Какие есть потребности у человека
Перейти к содержимому

Какие есть потребности у человека

  • автор:

Что такое пирамида Маслоу: суть теории

Фото: Shutterstock

Пирамида Маслоу — это модель человеческих потребностей в виде пирамиды, предложенная американским психологом Абрахамом Маслоу (Abraham Harold Maslow). Еще одно название пирамиды Маслоу — иерархия потребностей. Впервые она была описана в 1943 году в статье «Теория человеческой мотивации» (A Theory of Human Motivation) [1].

Маслоу выделил 5 главных потребностей:

  • физиологические (basic needs);
  • потребность в безопасности (safety needs);
  • потребность в любви (love needs). Позже Маслоу заменил ее на социальные потребности (social needs) [2];
  • уважение или признание (esteem needs);
  • самоактуализация (need of self-actualization).

Маслоу писал, что человеческие нужды организованы в иерархию, то есть, возникновение одной потребности обычно зависит от удовлетворения другой, более мощной [3]. Например, желание любви и привязанности обычно возникает у человека, если он уже не чувствует голода и находится в безопасности.

При этом Маслоу отмечал, что у человека как существа, постоянно в чем-то нуждающегося, обычно не бывает полного удовлетворения всех потребностей — особенно тех, которые находятся на вершине иерархии. Кроме того, некоторые люди вообще «не доходят» в своих желаниях до высших потребностей — они будут вполне счастливы где-то на нижних уровнях.

На протяжении десятилетий идеи Маслоу переосмысливались другими психологами. Они, например, пытались понять, где место сексуальной потребности в пирамиде, и каким образом влияет на иерархию культура, в которой живет человек. Споры идут и о том, действительно ли самоактуализация является наивысшей потребностью человека [4].

Несмотря на широкое использование пирамиды в менеджменте, маркетинге, работе с персоналом, убедительных научных доказательств ее правильности нет. В научных кругах она до сих пор остается спорной [5]. Современные исследователи также отмечают, что идеи Маслоу были неверно интерпретированы некоторыми его последователями — подробнее об этом ниже [6].

5 уровней пирамиды Маслоу

Маслоу выделил общие для всех людей глубинные мотивы, которые определяют поведение человека. Психолог полагал, что физическое выживание — это первый глубинные мотив и базовая потребность человека. После того, как она будет удовлетворена, человек переключится на следующую потребность. Всего таких потребностей пять:

1. Физиологические потребности

К ним относится воздух, еда, питье, кров, одежда, тепло, сон — все, что необходимо для выживания человека. В эту же группу Маслоу относил и секс. Психолог считал эти потребности самыми важными — в ситуации крайней нужды человек, прежде всего, будет думать о том, как выжить, то есть о физиологических потребностях. Пока они не будут удовлетворены, вряд ли у него возникнут другие желания.

2. Безопасность и защищенность

Как только физиологические потребности человека удовлетворены, на первый план выходят желание безопасности и уверенности в будущем. Люди хотят контролировать свою жизнь, видеть вокруг себя порядок и предсказуемость. В социуме это означает отсутствие прямых угроз жизни и здоровью, защиту от природных катаклизмов, социальную стабильность, финансовую безопасность и прочее. Полиция, спасательные службы, медицинские и в целом муниципальные учреждения закрывают в обществе именно эти потребности людей.

3. Социальные потребности

Изначально Маслоу назвал их «потребностью в любви». Он полагал, что после удовлетворения физиологических потребностей и получения безопасности, человек ожидает любви и привязанности со стороны других людей. К этому блоку пирамиды относятся социальные отношения: семейные и родственные связи, дружба, чувство доверия к другим и принятие человека окружающими.

4. Уважение и признание

Маслоу разделил эти потребности на два вида: самоуважение (чувство собственного достоинства, личные достижения, независимость от других) и стремление к уважению со стороны других. Человек хочет чувствовать себя значимым как в своих глазах, так и в глазах других людей. Самоуважение напрямую связано с чувством уверенности в себе и собственных силах, с принятием себя и собственной ценностью. Уважение со стороны других связано с желанием быть одобренным другими, успешным и оцененным по достоинству.

5. Самоактуализация

Самоактуализация по Маслоу — это возможность человека заниматься тем, для чего он создан. Музыкант чувствует потребность заниматься музыкой, художник — рисовать, поэт — писать. Если человек хочет быть счастливым, он должен делать то, для чего он появился на свет. Это желание развить свой потенциал — высшая потребность в иерархии Маслоу. При этом психолог отмечает, что конкретное поведение, в которое разовьется эта потребность, варьируется от человека к человеку. У одного это выразится в желании стать идеальным родителем, у другого будет связано со спортивными достижениями, третьему будет в радость творить или изобретать.

Работает ли пирамида Маслоу

Современные психологи, ученые и специалисты из других областей не считают пирамиду Маслоу истиной в последней инстанции. По мнению некоторых, она как минимум слегка устарела.

В 2010 году эволюционные психологи, основываясь на последних биологических исследованиях, предложили обновить пирамиду таким образом: заменить наивысшую потребность человека — самоактуализацию, на более прозаичную мотивацию — стремление к воспроизводству, родительство (parenting) [7]. По их мнению, самый сильный и фундаментальный импульс человека, который формирует желания на бессознательном уровне заключается в том, чтобы выжить и успеть передать свои гены следующему поколению. Их идеи подкрепляются современными научными — хотя и не неопровержимыми — данными о том, что все человеческие достижения так или иначе связаны со стремлением оставить после себя потомков.

Недовольство пирамидой высказывают и исследователи в области менеджмента. Изучив в 2018 году истоки ее возникновения, они обнаружили, что в виде пирамиды иерархию изобразил не сам Маслоу и не его коллеги-психологи, а специалист по управлению персоналом Чарльз Макдермид [8]. В своей статье от 1960 года он описал идеи Маслоу, но, как считают исследователи, неверно их интерпретировал [9] (Charles McDermid, How money motivates men).

Чарльз Макдермид, а за ним и другие консультанты по управлению чрезмерно упростили идеи психолога. Они решили, что у людей возникают потребности «высшего» или «низшего» уровня в зависимости от их дохода или профессионального статуса. Изобразив иерархию потребностей в виде пирамиды, Макдермид подкрепил этим свое утверждение, что одни работники нуждаются в творчестве и развитии, в то время как другим важно лишь ежемесячно платить за квартиру и иметь еду на столе. «Высшие» потребности им якобы не интересны. Но сам психолог так не говорил и пирамиду не рисовал, утверждают исследователи [10].

Пирамида Маслоу в том виде, в котором она использовалась с 1960-х годов для мотивации сотрудников, не работает. По крайней мере, в этом убеждены некоторые крупные компании. Руководитель HR-отдела Facebook (с 21 марта 2022 года соцсеть запрещена в России решением суда) Лори Голер (Lori Goler) и ее коллеги на основе анализа данных о сотрудниках в 2018 году выделили три большие группы мотиваторов [11]:

  • стремление подняться выше по карьерной лестнице;
  • признание в коллективе;
  • вера в ценность дела.

90% сотрудников указали в качестве важных минимум два из этих трех пунктов. Таким образом, если бы Маслоу сегодня создавал свою пирамиду с нуля, пытаясь объяснить, что мотивирует людей к работе, кроме базовых потребностей, то мотиваторы, выявленные компанией Facebook, были бы не на последнем месте.

Фото:Andrea Piacquadio / Pexels

Пирамида Маслоу: мнение психологов

Психолог Мария Кочкина уверена, что базовые потребности, связанные с выживанием, вряд ли трансформируются. А вот все остальные «этажи» теории сейчас легко подвергнуть сомнению, так как наш мир со времен Маслоу изменился до неузнаваемости.

Например, на втором уровне находятся потребности в защищенности и безопасности, но если бы именно их люди считали вторыми по важности сразу после еды и воды, то, по мнению Кочкиной, в нашем мире не было бы ни предпринимателей, ни людей за чертой бедности. Начиная заниматься бизнесом, люди отказываются от стабильности и защищенности, стремясь к другим уровням, и это нормально. Многие «с разбега» проскакивают уровень безопасности, сразу перебираясь на «этаж» социальных потребностей.

Но и он подходит далеко не всем. Интроверты, эмоционально закрытые люди не ставят эту потребность в приоритет, отдавая предпочтение творческим и эстетическим потребностям. Та же ситуация может быть и с потребностями в признании и уважении. Для кого-то эти потребности никогда не станут актуальными: некоторые люди вполне удовлетворены признанием в узком семейном кругу, и не стремятся к карьере и широкой известности.

Фото:Unsplash

Психолог Павел Зыгмантович объясняет, почему в современной психологии пирамида Маслоу в ее первоначальном виде практически не используется. Это — умозрительная модель, при разработке которой Маслоу опирался не на научные данные, а на свои наблюдения. Такой подход привел к искажениям в теории. Как пример можно взять широко известную голодовку ирландских заключенных в Великобритании в 1981 году. Они требовали признать их статус политических заключенных, в знак протеста отказались от еды, в результате 10 человек умерли. Если следовать теории Маслоу, такой протест трудно представить: люди не могут желать чего-то на верхнем уровне потребностей, не удовлетворив нижние. Но в реальности это возможно. Именно поэтому в современной психологии пирамида Маслоу не используется.

Современный подход к организации потребностей — плоский, уточняет психолог. Все человеческие потребности одинаково важны, находятся примерно на одном уровне, и мы обращаемся то к одной, то к другой в зависимости от своих задач.

Базовые потребности человека

У человека девять базовых потребностей. Эти потребности есть у каждого человека, даже если человек не чувствует их в себе.

Первые четыре потребности — это потребности для выживания:

1.тепло,

2.защита,

3.пища,

4.безопасность.

Удовлетворение этих базовых потребностей возвращает нам состояние комфорта и спокойствия.

Ещё пять потребностей:

5. в стимулах и поглаживаниях;

6. любви, создании круга близких людей, привязанности и принадлежности к определённой социальной группе;

7. самоактуализации (осуществлении своих способностей и талантов, творческих потенций, воплощении «себя»);

8. уважении и признании в значимом сообществе через самореализацию, которая одновременно доставляет удовольствие самому человеку и приносит пользу другим людям;

9. в духовном развитии.

Проблема неудовлетворённых потребностей связана с тем, что многие люди в детстве жили в семьях, где их права были подавлены. Где им запрещали (разными способами) требовать для себя всего необходимого. Где родители не умели научить ребёнка одновременной дисциплине, правильному (ограждающему от опасностей и деструктивного поведения в отношении своего тела, своего будущего, других людей и окружающего мира) самоограничению и удовлетворению своих потребностей (в том числе утверждению своих прав). Правильные ограничения воспринимались ребёнком как запрет проявлять себя вообще (в том числе просить, говорить о потребностях).
Кроме того, в каждом из нас уживаются разные по характеру и жизненной позиции эго-состояния. Поведение, склонности одних эго-состояний могут конфликтовать с поведением и склонностями других эго-состояний. Так что, в одних эго-состояниях мы повреждаем себя, тогда как в других испуганы за своё здоровье и будущее. Более того, те эго-состояния, которые имеют вредные привычки, отчаянно сопротивляются осознанию человеком (исполнительной частью личности) своих потребностей. Потому что это приведёт к новым правилам и этому эго-состоянию придётся подчиниться новой дисциплине. Это сопротивление имеет много уловок. Например, некоторые люди философствуют о том, что все их привычки, даже вредные, — это их индивидуальность, что эти привычки зачем-то нужны и если человек откажется от них, то «потеряет» себя.
В этом случае нам необходимо независимое решение – решение из Взрослого эго-состояния.

Для начала человеку необходимо решение о том, что у него есть эти девять потребностей.

Далее необходимо провести ревизию потребностей: определить в какой степени удовлетворена (не удовлетворена) каждая потребность.

Затем составить план удовлетворения каждой потребности. Вторым взрослым решением о потребностях должно быть решение о том, что человек будет делать для удовлетворения каждой потребности. И выполнять это решение независимо от внутреннего состояния.

1. Потребность в тепле. Это потребность в телесном температурном комфорте. Многие взрослые люди, как это ни странно, не умеют одеваться по погоде. Я часто вижу, как люди съёживаются от холода, идут по улице быстро, напряжённо, стараясь поскорее оказаться в помещении. Или, наоборот, потеют и мокнут, так что от них неприятно пахнет. При этом им самим некомфортно. Они делают себя неприятными для других, реализуя тем самым неосознанную сценарную установку «Не будь близким». Таким людям нужно осознать и научиться правильно удовлетворять потребность в тепле. Т.е. одевать себя так, чтобы не терять комфорт.

2. Потребность в защите. Эту потребность в детстве удовлетворяют родители. Для взрослых людей эту потребность удовлетворяют законы (конституция, гражданский кодекс, трудовой кодекс, жилищный кодекс и т.д.) и государство (участковый, милиция, суд, муниципальные органы, органы здравоохранения и т.д). Для удовлетворения этой потребности взрослый человек должен изучить законы, узнать о наличии и функциях государственных органов. Так, чтобы точно знать, куда и по какому вопросу обращаться. Требовать защиты от другого человека, например, от мужа, родителей и т. д. для взрослого человека ненормально. Мы можем попросить помощи у близкого человека в конкретной ситуации, но не должны «навешивать» на близких людей родительские функции и ожидания.

3. Потребность в пище. Для удовлетворения этой потребности недостаточно просто есть так, как приучили в детстве. Нужно добыть информацию о потребностях организма в определённых веществах, исследовать особенности своего организма, разработать для себя правила здорового питания и выполнять эти правила.

4. Потребность в безопасности. За удовлетворение этой потребности в детстве отвечают родители и собственный инстинкт ребёнка в самосохранении. Взрослому человеку нужно пересмотреть свой образ жизни и привычки (привычку переходить дорогу, водить машину, пользоваться острыми предметами, электроприборами и т.д.). Если есть привычки, которые потенциально могут привести к опасности, повреждениям, потере здоровья, нужно отказаться от них и научиться делать те же дела по-другому.

5. Потребность в стимулах и поглаживаниях. Для поддержания своей неопсихики (Взрослого эго-состояния), т.е. способности к произвольным усилиям и осознанности, в «рабочем» состоянии человеку необходимо постоянно тренировать её. Тренировка неопсихики происходит при стимулировании восприятия. Стимулирование восприятия происходит при взаимодействии человека с окружающим его миром с помощью органов чувств. Всего у человека пять органов чувств: глаза (орган зрения), уши (орган слуха), нос (орган обоняния), кожа (орган осязания), язык (орган вкуса). Человеку жизненно необходимы стимулы, иначе его неопсихика деградирует.

Вот цитата Эрика Берна о необходимости стимулирования неопсихики.
«….Способность человеческой психики поддерживать согласованные эго-состояния зависит, по-видимому, от меняющего потока сенсорных стимулов. Это наблюдение является психобиологическим основанием социальной психиатрии. Сформулированное в структурных терминах, оно состоит в том, что сенсорные стимулы необходимы для обеспечения целостности неопсихики и археопсихики. Если поток перекрывается или становится монотонным, видно, что неопсихика понемногу дезорганизуется («мышление человека ухудшается »); это обнажает нижележащую археопсихическую деятельность («он показывает ребячливые эмоциональные реакции »); в конце концов и археопсихическое функционирование тоже становится дезорганизованным («он страдает галлюцинациями »). Это описание эксперимента на сенсорную депривацию.
Можно показать, что у неопсихики наступает истощение катексиса в случае стимульной социальной и структурной депривации, сравнив пациентов, лежащих в плохих и хороших государственных больницах. По существу доказано, что результатом такой депривации является архаическая внушаемость, что делает ее сильнейшим оружием в руках жестоких лидеров в борьбе с непримиримыми личностями….»

Самые «качественные» для тренировки неопсихики стимулы человек получает в процессе общения. Никакая компьютерная игра (а в них люди играют как раз для получения стимулов) не сравнится в этом смысле с общением. Общение – самый эффективный тренажёр для неопсихики. Поэтому люди, не имеющие личностных расстройств, чувствуют жажду стимулов как жажду общения. В изоляции люди испытывают беспокойство и успокаиваются, когда получают «гарантию» общения. Гарантия общения – это признание нас другими людьми, внимание к нам со стороны других людей. Единица внимания, признания – это поглаживание.
Резюме. Потребность в стимулах является жизненно важной потребностью. Она называется жаждой стимула. Люди, не имеющие личностных расстройств, чувствуют жажду стимулов как жажду поглаживаний.

Подробнее об этой потребности можно прочитать в книгах:
1. Стюарт Я., Джойнс В. «Современный транзактный анализ». пер. с англ. СПб., 1996, глава «Жажда стимула».
2. Берн Эрик «Трансакционный анализ и психотерапия». Перевод с англ., СПб., издательство , 1992, глава VIII СОЦИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ, раздел 1. Теория социальных контактов.

В настоящее время я работаю над продолжением статьи.

С уважением, Ирина Летова.

Все права на копирование текстов защищены и принадлежат мне, Ирине Летовой.

Информация от юриста. На основании Федерального закона Российской федерации «Об авторском и смежных правах» (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений размещенных в данном разделе, в архивированном виде, категорически запрещен.

Данные тексты представлены исключительно в ознакомительных целях. Копируя и сохраняя тексты, вы принимаете на себя всю ответственность, согласно действующему законодательству РФ.

Все авторские права на данные тексты сохраняются за правообладателем. Любое коммерческое и иное использование текстов без согласия Ирины Летовой запрещено.

Если вы используете идеи или материалы статей Ирины Летовой, вы должны обязательно указывать источник информации — сайт www.letova.com

Статьи
  • Семинар «Тренинг Эмоций»
  • Жизненная позиция. Как Неудачник может стать Победителем.
  • Детские травмы
  • Посттравматическое стрессовое расстройство
  • Базовые потребности человека
  • Булимия
  • Тревожные расстройства
  • Зависимости
  • Cозависимость
  • Паническое расстройство
  • Пища для размышлений
    • Словарь терминов транзактного анализа
    • Библиотека
    • Рекомендуем прочитать
    • Рекомендуем посмотреть

    Какие есть потребности у человека

    Группа Historiчка Обязательно присоединяйтесь к нашей группе Вконтакте! Узнаете много нового и полезного!

    Дорогие друзья , поделитесь своим мнением о сайте и его содержимом. Для меня очень важна обратная связь! Спасибо!

    Оставить свои комментарии можно ЗДЕСЬ

    • Интеллектуальные игры по истории и другим предметам
    • Олимпиады по истории и обществознанию
    • 7 покушений на Александра II — из рубрики «7 фактов из истории России»
    • Политические партии России в начале XX века
    • Новая рубрика — Фильмы по истории
    • Рубрика «Занимательная история и увлекательное обществознание»
    • Коллекция грамот по истории и обществознанию
    • Портфолио ученика (содержание)
    • Материалы для подготовки к Последнему звонку и Выпускному

    История России


    Потребности. Виды потребностей

    Отсутствие мотивации – величайшая духовная трагедия, разрушающая все жизненные устои. Г. Селье.

    Потребность – это нужда, необходимость чего – либо для жизнедеятельности человека.

    Проявление потребностей у животных связано с комплексом соответствующих безусловных рефлексов, называемыми инстинктами (пищевой, половой, ориентировочный, защитный).

    Самым ярким примером человеческих потребностей являются познавательные. Человек стремится узнать мир не только в своем непосредственном окружении, но и в отдаленных областях времени и пространства, понять причинные связи явлений. Он стремится исследовать явления и факты, проникнуть в микро – и макрокосмос. В возрастном развитии человека познавательные потребности проходят стадии:

    Потребность — состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования.

    Состояние нужды в чем – либо вызывает дискомфорт, психологическое ощущение неудовлетовренности. Это напряжение заставляет человека проявлять активность, что – то предпринимать, что бы снять напряжение.

    Побудительной силой обладают только неудовлетворенные потребности.

    Удовлетворение потребностей – процесс возвращение организма в состояние равновесия.

    Можно выделить три вида потребностей:

    — естественные, или физиологические, или органические потребности, которые отражают нужды нашего организма.

    — материальные, или предметно – вещные,

    — духовные – порожденные жизнью в обществе, связанные с развитием личности, со стремлением выразить через творческую активность все, на что способен человек.

    Первым кто разработал и разобрался в структуре потребностей, выявил их роль и значение, был американский психолог Абрахам Маслоу. Его учение называется «иерархическая теория потребностей» А. Маслоу расположил потребности в восходящем порядке, от низших – биологических, до высших – духовных.

    Эта схема так и называется «Пирамида потребностей» или «Пирамида Маслоу»

    1. Физиологические потребности – пища, дыхание, сон, и т.п.
    2. Потребность в безопасности – стремление защитить свою жизнь.
    3. Социальные потребности – дружба, любовь, общение.
    4. престижные потребности – уважение, признание членами общества.
    5. Духовные потребности – самовыражение, самоосуществление, самоактуализация, самореализация.

    Существуют различные классификации человеческих потребностей. Одна из них разработана американским социальным психологом А. Маслоу. Она представляет собой иерархию и включает две группы потребностей:

    первичные потребности (врожденные ) — в частности, физиологические потребности, потребность в безопасности, вторичные потребности (приобретенные) —социальные, престижные, духовные. С точки зрения Маслоу, потребность более высокого уровня может появляться только при условии удовлетворения потребностей, лежащих на более низких уровнях иерархии. Только удовлетворив свои потребности первого уровня (самые объемные по содержанию и значению), у человека появляются потребности второго уровня.

    Потребности – это только один мотив деятельности. Выделяют еще:

    1. Социальные установки.
    2. Убеждения.
    3. Интересы.

    Под интересами принято понимать такое отношение к предмету, которое создает тенденцию по преимуществу обращать внимание на него.
    Когда мы говорим, что у человека есть интерес к кино, это значит, что он старается как можно чаще смотреть фильмы, читать специальные книги и журналы, обсуждать просмотренные произведения кинематографии и т. д. От интересов следует отличать склонности. Интерес выражает направленность на определенный предмет, а склонность — на определенную деятельность. Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности). Например, интерес к кино не обязательно влечет за собой возможность работать в качестве кинорежиссера, актера или оператора.
    Интересы и склонности человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.

    Убеждения — устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки

    Немецкий ученый Макс Вебер отмечает, что различия в действиях зависят от богатства или бедности личного опыта, образованности и воспитанности, своеобразия духовного склада личности.

    Виды потребностей

    Потребности играют огромную роль в нашей жизни. Когда человек испытывает нужду в чём-либо, он совершает действия, чтобы обрести желаемое: младенец кричит, потому что хочет кушать или спать; ребёнок просит родителей купить понравившуюся игрушку; взрослый стремится получить более престижную работу, чтобы заработать денег на дорогую машину. Узнаем, какие бывают виды потребностей, чем они отличаются друг от друга.

    Традиционная классификация

    Согласно классификации, принятой в обществознании, все потребности делятся на четыре вида: биологические, материальные, социальные и духовные. Кратко рассмотрим их особенности.

    Схема «Потребности человека»

    • Биологические потребности иначе называют физиологическими, естественными, природными. К ним относятся нужды организма, без удовлетворения которых он не может нормально функционировать. Примерами являются потребности в пище, в сне, в отдыхе, в продолжении рода.
    • Материальные потребности некоторые учёные объединяют с биологическими. Они связаны с нуждой человека в предметах, обеспечивающих его комфортное существование. Это одежда и обувь, мебель и бытовая техника, недвижимость и средства передвижения.
    • К социальным человеческим потребностям относятся нужды человека, связанные с реализацией в обществе. Их удовлетворение необходимо для развития личности. Это потребность в общении, в труде, в одобрении со стороны окружающих.
    • Духовные потребности связаны с нашим внутренним миром. По-другому их иногда называют познавательными, идеальными. Они влияют на развитие нравственности и культуры человека. Примерами являются потребности в получении новых знаний, приобщении к прекрасному, в познании окружающего мира и самого себя, в поиске смысла жизни.

    Жизненно необходимым для людей является удовлетворение биологических потребностей. Без воды, пищи, воздуха они не смогут жить. Когда человек испытывает голод, не высыпается, находится в холоде, он не способен сосредоточиться на получении знаний, саморазвитии, трудовой деятельности. При этом, чтобы стать гармоничной, всесторонне развитой личностью, следует уделять внимание социальным и духовным нуждам.

    Классификация потребностей Абрахама Маслоу

    В середине XX века американский исследователь Маслоу сформулировал свою классификацию типов потребностей. Согласно его учению, существуют нужды первичные и вторичные.

    Абрахам Маслоу

    К первичным потребностям психолог отнёс те нужды, которые необходимо удовлетворять для того, чтобы организм человека нормально функционировал.

    • Физиологические потребности — это нужды организма, заложенные природой (потребность в пище, дыхании, движении).
    • Экзистенциальные потребности включают в себя нужду в безопасности, защищённости, комфорте.

    Вторичные потребности возникают у человека после удовлетворения первичных. Их характеристика включает в себя три группы нужд.

    Пирамида потребностей Маслоу

    • Социальные потребности касаются жизни в обществе: нужда в общении, в понимании, в привязанности, в заботе о детях и родителях.
    • Престижные — это вид потребностей человека, в основе которого лежит признание со стороны других людей, уважение, похвала.
    • К духовным относятся такие потребности, как творческая деятельность, самопознание и самовыражение, приобщение к культуре, осмысление законов окружающего мира.

    Потребности бывают подлинными (без них человек не может жить и развиваться) и ложными (они ведут к разрушению организма и личности). Примером первой группы могут быть нужды в еде, труде, саморазвитии. К второй группе относятся такие, как алкоголизм и наркомания, лень, недисциплинированность.

    Что мы узнали?

    Согласно традиционной классификации, основными потребностями человека являются биологические, материальные, социальные и духовные. Маслоу выделял две группы нужд: первичные (физиологические и экзистенциальные) и вторичные (социальные, престижные и духовные).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *