На кого распространяется 223 фз о закупках
Перейти к содержимому

На кого распространяется 223 фз о закупках

  • автор:

На кого распространяется 223 фз

Подборка наиболее важных документов по запросу На кого распространяется 223 фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 1 «Цели регулирования настоящего Федерального закона и отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом» Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» «Исходя из приведенных нормативных положений при наличии в уставном капитале юридического лица, его дочернего общества и дочернего общества последнего доли участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования менее 50%, положения Закона N 223-ФЗ на указанные юридические лица не распространяются.»

Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 8 «Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона» Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» «Исходя из статьи 8 Закона N 223-ФЗ на заказчиков по Закону N 223-ФЗ, которые не разместили положение о закупках, распространяются положения Закона N 44-ФЗ в части неразмещенного заказчиком по Закону N 223-ФЗ положения о закупках. В остальной части заказчики по Закону N 223-ФЗ обязаны руководствоваться указанным Законом.»

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Нормативные акты

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ
(ред. от 04.08.2023)
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» 2.1. Действие настоящего Федерального закона (за исключением случаев, указанных в части 5 настоящей статьи) не распространяется на юридические лица, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности не превышает пятьдесят процентов, на их дочерние хозяйственные общества и дочерние хозяйственные общества последних, а именно на:

Федеральный закон от 17.05.2007 N 82-ФЗ
(ред. от 10.07.2023)
«О государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» 2. ВЭБ.РФ осуществляет функции государственной управляющей компании по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений, а также функции государственной управляющей компании средствами выплатного резерва по доверительному управлению средствами выплатного резерва и средствами пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестировании средств пенсионных накоплений и заключаемыми в соответствии с ним договорами. В целях выполнения указанной функции ВЭБ.РФ вправе осуществлять брокерскую деятельность на рынке ценных бумаг в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Правовые ресурсы

  • «Горячие» документы
  • Кодексы и наиболее востребованные законы
  • Обзоры законодательства
    • Федеральное законодательство
    • Региональное законодательство
    • Проекты правовых актов и законодательная деятельность
    • Другие обзоры
    • Календари
    • Формы документов
    • Полезные советы

    Кто попадает под действие Закона 223-ФЗ

    Img

    − организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов,

    − автономные учреждения (не путать с автономными некоммерческими организациями!),

    − хозяйственные общества (т.е. АО и ООО), в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%;

    − дочерние хозяйственные общества (АО и ООО), в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным в предыдущих пунктах юридическим лицам;

    − дочерние хозяйственные общества (АО и ООО), в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит указанным в предыдущем пункте дочерним хозяйственным обществам;

    NB: Следует помнить, что у вновь созданной организации есть 3 месяца, чтобы утвердить и разместить в ЕИС Положение о закупке. Только после этого закупка товаров, работ, услуг по 223 ФЗ станет возможной и легитимной. Первые 3 месяца после создания организация может осуществлять закупки в соответствии с ГК РФ. Если по истечении 3 месяцев не будет утверждено и надлежащим образом размещено Положение о закупках, заказчику следует руководствоваться нормами Закона 44-ФЗ до момента размещения Положения о закупке. При невыполнении данных требований организации и ее должностному лицу грозят штрафные санкции.

    − бюджетные учреждения при наличии корректно утвержденного и размещенного до начала года в ЕИС Положения о закупке при осуществлении в соответствующем году закупок:

    а) за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования (благотворительного пожертвования), по завещанию, грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

    б) в качестве исполнителя по контракту (т.е. по договору, заключенному в соответствии с Законом 44-ФЗ) в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств;

    в) за счет средств, полученных при осуществлении иной приносящей доход деятельности от физических и юридических лиц (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС);

    − государственные и муниципальные унитарные предприятия при наличии корректно утвержденного и размещенного до начала года в ЕИС Положения о закупке при осуществлении в соответствующем году закупок:

    а) за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования, по завещанию, грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

    б) в качестве исполнителя по контракту (т.е. по договору, заключенному в соответствии с Законом 44-ФЗ) в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ;

    в) без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ (т.е. за счет собственных средств);

    NB: Бюджетным учреждениям и унитарным предприятиям следует помнить, что они по умолчанию являются заказчиками по Закону 44-ФЗ, и только в случае надлежащего и своевременного размещения в ЕИС Положения о закупках они вправе проводить оговоренные в законе закупки в соответствии с 223 ФЗ.

    − ФГУПы, имеющие существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан РФ, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством РФ по согласованию с Администрацией Президента РФ, за исключением случаев осуществления такими предприятиями закупок за счет субсидий, предоставленных из федерального бюджета на осуществление на территории РФ капитальных вложений в объекты капитального строительства РФ объектов недвижимого имущества в государственную собственность РФ;

    − юридические лица, реализующие инвестиционные проекты с государственной поддержкой в объеме, установленном Правительством РФ, стоимость которых превышает 500 млн. рублей, при условии включения таких проектов в реестр инвестиционных проектов.

    Не должны проводить закупки по 223-ФЗ юридические лица, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности не превышает 50%, их дочерние хозяйственные общества и дочерние хозяйственные общества последних, а именно:

    1) субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, если общая выручка соответственно таких субъектов, организаций от деятельности, относящейся к сфере деятельности естественных монополий, и от указанных видов деятельности составляет не более чем 10% общей суммы выручки соответственно от всех видов осуществляемой ими деятельности за предшествующий календарный год;

    2) дочерние хозяйственные общества субъектов естественных монополий, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, если выручка от закупки товаров, работ, услуг основными хозяйственными обществами и их иными дочерними хозяйственными обществами составляет не более чем 5% суммы выручки за предыдущие 4 квартала от всех видов осуществляемой ими деятельности;

    3) дочерние хозяйственные общества указанных в пункте 2 дочерних хозяйственных обществ, если выручка от закупки товаров, работ, услуг основными хозяйственными обществами (в том числе иными дочерними хозяйственными обществами основных хозяйственных обществ) основных хозяйственных обществ указанных дочерних хозяйственных обществ составляет не более чем 5% суммы выручки за предыдущие 4 квартала от всех видов осуществляемой ими деятельности.

    NB: При этом важно помнить, что право освобождения проводить закупки по 223-ФЗ возникает у данных организаций только после размещения информации о соответствующем объеме выручки в ЕИС.

    Специалисты компании «Корпорация Закупок» всегда готовы проконсультировать вас по всем вопросам, связанным с осуществлением закупочной деятельности согласно 223-ФЗ: должна ли ваша организация работать по 223 ФЗ, какую информацию следует подготовить и разместить в ЕИС, а также оказать содействие в подготовке и размещении всех документов, необходимых для корректного осуществления закупок по 223-ФЗ.

    Закон 223-ФЗ о закупках

    Закон 223-ФЗ о закупках

    14.09.2019

    Друзья, приглашаем вас в нашу команду. Ищем аккаунт-менеджеров и юристов. Подробности читайте здесь.

    Действие 223-ФЗ распространяется исключительно на юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации. В отличие от закона 44-ФЗ, он касается только одной стороны сделки, а именно заказчика. Нормы, вступившие в законную силу 01.01.2012, регулируют порядок и условия заключения договоров о закупке товаров, услуг. Заказчики должны самостоятельно разработать правила осуществления покупок, в зависимости от особенностей деятельности своего предприятия.

    Юридические лица, которые попадают под действие закона

    • Государственные организации;
    • Предприятия монополисты;
    • Компании, работающие в сфере энергетики (электросети, газоснабжение, снабжение теплом и водой);
    • Автономные учреждения;
    • Муниципальные и государственные унитарные компании.

    333.jpg

    Исключения из сферы применения

    • Куплю и продажу ценных бумаг, покупки доли в уставном капитале хозяйствующих обществ или товариществ, кооперативов;
    • Операции с валютой или драгоценными металлами;
    • Для приобретения разных типов товаров на бирже;
    • Для оформления закупок в области военных технологий и сотрудничества;
    • Закупки товаров или услуг у иностранных поставщиков, если в договоре не предусмотрен этот порядок выбора поставщика;
    • Определение заказчиком организации, работающей в сфере аудита, для составления финансово-экономической отчетности предприятия.

    Особенности закона

    Согласно нормам, которые содержатся в 223-ФЗ, определяется механизм выполнения закупок разными типами предприятий и способы регулирования процесса. Организации должны утверждать положение о закупках, в котором буду указаны требования к процедуре, условия ее подготовки и проведения, способы ее реализации, в каких обстоятельствах они применяются, порядок заключения и выполнения сделок и прочие запросы, относящиеся к проведению закупок.

    Закон предусматривает и другие способы заключения договоров поставки, нежели через аукцион или конкурс. Для этого заказчик должен внести соответствующий пункт в положение. В таком случае он сам определяет способы заключения сделок о закупке товаров, услуг или работ, равно как и порядок их подготовки и проведения. Кроме того, с 2012 года часть закупок обязательно должна выполняться в электронной форме.

    222.png

    Информация о закупке и заказы на поставку товаров, предоставление услуг или проведение работ, размещается в установленном порядке на официальном сайте. Заказчики обязаны заранее спланировать свои потребности и размещать в свободном доступе ежегодный план закупок на странице zakupki.gov.ru.

    Компании обязаны вести реестр заключенных сделок, равно как и недобросовестных поставщиков. Также ежемесячно они должны публиковать отчет о закупках в открытый доступ. Это обеспечивает максимальную прозрачность всех процедур, устраняя коррупционный элемент. Постановление от 2014 года устанавливает годовой объем закупок для предприятий малого и среднего размера. Здесь же определены и требования к информации, представленной в годовом отчете предприятий, закупленных товаров, работ или услуг.

    Требования к участникам закупок

    Участниками закупок могут выступать юридические лица и предприятия (одно или несколько), вне зависимости от их организационно-правовой формы, вида собственности, месторасположения и особенности происхождения капитала. Также в закупках могут принимать участие физические лица или группа физических лиц, включая и индивидуальных предпринимателей, которые выступают в качестве одной из сторон соглашения и соответствуют установленным заказчиком требованиям. Не допускается для совершения закупок участие лица, которые не отвечают указанным в документации критериям.

    111.png

    Обязательно нужно четко прописывать требования к участникам закупок, характеристикам товаров, работ или услуг, условиям заключения контракта, критерии и порядок оценивания и анализа заявок на участие. Они применяются в равной степени ко всем участникам, и каждый из них имеет равные возможности. Здесь в первую очередь руководствуются принципами недопущения дискриминации, равноправия, справедливости, ограничения нелояльной конкуренции и не ограничения доступа к участию сторон в закупке, путем преднамеренного установления неподъемных требований, создавая преимущественные условия для конкретной организации.

    На предприятия-заказчики, которые не выполнили взятые на себя обязательства, нарушили и отклонились от правил проведения процедуры закупки, прописанные в законе 223 ФЗ, налагаются штрафные санкции.

    Информация, которая подлежит к размещению в открытый доступ

    • Положение о закупках со всеми внесенными изменениями;
    • План закупки товаров, работ или услуг на срок не менее одного года;
    • Информация о закупке, сопутствующая документация, протоколы, проекты соглашения вместе с внесенными изменениями и другие данные, предусмотренные законом.

    Главное о закупках по 223-ФЗ: положения, особенности и требования к участию

    Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ регулирует отношения в сфере госзакупок так же, как и 44-ФЗ. Но если 44-ФЗ действует там, где заказчики на 100% относятся к государственному или муниципальному сектору, то 223-ФЗ — закон для заказчиков с определённой долей (от 50%) участия государства, региона или муниципального образования.

    Елена Ефимова
    14 Ноября 2019
    Получить сертификат электронной подписи
    Получить сертификат электронной подписи

    Для начинающих участников сферы госзакупок больше подходит работа по 44-ФЗ, где все строго регламентировано, а заказчики и участники подчиняются единым правилам. 223-ФЗ подойдёт тем, кто уже освоился в госзакупках, ищет перспективы для роста бизнеса, но не готов сразу уйти в коммерческие тендеры. Нормативная система закона — базовые положения о закупках. Конкретные условия и требования заказчики определяют самостоятельно, в допустимых законом пределах.

    Работу по 223-ФЗ можно назвать промежуточным этапом — переходом от участия в госзакупках к коммерческой тендерной системе. С одной стороны, есть хоть и рамочные, но все-таки единые правила проведения закупок. С другой — предприниматели и компании вникают в особенности коммерческих тендеров, набираются опыта и формируют репутацию. Участие в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ — отличная база для успешного старта в полностью коммерческих торгах.

    Чем отличается 223-ФЗ от 44-ФЗ

    Федеральный закон №223-ФЗ намного меньше, чем 44-ФЗ, но это не означает, что работать по нему проще. Федеральный закон №44-ФЗ регулирует всё очень детально, поэтому в нём больше статей, а в 223-ФЗ содержатся только основные принципы и положения о закупках. Способы их проведения, требования к участникам и прочие нюансы заказчик определяет самостоятельно — в собственном положении о закупках. Это означает, что, помимо самого закона, участникам придется изучать правила, действующие для каждой конкретной закупки.

    Другие отличия 223-ФЗ от 44-ФЗ:

    1. По 223-ФЗ работает конкретный перечень юридических лиц, указанных в статье 1 закона. К ним относятся компании с долей государственного, регионального или муниципального участия более 50%, их дочерние компании, субъекты естественных монополий, ресурсоснабжающие организации, отдельные государственные унитарные предприятия и бюджетные учреждения.
    2. 223-ФЗ разрешает заказчикам проводить закупки различными способами, которые предусматриваются в положении о закупках, они не должны противоречить закону. Способы не отличаются от предусмотренных 44-ФЗ: аукционы, конкурсы, запрос предложений или котировок, открытые, закрытые, двухэтапные формы и закупка у единственного поставщика.
    3. Заказчик вправе сам выбирать площадку для размещения заказа. Это может быть одна из федеральных ЭТП или коммерческая. Реестр всех заказчиков, работающих по 223-ФЗ, есть в ЕИС. Здесь же публикуются планы закупок и вся информация о закупках.
    4. Каждый заказчик должен разработать и утвердить положение о закупках, по которому он работает. Все положения находятся в специальном реестре ЕИС.
    5. Вопросы заключения и изменения контракта регулирует положение о закупке. В этом отношении действует свобода договора в пределах 223-ФЗ и гражданского законодательства.

    Основные принципы закупок по 223-ФЗ

    Несмотря на то, что заказчик вправе устанавливать свои правила закупок, они не должны нарушать установленные 223-ФЗ принципы и условия.

    1. Информационная открытость.
    2. Равные для участников требования и условия закупки.
    3. Недопустимость дискриминации участников закупки.
    4. Запрет на установление для участников закупки неизмеряемых требований — таких, по которым они не могут самостоятельно оценить соответствие критериям.
    5. Недопустимость необоснованных и незаконных ограничений конкуренции.
    6. Целевое и эффективное расходования заказчиком средств.
    7. Обязанность соблюдения всех положений 223-ФЗ, других законов и нормативно-правовых актов Правительства РФ, принятых в соответствии и во исполнение 223-ФЗ.

    Кроме того, 223-ФЗ определяет правила:

    • конкурентной закупки, в том числе в электронной форме (ст.ст. 3.2-3.4);
    • закупок в рамках реализации инвестиционных проектов с государственным участием (ст. 3.1);
    • закупок отдельных видов товаров, работ и услуг государственными компаниями и корпорациями (ст. 3.1-1);
    • закупок для создания объектов архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства, разработки на их основе проектной документации для объектов капитального строительства (ст. 3.1-2);
    • закупок у единственного поставщика и закрытым способом (ст.ст. 2.5 и 3.6);
    • информационного обеспечения закупок (ст. 4);
    • мониторинга и контроля закупок (ст.ст. 5 и 5.1, 6 и 6.1);
    • обжалования нарушений в сфере закупок по 223-ФЗ (части 10—13 ст. 3).

    Требования к участникам закупок

    223-ФЗ только рамочно определяет требования к участникам закупок (поставщикам).
    Участником закупки по 223-ФЗ может быть:

    • юридическое лицо или группа юридических лиц, действующая как один участник;
    • физическое лицо или группа физических лиц, действующая как один участник;
    • индивидуальный предприниматель или группа ИП, действующая как один участник.

    Для юридических лиц не имеют значения организационно-правовая форма, форма собственности, местонахождение организации и место происхождения капитала. Согласно позиции Минэкономразвития (письмо от 27.10.2016 № ОГ-Д28-12371), допускается участие в закупке аффилированных между собой участников.

    Конкретные требования к участникам заказчик указывает в положении о закупках и в документации о закупке согласно положению о закупках. Иные требования предъявлять нельзя.

    В положении и документации о закупке должны быть отражены:

    • требования непосредственно к участникам;
    • требования к закупаемым товарам, работам и услугам;
    • требования к условиям исполнения договора (контракта);
    • критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

    Среди требований заказчик вправе указать отсутствие участника закупки в реестре недобросовестных поставщиков.

    Какие конкретно требования к участникам может предъявить заказчик:

    1. Регистрация на территории РФ.
    2. Наличие лицензии, членство в профильной саморегулируемой организации (СРО), наличие сертификатов, свидетельств, других документов.
    3. Ненахождение в процессе ликвидации или банкротства.
    4. Отсутствие дисквалификации (приостановления деятельности) в административном порядке.
    5. Отсутствие задолженности по обязательным платежам.
    6. Определённые финансово-экономические показатели деятельности.
    7. Наличие определённой квалификации, опыта (стажа) у кадровой базы участника.
    8. Наличие определённой материально-технической базы.
    9. Требования к деловой репутации.
    10. Наличие системы менеджмента качества определённого стандарта.
    11. Наличие опыта определённой деятельности.
    12. Соответствие определённым показателям, которые характеризуют способность поставить нужный товар, выполнить работы или оказать услуги.
    13. Предоставление конкретного перечня документов, которые подтверждают соответствие требованиям.

    Зачастую в положении о закупках перечень требований делается открытым, что позволяет конкретизировать критерии в документации о закупке.

    Правительство РФ вправе устанавливать:

    • приоритет российских товаров, продукции, работ и услуг;
    • перечень заказчиков, которые обязаны осуществить закупку инновационной и (или) высокотехнологичной продукции;
    • квоты и условия закупок, участниками которых являются представители сферы малого и среднего предпринимательства (МСП);
    • запрет на размещение сведений о конкретной закупке в ЕИС;
    • перечни и группы товаров, работ и услуг, сведения о закупке которых не размещаются в ЕИС;
    • основания неразмещения в ЕИС сведений об участнике закупки, с которым заключён договор.

    Для непосредственного участия в закупках необходимо быть зарегистрированным в Единой информационной системе и иметь аккредитацию на электронной торговой площадке, где проходит конкретная закупка.

    Как контролируют закупки

    Федеральная антимонопольная служба (ФАС) — главный орган, контролирующий соблюдение заказчиками и участниками закупок положений Федерального закона №223-ФЗ. Он же рассматривает большую часть жалоб.

    Кроме того, предусмотрен ведомственный контроль на уровне федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Они контролируют закупки в порядке исполнения функций учредителя госкомпании, предприятия или учреждения, выступающего заказчиком.

    В случае серьёзных нарушений со стороны участника закупки, в том числе допущенных в процессе исполнения договора, его могут внести решением ФАС в реестр недобросовестных поставщиков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *