Как выглядели испанцы до завоевания арабами
Перейти к содержимому

Как выглядели испанцы до завоевания арабами

  • автор:

О некоторых особенностях формирования ислама в королевстве Испания: от древности к современности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Красникова Евгения Владимировна

Статья посвящена краткому обзору и анализу некоторых исторических этапов развития древней европейской цивилизации, в частности, населявшей Пиренейский полуостров. Это позволяет оценить роль, которую арабо-мусульманский мир сыграл в становлении и развитии большинства европейских государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Красникова Евгения Владимировна

О некоторых особенностях формирования ислама в королевстве Испания: от древности к современности
Мусульмане Пиренейского полуострова
Мусульманская община в Испании: умеренные и радикалы
Мусульмане в Испании: метаморфозы исторического бытия
Мусульмане-иммигранты в Испании: проблемы межкультурных коммуникаций
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Several Features of Islam Creating in Kingdom of Spain: From Antiquity to Modernity

This article focuses on the short analysis of some historical periods of the ancient Western civilization development, in particular, occupying Iberian Peninsula is carried out. It allows to appreciate a significance which the Arabo-Muslim world has matted in creation development of the majority of the European States.

Текст научной работы на тему «О некоторых особенностях формирования ислама в королевстве Испания: от древности к современности»

ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ИСЛАМА В КОРОЛЕВСТВЕ ИСПАНИЯ: ОТ ДРЕВНОСТИ К СОВРЕМЕННОСТИ

Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198

Статья посвящена краткому обзору и анализу некоторых исторических этапов развития древней европейской цивилизации, в частности, населявшей Пиренейский полуостров. Это позволяет оценить роль, которую арабо-мусульманский мир сыграл в становлении и развитии большинства европейских государств.

Ключевые слова: мусульманская культура, исламизация, ислам, иммиграция, глобализация.

Анализ некоторых исторических этапов развития древней европейской цивилизации, в частности, населявшей Пиренейский полуостров, позволяет оценить роль, которую арабо-мусульманский мир сыграл в становлении и развитии большинства европейских государств. Богатая культура, духовный опыт мусульманского мира оказал огромное влияние на историю развития европейского общества. В основе большинства традиций, обычаев, языковых и гастрономических особенностей, которые многие европейские страны сегодня называют «традиционно своими», лежит именно религиозно-этническое и духовное многообразие ислама, принесенного с собой мусульманами с Востока на европейский континент.

Таким древним межцивилизационным «мостом», соединившим Восток и Запад, стала Испания. Среди европейских стран именно на территории Испании и Португалии присутствие мусульман было наиболее продолжительным. Восемь веков (с 711 по 718 н.э.) землями сегодняшней Испании и Португалии владели арабы, перейдя через Гибралтарский пролив, и основав Кордобский халифат со столицей в Кордобе. Конечно, до появления мусульман на территории Испании в VIII в. н.э. уже обитали древние цивилизации — к примеру: в III тысячелетии до н.э. Пиренейский, или Иберийский, полуостров населяли иберские племена. Однако именно ислам оказал наибольшее влияние на формирование цивилизационн-

ного этногенеза современного испанского общества, «покрыв» своей изящной и изысканной культурой почти весь полуостров.

Уже в средние века влияние ислама на Европу распространилось на большинство сфер жизни древнего общества, проживавшего на территории Европы: социально-культурную, торговую, научную, религиозную, др. По сей день тема влияния ислама или его отсутствия на развитие Европы остается весьма дискуссионной в научных и публицистических кругах на международной арене.

Некоторые аспекты развития древнего общества Европы позволяют говорить о том, что ислам значительно обогатил Европу знаниями в различных областях наук, медицины, каллиграфии, литературы, музыки, искусства, других. В сфере естествознания — влияния арабских исследований на развитие медицины и астрономии; в области истории — дискуссии о влиянии ислама на генезис феодального строя в Европе; в области литературы — о соотношении восточных и европейских элементов в прованской лирике, о происхождении средневекового жанра фаблио

[1], в области музыки — происхождение танца фламенко, который принято называть в Испании традиционно национальным.

Известный английский исламовед Уильям М. Уотт в одном из своих трудов

[2] упоминал, что высокая арабо-мусульманская культура проникла в Западную Европу через Испанию благодаря торговым связям и политическому факту присутствия мусульман в Испании и Сицилии.

Королевство Испания насчитывает десятки веков богатой и насыщенной истории развития своего государства. Анализ некоторых исторических этапов формирования позволяет проследить влияние мусульманского мира на историю развития общества на Пиренейском полуострове. Арабизм, как одно из проявлений богатой исламской культуры, начал проникать в диалекты Иберийского полуострова с началом мусульманского завоевания Пиреней в 711 году н.э. Арабский язык получил статус государственного. В период расцвета мусульманской Испании классический арабский язык занял ведущие позиции в качестве научного и литературного языка, но он являлся родным языком лишь для очень ограниченного круга лиц, составлявших административную элиту мусульманских государств Иберийского полуострова.

В современном испанском языке насчитывается около 6000 слов, имеющих арабские корни. Следы арабского влияния обнаруживаются в фонетике, морфологии. Но коренные испанцы, каталонцы, об исторических корнях своего родного языка никогда не упоминают.

В современной Испании почти все является «слепком» арабского наследия (кухня, культура, архитектура, национальные танцы, язык, внешнее сходство коренных жителей некоторых автономий Испании, т.д.). Но коренные испанцы, равно как и жители других регионов, об исторических корнях своих национальных обычаев всегда скажут «это традиционно испанское». К примеру: танец фламенко, который испанцы называют исконно своим, уходит своими корнями в мавританскую музыкальную культуру. Существенно повлияла на этот стиль цыганская му-

зыка — многие считают основными, истинными носителями стиля танца фламенко именно цыган [3].

К концу XX века в Испании появились предпосылки для возникновения такого понятия и явления как диаспора. После смерти Ф. Франко в 1975 г. ислам начал свое возвращение на испанскую землю. Конституция 1978 г. положила конец монополии католичества. В 1980 году был принят закон о свободе вероисповедания, который дал возможность другим религиям законно действовать и развиваться на территории страны. В это время исламские общины снова начали появляться на юге Испании, где сохранились памятники мусульманской эпохи. В дальнейшем ислам распространился и на другие регионы страны, в том числе и на Каталонию.

Изначально термин и явление «диаспора» (с греческого языка переводится как «рассеивание») относился к науке «Социология» и рассматривался посредством нее. В настоящее же время понятие «диаспора» включает в себе множество компонентов — этнокультурные, религиозные, экономические, политические, другие.

На разных этапах развития любого государства, такое явление как диаспора может играть заметную роль в сохранении национальной культуры и формировании самосознания, поскольку основой большинства диаспор является принцип этнического и религиозного самовыражения. Анализ влияния арабской культуры и языка на развитие Пиренейского полуострова позволяет проследить этапы образования мусульманской диаспоры на территории современной Испании.

В настоящее время мусульманские общины существуют более чем в 120 странах мира, в 35 из них они составляют свыше 80% населения (большинство их них находятся в странах Северной Африки и Западной Азии). Более двух третей мусульман живет в Азии, где они составляют свыше 20% населения, почти 30% — в Африке (половина населения континента) [4]. Наиболее крупные по абсолютной численности мусульманские общины проживают в Индонезии, Индии, Пакистане и Бангладеш.

Современная мусульманская диаспора в Испании насчитывает около 1,3 млн человек (по состоянию на июль 2010 г.). Это около 2% всего населения Испании. Из них лишь 400 000 имеют право голосовать на выборах. Для сравнения, во Франции число иммигрантов-мусульман составляет 7—10% населения. Статистические данные свидетельствуют о неравномерном распределении мусульманского населения в Испании. Большинство мусульман проживают в Каталонии, в особенности в Барселоне. Значительное число их живет в Андалусии. Отдельно стоит упомянуть города Сеута и Мелилья. Это испанские полуанклавы, географически находящиеся в Марокко, включенные Мадридом в состав своих провинций (Сеута в Кадис, Мелилья в Малагу).

Для сравнения: по данным на конец 2010 г. Франция, как и в предыдущие годы, занимает первое место по численности мусульманской диаспоры — 5 млн человек (до 10% от общего числа населения). Второе место — Германия (4 млн чел.), третье — Великобритания (1,7 млн чел.), Италия и Голландия (по 1 млн чел.). В Европе по состоянию на конец 2009 г. проживает около 40 млн мусульман. Это

больше, чем в Саудовской Аравии, где живет 24,9 млн мусульман. Данная цифра включает мусульман, проживающих в европейской части России, а также в Центральной, Восточной и Западной Европе.

Большая часть мусульман в Европе являются частью коренных общин, которые на протяжении веков проживали там. К таким странам относятся, к примеру, Россия и Албания. Иммиграция же мусульман в Западную Европу началась всего несколько десятилетий назад. До конца 1940-х мусульман здесь практически не было или было совсем немного (больше всего во Франции — 120 тыс. в середине 1920-х гг.). Первая массовая миграция была связана с войной в Алжире (1954— 1962 гг.). После вынужденного согласия Франции на провозглашение независимости этого североафриканского государства сотни тысяч местных мусульман воспользовались появившейся возможностью переехать в свою бывшую метрополию.

Наибольшее число мусульман Испании — это марроканцы или потомки мар-роканцев, родившихся в Испании, они составляют 71% всех мусульман страны, или приблизительно 800 000 человек, почти все из них сунниты. Следующие три страны, выходцы из которых составляют приблизительно 5% от всех мусульман Испании (по 50 тыс. человек приблизительно) — это Сенегал, Алжир и Пакистан. На последнем месте Саудовская Аравия (около 500 человек). Начиная с 80-х годов, наибольший наплыв мусульманского населения произошел в рамках объединения семей. Но уже в период с 1990 по 2000 гг. можно было отметить серьезный рост числа мусульман за счет высокого уровня рождаемости в исламской среде.

Интересы мусульман в автономном округе Каталония представляет Мусульманский культурный совет Каталонии (МКСК). На территории Автономного сообщества действует более 170 мечетей, что составляет около половины всех религиозных мусульманских учреждений Испании. Однако большинство из них расположено в небольших помещениях на первых этажах зданий и даже в гаражах и зарегистрировано не как мечеть, а как культурный центр.

Особенностью испанских мусульман является то, что около половины выходцев из мусульманских стран не являются сторонниками радикального ислама. Однако подавляющее большинство из них отмечают национальные праздники. Его поддерживают только 5% испанских мусульман. Период активного «обжива-ния» территории Каталонии радикальными исламскими организациями начался с 2002 года. Вслед за ними пришли и террористические организации, в первую очередь такие как: «Группа традиций, проповеди и борьбы», «Хезб-ут-Тахрир», «Джамаа Таблиг».

В Испании функционирует организация «Хунта Исламика». На их сайте «WebIslam» [5] публикуются умеренные исламские тексты. Лидером организации является Мансур Эскудеро (ранее являлся лидером главной мусульманской организации страны — Испанской исламской комиссии. Данное объединение представляет всех мусульман страны перед официальными властями государства, оно было организовано в соответствии с законом 1992 года.

Первая и единственная исламская партия Испании готовилась выставить своих кандидатов на выборы в местные советы в 2011 г. Ее задачами было обеспе-

чить представительство мусульман в руководстве муниципалитетов. Партию возрождения и объединения Испании возглавлял бывший журналист и профессор арабского языка Мустафа Баррак, который неоднократно заявлял о своей умеренной позиции и поддержке конституции и испанского народа. «Партия возрождения и объединения открыта не только для мусульман, но и для национальных меньшинств и иммигрантов. Пришел момент, когда испанские мусульмане, арабы, африканские иммигранты и не иммигранты должны освободиться от унижений», — сказано в его речи.

Глава Исламского совета Испании — Баррак рассчитывал добиться поддержки не только 1,3 млн мусульманских жителей Испании, но и иммигрантов, которые составляют около 11% местного населения. По данным консервативной испанской газеты «АВС», правительство не скрывает своего беспокойства по поводу создания новой партии, поскольку сейчас в стране проживает 1,3 млн мусульман, в том числе иммигранты из исламских стран, в частности, почти 700 тысяч выходцев из Марокко. Если же считать нелегальных иммигрантов, эта цифра может превысить два миллиона.

Необходимо отметить возрастающую роль и оказание влияния мусульманских диаспор, их общественных организаций на процесс принятия государственных решений в странах проживания. До конца 1990-х гг. исламских политических партий в Европе не существовало. Сейчас они появились во Франции и Бельгии. В последней, с мая 2003 г. функционирует PCP (Партия гражданства и процветания), исповедующая радикальный ислам.

Демографы полагают, что к 2015 году численность мусульман в Европе удвоится. Тенденции снижения рождаемости среди европейцев уступают высокому уровню рождаемости выходцев из стран Северной Африки, Ближнего Востока, других континентов. Ожидается, что к 2030 г. мусульман на планете будет не менее двух миллиардов при общей численности населения в 8 миллиардов, т.е. четвертая часть всего населения (в 1900 г. мусульман насчитывалось лишь 4,2%).

Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что влияние мусульманского мира на исторические этапы становления и формирования европейской цивилизации, в частности на Королевство Испания, в целом гораздо больше, чем принято утверждать в политических и религиозных кругах на международной арене.

В последние годы в различных научных и публицистических сферах затрагиваются темы пересмотра общепризнанного факта европейского Возрождения и переоценки влияния исламского мира на эволюцию европейской цивилизации. Такие действия не лишены смысла. Во-первых: поскольку развитие цивилизации происходит циклично, то «выпадение» предыдущего событийного звена из общей цепочки исторического контекста выглядит излишне политизированным и религиозно надуманным. Во-вторых: с точки зрения вклада в общемировую культуру видится необходимым признать колоссальный вклад мусульманского мира в становление и формирование европейской цивилизации.

Для развития мирового сообщества, в целом, важным является аспект взаимного обогащения и взаимопроникновения культур между восточной и западной

цивилизациями. В этой связи необходимо подчеркнуть особую роль руководства таких стран, как Россия, Казахстан, других, которые выступают за межэтническое уважения и согласие, цивилизованный баланс между соблюдением религиозных обрядов и светским обществом, содружеством и сотрудничеством различных религиозных конфессий, этнических организаций с государством, поскольку все эти факторы способны обеспечить выживаемость и стабильность мирового сообщества в будущем.

[1] Фаблио (от латинского языка fabula — басня, рассказ) — один из жанров французской городской литературы XII — начала XIV вв. // Абушенко В.Л., А.А. Грицанов, Г.М. Евель-кин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. Социология. Энциклопедия, 2003.

[2] Цыгане — слой этнического населения общего индийского происхождения. Одним из ранних происхождений названия цыганского населения называют выходцев из Египта. У.М. Уотт Влияние ислама на средневековую Европу. — М.: Наука, 1976.

[3] Официальный сайт Института статистики Испании — www.estadistica.es

[4] Официальный сайт Евросоюза — www.unioneuropeo.es

[5] Официальный сайт Европарламента — www.europarlamento.es

[6] Официальный сайт Правительства Испании — www.gobierno.es

[7] Официальный сайт Посольства РФ в Испании — www.rusbar.com

[8] Официальный сайт МИД РФ — www.mid.ru

[9] Газета «Эль Паис» — www.elpais.es

[10] Газета «Эль Периодико» — www.elperiodico.es

[11] Газета «Файненшл Таймс Доитчлэнд» — www.finandeuts.com

[12] Газета «Ла Вангуардия» — www.lavanguardia.es

[13] Газета «Вакатюр» — www.vacature.com

ON SEVERAL FEATURES OF ISLAM СREATING IN KINGDOM OF SPAIN: FROM ANTIQUITY TO MODERNITY

Theory and History of International Relations Chair Peoples’ Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 10/2, Moscow, Russia, 117198

This article focuses on the short analysis of some historical periods of the ancient Western civilization development, in particular, occupying Iberian Peninsula is carried out. It allows to appreciate a significance which the Arabo-Muslim world has matted in creation development of the majority of the European States.

Key words: Muslim culture, islamisation, Islam, immigration, globalization.

АЬшЬепко VI. & а11. Sociologia. Бп71к1ореё1уа, 2003.

Оиой и.М. V1iyaniye is1ama па згеёпеуекоуиуи Бугори. — М., 1976.

Ола, Андалус! Как арабское завоевание повлияло на Испанию, которую мы знаем сейчас

Испания всегда немного отличалась от остальной Европы, и корни этого расхождения уходят в эпоху, когда на территории Иберийского полуострова господствовали мусульмане.

Елизавета Соколова

Противостояние Востока и Запада складывалось и укреплялось на протяжении многих веков. Сегодня Европа — идеальный пример высокоразвитой цивилизации, впитавшей лучшие черты разных культурных систем. Европейцы заимствовали, преобразовывали и упорядочивали ценности, которые получали из всех направлений. Но Испания до сих пор держится особняком в компании выдающихся соседей. А причина этого кроется в продолжительном присутствии на территории страны представителей другой религии.

Иберия — ключевой регион сразу по нескольким причинам. Он соединяет Средиземноморье и Атлантику, Европу и Африку, здесь начинаются кратчайшие морские пути в Западное полушарие. Мягкий климат и обилие полезных ископаемых тоже не могли не привлечь завоевателей.

Иберийский полуостров постоянно переходил от одного народа к другому: от иберов к кельтам, от римлян к вестготам. Но настоящий расцвет наступил во времена арабского завоевания и последующей за ним Реконкисты. Именно смешение исламской и христианской религий определило становление испанской культуры. Без арабов не было бы фламенко и запоздали бы переводы греческих философов, пришлось бы долго ждать появления университетов и общественных бань. Дело в том, что мусульмане не вели себя как типичные завоеватели: они не стремились радикально поменять местный уклад и не насаждали свои традиции по всей территории. Поэтому сейчас Испания стоит немного особняком от остальной Европы и представляет собой любопытную смесь западного и восточного наследия. Для того чтобы разобраться глубже, посмотрим, какие сферы жизни испанцев больше всего подверглись арабскому влиянию.

Архитектура

Если мы отправимся в большое путешествие по Испании, то заметим, что чем дальше продвигаемся на юг, тем необычнее становится архитектура. Возносятся минареты, расширяются внутренние дворы, появляются надписи на арабском. Это объясняется тем, что мусульманская Испания процветала в пределах Аль-Андалуса, центра исламской культуры на самом юге Иберийского полуострова. Именно там и получила особенное распространение мавританская архитектура.

Мавританский стиль складывался на испанской почве под влиянием берберского зодчества на протяжении всего мусульманского владычества. К важнейшим памятникам мавританской архитектуры относятся дворец Альгамбра в Гранаде, Мескита, алькасар и башня Хиральда в Севилье.

По мере того как мусульмане и христиане продолжали мирно сосуществовать, менялась и архитектура. Появился стиль мудехар, сочетающий в себе черты мавританского и готического стилей с отголосками раннего Ренессанса. Для мудехара характерна подковообразная арка, стрельчатые деревянные потолки, яркие изразцы и мукарны — своды, напоминающие пчелиные соты.

Ярким представителем мавританского стиля стала Кордовская соборная мечеть, или просто Мескита. Построенная еще вестготами, а затем наполовину разрушенная, она стала главным памятником исламского господства. Мечеть постоянно менялась, новые правители добавляли что-то свое: кто-то строил минарет, кто-то расширял площадь. В результате Мескита не только соответствует традиционным представлениям о мавританском стиле, но и отражает его развитие и связь с европейскими течениями. К признакам римской архитектуры, например, можно отнести двойные арки, напоминающие акведуки. Также в мечети мы обнаружим огромный внутренний двор, купол с растительными орнаментами, 12 непохожих друг на друга дверей, расположенных по периметру, и резной, ослепляющий позолотой михраб.

Кухня

Испанская кухня — одна из самых ярких в Европе, несмотря на то, что знаковые блюда варьируются в зависимости от региона. В Андалусии едят рыбу, в Каталонии предпочитают рагу, а в Валенсии не обойтись без знаменитой паэльи. Но привычные на первый взгляд блюда средиземноморской кухни не появились из неоткуда. Если бы не долгое присутствие на полуострове арабов, испанская кухня представляла бы собой совсем другой набор продуктов и технологий. У истоков образования местной кулинарной культуры стояли берберы.

Благодаря исламской аграрной революции, которая происходила с VIII по XIII век на арабских территориях, на Пиренейском полуострове появились апельсины, нут и кофе, распространился сахарный тростник. На происхождение новых для Испании культур часто указывает даже название: almendra — миндаль, azafrán — шафран, alcohol — алкоголь. Кстати, крепкий алкоголь появился в Европе во многом благодаря мусульманам, которые владели техникой дистилляции, однако использовали ее для изготовления ароматических масел и эссенций. От них секрет перегонных кубов перешел к испанским алхимикам, а затем — к будущим создателям коньяка во Франции.

Многие классические рецепты испанской кухни представляют собой либо вариацию, либо полную копию арабской гастрономии. Главный рождественский десерт туррон не что иное, как нуга, восточная сладость. О толедском марципане или же пасте из миндаля есть упоминания еще в памятнике персидской литературы «Тысяча и одна ночь». Что уж говорить о легендарной паэлье! Рис и систему ирригации для его выращивания привезли сами-знаете-кто.

Мусульмане сделали традиционными кисло-сладкие и сладко-соленые сочетания вкусов, установили порядок трапезы из закуски, главного блюда и десерта, навсегда закрепили важность специй и соусов.

Язык

Испанский язык в современном виде сложился на основе кастильского наречия, на котором говорили в центральной Испании в XIII веке. Он вобрал в себя германское и вестготское наследие и продолжал активно пополняться арабскими словами.

По оценкам экспертов, около 8 % испанской лексики восходит к арабской. В основном это существительные, имена собственные и географические названия. Новые слова появлялись для обозначения городских явлений, изобретений, научных и военных терминов, продуктов. Так, привычные современному испанцу слова alcalde («мэр»), algebra («алгебра), naranja («апельсин») являются чистейшими арабизмами. Даже междометие ojalá, означающее «вот бы», «пусть», неспроста напоминает мусульманское «иншалла».

Арабское языковое влияние не ограничивается лексическим уровнем. Типично испанский звук [j], «хота», к необычному произношению которого сложно привыкнуть человеку, уже владеющему, например, английским и французским, тоже имеет берберские корни.

С морфемной точки зрения интересен еще один выходец из арабского — суффикс -í-, который стал обозначать принадлежность или происхождение (marroquí — «марокканский»). В XIII веке в языке закрепилось слово alfonsí для определения явлений, связанных с эпохой короля Альфонсо X.

Общее количество арабизмов, появившихся в испанском языке в результате мусульманских завоеваний, превышает 4000 лексических единиц, утверждает испанский лингвист Рафаэль Лопеса. Хотя очевидно, что, несмотря на серьезное влияние, кардинально изменить испанскую речь арабский язык не смог.

Происхождение

Если каждый из нас попробует представить типичного, стереотипного испанца, то, скорее всего, образ получится примерно один и тот же: черные волосы, темные глаза, острые черты лица и смуглая кожа. Сомнительно, что этот фенотип население Пиренейского полуострова унаследовало от предков-вестготов.

Русская поговорка «Поскребешь русского — найдешь татарина» свободно проецируется и на жителей Пиренейского полуострова. Только скрести надо, соответственно, испанцев, а находить — арабов.

Через Пиренейский полуостров за века прошло множество этнических групп. Изначально территорию населяли иберы, затем на южном побережье были основаны греческие колонии, в VI веке до нашей эры греков вытеснили карфагеняне, примерно в это же время северные центральные районы были завоеваны кельтами. После II Пунической войны полуостровом владели римляне, затем здесь воцарились вестготы, которых в итоге вытеснили мавры. Именно к концу Реконкисты, к началу XVI века, и заканчивается формирование собственно испанской нации. С учетом того, что предыдущие восемь веков в этих землях жили и контактировали с местными арабы, мусульманские «гены» не могли пройти незамеченными.

Искусство

Архитектура — значимая, но все же только часть искусства, которое преобразовали завоеватели. Например, главный испанский музыкальный жанр фламенко тоже во многом их рук дело. Страстный танец пронесся по временам и народам, вобрав в себя всего по чуть-чуть. Мотивы фламенко мы обнаружим и в мусульманской музыке, и в культуре сефардов (этническая группа евреев). Однако главными популяризаторами танца стали цыгане, которые благодаря кочевому образу жизни собрали и переосмыслили музыкальные обычаи разных периодов и местностей.

Мусульмане не обошли стороной и декоративно-прикладное искусство. Они привезли в Иберию технику майолики (обработку керамики, отличающейся яркими цветами глазури) и люстрирования (имитация металла и радужных эффектов). Поэтому испано-мавританскую керамику отличает особенный золотистый отблеск, из-за чего создается впечатление, что предмет сделан из металла. У этой иллюзии есть практическое назначение: ислам запрещал использовать для еды изделия из золота и серебра, но, чтобы посуда не смотрелась просто и даже бедно, арабы имитировали драгоценный металл с помощью технологий.

Наконец, хотя это и не имеет прямого отношения к искусству, нельзя не упомянуть, что даже виды спорта берут начало в арабской культуре. Мусульмане привезли с собой шатрандж — предка современных шахмат, которые уже из Испании распространились по континенту.

Несмотря на то, что мы (в силу известных и неподвластных нам причин) не можем в полном объеме позволить себе окунуться в арабский мир на испанской территории, повода отчаиваться нет. Помимо домашней паэльи, гитары в наушниках и самоучителя на рабочем столе при желании можно обнаружить неподалеку даже мавританскую архитектуру. Начать можно, например, с особняка Арсения Морозова на Воздвиженке. А когда уже будете путешествовать по Пиренейскому полуострову, попробуйте чаще оглядываться вокруг и находить типично восточные детали повседневной испанской жизни.

Арабское завоевание Испании

Несколько ошибок алчного короля Родриго повлекли неисчислимые жертвы и решили судьбу Европы.

Поделиться:

Появление ислама вдохнуло колоссальные для того времени силы в кочевников Аравии. Из этих мест никогда не ожидали серьёзной опасности ни государства Ирана, ни Римская империя. Теперь же отсюда начались великие завоевания магометан, стремительно, на крыльях новой религии покорявших провинции восточной части империи. К 636 г. окончательно пала богатейшая Сирия, спустя 2 года — Иерусалим, Месопотамия и Иран, а чуть позже и Египет также были приведены под контроль халифата. Настала очередь всей северной Африки, и это дело Халифат решил к 689 г., когда окончательно пал Карфаген.

Не взяли лишь небольшой город Сеута на побережье у Гибралтара, но и это было уже вопросом времени. Наместник халифа Муса ибн-Нусайр подчинил местных берберов и привел их к исламу. Чтобы добиться их покорности, Муса обещал им участие в арабских походах и несметные сокровища. Согласно легенде, король управлявших Испанией вестготов Родриго нанес незадолго до этого смертельную обиду правителю Сеуты Юлиану, и тот, жаждавший мести, предложил помощь и флот арабам. Дать берберам возможность грабежа, тем самым выполнив обещания и решить вопрос с Юлианом, — это было подарком судьбы для Мусы. 7 тыс. берберов стали основой войска для похода, который вначале планировался как всего лишь грабительский.

Фото 1.jpg

Берберские воины. (wikipedia.org)

А что в то время было по ту сторону Гибралтара, где совсем не ожидали подобного нападения? Пиренейский полуостров ещё в 5-м веке захватили вестготы, ставшие высшей военно-административной властью. Воинами они были лучшими, чем политиками: за два столетия вестготы не сблизились с местным населением, даже сумели ещё больше от него обособиться и вызвать раздражение. Военная сила позволяла им оставаться на вершине общества, на которое они смотрели с презрением. Даже браки с местными вестготы не практиковали. Романо-иберийцы, старая римская знать, баски и астуры помнили и наглядно видели, что вестготы здесь захватчики, лишь пользующиеся достижениями романской цивилизации. Поэтому как только пришли арабы, местное население предоставило вестготам возможность самим разбираться с сильным врагом. Не было единства и среди самих вестготов, которыми правил король Родриго, некоторое время назад силой и без права захвативший власть. Подлинной поддержкой окружения он не пользовался.

Фото 2.JPG

Родриго. (wikipedia.org)

В 711 г. арабо-берберское войско, возглавляемое Тариком ибн-Зиядом, высадилось в Испании и весело грабило побережье. Видя, как легко достаются слава и сокровища, Муса дал подкрепление — не менее 5 тыс. воинов. Эта сила уже хотела не просто грабежа, но закрепиться на столь щедрой земле. Тем временем Родриго в Толедо собрал армию до 33 тыс. человек. На первый взгляд, арабы не могли рассчитывать на серьёзный успех.

Фото 3.jpg

Тарик. (wikipedia.org)

Армии сошлись 19 или 23 июля 711 года у реки Гвадалете. О ходе битвы известно немного. Братья Родриго покинули своего политического конкурента. Видимо, рассчитывая за счет грабителей, которые всё равно скоро уйдут, решить эту проблему. Арабские историки рисуют героическую картину того, как был убит король Родриго. Ахмед аль-Маккари писал: «Тарик заметил Родерика, он сказал своим приближённым: «Это король христиан», — и бросился в атаку со своими людьми. Воины, окружавшие Родерика были рассеяны; видя это, Тарик прорвался через ряды врагов, пока не достиг короля и не ранил его мечом в голову, и не убил его, когда люди Родерика увидели, что их король пал и его телохранители рассеяны, отступление стало всеобщим и победа осталась за мусульманами». Лишённое лидера войско не оказало настоящего сопротивления, и было разбито.

Верно этот эпизод описан или всё происходило иначе, нет сведений. Точно одно: христиане-вестготы потерпели полное поражение. На следующий год в Испанию прибыло ещё 18 тыс. арабов, и начался захват полуострова. Местное население не начало масштабную борьбу с арабами. Города сдавались один за одним, где сразу, где после осады. За 5 лет магометане установили контроль над большей частью Испании, лишь баски и астуры оказывали ещё более или менее серьёзное сопротивление. Гибкая политика арабов позволила им сравнительно легко укрепиться там, где вестготы не проявили для этого мудрости — веротерпимость и налоговые послабления склонили население на арабскую сторону.

Фото 5.jpg

Карта арабских действий в Испании. (wikipedia.org)

Идущих на север арабов едва удалось остановить только на юге Франции в битве при Пуатье в 732 г., когда их смог разгромить Карл Мартелл, дед Карла Великого. Если бы это удалось сделать вестготам в 711 г., возможно, арабы отказались бы от грабежа Испании и затем её завоевания, и у христиан был бы шанс сохранить своё влияние в Средиземном море в значительно большем объёме, чем после утраты Пиренейского полуострова.

Хотя о самой битве вследствие скудости источников в эту эпоху мы знаем крайне мало, исторические последствия этого события и арабского завоевания Испании исключительны по своему масштабу. Судьба многих исторических процессов (некоторые из которых длятся до сих пор) была заложена здесь, арабами, в 710-е. Маленькие выжившие христианские королевства Испании боролись с арабами ещё много столетий, последний правитель магометан был повержен и изгнан только в 1492 году Фердинандом II и Изабеллой I. Столетиями ориентированное на войну, испанское общество накопило колоссальный военный и идеологический потенциал, который теперь использовало не для реконкисты, а уже для конкисты в Новом Свете.

Могущество Испанской империи будет невероятно огромным ещё почти два столетия после 1492 г., когда первое плавание Колумба по-настоящему открыло миру Америку. Кроме того, арабское завоевание Испании завершило процесс установления мусульманами контроля над большой частью Средиземного моря. Знаменитый бельгийский историк Анри Пирен в своём фундаментальном труде «Империя Карла Великого и арабский Халифат» показал значение произошедшего в начале 8-го века. Античный средиземноморский мир, основанный на единстве культуры, способов управления и морской торговле, был нарушен арабами. Культурная и экономическая связь с античной традицией была разорвана. Экономика бывшей Западной Римской империи, управляемой германцами, основывалась также на росте городов и торговле. С приходом арабов в регион всё большее значение приобретало сельское хозяйство, и, следовательно, земельная аристократия. Ослабла королевская власть. Начались Средние века. Сложились условия для феодального, средневекового облика Западной Европы — с политической раздробленностью, высокой ролью натурального хозяйства, специфической рыцарской военной организацией и пр.

Фото 6.jpg

Сражение. (wikipedia.org)

Кроме того, арабы лишили Константинополь возможности защитить и контролировать папу римского. В середине 8-го века отношения папы и Константинополя были разорваны. Политическая жизнь вслед за хозяйственной смещалась с побережья Средиземного моря на север. Папы теперь зависели от поддержки франкского королевства. Этот разрыв Восточной империи и папы стал предвосхищением разделения христианства на западное и восточное, которое окончательно произошло в 1054 году, и началом их противостояния. Последствия этого стали определяющими и для российской истории. Россия, оказавшись в лагере восточного христианства, стала на столетия противовесом западному христианскому миру.

�� Константин Котельников �� 24.10.2017

  • Пирен А. Империя Карла Великого и Арабский халифат. Конец античного мира / Пер. с англ. канд. ист. наук. С. К. Меркулова. М.: ЗАО Центрполиграф, 2011

Как мусульмане захватили Испанию, и почему все получилось так легко и непринужденно

битва при гвадалете как арабы захватили испанию вестготы берберы реконкиста арабское завоевание испании отвратительные мужики disgusting men

Пока все муссируют тему ислама, цветущего и плодоносящего в современной Европе, мы вспоминаем далекие исторические события, которые сделали мир таким, каков он есть. 19 июля — годовщина битвы при Гвадалете, ошеломительного разгрома испанской армии арабами, после которого занять Иберийский полуостров им не составило особо труда. Джихад завершился всего за пять лет, а вот на отвоевание Испании европейцами ушло почти восемьсот. Почему так вышло? Как армия в 7000 воинов умудрилась захватить и удержать одну из самых больших стран средневекового мира? Это невероятно любопытная история, в которой вас ждут древние пророчества, злой гений, предательства и демоны-каннибалы.

битва при гвадалете как арабы захватили испанию вестготы берберы реконкиста арабское завоевание испании отвратительные мужики disgusting men

Стороны и участники

Разбор того, кто и как воевал в этой хаотичной и неожиданной войне, занимает добрую половину рассказа. Узнав, кто был на стороне христиан, а кто — на стороне воинов ислама, можно без труда понять многие причины и последствия завоевания. Если бы речь шла о двух монолитных армиях, мы бы видели реки крови и десятилетия войн и осад. Но все было совершенно иначе. И гораздо интереснее.

Испанцы
Так бездарно слили, что отыгрались лишь спустя 800 лет

К началу исламского нашествия единоверие и единство на Иберийском полуострове были только номинальными. Ситуация напоминала самый пестрый национально-религиозный винегрет; не было даже по-настоящему единого языка или культуры, что чертовски плохо для огромной державы.

Вестготы

битва при гвадалете как арабы захватили испанию вестготы берберы реконкиста арабское завоевание испании отвратительные мужики disgusting men

Вестготы были правящим классом и попутно чем-то вроде обособленной касты воинов. Некогда варварское племя готов появилось на просторах Скандинавии, пустилось в великое странствие, дошло до Крыма и Дуная, захватило Рим, а затем огнем и мечом прошло по всей южной Европе. Их восточная ветвь осела в Италии, а западная, то есть как раз вестготы, дошла до самого края мира, Иберийского полуострова и осела там. На правах захватчиков они вели себя весьма прескверно: грабили, жгли и относились к здешним жителям как к перегною. Они умудрились за три сотни лет правления не взрастить у них ни капли уважения или сочувствия к себе. Вестготы официально запрещали соплеменникам браки с местным населением и показательно говорили только на своем языке. Более того, у них даже религия была собственная — арианство, ветвь христианства, которая была не в почете ни у кого, кроме как у других варваров.

Романо-иберийцы

Романо-иберийцы — основное и «коренное» население полуострова. Как понятно из названия, они были потомками римлян и местного населения, которые переплелись еще во времена Римской империи. Романо-иберийцы были обычными христианами и по праву считали себя культурно выше захватчиков, что добавляло им страданий. Будучи униженными, они спали и видели, как Великий Рим вернется и прогонит варваров-вестготов. Взаимная нелюбовь была настолько сильна, что когда пришли арабы, иберийцы приняли их за освободителей. В каком-то смысле они оказались правы.

Баски

А вот это уже — по-настоящему коренное население. Баски жили на полуострове буквально тысячи лет и являются настоящим реликтом. Их предки пришли сюда еще до индоевропейцев, и их можно назвать потомками протоцивилизации, которая существовала в Европе еще до всех этих Вавилонов и Древних Египтов. В их культуре до сих пор остались черты древнего язычества: они сохранили свой лунный календарь, наследование фамилии по матери и даже имена богов, древних, как само человечество. В общем, очень непростые парни, а главное, очень несговорчивые, буйные и неуживчивые — типичные горцы.

Астурийцы

И словно для того, чтобы накалить национальную ситуацию еще больше, здесь же жили еще и астурийцы, потомки кельтов, которые некогда, тысячи лет назад, вторглись в многострадальный иберийский полуостров и смешались с местным населением.

Евреи-сефарды

битва при гвадалете как арабы захватили испанию вестготы берберы реконкиста арабское завоевание испании отвратительные мужики disgusting men

В этом этническом хаосе присутствовали еще и вкрапления евреев-сефардов, точнее, их предков. Эти господа не только исповедовали иудаизм, но и разговаривали на романо-иберийских языках, что делало их ближе к местным жителям и одновременно тем евреям, которые жили на Востоке, в тех странах, которые уже были захвачены арабами. Считается, что они ждали исламских захватчиков больше всех остальных, но никаких достоверных сведений о реальной помощи вторжению найти так и не удалось.

Командование христиан

Король Родерих
Человек, который открыл ящик Пандоры

битва при гвадалете как арабы захватили испанию вестготы берберы реконкиста арабское завоевание испании отвратительные мужики disgusting men

Короля Родериха тяжело записать в ту же когорту, что и низменного герцога Пандульфа или Ибрагима Безумного, но этот монарх для своего народа был тоже совсем не подарок. Во-первых, вообще неясно, как ему удалось взойти на престол. Он называл себя сыном Витицы, законного и уважаемого короля; проблема в том, что Родерих все равно не должен был наследовать трон, да и настоящее отцовство Витицы ставилось под сомнение. Проще говоря, все вокруг считали его бастардом, несправедливо получившим власть. Арабский историк Ахмед ибн Мохаммед аль-Маккари приводит слова родственников Родериха, других сыновей Витицы:

«Этот несчастный силой захватил трон, который не принадлежал ему по закону, ибо он не только не принадлежит к королевской семье, но некогда был одним из известнейших лакеев; мы не ведаем, сколь далеко он способен зайти в дурном отношении к нам».

Когда началась война с арабами, Родерих умудрился проиграть первую же битву самым трагическим образом. Небольшой отряд мусульман сумел убить короля и пустить в бегство всю вестготскую армию – очевидно, потому, что никто не горел желанием защищать монарха. Дворяне покинули его прямо на поле битвы, народ бунтовал, собственные родственники скорее предпочли бы видеть правителем мусульманина, чем такого христианина. А, кроме того, Родерих нарушил магическое заклятие, которому были сотни лет. Сами понимаете, тогда подобным вещам уделяли невероятное внимание. Но об этом ниже.

Силы исламского вторжения
Пришли пограбить, по инерции дошли до Парижа

Войска мусульман тоже нельзя было назвать однородными. Основную массу поначалу составили воины берберов, к которым впоследствии подключились арабы. Полного согласия между ними не было — сказывались национальные трения и тот факт, что берберы принял ислам совсем недавно, на бытовом уровне еще соблюдая обычаи языческих предков. Но Испания была велика — места для грабежа хватило всем с лихвой.

Берберы

битва при гвадалете как арабы захватили испанию вестготы берберы реконкиста арабское завоевание испании отвратительные мужики disgusting men

Основная заслуга в захвате Испании принадлежит именно им, а не арабам. Берберы — это кочевники северной Африки, которые на момент событий едва-едва приняли ислам. Пришедшие арабы захватили их, подавили восстания, но взамен дали нечто невероятно ценное. Они предоставили берберам выбор: либо те навсегда остаются вторым сортом, или принимают новую веру и вливаются в армию победителей. К тому же, один кочевник всегда найдет способ договориться с другим кочевником. Берберы выбрали путь ислама и, к тому же, были невероятно воодушевлены сладкими речами: им обещали великие победы и немыслимые награбленные сокровища.

Арабы

битва при гвадалете как арабы захватили испанию вестготы берберы реконкиста арабское завоевание испании отвратительные мужики disgusting men

Арабы были одновременно ядром и высшим руководством кампании. Они правили довольно умно: где-то за счет грубой силы, где-то за счет лести, налоговых послаблений и дарования автономии. В первых высадках и решающей битве предусмотрительно почти не участвовали, зато затем пришли с мощными подкреплениями — без этого было невозможно закрепить результат и удержать захваченные территории

Таинственный Юлий, злой византийский гений

В каждой драматичной истории обязательно должен быть злой гений и предатель. Хроники сохранили имя некоего Юлия, графа и губернатора Сеуты. Этот город находился прямо у Гибралтара на африканском побережье и был единственным оставшимся оплотом христианства в этих местах. Арабы захватили все вокруг, но сохранили Сеуту, очевидно, из-за того, что она принадлежала Византии. Кроме того, Юлий храбро защищал свою вотчину и рьяно сражался. Но однажды он встал на сторону бывших противников и даже помог им во вторжении в Испанию. Случилось это из-за того, что король вестготов, тот самый Родерих, которого он считал союзником, изнасиловал его дочь, прекрасную Ла Каву. После такого Юлий не просто смирился с арабским нашествием — он убедил мусульман атаковать Иберию и даже предоставил им свой флот для переправы через пролив. Позднее этот граф активно участвовал в битвах на стороне арабов и даже давал им дельные стратегические советы.

Командование мусульман

Тарик ибн Зияд

битва при гвадалете как арабы захватили испанию вестготы берберы реконкиста арабское завоевание испании отвратительные мужики disgusting men

Тарик ибн Зияд был именно тем камнем, который начал лавину и череду воин, затянувшуюся на 800 лет. Он был бербером и подчиненным местного губернатора, Мусы ибн Нусайра. Именно он повел через пролив первый, ключевой отряд из 7000 берберов, который опрокинул королевство вестготов. Считается, что именно ему выпала честь лично зарубить в бою короля Родериха. После этого Тарик ибн Зияд просто обязан был стать любимцем правителя и народным героем. Однако все кончилось совсем иначе: халиф был недоволен самоуправством военачальника и предал его опале, и Тарик умер в безвестности и нищете. Но его имя осталось в веках и на географических картах: само название «Гибралтар» — это ничто иное, как исковерканное имя Тарика ибн Зияда. Сохранилось лишь одно описание внешности этого человека: судя по рассказам, у него была волосатая родинка не плече и выпирающий лоб — именно эти черты присутствовали в предсказании о захвате Иберии арабами.

Муса ибн Нусайр

битва при гвадалете как арабы захватили испанию вестготы берберы реконкиста арабское завоевание испании отвратительные мужики disgusting men

Муса ибн Нусайр был непосредственным начальником Тарика и своего рода генерал-губернатором Северной Африки. Что удивительно, при этом он происходил из семьи раба-вольноотпущенника. До завоевания Испании Муса уже подчинил своему халифу огромные территории, населенные берберами. Как и в случае с ибн Зиядом, удача улыбнулась ибн Нусайру на военном поприще, но он был низвергнут своим же повелителем. Правитель огромной исламской империи, Омейядского халифата, аль-Валид I, был недоволен действиями военачальника. Скорее всего, он опасался мощной силы, которая сконцентрировалась на самой окраине его государства. Муса ибн Нусайр был вызван в столицу, подвергся опале и наказаниям и вскоре умер — предположительно, убит по приказу халифа.

Как арабы смогли захватить Испанию

битва при гвадалете как арабы захватили испанию вестготы берберы реконкиста арабское завоевание испании отвратительные мужики disgusting men

Немного о том, как выглядел театр боевых действий. Все начинается в 711 году от Рождества Христова, или в 92 году исламского летоисчисления. На тот момент Европа и христианская цивилизация, раскинувшаяся к северу от Средиземного моря, переживает не лучшие, но и не самые паршивые времена. Люди еще помнят и тяжело переживают крушение Рима, на местах правят потомки германоязычных варваров, некогда двинувшихся в Великое переселение, а католическая церковь и Папа Римский — всего лишь шайка священников, у которых нет реальной власти. Карла Великого, а с ним и империи франков, еще даже нет в проекте. В это же самое время ислам на подъеме и как религия, и как политическая сила. Огромная империя Омейядов раскинулась от Индостана до самых границ Испании. Пожалуй, никто в мире не мог поспорить с халифатом по мощи и неуемной жажде действия. И при этом империя невероятно молода: не прошло и ста лет со дня смерти Мухаммеда, так что еще могли остаться люди, которые видели его вживую. Ислам объединяет народы, ведет немыслимые войны, ассимилирует все попавшиеся культуры и переваривает их. Вчерашние кочевники из пустынь, арабы полюбили городскую жизнь, оценили силу морского флота и научились не только воевать, но и строить, торговать, договариваться и плести интриги. На этом фоне Испания вестготов выглядела жидковато.

«Немного пограбим и пойдем домой» — с чего все началось

Муса ибн Нусайр, бывший на тот момент губернатором гигантской и довольно богатой провинции Ифрика (т.е. Северной Африки), стоял перед нелегким выбором. Как это часто бывает, проблемы начались с того, что сбылись все его мечты: Муса хотел покорить берберов и сделать их мусульманами, Аллах ниспослал ему удачу, и все получилось. Но теперь в его владениях оказалась прорва буйных и скорых на расправу берберов, которые, к тому же, стали новыми гражданами. В свое время он пообещал им, что приняв ислам, африканские кочевники обретут славу, богатства и новые земли. Само собой, на самом деле дать все это он им попросту не мог. Вскоре дела пошли еще хуже: в Северной Африке начался страшный голод.

Вторжение

битва при гвадалете как арабы захватили испанию вестготы берберы реконкиста арабское завоевание испании отвратительные мужики disgusting men

Взвесив все «за» и «против», Муса ибн Нусайр принял единственно верное решение. Он решил отправить берберов грабить неверных. Это было довольно мудрым ходом — самые буйные по дороге перемрут, а остальные вернутся с добычей — двойная польза. Как нетрудно догадаться, единственным подходящим местом для грабежа оказалась Аль-Андалус — Иберия, она же Испания. Муса спрашивает разрешения у халифа, и тот дает добро. Согласно приказу правителя, губернатор не смел рисковать слишком сильно и должен был начать с разведки. Ибн Нусайр внимает приказу и в 710 году высылает за пролив отряд из четырех сотен человек. Операция проходит как нельзя лучше — ошалевшие от удачи берберы привозят с собой богатства и рабов. В этом месте история приобретает по-настоящему авантюрный оборот. На сцену выходит тот самый Юлиан, византийский граф Сеуты, и снова лучше всего будет дать описание от Ахмеда ибн Мохаммеда аль-Маккари:

«Как только Илиан, владыка Сеуты, благополучно вернулся в свои владения, так сразу увиделся с амиром Мусой Ибн Носейром и предложил ему завоевание Андалусии, которую описал как блистательную и благословенную страну; он сказал ему, что это земля изобильная всеми видами товаров, богатая зерном всех сортов, обильная водами, известными своей сладостью и чистотой; далее он обрисовал ее обитателей, которых считал ослабленными долгим миром и недостатком оружия. Этот рассказ возбудил амбиции амира, который после серьезных размышлений над сделанным предложением, пришел к следующему соглашению с Илианом: он должен был оставить сторону, которую до сих пор держал и перейти к мусульманам и чтобы доказать свою враждебность к соотечественникам, исповедовавшим ту же религию, что и он, он должен был прежде всего предпринять вторжение в их страну. Илиан немедленно приступил к исполнению договоренности, и, собрав войска из местностей, подчиненных его власти, погрузил их на два судна и высадился на побережье Альхесираса, он опустошил страну и на следующий день, после убийств и захвата пленников, вместе со своими соратниками благополучно вернулся в Африку, нагруженный добычей. Как только новости об этой первой экспедиции, которая произошла около девяностого года, стали известны в Африке, так сразу огромное число мусульман собралось под знаменами Илиана и доверилось ему».

Итак, Муса убедился в нескольких важных вещах: с напряженными берберами надо срочно что-то делать, сам император не против грабительского похода, и при этом Юлий лоялен и готов предоставить помощь. Тогда губернатор собирает армию из 7000 берберийский воинов, недавно принявших ислам, и ставит во главе своего военачальника — того самого Тарика ибн Зияда, отправив всю эту банду грабить во славу халифата. Юлий, в свою очередь, предоставляет свои суда для переправы через Гибралтар.

битва при гвадалете как арабы захватили испанию вестготы берберы реконкиста арабское завоевание испании отвратительные мужики disgusting men

Первая яркая сцена этой войны. Отряд Тарика занимается тем, чем и предписано заниматься: шарахается по всему побережью, вступает в стычки с местными лордами и исступленно грабит. Ему удается захватить крупный порт Альхесирас, и вот тогда его амбиции возрастают непомерно. Тарик ибн Зияд понимает, что слова Юлия о слабости местного населения и властей — не преувеличение. Он просит у Мусы подкрепление, и тот дает ему еще 5000 воинов, плюс крепкий отряд Юлиана. С этими силами военачальник отправляется вглубь Иберии, и теперь ему уже мало одного грабежа: речь идет уже о настоящей власти. Сказать, что испанцы были не готовы к такому — это ничего не сказать. Вот как отреагировал один из первых столкнувшихся с берберами вестготских командиров, Теодомир, в своем послании к королю Родериху:

«В нашу землю вторгся народ, чьи имя, страна и происхождение неизвестны мне. Я не могу даже сказать тебе, когда они прибыли — пали ли они с небес, или вылезли из-под земли».

Военные действия и битва при Гвадалете

Тарик бросился сломя голову через всю Испанию, стремясь успеть захватить столицу, Толедо. Очевидно, он знал, что в это самое время армия Родериха находится далеко на севере страны, пытаясь задушить восстание басков. Но ибн Зияд не сумел опередить короля: правитель этих земель сумел добраться до Толедо и собрать там войска для отражения удара. Он был явно встревожен, но, как оказалось, недостаточно: в войске мусульман было 12 тысяч человек; испанцев же собралось ощутимо больше — 33 тысячи, и они хорошо знали местность. По всем канонам военного ремесла, берберам не сулило здесь ничего хорошего.

битва при гвадалете как арабы захватили испанию вестготы берберы реконкиста арабское завоевание испании отвратительные мужики disgusting men

  • Битва при Гвадалете.

Ситуация накалилась; армии обязаны были столкнуться в решающей кровавой бойне; состоялась знаменитая битва при Гвадалете, изменившая судьбу Испании и всей Европы. О том, как именно шел бой, сохранились исключительно противоречивые сведения, даже о том, где развернулись события.

Утверждается, будто мусульмане выиграли бой одним махом, и при этом указывается, что битва шла непрерывно восемь суток. Возможно, и то и другое — правда: стычки двух неповоротливых развертывающихся армий переросли в решающий бой, в котором африканские воины нанесли сокрушительное поражение испанцам.

Сами арабские историки говорят о том, что умелый военачальник Тарик вызвал у своих воинов настоящее боевое неистовство с помощью двух приемов. Сначала он заявил им, что намеренно сжег суда, на которых они приплыли: надежды на бегство не оставалось, все они были обречены или на смерть, или на победу. И тут же полководец обратил их ужас в надежду, воззвав к их алчности и даже похоти, рисуя картины грядущей сладкой жизни:

«Вы, должно быть, слышали многочисленные рассказы об этом острове, вы должны знать, что греческие девушки прекрасные, как Гурии, их шеи, искрящиеся несчетными жемчугами и драгоценностями, их тела, одетые в туники из дорогих шелков, вышитых золотом, ждут вашего прибытия, развалившись на мягких диванах во дворцах венценосных владык и принцев».

битва при гвадалете как арабы захватили испанию вестготы берберы реконкиста арабское завоевание испании отвратительные мужики disgusting men

Описывается снаряжение сторон: вестготы щеголяли сверкающими доспехами, тогда как берберы носили кольчугу и предпочитали луки и длинные копья, а за спинами несли арабские мечи. Исход битвы решила не столько доблесть или разница в боевых навыках или тактике, сколько предательство. Войска братьев Родериха стояли на левом и правом флангах армии, и когда начался самый ответственный этап боя, они просто развернулись и ушли, оставив своего братца на растерзание, как паршивую овцу. Очевидно, что это было сделано намеренно: сыновья Витицы искренне считали, что чужеземцы пришли только для грабежа и вскоре уйдут с добычей. Смерть Родериха для них казалась настоящим подарком, и они наверняка покинули битву в мечтах о будущей власти.

Гибель монарха не заставила себе ждать. По легенде, Тарик прорвался вместе со своим отрядом к трону Родериха и убил его ударом меча в голову. После этого армия вестготов бросилась врассыпную, и берберам оставалось лишь безжалостно добивать их как несчастный, бегущий в панике скот.

Говорят, что даже спустя годы поле Гвадалетской битвы было усеяно белеющими костями поверженных

Война едва началась,
но Испания уже была потеряна

Муса ибн Нусайр понял, какой куш им удалось сорвать, но он не вчера родился и знал о подводных камнях ситуации. Во-первых, захватить столь богатые земли — не значит удержать их. Во-вторых, он понял, что после такого триумфа Тарик ибн Зияд обрел опасное могущество и может попытаться стать единоличным хозяином Иберии.

Поэтому Муса срочно отправляет на место боевых действий собственный отряд. Складывается ощущение, что он опасается Тарика и ни на йоту ему не доверяет. Войска губернатора сплошь состоят из арабов — очевидно, чтобы в случае чего противостоять берберам Тарика. Причем его армия больше — 18 тысяч воинов, а набрать столько арабов вдали от родины для него явно было нетривиальной задачей.

битва при гвадалете как арабы захватили испанию вестготы берберы реконкиста арабское завоевание испании отвратительные мужики disgusting men

Кроме этого, Муса не соединяет армии и захватывает города отдельно. В этом есть смысл: две армии справятся в два раза быстрее, но это же было необходимо для того, чтобы сложились две захваченных территории: Аль-Андалус Мусы и Аль-Андалус Тарика.

Доверять подчиненным было не в правилах этого военачальника. Впрочем, то же самое касается их императора: халиф отплатит обоим недоверием и опалой, испугавшись того, как высоко они сумели взлететь.

После такого разгрома Иберийский полуостров был захвачен очень быстро, примерно за пять лет. Сейчас такой срок кажется огромным, в наше время за подобный промежуток времени можно перемолоть десятки миллионов жизней, но тогда все было несколько иначе.

Основным способом ведения войны были не битвы, а продолжительные однообразные осады. Взятие одного города могло длиться месяцы; с учетом этого, тотальный захват столь большой страны за пять лет выглядит едва ли не как блицкриг. Сам захват Иберии арабами проходил без спецэффектов: одни лорды сдавались сразу, другие запирались в своих крепостях, и их приходилось осаждать — типичная рутина успешного завоевателя.

Однако сохранилась поразительная история, из которой следует, каким остроумным стратегом и тактиком был Тарик ибн Зияд. Она была рассказана Ахмедом ибн Мохаммедом аль-Маккари.

Тарик искал способ посеять ужас в стане врага

Он приказал собрать несколько трупов, живописно разрубить их на куски и поставить вариться в огромных медных котлах. Это было сделано с расчетом на пленных, которые пребывали здесь же, в военном лагере, и были свидетелями этих действий. Потом сам же Тарик подстроил побег этих пленников, желая, чтобы они распространили жуткие слухи о том, что в армии берберов воюют демоны-каннибалы. Сработало.

Легенда о Толедском Свитке

битва при гвадалете как арабы захватили испанию вестготы берберы реконкиста арабское завоевание испании отвратительные мужики disgusting men

А теперь вернемся к Родериху, с которого все началось, и вспомним обещанную историю о мистике и заклятиях.

Существует легенда о некоем Толедском свитке — артефакте, которым Родерих пренебрег — и поплатился за это своей страной. Согласно этой истории, византийцы, которых тогда считали заклинателями и алхимиками, покидая эти земли, оставили некий магический артефакт, запечатанный в тайной комнате дворца. Никто и никогда не должен был видеть его, а потому каждый король пришедших к власти вестготов вешал на дверь новый замок и укреплял охрану.

Родерих был настолько безрассуден, что приказал нарушить обычай, впервые спустя столетия открыл замки и, обуреваемый жаждой несметных сокровищ, ворвался в тайное помещение. Внутри не было ничего, кроме ветхой урны, в которой лежал свиток с надписью:

«Когда это убежище будет нарушено и заклинание из урны разбито, нарисованные на урне люди вторгнутся в Андалусию, свергнут королей с трона и подчинят всю страну».

На картинках в свитке были доходчиво изображены арабы и берберы. Согласно легенде, когда Родерих увидел своих противников по Гвадалетской битве, он побелел лицом и прокричал, что это — «они», те самые злосчастные воины, которых он увидел в Толедском свитке.

К чему все привело

После таких блистательных успехов исламскую армию было трудно остановить. Испания стала настоящей землей возможностей для переселенцев-колонистов и для воинов, но инерция оказалась так велика, что им оказалось тесно в едва захваченной стране. Поэтому вскоре арабы начали совершать набеги на север, на территорию франков. В какой-то момент оказалось, что даже там никто не может ничего противопоставить новой силе, что позволило исламским воинам практически без проблем грабить юг Франции, доходя в походах до центральных областей и почти до Италии.

битва при гвадалете как арабы захватили испанию вестготы берберы реконкиста арабское завоевание испании отвратительные мужики disgusting men

Вершиной противостояния арабов и франков стала битва при Пуатье в 732 году. Тогда силы Омейядского халифата дошли почти до Парижа, но были разгромлены Карлом Мартелом, дедом Карла Великого. Вторжение было пресечено, и с тех пор арабы старались не выходить за территорию Иберийского полуострова. Последствия этой битвы и захвата Испании просто колоссальны — не будь их, вся история Европы сложилась бы совершенно иначе.

Папа Римский и католическая церковь не смогли бы возвыситься; без благословения Папы не появилась бы империя франков; Карл Великий не сумел бы добиться статуса императора.

Более того, после захвата Испании окончательно оформилась важнейшая тенденция: центр европейской цивилизации отчетливо смещается на север. Раньше власть была немыслима без близости к Средиземному морю, но с захватом всего юга региона арабами именно северные страны начинают задавать тон. Мы до сих пор живем в мире, где экономическая и политическая власть принадлежит Северу, тогда как Южная Европа — это окраина, а не пуп Земли, как это было во времена Древнего Рима.

Итак, Европа осталась христианской, но как изменилась жизнь местного населения Испании с приходом арабов?

Забавно, но в целом она стала ощутимо лучше, чем при вестготах. И это притом, что эти земли были захвачены иноверцами, совершенно чуждыми здешним народам. По тем временам арабы были весьма прогрессивными парнями: они не только устраивали джихады неверным, но и довольно быстро поняли пользу зодчества и коммерции. Если для вестготских благородных мужей торговля была чем-то омерзительным, подлым и недостойным, то исламская администрация весьма ценила и старалась развивать ее. По этой же причине арабы довольно мирно и даже взаимовыгодно уживались с евреями, видя в них не зловредных аутсайдеров, а весьма полезный и прибыльный для государства класс.

битва при гвадалете как арабы захватили испанию вестготы берберы реконкиста арабское завоевание испании отвратительные мужики disgusting men

  • Битва при Пуатье.

Кроме того, арабы были достаточно мягки в плане религии и угнетения завоеванного населения — на том и стояла их империя. Представьте себе, спустя 800 лет, когда Реконкиста полностью вымела отсюда арабов, а испанцы вернули себе все территории, под игом мусульман жили католики — потомки тех самых, завоеванных чуть ли не тысячу лет назад. Когда же пришли христиане, ни о каком плюрализме не было и речи: тех, кто не хотел креститься водой, немедленно крестили огнем и мечом — на том и стояла их империя.

Под конец немного альтернативной истории от классиков. Размышляя о том, каким был бы мир, проиграй Карл Мартелл битву при Пуатье, английский историк Гиббон ударился в фантазирование и создал невероятно дерзкую для XVIII века картину:

«Иной исход сражения привел бы к тому, что нынешний мир выглядел бы совершенно иначе. Чтобы пройти победным маршем от Гибралтарской скалы до долины Луары, потребовалось немногим более 1000 миль. Еще один бросок на такое же расстояние вывел бы сарацин к границам Польши и горной Шотландии. Рейн так же судоходен, как Нил или Евфрат, и арабский флот мог бы, даже и не вступая в морской бой, войти в устье Темзы. Возможно, теперь в Оксфорде штудировали бы Коран, и его знатоки вещали бы обрезанным англичанам об истинности и святости откровений Магомета».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *