Что является негативным последствием тенденции роста прибыли
Перейти к содержимому

Что является негативным последствием тенденции роста прибыли

  • автор:

НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

КРИЗИС / ИНФЛЯЦИЯ / НЕСТАБИЛЬНОСТЬ / АНТИИНФЛЯЦИОННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ / РЕГУЛИРОВАНИЕ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ / ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / CRISIS / INFLATION / INSTABILITY / ANTI-INFLATIONARY STATE MEASURES / CRISIS MANAGEMENT / FINANCIAL STABILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Давитиани К.И.

В данной статье исследована проблема негативных последствий инфляции для предприятий и пути их преодоления. В статье рассмотрены понятие, виды инфляции , влияние инфляции на экономический рост. В статье также представлены основные методы антиинфляционных государственных мер .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Давитиани К.И.

СУЩНОСТЬ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
Инфляция, антиинфляционная политика и налоги: теория и практика
Инфляция и методы ее регулирования
Эконометрическое моделирование инфляционных процессов в Казахстане
Влияние инфляции на устойчивое развитие промышленных предприятий. Инфляционная матрица
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEGATIVE CONSEQUENCES OF INFLATION FOR ENTERPRISES AND WAYS TO OVERCOME THEM

This article explores the problem of the negative effects of inflation on enterprises and ways to overcome them. The article considers the concept, types of inflation , the impact of inflation on economic growth. The article also presents the main methods of anti-inflationary government measures.

Текст научной работы на тему «НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ»

Давитиани К.И. студент магистратуры направление 38.04.02 «Управление финансами и международным бизнесом» Московский педагогический государственный университет

Россия, г. Москва

НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Аннотация: В данной статье исследована проблема негативных последствий инфляции для предприятий и пути их преодоления. В статье рассмотрены понятие, виды инфляции, влияние инфляции на экономический рост. В статье также представлены основные методы антиинфляционных государственных мер.

Ключевые слова: кризис, инфляция, нестабильность, антиинфляционные государственные меры, регулирование кризисных ситуаций, финансовая устойчивость, антикризисное управление.

Davitiani K.I. master’s degree student Direction 38.04.02 «Financial and International

Business Management» Moscow State Pedagogical University

NEGATIVE CONSEQUENCES OF INFLATION FOR ENTERPRISES AND WAYS TO OVERCOME THEM

Annotation: This article explores the problem of the negative effects of inflation on enterprises and ways to overcome them. The article considers the concept, types of inflation, the impact of inflation on economic growth. The article also presents the main methods of anti-inflationary government measures.

Key words: crisis, inflation, instability, anti-inflationary state measures, crisis management, financial stability, crisis management.

Инфляция — это явление, проникающее во все сферы экономической жизни, и непременно разрушающее ее. Инфляция негативно влияет на развитие и финансовое положение многих предприятий, отрицательно влияет на конкурентоспособность, систему оплаты труда, приводит к значительному снижению производительности предприятия, негативно отражается на эффективности системы управления предприятием.

От инфляции также страдают рыночная экономика, финансовый рынок, различные производства, государство и люди. В результате обесценивания денег происходит нарушение пропорций между ценами

товаров и услуг, происходит перераспределение доходов. Инфляция одна из наиболее серьезных проблем развития современной экономики во многих странах мира, инфляция характерна экономикам промышленно развитых стран, а также любой рыночной и переходной экономикам.

Инфляция — это достаточно сложное социально-экономическое явление. Причины, формы, следствия инфляции изменялись на протяжении столетий и связаны с изменением типов ценообразования и форм собственности. Только сущность инфляции — обесценивание денег всегда оставалась неизменной.

Инфляция и в настоящее время остается одним из самых опасных и болезненных процессов, который пагубно влияет на денежную, финансовую и экономическую систему.

Проблема инфляции занимает одно из основных мест в экономической науке, так как ее показатели и последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны.

В настоящее время эта проблема широко обсуждается в средствах массовой информации.

Актуальность данной темы определяется необходимостью выяснения причин, сущности и механизма развития инфляции, ее основных направлений и особенностей в РФ, с учетом мирового опыта.

Целью данной статьи является изучение самого инфляционного процесса, сущности, причин возникновения и оценка антиинфляционной политики в России.

Основными задачами данной статьи являются:

— Изучение понятия инфляции, ее видов, показателей, причин возникновения и развития инфляции.

— Изучение негативных последствий инфляции и путей ее преодоления

— Рассмотрение особенностей инфляционных процессов в РФ.

— Изучение последствий инфляции, ее влияния на экономику России.

Объект исследования — инфляционный процесс.

Предмет исследования — процесс развития инфляции и воздействие антиинфляционных государственных мер на инфляцию.

Негативные последствия инфляции для предприятий и пути их

Инфляция негативно влияет на благосостояние людей и в следствии чего на их покупательскую способность и тем самым на работу и прибыльность многих предприятий, нанося значительный ущерб экономике страны.

На данный момент времени у многих предприятий наблюдается значительное понижение многих показателей эффективной деятельности, и одной из причин данного понижения является — инфляция. Инфляция негативно влияет на финансовое положение, конкурентоспособность, систему оплаты труда, а также приводит к значительному снижению производительности предприятия.

Практически все формы инфляции имеют значительные социальные и экономические последствия для многих хозяйственных субъектов. Данные последствия достаточно разнообразны и сложны. Ее медленные темпы содействуют повышению уровня цен и нормы прибыли, являясь фактором временного оживления конъюнктуры. Инфляция может стать серьезным препятствием для воспроизводства, обострить социальную и экономическую напряженность в обществе.

Инфляция причиняет серьезный экономический ущерб, как малому бизнесу, так и крупным корпорациям — галопирующая инфляция, из-за неопределенности рыночной конъюнктуры, также инфляция затрудняет проведение результативной макроэкономической политики. К тому же неравномерное увеличение роста уровня цен усиливает нарушение пропорций между отраслями экономики, искажает структуру потребительского спроса. Свою главную роль в рыночном хозяйстве перестает выполнять цена, то есть она больше не является объективным информационным сигналом. Инфляция нарушает функционирование денежно-кредитной системы.

Инфляция влияет на распределение дохода, вместе с повышением уровня цен повышаются абсолютные размеры получаемого дохода.

Реальный доход — это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальный доход.

Номинальный доход — это та сумма денег, которую получает человек в виде заработной платы, пенсий, пособий и т. д.

На начальной стадии развития инфляции несут потери от снижения реальных доходов лица, имеющие фиксированные доходы — пенсии, стипендии, пособия и т. п. Данные виды дохода обесцениваются на ранних стадиях инфляционного процесса.

На следующем этапе обесценение затрагивает заработные платы, растущие гораздо медленнее, чем цены. В следствие чего сокращается мотивация к труду. Рабочая сила, пытаясь сохранить прежний уровень жизни, перемещается в более доходные сектора экономики, а происходящее в результате сокращения реального производства стимулирует дальнейшее увеличение роста уровня цен1.

На данном этапе инфляции критической точки достигают средние и мелкие фирмы, которые уступают крупным фирмам в применяемых технологиях, качестве оборудования, организации труда и т. д. Для снижения потерь от инфляции, фирмы вынуждены повышать запасы сырья и материалов «впрок», а растущие цены постепенно «съедают» оборотные средства предприятий. В результате чего происходит материализация денежных средств, то есть капитал перетекает из денежной формы в товарную.

На следующей стадии развития инфляции критической точки достигает и государство. Государство увеличивает объем эмиссии денег,

1 Дроздов В. Критика буржуазных теорий регулирования денежной системы капитализма. М., 1972.

чтобы финансировать увеличивающиеся расходы. Дополнительный выпуск денег позволяет государству осуществлять необходимые платежи, но возрастающая денежная масса ускоряет темпы инфляции. Государство вынуждено осуществлять дальнейший выпуск денег, раскручивая инфляционную спираль.

Также инфляция влияет на накопление, обесценение идет одновременно по двум направлениям: снижение доходности реального денежного капитала и его уменьшение. Обесценение вкладов на начальных стадиях инфляции незначительно, но чем выше уровень инфляции, тем меньше услуг и товаров можно приобрести на деньги, находящиеся на вкладе.2

До тех пор, пока ставка процента по вкладам выше темпа роста уровня цен, доходность сбережений сохраняется. Сбережения приносят доход, который постепенно становится все ниже и ниже. Если ставка процента становится меньше темпа роста уровня цен (отрицательной), то сбережения утрачивают смысл. Чем выше уровень инфляции, тем сильнее «бегство от денег», которое, усиливает рост цен.

С развитием инфляции вкладчики ищут средства защиты сбережений в виде покупки иностранной валюты, ценных бумаг, товаров долговременного пользования, таких как антиквариат, драгоценности, недвижимость, предметы искусства и т.д. Но не все могут приобретать данные товары. Основная часть населения уменьшает свои сбережения, обеспечив ими финансирование потребления. Оставшиеся средства идут на покупку валюты. В итоге накопления идут в пользу социальных групп, у которых повышается доход вместе с ростом цен. Накопления принимают товарно-материальную форму.

Наряду с изменениями в структуре накопления также происходит и изменение структуры кредита. Инфляция делает выгодным представление кредита для должника, но не выгодным для кредитора. Повышение уровня цен сокращает долю долгосрочных и среднесрочных кредитов.

Осуществление долгосрочных вложений становится достаточно рискованным. Происходят изменения в структуре инвестиций: они перемещаются из сферы производства в сферу торговли и на финансовые рынки. Постепенное снижение уровня инвестиций приводит к росту издержек и старению оборудования.

Влияние инфляции на экономический рост.

Как уже говорилось, высокая инфляция пагубно действует на экономику. А про влияние на экономический рост небольшого прироста уровня цен существует несколько точек зрения.

Кейнсианская теория — ее последователи считают, что слабая инфляция стимулирует развитие экономики. Постоянное медленное повышение уровня цен обеспечивает фирмам получение дополнительной прибыли, и они будут заинтересованы в расширении производства и

2 Экономика. Под редакцией Р. Дорнбуш, С. Фишера, Р. Шмалензи. «Дело» (1994 г.)

осуществлении инвестиций. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока в экономике будут существовать неиспользованные ресурсы, а рост уровня цен будет относительно небольшим.

Представители направления неоклассической теории, в отличие от последователей Кейнса считают, что даже незначительная инфляция отрицательно влияет на развитие экономики. Во-первых, повышение цен приведет к замедлению темпа роста вкладов, а вскоре и к их уменьшению. Во-вторых, рост уровня цен тормозит темп инвестиционного процесса. Сбыт продукции в условиях повышения цен становится неопределенным, и расширение производства становится бессмысленным.

Истинность той или другой точки зрения эмпирически не подтверждена. Можно признать, что при уровне инфляции до 5% в год происходит экономический рост. Инфляция выше этого уровня негативно влияет на экономику.3

Движение в негативную сторону платежного баланса страны или чистого экспорта является еще одним отрицательным последствием инфляции.

Систематизируем экономические последствия инфляции и подведем итог. Итак, возникают следующие экономические последствия инфляции:

— перераспределение доходов и богатства;

— отставание цен государственных предприятий от рыночных;

— скрытая государственная конфискация денежных средств через налоги;

— ускоренная материализация денежных средств;

— падение реального процента;

— обратная пропорциональность темпа инфляции и уровня безработицы.

Первое — перераспределение доходов и богатства.

При инфляции невыгодно давать в долг надолго не только по фиксированной ставке, но и даже по нарастающей. Если давать в долг под очень высокий процент нарастания, то подобные ссуды, скорее всего никто не возьмет по причине непредсказуемости инфляции. Чем быстрее и неожиданнее, по отношению друг к другу повышаются цены, тем лучше для одних и хуже для других.

Второе последствие инфляции — отставание цен государственных предприятий от рыночных цен. В государственном (регулируемом) секторе рыночной экономики цены товаров и издержек производства пересматриваются дольше, чем в частном секторе.

Третье последствие — скрытая государственная конфискация денежных средств через налоги. В данной ситуации прогрессивное налогообложение по мере роста уровня инфляции автоматически зачисляет различные виды бизнеса и социальные группы в более доходные или состоятельные, не разбирая: вырос ли доход реально или только номинально. Что позволяет

3 Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978.

правительству собирать возрастающую сумму налогов без принятия новых налоговых законов и ставок. Отношение бизнеса и населения к правительству, следственно, ухудшается.

Четвертое последствие несбалансированной инфляции — ускоренная материализация денежных средств. Население и корпорации стремятся материализовать свои обесценивающиеся денежные запасы. Фирмы начинают разрабатывать планы по активизации использования денежных ресурсов. Отрицательным здесь является то, что стимулируется плохо продуманный, поспешный и чрезмерный темп накопления материальных запасов впрок. Дефицит нарастает параллельно с «затовариванием» складских помещений организаций и предприятий, захламлением квартир населения.

Пятое последствие — падение реального процента. Цены — это главный индикатор рыночной экономики. Ценовая информация — главная для бизнеса. В ходе инфляции цены постоянно меняются, продавцы и покупатели товаров все чаще ошибаются в выборе оптимальной цены. Уверенность в будущих доходах падает, снижается активность бизнеса, население утрачивает экономические стимулы.

Шестое последствие инфляции — обратная пропорциональность темпа инфляции и уровня безработицы, то есть реальная денежная процентная ставка уменьшается на величину ежегодного процента повышения уровня инфляции. Рост инфляции всегда сочетается с высокой, хотя и неполной занятостью, и большим объемом национального производства. 4 Антиинфляционные государственные меры

Отрицательные экономические и социальные последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Экономисты пытаются найти ответ на такой вопрос, нужно ли принимать радикальные меры в борьбе с инфляцией или все же нужно адаптироваться к ней. Во многих странах эта дилемма решается с помощью ряда комплекса специфических обстоятельств.

Например, в Англии и США задача борьбы с инфляцией ставится на государственный уровень, а некоторые другие страны разрабатывают комплекс адаптационных мер.

Если дать оценку антиинфляционной политике, то в ней можно выделить два подхода. При первом подходе предусматривается активная бюджетная политика, которую разрабатывают представители современного кейнсианства.

При избыточном спросе государство повышает налоги и ограничивает уровень своих расходов. В ходе чего снижаются темпы инфляции, и сокращается спрос на товары. Вместе с этим ограничивается и рост производства, что в итоге может привести к кризисным явлениям в экономике и общему увеличению уровня безработицы. Такова для общества цена сдерживания инфляции.

4 Браунинг П. Современные экономические теории — буржуазные концепции. М., 1987.

Для расширения спроса в условиях спада проводится бюджетная политика. Если спрос небольшой, то проводятся программы государственных капиталовложений и понижения уровня налогов. Невысокие налоги устанавливаются в первую очередь для получателей небольших и средних доходов, которые обычно реализуют выгоду. Таким образом, происходит расширение на спрос товаров и услуг. Тем не менее, стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-е и 70-е гг., может усилить инфляцию.

При втором подходе на первый план выходит денежно-кредитное регулирование, которое косвенно и гибко воздействует на экономическую ситуацию, этот подход рекомендуется экономистами неоклассического направления. Данный вид регулирования проводится Центральным банком, изменяющим ставки ссудного процента и количество денег в обращении, тем самым воздействуя на экономику. Другими словами, эти экономисты считают, что для ограничения платежеспособного спроса государство должно проводить дефляционные мероприятия, так как искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы и стимулирование экономического роста может привести к потере контроля над инфляцией.

Поскольку в современной рыночной экономике нельзя устранить все факторы инфляции, такие как бюджетный дефицит, диспропорции в народном хозяйстве, монополии, инфляционные ожидания предпринимателей и населения, она считается инфляционной по своему характеру.

Вследствие этого очевидно, что полностью ликвидировать инфляцию невозможно. Возможно, по этой причине многие государства ставят перед собой цель сделать ее контролируемой, умеренной, не допустить ее разрушительных масштабов.

Целесообразность сочетания краткосрочной и долговременной политики показывает опыт проведения антиинфляционных мероприятий в западных странах.

Можно сделать вывод, что практически все формы инфляции имеют значительные социальные и экономические последствия для многих стран. Эти последствия достаточно разнообразны и вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Искать определенные пути преодоления инфляции.

1. Браунинг П. Современные экономические теории — буржуазные концепции. М., 1987.

2. Дроздов В. Критика буржуазных теорий регулирования денежной системы капитализма. М., 1972.

3. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978.

4. Экономика. Под редакцией Р. Дорнбуш, С. Фишера, Р. Шмалензи. «Дело» (1994 г.)

Плюсы и минусы повышения МРОТ

Повышение минимального размера оплаты труда может приводить как к позитивным, так и к негативным последствиям. Для оценки возможных вариантов развития ситуации в России исследователи НИУ ВШЭ провели систематический обзор научной литературы, посвященной оценке оценке влияния таких изменений на уровни бедности и неравенства доходов.

Плюсы и минусы повышения МРОТ

В России в последние годы ускоренными темпами повышают минимальный размер оплаты труда — МРОТ. Если на 1 января 2018 года он составлял 9 489 рублей, то в 2021 году — уже 12 792 рубля. В прошлом, 2022 году, он вырос дважды: 1 января до 13 890 рублей и 1 июня до 15 279 рублей. С 1 января 2023 года МРОТ равен 16 242 рублям. А с 1 января 2024 года его планируется снова значительно повысить — на 18,5%, до 19 242 рублей.

Теоретически, повышение МРОТ может приводить как к позитивным, так и к негативным последствиям. Среди первых — рост доходов населения и привлекательности отдельных рабочих мест, сокращение бедности и доходного неравенства. Негативными последствиями могут стать увольнения сотрудников, рост безработицы, расширение теневого сектора экономики — если работодатели, не желая соблюдать новые требования, начнут переводить работников на неформальные условия занятости. В таком случае положительного влияния на уровень доходов и бедность населения может и не быть.

Для оценки возможных вариантов развития ситуации исследователи НИУ ВШЭ под руководством заведующей Центром комплексных исследований социальной политики Оксаны Синявской провели систематический обзор научной литературы, посвященной оценке влияния МРОТ (в том числе его повышения) на бедность и неравенство доходов.

Как МРОТ влияет на доходы и бедность в разных странах

Обзор охватывает работы по развитым и развивающимся странам, среди которых Россия, Германия, Великобритания, Канада, Мексика, Бразилия, Австралия, Индонезия, Вьетнам и другие. Значительная доля исследований, посвященных взаимосвязи МРОТ и бедности, а также неравенства населения, приходится на США. Там минимальная зарплата была введена в 1938 году, а за прошедшие десятилетия было проведено множество лонгитюдных исследований по оценке ее влияния на уровень жизни.

Обобщение результатов научных работ показало: эффект влияния МРОТ на показатели бедности и доходов населения варьируется от незначимого до положительного. В частности, значимые положительные эффекты исследования фиксируют в России, Индонезии, Германии. При этом повышение МРОТ положительно влияет на доходы населения, но, как правило, не оказывает значимого эффекта на уровень бедности населения. Исключение составляют Вьетнам и Россия. Так, в России в период 2006–2011 годов 10-процентное увеличение МРОТ повлекло за собой снижение уровня абсолютной бедности на 0,74 п.п. [Kapelyuk, 2015]. Повышение МРОТ до 85% и 100% прожиточного минимума трудоспособного населения в январе и мае 2018 года привело к снижению уровня абсолютной бедности на 0,3–0,6 п.п. [Гришина, Кузнецова, 2018].

Большая часть рассмотренных эмпирических исследований доказывают, что повышение МРОТ снижает доходное и зарплатное неравенство населения. При этом введение и дальнейшее повышение МРОТ ожидаемо оказывает наибольшее влияние на зарплаты низкооплачиваемых работников — такие эффекты были обнаружены в отношении реформ, проведенных в Великобритании в 1999 году и в Германии в 2015 году.

Описанные результаты позволяют предположить, что новые повышения МРОТ в России также будут работать на снижение доходного неравенства и бедности населения. Темпы повышения, превышающие уровень годовой инфляции, помогут увеличить величину этих эффектов.

Также читайте

Создание цифрового банка инструментов и решений доказательной политики

Обзор данных о влиянии МРОТ на бедность и неравенство доходов проведен в рамках создания цифрового банка инструментов и решений доказательной политики, демоверсию которого в НИУ ВШЭ планируют запустить к 2025 году. Этот цифровой банк станет одним из результатов стратегического проекта «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста». В нем будут собраны материалы по различным мерам социальной политики и описаны доказанные эффекты от их введения в разных экономических условиях. К экспертизе мирового и российского опыта реализации программ в ключевых сферах социальной и экономической политики с 2022 года подключились Институт социальной политики, Институт образования, Институт «Центр развития», Экспертный институт и другие подразделения университета. В результате, как отмечает лидер проекта Лилия Овчарова, открытый цифровой банк станет библиотекой валидированных решений в области социальной политики, направленной на содействие инклюзивному экономическому росту.

Актуальность работы обусловлена вызовами для макроэкономической стабильности внутри России, возникающими в условиях санкционного давления. <. >Повышается роль социальной политики как поддержки наиболее уязвимых слоев населения, а также как инструмента сглаживания последствий негативных структурных изменений в экономике, создания условий для возобновления экономического роста на новой основе. Необходима разработка и актуализация инструментария для оценки эффектов мер социальной политики с точки зрения их влияния на показатели конъюнктурного и долгосрочного роста и макроэкономической стабильности с учетом инфляционных и бюджетных последствий проводимой политики, — комментирует Наталья Акиндинова, директор «Центра развития» НИУ ВШЭ.

  1. Kapelyuk S. The effect of minimum wage on poverty // Economics of Transition. 2015. Vol. 23(2). P. 389-423.
  2. Гришина Е.Е., Кузнецова П.О. Минимальная заработная плата как инструмент борьбы с бедностью: ожидаемые последствия реформы // Журнал НЭА. 2018. № 4(40). С. 137-156.

На экологии сказывается не столько рост численности населения, сколько рост доходов

Значительная доля выбросов парниковых газов приходится на транспорт.

К 2010 году численность населения мира составит почти 11 миллиардов человек. Беспрецедентные демографические изменения оказывают негативное влияние на экологию и приводят к экономическим и социальным проблемам. При этом они открывают и новые возможности.

Об этом говорится в новом докладе «Глобальный рост населения и устойчивое развитие», подготовленном Отделом народонаселения Департамента ООН по экономическим и социальным вопросам. Его авторы отмечают, что с 1950 года население Земли увеличилось более чем в три раза: примерно c 2,5 млрд в 1950 году до почти 7,9 млрд в 2021 году. К концу века численность населения мира достигнет 11 миллиардов человек.​​​​​​

Быстрый рост населения – закономерное явление

Эксперты ООН полагают, что такой стремительный рост населения связан с основной демографической тенденцией – снижением уровня смертности и рождаемости. Для многих стран этот переход уже завершился, и там население стареет, а если его численность и растет, то довольно медленно. Однако для ряда других государств демографические преобразования все еще находятся на ранней или промежуточной стадии, и они переживают резкий прирост населения и стремительную урбанизацию.​​​​​​

Успех или вызов?

Быстрый рост населения является результатом одного из величайших достижений социально-экономического прогресса – существенного увеличения средней продолжительности жизни человека благодаря развитию общественного здравоохранения, питания, личной гигиены и медицины. С другой стороны, это результат неспособности международного сообщества обеспечить людей во всем мире необходимыми знаниями и средствами для сознательного и ответственного решения относительно количества детей.

Быстрый рост населения является как причиной, так и следствием медленного прогресса в развитии. Эксперты опасаются, что стремительный прирост населения может подорвать устойчивое развитие, в частности достижение Целей в области устойчивого развития, особенно тех, которые связаны со здравоохранением, образованием и гендерным равенством.

Доступ к услугам по охране репродуктивного здоровья

Предоставление женщинам возможности решать, сколько детей они хотят иметь и когда, может помочь разорвать порочный круг бедности, которая передается от поколения к поколению. Расширение доступа к высококачественным услугам в области репродуктивного здоровья, в том числе к безопасным и эффективным методам планирования семьи, может способствовать снижению рождаемости и ускорению экономического и социального развития.

Снижение рождаемости, как полагают эксперты, может способствовать ускорению экономического роста. В странах с относительно высоким уровнем рождаемости инвестиции в образование и здравоохранение могут значительно усилить положительный, хотя и временный экономический эффект.

Последствия демографических изменений

Эксперты полагают, что увеличение доходов в большей степени способствует ухудшению состояния окружающей среды, чем рост населения. В этом контексте они призывают развитые страны быстрее продвигаться к нулевому уровню выбросов парниковых газов и реализации стратегий по устранению пагубного влияния деятельности человека на состояние окружающей среды.

По мнению экспертов, пришла пора пересмотреть методы производства и потребления продуктов питания с тем, чтобы прокормить растущее число населения мира и смягчить ущерб окружающей среде.

Характеристика состояния и тенденции развития теневой экономики России на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулик Юрий Павлович

В последние годы в России наметилась негативная тенденция развития теневой экономики , проявляющаяся в уходе от налогов, оттоке финансового капитала за рубеж, ведении двойной бухгалтерии предпринимательскими структурами, челночной торговли, скрытой безработице, росте коррупции , торговле наркотическими веществами и оружием. Теневые экономические отношения являются локомотивом коррупционной деятельности, которая, в свою очередь, создает благоприятные условия для развития и функционирования теневой экономики . Масштабность теневого сегмента напрямую зависит от коррумпированности органов государственного управления и власти. Теневые отношения способствуют формированию коррупционной составляющей в сферах политики и экономики, в которых они получают наибольшее распространение. При этом коррупция способствует развитию новых видов и форм теневого сегмента, а также находит и расширяет сферы их обоюдного распространения. В работе обоснована взаимосвязь между теневой экономикой и коррупцией: теневая экономика выступает финансовой основой коррупционной деятельности, а коррупция финансовой основой теневой деятельности. Рост коррупции и теневой экономики в современных условиях выступают ключевой угрозой экономической безопасности национальной экономики как внешние (снижение инвестиционной привлекательности России; снижение уровня конкурентоспособности страны в международном пространстве; подрыв имиджа страны; политическая и экономическая изоляция государства), так и внутренней (экономические создание барьеров для развития малого и среднего бизнеса; низкоэффективное использование бюджетных средств; необоснованное распределение государственных заказов; рост цен; увеличение стоимости инвестиций и инвестиционных проектов; дифференциация населения; рост безработицы; обогащение олигархов; понижает эффективность государственного регулирования рынка; социальные рост социального напряжения в обществе; обнищание большей части населения; расслоение общества; рост недоверия к государственным органам у населения; упадок систем здравоохранения и образования; политические препятствие реализации правительственных программ; неспособность государства контролировать ситуацию; беззащитность граждан перед криминальными структурами; подрыв демократического устройства страны). Таким образом, стремительное развитие теневого сегмента и рост коррупции ведут к разрушению конкурентных механизмов, понижая эффективность рыночных механизмов, монополизации производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кулик Юрий Павлович

Теневая экономика и коррупция
Криминализация экономических отношений в России и ее влияние на экономическую безопасность страны
Теневая экономика и коррупция как формы проявления экономической преступности
О динамике теневой и коррупционной экономической активности в современной России

Экономические аспекты формирования эффективной государственной политики противодействия теневой экономике и коррупции

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHARACTERISTIC OF THE STATE AND TENDENCY OF DEVELOPMENT OF SHADOW ECONOMY OF RUSSIA AT THE PRESENT STAGE

In recent years the negative tendency of development of shadow economy shown in avoidance of taxes, outflow of the financial capital abroad, conducting double-entry bookkeeping by enterprise structures, shuttle trade, the hidden unemployment, corruption growth, trade in narcotic substances and the weapon is in Russia. The shadow economic relations are the engine of corruption activity which in turn creates favorable conditions for development and functioning of shadow economy . Scale of a shadow segment directly depends on corruption of state bodies and the power. The shadow relations promote formation of a corruption component in spheres of policy and economy in which they gain the greatest distribution. At the same time corruption promotes development of new types and forms of a shadow segment, and also finds and broadens spheres of their mutual distribution. In work the author justified the interrelation between shadow economy and corruption : the shadow economy acts as a financial basis of corruption activity, and corruption a financial basis of shadow activity. Growth of corruption and shadow economy in modern conditions act as key threat of economic security of national economy as external (decrease in investment appeal of Russia; decrease in level of competitiveness of the country in the international space; undermining image of the country; political and economic isolation of the state), and internal (economic creation of barriers to development of small and medium business; low effective use of budgetary funds; unreasonable distribution of the state orders; increase in prices; increase in cost of investments and investment projects; differentiation of the population; unemployment growth; enrichment of oligarchs; lowers efficiency of state regulation of the market; social growth of social tension in society; impoverishment of the most part of the population; stratification of society; growth of mistrust to government bodies at the population; decline of health systems and education; political an obstacle of implementation of government programs; inability of the state to control a situation; vulnerability of citizens to criminal structures; undermining democratic state system). Thus, prompt development of a shadow segment and growth of corruption conduct to destruction of competitive mechanisms, lowering efficiency of market mechanisms, production monopolizations.

Текст научной работы на тему «Характеристика состояния и тенденции развития теневой экономики России на современном этапе»

ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

КУЛИК ЮРИЙ ПАВЛОВИЧ ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: econom_404@mail.ru

В последние годы в России наметилась негативная тенденция развития теневой экономики, проявляющаяся в уходе от налогов, оттоке финансового капитала за рубеж, ведении двойной бухгалтерии предпринимательскими структурами, челночной торговли, скрытой безработице, росте коррупции, торговле наркотическими веществами и оружием. Теневые экономические отношения являются локомотивом коррупционной деятельности, которая, в свою очередь, создает благоприятные условия для развития и функционирования теневой экономики. Масштабность теневого сегмента напрямую зависит от коррумпированности органов государственного управления и власти. Теневые отношения способствуют формированию коррупционной составляющей в сферах политики и экономики, в которых они получают наибольшее распространение. При этом коррупция способствует развитию новых видов и форм теневого сегмента, а также находит и расширяет сферы их обоюдного распространения. В работе обоснована взаимосвязь между теневой экономикой и коррупцией: теневая экономика выступает финансовой основой коррупционной деятельности, а коррупция — финансовой основой теневой деятельности. Рост коррупции и теневой экономики в современных условиях выступают ключевой угрозой экономической безопасности национальной экономики как внешние (снижение инвестиционной привлекательности России; снижение уровня конкурентоспособности страны в международном пространстве; подрыв имиджа страны; политическая и экономическая изоляция государства), так и внутренней (экономические — создание барьеров для развития малого и среднего бизнеса; низкоэффективное использование бюджетных средств; необоснованное распределение государственных заказов; рост цен; увеличение стоимости инвестиций и инвестиционных проектов; дифференциация населения; рост безработицы; обогащение олигархов; понижает эффективность государственного регулирования рынка; социальные — рост социального напряжения в обществе; обнищание большей части населения; расслоение общества; рост недоверия к государственным органам у населения; упадок систем здравоохранения и образования; политические — препятствие реализации правительственных программ; неспособность государства контролировать ситуацию; беззащитность граждан перед криминальными структурами; подрыв демократического устройства страны). Таким образом, стремительное развитие теневого сегмента и рост коррупции ведут к разрушению конкурентных механизмов, понижая эффективность рыночных механизмов, монополизации производства.

Ключевые слова: теневая экономика, коррупция, экономическая безопасность

Развитие любого государства, характеристика его экономического состояния сопряжено и испытывает на себе воздействие неформальной и теневой экономики, а также коррупции. В соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, именно коррупция и теневая экономика названы ключевыми угрозами национальной безопасности, а, следовательно, и экономической безопасности. Еще в 2006 г. Президент РФ назвал коррупцию одним из ключевых препятствий развития национальной экономики [1].

Глобальный финансово-экономический кризис, нестабильность экономико-политического состояния ряда стран, военные конфликты на Украине и в Сирии, на сегодняшний день, актуализируют проблемы теневой экономики и коррупции как для

России, так и для большинства стран мира. В этих условиях отдельные разновидности теневой деятельности (коррупция, наркобизнес, финансирование терроризма) справедливо можно считать глобальными проблемами современности [2].

По данным Федеральной службы государственной статистики доля теневой экономики в России в 2013 г. составила 26 % ВВП, в которой было задействовано порядка 13 млн чел. (18 % активного населения страны), доход от деятельности которых составил примерно 7 трлн руб. В свою очередь, согласно данным Всемирного Банка в 2013 г., в Российской Федерации на теневую экономику приходилось около 48,6 % ВВП. Расхождения связаны с тем, что цифра Федеральной службы государственной статистики не включает

в себя доходы от незаконной деятельности, например, наркоторговли и контрафакта, сокрытие дополнительного источника от налогообложения, взятки и последующая их легализации через инвестиции, ценные бумаги. Для сравнения: во Франции уровень теневой экономики составляет 14,9 %, в Германии — 16,3 %. Наиболее «влиятельной» теневая экономика в Европе представляется в Италии (21 % ВВП), в Испании (19 %) и Португалии (19 %) [3].

Таким образом, наличие теневой экономики характерно сегодня для любой экономической системы, отличие лишь в масштабах распространения, которая является одной из главных угроз развитию экономики и экономической безопасности страны.

Особенность и уникальность российской теневой экономики связана с такими факторами, как уход от налогов, бегство капитала за рубеж, двойная бухгалтерия, челночная торговля, скрытая безработица, коррупция, торговля наркотиками и оружием.

Большая часть расходов, которая формирует цену на товар или услугу на теневом рынке, являются платой за риск, который несут владельцы запрещенных товаров на каждом этапе его движения. Действительно, для производства наркотических средств или для незаконной перепродажи оружия, похищения людей и прочего большие капиталовложения не нужны, они необходимы для обеспечения безопасности этой деятельности.

Учитывая тот факт, что в подпольной экономике создают товары и услуги, которые, несмотря на свой деструктивный характер, приобретаются за реальные денежные средства, это приводит к росту спроса на национальную валюту, ее удорожанию относительно других стран и, соответственно, к уменьшению чистого экспорта. При сокращении потребительских расходов на внутреннем рынке и экспортных возможностей предприятий легального сектора экономики будет происходить падение объемов производства, что приведет к следующим последствиям: рост уровня издержек в легальном секторе, инфляция, сокращение доходов населения и рост уровня безработицы. Последние два фактора будут провоцировать не только развитие теневых отношений, но и толкать людей в чисто уголовную сферу. Таким образом, будет воспроизводиться цепь: распространение криминальных отношений — уменьшение легального производства — уменьшение доходов населения и рост безработицы — рост криминализации общества. Рост криминализации экономики будет негативно влиять на потенциальных инве-

сторов и стимулировать отток капитала и наиболее интеллектуальной части населения из страны.

Перераспределение дохода в пользу криминального круга ведет к сосредоточению в его руках значительных финансовых ресурсов, которые в случае их легализации могут вкладываться в легальный бизнес. Как отмечают эксперты, легализованные финансовые ресурсы, как правило, инвестируются в высокодоходные легальные сферы экономики (например, в топливно-энергетический комплекс в России и в Украине, в строительный бизнес в Италии и в Германии). Следует отметить, что активы, которые приобретаются такими субъектами, достаточно часто занижены в цене в силу различных причин (рэкет, коррупция и т. п.), что ведет к прямым потерям для общества. Как правило, целью подобных инвестиций является не развитие этих отраслей, а создание политических и юридических основ для защиты источников доходов, получение максимального дохода за минимальный промежуток времени. Легализация денег происходит через круг банковских и посреднических структур, что провоцирует рост банковских процентов и трансак-ционных издержек в экономике.

Уголовные отношения также негативным образом отражаются на росте трансакционных издержек: криминальные поборы с субъектов рынка включаются в себестоимость продукции, что ведет к росту цен [4].

Необходимо также учитывать тот факт, что воспроизведение уголовных отношений происходит за счет самой молодой части населения, которая наиболее подвержена влиянию деструктивных последствий. Это ведет к уменьшению воспроизводства рабочей силы и деградации общественных сфер жизни в долгосрочном периоде.

Теневые экономические отношения являются локомотивом коррупционной деятельности, которая, в свою очередь, создает благоприятные условия для развития и функционирования теневой экономики. Масштабность теневого сегмента напрямую зависит от коррумпированности органов государственного управления и власти. Теневые отношения способствуют формированию коррупционной составляющей в сферах политики и экономики, в которых они получают наибольшее распространение. При этом коррупция способствует развитию новых видов и форм теневого сегмента, а также находит и расширяет сферы их обоюдного распространения.

Таким образом, теневая экономика выступает финансовой основой коррупционной деятельности, а коррупция — финансовой основой теневой деятельности [5].

Тесное переплетение экономических интересов органов государственной власти с теневым (криминальным) бизнесом ведет к разрушению конкурентных механизмов, понижая эффективность рыночных механизмов и монополизации производства, росту коррупции (рис. 1).

Коррупция — это сложное социально-экономическое явление, поэтому не существует четкого определения. Говоря о теневом сегменте национальной экономики и о ее проявлении в виде коррупции как угрозе экономической безопасности страны в первую очередь речь идет о государственной коррупции, в которой задействованы лица, находящиеся на государственной службе

Динамика роста фактов взяточ

либо выполняющие некоторые властные полномочия в результате делегирования ими власти от избирателей или каким-либо иным образом.

По оценкам экспертов, общая сумма взяток, выплачиваемая в течение года субъектами предпринимательства чиновникам, составляет 33,5 млрд долл. [6]. Количество выявленных фактов взяточничества имеет сохраняющуюся тенденцию роста, а в последние годя возрастает количество возбужденных уголовных дел и преступлений, уголовные дела по которым направлены в суд, а также количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности за взяточничество и посредничество при взяточничестве (табл. 1, рис. 2).

ства в России в 2009-2014 гг. [7]

Мероприятия по борьбе с коррупцией 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Выявление фактов взяточничества 13141 12012 10952 9758 11521 11893

Выявлено фактов взяточничества с установленными лицами 11228 10079 8975 7228 9993 10674

Преступления, уголовные дела по которым направлены в суд 6269 5797 5171 3772 6034 6909

За первое полугодие 2015 г. было выявлено 15525 преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (рост составил 28,1 %), из них фактов взяточничества 9861 (рост 59,9 %) [8].

Распространение теневого сектора экономики угрожает экономической безопасности страны, так как способствует изъятию части экономических ресурсов из официальной экономики, тем самым уменьшая ее возможности и результаты. Например, рост теневого сегмента на 1 % ведет к увеличению незаконного перемещения денежных средств на 7 %. За прошедшие 20 лет националь-

Мотивы вывоза час

ное хозяйство России потеряло порядка 211,5 млрд долл.

Огромную угрозу для экономической безопасности России представляют теневые процессы нелегального вывоза капитала. Одной из наиболее сложных проблем для страны за годы экономических преобразований можно считать проблему миграции капитала, в том числе его незаконную утечку Частный сектор продолжает экспортировать капитал преимущественно в форме его утечки, в формировании которой превалирует несанкционированная составляющая.

Основные мотивы вывоза капитала за границу представлены в таблице 2.

| капитала из России

Комплексная задача Конкретная цель

Развитие бизнеса, инвестиционные проекты — создание предсказуемых условий для инвестирования; — использование эффективных методов реализации контракта; — страхование от инфляции

Сбережения на случай кризиса (преследований) — отмывание денег; — сбережения «на черный день», на случай кризиса в России или наказания за нарушение закона

Минимизация риска предпринимательской деятельности — уход от коррупции, чиновничьего произвола, высокого риска и неопределенности

лоббирование экономических интересов отдельных лиц

переплетение экономических интересов государственных служащих и бизнес-структур

развитие теневой экономики

Экономические: Социальные: Политиче-

— создание барьеров — рост соци- ские:

для развития малого и ального напря- — препятст-

среднего бизнеса; жения в общест- вие реализации

— низкоэффективное ве; правительствен-

использование бюджет- — обнищание ных программ;

ных средств; большей части — неспособ-

— необоснованное рас- населения; ность государст-

пределение государствен- — расслоение ва контролиро-

ных заказов; общества; вать ситуацию;

— рост цен; — рост недо- — беззащит-

— увеличение стоимо- верия к государ- ность граждан

сти инвестиций и инве- ственным орга- перед крими-

стиционных проектов; нам у населения; нальными

— дифференциация на- — упадок сис- структурами;

селения; тем здравоохра- — подрыв де-

— рост безработицы; нения и образо- мократического

— обогащение олигар- вания устройства стра-

1. Снижение инвестиционной привлекательности России.

2. Снижение уровня конкурентоспособности страны в международном пространстве.

3. Подрыв имиджа страны.

4. Политическая и экономическая изоляция России

Рис. 1. Влияние коррупции на экономическую безопасность национальной экономики

Рис. 2. Динамика роста фактов взяточничества в России в 2009-2014 гг.

В последние годы наметилась положительная тенденция сокращения объемов нелегального оттока финансового капитала их страны, о чем свидетельствуют данные таблицы 3.

По итогам 2014 г. чистый вывоз капитала из России составил 154,1 млрд долл. Согласно обновленному макроэкономическому прогнозу Банка России в 2015-2018 гг., можно ожидать снижение оттока капитала с 90 млрд долл. до 55-65 млрд долл. Чистый вывоз капитала банками и предприятиями из России в первом полугодии 2015 г., по

оценке Центрального банка Российской Федерации, составил 52,5 млрд долл.

По прогнозам Министерства финансов РФ, в 2015 г. из России может уйти порядка 70-80 млрд долл. Данные показатели значительно ниже, чем оценки, которые были в начале 2015 г.: речь шла о сумме в 120-130 млрд долл. Стабилизация финансов в России позволяет существенно снизить прогнозы по оттоку капитала. Прогноз данных отчетов свидетельствуют о снижении объемов вывоза капитала благодаря укреплению курса рубля и минимальным выплатам по внешнему долгу.

Динамика оттока частного капитала из России с 2009 по I квартал 2015 г., млрд долл. США [9]

1 S s Банки Прочие секторы

Год Чистый ввоз/вывоз кап тала частным секторо (2+5) Чистый ввоз/ вывоз капитала (3-4) Чистое приобретение финансовых активов Чистое принятое обязательство Чистый ввоз/вывоз капитала (6-7-8) Чистое приобретение финансовых активов Чистое принятое обязательство «Чистые ошибки и пропуски» платежного баланса

1 2 3 4 5 6 7 8

2009 57,5 32,2 -10,0 -42,1 25,3 53,3 34,3 -6,4

2010 30,8 -15,9 1,7 17,6 46,7 62,9 25,4 -9,1

2011 81,4 23,9 31,8 7,8 57,4 107,7 58,9 -8,7

2012 53,9 -18,5 14,8 33,3 72,4 101,8 39,8 -10,4

2013 61,6 7,5 27,9 20,4 54,2 138,1 94,2 -10,3

2014 153,0 46,9 9,6 -37,3 106,1 112,9 0,7 6,1

I кв. 2015 32,5 14,1 -10,4 -24,5 18,4 8,7 -8,0 -1,7

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исключена задолженность по товарным поставкам на основе межправительственных соглашений

Статья «чистые ошибки и пропуски» в полном объеме отнесена к операциям прочих секторов. Имеется ввиду, что наибольшие сложности при составлении платежного баланса возникают в связи с учетом финансовых операций по этим секторам

Еще одной серьезной угрозой экономической безопасности национального хозяйства и политической стабильности любого государства является легализация доходов. Эта угроза проявляется в:

неспособности государства и общества бороться с легализацией преступных доходов, способствует обогащению групп людей и отдельных лиц за счет преступлений, тем самым делая преступную деятельность более привлекательной и экономически выгодной;

— использовании легализованных «грязных» денег не только для осуществления преступной деятельности, но и для инвестирования в наиболее пер-спектнвные виды экономической деятельности;

— расширении и укреплении экономической и технологической базы организованной преступной деятельности;

снижении оборота налогов и выделении средств на государственные общественные расходы вследствие сокрытия сведений о доходах, что ведет к разрушению финансовой системы государства в целом и к подрыву национальной экономики;

— использовании грязных денег для подкупа сотрудников органов государственной власти, проникновению преступных элементов в политические институты, а в отдельных случаях для организации и финансирования терроризма ведут к подрыву демократической системы, представляя реальную угрозу экономической безопасности страны [10].

Еще одной характерной чертой отечественной теневой экономики стало широкое распространение скрытой занятости. Согласно исследованиям, 27 % трудоспособных россиян (21 млн чел.) имеют неофициальную вторую работу, причем около половины из них заняты в «посреднической деятельности», треть — в розничной торговле, а оставшиеся — в челночном бизнесе.

Таким образом, основным негативным последствием развития теневой экономики является деформация структуры экономики, проявляющаяся в увеличении инвестиционных рисков и сокращении объемов инвестиций. В первую очередь, происходит сокращение объемов инвестиций в реальный сектор экономики, что негативным образом отражается на развитии отечественного производства, росте доли импортной продукции в удовлетворении спроса. С другой стороны, теневая экономика способствует развитию наиболее подверженных «тене-визации» сфер деятельности, таких как торгово-посредническая и финансовая. Кроме того, распространение теневой экономики способствует усилению дифференциации доходов за счет обогащения субъектов нелегального и скрытого бизнеса. В Рос-

сии доходы самых богатых слоев населения в 16 раз превышают доходы бедных [11].

Значительный ущерб теневая экономика наносит и бюджету страны вследствие уклонения от уплаты налогов субъектов экономической деятельности. В результате снижения бюджетных доходов государство не в силах в полном объеме осуществлять финансирование ключевых сфер экономики, происходит усиление налоговой нагрузки на официальный бизнес и общество.

Таким образом, теневые отношения и коррупция в нашей стране сегодня представляют собой реальную угрозу экономической безопасности и обеспечению демократического развития общества, оказывая губительное влияние на все сферы жизнедеятельности общества: экономику, политику, социальную и правовую сферы, общественное сознание, международные отношения [12].

Для России проблема теневой экономики стала тяжелой системной проблемой национальной безопасности, решить которую можно только путем реализации целенаправленного комплекса мер во всех сферах жизнедеятельности государства и общества. Необходимо подчеркнуть, что успех борьбы с теневой экономикой и коррупцией возможен лишь при условии сознательной массовой поддержки этой борьбы в обществе, что достижимо только при высоком уровне доверия граждан к государственным органам управления и властям.

1. URL: http:// www.kremlin.ru/text/appears/2006/ 05/105546.shtml

2. Рыбчак А. С. Финансовая составляющая теневой экономической деятельности в стране // Современная экономическая наука: теория и практика: Мат-лы III Всеукр. научно-практ. интернет-конф. (Полтава 7-8 нояб. 2013 г.). С. 28-30.

3. Доходы теневой экономики Испании составляют почти пятую часть ее ВВП. URL: http:// www.espanarusa.com/ru/printarticle.sdf/ru/news/economia /362666

4. Радюкова Я. Ю., Федорова М. А. Некоторые аспекты государственного противодействия теневой экономике // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2014. Т. 9. № 11. С. 154-159.

5. Купрещенко Н. П. Противодействие теневой экономики в системе обеспечения экономической безопасности России (теоретико-методологический подход): автореф. дис. . д-ра экон. наук. Москва, 2008.

6. Цуриков В. Экономический подход к анализу корыстных преступлений // Вопросы экономики. 2007. № 1. С. 51.

7. Состояние преступности в России за январь-август 2015 г. ФКУ «Главный информационно-аналитический центр» Министерства внутренних дел

Российской Федерации. URL: https://mvd.ru/upload/ site1/document_file/LNcn0MwxQI.pdf

8. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2009-2014 гг. ФКУ «Главный информационно-аналитический центр» Министерства внутренних дел Российской Федерации. URL: https://mvd.ru/ Delja-telnost/statistics

9. Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и внешний долг Российской Федерации (I квартал 2015 г.). URL: http:// www.cbr.ru/ statistics/credit_statistics/bp.pdf

10. Маслов В. А. Внешнеэкономические аспекты теневой экономики в современном мировом пространстве: автореф. дис. . канд. экон. наук. Москва, 2010.

11. Давыденко Д. Е., Дук Я. И. Теневая экономика и экономическая безопасность страны. URL: http:// pdf/d01/s46/s46_008.pdf

12. Попова Л. Н. Теневая экономика как фактор угрозы безопасности финансовой системы государства // Актуальные вопросы безопасности финансовой системы государства: сборник науч. трудов Междунар. науч.-практ. интернет-конф. Харьков, 21 февр. 2014.

1. URL: http://www. kremlin.ru/text/appears/2006/ 05/105546.shtml

2. Rybchak А. S. Finansovaya sostavlyayushchaya tenevoj ekonomicheskoj deyatel’nosti v strane [Financial component of shadow economic activity in the country] // Sovremennaya ehkonomicheskaya nauka: teoriya i praktika: mat-ly Ill Vseukr. nauchno-prakt. internet-konferentsii, (Poltava 7-8 noyabrya 2013 g.). S. 28-30.

3. Dokhody tenevoj ekonomiki Ispanii sostavlyayut pochti pyatuyu chast’ yeyo VVP [Income of shadow economy of Spain makes almost fifth part of her GDP]. URL: http://

4. Radyukova Ya. Yu., Fedorova M. А. Nekotorye aspekty gosudarstvennogo protivodejstviya tenevoj eko-nomike [Some aspects of the state counteraction to shadow economy] // Sotsial’no-ekonomicheskiye yavleniya i prot-sessy. Tambov, 2014. T. 9. № 11. S. 154-159.

5. Kupreshchenko N. P. Protivodejstviye tenevoj ekonomike v sisteme obespecheniya ekonomicheskoj be-zopasnosti Rossii (teoretiko-metodologicheskij podkhod) [Counteraction to shadow economy in system of providing

economic security of Russia (theoretic-methodological approach)]: avtoref. dis. . d-ra ekon. nauk. Moskva, 2008.

6. Tsurikov V. Ekonomicheskij podkhod k analizu ko-rystnykh prestuplenij [Economic approach to the analysis of crimes for profit] // Voprosy ekonomiki. 2007. № 1. S. 51.

7. Sostoyaniye prestupnosti v Rossii za yanvar’-avgust 2015 g. FKU «Glavnyj informatsionno-analiticheskij tsentr» Ministerstva vnutrennikh del Rossijs-koj Federatsii [Condition of crime in Russia for January-August, 2015 FTI «Main Information and Analysis Center» of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation] // Ofitsial’nyj sajt Ministerstva vnutrennikh del Rossijskoj Federatsii. URL: https://mvd.ru/upload/site1/ document_file/LNcn0MwxQI. pdf

8. Sostoyaniye prestupnosti v Rossii za yanvar’-dekabr’ 2009-2014 gg. FKU «Glavnyj informatsionno-analiticheskij tsentr» Ministerstva vnutrennikh del Rossijskoj Federatsii [Condition of crime in Russia for January-December, 2009-2014 FTI «Main Information and Analysis Center» of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation] // Ofitsial’nyj sajt Ministerstva vnutrennikh del Rossijskoj Federatsii. URL: https://mvd.ru/ Delja-telnost/statistics.

9. Platezhnyj balans, mezhdunarodnaya investitsion-naya pozitsiya i vneshnij dolg Rossijskoj Federatsii (I kvartal 2015 g.) ofitsial’nyj sajt Tsentral’nogo banka Rossijskoj Federatsii [Balance of payments, international investment position and external debt of the Russian Federation (the I quarter of 2015) official site of the Central bank of the Russian Federation]. URL: http://www.cbr.ru/statistics/ credit_statistics/bp.pdf

10. Maslov V. A. Vneshneekonomicheskiye aspekty tenevoj ekonomiki v sovremennom mirovom prostranstve [The external economic aspects of shadow economy in modern world space]: avtoref. dis. . kand. ekon. nauk. Moskva, 2010.

11. Davydenko D. E., Duk Ya. I. Tenevaya ekonomi-ka i ekonomicheskaya bezopasnost’ strany [Shadow economy and economic security of the country]

12. Popova L. N. Tenevaya ekonomika kak faktor ugrozy bezopasnosti finansovoj sistemy gosudarstva [Shadow economy as factor of the threat to security of the financial system of the state] // Aktual’nye voprosy bezopasnosti finansovoj sistemy gosudarstva: sbornik nauch. tru-dov Mezhdunar. nauchno-prakt. internet-konf. Khar’kov, 21 fevralya 2014.

THE CHARACTERISTIC OF THE STATE AND TENDENCY OF DEVELOPMENT OF SHADOW ECONOMY OF RUSSIA AT THE PRESENT STAGE

KULIK YURIY PAVLOVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: econom_404@mail.ru

In recent years the negative tendency of development of shadow economy shown in avoidance of taxes, outflow of the financial capital abroad, conducting double-entry bookkeeping by enterprise structures, shuttle trade, the hidden unemployment, corruption growth, trade in narcotic substances and the weapon is in Russia. The shadow economic relations are the engine of corruption activity which in turn creates favorable conditions for development and functioning of shadow economy. Scale of a shadow segment directly depends on corruption of state bodies and the power. The shadow relations promote formation of a corruption component in spheres of policy and economy in which they gain the greatest distribution. At the same time corruption promotes development of new types and forms of a shadow segment, and also finds and broadens spheres of their mutual distribution. In work the author justified the interrelation between shadow economy and corruption: the shadow economy acts as a financial basis of corruption activity, and corruption — a financial basis of shadow activity. Growth of corruption and shadow economy in modern conditions act as key threat of economic security of national economy as external (decrease in investment appeal of Russia; decrease in level of competitiveness of the country in the international space; undermining image of the country; political and economic isolation of the state), and internal (economic -creation of barriers to development of small and medium business; low effective use of budgetary funds; unreasonable distribution of the state orders; increase in prices; increase in cost of investments and investment projects; differentiation of the population; unemployment growth; enrichment of oligarchs; lowers efficiency of state regulation of the market; social — growth of social tension in society; impoverishment of the most part of the population; stratification of society; growth of mistrust to government bodies at the population; decline of health systems and education; political — an obstacle of implementation of government programs; inability of the state to control a situation; vulnerability of citizens to criminal structures; undermining democratic state system). Thus, prompt development of a shadow segment and growth of corruption conduct to destruction of competitive mechanisms, lowering efficiency of market mechanisms, production monopolizations.

Key words: shadow economy, corruption, economic security

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *