Что такое налог с продаж
Перейти к содержимому

Что такое налог с продаж

  • автор:

Налог с продаж в версии Business Central по умолчанию

Налог с продаж — это налог, который применяется к покупке товаров и услуг для потребителей и к продаже товаров и услуг для предприятий. Налог с продаж в идеале должен применяться ко всему конечному потреблению с некоторыми исключениями. Освобождение от налога на конечное потребление зависит от местных органов власти, но в целом сделки между предприятиями освобождены от налога с продаж.

Как правило, налоги от продаж применяются к розничной продаже товаров и услуг и составляют процент от общей суммы покупки. Розничные продавцы несут ответственность за расчет и сбор налога с продаж в момент покупки.

Business Central доступно в странах/регионах, использующих налог на добавленную стоимость (НДС), и в странах/регионах, использующих налог с продаж. Версия по умолчанию Business Central имеет базовую поддержку налога с продаж и более обширную поддержку в версиях приложения, используемых в США и Канаде.

Хотя налог с продаж доступен в версии по умолчанию, Microsoft поддерживает использование налога с продаж только в США и Канаде.

См. также

Обратная связь

Coming soon: Throughout 2024 we will be phasing out GitHub Issues as the feedback mechanism for content and replacing it with a new feedback system. For more information see: https://aka.ms/ContentUserFeedback.

Отправить и просмотреть отзыв по

Налог с продаж: предпосылки возникновения и практика функционирования (опыт России) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Троянская М.А., Тюрина Ю.Г.

В статье представлена краткая характеристика системы налогообложения Советского Союза, выделены причины, потребовавшие ее реформирования. Сгруппированы основные виды налога с продаж , применяемые в налоговых системах различных государств. Сделан акцент на этапах введения в действие и существовании налога с продаж и причинах его окончательной отмены в 2004 г. Сгруппированы и представлены аргументы «за» и «против» введения налога с продаж в современную налоговую систему России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Троянская М.А., Тюрина Ю.Г.

Налоги на конечное потребление в странах ОЭСР и России
О приоритетах в налоговой политике ближайшего будущего
Экономические изменения налогообложения транспортных средств в Российской Федерации
Концепция налога на роскошь: зарубежный опыт, отечественная практика и альтернативы
Реформирование главы 21 налогового кодекса РФ: от ндс к НТУ
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SALES TAX: MAKINGS OF ORIGIN AND FUNCTIONING PRACTICE (RUSSIAТ EXPERIENCE)

The paper provides a brief description of the taxation system of the Soviet Union and identifies the reasons that required its reforming. The author groups the main types of sales taxes used in the tax systems of various states. The emphasis is made on the stages of the introduction and existence of the sales tax and the reasons for its final cancellation in 2004. The pros and cons of the introduction of sales tax in the modern tax system of Russia are grouped and presented as well.

Текст научной работы на тему «Налог с продаж: предпосылки возникновения и практика функционирования (опыт России)»

НАЛОГ С ПРОДАЖ: ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРАКТИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Научная статья Троянская М.А.1*, Тюрина Ю.Г.2

1 ORCID: 0000-0003-4545-3786;

2 ORCID: 0000-0002-5279-4901;

1 Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия;

2 Финансовый университет при правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

* Корреспондирующий автор (m_troyanskaya[at]mail.ru)

В статье представлена краткая характеристика системы налогообложения Советского Союза, выделены причины, потребовавшие ее реформирования. Сгруппированы основные виды налога с продаж, применяемые в налоговых системах различных государств. Сделан акцент на этапах введения в действие и существовании налога с продаж и причинах его окончательной отмены в 2004 г. Сгруппированы и представлены аргументы «за» и «против» введения налога с продаж в современную налоговую систему России.

Ключевые слова: налог с продаж, виды налога с продаж, косвенные налоги, налоги на потребление, налоговая реформа.

SALES TAX: MAKINGS OF ORIGIN AND FUNCTIONING PRACTICE (RUSSLAr EXPERIENCE)

Troyanskaya M.A.1*, Tyurina Yu.G.2

1 ORCID: 0000-0003-4545-3786

2 ORCID: 0000-0002-5279-4901

1 Orenburg State University, Orenburg, Russia 2 Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

* Corresponding author (m_troyanskaya[at]mail.ru)

The paper provides a brief description of the taxation system of the Soviet Union and identifies the reasons that required its reforming. The author groups the main types of sales taxes used in the tax systems of various states. The emphasis is made on the stages of the introduction and existence of the sales tax and the reasons for its final cancellation in 2004. The pros and cons of the introduction of sales tax in the modern tax system of Russia are grouped and presented as well.

Keywords: sales tax, types of sales tax, indirect taxes, consumption taxes, tax reform.

За прошедшие два десятилетия произошла модификация Налогового кодекса Российской Федерации. Значительными изменениями можно считать введение отдельных налогов и их дальнейшую отмену через определенное время. В то же время была достаточно парадоксальная ситуация — ни в одной стране мира, кроме России, одновременно не взимались и не взимаются НДС и налог с продаж.

Обзор периодических изданий по теоретическим и практическим вопросам существования и применения налога с продаж в «позднем» СССР и в современной России показал, что они посвящены определению положительных и отрицательных сторон налога (Н.Е. Барбашова, Г.В. Курляндская [1]; Е.В. Власова, Е.В. Игнатьева [2]). В тоже время большинство работ, в которых исследуются проблемы, касающиеся налога с продаж, отражают все положения в непосредственном сравнении его с налогом на добавленную стоимость (С.А. Бухарова, К.Д. Калмышова [3]; Ш.А. Магомадов, Ш.Ш. Джанаралиев [4]; В.Г. Пансков [5]). Однако, предпосылки возникновения налога с продаж и опыт его функционирования в России в литературе в настоящий момент не рассматриваются, хотя являются перспективным направлением для научных изысканий в свете многочисленных дискуссий по третьему этапу введения налога с продаж в практику налогообложения.

Все основные вехи развития российской системы налогообложения: от налогов в допетровскую эпоху, налоговых реформ Петра I, изменений в дореволюционной России, налогов эпохи «военного коммунизма», НЭПа, налоговых реформ в СССР и до становления современной налоговой системы России характеризовались самобытностью и не совпадали с основными этапами развития зарубежного налогообложения. Особый интерес вызывает система налогообложения СССР, представляющего собой, по словам современных экспертов, социальный эксперимент, не имеющий аналогов в мире.

Действительно, СССР традиционно воспринимается как совершенно новая социальная система, где провозглашен курс на полное отрицание товарно-денежных отношений. Советский Союз, начавший в 1920-е гг. строить корпоративное государство и утверждать жесткие методы управления народным хозяйством, дольше любой другой страны сохранял ориентацию на внеэкономические способы принуждения и на систему нерыночного распределения ресурсов [6].

Экономика СССР строилась в соответствии с основным экономическим законом социализма — обеспечить благосостояние и всестороннее развитие всех членов общества за счет наибольшего удовлетворения их потребностей (материальных и культурных), которые имеют тенденцию к постоянному росту, достигаемому посредством непрерывного увеличения и совершенствования общественного производства, базирующегося на научно-техническом

прогрессе. Упомянутый закон свидетельствует о коренных преимуществах экономики советского социализма над экономикой капитализма, целью которой является извлечение наибольшей прибыли. Социалистическая собственность на средства производства давала простор развитию производительных сил, так как основанные на ней социалистические производственные отношения полностью соответствовали их характеру. Экономика социализма, в отличие от экономики капитализма идет по пути планомерного безкризисного развития, что позволяет обеспечить устойчивый и высокий уровень роста всего народного хозяйства. Социалистическая экономика обладает неограниченными рамками, позволяющими частной собственности концентрировать производство и углублять разделение общественного труда путем специализации и кооперации, что направлено на обеспечение быстрого роста производительности — главного условия победы нового общественного строя над старым [7].

Налоговая система в советское время обладала своими особенностями, отличающимися как от современной российской налоговой системы, так и от налоговых систем зарубежных стран. Так, например, с 1930 по 1980 гг. в СССР отсутствовали акцизы, роль которых выполнял налог с оборота. Отчисления свободного остатка от прибыли применялись вместо налога на прибыль (в современном понимании). Подоходный налог с населения и его прогрессивная ставка просуществовали с 1943 г. до 1991 г., претерпев всего четыре незначительных изменения в 80-е гг.

Имеется суждение, что в Советском Союзе налоговая система не была полноценной, по причине того, что налоги, которые поступали в казну от организаций, нельзя было именовать налогами, так как эти организации принадлежали государству. Это же касается и налогов с населения, поскольку налоги уплачивались с доходов, выплачиваемых государством. Тем не менее, налоговая система в СССР существовала.

К началу 1980-х гг. система налогообложения СССР представляла собой комплекс налоговых платежей, имеющих существенные отличия от общих направлений, по которым развивалась мировая налоговая практика. Именно в 1980-е гг. в большинстве государств мира, и, прежде всего, в государствах, имеющих развитую рыночную экономику, произошло формирование единой концептуальной и методологической основы построения налоговых систем, активизация проявления принципов унификации начисления основных видов налогов.

В советское время формирование доходов бюджета происходило за счет 3-х основных групп налоговых отчислений: налога с оборота, налогов с населения и отчислений от свободного остатка от прибыли.

Перестройка, начавшаяся в СССР в 1985 г., попала в историю как процесс, который подготовил крушение коммунистической тоталитарной системы. К этому времени действующая в стране экономическая политика требовала проведения реформ. Такая потребность была обусловлена несколькими причинами.

Во-первых, несмотря на объявленное в начале 1970-х гг. движение на интенсификацию, экономика продолжила свое развитие с помощью экстенсивных методов. К 1989 г. насчитывалось более 300 тысяч сооружающихся объектов, имеющих производственное назначение. Капиталовложения распылялись, не принося положительного результата.

Во-вторых, оказались безуспешными многократные попытки создания действенного механизма внедрения научно-технического прогресса в промышленность и во все народное хозяйство.

В-третьих, чрезмерное развитие военно-промышленного комплекса, на который работало около 70 % всей промышленности государства, ложилось тяжким грузом на экономику. При этом истинные объемы расходов, идущие на военные цели, до общества не доводились.

В-четвертых, аграрный сектор, несмотря на сельскохозяйственную реформу 1965 г., в целом оставался нерентабельным, поглощая значительные объемы бюджетных дотаций. В стране насчитывалось лишь 30 % рентабельных колхозов и совхозов.

С 1987 г. началось реформирование платежей предприятий в бюджет, поскольку налоги перестали выполнять распределительную функцию, которая была заменена административными методами. 30.06.1987 г. был принят Закон «О государственном предприятии (объединении)», призванный повысить значение именно экономических методов управления, создать действенный механизм хозрасчета и самофинансирования предприятий при сохранении централизованного планового руководства народным хозяйством.

В этот период существующие ранее платежи в бюджет по сути постепенно заменялись налоговой системой. Это прослеживалось во введении нормативного метода распределения прибыли. Его суть заключалась в следующем: до начала отчетного периода для каждой организации устанавливался норматив, который определял часть прибыли, необходимую к перечислению в бюджет, часть, перечисляемую в отраслевые централизованные фонды, и часть, остающуюся в ее распоряжении. Данный метод должен был вызвать интерес у предприятий в росте общего объема прибыли, а также исключить возможности необоснованного административного вмешательства в их деятельность.

Другой попыткой при приостановлении финансового кризиса и стимулировании повышения эффективности производства была идея введения ресурсных платежей. Платежи за основные производственные фонды были по своему содержанию близки к налогу на имущество предприятий [8].

Также увеличить доходы бюджета планировалось за счет вводимого с 1991 г. налога с продаж. В начале 1990-х гг. налог с продаж действовал во многих странах мира и в некоторых из них продолжает действовать до сих пор.

Налог с продаж, в отличие от налога с оборота, взимается один раз. Это происходит на стадии производства, оптовой или розничной торговли. Он не дает возможности государству оказывать воздействие на все стадии движения товара от производителя к конечному потребителю. По налогу с продаж может быть установлена либо единая стандартная ставка, либо система ставок. В налоговой теории существует следующая классификация видов налога с продаж:

— одноступенчатый налог с продаж производителя (взимается однократно, при этом базой для налогообложения служит стоимость реализованной продукции производителем оптовому продавцу);

— налог с оптовых продаж (подлежит взиманию однократно со стоимости реализованной продукции оптовым продавцом розничному продавцу);

— некаскадный налог с розничных продаж (подлежит уплате зарегистрированными плательщиками со стоимости конечной реализации продукции потребителю. Он охватывает реализацию продукции конечным потребителям и не

взимается, если она реализуется для производственных целей);

— каскадный налог с продаж (взимается по единой ставке со стоимости любой реализации продукции любыми экономическими агентами) [9].

Налог с продаж начал взиматься на территории СССР с 1991 г. и получил название «горбачевский». Его введение сопровождалось нешуточным раздражением населения. Советский налог с продаж отдельно выделялся в цене при розничных продажах. Доходы от налога распределялись между союзным и республиканскими бюджетами. Однако уже в конце 1991 г. одновременно с распадом СССР началась череда кардинальных изменений в российском законодательстве о налогах и сборах. Новая система налогов и сборов, введенная законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» с 01.01.1992 г., не имела в своем составе налог с продаж, который был заменен на налог на добавленную стоимость.

Второй раз налог с продаж был введен в России в 1998 г. в качестве регионального налога. Важно отметить, что после введения в действие региональными органами власти на своей территории налога с продаж одновременно переставал взиматься региональный сбор на нужды образовательных учреждений, а также ряд местных налогов и сборов [10]. Но, даже, несмотря на потерю возможности взимания большей части местных налогов и сборов, налог с продаж был введен в 1999 — 2000 гг. всеми субъектами Российской Федерации.

В начале 2004 г. данный налог был снова отменен. Причиной отмены было одновременное действие налога с продаж и НДС, создававшее проблемы для налогоплательщиков. Помимо этого, параллельное взимание этих налогов привело к значительному росту издержек, связанных с администрированием, без оказания положительного действия на общий размер налоговых поступлений. Данный налог был признан низкоэффективным: поступления налога с продаж значительно уступали НДС: в 2003 г. было собрано всего 56 млрд руб. налога с продаж против 882 млрд руб. налога на добавленную стоимость.

С 2015 г. (спустя более чем 10 лет) российские власти вновь вернулись к обсуждению возможности введения в налоговую систему налога с продаж. Многие чиновники высказывали предположение, что такой шаг может стать альтернативой повышению ставки НДС (с 18 до 20 % с 2019 г.), а с повсеместным введением новой контрольно-кассовой техники его станет легко администрировать.

Существует точка зрения, что введение налога с продаж окажет содействие в решении ряда проблемных вопросов. Считается, что в первую очередь при введении данного налога произойдет перераспределение бюджетных доходов, так как налог с продаж будет как и раньше региональным налогом, что приведет к поступлению дополнительных средств в бюджеты субъектов.

Чиновниками рассматривается вопрос о возможном предоставлении региональным органам власти права вводить налог с продаж со ставкой до 3 %. Сейчас, как известно, все поступления налога на добавленную стоимость идут в федеральный бюджет, а с введением регионального налога с продаж каждый субъект федерации будет иметь дополнительный источник при формировании собственного бюджета.

Однако, большинство исследователей высказывают аргументы против введения налога с продаж наряду с сохранением НДС:

— нарушение основополагающих принципов налогообложения — наличие 2-х налогов с одинаковой налоговой базой в одной налоговой системе;

— потребность в дополнительных издержках, связанных с администрированием нового налога, как со стороны налоговых служб, так и налогоплательщиков. Процесс администрирования налога с продаж, как свидетельствует опыт его существования, гораздо сложнее и затратнее, по сравнению с администрированием любого другого российского налога.

В случае введения данного налога произойдет значительное увеличение числа налогоплательщиков, ведь уплачивать его будет необходимо всем торговым точкам, в частности, каждому ларьку и каждой торговой палатке. В настоящее время процесс контроля за соблюдением ими законодательства о налогах и сборах существенно упрощен, по причине их работы на основе патента или уплаты единого налога. С другой стороны, это приведет к увеличению налогоплательщиками числа сотрудников, которые занимаются администрированием налога. В то же время фискальная эффективность этого налога будет невысокой. Как свидетельствует пятилетний опыт его существования в российской налоговой системе, значения по уровню его собираемости колебались, по оценкам разных экспертных комиссий, в пределах от 60 % до 70 %.

Как известно, налог с продаж применяется, по большей части, в розничной торговле. В тоже время согласно официальной статистике не менее 15 % продовольственных и около 25 % непродовольственных товаров в России до сих пор продается на рынках. Очень большое количество проблем связано с высоким уровнем несетевой розничной торговли в южных регионах и регионах Северного Кавказа нашей страны. По информации Росстата, на торговлю через сетевые магазины в этих субъектах РФ приходится только 18,4 % оборота розничной торговли.

Поэтому появится необходимость в создании особой системы налогового администрирования, ведь налоговым органам необходимо будет осуществлять контроль за огромным количеством торговых точек. При этих обстоятельствах в полной мере учесть всю выручку, получаемую до сих пор по большей части наличными деньгами, практически невозможно. И повсеместное введение онлайн-касс не имеет должного эффекта в местностях, где преобладает рыночная торговля.

Помимо этого, уровень собираемости данного налога будет иметь значительную разницу между регионами вследствие сильного различия в величине розничного товарооборота. Расчеты ученых Института Гайдара показывают, что 20 субъектов РФ с наибольшим розничным товарооборотом получили бы 63 % всех сборов налога с продаж, в том числе Москва — 15,6 % всех поступлений, Московская область — 6,3 %, Краснодарский край и Санкт-Петербург — по 4,2 % [11]. Иными словами, в основном регионы-доноры, которые и сейчас не ощущают серьезных проблем при исполнении бюджета, получат дополнительные финансовые ресурсы от введения налога с продаж. А в бюджеты субъектов РФ, которые исполняются с дефицитом в течении многих лет, почти ничего не поступит. Налог с продаж (вне

зависимости от формы его введения) может оказать существенное влияние на социальную обстановку в государстве, изменить налоговое бремя граждан по причине неизбежного роста потребительских цен. В случае реализации продукции организациям, которые получают финансирование из бюджета, встает вопрос о возмещении им дополнительных расходов. По этой причине на полученную сумму налога необходимо увеличение финансирования расходов на здравоохранение, просвещение, оборону, правоохранительные органы и так далее.

Подводя итог, важно отметить, что налог с продаж впервые был введен на территории нашей страны в эпоху «позднего» СССР в 1991 г. и просуществовал всего лишь один год, будучи замененным с распадом СССР на налог на добавленную стоимость. За короткий срок своего существования «горбачевский» налог с продаж не успел как-либо реформироваться, а механизм его исчисления и взимания так и не был отлажен. Второй раз налог с продаж был введен в России в 1998 г. в качестве регионального налога и просуществовал уже пять лет. Отмена налога в 2004 г. объяснялась параллельным взиманием налога с продаж и НДС, что создало ряд проблем для налогоплательщиков, кроме того, налог с продаж был признан низкоэффективным. В последние годы российские власти вновь вернулись к обсуждению возможности введения в налоговую систему налога с продаж: по некоторым мнениям такой шаг должен решить проблему дефицита региональных бюджетов. Однако, большинство исследователей высказывают аргументы против введения налога с продаж наряду с сохранением НДС. Принимая во внимание все возможные последствия введения данного налога, необходимо заключить, что такой шаг может привести к дестабилизации экономики страны.

Конфликт интересов Conflict of Interest

Не указан. None declared.

Список литературы / References

1. Барбашова Н.Е. Налог с продаж: за и против / Н.Е. Барбашова, Г.В. Курляндская // Финансы. — 2014. — № 9. — С. 31-34.

2. Власова Е.В. Налог с продаж: положительные и отрицательные стороны / Е.В. Власова, Е.В. Игнатьева // Научно-методический электронный журнал Концепт. — 2014. — № T26. — С. 121-125.

3. Бухарова С.А. Сравнительный анализ достоинств и недостатков двух основных моделей на потребление: НДС и налога с продаж / С.А. Бухарова, К.Д. Калмышова // Приднепровский научный вестник. — 2017. — Т. 2. — № 4. — С. 6-8.

4. Магомадов Ш.А. Налог на добавленную стоимость: особенности и отличия от налога с продаж / Ш.А. Магомадов, Ш.Ш. Джанаралиев // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2019. — № 4-3. — С. 74-77.

5. Пансков В.Г. Налог с продаж или НДС: что эффективнее? / В.Г. Пансков // Финансы. — 2012. — № 7. — С. 43-47.

6. Иноземцев В.Н. Консервативный эксперимент: почему СССР был не тем, чем казался [Электронный ресурс] // URL: https://www.rbc.ru/opinions/politics/25/12/2017/5a40f6799a79473d753775a4 (дата обращения: 10.02.2020).

7. СССР. Общая характеристика экономики [Электронный ресурс] // URL: https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/106/984.htm (дата обращения: 10.02.2020).

8. Теория и история налогообложения / И.А. Майбуров, Н.В. Ушак, М.Е. Косов. — М., Юнити-Дана, 2010. — 424 с.

9. Проблемы налоговой системы России: теория, опыт, реформа. Научные труды под ред. М. Алексеева, С. Синельникова. — М., 2000. — 503 с.

10. О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Федеральный закон от 31.07.1998 № 150-ФЗ [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.02.2020).

11. Пансков В.Г. О приоритетах в налоговой политике ближайшего будущего / В.Г. Пансков // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. — 2017. — № 2. — С. 54-65.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Barbashova N.E. Nalog s prodazh: za i protiv [Sales tax: pros and cons] / N.E. Barbashova, G.V Kurlyandskaya // Finansy [Finance]. — 2014. — No 9. — P. 31-34. [in Russian]

2. Vlasova E.V. Nalog s prodazh: polozhitel’nye i otricatel’nye storony [Sales tax: positive and negative aspects] / E.V. Vlasova, E.V. Ignat’eva // Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal Koncept [Scientific and methodological electronic magazine Concept]. — 2014. — No 26. — P. 121-125. [in Russian]

3. Buharova S.A. Sravnitel’nyj analiz dostoinstv i nedostatkov dvuh osnovnyh modelej na potreblenie: NDS i naloga s prodazh [Comparative analysis of the advantages and disadvantages of the two main consumption models: VAT and sales tax] / S.A. Buharova, K.D. Kalmyshova // Pridneprovskij nauchnyj vestnik [Pridneprovskiy scientific Bulletin]. — 2017. — Vol. 2. -No 4. — P. 6-8. [in Russian]

4. Magomadov SH.A. Nalog na dobavlennuyu stoimost’: osobennosti i otlichiya ot naloga s prodazh [Value added tax: features and differences from sales tax] / SH.A. Magomadov, SH.SH. Dzhanaraliev // Ekonomika i biznes: teoriya i praktika [Economics and business: theory and practice]. — 2019. — No 4-3. — P. 74-77. [in Russian]

5. Panskov V.G. Nalog s prodazh ili NDS: chto effektivnee? [Sales tax or VAT: which is more effective?] / V.G. Panskov // Finansy [Finance]. — 2012. — No 7. — P. 43-47. [in Russian]

6. Inozemcev V.N. Konservativnyj eksperiment: pochemu SSSR byl ne tem, chem kazalsya [Conservative experiment: why the USSR was not what it seemed] [Electronic resource] // URL: https://www.rbc.ru/opinions/politics/25/12/2017/5a40f6799a79473d753775a4 (date of request: 10.02.2020). [in Russian]

7. SSSR. Obshchaya harakteristika ekonomiki [USSR. General characteristics of the economy] [Electronic resource] // URL: https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/106/984.htm (date of request: 10.02.2020). [in Russian]

8. Teoriya i istoriya nalogooblozheniya [Theory and history of taxation] / I.A. Majburov, N.V. Ushak, M.E. Kosov. — M., YUniti-Dana, 2010. — 424 p. [in Russian]

9. Problemy nalogovoj sistemy Rossii: teoriya, opyt, reforma. Nauchnye trudy pod red. M. Alekseeva, S. Sinel’nikova.

[Problems of the Russian tax system: theory, experience, reform. Scientific papers under the editorship of M. Alekseeva, S. Sinelnikov] — M., 2000. — 503 p. [in Russian]

10. O vnesenii izmenenij i dopolnenij v stat’yu 20 Zakona Rossijskoj Federacii «Ob osnovah nalogovoj sistemy v Rossijskoj Federacii». Federal’nyj zakon ot 31.07.1998 № 150-FZ [On amendments and additions to article 20 of the Law of the Russian Federation «on the basics of the tax system in the Russian Federation». Federal law No. 150-FZ of 31.07.1998] [Electronic resource] // URL: http://www.consultant.ru (date of request: 10.02.2020). [in Russian]

11. Panskov V.G. O prioritetah v nalogovoj politike blizhaj shego budushchego [About priorities in the tax policy of the near future] / V.G. Panskov // ETAP: ekonomicheskaya teoriya, analiz, praktika [STAGE: economic theory, analysis, practice]. -2017. — No 2. — P. 54-65. [in Russian]

Налог с продаж. Особенности применения

Налог с продаж. Особенности применения

Источник: »Налоговый вестник»А.О. Диков, советник налоговой службы Российской Федерации II ранга Федеральным законом от 27.11.2001 N 148-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»» часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ, Кодекс) дополнена главой 27 «Налог с продаж». Будучи разновидностью косвенных налогов, налог с продаж тем не менее не имеет, по нашему мнению, целого ряда признаков косвенных налогов. Так, не предусмотрен порядок зачета или возврата налога, отсутствует система налоговых вычетов, невозможно при наличии определенных обстоятельств отнести и использовать суммы налога при формировании финансовых результатов. Хотя рассматриваемая глава НК РФ имеет ряд технических и логических неувязок, она отличается стройной структурой, содержит небольшое количество статей и достаточно проста в применении. В настоящее время депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации рассматривают предложения по внесению изменений в главу 27 «Налог с продаж». Так, предлагается наделить дополнительными полномочиями субъекты Российской Федерации по предоставлению и установлению льгот по налогу с продаж, по увеличению списка товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению, по уточнению сроков отмены данного налога и т.д., а также закрепить новую формулировку ст. 349 НК РФ, устанавливающую объект обложения налогом с продаж. При применении главы 27 «Налог с продаж» НК РФ необходимо учитывать следующие особенности. Устанавливая налог с продаж на своей территории, субъекты Российской Федерации не могут вводить дополнительные требования и нормы, которые не определены в главе 27 НК РФ. Уплата налога с продаж на территориях субъектов Российской Федерации должна осуществляться только с момента вступления в силу соответствующего закона. При этом сам налог с продаж должен вводиться только законами, а не указами, постановлениями регионального правительства и иными подзаконными нормативными правовыми актами. Это требование вытекает из положений подпункта 4 п. 2 ст. 1 НК РФ, согласно которому законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с НК РФ. Необходимо иметь в виду, что в соответствии с п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере. Главой 27 «Налог с продаж» НК РФ утвержден перечень операций, не подлежащих обложению налогом с продаж, и установлено право субъектов Российской Федерации утверждать размер ставки налога. Так, например, в соответствии со ст. 353 НК РФ налоговая ставка по налогу с продаж устанавливается законами субъектов Российской Федерации в размере не выше 5 %. При этом установление дифференцированных налоговых ставок в отношении операций по реализации отдельных видов товаров (работ, услуг) в пределах установленной налоговой ставки, а также установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от того, кто является налогоплательщиком или покупателем (заказчиком, отправителем) товаров (работ, услуг), не допускается. Учитывая вышеизложенное, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации не имеют права устанавливать льготы по налогу с продаж в отношении отдельных категорий налогоплательщиков. Согласно ст. 12 НК РФ региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые данным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Иными словами, п. 3 ст. 12 НК РФ позволяет законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации при установлении регионального налога также устанавливать налоговые льготы. Однако в соответствии со ст. 32.1 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» данная статья Кодекса вводится в действие только со дня признания утратившим силу Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Иными словами, до установления в законодательстве точной даты введения в действие ст. 12 НК РФ она применяться не может. Согласно ст. 57 НК РФ сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Это означает, что если в законе соответствующего субъекта Российской Федерации отсутствует указание на срок или дату уплаты налога, в том числе авансовых платежей, то сама обязанность по уплате налога не может считаться установленной. Главой 27 «Налог с продаж» НК РФ определен круг субъектов — плательщиков налога с продаж, в число которых входят организации и индивидуальные предприниматели. Глава 27 «Налог с продаж» НК РФ регулирует правоотношения, связанные с местом реализации товаров (работ, услуг). В ситуации, когда налог с продаж введен на территории одного субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрирован налогоплательщик, но при реализации товаров (работ, услуг) этим налогоплательщиком в другом субъекте, на территории которого не введен налог с продаж, операции по реализации этих объектов не будут облагаться налогом с продаж. Пунктом 2 ст. 354 НК РФ закреплено, что налог с продаж подлежит уплате по месту осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению в соответствии с Кодексом. Необходимо отметить, что это правило является универсальным и не может трактоваться налоговыми органами на местах в широком смысле (то есть не подлежит расширительному толкованию). При определении понятия «реализация товаров (работ, услуг)» необходимо принимать во внимание положения ст. 39 НК РФ, согласно которым реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу. При этом частью первой НК РФ закреплен перечень операций, которые не признаются реализацией товаров, работ или услуг (в том числе и по налогу с продаж), а именно:

  1. осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);
  2. передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;
  3. передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;
  4. передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер [в частности вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов];
  5. передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;
  6. передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;
  7. передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации;
  8. изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ);
  9. иные операции в случаях, предусмотренных НК РФ (применительно к налогу с продаж эти операции изложены в ст. 350 Кодекса).

Если налогоплательщик осуществляет операции, предусмотренные ст. 39 и 350 НК РФ, то обязанности по исчислению и уплате налога у него не возникнет. Несмотря на то, что в рассматриваемой главе НК РФ не нашли отражения положения, касающиеся порядка уплаты налога с продаж участниками договора простого товарищества, в случае осуществления реализации товаров (работ, услуг) в рамках договора простого товарищества (совместной деятельности), обязанность по уплате налога с продаж должна исполняться в общем порядке. При этом необходимо отметить, что данный вопрос участники совместной деятельности должны решать самостоятельно, имея в виду следующее. При возникновении объектов налогообложения в рамках совместной деятельности (простого товарищества) обязанности по уплате налогов возникают у каждого участника исходя из установленной договором его доли в реализуемых товарах (работах, услугах), подлежащих налогообложению. При этом участники простого товарищества могут исполнять обязанности по уплате налогов через одного уполномоченного ими участника простого товарищества (уполномоченного представителя). Однако не у всех налогоплательщиков возникает обязанность по исчислению и уплате налога с продаж. В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» применение организациями упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период. Для этих организаций обязательными к уплате, наряду с уплатой патента, являются также таможенные платежи, государственная пошлина, налог на приобретение автотранспортных средств, лицензионные сборы, единый социальный налог. Таким образом, организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, плательщиками налога с продаж не являются. Следует также иметь в виду, что операции по реализации товаров (работ, услуг) признаются объектом налогообложения в случае, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт. Одновременно ст. 861 ГК РФ закрепляет, что расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке. Согласно ст. 862 ГК РФ при осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Кроме того, п. 3.1 Положения Банка России от 12.04.2001 N 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» дал определение платежному поручению, в соответствии с которым платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке, а подпункт «а» п. 3.2 этого Положения определил, что платежными поручениями могут производиться перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги. Таким образом, операции по реализации товаров (работ, услуг) физическим лицам, использующим платежные поручения в качестве расчетного средства по оплате товаров (работ, услуг), не подпадают под действие ст. 349 НК РФ и налогом с продаж не облагаются. При рассмотрении положений ст. 349 НК РФ необходимо иметь в виду, что расчетной картой является банковская карта, выданная владельцу средств на банковском счете, использование которой позволяет держателю банковской карты согласно условиям договора между эмитентом и клиентом распоряжаться денежными средствами, находящимися на его счете, в пределах расходного лимита, установленного эмитентом, для оплаты товаров и услуг и/или получения наличных денежных средств, а кредитной картой является банковская карта, использование которой позволяет держателю банковской карты, согласно условиям договора с эмитентом, осуществлять операции в размере предоставленной эмитентом кредитной линии и в пределах расходного лимита, установленного эмитентом, для оплаты товаров и услуг и/или получения наличных денежных средств. Объект обложения налогом с продаж возникает только в случае осуществления расчетов либо наличными денежными средствами, либо с использованием расчетных или кредитных банковских карт. продолжение статьи

  • 127422, г. Москва, ул. Тимирязевская, 4/12 (м. Дмитровская)
  • +7 (495) 411-79-69, +7 (495) 1-27-28-29
  • info@oviont.ru
  • Пн- Пт: 09:30 — 18:30

Налог с продажи квартиры: инструкция по НДФЛ

В каких случаях и сколько придется заплатить с продажи недвижимого имущества в 2022 году, кто имеет льготы по налогу, в каких случаях его не нужно платить и другие нюансы — рассказывает «РБК-Недвижимость»

Фото: Мaxx-Studio\shutterstock

Фото: Мaxx-Studio\shutterstock

В России доходы облагаются налогом — если вы продали недвижимость, то должны заплатить налог с продажи. Размер налога для физлиц стандартный — 13%, но он платится не со всей суммы, вырученной от продажи, а с разницы между стоимостью покупки и продажи. Рассказываем, когда наступает обязанность по оплате НДФЛ, в каких случаях налог с продажи не требует оплаты и для кого предусмотрены льготы, как рассчитывается сумма налога и как уменьшить ее размер.

Правила уплаты налога с продажи квартиры в 2022 году

С 1 января 2022 года в налоговом законодательстве появились некоторые изменения.

Расчет НДФЛ при операциях с недвижимостью

В частности, это изменения, связанные с расчетом НДФЛ при операциях с недвижимостью, напоминают в Федеральной налоговой службе. В декларации 3-НДФЛ можно не указывать доходы от продажи недвижимости, если она находится у вас в собственности менее трех или пяти лет, при условии, что доход от продажи не превышает 1 млн руб., а для иного имущества (гаражи, автомобили и т.д.) — 250 тыс. руб. Это касается как одного крупного объекта, так и нескольких недорогих. Главное, чтобы не был превышен лимит. Если же доходы от продажи имущества превышают допустимый размер, декларацию 3-НДФЛ представить все равно придется.

Читайте также: Путин освободил часть продавцов недвижимости от налога с продаж

Льготы для дольщиков

С 2022 года налоговые льготы распространили на дольщиков — покупателей квартир в новостройках, участников жилищно-строительных кооперативов (ЖСК), а также на тех, кто купил квартиру по переуступке прав требования по договору долевого участия (ДДУ). Правила действуют на объекты (доли в них), переданные застройщиком и принятые участником долевого строительства с 1 января 2022 года. Ранее отсчет срока владения квартирой начинался с момента регистрации права собственности на нее. По новым правилам, для участников долевого строительства срок владения будет отсчитываться с момента полной оплаты ДДУ. Это поможет дольщикам и участникам ЖСК раньше продать свои квартиры без уплаты НДФЛ.

Читайте также: Льготы на продажу жилья расширили для дольщиков и пострадавших в ЧС

Льготы для семьи с детьми

С 1 января 2022 года семьи с двумя и более детьми освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) при продаже жилой недвижимости независимо от того, сколько по времени она находилась в их собственности. Сегодня собственник при продаже квартиры должен заплатить налог в размере 13% с дохода от продажи имущества. Благодаря нововведению семьи с детьми не будут платить налог, но лишь при соблюдении ряда условий. Нововведение распространяется и на те случаи, если доходы от продажи объекта имущества получает несовершеннолетний ребенок из такой семьи.

  • Льготы для семьи с детьми: кто сможет не платить НДФЛ при продаже жилья
  • Какие налоговые изменения в сфере недвижимости ждут россиян в 2022 году

Другие изменения в налогообложении имущества физлиц

Льготы и перерасчет

В конце 2020 года изменились правила перерасчета ранее исчисленных имущественных налогов для физлиц. В первую очередь это касается пенсионеров, инвалидов, ветеранов боевых действий и других категорий льготников. В соответствии со ст. 407 Налогового кодекса они освобождаются от уплаты налога на имущество. Закон устанавливает пять видов недвижимого имущества, в отношении которых может быть предоставлена льгота, в том числе квартира (комната), жилой дом и гараж. Льгота предоставляется в отношении только одного объекта каждого вида.

Недвижимость не станут облагать повышенным НДФЛ

В 2020 году в России принята прогрессивная ставка НДФЛ — доходы свыше 5 млн руб. с 1 января 2021 года облагаются по ставке 15%. Это могло коснуться многих собственников недвижимости, но было принято решение не применять прогрессивную шкалу к разовым или нерегулярным доходам, в том числе доходам от продажи недвижимого имущества. Поэтому НДФЛ остается прежним — 13%.

Получить налоговый вычет станет проще

В России в 2022 году упростят получение налогового вычета при покупке квартиры, дома или земельного участка. По новым правилам, физлица смогут возмещать НДФЛ одним только заявлением — без составления декларации 3-НДФЛ. Помимо существенного сокращения списка необходимых документов, упрощенная камеральная проверка сократит сроки получения налогового вычета. Сейчас только проверка предоставленных документов в ФНС занимает три месяца, еще 30 дней потребуется для перевода средств на счет. По новым правилам, камеральная проверка займет 30 дней с момента оформления заявления на налоговый вычет, а деньги на счет будут перечислять в течение 15 дней после ее окончания.

Как рассчитать сумму налога

Если говорить о налоге по продаже квартиры, то он рассчитывается по простой формуле: (ДОХОД ОТ ПРОДАЖИ КВАРТИРЫ — 1 млн руб.) *13% = НДФЛ. 1 млн руб. — максимальная сумма налогового вычета, на который может быть уменьшен доход, полученный при продаже жилых домов, квартир, комнат, дач, садовых домиков, земельных участков, а также долей в указанном имуществе.

Налогооблагаемая база — это максимальное из двух значений:

  • цена продажи квартиры или
  • 70% кадастровой стоимости квартиры.

При этом кадастровая стоимость определяется на 1 января года, в котором продается квартира.

Например, гражданин Петров купил квартиру за 5 млн руб., а продана за 5,5 млн руб. Таким образом:

5 500 000 — 1 000 000 = 4 500 000.

НДФЛ: 4 500 000*13% = 585 000 руб.

Вычет в размере расходов, связанных с покупкой квартиры

В этом случае налог фактически начисляется только на прибыль, полученную от перепродажи. Для этого учитываются реальные (подтверждается документально) расходы, напрямую связанные с покупкой. В некоторых ситуациях такое решение выгоднее, чем оформление вычета.

Например, Петров продал квартиру за 5 млн руб. (купил за 4,5 млн руб.). Таким образом, расчет налога с продажи будет выглядеть так:

5 000 000 — 4 500 000 = 500 000.

НДФЛ: 500 000 * 13% = 65 000.

Когда доход с продажи квартиры не облагается налогом

НДФЛ начисляется с дохода, а не с вырученной суммы от продажи недвижимого имущества, и не взимается в следующих случаях:

  • недвижимость была куплена до 1 января 2016 года, и на момент продажи прошло три года владения имуществом;
  • если квартира приобретена после 1 января 2016 года, то по истечении пяти лет владения можно продать имущество без уплаты НДФЛ;
  • если помещение было приобретено дороже, а продано дешевле, но не менее чем за 70% кадастровой стоимости. Кадастровая цена исчисляется на 1 января года, в котором был подписан договор купли-продажи;
  • квартира продана по той же цене, что и была приобретена, и эта сумма не меньше 70% кадастровой стоимости.

Во всех остальных случаях НДФЛ взимается с дохода от продажи квартиры.

Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

Как уменьшить налог с продажи квартиры

Если вы продаете квартиру, то с точки зрения государства получаете доход. Если вы продали недвижимость раньше, чем наступил минимальный срок владения, то должны заплатить налог с продажи. Российским законодательством предусмотрены льготы, которые могут существенно снизить налогооблагаемую базу — сумму, которую вам заплатили за квартиру. Налог придется заплатить не со всей суммы, вырученной с продажи квартиры, а с разницы между покупкой и продажей. С этой суммы платится 13% налога. Основание: пп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ.

Налоговый кодекс РФ предусматривает несколько вариантов вычета. Чтобы им воспользоваться, нужно документально подтвердить расходы на покупку квартиры. Для подтверждения расходов, как правило, предоставляются следующие документы: договор купли-продажи и акт приемки-передачи, приходные кассовые ордера, товарные и кассовые чеки, банковские выписки, платежные поручения, расписки продавца в получении денежных средств и другие.

Имущественный вычет позволяет уменьшить налогооблагаемую базу на сумму доходов, полученных от продажи имущества за календарный год. НК РФ устанавливает верхнюю границу вычета в размере 1 млн руб.

То есть если вы за год продали одну квартиру за 10 млн руб., то сможете уменьшить налогооблагаемую базу до 9 млн руб. Если вы продали две квартиры (одну за 5 млн руб., другую за 10 млн руб.), общая сумма налогооблагаемого дохода составит 14 млн руб. (5 млн руб. + 10 млн руб. — 1 млн руб. = 14 млн руб.). Если ваш доход от продажи квартиры меньше, чем 1 млн руб., то НДФЛ уплачивать не нужно.

Александра Стирманова, адвокатское бюро «S&K Вертикаль»:

— Налоговый кодекс РФ предусматривает два варианта вычета.

1. Применить вычет в фиксированном размере

Следует иметь в виду, что фиксированный налоговый вычет применяется в отношении собственника, а не объекта недвижимости. Например, если собственник в течение года продал несколько видов имущества, то предельный размер вычета применяется ко всем объектам в совокупности, а не к каждому по отдельности. Чтобы применить вычет, нужно не позднее 30 апреля года, следующего за годом продажи, предоставить в ФНС по месту жительства налоговую декларацию и документы, подтверждающие факт продажи имущества, а также документы, дающие право на применение того или иного вычета.

2. Дождаться истечения минимального срока владения

В качестве дополнительного варианта минимизации налогового бремени можем рассмотреть третий вариант. Наиболее частый вопрос, возникающий у налогоплательщиков: когда можно не платить налог при продаже квартиры? Ответ: НДФЛ не возникает при продаже квартиры, которая находилась в вашей собственности более минимального срока владения, установленного Налоговым кодексом. По общему правилу, минимальный срок владения составляет пять лет. Но стоит иметь в виду, что для отдельных ситуаций предусмотрены исключения. Например, если право собственности получено в порядке наследования или по договору дарения от члена семьи и (или) близкого родственника налогоплательщика, применяется трехлетний срок владения.

Различные нюансы применения и расчета налога с продажи квартиры

При расчете налога с продажи квартиры могут возникать различные нюансы в его подсчете, сроке действия, льготах и других правилах. Юрист разобрал на примере некоторых кейсов правила расчета и применения НДФЛ на недвижимое имущество физических лиц.

Александра Воскресенская, адвокат КА «Юков и партнеры»:

Налог с продажи квартиры, полученной по наследству

— При продаже недвижимости, полученной в порядке наследования, пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ предусмотрено, что физические лица обязаны уплачивать налог с продажи имущества, находящегося в их собственности. К объектам, подлежащим налогообложению, относится в том числе недвижимость. При этом ст. 217 НК РФ предусмотрено, что граждане освобождаются от уплаты налога на недвижимое имущество в случае, если соответствующий объект находился в их собственности в течение минимального предельного срока, который на текущую дату составляет три года.

В письме Министерства финансов от 30 июля 2020 года № 03-04-05/66879 разъясняется, что для наследников данный срок начинается с даты оформления их прав в ЕГРН (на основании свидетельства о праве на наследство) независимо от того, в течение какого срока недвижимое имущество находилось до этого во владении наследодателя. Также, согласно ст. 220 НК РФ, при продаже имущества после 1 января 2019 года граждане вправе получить налоговый вычет, исходя из сумм документально подтвержденных расходов на покупку недвижимости, но не более 1 млн руб.

Для наследников имеется нюанс: налоговый вычет можно получить с расходов, понесенных наследодателем при приобретении недвижимости, если сам наследодатель при жизни самостоятельно не воспользовался таким правом.

Налог с продажи ипотечной квартиры

При продаже квартиры, полученной в порядке наследства и обремененной ипотекой, можно получить налоговый вычет, исходя из расходов, понесенных на погашение ипотечного кредита (согласно письму Министерства финансов от 2 августа 2019 года N 03-04-05/58466). Аналогичные правила распространяются и на случаи, когда недвижимость была получена в дар. Необходимо, однако, учитывать, что НДФЛ при продаже полученной в дар недвижимости не подлежит уплате в случае, если она была подарена членом семьи (в соответствии с Семейным кодексом, к ним относятся супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные), дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные (то есть имеющие общих отца или мать) братья и сестры).

Налог с продажи подаренной квартиры

Также следует рассмотреть ситуации, когда наследникам переходит в дар (в порядке наследования) не все недвижимое имущество, а его доля, и впоследствии данные лица приобретают оставшуюся часть недвижимости по договору купли-продажи. Здесь необходимо учитывать, что минимальный предельный срок владения недвижимостью для освобождения от НДФЛ в случае, если такая недвижимость приобретена по возмездному договору, составляет не три года, а пять лет. Следовательно, если наследником часть квартиры была получена по наследству, а часть — по договору купли-продажи и с даты регистрации в ЕГРН права на всю квартиру прошло менее пяти лет, такое лицо должно уплатить НДФЛ соразмерно доле, приобретенной по договору купли-продажи.

Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС

Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС

Платит ли пенсионер налог с продажи квартиры

Пенсионер, как и любой другой гражданин, должен заплатить НДФЛ при продаже квартиры (ст. 214.10 НК РФ). Доходы от продажи квартиры подлежат обложению НДФЛ в установленном порядке и не зависят от статуса собственника квартиры (является лицо пенсионером либо нет). В то же время пенсионеры имеют некоторые имущественные льготы.

Как получить налоговый вычет с продажи квартиры

Имущественный налоговый вычет, связанный с продажей недвижимости, можно применять неограниченно. Но есть ограничение — предельный размер вычета 1 млн руб., или 250 тыс. руб. в налоговом периоде.

Для того чтобы воспользоваться правом на вычет, налогоплательщику требуется:

  • заполнить налоговую декларацию по окончании года (форма 3-НДФЛ);
  • подготовить копии документов, подтверждающих факт продажи имущества. Это могут быть копии договоров купли-продажи имущества, договоров мены и т. д.;
  • если налогоплательщик заявляет вычет в сумме расходов, непосредственно связанных с приобретением продаваемого имущества, дополнительно подготовить копии документов, подтверждающих такие расходы (приходные кассовые ордера, товарные и кассовые чеки, банковские выписки, платежные поручения, расписки продавца в получении денежных средств и т. п.), а также иные документы, подтверждающие факт приобретения продаваемой квартиры, например договор купли-продажи;
  • подать декларацию можно в налоговую, копии документов (оригиналы нужно иметь при себе) можно представить по месту жительства или через личный кабинет налогоплательщика для физлиц.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *