев, указанных в главе 14 настоящей Инструкции.

В случаях, указанных в абзацах втором — шестом настоящего пункта, уполномоченный банк самостоятельно отражает в данных по операциям сведения в соответствии с приложением 2 к настоящей Инструкции, включая код вида операции, соответствующий наименованию вида операции, приведенному в приложении 1 к настоящей Инструкции. Указанные в настоящем пункте сведения отражаются уполномоченным банком в данных по операциям не позднее двух рабочих дней, следующих за днем зачисления валюты Российской Федерации на расчетный счет резидента в валюте Российской Федерации (списания валюты Российской Федерации с расчетного счета резидента в валюте Российской Федерации).

2.15. При списании валюты Российской Федерации с расчетного счета резидента в валюте Российской Федерации по контракту, сумма обязательств по которому не превышает в эквиваленте 600 тыс. рублей, резидент должен представить в уполномоченный банк расчетный документ по операции.

(в ред. Указания Банка России от 25.01.2022 N 6062-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.16. При списании валюты Российской Федерации с клирингового банковского счета в валюте Российской Федерации резидента — клиринговой организации по договору об оказании клиринговых услуг в пользу нерезидента резидент — клиринговая организация должен представить в уполномоченный банк расчетный документ по операции и документы, связанные с проведением операций, при уплате вознаграждения клиринговой организации по договору об оказании клиринговых услуг, по которому в соответствии с разделом II настоящей Инструкции предусмотрено требование о его постановке на учет.

В иных случаях, не связанных с уплатой вознаграждения клиринговой организации по договору об оказании клиринговых услуг, уполномоченный банк самостоятельно отражает в данных по операциям сведения в соответствии с приложением 2 к настоящей Инструкции, включая код вида операции, который соответствует наименованию вида операции, приведенному в приложении 1 к настоящей Инструкции, в срок, установленный пунктом 2.17 настоящей Инструкции.

2.17. Уполномоченный банк самостоятельно отражает в данных по операциям сведения в соответствии с приложением 2 к настоящей Инструкции по указанным в пункте 2.15 и абзаце втором пункта 2.16 операциям, включая код вида операции, на основании информации, содержащейся в расчетном документе по операции или документах, связанных с проведением операций (в случае их представления резидентом в уполномоченный банк), и (или) иной информации, которой располагает уполномоченный банк в связи с проведением операций резидента. Указанные в настоящем пункте сведения отражаются уполномоченным банком в данных по операциям не позднее двух рабочих дней, следующих за днем списания валюты Российской Федерации с расчетного счета резидента в валюте Российской Федерации.

2.18. Нерезидент при осуществлении операции, связанной со списанием валюты Российской Федерации со своего банковского счета, открытого в уполномоченном банке в валюте Российской Федерации, должен представить в уполномоченный банк расчетный документ по операции с указанием в нем в порядке, установленном пунктом 2.13 настоящей Инструкции, кода вида операции, который соответствует наименованию вида операции, указанному в приложении 1 к настоящей Инструкции, за исключением следующих случаев:

при взыскании с нерезидента денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации;

при списании валюты Российской Федерации с банковского счета нерезидента в валюте Российской Федерации путем прямого дебетования с согласия нерезидента (акцепт, в том числе заранее данный акцепт), предусмотренного между нерезидентом и уполномоченным банком в соответствии с законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе;

(в ред. Указания Банка России от 05.07.2018 N 4855-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

при осуществлении операций в валюте Российской Федерации между нерезидентом и уполномоченным банком, в котором нерезиденту открыт банковский счет в валюте Российской Федерации;

при переводе нерезидентом валюты Российской Федерации с банковского счета в валюте Российской Федерации на другой банковский счет нерезидента, счет по депозиту в валюте Российской Федерации нерезидента, открытые в одном уполномоченном банке, при переводе нерезидентом валюты Российской Федерации со счета по депозиту в валюте Российской Федерации на свой банковский счет;

при переводе нерезидентом валюты Российской Федерации с банковского счета в валюте Российской Федерации с использованием банковской карты.

В случаях, указанных в абзацах втором — шестом настоящего пункта, уполномоченный банк самостоятельно отражает в данных по операциям сведения в соответствии с приложением 2 к настоящей Инструкции, включая код вида операции, на основании информации, содержащейся в расчетном документе по операции, и (или) иной информации, имеющейся в распоряжении уполномоченного банка, которой располагает уполномоченный банк в связи с проведением операций нерезидента. Указанная информация отражается уполномоченным банком в данных по операциям в срок не позднее двух рабочих дней после дня списания валюты Российской Федерации с банковского счета нерезидента в валюте Российской Федерации.

(в ред. Указания Банка России от 05.07.2018 N 4855-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.19. В случае если уполномоченному банку резидентом (нерезидентом) предоставлено право самостоятельно составить расчетный документ по операции с указанием в нем кода вида операции на основании документов, связанных с проведением операции, уполномоченный банк самостоятельно составляет расчетный документ по операции с указанием в нем кода вида операции.

2.20. При изменении сведений, содержащихся в представленных резидентами в соответствии с настоящей главой в уполномоченный банк информации о коде вида операции и (или) в документах, связанных с проведением операций, в результате которых необходимо изменить код вида операции, ранее отраженный уполномоченным банком в данных по операциям, резидент в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после даты оформления документов, подтверждающих такие изменения, должен представить их в уполномоченный банк.

Датой оформления документа, подтверждающего такие изменения, считается наиболее поздняя по сроку дата его подписания или дата вступления его в силу либо в случае отсутствия этих дат — дата его составления.

Уполномоченный банк самостоятельно отражает изменения о коде вида операции в данных по операциям не позднее двух рабочих дней, следующих за днем представления резидентом таких документов в уполномоченный банк.

2.21. В случае если в представленных резидентом в соответствии с настоящей главой документах, связанных с проведением операций, содержится недостаточно информации для отражения кода вида операции в данных по операциям, уполномоченный банк должен запросить у резидента и резидент должен представить дополнительные документы и (или) информацию, позволяющие на их основании указать в данных по операциям соответствующий проводимой операции код вида операции, в порядке и сроки, установленные уполномоченным банком.

Резидент вправе представить уполномоченному банку без его запроса дополнительные документы и (или) информацию, позволяющие на их основании указать в данных по операциям соответствующий проводимой операции код вида операции.

2.22. При зачислении иностранной валюты на транзитный валютный счет резидента, при списании иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте резидента, при зачислении валюты Российской Федерации на расчетный счет в валюте Российской Федерации резидента, при списании валюты Российской Федерации с расчетного счета в валюте Российской Федерации резидента по договорам, принятым на учет уполномоченным банком в соответствии с разделом II настоящей Инструкции, резидент в порядке, установленном уполномоченным банком по согласованию с резидентом, должен представить в уполномоченный банк информацию об уникальном номере договора, присвоенном в порядке, установленном настоящей Инструкцией. Указанная в настоящем пункте информация представляется резидентом в уполномоченный банк в следующие сроки:

при зачислении иностранной валюты на транзитный валютный счет — одновременно с представлением информации о коде вида операции или документов, связанных с проведением операций, позволяющих на их основании указать в данных по операциям соответствующий проводимой операции код вида операции, в зависимости от того, какое из указанных событий наступит раньше;

при зачислении валюты Российской Федерации на расчетный счет в валюте Российской Федерации — не позднее пятнадцати рабочих дней после даты ее зачисления на расчетный счет резидента, указанной в выписке по операциям на счете либо в ином документе, переданном уполномоченным банком резиденту, который содержит информацию о зачислении валюты Российской Федерации на этот расчетный счет резидента (далее — выписка по операциям на счете);

при списании иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте — одновременно с распоряжением о списании иностранной валюты;

при списании валюты Российской Федерации с расчетного счета в валюте Российской Федерации — одновременно с расчетным документом по операции.

Операция по списанию иностранной валюты или валюты Российской Федерации со счета резидента не осуществляется по договору, который не поставлен на учет в уполномоченном банке в соответствии с разделом II настоящей Инструкции.

2.23. При зачислении валюты Российской Федерации на расчетный счет резидента в валюте Российской Федерации по договорам, принятым на учет уполномоченным банком в соответствии с разделом II настоящей Инструкции, резидент в порядке, согласованном уполномоченным банком с резидентом, должен представить в уполномоченный банк документы, связанные с проведением операций, не позднее пятнадцати рабочих дней после даты ее зачисления на расчетный счет резидента, указанной в выписке по операциям на счете.

При зачислении валюты Российской Федерации на расчетный счет резидента в валюте Российской Федерации, поступившей от нерезидента, в случае несогласия резидента с кодом вида операции, указанным в поступившем от нерезидента расчетном документе по операции, либо в случае отсутствия в расчетном документе по операции кода вида операции резидент одновременно с документами, связанными с проведением операций, вправе представить в уполномоченный банк информацию о соответствующем таким документам коде вида операции.

2.24. При списании резидентом, поставившим на учет договор, иностранной валюты или валюты Российской Федерации, являющихся авансовыми платежами по такому договору, принятому на учет уполномоченным банком в соответствии с разделом II настоящей Инструкции, резидент должен представить в уполномоченный банк в порядке, установленном уполномоченным банком по согласованию с резидентом, информацию об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации согласно приложению 3 к настоящей Инструкции.

Операция по списанию иностранной валюты или валюты Российской Федерации с расчетного счета резидента, поставившего на учет договор, являющихся авансовыми платежами по такому договору, принятому на учет уполномоченным банком в соответствии с разделом II настоящей Инструкции, не осуществляется, в случае если резидентом при представлении распоряжения о списании иностранной валюты или валюты Российской Федерации не представлена информация об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации.

В случае изменения информации об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации резидент должен представить уполномоченному банку документы, подтверждающие изменение указанной информации, не позднее пятнадцати рабочих дней после даты оформления таких документов в порядке, установленном уполномоченным банком по согласованию с резидентом.

Датой оформления документа, подтверждающего такие изменения, считается наиболее поздняя по сроку дата его подписания или дата вступления его в силу либо в случае отсутствия этих дат — дата его составления.

2.25. Уполномоченный банк по согласованию с резидентом вправе проинформировать резидента о коде вида операции, который отражен им в данных по операциям в соответствии с главой 3 настоящей Инструкции, в порядке, установленном уполномоченным банком по согласованию с резидентом.

В случае несогласия резидента с указанным уполномоченным банком кодом вида операции резидент вправе представить в уполномоченный банк информацию об изменении кода вида операции и документы, связанные с проведением операции, в порядке и сроки, определенные уполномоченным банком.

В случае согласия уполномоченного банка с изменением кода вида операции на основании представленных резидентом информации об изменении кода вида операции и документов, связанных с проведением операции, уполномоченный банк должен изменить (скорректировать) сведения о коде вида операции, указанные в данных по операциям и ведомости банковского контроля, не позднее двух рабочих дней после даты представления резидентом информации об изменении кода вида операции и документов, связанных с проведением операции.

2.26. Физическое лицо — резидент при списании в пользу нерезидента иностранной валюты или валюты Российской Федерации со своего банковского счета (вклада) в иностранной валюте или валюте Российской Федерации, открытого в уполномоченном банке, при предоставлении займа нерезиденту по договору займа на сумму, превышающую в эквиваленте 600 тыс. рублей, должно представить в уполномоченный банк в порядке, установленном уполномоченным банком по согласованию с физическим лицом — резидентом, договор займа, заключенный между физическим лицом — резидентом и нерезидентом.

(в ред. Указания Банка России от 25.01.2022 N 6062-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

При списании физическим лицом — резидентом в пользу нерезидента иностранной валюты или валюты Российской Федерации со своего банковского счета (вклада) в иностранной валюте или валюте Российской Федерации, открытого в уполномоченном банке, при предоставлении займа нерезиденту по договору займа, сумма обязательств которого равна или превышает сумму, указанную в абзаце втором пункта 4.2 настоящей Инструкции, физическое лицо — резидент должно представить в уполномоченный банк в порядке, установленном уполномоченным банком по согласованию с физическим лицом — резидентом, одновременно с договором займа информацию об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации согласно приложению 3 к настоящей Инструкции. Указанная информация не представляется физическим лицом — резидентом повторно в уполномоченный банк, если ранее была представлена в уполномоченный банк и не изменялась.

Физическое лицо — резидент при зачислении иностранной валюты или валюты Российской Федерации на свой банковский счет (вклад) в иностранной валюте или валюте Российской Федерации, открытый в уполномоченном банке, по операции, связанной с возвратом займа, сумма которого превышает в эквиваленте 600 тыс. рублей, осуществлением процентных и иных платежей нерезидентом по договору займа, код вида которой указан в приложении 1 к настоящей Инструкции, должно сообщить уполномоченному банку информацию о назначении такого платежа и сведения о договоре займа, указанные в пункте 3 приложения 2 к настоящей Инструкции, в порядке, установленном уполномоченным банком по согласованию с физическим лицом — резидентом, в срок не позднее тридцати рабочих дней после дня зачисления иностранной валюты или валюты Российской Федерации на счет физического лица — резидента.

(в ред. Указания Банка России от 25.01.2022 N 6062-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

Уполномоченный банк самостоятельно отражает в данных по операциям сведения о таком зачислении или списании в соответствии с приложением 2 к настоящей Инструкции по указанным в настоящем пункте операциям, включая код вида операции, на основании представленных физическим лицом — резидентом документов и (или) информации. Указанные в настоящем пункте сведения отражаются уполномоченным банком в данных по операциям в срок не позднее двух рабочих дней после дня списания иностранной валюты или валюты Российской Федерации с банковского счета (вклада) в иностранной валюте или валюте Российской Федерации или дня представления физическим лицом — резидентом информации, указанной в абзаце третьем настоящего пункта, при зачислении иностранной валюты или валюты Российской Федерации на банковский счет (вклад) в иностранной валюте или валюте Российской Федерации.

(п. 2.26 введен Указанием Банка России от 05.07.2018 N 4855-У)

Недавно я захотел открыть счет в Сбербанк инвестициях, однако при регистрации указано, что только налоговые резиденты могут пользоваться данным сервисом

Здравствуйте. Я являюсь гражданином РФ, однако долгое время безвыездно проживаю и работаю в Китае. Следовательно я- налоговый резидент поднебесной. Недавно я захотел открыть счет в Сбербанк инвестициях, однако при регистрации указано, что только налоговые резиденты могут пользоваться данным сервисом. Подскажите пожалуйста, есть ли возможность все таки зарегистрироваться на даном сервисе (или аналогичных) в моей ситуации?

22 марта 2023, 07:21 , Иван, г. Москва
Ответы юристов
Евгений Григорьев
Юрист, г. Тверь
Общаться в чате

Здравствуйте Иван!
Открыть индивидуальный инвестиционный счет (ИИС) могут только налоговые резиденты РФ. По закону это лица, фактически находящиеся в Российской Федерации от 90 до 182 календарных дней включительно (Федеральный закон от 31.07.2020 № 265-ФЗ). ИИС предусмотрен как для физический лиц, так и для индивидуальных предпринимателей на общем режиме налогообложения. Главное условие — наличие официального дохода, облагаемого налогом по ставке 13 % (НДФЛ).
Таким образом к сожалению у Вас не получится открыть ИИС не будучи резидентом РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *