Чем грозит сша большой госдолг
Перейти к содержимому

Чем грозит сша большой госдолг

  • автор:

Чем грозит России и миру побивший очередной рекорд госдолг США

Цифры на специальном счетчике национального долга Америки, который установлен неподалеку от Таймс-сквер в Нью-Йорке, впервые в истории перебежали за отметку в 30 триллионов долларов. В пересчете на каждого американца получается более 90 тысяч долларов.

Очередную 14-значную отметку госдолг США преодолел на несколько лет раньше запланированного. Когда счетчик впервые установили в 1989 году, сумма заимствований федерального правительства составляла 2,7 триллиона долларов, то есть в 10 раз меньше. Автором идеи стал предприниматель Сеймур Дюрст, пытавшийся обратить внимание на эту проблему. В 2008 году цифры на счетчике преодолели отметку в 10 триллионов долларов, в 2017 году — 20 триллионов.

Америка — абсолютный мировой чемпион по госдолгу, и растет он гораздо быстрее ее экономики. В 1980 году он составлял около 34 процентов от ВНП, в 2000 году — 59 процентов, а сейчас — 128 процентов. Нетрудно заметить, что госдолг США не просто растет, а растет ускоряющимися темпами. В последние годы большой вклад в это внесла пандемия COVID-19. Чтобы погасить спровоцированный ею пожар на рынках, США включили печатный станок казначейства на полные обороты, наводнив экономику деньгами. За два года было выделено около 5 триллионов долларов на поддержку экономики, стимулирование бизнеса, выплату пособий.

Впрочем, пандемия лишь подхлестнула процесс, который шел и до этого. Более того, пока нет никаких причин предполагать, что он замедлится или остановится. Теоретически власти США могли бы обуздать рост госдолга за счет сокращения расходов в федеральном бюджете или повышения налогов. Но эти меры считаются тормозами экономического роста. В сегодняшних условиях, когда политика в США сильно поляризована, обе главных партии не решаются на столь непопулярные шаги.

На словах к сокращению бюджетного дефицита громче призывают республиканцы. Но хотя президент-республиканец Дональд Трамп и обещал решать проблему госдолга, на деле за четыре года его правления (2017-2021) тот вырос на 7 триллионов долларов. Администрация демократа Джозефа Байдена даже не пытается ничего обещать в этом плане. За минувший год он внес в Конгресс несколько законопроектов астрономической стоимости — для поддержки экономики, развития инфраструктуры, увеличения социальных расходов.

Согласно прогнозу журнала Forbes, если госдолг США продолжит увеличиваться нынешними темпами, то к 2029 году он вырастет до 87 триллионов и составит более 277 процентов от ВНП страны.

Достичь потолка: чем грозит США огромный внешний долг?

На экране цифра госдолга США на 6 февраля 2018 г., во время слушаний в Конгрессе с участием главы минфина в администрации Трампа Стивена Мнучина.

На фоне острых дебатов в Конгрессе о повышении потолка госдолга «Голос Америки» обсудил с экспертами возможные риски от заимствований в таком масштабе.

Полтора триллиона долларов — это прогнозируемый дефицит бюджета США в 2022 году. Все, что не собрали в виде налогов, сборов и доходов от торговли в итоге покроют продажи государственных ценных бумаг, выпущенных Министерством финансов США. Именно так работает система аккумуляции суверенного долга, из года в год увеличивая сумму задолженности.

Достичь потолка: чем грозит США огромный внешний долг?

please wait

Embed share

Достичь потолка: чем грозит США огромный внешний долг?

Embed share
The code has been copied to your clipboard.
width px height px

  • Поделись на Facebook
  • Поделись в Twitter

The URL has been copied to your clipboard

No media source currently available

0:00 0:04:33 0:00
Прямая ссылка

  • 240p | 10,8MB
  • 360p | 16,2MB
  • 480p | 25,4MB
  • 720p | 72,9MB
  • 810p | 55,3MB

Впрочем, говорит Нейл Бьюкенан (Neil Buchanan) из Университета Флориды, цифры кажутся огромными лишь на первый взгляд:

«В США очень большая экономика. Суть в том, что по мере того, как экономика растет, причем не только экономика США, но, по сути, и экономика любой крупной европейской страны — накапливается и долг, примерно в таком же процентном соотношении, как и у экономики Соединённых Штатов».

Заимствования помогают правительствам выполнять обязательства в периоды рецессии и кризисов. После Второй мировой войны, например, государственный долг США составлял 120 процентов ВВП. Впрочем, на протяжении последующих пятидесяти лет этот показатель упал более, чем в два раза. Резкий рост долга возобновился с начала двухтысячных.

«Произошли два ключевых кризиса, — объясняет Стивен Прессман (Steven Pressman) из университета Монмут, — Сперва — финансовый 2008 года, когда экономика падала и государство было вынуждено принимать меры: выделять средства, снижать налоги. Это же произошло в 2020 из-за пандемии коронавируса. В марте 2020-го безработица достигла показателей, сравнимых с уровнем Великой Депрессии. Правительство не могло получить деньги от налогов, поскольку у людей не было доходов. Но им нужно было выживать и предоставить людям помощь было гуманно. Как следствие, мы вновь оказались на уровне госдолга в примерно 120 процентов ВВП».

Согласно исследованию Всемирного Банка, соотношение госдолга и ВВП на уроне 70 процентов — это уже предвестник снижения экономического роста в будущем. Однако единого мнения среди экспертов нет, говорит научный сотрудник Центра Меркатус при университете Джорджа Мэйсона Кристофер Руссо (Christopher Russo).

«Экономисты спорят о том, каким должно быть соотношение. Я не стал бы слишком беспокоиться по поводу преодоления США отметки в сто процентов ВВП. По всему миру среди инвесторов мы видим большой спрос на наши ценные бумаги. Мне не хотелось бы вводить людей в заблуждение, что если долг составил более 100 процентов ВВП, то все рухнет — очень вероятно, что как раз нет. Но наш долг действительно растет очень высокими темпами на протяжении последних двух десятилетий».

При этом рынок ценных бумаг, впускаемых Госказначейством США остается едва ли не самыми надежным в мире вложением для инвесторов. По словам Бьюкенана, они готовы терять средства, но быть кредиторами американского правительства.

«В данный момент с корректировкой на инфляцию ставки на госдолг США — отрицательные. Это значит, что если я иностранный инвестор, покупающий бонды, то фактически, представляя заём правительству США, я получу обратно меньшую сумму», — рассказал Бьюкенан.

Подобная динамика оставляет открытым вопрос о лимите займов, которые может позволить себе американское правительство. Но эксперты отмечают: в долгосрочной перспективе нынешняя модель не может быть устойчивой. К тому же, у правительства есть инструменты, позволяющие исправить ситуацию.

«Первое — это бюджетная реформа. Экономика США большая, динамичная и способна генерировать доходы. Поэтому нам нужен бюджетный процесс, который предусматривает необходимые траты, но также обеспечивает их поступлениями от налогов. Второе — это общий рост экономики, который повлияет на соотношение ВВП и госдолга», — говорит Кристофер Руссо.

Размер государственного долга ныне предмет острых споров на Капитолийском холме. По Конституции именно Конгресс формально определяет потолок государственного долга, раз в несколько лет запуская сложный переговорный процесс между демократами и республиканцами о том, сколько именно может занять правительство. Эксперты, впрочем, отмечают — эти споры проблему не решают.

«Примерно к концу октября мы окажемся в ситуации, когда нам придется жить на остатки. Счета правительства опустеют, нужно будет проводить платежи, но возможности занять денег не будет. В таком случае нас действительно ждут проблемы», — говорит Прессман.

По его словам, подобный сценарий может привести к утрате доверия к доллару и стабильности экономики США. Впрочем, у Конгресса еще есть время не допустить подобного развития событий. Тем временем, многие экономисты рекомендуют, если не вовсе отказаться от процедуры повышения потолка госдолга, то по крайней мере вернуться к ее временной остановке, которая действовала при президенте Трампе.

16x9 Image

Дарья Диегуц

Журналист-международник. Фокус — США, Украина, Россия. Работала на украинских телеканалах и в вашингтонском бюро RTVi. С 2017 — на «Голосе Америки»

Лимит доверия. Госдолг США грозит обвалом мирового финансового рынка

Американский госдолг в январе достиг нового рекордного уровня в $34 трлн. Но бесконечный рост обязательств невозможен, выходом из долговой ловушки станет, по мнению опрошенных aif.ru экспертов, полномасштабный экономический кризис и обвал финансовых рынков.

Долговая яма

Бесконечно можно смотреть на огонь, воду и рост американского госдолга. Едва вступил в права новый, 2024 год, как обязательства США превысили астрономические $34 трлн, достигнув на 12 января $34,028 трлн. Но, в отличие от природных явлений, госдолг — рукотворный продукт, а значит, все же конечный. «Вечно расширяться американский госдолг, конечно, не может, — уверен экономист Михаил Хазин. — Сейчас принципиально важна уже не сама сумма обязательств, а возможности властей США его обслуживать, то есть вовремя выплачивать проценты, но в борьбе с инфляцией ФРС США увеличил ключевую ставку, и стоимость обслуживания резко выросла, а значит, выросли и риски».

Еще больше тревоги вызывает ускоряющаяся динамика роста американских обязательств, маховик заимствований раскручивается все быстрее. «Осенью прошлого года американский госдолг преодолел отметку в $33 трлн, — напоминает доцент института экономики и финансов ГУУ, академик РАЕН Константин Андрианов. — А менее чем через квартал, уже в начале января, этот показатель прибавил еще $1 трлн, достигнув $34 трлн. Это говорит о нарастающих темпах роста госдолга США, уже в феврале можно ожидать поднятия планки до $35 трлн», — считает специалист.

Статистика подтверждает экспертную позицию. Например, с января 2016 года по январь 2020 года американский долг вырос на $4,42 трлн, или на 23%, а за следующие 4 года, до января 2024, обязательства увеличились на $10,59 трлн, или на 45,2%. Для сравнения — за те же периоды экономика США выросла на 12,6% и 26,2% соответственно.

Запас прочности

Нарастающая диспропорция становится главной угрозой не только американскому, но и всему мировому хозяйству, хотя в ближайшее время катаклизмов ждать не стоит. «В наступившем году грядут выборы президента США, — напоминает Андрианов. — Поэтому, хоть госдолг и продолжит расти, не исключено, что к концу декабря он достигнет круглой отметки в $40 трлн, но каких-то серьезных потрясений не будет. Пока, несмотря на все болячки США, сам масштаб американской экономики, а это примерно 20% мирового ВВП, поддерживает доверие международных инвесторов, и ярко выраженного бегства из долларовых госбумаг нет».

Схожего мнения придерживается и Хазин. «Значительная часть госдолга принадлежит той же ФРС. И, в крайнем случае, они могут эту долю попросту списать. Но даже с учетом такой возможности темпы роста обязательств в сочетании с большим бюджетным дефицитом очень тревожат, это крайне серьезный негативный фактор», — считает эксперт.

Модель развития экономики за счет заимствований существует в США с 1944 года, то есть с Бреттон-Вудской конференции, когда доллар был коронован на титул мировой резервной валюты, но активное наращивание госдолга началось в начале XXI века. Только в рамках четырех программ количественного смягчения, первая из которых стартовала в ноябре 2008 года, ФРС США влила в экономику около 5 трлн свежеотпечатанных долларов, позже окрещенных «вертолетными деньгами». И от дальнейших заимствований Америке уже очень трудно отказаться. «Фактически в США сейчас происходит тоже самое, что было в России в 1996-1998 годах, — сравнивает Хазин. — Для нас тогда все закончилось очень плохо — крахом рынка государственных казначейских облигаций и дефолтом. Функцию нашей пирамиды ГКО сейчас в Америке играет бесконечное стимулирование частного спроса, без которого мотор экономики США не тянет, и слезть с этой иглы бюджетных инъекций они уже не могут. Но без заимствований огромные госрасходы невозможны, поэтому госдолг и растет такими быстрыми темпами. Выход из этой ситуации вполне может быть через обвал финансовых рынков».

Предельное значение общей суммы государственного долга США, за которым начнется кризис, определить трудно, но тревожным сигналом для инвесторов станет преодоление психологически важной планки в $50 трлн, допускает Андрианов. «Что может произойти, особенно если у власти останутся демократы, уже до конца 2025 года. Это может спровоцировать массовый сброс международными инвесторами американских корпоративных и госбумаг, обвал доллара как мировой резервной валюты, дефолт США по своим обязательствам и, как следствие, крах всей финансовой системы этой страны», — опасается эксперт.

Глобальные последствия

Ничего хорошего такой сценарий для остального мира не сулит, ведь в американской валюте по-прежнему хранится примерно 68% мировых резервов, а госдолг США формирует более трети мирового долгового рынка, и эти ценные бумаги активно используются в виде залогов и гарантий, что кратно увеличит масштабы кризиса, если таковой наступит.

«Это будет мощнейший удар по доллару как мировой резервной валюте, и это не ограничится одним американским рынком, это будет потрясением для глобальной экономики, — поясняет Хазин. — Когда именно это будет и где находится верхняя планка госдолга, превышать которую чревато утратой доверия инвесторов, сказать невозможно, таких экономически просчитанных моделей нет, но это случится, нам остается только ждать и наблюдать».

Хорошая новость только одна — мировая финансовая система от американского кризиса содрогнется, но не обрушится, обнадеживает Андрианов. «За последние примерно 15 лет экономика США отчасти утратила свои позиции в мировых финансах, глобальная экономика снизила свою зависимость от американской, — отмечает эксперт.

Для планеты это будет безусловный шок, но без необратимых и катастрофических последствий. «Многие страны, например, Китай, уже уменьшили объем своих вложений в американские госбумаги, — говорит Андрианов. — А Россия так и вовсе практически полностью избавилась от них. Процессы дедолларизации набирают темпы во всем мире, а у нас они идут еще быстрее. Еще два года назад расчеты во внешней торговле России на более чем 70% состояли из долларов и евро, сейчас же рубль занимает примерно 40%, чуть меньше — юань».

Конечно, возможные экономические потрясения затронут каждого жителя планеты, но россияне окажутся в числе наименее пострадавших. «В любом случае, обычных наши сограждан, не вовлеченных в валютные спекуляции, глобальный экономический катаклизм затронет в наименьшей степени», — заключил Хазин.

Ранее aif.ru сообщал, как американские власти пытались решить проблему растущего госдолга путем выпуска монеты номиналом в 1 трлн долл.

Роль госдолга США в мировом движении капитала

В статье рассматривается влияние долга правительства США на международное движение капитала. Рассмотрены основные этапы развития госдолга США, структура рынка государственных облигаций Казначейства США, структура держателей госдолга. Отдельно рассмотрен долговой кризис США 2011 г. и его влияние на мировую экономику. На основании статистических информации дан краткий анализ тенденций в госдолге США и перспектив его развития.

Ключевые слова: госдолг, США, международное движение капитала

A. Tishakov, A.Khatypova. Role of US Public Debt in Global Capital Flows

This article deals with the impact of US public debt on global capital flows. It analyzes the key stages of US public debt development as well as the structure of US Treasury market and the structure of debt-holders. The emphasis in made on the 2011 United States debt-ceiling crisis and its impact on world economy. A draft analysis of trends in US public debt is cited based on statistical data.

Key words: public debt, USA, global capital flows

Введение

История США — это история постоянного роста объемов внешней торговли, расходов государственного бюджета и увеличения размеров государственного долга. Фактически, и граждане США, и американское государство несколько десятилетий живут в долг. Однако, за всю историю США федеральные власти страны никогда не отказывались от выполнения своих долговых обязательств и никогда не объявляли мораторий на выплату процентов по долгу.

За последние 20 лет Соединенные Штаты стали самым большим должником в мире. С 1940 года количество населения США увеличилось примерно на 100%. За это же время, государственный долг США вырос на 12 043% или в 120.5 раз. Долг США ежесекундно увеличивается примерно на $14.5 тыс.[1] Начиная с 30 сентября, когда расходы на войну в Ираке, а также внутренняя экономическая ситуация страны дали о себе знать, национальный долг стал расти в среднем на $2 млрд. в день.

Актуальность настоящей работы обусловлена необходимостью анализа долгового кризиса США и поиском решения сложившихся экономических проблем. США — крупный экономический и валютно-финансовый центр мира, который может поглотить технический дефолт, точнее поток внешнего долга. США уникальным образом добились того, что их внутриэкономические проблемы оказывают влияние на мировую экономику. В случаи дефолта, Соединенные Штаты подвергают опасности интересы международных кредиторов, так как доллар является мировой резервной валютой, пострадают экономики всех стран. Проблема ежедневного увеличения госдолга США требует немедленного решения со стороны правительства страны, иначе они могут безвозвратно потерять доверие мировых рынков к кредитоспособности США и это пошатнёт особый статус доллара как единой резервной валюты. Экономические обозреватели внимательно следят за ходом развития долгового кризиса и прогнозируют его последствия.

Данная работа структурно разбита на четыре главы. В первой главе дана ретроспектива американского госдолга, рассмотрены ключевые этапы его развития, а также описаны кризисы госдолга США, исключая последний кризис 2011 г. Во второй главе мы покажем, чем по сути является государственный долг США, кто является его основными владельцами и какие страны являются самыми большими кредиторами США. В третьей главе рассмотрена роль госдолга США в мировой экономике. В четвертой главе будет дан краткий анализ перспектив развития государственного долга США, в частности рассмотрен долговой кризис августа 2011 г. и меры Федерального правительства США по преодолению кризиса и дальнейшему регулированию госдолга.

История госдолга США

«Долг США, внешний и внутренний, —
это цена американской свободы».
Александр Гамильтон

Появление госдолга

Впервые госдолг США был зафиксирован 1 января, 1790 г. и равнялся $52,788,722.03. Он состоял из долга Континентального конгресса и $191,608.81, заимствованных Секретарем казначейства Александром Гамильтоном у Нью-Йоркских банков для покрытия расходов нового правительства.[2] На рис.1 представлена эволюция величины американского госдолга по отношению к ВВП.

Затем госдолг возрос в результате Войны за независимость и 1 января 1791 г. Статьей конфедерации и вечного союза, первым конституционным документом США, был установлен на уровне $75,463,476.52, или $1,75 млрд. в долларах 2010 г.[3] Это означало, что каждый американец был должен $350. С 1796 по 1811 гг. в США было зафиксировано четырнадцать бюджетных профицитов и два дефицита. Госдолг резко повысился в 1812 г., в результате значительных расходов на Англо-американскую войну, однако в результате восемнадцати бюджетных профицитов в течение последующих двадцати лет США удалось погасить 99,97% своего долга.

Очередной резкий рост долга пришелся на Гражданскую войну. С 1860 по 1863 гг. он увеличился почти в 20 раз с $65 млн. до $1 млрд, а концу войны госдолг равнялся $2,7 млрд. Тридцать шесть бюджетных профицитов и одиннадцать дефицитов в последующие сорок семь лет позволили покрыть около 55% долга.

Первая Мировая Война и Великая Депрессия

Новое скачкообразное увеличение государственного долга США было вызвано Первой Мировой войной и огромными военными расходами: долг увеличился до $27 млрд. В последующее десятилетие федеральный бюджет США был профицитным, что дало возможность значительно уменьшить размеры долга. С 1920 до 1930 годы задолженность США была сокращена на 38.2% до $16.2 млрд. А в последующие несколько лет долг составлял не более 5% ВВП страны.

Рис. 3 Congressional Budget Office, «Federal Debt and the Risk of a Fiscal Crisis», July 27 2010

В 1932 году президент Герберт Гувер сбалансировал бюджет и сократил государственные расходы, чем, кстати, ускорил темпы спада экономики, переживавшей беспрецедентный в истории США кризис — «Великую Депрессию». Его приемник президент Рузвельт начал бороться с кризисом путем проведения обширных реформ, направленных на сокращение безработицы и борьбу с нищетой. Несмотря на то, что ему удалось вывести экономику США из кризиса, его политика стала причиной значительного увеличения бюджетного дефицита. Долг американского государства увеличился почти до $43 млрд. Вторая Мировая война и колоссальные военные затраты нанесли еще более сильный удар по американскому бюджету: в 1945 году государственный долг США составлял уже $258.7 млрд.

В 1980-е годы, при правлении президента Рональда Рейгана государственный долг страны впервые резко вырос не из-за внешних причин, а в результате непродуманной финансовой политики. Рейган провел крупное сокращение налогов, при этом, однако, государственные расходы не уменьшились, а, наоборот, возросли, что стало причиной утроения размеров государственного долга. В 1990 году он достиг $3 трлн.233 млрд.

2000-е годы

С 1992 по 2000 годы экономика США переживала период экономического подъема. Однако, крах интернет-компаний и террористические атаки 11 сентября 2001 года стали одной из многих причин начала резкого спада в экономике страны. По оценкам Heritage Foundation, 2000-2003 годы были рекордными для США по уровню бюджетных расходов.[4] На каждую американскую семью администрация США затратила $73 273 (учитываются все виды государственных расходов). Большие траты были зафиксированы в США лишь во время Второй Мировой войны. Только за период с 2001 по 2003 год расходы США выросли на 16%. Государственный долг США вырос из-за значительного увеличения расходов на оборону и безопасность, а также военных действий в Афганистане и Ираке. В результате, в 2002 году государственный долг США достиг $6 трлн. 228 млрд.

Структура госдолга

Что из себя представляет госдолг США?

Министерство Финансов США одалживает деньги за рубежом и внутри страны путем продажи казначейских векселей, облигаций и других ценных бумаг. Значительная доля государственного долга США представляет собой ценные бумаги Казначейства США (U.S. Treasurysecurities или U.S. Treasuries), которые подразделяются на 4 вида, в зависимости от срока погашения:

  1. Краткосрочные казначейские векселя (Bills) — до 1 года
  2. Среднесрочные казначейские облигации (Notes) — от 1 года до 10 лет
  3. Долгосрочные казначейские облигации (Bonds) — более 10 лет
  4. Казначейские защищенные от инфляции облигации (TreasuryInflationProtectedSecuritiesTIPS) — 5, 10 и 30 лет

В последние годы возник явный уклон в сторону краткосрочных обязательств (bills) по сравнению с долгосрочными (bonds). Такая структура долга (преимущественно краткосрочные обязательства) выгодна США, поскольку существенно уменьшает расходы на содержание долга. В то же время существует высокий риск недостаточного спроса долговых бумаг с крайне низкой доходностью.[5]

Стоит отметить, что к государственному долгу США не относятся долги отдельных штатов, корпораций или физических лиц, даже гарантированные государством, а также деньги, принадлежащие получателям социальной помощи в будущем.

Держатели госдолга

Держателей американского госдолга можно разделить на две группы:

  1. негосударственные кредиторы (public debt), которые включают в себя инвесторов (частных и институциональных), Федеральную Резервную Систему (Центральный банк США) и иностранные государства
    государственные фонды США (intragovernment debt), такие как фонд социальной защиты, фонд медицинского страхования и др.

Как видно из диаграммы на рис. 3, почти половину, 47% от долга держут на руках непосредственно ФРС и правительство США, в фонде социального страхования и ему подобных. Они, в некотором смысле, должны сами себе. И таким образом, выплаты по половине облигаций возвращаются обратно в Казначейство США.

Интересно также рассмотреть, в каких государственных фондах сосредотачивается наибольшая величина долга. На рис. 4 представлена диаграмма, иллюстрирующая распределение госдолга США между различными фондами.

Рис. 4 GAO, Financial Audit: Bureau of the Public Debt «s Fiscal Years 2010 and 2009 Schedules of Federal Debt

Как видно из диаграммы, наибольшее количество долга (57%) сосредоточено в фонде социальной защиты (SocialSecurityTrustFunds). Следом идет фонд поддержки ветеранов и инвалидов (CivilServiceRetirementandDisabilityTrustFund — 17%) и фонды здравоохранения (17%)

.

Рис. 5 U.S. Department of Treasury/Federal Reserve Board

Также интерес представляет распределение долга между странами (рис. 5).

Долговой кризис США 2011 г.

Одна из ключевых и важнейших особенностей американского быта — жизнь в кредит. По данным Федеральной резервной системы США, в конце прошлого года задолженность американских потребителей составляла более 2,4 трлн долларов. Среднестатистический американец имеет кредит на дом, кредит на машину, кредит на учебу, кредиты на бытовую технику и так далее, но самым быстрорастущим компонентом долга остается задолженность по кредитным картам. История кредитных карт началась еще в 1914 году, но полного расцвета они достигли только в 1958 году. Это означает, что большинство ныне живущих американцев, включая политиков, родились и выросли в обществе, где занять деньги — легко, просто и приятно. А учитывая то, что физическому лицу в США относительно легко объявить себя банкротом, большинство даже не задумывается о том, как возвращать полученные кредиты.

Внешний долг США достиг более 14 трлн долларов за последние 10 лет увеличившись более, чем в три раза.

По данным Министерства финансов США, сейчас внешний долг Америки составляет 94% от ВВП. С момента прихода к власти президента Барака Обамы в январе 2009 года внешний долг США вырос на 2,4 трлн долларов. За весь период правления Джорджа Буша-младшего этот показатель вырос на 4,9 трлн долларов.[6]

Особенностью долгового кризиса в США является неспособность целого государства осуществлять выплаты по своим долгам.

Американское правительство — это самый крупный обременённый долгами потребитель, взявший в долг у кредиторов по всему миру, чтобы покрыть 43% своих расходов в этом году. И это самый крупный заем Вашингтона со времен Второй мировой. Но США уникальны: из-за своих огромных размеров их нельзя считать обычным заемщиком. Взять хотя бы то, что, если США не выполнят свои обязательства по долгам (как Греция или Ирландия), может разразиться такой финансовый хаос, по сравнению с которым кризис 2008 года покажется незначительным. Кроме того, благодаря тому, что доллар в течение долгого времени считается резервной валютой среди мировых инвесторов, Вашингтон всегда может напечатать еще долларов, чтобы уверить, что он может платить по своим счетам. Ни один другой заемщик не может позволить себе такой роскоши.

Уникальные привилегии США обеспечивают их большими воздушными подушками. Но эти подушки также скрывают всю глубину проблемы и позволяют Вашингтону продолжать накапливать долги вместо того, чтобы избавиться от этой привычки. Например, быстро увеличивающийся национальный долг, составляющий сейчас более 14 трлн долл, может вскоре превзойти общий размер всей американской экономики. Сейчас США тратят на выплаты по процентам меньшую часть бюджета, чем тратила раньше, но это потому, что процентные ставки сейчас необыкновенно низкие. В этом году оплата процентов по национальному долгу будет стоить налогоплательщикам 210 млрд долл, что меньше, чем оплата между 1995 и 2000 годами. Расходы по процентам в этом году составят 5,4% от всех федеральных затрат в сравнении с 12,5% в 2000. И это одна из причин, почему политики могут много болтать о долгах США, но на самом деле ничего не делать.

На Америку продолжает накатывать «снежный ком» долгов. До конца текущего года надо погасить 1,825 триллионов долларов, до июня 2012 года — 2,610 триллионов, за 3 года — 4,839 триллионов!

Вместе с инфляционной спиралью раскручивается вторая: долговая. Растет долг — упирается в планку — уменьшаются госрасходы — угроза экономическому росту — вновь повышается долг. А вместе с ним и расходы на его обслуживание. Причем можно наблюдать интересную картину: в 2006 году процентные платежи по долгам составили около 10% бюджета. За 5 лет показатель практически не изменился, даже снизился — до 8,2%. Но за счет чего? За счет снижения ставок с 5% в 2006 — до нуля в 2011, и только.

Опубликованная в конце июля очередная порция макроэкономической статистики по США в очередной раз подтвердила небезосновательность подозрений экспертов относительно набирающего силу снижения уровня экономической и инвестиционной активности, а также сжатия промышленного производства. По итогам 1 кв. 2011г. годовой прирост американского ВВП едва превысил отметку в 1,9%, что является крайне низким значением и недостаточно для поддержания кредитоспособности США как заёмщика. При этом ещё больше опасений вызывает наблюдающееся в последнее время снижение уровня экономической активности. Если в 4 кв. 2009г. годовой прирост ВВП превышал 5%, то в 4 кв. 2010г. динамика создания добавленной стоимости снизилась до 3,1%, информация представлена на графике 3.

График 3. ВВП США в % к предыдущему периоду.

Наряду с государственным долгом, оценивающимся в $14,5 трлн., существует также долг домашних хозяйств ($13,3 трлн.), корпоративный долг ($10,9 трлн.), долг финансовых организаций ($14,1 трлн.). Итого совокупный долг всех субъектов экономики США превышает отметку в $53 трлн., что составляет более 355% ВВП крупнейшей экономики в мире.

Если не сократить размер внешнего долга, тогда возможно наступления технического дефолта, который может привести к катастрофе для мировой экономике. Технический дефолт — это невыполнение обязательств без формального банкротства, ситуация, когда заёмщик нарушил договор займа, но физически он этот договор выполнять может.

Влияние госдолга США на мировую экономику

В мировой экономике США доминирует по основным экономическим показателям, являясь лидером:

  1. Крупнейшая экономика
  2. Крупнейший рынок сбыта
  3. Крупнейший инвестор
  4. Крупнейший должник

Пока доллар США остается мировой резервной валютой, американские экономические проблемы будут оказывать влияние на всю мировую экономику. От сбережений государств, накопленных в американской валюте, невозможно избавится сразу. А в случае технического дефолта США для экономик других стран могут возникнуть следующие последствия:

  1. отток капитала из развивающихся стран (в том числе из России) из-за снижения инвестиций,
  2. ускорение инфляции вследствие вывода большой массы денег в наличный оборот,
  3. обесценивание национальных валют,
  4. снижение зарплат,
  5. падение цен на недвижимость,
  6. рост процентных ставок по депозитам до 200%.

Долговой кризис США стал предупредительным сигналом для Китая, являющегося крупнейшим иностранным держателем американских государственных облигаций. Перед Китаем встало немало сложных вопросов, в том числе сокращение активов в иностранной валюте, негативному влиянию подверглась экспортная торговля, возросло давление с импортируемой инфляцией. Аналитики отмечают, что в связи с медленным восстановлением американской экономики, в последующие несколько лет китайские предприятия, занятые в области импорта и экспорта, возможно, столкнутся со слабым внешним спросом, повышением валютного курса, неблагоприятной обстановкой из-за постоянных международных торговых трений. Экспортная торговля Китая, крупнейшего экспортера в мире, непременно, окажется под негативным влиянием. Эксперты отрасли отмечают, поскольку доллар — самая главная расчетная валюта в мире, «новое печатание долларов», вызванное долговым кризисом в США привело к девальвации американской валюты, это и стало причиной роста цен на товары массового потребления в долларах. Таким образом, возросло давление с импортируемой инфляцией в Китае, крупного импортера сырья.

Долговой кризис США стал предупредительным сигналом для Китая, что он должен прекратить накопление и без того огромных запасов иностранной валюты и с настороженностью относиться к тем угрозам для национальной безопасности и национальных финансов, которые таят в себе чрезмерные долларовые активы.

На страны Европы долговой кризис не оказывает непосредственное влияние, так как их сбережения в евро. Негативное влияние происходит за счет ухудшения мирового товарооборота, скачков цен на нефть и ценные бумаги. Хотя долговому кризису Европы поспособствовала экономическая нестабильность именно США. Это два крупных экономических и финансовых центра, оказывающие влияние на экономики друг друга и мировой.

Проблемы банковского сектора США затрудняют кредитование во всем мире и подрывают мировую экономику. Это, в свою очередь, наносит ущерб Латвии, так как латвийская экономика базируется в основном на экспорте и падение спроса со стороны основных торговых партнеров, при ограничении банками финансирование бизнеса, будет означать и сокращение заказов у латвийских производителей.

Долговой кризис США не дает нормально функционировать фондовым рынка, провоцируя очередные обвалы. Так в начале августа 2011года Standard & Poor «s впервые в новейшей истории снизило наивысший рейтинг Америки до AA+ на фоне опасений, связанных с ростом дефицита бюджета страны. Это решение вызвало резкий обвал на фондовых и сырьевых рынках; конвульсивные спады и подъемы продолжались еще в течение недели.

Индексы российских бирж снизились вслед за мировыми, потеряв по итогам основных торгов 0,2%. плохие данные из США повлияли и на азиатские рынки, которые в итоге закрылись в минусе. Ведущие индексы потеряли 1,3—1,6%. В Азии есть и свои опасения — ухудшение деловой активности в Китае и ожидание, что китайские власти повысят кредитные ставки. Пессимизма торгам в Азии добавили и плохие новости из Европы. Агентство Moody «s снизило кредитный рейтинг Греции сразу на три ступени — с В1 до Саа1. По этой причине европейские индексы теряют в пределах 1%.

Долговой кризис США порождает реальную дилемму для зарубежных кредиторов. Они должны либо идти на колоссальный и прямой финансовый риск, связанный с дефолтом в США, либо покупать дополнительные американские облигации, подвергая себя опасности. США могут воспользоваться возможностью долгового дефолта, чтобы угрожать другим странам. Таков страшный системный риск, заложенный в нынешней международной финансовой системе.

В то же время, долговой кризис США стал предупредительным сигналом для крупных иностранных держателей американских государственных облигаций. Они должен прекратить накопление и без того огромных запасов иностранной валюты и с настороженностью относиться к тем угрозам для национальной безопасности и национальных финансов, которые таят в себе чрезмерные долларовые активы.

В эпоху после глобального финансового кризиса усиливается единодушие по поводу того, что международную систему валютного обмена за базе доллара необходимо как можно быстрее реформировать. Избавление от доллара не только служит интересам стран-кредиторов, но и обеспечивает стабильность и надежность мировой финансовой системы.

1. «Внешний долг США бьет все рекорды: он увеличивается на миллион в минуту» http://news.students.ru/index.php?newsid=1386

2. «The United States Public Debt, 1861 to 1975» http://eh.net/encyclopedia/article/noll.publicdebt

3.«The United States Public Debt, 1861 to 1975» http://eh.net/encyclopedia/article/noll.publicdebt

4. «The Guidelines for Reducing Wasteful Government Spending» The Heritage Foundation http://www.heritage.org/research/reports/2003/02/ten-guidelines-for-reducing

5. «Про структуру американского долга» МФД-ИнфоЦентр http://mfd.ru/blogs/posts/view/?id=384

6. «Внешний долг США достиг рекордных 13 трлн. долл.» РБК. http://top.rbc.ru/economics/03/06/2010/415658.shtml

Источники

1. Супян В. Современная Социально-экономическая модель США / В. Супян // Международные процессы. — 2005. — 21 марта. — №2(8)

2. Евстигнеева Е. Нобелевские лауреаты предрекли долгий кризис / Е.Евстигнеева // Утро.ру — 2011. — 23 августа. — Режим дутупа: http://www.utro.ru/articles/2011/08/23/993827.shtml

3. Риски и глобальные дисбалансы / Л. Григорьев, М. Салихов//Экономическое обозрение. — 2007. — №6.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *