Что такое организационный аспект процесса аудита
Перейти к содержимому

Что такое организационный аспект процесса аудита

  • автор:

Организационные аспекты аудита неденежных расчетов в группе взаимосвязанных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаджиев Т. Н., Пираматов А. З.

В аудиторской практике часто возникает проблема определения границ, объемов аудита. Наиболее остро эта проблема встает при аудиторской проверке неденежных расчетов в группе взаимосвязанных предприятий. Предложено решение данной проблемы, которое, по мнению авторов, значительно ускорит проведение аудиторских проверок и обеспечит достоверность их результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гаджиев Т. Н., Пираматов А. З.

Информационная база аудита непрерывности деятельности организаций аграрного сектора

Новации правовых основ аудиторской деятельности в Российской Федерации и перспективы их дальнейшего развития

Развитие аудиторской деятельности: модификация отношений участников аудиторского рынка
Некоторые аспекты применения аналитических процедур в процессе аудиторской проверки
Аудит импорта товаров. Цель, задачи и информационная база аудита
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Auditors are often faced with the problem of defining the boundaries of an audit object. It is more evident in auditing nonmonetary payments in interrelating companies. In this article the authors offer their own solution of the problem, which they believe will shorten the period of auditing and provide the reliability of its results.

Текст научной работы на тему «Организационные аспекты аудита неденежных расчетов в группе взаимосвязанных предприятий»

Т. Н. Гаджиев, А. З. Пираматов

Дагестанский государственный университет Махачкала

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ АУДИТА НЕДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ В ГРУППЕ ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Разнообразие участников расчетных отношений и форм расчетов между ними при взаимозачетах и других способах ликвидации дебиторской и кредиторской задолженностей создает условия для нарушений и злоупотреблений. Кроме того, не все предприятия правильно начисляют и уплачивают налоги, что ведет к штрафным санкциям и в конечном итоге может привести к значительному ухудшению финансового положения предприятия.

Для достижения целей аудита неденежных расчетов необходимо применение конкретных методик проверки счетов расчетов, на которых отражаются неденежные операции. При разработке методики аудита следует учесть, что в группе взаимосвязанных предприятий выявляется особая специфика осуществления подобных операций.

Аудиторская проверка неденежных расчетов начинается с планирования и разработки аудиторского подхода. Планирование способствует акцентированию внимания аудитора на наиболее важных областях аудита и выявлению потенциальных проблем аудиторской проверки. На этапе предварительного планирования аудитору необходимо собрать информацию об аудируемом лице. Он должен обладать соответствующими знаниями или получить знания о деятельности аудируемого лица в объеме, достаточном для выявления и понимания событий, хозяйственных операций и методов работы, которые в соответствии с его профессиональным суждением могут оказать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность, либо на подходы к аудиту, либо на аудиторское заключение. Данная информация должна использоваться аудитором также при оценке неотъемлемого риска и риска средств внутреннего контроля, при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур.

На наш взгляд, именно на этом этапе возникает проблема идентификации объекта аудиторской проверки.

В ходе аудиторских проверок возникает необходимость исследовать операции вне пределов конкретного юридического лица, особенно при аудите неденежных расчетов в группе взаимосвязанных предприятий. При аудиторской проверке в ситуации, когда предприятие выступает частью группы предприятий, встает вопрос об идентификации объекта проверки.

Если подойти к этому вопросу с формальной точки зрения, выражение мнения о достоверности бухгалтерской отчетности только по данным аудируемого лица будет носить ограниченный характер вследствие формального ограничения объекта аудиторской проверки. С другой стороны, слишком широкое толкование объекта аудита может привести к его затягиванию. В этой связи возникает проблема определения границ, объемов аудиторской проверки в группе взаимосвязанных предприятий.

Предприятие в российской экономике представляет собой сложное явление, которое адекватно отражается понятием «неформальная бизнес-группа». Различные звенья неформальной бизнес-группы, такие как закупки, производство и сбыт, как правило, оказываются сосредоточенными в рамках разных юридически обособленных единиц, которые внешне выступают в качестве самостоятельных предприятий. В практическом плане предприятия группы взаимосвязаны общей технологической цепочкой (производственными связями) и являются по отношению друг к другу аффилированными лицами.

В соответствии с аудиторским стандартом № 9 «Аффилированные лица» аудитор должен выполнять аудиторские процедуры с целью получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства, касающиеся аффилированных лиц и раскрытия информации о них, а также влияния операций между аудируемым лицом и аффилированным лицом на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица.

В это связи раскроем более детально содержание аудиторских процедур, направленных на установление аффилированных лиц аудируемого предприятия и установление границ группы взаимосвязанных предприятий. Это необходимо в связи с тем, что, согласно аудиторскому стандарту № 9 «Аффилированные лица», вследствие неопределенности, присущей предпосылкам подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности относительно полноты информации об аффилированных лицах, аудитор должен выполнить модифицированные, расширенные или дополнительные процедуры, являющиеся необходимыми в данных условиях.

Существуют различные способы идентификации неформальных бизнес-групп. На наш взгляд, самым надежным из них является способ, позволяющий на основе анализа имущественных и хозяйственных связей идентифицировать эти группы.

На первом этапе предпроверочного анализа деятельности аудируемого предприятия на основе признаков имущественных и хозяйственных связей определяются границы неформальной группы и состав ее участников, на втором — на основе индикативных показателей оценивается его потенциальная налоговая база.

После этого следует определить круг юридических и физических лиц, которые должны проверяться одновременно с исходно выделенными предприятиями. Определение круга таких юридических и физических лиц целесообразно проводить следующим образом: выделяют наиболее крупных дебиторов и кредиторов предприятия. Для этих предприятий следует установить Ф. И. О. их высших должностных лиц, а также перечень учредителей (акционеров), особо выделив имеющих крупные доли (20 % и более) участия в уставном капитале предприятия. При доступе к соответствующей информации такие же данные целесообразно иметь о крупнейших потребителях и поставщиках; производят выделение всех юридических лиц, учрежденных при участии данного предприятия. Для этих предприятий следует установить Ф. И. О. их высших должностных лиц, а также перечень иных учредителей (акционеров). На этом же этапе выделяют все юридические лица, учрежденные при участии высших должностных лиц данного предприятия. Для этих предприятий следует установить Ф. И. О. их высших должностных лиц, перечень иных учредителей (акционеров).

Юридических и физических лиц, которые будут присутствовать одновременно в двух и более перечнях, сформированных в соответствии с выделенными критериями, целесообразно подвергнуть проверке одновременно с базовым предприятием.

Для осуществления вышеуказанной работы могут использоваться следующие источники информации:

1) информация, основанная на отчетности самих налогоплательщиков: перечень крупнейших дебиторов и кредиторов предприятия (на основе данных квартальной бухгалтерской отчетности); перечень контрагентов, которым в течение отчетного периода предприятие продавало (у которых покупало) продукцию (услуга) по ценам ниже рыночных, если доля соответствующего контрагента в обороте составляла более 5 % (необходимо ввести в отчетность крупных и средних предприятий); перечень контрагентов предприятия по продажам и покупкам начиная с 5 % доли в обороте за период;

2) информация аудиторской фирмы из независимых источников: данные регистрирующих органов о зарегистрированных юридических лицах; данные Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг России и реестров акционеров о структуре собственности юридических лиц; информация Федеральной таможенной службы России об экспортно-импортных поставках, объемах, ценах, контрактодержателях; информация независимого мониторинга о ценах на внутреннем и внешнем рынках; информация различных ведомств по разным аспектам деятельности предприятий (комитеты имущества — информация об аренде и собственности в сфере недвижимости; управления архитектуры — предоставленные землеотводы, органы лицензирования, сертификации, муниципалитеты — специализация предприятий);

3) информация о физических лицах: данные инспекции Федеральной налоговой службы России по уплате налога на доходы физических лиц; данные о работе в государственных органах интересующего физического лица или его близких родственников; данные об утерянных паспортах, лицах с ограниченной дееспособностью, гражданах, подвергавшихся уголовному преследованию.

На следующем этапе осуществляется определение границ группы на основе анализа имущественно-хозяйственных связей. Логика анализа перечисленной информации следующая.

В первую очередь устанавливаются имущественные связи отдельных юридических и физических лиц на основе данных регистрирующих органов и реестродержателей. Далее среди юридических лиц выявляются фирмы, не предоставляющие отчетности, предоставляющие «нулевую» отчетность, замеченные в серьезных налоговых нарушениях в прошлом (на основании имеющейся информации за весь период, охватываемый базами данных, имеющимися у налоговых органов). Затем устанавливается наличие связей с оффшорными компаниями, благотворительными, некоммерческими и прочими организациями, находящимися в особых режимах налогообложения.

Важным аспектом аудита является также установление экспортной активности налогоплательщиков, ее количественной стороны. В том случае, если предприятие является экспортером, необходим сравнительный анализ с данными независимого ценового мониторинга. Более того, возникает потребность в выявлении всей цепочки посредников от производителя до получателя, включая и зарубежных контрагентов, с которыми сделки совершены по ценам ниже рыночных. Таким образом, определяется наличие зон трансфертного ценообразования на основе данных о контрагентах, с которыми сделки идут по ценам ниже рыночных.

Посредством всестороннего изучения информации органов лицензирования (сертификации) определяется специализация предприятия. При необходимости путем анализа денежных потоков по счетам наметившейся группы устанавливается наличие валютной компоненты и экстерриториальных расчетов.

В связи с тем, что конечными направлениями выведения активов из-под налогообложения являются выплаты доходов физическим лицам или вывод их в зоны льготного налогообложения, эти виды имущественно-хозяйственных связей налогоплательщиков являются приоритетными при дальнейшем анализе полученной информации.

Данный анализ должен предполагать оценку соответствующих выплаченных доходов и размеры выручки, сокрытой от налогообложения посредством увода ее в «налоговые гавани», а также масштабы возврата средств через инвестирование деятельности предприятия. Последним шагом «предпроверочных» мероприятий может быть проверка оборота по счетам участников.

После проведения перечисленных процедур по сбору и структурированию информации интегрированная группа предприятий (если таковая существует) должна вырисоваться в общих чертах. Ключевым ее участником должен считаться управляющий центр, который концентрирует основную информацию и решения группы.

Состав участников группы будет во многом заранее определять конфигурацию бизнеса и, соответственно, применяемые схемы неденежных расчетов внутри группы. В зависимости от конфигурации применяемой схемы должна планироваться аудиторская проверка.

Понятие группы не является жестким. В зависимости от принятых аудитором критериев группа может включать в себя большее или меньшее количество участников. Это лишь вопрос требуемой глубины исследования и точности получаемого результата.

AUDIT MANAGEMENT OF NONMONETARY CALCULATIONS WITHIN THE GROUP OF INTERRELATING COMPANIES

T. N. Gadzhiev, A. Z. Piramatov

Auditors are often faced with the problem of defining the boundaries of an audit object. It is more evident in auditing nonmonetary payments in interrelating companies. In this article the authors offer their own solution of the problem, which they believe will shorten the period of auditing and provide the reliability of its results.

Организационные аспекты управленческого аудита Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванкова О.Г., Кальницкая И.В.

Сложность управленческой структуры организации, рост требований к учетно-аналитическому обеспечению управленческих решений определяет необходимость изменения подходов к проведению аудита с позиции оценки эффективности управления организацией управленческого аудита, организационные аспекты которого рассмотрены в предлагаемой статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иванкова О.Г., Кальницкая И.В.

Концепция управленческого аудита
Целевая направленность управленческого аудита
Место управленческого учета в информационной системе организации
Управленческий аудит как инструмент повышения эффективности деятельности организации
Организация аудита процесса подбора персонала
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационные аспекты управленческого аудита»

Иванкова О.Г.1, Кальницкая И.В.2 ©

‘Канд. экон. наук, доцент, заведующая кафедрой «Бухгалтерский учет, анализ и статистика» 2канд. экон. наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и статистика»

ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО АУДИТА

Сложность управленческой структуры организации, рост требований к учетноаналитическому обеспечению управленческих решений определяет необходимость изменения подходов к проведению аудита с позиции оценки эффективности управления организацией -управленческого аудита, организационные аспекты которого рассмотрены в предлагаемой статье.

Ключевые слова: управленческий аудит, управление, эффективность.

Keywords: management audit, management, effectiveness.

Управленческий аудит является ключевой составляющей внутреннего аудита организации. Развитие управленческого аудита определяется как внутренними факторами (система управления и отраслевая специфика деятельности организации, организационная структура управления, обеспеченность ресурсами и др.), так и внешними факторами (конкуренция, диверсификация бизнеса, становление и развитие менеджмента и др.).

Идея разработки и практического применения управленческого аудита возникла по экономическим соображениям [4]. Деятельность управленческой команды, особенно ее высшего звена, как правило, очень дорого обходится собственнику организации, поэтому ему необходимо интересоваться реальной результативностью и эффективностью работы управленческой команды. Результаты управленческого аудита призваны удовлетворить обоснованный интерес работодателей к вопросам, касающимся возможностей повышения рентабельности вложенного капитала, и вооружить их надежными и абсолютно объективными средствами постоянного контроля эффективности работы и оправданности высокой оплаты труда нанятых управленческих команд [4, с.45].

Многообразие организаций, определяемое формами собственности, экономическими, юридическими, технико-технологическими и другими факторами, а также компетентность руководителей и их потребность в той или иной управленческой информации для принятия эффективных управленческих решений определяют разнообразие подходов к организации управленческого аудита. Роль управленческих решений в системе управления организацией раскрыта в работе [1]. Объем и содержание информации, формируемой по результатам управленческого аудита, зависит от потребностей управления и экономических возможностей организации. Обязательным критерием организации управленческого аудита является его эффективность. Эффективность управленческого аудита зависит от профессионализма проводящих его специалистов.

В идеале функциональные обязанности выполнения управленческого аудита должны быть возложены на специальное структурное подразделение организации — отдел управленческого аудита, что обусловлено необходимостью сохранения конфиденциальности информации. Однако в условиях финансового кризиса, а также с учетом масштабов деятельности организации и с целью оптимизации трудовых затрат исполнение функциональных обязанностей управленческого аудита может быть возложено на отдельного сотрудника без организации специального отдела.

©© Иванкова О.Г., Кальницкая И.В., 2014 г.

Управленческий аудит основан на методологии ситуационного подхода к управлению, при котором специфика и формы исследования в основном определяются характером объекта и предметом аудита. Пользователями информации управленческого аудита являются руководство организации и специалисты. Результаты управленческого аудита являются коммерческой тайной. Методика проведения управленческого аудита разрабатывается проверяющими самостоятельно. Методами управленческого аудита являются стандартные процедуры экспертного консультирования: установочные и экспертные интервью, анализ документов, сбор данных, формализованное описание процедур, построение схем и моделирование бизнеспроцессов и ключевых функций. Данные методы базируются на технологии структурного анализа и проектирования. Предмет проверки зависит от целевой направленности управленческого аудита. В частности, предметом управленческого аудита может быть организационная структура и структура управления, система экономических показателей, характеризующих результаты хозяйственной деятельности организации, результативность и эффективность отдельных сегментов деятельности организации.

Технология управленческого аудита представляет собой определенную

последовательность процедур, включающих следующие этапы:

1. Постановка проблемы — изучение информации о финансово-хозяйственной деятельности организации в целом (стратегия развития организации, определение границ бизнеса, финансовые данные, сведения об эффективности контроля и т.д.) и определение направлений аудиторского обследования (подготовка программы процедур управленческого аудита, составление план-графика, выбор методического инструментария и т.д.).

2. Сбор данных — планирование и реализация процедур сбора данных (анализ документов, формирование информационной основы для оценки, уточнение содержания процедур, последовательность их реализации, критерии оценки качества, функциональные и информационные взаимодействия и др.). Результатом являются модели бизнес-процессов и ключевых функций, а также информационная модель организации.

3. Оценка и анализ информации — определение достаточности сведений для принятия обоснованного решения, касающегося рассматриваемой проблемы (анализ и проверка моделей на соответствие общепринятым стандартам управления, выявление недостатков в процедурах ключевых функций управления и бизнес-процессов и т.д.). Результатом анализа моделей является перечень требований к изменению системы управления организацией.

4. Формирование выводов и рекомендаций. Аудиторское заключение включает характеристику состояния эффективности системы управления в разрезе ее элементов, направлений деятельности по управлению в организации, рекомендации по совершенствованию системы управления.

Информационное наполнение управленческого аудита включает большой объем разносторонней информации: бухгалтерская финансовая отчетность, бизнес-планы, отчеты кредитным учреждениям, экономические обзоры, сведения о технологии и оборудовании, производственные и сбытовые отчеты руководству, информация о движении материальных ценностей, данные оценки персонала, результаты экономического анализа и др. Можно сделать вывод, что информационное наполнение управленческого аудита составляет информация учетноаналитических систем организации, управленческий аспект которых рассмотрен в работе [2]. В процессе управленческого аудита используются следующие традиционные инструменты сбора информации: наблюдения, беседа (интервью), вопросники (анкеты), оценка служащих, аудиторский эксперимент и др.

Для реализации целевой направленности управленческого аудита, собранную информацию подвергают аналитической обработке. В аудиторском исследовании сочетаются методы анализа (изучение собранного фактического материала) и синтеза (выведение общих закономерностей на основе собранного материала). Построение целого из частей, принятие решений на основании анализа фактов и разработка рекомендаций начинается во время анализа. Если аудитор определяет, что исследуемая проблема подчиняется действию известного ему общего правила, применяется метод дедукции. Отсутствие возможности отнести исследуемую ситуацию к «известному» общему знанию предполагает применение метода индукции, т.е. сбор

и анализ необходимого объема фактического материала с целью выведения правила, действующего в данном случае.

Конечным результатом комплекса услуг по управленческому аудиту является оптимизация системы управления на основе положений аудиторского заключения. Аудиторские процедуры позволяют сформировать оценку деятельности организации в области управления, мнение аудитора о ее текущей эффективности и путях ее повышения. Управленческий аудит прекращается после обнаружения совокупности проблем, без практического решения которых не имеет смысла осуществлять дальнейшую диагностическую работу. Результаты управленческого аудита оформляются в форме заключения либо отчета, содержащего описание выполненных аудиторских процедур, их результаты, недостатки, обнаруженные в процессе аудита, рекомендации по совершенствованию политики и практики управления в организации.

Аудиторское заключение может содержать несколько частей: для руководителей

стратегического уровня управления организацией (заинтересованных и обладающих полномочиями для получении этой информации) и руководителей (специалистов) функциональных подразделений и специфических функций. Сотрудники, занимающиеся вопросами управленческих технологий, могут, пользуясь аудиторским отчетом, сконцентрироваться на проблемах, имеющих наибольший потенциал увеличения эффективности организации. Наиболее важное свойство аудиторского заключения — это возможность его использования для определения направлений развития в будущем, поскольку знание о настоящем состоянии позволяет планировать, устанавливать цели, которые в дальнейшем можно использовать в качестве стандартов оценки.

Управленческий аудит может проводиться в форме разовой проверки или иметь регулярный характер. Несомненно, что для целей эффективного развития организации управленческий аудит необходимо проводить на постоянной основе. В практике управления общепризнанно, что профилактическое диагностирование организации является одним из элементов эффективного менеджмента.

1. Иванкова О.Г., Кальницкая А.О. Управленческие решения как инструмент управления организацией // Проблемы экономики и менеджмента. 2013. № 11 (27). С. 89-93

2. Иванкова О.Г., Кальницкая И.В., Максимочкина О.В., Васина Н.В. Управленческий аспект учетноаналитической системы // Аудит и финансовый анализ. 2013. № 6. С. 117-122

3. Иванкова О.Г., Кальницкая И.В., Максимочкина О.В. Учет, анализ и аудит управления персоналом // Российское предпринимательство. 2014. № 1 (247). С.4-13

4. Ревуцкий Л.Д. Основные задачи и перспективы развития управленческого аудита предприятий // Менеджмент сегодня. 2007. № 01 (37). С. 44-55

Что такое организационный аспект процесса аудита

  1. Репозиторий БГУИР
  2. Научные публикации
  3. Публикации в изданиях Республики Беларусь

Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://libeldoc.bsuir.by/handle/123456789/38360

Название: Технологический аудит: организационный аспект
Авторы: Рыковский, И. М.
Ключевые слова: публикации ученых;технологический аудит;этапы аудита;технологический аудитор;инновации;индекс инноваций;инновационно-активные организации
Дата публикации: 2019
Издательство: БИП – Институт правоведения
Описание: Рыковский, И. М. Технологический аудит: организационный аспект / И. М. Рыковский // Сацыяльна-эканамічныя і прававыя даследаванні. – 2019. – № 3. – С. 168-176.
Аннотация: На фоне доминирования в промышленности низкотехнологичных производств, низких показателей инновационного развития, а также основных факторов, препятствующих инновационному развитию, рассматриваются организационные проблемы, мешающие внедрению и использованию технологического аудита как инструмента технико-технологического развития предприятия. В статье рассматривается содержание финансового и бухгалтерского аудитов, отличительные черты технологического аудита на подготовительном этапе, а также этапе проведения аудита и его завершения. Выносятся предложения по созданию системы проведения технологического аудита: утверждение терминологии, определение состава аудиторской группы, обучение и аттестация технологических аудиторов, а также приводятся преимущества, которые получат организации при разработке и принятии стандарта по проведению технологического аудита.
URI: https://libeldoc.bsuir.by/handle/123456789/38360
Располагается в коллекциях: Публикации в изданиях Республики Беларусь

Файлы этого ресурса:

Файл Описание Размер Формат
Rykovskiy_Tekhnologicheskiy.pdf 673.66 kB Adobe PDF Открыть

Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.

Logo BSUIR&nbsp&nbsp&nbsp Logo NICH&nbsp&nbsp&nbsp Logo IIT&nbsp&nbsp&nbsp Logo LIBRARY&nbsp&nbsp&nbsp Logo DOKLADY BSUIR&nbsp&nbsp&nbsp Logo BNTU&nbsp

Организационные аспекты аудита и аудиторской деятельности

Ответственные за управление программой аудита должны назначать руководителя конкретной аудиторской группы. Для каждого аудита необходимо определить цели, область и критерии в пределах программы аудита. Область аудита описывает содержание и границы аудита, месторасположение, структурные подразделения, деятельность и процессы, которые подвергаются аудиту, а также сроки аудита. Критерии аудита используют в виде основы для сравнения, по которой определяют соответствие. Критерии могут включать политику, процедуры, стандарты, законы, нормы, регламенты, требования к системе менеджмента, требования контрактов или своды правил секторов экономики или предпринимательской деятельности. Цели аудита определяет заказчик аудита. Область и критерии аудита определяет заказчик аудита и руководитель аудиторской группы в соответствии с процедурами программы аудита. Любые изменения целей, области или критериев аудита должны быть согласованы с участвующими сторонами.

При комплексном аудите руководитель аудиторской группы должен обеспечить соответствие целей, области и критериев аудита сущности комплексного аудита. При проведении аудита, следует учитывать следующие факторы:

  • · наличие необходимой информации для планирования аудита;
  • · адекватное сотрудничество с проверяемой организацией;
  • · наличие времени и необходимых ресурсов.

После решения о возможности проведения аудита необходимо сформировать аудиторскую группу с учетом компетентности, необходимой для достижения целей аудита. Если аудит проводит один аудитор, он должен выполнять все обязанности, возлагаемые на руководителя аудиторской группы.

При определении численности и состава аудиторской группы необходимо учитывать следующие факторы:

  • а) цели, область, критерии и продолжительность аудита;
  • б) вид аудита;
  • в) общую компетентность группы по аудиту, необходимую для достижения целей аудита;
  • г) законодательные требования, требования регламентов, требования контрактов и требования органов по аккредитации/сертификации;
  • д) необходимость обеспечения независимости аудиторской группы от проверяемой деятельности и избегания конфликта интересов;
  • е) возможности членов аудиторской группы результативно сотрудничать с проверяемой организацией и совместно работать;
  • ж) язык аудита и понимание специфических социальных и культурных ценностей организации (с учетом собственного опыта аудиторов или при поддержке технического эксперта).

Если аудиторы в аудиторской группе не обладают необходимыми знаниями и опытом, в группу включают технических экспертов. Технические эксперты должны работать под руководством аудиторов. В группу по аудиту можно включать стажеров, но они не должны заниматься аудитом без руководства или методической помощи со стороны аудиторов. И заказчик, и проверяемая организация имеют право требовать замены членов аудиторской группы по объективным причинам (член аудиторской группы работал ранее в проверяемой организации или же оказывал ей услуги по консалтингу, предыдущее неэтичное поведение). Причины доводят до сведения руководителя аудиторской группы и ответственного за управление программой аудита, которые должны согласовать с заказчиком аудита и проверяемой организацией решение по замене членов аудиторской группы.

Первоначальный контакт официального или неофициального характера с проверяемой организацией для проведения аудита устанавливает ответственный за управление программой аудита или руководитель аудиторской группы. Цель первоначального контакта:

  • а) определение каналов обмена информацией проверяемой организации;
  • б) подтверждение полномочий для проведения аудита;
  • в) предоставление информации по предлагаемому графику аудита;
  • г) получение разрешения на доступ к соответствующим документам;
  • д) определение правил обеспечения безопасности работ на месте;
  • е) определение подготовительных мероприятий к аудиту;
  • ж) согласование присутствия наблюдателей.

Прежде чем начать деятельность по аудиту на месте, анализируют документы проверяемой организации, записи, а также отчеты по предыдущим аудитам с целью определения соответствия системы документам и критериям аудита. Анализ должен учитывать размер, вид деятельности и сложность организации, а также цели и область аудита. В некоторых случаях этот анализ может быть отложен до начала проведения аудита на месте, если это не нанесет ущерба результативности проведения аудита. В других случаях может оказаться необходимым посетить место проведения аудита для получения необходимой информации.

Если документация признана неадекватной, то руководитель аудиторской группы должен проинформировать заказчика аудита, ответственных за управление программой аудита и проверяемую организацию. Необходимо принять решение по продолжению или приостановке аудита до тех пор, пока проблемы с документацией не будут разрешены. Руководитель аудиторской группы должен подготовить план аудита для согласования с заказчиком аудита, аудиторской группой и проверяемой организацией. На основании плана уточняют сроки выполнения отдельных работ, предусмотренных планом. В плане аудита должны найти отражение область и уровень сложности аудита в зависимости, например, от того, первоначальный это или последующий аудит, внутренний или внешний аудит. План аудита должен быть достаточно гибким, чтобы по мере осуществления аудита на месте при необходимости можно было внести изменения, например в область аудита. План аудита должен включать:

  • а) цели аудита;
  • б) критерии аудита и ссылочные документы;
  • в) область аудита, включая идентификацию организационных и функциональных подразделений и процессов, которые будут проверяться;
  • г) даты и места проведения аудита;
  • д) ожидаемое время и продолжительность проведения аудита на месте, включая совещания с руководством проверяемой организации и совещания групп по аудиту;
  • е) роли и обязанности членов аудиторской группы и сопровождающих лиц;
  • ж) распределение соответствующих ресурсов по «критичным местам» проведения аудита.
  • и) определение представителей проверяемой организации для участия в аудите;
  • к) рабочий язык и язык отчета (акта) по аудиту там, где он отличается от родного языка аудитора и (или) проверяемой организации;
  • л) содержание отчета (акта) по аудиту;
  • м) материально-техническое обеспечение (средства передвижения, оборудование на месте и др.);
  • н) все, что касается обеспечения конфиденциальности;
  • о) любые действия по результатам аудита.

План должен быть проанализирован, принят заказчиком аудита и представлен проверяемой организации перед началом аудита на месте. Любые возражения со стороны проверяемой организации должны быть разрешены с руководителем аудиторской группы и заказчиком аудита.

Руководитель аудиторской группы должен распределить ответственность между членами группы за аудит конкретных процессов, подразделений, участков, областей или видов деятельности. Такое распределение должно учитывать потребность в независимости, компетентности аудиторов и результативном использовании ресурсов, а также различную ответственность аудиторов, стажеров и технических экспертов. Для достижения целей в процессе аудита могут быть сделаны изменения в распределении ответственности.

Члены аудиторской группы должны анализировать информацию, относящуюся к распределению ответственности, и готовить для регистрации результатов аудита рабочие документы: контрольные листы и планы выборок для аудита; формы для регистрации данных, таких как подтверждающие свидетельства, выводы аудита и протоколы совещаний. Использование контрольных листов и форм не должно ограничивать объем проверок при аудите, которые могут измениться в результате анализа собранных во время аудита данных. Рабочие документы, включая записи, являющиеся результатом использования документов, следует хранить до завершения аудита.

Предварительное совещание проводят с руководством проверяемой организации или, где это возможно, с теми, кто отвечает за проверяемые подразделения или процессы. Как правило, при внутренних аудитах малых предприятий на предварительном совещании объявляют о том, что аудит начинается, и объясняют характер аудита. В других случаях предварительное совещание считают официальным и ведут регистрацию присутствующих на нем. В роли председателя должен быть руководитель аудиторской группы. На совещании необходимо выполнить следующее:

  • а) представить участников, включая их роль в аудите;
  • б) подтвердить цели, области, критерий аудита;
  • в) подтвердить график проведения аудита и другие соглашения с проверяемой организацией, связанные с аудитом (даты и время заключительного совещания, любые промежуточные совещания аудиторской группы и руководства проверяемой организации и дальнейшие изменения);
  • г) ознакомить с методами и процедурами аудита, включая информирование проверяемой организации о том, что свидетельства аудита будут основаны на выборках доступных данных и в аудите будет присутствовать элемент неопределенности;
  • д) подтвердить официальные каналы связи между аудиторской группой и проверяемой организацией;
  • е) подтвердить язык, используемый при аудите;
  • ж) подтвердить, что проверяемая организация будет информирована о ходе аудита во время его проведения;
  • и) подтвердить, что любые ресурсы и средства, необходимые аудиторской группе, будут доступны;
  • к) подтвердить обеспечение конфиденциальности;
  • л) подтвердить обеспечение безопасности работы, ознакомление с процедурами на случай чрезвычайной ситуации и обеспечение безопасности для аудиторской группы;
  • м) подтвердить наличие, роль и фамилии всех сопровождающих лиц;
  • н) ознакомить с методами составления отчетов, включая классификацию несоответствий;
  • о) информировать об условиях, при которых аудит может быть прекращен;
  • п) информировать о системе рассмотрения апелляций по проведению или заключениям по результатам аудита.

Свидетельство, полученное во время аудита, относительно предполагаемого непосредственного и существенного риска (например, связанного с безопасностью, охраной окружающей среды или качеством) должно быть без задержки доведено до сведения проверяемой организации и, если необходимо, заказчика аудита. Информация, выходящая за пределы области аудита, должна также приниматься во внимание и доводиться до сведения руководителя аудиторской группы, чтобы осуществить обмен информацией с проверяемой организацией и заказчиком аудита. Если свидетельство аудита указывает на невыполнимость целей аудита, руководитель аудиторской группы должен доложить проверяемой организации и заказчику о причинах принятия соответствующих мер, включающих корректировку и переутверждение плана аудита, изменение целей или области аудита, или прекращение аудита.

Во время аудита информация, относящаяся к целям аудита, области и критериям аудита, включая информацию, касающуюся взаимодействия между подразделениями, деятельности и процессов, должна быть собрана путем необходимых выборок и верифицирована. Свидетельством аудита может быть только информация, которая может быть верифицирована. Свидетельства аудита должны быть зарегистрированы и основано на выборках подходящих данных. Поэтому имеется элемент неопределенности при проведении аудита, и выводы аудита должны учитывать эту неопределенность. На рисунке 2 приведена блок-схема процесса, начиная от сбора информации до получения заключения по результатам аудита.

Рисунок 2 — Блок-схема процесса — от сбора информации до получения заключений по результатам аудита

Методы сбора информации включают: опросы; наблюдения за деятельностью; анализ документов. Выбранные источники информации зависят от области и комплексности аудита и включают в себя:

  • а) опросы работников;
  • б) наблюдения за деятельностью, окружающей производственной средой и условиями работы;
  • в) документы (политика, цели, планы, процедуры, стандарты, инструкции, лицензии и разрешительные документы, спецификации, чертежи, контракты и заказы);
  • г) записи (протоколы) проверок, протоколы совещаний, отчеты (акты) по аудитам, записи по мониторингу программ и результаты измерений);
  • д) итоговые данные, показатели анализа и результативности;
  • е) информацию по программам выборочного исследования проверяемой организации и управлению выборками и процессами измерений;
  • ж) отчеты, источниками которых могут быть, например, обратная связь от потребителей, другая соответствующая информация, получаемая извне, оценки поставщиков;
  • и) компьютеризованные базы данных и веб-сайты.

Для получения выводов аудита, свидетельства аудита должны быть сопоставлены с критериями аудита. Выводы аудита указывают на соответствие или несоответствие критериям аудита. Если это определено целями аудита, выводы аудита могут определять возможности для улучшения.

Соответствия критериям аудита должны быть обобщены с указанием мест расположения, подразделений или процессов, которые подвергались аудиту. Если это предусмотрено планом аудита, отдельные выводы аудита о соответствии и подтверждающие их свидетельства также должны быть записаны. Несоответствия и подтверждающие их свидетельства аудита должны быть записаны и классифицированы (ранжированы). Они должны быть проанализированы с проверяемой организацией для подтверждения объективности свидетельств аудита. Необходимо устранить разногласия во мнениях по свидетельствам аудита и/или выводам аудита, а неразрешенные проблемы документально оформить.

Аудиторская группа до заключительного совещания должна выполнить следующее:

  • а) рассмотреть выводы аудита и другую соответствующую информацию, собранную во время аудита, на соответствие целям аудита;
  • б) согласовать заключения по результатам аудита с учетом неопределенности, присущей процессу аудита;
  • в) подготовить рекомендации, если это предусмотрено целями аудита;
  • г) обсудить действия по результатам аудита, если это входит в план аудита.

Заключения по результатам аудита должны содержать:

  • а) степень соответствия системы менеджмента критериям аудита;
  • б) результативность внедрения, поддержания и улучшения системы менеджмента;
  • в) возможности процесса анализа со стороны руководства для обеспечения постоянной пригодности системы менеджмента, ее адекватности, результативности и улучшения.

Если это определено целями аудита, то заключения по результатам аудита могут включать рекомендации относительно улучшений, взаимоотношений в бизнесе (предпринимательской деятельности), сертификации/регистрации или дальнейшей деятельности по аудиту.

Цель заключительного совещания, председателем которого является руководитель аудиторской группы, — представить выводы и заключения по аудиту таким образом, чтобы они были признаны проверяемой организацией, и, при необходимости, были согласованы сроки предоставления плана корректирующих и предупреждающих действий. Участники заключительного совещания должны представлять проверяемую организацию, заказчика аудита и другие стороны. Если это необходимо, руководитель аудиторской группы должен изложить свое мнение проверяемой организации относительно сложившихся во время аудита ситуаций, которые могут уменьшить доверие к заключениям по результатам аудита.

Во многих случаях, например, при внутреннем аудите малого предприятия на заключительном совещании просто сообщаются выводы и заключение по результатам аудита, других ситуациях при аудите совещание должно быть официальным с ведением протокола и списка присутствующих. Любые разногласия по выводам и/или заключению по результатам аудита между аудиторской группой и проверяемой организацией должны быть обсуждены и, по возможности, разрешены. Если нет единого мнения, то это должно быть зарегистрировано. Если это предусмотрено целями аудита, то должны быть представлены рекомендации по улучшению с указанием, что они не носят обязательного характера.

Руководитель аудиторской группы отвечает за подготовку и содержание отчета (акта) по аудиту. Отчет (акт) по аудиту должен содержать полные, точные, сжатые и понятные записи по аудиту и должен включать ответы на следующие вопросы:

  • а) цели аудита;
  • б) область аудита, в частности, идентификация проверенных организационных и функциональных подразделений или процессов и охватываемый период времени;
  • в) идентификация заказчика аудита;
  • г) идентификация руководителя и членов аудиторской группы;
  • д) даты и места проведения аудита на месте;
  • е) критерии аудита;
  • ж) выводы аудита;
  • и) заключения по результатам аудита.
  • к) план аудита;
  • л) список представителей проверяемой организации;
  • м) итоги проведения аудита, включая неопределенности и/или любые встретившиеся препятствия при его проведении, которые могут уменьшить достоверность заключения по результатам аудита;
  • н) подтверждение достижения целей аудита в пределах области аудита в соответствии с планом аудита;
  • о) области, не охваченные аудитом, но находящиеся в области аудита;
  • п) неразрешенные противоречия между аудиторской группой и проверяемой организацией;
  • р) рекомендации по улучшению, если это предусмотрено целями аудита;
  • с) согласованный план действий по результатам аудита, при необходимости;
  • т) заявление о конфиденциальном характере содержимого отчета;
  • у) перечень рассылки отчета по аудиту.

Отчет (акт) по аудиту должен быть подготовлен в согласованные сроки. Если это невозможно, то о причинах задержки необходимо сообщить заказчику аудита и согласовать новый срок его подготовки. Отчет (акт) по аудиту должен быть датирован, проанализирован и утвержден в соответствии с процедурами программы аудита. Отчет (акт) по аудиту должен быть разослан получателям, определенным заказчиком аудита. Отчет (акт) по аудиту является собственностью заказчика аудита. Члены аудиторской группы и все, кто получает отчет (акт) по аудиту, должны соблюдать требования конфиденциальности содержимого отчета (акта).

Аудит считается завершенным, если все процедуры, предусмотренные планом аудита, выполнены, и утвержденный отчет (акт) по аудиту разослан.

Документы, имеющие отношение к аудиту, следует хранить или уничтожать на основании соглашения между участвующими сторонами в соответствии с процедурами программы аудита, соглашением между сторонами и в соответствии с действующим законодательством, нормативными требованиями и требованиями контрактов.

Если это не предусмотрено законом, аудиторская группа и ответственные за управление программой аудита не должны раскрывать содержимого документов и другой информации, полученной во время аудита, или отчетов по аудиту любой другой стороне без ясного разрешения заказчика аудита и, где это требуется, разрешения проверяемой организации. Если необходимо раскрыть содержание документов аудита, заказчик аудита и проверяемая организация должны быть проинформированы об этом как можно скорее.

Заключения по результатам аудита могут указывать на необходимость корректирующих, предупреждающих действий или, при необходимости, действий по улучшению. Последующие действия не рассматривают как часть аудита, и вопрос об их проведении в согласованные сроки обычно решает проверяемая организация, которая должна информировать заказчика аудита о состоянии выполнения этих действий. Завершение и результативность корректирующих действий должны быть верифицированы. Верификация может быть частью последующего аудита. Программа аудита может предусматривать выполнение определенных действий после аудита членами аудиторской группы, что может добавить ценность аудиту, учитывая опыт аудиторов. В таких случаях следует позаботиться об обеспечении независимости при проведении последующих аудитов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *