Соут с какого года ввели
Перейти к содержимому

Соут с какого года ввели

  • автор:

Специальная оценка условий труда (СОУТ) в 13 шагов: к проведению готовы!

С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет.

31 декабря 2018 года завершился период, когда работодатели могли поэтапно провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Речь идет о так называемых безопасных, «несписочных» рабочих местах, то есть не указанных в ч. 6 статьи 10 Закона № 426-ФЗ. По сути к этой категории относится большинство рабочих мест. Кроме того, лишь до этой даты могли действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2018 г. № 15-4/10/В-4010 «О специальной оценке условий труда»).

Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП. Отметим при этом, что ответственность по указанной части не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены (письмо Роструда от 28 ноября 2016 г. № ПГ/31983-03-3).

Может ли быть проведена специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте? Узнайте ответ в «Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Тем не менее, во-первых, спецоценку должны как можно скорее осуществить те, кто опоздал – в частности, Минтруд России пообещал реализовать в отношении малого бизнеса и ИП механизм предупреждения нарушений, в рамках которого работодателю сначала направят предостережение о недопустимости нарушения требований охраны труда, и лишь в случае его неисполнения – оштрафуют.

Кроме того, спецоценку могут впервые проводить те, кто только создал новые рабочие места. На это отводится год с момента их образования. То есть, например, если рабочее место создано в декабре 2018 года, то срок завершения СОУТ – декабрь 2019 года.

И тем, и другим категориям работодателей очень пригодится наша инструкция. В ходе проведения спецоценки им необходимо учесть ряд особенностей, чтобы избежать административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения спецоценки по той же ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Рассмотрим порядок проведения этой процедуры подробнее.

Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Приняв решение о проведении специальной оценки условий труда, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности. При этом число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав обязательно следует включить специалиста по охране труда (ч. 1-2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ). Главой комиссии, как правило, назначается генеральный директор (ч. 4 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки

Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией (ч. 5 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (ч. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.

БЛАНКИ

  • Приказ о проведении специальной оценки условий труда и образовании комиссии по ее проведению
  • Перечень рабочих мест для проведения специальной оценки условий труда
  • Приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда
  • Договор на проведение специальной оценки условий труда
  • Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
  • Дополнительное соглашение к трудовому договору об условиях труда на рабочем месте

При составлении данного графика следует учесть следующее.

По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).

Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона 426-ФЗ). При этом закон позволял сделать это поэтапно.

Исключение составляют рабочие места:

  • тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
  • работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда (ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы (письмо Минтруда России от 8 декабря 2014 г. № 15-1/В-1829). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда

Чтобы провести специальную оценку условий труда, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор (ч. 2 ст. 8, ст. 19-21 Закона № 426-ФЗ). С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/).

Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию

Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).

Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов

При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация первым делом осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (ч. 5 ст. 10 Закона № 426-ФЗ). По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные (ч. 8 ст. 12, ст. 14 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда

По итогам проведения спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.

Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда

В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета (ч. 5.1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления.

Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Для этого нужно заполнить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки (п. 5 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).

Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов. В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ).

Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда

В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель должен под роспись ознакомить работников с результатами спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации

В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодателю следует разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте – при его наличии (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

Размещаемая на сайте информация должна содержать сведения:

  • об установлении классов (подклассов) условий труда на рабочих местах;
  • о перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.

Это, в частности, разделы V и VI отчета о специальной оценке условий труда.

Шаг 12. Уведомить о результатах спецоценки ФСС России

При подаче отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работодатель также должен сообщить ФСС результаты специальной оценки условий труда (подп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Для этого нужно отразить соответствующие данные в форме 4-ФСС (утв. приказом ФСС России от от 26 сентября 2016 г. № 381).

Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда

Результаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам. Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада (абз. 5 ч. 1 ст. 92, ч. 2 ст. 117, ч. 2 ст. 147 Трудового кодекса).

Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение (ст. 72 ТК РФ).

Последняя актуализация: 19 февраля 2019 г.

Документы по теме:

  • Трудовой кодекс Российской Федерации
  • Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»
  • Федеральный закон от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федеральный закон «О специальной оценке условий труда»
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
  • Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
  • Приказ Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению»
  • Приказ Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда»
  • Приказ ФСС России от 26 сентября 2016 г. № 381 «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и Порядка ее заполнения»
  • Информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2014 г. «Типовые вопросы и ответы по специальной оценке условий труда»

Новые правила СОУТ для микропредприятий с 1 марта 2023 года

Новые правила СОУТ для микропредприятий с 1 марта 2023 года

С 1 марта 2023 года для организаций и ИП, отнесенных к категории микропредприятий, были изменены правила проведения специальной оценки условий труда работников (СОУТ). Такие организации теперь смогут проводить оценку по упрощенным правилам в порядке так называемого «самодекларирования». Рассказываем о новых правилах проведения СОУТ и о том, на кого они распространяются.

Упрощенный порядок проведения СОУТ

1 марта вступил в силу приказ Минтруда от 31.10.2022 № 699н, утвердивший правила проведения специальной оценки условий труда работников микропредприятий. Этот документ позволяет микропредприятиям проводить СОУТ самостоятельно, без привлечения сторонних специализированных организаций и в упрощенном порядке, путем заполнения специальных проверочных листов. Такие проверочные листы представляют собой перечень вопросов о том, присутствуют ли на том или ином рабочем месте вредные или опасные производственные факторы.

Отвечая на вопросы отрицательно, организация заявляет, что вредных (опасных) факторов на ее рабочих местах не выявлено. Положительные ответы будут свидетельствовать о наличии на микропредприятии вредных и опасных производственных факторов. В таких случаях компании придется привлекать к проведению СОУТ уже специализированную организацию, а спецоценка будет проводиться в общеустановленном порядке, утв. приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. С 01.03.2023 можно проводить СОУТ самостоятельно, без привлечения сторонних специализированных организаций и в упрощенном порядке, путем заполнения специальных проверочных листов.

2. Проводить СОУТ в упрощенном порядке могут только микропредприятия (ИП или организации со средней численностью работников до 15 человек и годовой выручкой до 120 млн рублей), осуществляющие виды деятельности из специального списка, причем эти виды деятельности должны быть основными (определяется по ОКВЭД).

3. Микропредприятия не могут проводить СОУТ в упрощенном порядке, если у них есть работники с правом на досрочную пенсию и рабочие места с вредными и опасными условиями труда.

4. После проведения спецоценки в упрощенном порядке, компания должна сдать декларацию СОУТ в территориальную трудовую инспекцию.

5. Декларация СОУТ является бессрочной и не требует повторного представления, если условия труда на рабочем месте не меняются.

Упрощенный порядок проведения СОУТ распространяется на организации и ИП, которые в соответствии с законодательством отнесены к категории микропредприятий. Под микропредприятием понимается компания (ИП или организация) со средней численностью работников до 15 человек и годовой выручкой до 120 млн рублей. При этом общая доля благотворительных и общественных организаций в уставном капитале микропредприятия должна составлять не более 1/4, а иностранных – не более 49%. Также к микропредприятиям относят вновь созданные организации и вновь зарегистрированные ИП, а также предпринимателей, применяющих исключительно патентную систему налогообложения (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ).

Отнесение работодателя к категории микропредприятия недостаточно для того, чтобы иметь возможность проводить СОУТ в упрощенном порядке.

Кто может проводить СОУТ в упрощенном порядке

Право на проведение СОУТ в упрощенном порядке предоставляется микропредприятиям, осуществляющим один из следующих видов деятельности:

  • разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги;
  • деятельность в области информационных технологий;
  • финансовая и страховая деятельность;
  • операции с недвижимым имуществом;
  • деятельность в области права и бухгалтерского учета;
  • деятельность головных офисов и консультирование по вопросам управления;
  • деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования; технических испытаниий, исследований и анализа;
  • реклама и исследование рынка;
  • административная деятельность и сопутствующие дополнительные услуги;
  • образование;
  • деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры;
  • деятельность общественных организаций.

Чтобы иметь право на проведение СОУТ в упрощенном порядке, указанные выше виды деятельности должны быть у микропредприятий основными. Основной вид деятельности определяют по ОКВЭД.

В ряде случае предприятие не сможет проводить СОУТ в порядке самодекларирования даже в том случае, если один из перечисленных видов деятельности является его основным.

Кто не может применять упрощенный порядок СОУТ

Shutterstock_2042525855.jpg

Микропредприятие не вправе проводить СОУТ в упрощенном порядке при наличии у него:

  • рабочих мест работников, профессии, должности или специальности которых предоставляют право на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
  • рабочих мест, в связи с работой на которых сотрудникам предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными или опасными условиями труда;
  • рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенной СОУТ были установлены вредные или опасные условия труда.

Во всех этих случаях микропредприятие не сможет провести СОУТ самостоятельно, и для оценки рабочих мест придется привлекать специализированную организацию.

Как провести СОУТ в упрощенном порядке

Проведение СОУТ в упрощенном порядке по сути сводится к заполнению проверочных листов, содержащих несколько вопросов, ответы на которые в своей совокупности представляют собой характеристику проверяемого рабочего места. Рекомендуемая форма проверочного листка для проведения СОУТ приводится в приложении № 1 к приказу Минтруда от 31.10.2022 № 699н.

Проверочный лист оформляется в отношении каждого рабочего места, имеющегося на предприятии. Проверочные листы содержат в себе комплекс вопросов, требующих односложных ответов («да» или «нет»). К примеру, работодатель должен ответить на следующие вопросы:

  • Связана ли работа на рабочем месте с производством или применением химических веществ и смесей?
  • Используются ли на рабочем месте радиоактивные вещества и изотопы?
  • Выполняются ли на данном рабочем месте подземные работы?
  • Используются ли в работе пылящие вещества (строительные смеси, угольная пыль, зерновая мука, производство сухих пищевых специй и другое)? и т.д.

Ответы на эти и другие вопросы позволяют понять, действуют ли на проверяемом рабочем месте вредные или опасные производственные факторы или нет. Если на все вопросы из листа работодатель отвечает «нет», то считается, что никаких вредных факторов на рабочем месте не выявлено.

Полезные материалы по теме

  • Нужно ли проводить внеплановую СОУТ при переименовании отделов и должностей
  • Нужно ли проводить СОУТ в отношении рабочих мест офисных сотрудников
  • Штраф за непроведение СОУТ может составить 80 000 рублей
  • В декларацию СОУТ не включают рабочие места с правом на досрочную пенсию
  • Когда нужно проводить внеплановую СОУТ и что будет за ее непроведение

В конце проверочного листа работодатель подтверждает, что по результатам проверки проведение исследований, испытаний и измерений опасных производственных факторов не требуется, а условия труда соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда.

Заполненный лист утверждается комиссией работодателя по проведению специальной оценки условий труда. Работодатель обязан ознакомить всех своих сотрудников в письменной форме с результатами проверки в течение 30 календарных дней со дня утверждения проверочных листов. Для этого работники должны проставить в листах свои подписи.

После утверждения проверочных листов работодатель в течение 30 дней должен сдать декларацию СОУТ. Декларация представляется в территориальную трудовую инспекцию по месту нахождения организации, филиала, представительства или месту жительства ИП. Декларацию представляют по форме, приведенной в приложении № 2 к приказу Минтруда от 31.10.2022 № 699н. В ней работодатель указывает, что на проверенных рабочих местах не выявлены вредные или опасные производственные факторы, и условия труда на них полностью соответствуют государственным стандартам охраны труда.

Поданная декларация является бессрочной и не требует повторного представления в случае сохранения условий труда на соответствующем рабочем месте (ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). Иными словами, если условия труда на рабочем месте не изменяются, проводить повторную спецоценку данного места не нужно.

Если же в проверочном листе хотя бы на один вопрос дается ответ «да», то проверяемое рабочее место подлежит СОУТ с привлечением специализированной организации в общем порядке, установленном приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н.

ПРОФРИСК.РФ

Управление профрисками без комментариев: лучшее — враг хорошего!

История «оценки условий труда»

В 2014 г. специальная оценка условий труда (СОУТ) заменила аттестацию рабочих мест по условиям труда (АРМ). Сейчас, к сожалению, очень мало кто знает, что начало этому процессу положила более 30 лет назад Компартия СССР (КПСС), по инициативе которой Совет Министров СССР и ВЦСПС выпустили постановление от 15 августа 1985 г. № 783 «О широком проведении аттестации рабочих мест и их рационализации в промышленности и других отраслях народного хозяйства». Наш Институт (в то время – НИИ труда Госкомтруда СССР) стоял у истоков этой масштабной научно-внедренческой работы.

В те далёкие времена первоначальный замысел великой самостоятельной страны (это сейчас мы стали жалкой провинцией глобалистов на переферии цивилизации мировых денег и товарного мусора) был гораздо шире и соответствовал её масштабу (СССР), чем те цели, которые преследует современная АРМ/СОУТ сейчас. Пожалуй это была последняя широкомасштабная инициатива советского правительства в сфере экономики перед сдачей позиций в пользу либерально-рыночного капитализма под горбачёвскими лозунгами “ускорения” и “перестройки”. Тогда речь шла не только и не сколько об охране труда и улучшении условий труда, что само собой подразумевалось, но о тотальном учёте (своего рода — инвентаризации) рабочих мест, их «рационализации» и через это – модернизации всего индустриального производства того исторического советского периода. Давайте восстановаим историческую хронологию по порядку.

В 1985 году власть проводит знаменитый апрельский пленум ЦК КПСС, на котором новоизбранным лидером тогда великой страны был провозглашен курс на “перестройку” и “ускорение” социально-экономического развития страны в противовес тогдашнему “застою” позднебрежневской эпохи. Новый курс предполагал радикальную модернизацию всей советской системы. В развитие той инициативы и вышло постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15 августа 1985 г. № 783 “О широком проведении аттестации рабочих мест и их рационализации в промышленности и других отраслях народного хозяйства». При проведении аттестации рабочих мест в те времена планировалось обеспечить:

  • учёт всех рабочих мест, выявление рабочих мест, не соответствующих прогрессивным техническим, технологическим, организационным решениям, требованиям охраны труда, передовому опыту, нормативам и стандартам, и на этой основе их рационализацию;
  • сокращение применения ручного и тяжелого физического труда, а также рабочих мест с неблагоприятными условиями труда, ликвидацию малоэффективных рабочих мест, увеличение коэффициента сменности работы оборудования;
  • проверку обоснованности применяемых норм трудовых затрат и внедрение технически обоснованных норм;
  • повышение эффективности бригадной формы организации и стимулирования труда;
  • широкое участие рабочих, инженерно-технических работников и служащих в проведении аттестации и рационализации рабочих мест.

Тогда АРМ проводилась планомерно, не реже двух раз в пятилетку для внедрения в практику планирования и учёта балансов рабочих мест и трудовых ресурсов, создания новых и реконструкции действующих предприятий, утверждения (согласования) лимитов численности работников предприятий и организаций, расположенных на соответствующей территории, трудоустройства пенсионеров, женщин, имеющих детей, выпускников средней школы, а также лиц с ограниченной трудоспособностью.

Госкомтруд СССР должен был обобщить опыт повышения эффективности производства и использования трудовых ресурсов на основе аттестации и рационализации рабочих мест и доложить Совету Министров СССР. Таков был первоначальный политический замысел в русле идеологии того периода.

Во исполнение правительственного постановления № 783 советские ведомства (Госкомтруд СССР, Госплан СССР, Госснаб СССР и др.) выпускают Типовое положение об аттестации, рационализации, учёте и планировании рабочих мест от 14 февраля 1986 г. № 588-БГ. Типовым оно было для отраслевых министерств и ведомств и министерств союзных республик (был ведь СССР!), которые разрабатывали на его основе аналогичные положения. Основными целями аттестации, рационализации, учёта и планирования рабочих мест в то время были повышение эффективности производства, качества продукции и рациональное использование основных производственных фондов и трудовых ресурсов на предприятиях, в отраслях, на территориях и в народном хозяйстве за счет:

  • ускорения роста производительности труда на основе приведения рабочих мест в соответствие с требованиями научно-технического прогресса;
  • сокращения применения ручного и тяжелого физического труда, повышения содержательности и привлекательности труда;
  • улучшения использования основных фондов путем ликвидации излишних рабочих мест и рабочих мест с устаревшим оборудованием, концентрации работ на наиболее прогрессивном оборудовании, обеспечения сбалансированности числа рабочих мест и работающих и повышения коэффициента сменности работы;
  • улучшения условий труда и техники безопасности на каждом рабочем месте, повышения культуры производства;
  • повышения социальной активности и квалификации работающих, широкого привлечения их к управлению, в том числе к оценке достигнутого уровня производства и определению мер по его совершенствованию.

Согласно, замыслу руководителей экономики той эпохи, аттестация и рационализация рабочих мест должны стать органическим элементом системы хозяйствования и управления производством, важным средством мобилизации резервов повышения производительности труда, совершенствования его нормирования (цитируется по тексту указанного Типового положения).

К Типовому положению были приложены интересные формы, такие как ведомость учёта рабочих мест и результатов их аттестации (с примерами её заполнения), карта аттестации рабочего места (с такими показателями как, например, качество продукции работ, производительность оборудования, коэффициент занятости рабочего, уровень использования оборудования во времени и пр.), проект плана на каждый год с основными показателями использования рабочих мест и рабочей силы, расчёт ориентировочных объёмов и воспроизведенной структуры капитальных вложений, необходимых для обеспечения запланированного ввода рабочих мест, сводный баланс рабочих мест и трудовых ресурсов.

Показатели условий и охраны труда занимали относительно незначительную часть (менее трети) АРМ того периода. Впечатляет, не правда ли, насколько обмельчала аттестация рабочих мест в наши дни?!

Тогда же Главным государственным санитарным врачом СССР за № 4137-86 от 12 августа 1986 г. утверждается “Гигиеническая классификация труда (по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса)”, в которой выделяются три класса “условий и характера труда”: “Оптимальные” (I класс), “Допустимые” (II класс) и “вредные и опасные условия и характер труда” (III класс), которые – III класс – в свою очередь также были дифференцированы на 3 степени в зависимости от “вредности и опасности”.

Потом выходит постановление Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 3 октября 1986 г. №387/22-78 “Об утверждении Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда”. Этим постановлением предусматривалось, что доплаты за условия труда производятся на рабочих местах, на которых выполняются работы с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда (обратите внимание на классификацию!). Доплаты устанавливались в процентах к тарифной ставке (окладу) в диапазоне от 4 до 24 процентов. Размеры доплат для конкретных работников определялись в этом диапазоне на основе аттестации рабочих мест и оценки условий труда.

Согласно постановлению №387/22-78 (п.6) НИИ труда Госкомтруда СССР было поручено организовать при филиалах, а государственным комитетам союзных республик по труду – при республиканских центрах НОТ постоянно действующие консультационные пункты для проведения консультаций по применению Типового положения, утвержденного этим постановлением, и другим вопросам, связанным с установлением доплат за условия труда. Обратим внимание на то, что уже тогда была сформулирована политика в отношении доплат в русле той идеологии: “при последующей рационализации рабочих мест и улучшении условий труда доплаты уменьшаются или отменяются полностью”. Государство не собиралось консервировать условия труда и сохранять соцпакет за работу в этих условиях.

Утверждённое указанным постановлением Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядок применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочих за условия труда содержало почти «современную» форму карты аттестации условий труда на рабочем месте с уже привычными нам показателями факторов производственной среды (пыль, вибрация, шум и т.д.). Удивительно, что этим постановлением продолжали пользоваться при проведении уже «современной» АРМ вплоть до введения СОУТ, несмотря на явную нестыковку классификаций. Очевидно, умельцы «современной» АРМ для установления или подтверждения доплат «по многочисленным просьбам трудящихся» просто пристыковывали современные три степени «вредных» и класс «опасных» условий труда к тяжелым и вредным, особо тяжелым и особо вредным условиям труда того периода.

А что потом? А потом 90-е годы… Страну Советов продали, предприятия «распилили» (многие – буквально!) и всё опустилось до банально-буржуазного «соцпакета» трудящимся. Приказ Министерства труда и занятости населения РСФСР от 8 января 1992 г. № 2 «О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», котрый утвердил Инструкцию по проведению АРМ, снизил уровень задач первоначальной аттестации 80-х годов до выявления одних лишь условий труда. В связи с ликвидацией Госплана и ударных пятилеток, сроки проведения аттестации устанавливаются теперь самим предприятием, исходя из изменения условий и характера труда, техники, технологии, но не реже 1 раза в 3 года. В то время, напомним, гигиеническая классификация условий труда предполагала не четыре, а три класса: «оптимальные», «допустимые» и «вредные и опасные». Более привычная, ближе к “современной”, классификация появилась позже (постановление Минтруда России от 14 марта 1997 г. № 12 “О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда” признаёт утратившим силу Приказ № 2 и оперирует уже 4-ступенчатой[1] классификацией условий труда, при этом, при отнесении условий труда к 4 классу (опасному) рабочее место признается не аттестованным и подлежит незамедлительному переоснащению или ликвидации[2]), но это уже не столь важно в контексте смены идеологии всего советского периода.

В эпоху 90-х выходит постановление Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, утвердившее списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение (те самые «Список 1» и «Список 2»), которое предписывало провести аттестацию рабочих мест и принять необходимые меры к улучшению условий труда. Потом был приказ Министерства труда и занятости населения РСФСР от 8 января 1992 г. № 2 «О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». Совет Министров РСФСР постановлением от 2 октября 1991 г. № 517 “О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет» обязал руководителей предприятий (объединений), организаций провести аттестацию рабочих мест и принять необходимые меры к улучшению условий труда.

Таким образом, политика постепенного ухода от льготных списков, начало которым было положено в середине прошлого века (именно тогда стали появляться первые списки “льготных” профессий), наметилась ещё в поздний советский период, в конце 80-х – начале 90-х гг., когда экспериментальная тогда еще аттестация «первой волны» рассматривалась как фактор модернизации производства и постепенного улучшения условий труда. Уже тогда стало ясно, что гораздо эффективнее периодически оценивать реальные условия труда работников, чем постоянно пересматривать быстро устаревающие списки, не поспевающие за техническим прогрессом.

А потом, после ельцинского периода первоначального “накопления” капитала (т.е. приватизации произведённых за годы советских пятилеток результатов социалистического труда народов СССР – заводов, фабрик, ЛЭП, ГЭС, нефте-газопроводов с обустроенными месторождениями, ГОКов, разрезов, шахт и т.п.), настала эпоха бурного путинско-медведевского капитализма 2000-х годов с перестроенной на «современный» лад продажно-рыночной товарно-денежной охраной труда под знаком «сертификации ССОТ». Выходит постановление Минтруда России от 24 апреля 2002 г. № 28 «О создании Системы сертификации работ по охране труда в организациях». За ним Минтруд выпускает постановление от 10 декабря 2002 г. № 77 «Об утверждении Правил аккредитации органов по сертификации и Правил аккредитации испытательных лабораторий», но оно не успело проявить себя в полной мере – либерально-административные реформы в 2004 году ликвидировали неудобный бизнесменам Минтруд и запретили «кошмарить бизнес». Пришла эпоха «эффективных менеджеров» с их играми в «управление рисками».

Формально система сертификации работ по охране труда (ССОТ) была отменена Приказом Минздравсоцразвития России от 1 сентября 2010 г. № 779н признанием утратившими силу упомянутых постановлений Минтруда России № 28 и № 77. Как раз в то время, в преддверии выхода этого Приказа, продажа (буквально!) сертификатов ССОТ шла наиболее бойко. Именно с 2015 года (срок действия тех сертификатов – 5 лет) количество аттестующих организаций, массово аккредитованных в ССОТ, резко пошла на убыль – для очень многих предпринимателей мутный бизнес на АРМ в новой системе аккредитации перестал быть сверхрентабельным.

А дальше вы сами знаете что стало – это уже наши дни: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда” и Приказ Минтруда России от 24 января 2014г. № 33н, утвердивший Методику проведения СОУТ. Этим ныне действующим нормативно-правовым актам непосредственно предшествовали приказы Минздравсоцразвития России «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» от 26 апреля 2011 г. №342н и от 31 августа 2007 г. № 569 с бессменной “методикой” — Руководством Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда». Это Руководство заменило Р 2.2.755-99 «Гигиенические критерии оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса», которое повторяет привычную нам классификацию условий труда, применяемую ныне для целей СОУТ, первые 4-ступенчатые контуры которой были обозначены постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 г. № 12 “О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда” и Руководством Р 2.2.013-94.

Итак, да здравствует «спецоценка» с её бессовестными менеджерами по продажам услуг по специальной оценке условий труда…

[1] Правда, по-прежнему, в рамках всё ещё тех же трёх классов условий труда. Эта усовершенствованная классификация была введена Руководством Р 2.2.013-94 Гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса» взамен «Гигиенической классификации труда (по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса)», утвержденной Минздравом СССР от 12 августа 1986 года № 4137-86.

[2] Приказ Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. № 569 смягчил эту позицию (см. п.44 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда).

© Пока ещё Директор Восточно-Сибирского филиала ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России Марат Байгереев (опыт работы в центральном аппарате Минтруда-Минздравсоцразвития России в период 1996-2008 гг.) специально для выпуска «Охрана Труда» № 10 по заказу АНОО ДПО “Институт труда”. Иркутск-Улан-Удэ, 22-24 ноября 2017 г.

© АНОО ДПО “Институт труда”. Запишитесь на наши семинары, нам есть что рассказать по данной теме. Запись на дистанционное обучение по Email: seminar@vsf-niitruda.ru

СОУТ провели. Что дальше?

Большинство ошибок работодатели совершают на этапе внедрения результатов специальной оценки условий труда (СОУТ) у себя на предприятии. после сдачи вам готовой работы большинство организаций, проводящих СОУТ, уходят в сторону и появляются на горизонте только спустя пять лет, чтобы предложить проведение очередной оценки. на самом же деле после подписания отчета работа по СОУТ далеко не завершена. Более того, круг привлекаемых служб вашего предприятия для внедрения результатов специальной оценки условий труда гораздо шире отдела охраны труда или работника, на которого возложены функции специалиста по охране труда. Как же грамотно внедрить результаты специальной оценки условий труда на вашем предприятии? Ответ мы постараемся дать ниже.

ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП СОУТ

Татьяна ЛУБКОВА, эксперт по анализу факторов условий труда группы компаний «Сфера труда 24», кандидат физико-математических наук:

— После завершения СОУТ необходимо сделать следующее.

1. Утвердить отчет.

После того как вы получили готовый отчет от организации, проводящей у вас СОУТ, вам необходимо его утвердить. Отчет утверждает комиссия по СОУТ во главе с ее председателем. Комиссия утверждает отчет текущими сроками и не ориентируется на дату оформления отчета экспертом, проводящим СОУТ.

Конечная дата (и есть дата утверждения отчета) — дата, указанная председателем комиссии на титульном листе отчета по СОУТ. Комиссия знакомится с полученными материалами — это карты СОУТ и сводные документы (перечень рабочих мест, заключения эксперта, сводная ведомость, перечень мероприятий). Члены комиссии ставят свои подписи, тем самым выражая согласие с полученными результатами.

Что делать, если кто-то из членов комиссии не согласен с отчетом? В таком случае, если большинство комиссии с отчетом согласно, член или члены комиссии, имеющие особое мнение, оформляют его в письменном виде. Такое мотивированное особое мнение прикладывается к отчету и является его неотъемлемой частью.

Если с отчетом не согласны большинство членов комиссии, то необходимо направить свои замечания, вопросы, дополнения, желательно в письменном виде, в адрес организации, проводящей СОУТ. Обычно регламент согласования отчета СОУТ указан в договоре на проведение СОУТ, который вы заключили с организацией, проводящей у вас работы. Прямого указания о сроках утверждения отчета в законодательстве нет. Вы ограничены только сроками проведения предыдущей СОУТ и законодательно установленной периодичностью — не реже одного раза в пять лет (за исключением задекларированных рабочих мест — не позднее чем через 10 лет). То есть если вы провели специальную оценку и утвердили отчет 1 марта 2015 года, то следующая СОУТ должна быть утверждена до 1 марта 2020 года. При этом провести вы ее можете в январе 2020 года, а утвердить отчет 1 марта. Но при этом нужно учитывать актуальность полученных результатов на момент утверждения отчета по СОУТ.

Почему может быть удобно провести СОУТ заранее, а утвердить отчет, когда вам удобно? Например, по финансовым соображениям: конец года, перераспределение средств, сезонность проведения работ и т. д. Кроме того, у вас будет время подготовиться. Вашим кадровикам и бухгалтерам не придется готовить документацию, начислять «внезапно появившиеся» льготы и компенсации, выискивать средства на выполнение перечня мероприятий и прочее в авральном режиме. Вы сами сможете подготовиться к возможной дополнительной финансовой нагрузке и, в случае необходимости, скорректировать те или иные процессы на предприятии, оптимизировать расходы.

С даты утверждения отчета СОУТ работники имеют право на положенные им льготы и компенсации (письмо Минтруда и социальной защиты РФ от 26.03.2014 № 17-3/10/В-1579).

2. Отправить копию титульного листа организации, проводившей СОУТ.

Согласно Федеральному закону № 426-ФЗ с 01.05.2016 «работодатель в течение 3 (трех) рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда обязан уведомить об этом организацию, проводившую специальную оценку условий труда, любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтверждения факта такого уведомления, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета о проведении специальной оценки условий труда…».

Здесь важно два момента. Первый: копию титульного листа либо уведомление об утверждении отчета необходимо отправить в течение трех рабочих дней. Дело в том, что организация, проводящая СОУТ, обязана загрузить всю информацию о проведенной 175 в единую информационную базу в течение 10 рабочих дней с даты утверждения отчета. Если не загрузить отчет или загрузить его с нарушением установленного срока, то данный факт является очевидным нарушением и влечет за собой привлечение организации, проводящей СОУТ, к административной ответственности с наложением штрафа. В такой ситуации организация, проводящая СОУТ, должна доказать отсутствие своей вины в случае непредставленного заказчиком отчета либо несвоевременно представленного отчета. При этом штраф налагается на организацию-заказчика.

Второй момент: письменное доказательство того, что вы уведомили организацию, проводящую СОУТ, о факте подписания отчета. Если вы отправляете копию титульного листа по электронной почте, то убедитесь, что, во-первых, она получена адресатом и, во-вторых, что это официальная почта предприятия, а не личная почта ответственного сотрудника, после увольнения которого вы не будете иметь к ней доступ. Если отвозите титульный лист лично, то зарегистрируйте его и поставьте отметку, подтверждающую его вручение.

Не рекомендуем отправлять копию титульного листа почтой, даже с уведомлением. К сожалению, нередки случаи утери или возврата почтового отправления. Если всё же срок упущен или вы не можете доказать факт уведомления, то рекомендуем обратиться в организацию, проводившую вам СОУТ, чтобы совместно выработать решение, которое минимизирует возможные риски.

3. Подать декларацию в трудовую инспекцию при ее наличии.

В предыдущей статье журнала «Социальное партнерство. Практика региона» (№ 3—4 (45—46), стр. 79) мы уже говорили о том, что на практике проект декларации обычно составляет организация, проводящая СОУТ. При наличии декларируемых рабочих мест декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда подается работодателем в течение 30 рабочих дней с даты утверждения отчета.

Для этого вам необходимо просмотреть на соответствие закону проект декларации, переданный вам, либо самостоятельно составить декларацию, ссылаясь на заключение эксперта. Утвердить ее в двух экземплярах, поставить подпись руководителя организации и печать, приложить к одному экземпляру копию утвержденного титульного листа.

Затем необходимо подать декларацию в трудовую инспекцию. Обращаем ваше внимание, что декларация подается по месту осуществления деятельности организации-работодателя.

Способы подачи декларации.

  • Подать ее лично (рекомендуем). В Красноярске это можно сделать по адресу: 660059, г. Красноярск, ул. Семафорная, 433/2, 4-й этаж, приемная, тел. 228-87-19 (доп. 416).
  • Направить ее почтовым отправлением (с описью вложения и уведомлением о вручении) в адрес ГИТ.
  • Подать с помощью ЭЦП через информационный ресурс: https://declaration.rostrud.ru.

После личной подачи у вас должен остаться экземпляр декларации с отметкой о получении ГИТ и датой. Декларацию необходимо приложить к отчету и хранить вместе с ним.

Что делать, если не подали декларацию? Вопрос сложный и неоднозначный. Если возможно, то нужно переутвердить отчет по СОУТ новой датой. Если организация, проводившая СОУТ, уже загрузила ваш отчет в единую информационную систему, то переутвердить отчет снова нельзя.

Подать декларацию с нарушением сроков — значит автоматически попасть в поле зрения ГИТ. В этом случае решать вам на свой страх и риск: подавать ее с нарушением срока или провести следующую СОУТ через 5, а не 10 лет.

Если вы поторопились и подали декларацию в ГИТ, считая это приоритетной задачей, и при этом не уведомили организацию, проводившую СОУТ, об утверждении отчета, рекомендуем как можно скорее обратиться в организацию, проводившую у вас специальную оценку, для совместного решения вопроса.

Сотрудники ГИТ декларацию принимают, проверяют, обрабатывают и размещают в Реестре деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Срок внесения сведений в реестр деклараций — в течение трех месяцев с даты подачи в Государственную инспекцию труда. Посмотреть декларации можно на сайте Федеральной службы по труду и занятости РОСТРУД: https://declaration.rostrud.ru. В строке «Реестр деклараций» необходимо вписать свой ИНН, регион — ГИТ в Красноярском крае (для Красноярского края). Если вы по истечении срока не можете найти ее в реестре, то обратитесь в ГИТ, куда она была подана.

4. Ознакомить работников с результатами СОУТ.

После утверждения отчета «работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем 30 (тридцать) календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха» (ФЗ № 426-ФЗ от 01.05.2016). Обратите внимание, что знакомить работников с картами СОУТ необходимо после утверждения отчета. Вновь принятые работники знакомятся с картами СОУТ в день приема на работу.

В картах СОУТ предусмотрено внесение СНИЛС работников в ходе проведения СОУТ. В связи с тем, что СНИЛС — это персональные данные, дописывать их вручную для вновь принятых работников, тем более рядом с фамилией подписанта, не нужно.

5. Разместить на сайте результаты СОУТ.

При наличии у организации официального интернет-сайта (ч. 6 ст. 15 ФЗ № 426-ФЗ) в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета работодатель обязан разместить сводные данные о результатах оценки, а именно:

— установленные классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (например, копия сводной ведомости);

— перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников (при наличии).

Применять результаты СОУТ.

При наличии у вас перечня мероприятий по улучшению условий труда работников вам необходимо его заполнить (обозначить ответственных, сроки выполнения и т. д.) и выполнить его в определенные вами сроки. На этапе оформления и согласования СОУТ вы всегда можете добавить необходимые именно вам мероприятия. Помните, что организация, проводящая СОУТ, не знает организацию вашего производственного процесса лучше вас.

Отчитаться в ФСС о проведенной оценке (пп. 18 п. 2 ст. 17 ФЗ от 24.07.1998 № 125-ФЗ). При подаче отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по форме 4 сведения о результатах специальной оценки отражаются в соответствующей таблице этой формы. Вам просто необходимо перенести информацию из сводной ведомости в таблицу. Установить льготную пенсию при наличии. Если по результатам СОУТ у ваших работников установлено льготное пенсионное обеспечение, то вам необходимо отправить списки льготников в Пенсионный фонд и установить дополнительные отчисления в него на таких работников либо перестать платить доптариф для работников, кому льготная пенсия была отменена по результатам СОУТ.

Назначить льготы и компенсации для тех работников, кому они положены (дополнительная оплата труда, дополнительный отпуск, сокращенная продолжительность рабочего дня, лечебно-профилактическое питание, льготное пенсионное обеспечение, медицинские осмотры, средства индивидуальной защиты).

ДЕЙСТВИЯ ОТДЕЛА КАДРОВ ДО И ПОСЛЕ СОУТ

Ольга МОНИД, начальник отдела сервисного обслуживания по документационному обеспечению работы с персоналом группы компаний «Сфера труда 24»:

— Работа по проведению СОУТ должна начинаться еще задолго до прихода экспертов. Эксперт — это человек со стороны, которой всей «кухни» организации не знает, он будет работать с тем, что ему предоставят, что покажут. Как правильно подготовиться к СОУТ, чтобы получить максимум пользы от данной процедуры, не просто исполнить требование федерального закона, но и развернуть его в свою пользу?

Внутреннюю работу по подготовке к проведению СОУТ целесообразно поделить на два блока: подготовка к проведению и работа с результатами. Первое, с чего нужно начать, — это пересмотреть штатное расписание. Наименование должностей сверить с ЕТКС, КС, профессиональными стандартами, особое внимание уделить льготным спискам. Если выполняемые трудовые функции содержатся в последних, то вольное толкование, в соответствии со статьей 57 ТК РФ, допускаться не должно. Далее — конкретизировать трудовые действия в должностных инструкциях.

После качественной проработки первых двух вопросов, помимо решения основной задачи — подготовка к СОУТ, — уйдут задвоенные функции, за счет этого существенно улучшится производительность, выстроится структура подчиненности. Если профессия льготная или некоторые трудовые действия выполняются в очевидно вредных условиях, в рабочей инструкции желательно отразить максимальное время работы в этих условиях. Важно продумать на перспективу, какие функции могут быть вменены работнику, и отразить их в инструкции. Ведь при приеме на работу работник знакомится с локальными нормативными актами, в том числе и со своими обязанностями, подписывая трудовой договор, соглашается работать в предложенных условиях. А вменение в процессе трудовой деятельности дополнительных обязанностей сверх предусмотренных инструкцией, с которой работник знакомился при приеме, может оформляться только с согласия работника за дополнительную оплату, а если она будет предусматривать работу на другом оборудовании или при использовании других инструментов, то придется и внеплановую спецоценку проводить. Только детально проработанный документ сможет принести пользу работодателю.

После завершения этого этапа можно приступать к процессу проведения СОУТ. Члены комиссии должны предусмотреть, что после подписания отчета о результатах СОУТ работники будут иметь право на гарантии и компенсации с первого дня, поэтому дату подписания отчета не нужно ставить бездумно. Довести сведения до бухгалтерии, до специалистов кадровой службы, чтобы было достаточно времени подготовить новые проекты локальных нормативных актов, штатное расписание, подготовить проекты соглашений с работниками.

Кодексом предусмотрены минимальные границы гарантий и компенсаций. Когда мы знаем, какие классы условий труда будут у наших работников, нужно определить, какие гарантии установить по каждой профессии; работодатель за счет собственных средств при желании может установить повышенные размеры. Это должно найти отражение в локальных нормативных актах (зачастую в Правилах внутреннего трудового распорядка) и штатном расписании.

Но работодателям, которые ранее проводили аттестацию рабочих мест и теперь проводят СОУТ, важно учитывать нормы статьи 15 ФЗ № 421-ФЗ. Статья довольно неоднозначна и по-разному трактуется юристами. В статье речь идет о гарантиях и компенсациях, которые были назначены до вступления в силу данного Федерального закона (до 01.01.2014), о том, что при сохранении таких же условий труда гарантии и компенсации работнику снижены быть не могут: «При реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер».

Например, проведена АРМ в 2013 году. Электро-газосварщику установлен класс условий труда 3.2 степени; по действующему тогда постановлению № 870 установлены доплата, дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день. Затем в 2018 году принято решение о проведении СОУТ на данном рабочем месте, установлен класс 3.1 степени. По действующему законодательству положено только 4 %, но в данном случае включается как раз статья 15. Условия труда как были вредными, так вредными и остались, значит, снимать с работника дополнительный отпуск и убирать сокращенный рабочий день работодатель не имеет права. Но если на место электросварщика пришел новый специалист, принятый после 01.01.2014, статья на него не распространяется. По факту будут работать два электрогазосварщика с разными компенсационными выплатами. И нарушения законодательства и дискриминации тут нет. Однако работники между собой общаются, и может возникнуть некая напряженность, потому что один работает 40 часов в неделю, другой 36 и получает на 4 % больше, да еще и отдыхает на семь дней дольше.

Когда с размером гарантий и компенсаций определились, утвердили штатное расписание, проекты соглашений с работниками подготовили, можно утверждать отчет и вводить в действие, знакомить работников в течение 30 дней с картами СОУТ под роспись.

Важно то, что изменения условий труда возможны не ранее двух месяцев со дня утверждения отчета (ст. 74 ТК РФ — изменение организационных или технологических условий труда), а установление — со дня вступления в силу результатов СОУТ.

Если работник отказывается работать в новых условиях, ему можно предложить перевод на другую профессию с приемлемыми для него условиями труда, если таковые имеются. Если он и с этим предложением не согласен — увольнение по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора).

ДАННЫЕ СОУТ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ

Алина ЕРОФЕЕВА, начальник отдела сервисного обслуживания по охране труда группы компаний «Сфера труда 24»:

— На основании статьи 213 ТК РФ и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 № 302н, работодатель обязан обеспечить за счет собственных средств проведение медицинских осмотров отдельным категориям работников. Необходимую информацию о вредных и опасных производственных факторах, присутствующих на рабочих местах, можно получить из результатов СОУТ.

В карте СОУТ на каждом рабочем месте в строке 040 указывается наличие или отсутствие вредных и опасных производственных факторов, то есть оснований для проведения предварительных и периодических медицинских осмотров. Для того чтобы организовать проведение периодического медицинского осмотра работников, работодатель должен:

1. Составить и утвердить список контингента работников.

В списке контингента работников, подлежащих прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра, указывается:

– наименование профессии (должности) работника согласно штатному расписанию;

– наименование вредного производственного фактора (приложение 1 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 № 302н);

– наименование вида работ (приложение 2 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 № 302н).

2. Направить список контингента в Роспотребнадзор (в 10-дневной срок со дня утверждения направляется в территориальное отделение Роспотребнадзора по фактическому месту нахождения работодателя).

3. Разработать и утвердить поименные списки лиц, подлежащих медицинским осмотрам.

В поименных списках указывается:

– фамилия, имя, отчество, профессия (должность) работника, подлежащего периодическому медицинскому осмотру;

– наименование вредного производственного фактора или вида работы;

– наименование структурного подразделения работодателя (при наличии).

4. Выбрать медицинское учреждение и заключить договор на проведение медицинских осмотров.

У медицинского учреждения должна быть лицензия на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров.

5. Направить в медицинское учреждение поименные списки не позднее чем за два месяца до согласованной даты проведения медицинских осмотров.

6. Согласовать с медицинским учреждением календарный план проведения медицинских осмотров.

Медицинская организация в 10-дневный срок с момента получения от работодателя поименного списка (но не позднее чем за 14 дней до согласованной с работодателем датой начала проведения периодического осмотра) на основании указанного поименного списка составляет календарный план проведения периодического осмотра.

7. Ознакомить работников с календарным планом под роспись не позднее чем за 10 дней до начала медицинского осмотра.

8. Выдать направления под роспись работникам на медицинский осмотр и организовать учет выданных направлений.

9. Получить заключительный акт по результатам медицинского осмотра.

По итогам проведения осмотров медицинская организация не позднее чем через 30 дней после завершения периодического медицинского осмотра обобщает результаты проведенных периодических осмотров работников и совместно с территориальным

органом Роспотребнадзора и представителями работодателя составляет заключительный акт.

10. Выполнить рекомендации, указанные в заключительном акте.

Перед приемом на работу работника работодатель должен выдать направление под роспись принимаемому на работу работнику на предварительный медицинский осмотр, получить заключение о предварительном медицинском осмотре и, убедившись, что у кандидата нет противопоказаний к выполнению работ, заключить с ним трудовой договор.

Елена БРАТЧУН, руководитель группы компаний «Сфера труда 24»:

— В настоящее время государственными инспекторами труда плановые проверки проводятся по проверочным листам, которые содержат список контрольных вопросов. Формы проверочных листов утверждены приказом Федеральной службы по труду и занятости от 10 ноября 2017 года № 655. Если в вашей организации проведена СОУТ, то настоятельно рекомендуем вам в целях самоконтроля провести оценку соответствия соблюдения требований законодательства по проведению СОУТ (проверочный лист № 21).

СОУТ — это процесс, охватывающий деятельность вашего предприятия намного шире, чем может показаться на первый взгляд. И грамотное внедрение СОУТ поможет вам избежать ряда вопросов контрольно-надзорных органов в случае необходимости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *