Что такое кугукля простыми словами
Перейти к содержимому

Что такое кугукля простыми словами

  • автор:

Кувуклия

Куву́клия (греч. Κουβούκλιον то есть «покой, царская опочивальня», лат. Cubiculum ) — небольшая (6 х 8 м) купольная часовня желто-розового мрамора в центре Ротонды Храма Воскресения Христова в Иерусалиме, заключающая в себе Гроб Господень, величайшую христианскую святыню.

Описание

Схема Кувуклии

В Кувуклии имеются два помещения:

  • Гроб Господень — малое (1,93 x 2,07 м), внутреннее, западное помещение. В нем справа от входа, на высоте полуметра от пола, находится каменное погребальное ложе, покрытое старинной плитой белого мрамора. Согласно Евангелию именно здесь Иисус Христос был погребён после Распятия и на третий день воскрес. [1][2] Гроб Господень является главным алтарёмХрама Воскресения Христова и настолько мал что вмещает не более трех-четырех человек одновременно.
  • Придел Ангела — более обширное (3,4 х 3,9 м), восточное, почти прямоугольное помещение. Через него попадают в Гроб Господень. На этом месте, на камне, отваленном от двери Гроба, сидел Ангел, возвестивший Женам-мироносицам о Воскресении Христа (Мф.28:2-6). В середине придела стоит мраморный постамент, в который вложена и закрыта стеклом часть того самого священного камня. [1] В приделе Ангела, в северной и южной стенах устроены два овальных отверстия величиною с большое столовое блюдо, они используются в Великую Субботу для передачи Благодатного огня из часовни наружу. Через северное отверстие Патриарх подает огонь православным, через южное армянский священнослужитель армянам.

Гроб Господень соединяется с приделом Ангела низким арочным входом (всего 112 х 72 см). Вход в Кувуклию с востока, он имеет деревянные двустворчатые дверки, с Кафоликоном ее соединяет мраморный помост. Снаружи с запада к Кувуклии пристроен придел Коптов.

История

Существующая Кувуклия сооружена в 1810 году взамен прежней, которая погибла в опустошительном пожаре 1808 года. При восстановлении Кувуклии были использованы габариты кувуклии-подобия из Воскресенского Новоиерусалимского монастыря под Москвой (оформление архитектора Бартоломео Растрелли). Впоследствии она пострадала в землетрясении 1927 года и в настоящий момент укреплена снаружи с боков стальными балками и стяжками. [1]

Когда великий князь Сергей Александрович погиб от рук террористов, император Николай II пожертвовал в его память лампаду и она висела перед иконой Воскресения, которая расположена над входом в Кувуклию. [3] Находится ли эта лампада сейчас на своем месте, неизвестно.

Что такое Кувуклия?

Кувуклия в Храме Гроба Господня.

Кувуклия — небольшая (6×8 м) купольная часовня жёлто-розового мрамора в центре Ротонды Храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Она была воздвигнута над Гробом Господним и так называемым приделом Ангела: местом, где, как считается, сидел на камне, отваленном от двери гроба, Архангел Гавриил, возвестивший о воскресении Христа жёнам-мироносицам.

Слово «кувуклия» восходит к греческому слову κουβούκλιο. В греческий язык это слово пришло из латыни, где cubiculum означало «спальня, усыпальница».

Нынешняя Кувуклия — уже третья, возведённая в Храме Воскресения Господня. Первая была построена в 335 году по замыслу императора Константина Великого. Её скульптурное изображение, выполненное из слоновой кости, хранится сегодня в одном из музеев Мюнхена.

В 1009 году первая Кувуклия была разрушена. К середине XI века святыню вновь отстроил византийский император Константин IX Мономах. Францисканец Бонифаций Рагузский в 1555 году перестроил часовню, он же возложил на каменное ложе защитную плиту. В 1808 году вторую Кувуклию вместе с другими сооружениями храма уничтожил пожар. Автором нынешней часовни стал греческий архитектор Николай Комнинос. Она появилась в 1810 году и дошла до наших дней без реставрации.

Кувуклия

кувуклия

Кувуклия (греч. Κουβούκλιον — «покой, опочивальня», лат. Cubiculum) это часовня, находящаяся внутри храма.

Наиболее известная кувуклия находится на месте Воскресения Христова в храме Гроба Господня в Иерусалиме. По ее образу кувуклии устраивают и в некоторых других храмах, как воспроизводящих собой храм Гроба Господня, так и самостоятельных. В частности, в форме кувуклии выполнен алтарь Храма Христа Спасителя в Москве.

Кувуклия храма Гроба Господня.

Кувуклия храма Гроба Господня впервые была обустроена равноапостольной царицей Еленой в 335 году. В то время, при своем первоначальном возведении, храм не был единым зданием. Это был целый комплекс сооружений, обнесенный общей оградой. Вероятнее всего, при строительстве храма была сохранена скала с высеченной в ней пещерой – местом погребения и Воскресения Спасителя. Над ней возвели мавзолей-ротонду (т.е. строение округлой формы) диаметром 35 метров. Он получил имя «Анастасис», то есть «Воскресение». Это и был «предок» нынешней кувуклии. На восток от Анастасиса находился Мартириум – просторная пятинефная базилика, обращенная алтарем ко Гробу Господню с часовней на месте обретения Креста. Голгофа оставалась под открытым небом – в окруженном колоннами внутреннем дворе храма, именовавшемся Садом Иосифа Аримафейского.

На месте Распятия Христова находился алтарь. Этот храм был разрушен магометанами в 1009 году. В 1042 – 1048 годах святыню восстановил византийский император Константин Мономах. В XII веке её перестроили крестоносцы. Затем Кувуклия перестраивалась в 1555 году. Этот ее облик послужил образцом для «пространственной иконы» места Воскресения Христова, созданной Патриархом Никоном в Новом Иерусалиме в России.

Тогда же Трехдневное ложе, где когда-то почивало тело Спасителя, было покрыто мраморной плитой, которая сохранилась до наших дней. В 2016 году, когда Кувуклия реставрировалась, эту плиту подняли и нашли под ней еще одну, с вырезанным на ней крестом. Под ней же находилось каменное ложе из известняка – то самое, на котором лежал Божественный Страдалец.
Современная кувуклия выполнена из желтовато-розового мрамора и украшена искусной резьбой. Она была создана в начале XIX века греческим архитектором Н. Комниносом при ремонте храма Гроба Господня, сильно пострадавшего от пожара. Примечательно, что образцом для нее послужила уже кувуклия в Новоиерусалимском монастыре в России. Вход в Кувуклию украшает серебряная сень, созданная в России в середине XIX столетия. Эмалевые образы Воскресения Христова и двенадцати апостолов, украшающие ее, уже в наши дни были заменены на новые, изготовленные в одной из крупных российских мастерских.

Кувуклия храма Гроба Господня имеет размер 6х8 метров. Она состоит из двух небольших помещений, которые можно соотнести с притвором и главным помещением храма. Входящие в кувуклию сразу попадают в придел Ангела. Там находится камень, на котором сидел Ангел, сообщивший Женам-Мироносицам о Воскресении Христовом. Проходя далее, Вы попадаете в небольшое помещение, возведенное над ложем, на котором три дня – от Погребения до Воскресения – почивало Тело Спасителя. Это помещение воспроизводит погребальную камеру склепа Иосифа Аримафейского. Сам склеп был разрушен мусульманами в 1009 году.

Путешествие в храм Гроба Господня (ФОТО)

В пятницу 9 ноября начался визит Святейшего Патриарха Кирилла в Иерусалимский Патриархат. Предстоятель Русской Церкви повторит исторический путь множества русских паломников. В ночь с субботы на воскресенье он совершит Божественную литургию в Храме Гроба Господня.

Храм Гроба Господня

Храм Гроба Господня (Воскресения Христова) в Иерусалиме — это главный храм христианского мира, где заключены две святыни и свидетельства Воскресения Христова — Голгофа и Гроб Господень, а также другие места, связанные с искупительной жертвой Иисуса Христа, его Крестными страданиями и Воскресением.

Портал «Правмир» предлагает читателям отправиться в фотопутешествие по Храму Гроба Господня и его окрестностям — вместе с фотографом Юлией Маковейчук.

Храм Гроба Господня

Вход в Храм Гроба Господня. Ночь.

Уборка в одном из приделов. Здесь находилась темница, в которую был заключен Спаситель перед распятием.

Рабочие оказались приезжими из Одессы, трудятся во Славу Божию. В разговоре они сказали, что просто приехали потрудиться, купили билет на самолет и все. Кто полгода назад, кто четыре месяца. Пришли в Храм Гроба Господня и обратились к тем служителям, которые хоть немножко понимали по-русски, и их взяли на послушание.

Близ лестницы, уходящей вниз к церкви св. Елены, помещается придел Тернового венца.

Подземная церковь св. Елены в настоящее время принадлежит армянам, которые приобрели ее, по одной версии, у грузинской православной общины, по другой — у эфиопов. Храм имеет два престола: северный алтарь посвящен Благоразумному разбойнику; главный, центральный, — царице св. Елене и ее современнику св. Григорию Просветителю. Согласно армянскому преданию, когда свт. Григорий после долгого молитвенного подвига пришел поклониться Гробу Господню, то был удостоен схождения Cвятого Огня.

Небольшой крестово-купольный храм (20×13 м) первоначально являлся криптой базилики императора Константина. Купол в центре поддерживают 4 древние монолитные колонны, своды возведены не ранее XII в. Плоскость пола между колоннами покрыта мозаикой, сюжеты которой взяты из истории Армении.

Особой нишей и каменным седалищем отмечено в храме место за престолом, посвященным св. Елене, где царица сидела во время раскопок.

В окне горят 3 неугасимые лампады.

Церковь cв. Елены с 13 ступенями.

Справа виден вход вниз… Церковь cв. Елены соединена с католической церковью Обретения Креста, расположенной в самой нижней точке всего храмового комплекса. За каменным престолом возвышается на высоком постаменте большая бронзовая статуя cв. Елены с обретенным ею Крестом в руках, подаренная австрийским эрцгерцогом Максимилианом.

В правом углу придела, под низко нависающей скалой, лежит небольшая мраморная плита с белым 8-конечным правосл. крестом на черном фоне, обозначающая место, где было обнаружено Честное Древо.

Внутри храма, напротив входа, лежит Камень Помазания, покрытый красной мраморной полированной плитой (толщина 30 см), на боковых сторонах которой по периметру вырезан греч. текст тропаря св. Иосифу Аримафейскому(«Благообразный Иосиф»). Соответствующий евангельский текст (Ин 19. 38-40) написан по-гречески на мраморной доске, висящей справа. Снятие с Креста, умащение тела благовониями и положение во гроб изображены на большом мозаичном панно, стилизованном под византийский образец, на стене, непосредственно за Камнем помазания (мозаика выполнена по благословению Патриарха Диодора в 1990 В. Цоцонисом). Над Камнем — 8 лампад (4 — греческие, 2 — армянские, 1 — латинская, 1 — коптская).

На фото коптский монах затепляет лампаду.

Свидетельств о том, на каком именно месте тело Господа было приготовлено к погребению, до нас не дошло. Но уже с V в. в последовании Великой пятницы выделяется чин Погребения плащаницы. В храме он совершается следующим образом: покрытую лепестками роз плащаницу шесть архиереев переносят с Голгофы на Камень Помазания; после литии у Камня плащаницу торжественно с троекратной литанией вокруг Кувуклии переносят и полагают на Тридневное ложе, затем уносят в алтарь кафоликона.

Двор храма Гроба Господня.

Служители храма Гроба Господня, охранники.

Фасад храма Гроба Господня со стороны входа (южная сторона) — типичное произведение романской архитектуры XII в. В сдвоенных люнетах портала находились первоначально мраморные барельефы, изображавшие «Вход Господень в Иерусалим» и «Погребение Спасителя» (переданы на хранение в Музей Рокфеллера в Иерусалиме).

Очередь в кувуклию.

Мозаики Кафоликона (храм Воскресения Господня).

Кафоликоном (храмом Воскресения Господня) в наст. время называют «срединный» объем комплекса, выгороженный особыми, не доходящими до сводов стенами, сооруженными после пожара 1808 г. (первоначально храмовый комплекс Гроба Господня состоял из нескольких обособленных святилищ: ротонды, непосредственно содержащей Кувуклию, Голгофских (православного и католического) приделов и соборного храма Иерусалимской Православной Патриархии; базилика крестоносцев объединяла эти объекты уже в едином внутреннем пространстве). Греческая перестройка изменила композицию сооружения: кроме боковых стен появился высокий иконостас, но с литургической точки зрения было достигнуто единство храмового пространства, создана необходимая молитвенная атмосфера для православного богослужения.

Купол кафоликона, меньший из 2 куполов храма, расположен над западной его частью. Точно под куполом на специальной вазе-подставке помещена мраморная полусфера, обозначающая место, именуемое «мезомфалос» — «пуп Земли». Однако, если представление об Иерусалиме как о центре земли и домостроительства спасения (Пс 73. 12) на 1 тыс. лет старше христианства, то мраморный вазон появился в храме не ранее 1810 г. В куполе помещено мозаичное изображение благословляющего Пантократора в окружении Божией Матери, св. Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, 12 святителей. Между 8 окнами барабана, в нишах,- изображения серафимов и херувимов (мозаичные работы в куполе кафоликона завершены в 1994).

Кафоликон является кафедральным собором Иерусалимского Патриархата, что выражается наличием 2 тронных мест в его восточной части (троны Патриарха Иерусалимского у южного столба и его эпитропа, митрополита Петро-Аравийского, у северного). Над иконостасом — галерея с тремя выступающими в храм амвонами (маленькими балкончиками), откуда по древневизант. правилу диакон должен читать Евангелие. Вся вост. часть кафоликона, включая иконостас, солею с 4 ступенями, 6 колонн на ней, сев. и юж. входы в алтарь, представляет собой единый ансамбль из розового мрамора.

Кафоликон, как и ротонда, окружен просторными галереями, в к-рых размещаются несколько приделов. В сев. галерее храма находится место, называемое Аркады Девы: огромные четырехгранные столбы, несущие высокие своды, перемежающиеся с колоннами, между к-рыми выделяется беломраморный фрагмент постройки имп. Адриана. Предполагается, что из 7 колонн 4 центральные относятся к Трипортику Константина.

Кувуклия

Вход в Кувуклию. За порядком смотрит греческий монах.

Кувуклия (8,3×5,9 м) состоит из двух частей: западной, шестиугольной в плане (2,07×1,93 м), где заключается Гроб Господень, и восточной (3,4×3,9 м.), где расположен придел Ангела. Пьедестал с частью священного камня, отваленного ангелом, находится посреди часовни и служит престолом при совершении архиерейской правосл. литургии на Гробе Господнем (жертвенником в этом случае становится само Тридневное ложе). В часовне 15 лампад в три ряда — по числу основных исповеданий. В северной и южной стене — овальные оконца для передачи Св. Огня в Великую субботу (южное — для армян, северное — для православных). Вход из придела Ангела в пещеру Гроба Господня украшен мраморным порталом. Слева при входе изображены жены-мироносицы, справа — простирающий к ним руку архангел Гавриил (по надписи), вверху портала — мраморный полог с надписью по-гречески, воспроизводящей слова ангела: «Что ищете живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес».

Пещера храма Гроба Господня — небольшая камера, почти наполовину занятая справа каменным ложем, покрытым мраморной плитой-трансенной. Плита появилась в Кувуклии в 1555 г. Максим Симеос, последним видевший в 1810 г. каменное ложе Спасителя без закрывающей его плиты, свидетельствовал, что оно было сильно повреждено неразумной ревностью бесчисленных «боголюбцев», норовивших отломить, откусить, любой ценой унести с собой частицу святыни. В западной части плиты от усердия богомольцев образовалось заметное углубление. На мраморной полке, идущей по сторонам Тридневного ложа, помещены три иконы Воскресения — от каждого из христианских исповеданий. Ктиторская надпись над дверью называет создателя Кувуклии — греческого архитектора Н. Комниноса, замученного турками в Константинополе в период Морейского восстания на Пасху 1821 г.

В западной части к кувуклии пристроена часовня Главы, принадлежащая Коптской Церкви. По преданию, здесь («у главы») сидел второй ангел (Ин 20. 12). По армянским источникам, часовня сооружена царем Киликийской Армении Этумом II в 1300 г. Впоследствии армяне отдали этот придел коптам, получив взамен один из монастырей в Египте. Коптские монахи приводят легенду о том, что при перестройке кувуклии в 1810 г. ниша Св. ложа была усечена в западной части, так что место, где покоилась глава Спасителя, оказалось в часовне коптов. С византийских времен на этом месте существовал небольшой престол. Крестоносцы называли часовню «кавет» (на нормандском диалекте «голова»), поскольку она находилась в головной части Кувуклии. В 1810 г. греки реконструировали Кувуклию без копт. часовни, восстановленной тридцатью годами позже по указанию правившего тогда Палестиной Ибрагим-паши, сына египетского хедива Мухаммада Али.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *