Как государство может влиять на денежную систему
Перейти к содержимому

Как государство может влиять на денежную систему

  • автор:

Влияние государства на национальную денежную систему

Бычков, А. А. Влияние государства на национальную денежную систему / А. А. Бычков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 19 (99). — С. 365-367. — URL: https://moluch.ru/archive/99/22151/ (дата обращения: 17.03.2024).

Современная денежная система является очень сложной системой. Потому если повлиять хотя бы на один из факторов, будет затронута вся денежная система. При этом не важно, косвенное это будет влияние или же прямое.

Факторы, которые могут оказать влияние на систему, бывают: объективные и субъективные; микроэкономические и макроэкономические; внешние и внутренние.

У данных факторов в экономической теории есть уровни воздействия: сильное воздействие, слабое воздействие и нейтральное воздействие.

Особое место среди этих факторов, которые могут оказать влияние на национальную денежную систему, достается государственному регулированию монетарных процессов. Подробную характеристику данного фактора мы рассмотрим ниже.

Государственное регулирование монетарных процессов — это воздействие денежных властей государства на денежную систему при помощи различных методов, инструментов и механизмов. Этот фактор усиливает положительное воздействие на денежную систему и сдерживает негативное влияние от различных отрицательных факторов. Такое воздействие государственного регулирования монетарных процессов будет на высоком уровне тогда, когда будет учитываться воздействие других факторов. Точнее — это внутренние и внешние факторы.

В наше время большую роль занимают внешние факторы. Для стабильного развития денежной системы нужно учитывать эти факторы, оценивать их воздействие, делать прогнозы на будущее, корректировать стратегии и тактики регулирования.

К внешним факторам, влияющим на денежную систему, относят:

1. тенденции развития мировой экономики (особенно важен в период нестабильности национальной денежной системы);

2. интегрированность национальной экономики;

3. «открытость» национальной экономики;

4. процессы глобализации мировой экономики.

Российские экономисты характеризуют на настоящее время регулирование монетарных процессов, как смешанный фактор, у которого нет ярко выраженной цели, публичная декларация внутренних мелких целей также отсутствует.

Все внешние факторы, естественно, как мы видим, связаны с мировой экономикой. И нет такой экономики, которая не реагировала бы на изменения в мировой. Например, глобализация, как внешний фактор, с одной стороны несет в себе благоприятные предпосылки, с другой стороны несет потенциальные проблемы. Может произойти дезорганизация национальной денежной системы, особенно в условиях кризиса, что для российской экономики важно проконтролировать.

Для контроля государство должно вводить больше единых подходов к регулированию экономики, увеличивать надзор над банками не только государственными, но и частными. Но в меру, потому что это может сказаться негативно на банковской системе, как об этом писалось в первой главе. Также государство должно предугадывать возможные риски, связанные с изменениями в мировой экономике.

Прогнозируют, что нашей стране в настоящее время нужна единая монетарная политика, государственный прогноз, который будет учитывать использование различных ресурсов денежной системы, с учетом происходящей глобализации. Именно это поможет повысить эффективность экономической политики в монетарной сфере.

Далее следует рассмотреть внутренние факторы, которые влияют на денежную систему. К ним относят:

1. Степень развитости товарно-денежных отношений (в России отношения развиты в сторону рыночной модели);

2. Особенности текущей фазы экономического цикла (при помощи данного фактора можно определить, в каком положении находится российская экономика в конкретный период времени);

3. Степень развития инфраструктуры рынка, наличие развитых институтов;

4. состояние потребительского спроса, уровень доходов населения;

5. уровень капитализации экономики;

6. особенности денежно-кредитной политики;

7. степень доверия к устойчивости денежной системы.

Если учитывать все перечисленные факторы и правильно направлять государственное регулирование монетарных процессов, можно обеспечить стабильность данного регулирования, поднять уровень доверия к Банку России и способствовать росту российской экономики.

Важным элементом в государственном регулировании является необходимость координации денежных потоков на макроуровне. Такая экономическая политика основывается на движении денежных средств, естественно, является очень важной для стабильного развития денежной системы и экономики в целом.

В этом направлении государственная политика исследует денежный оборот, кредитную политику, специфическую банковскую политику, то есть денежно-кредитную политику и финансовую политику, но при этом не всегда учитывает взаимодействие денежно-кредитной политики с финансовой политикой, что ведет к снижению ее эффективности. По поводу взаимодействия денежно-кредитной политики с другими направлениями экономисты выделяют такие положения:

1. Цели денежно-кредитной политики должны совпадать с целями других видов политики, чтобы развитие экономики страны было стабильным;

2. Денежно-кредитная политика — специфическая политика и не является элементом какого-либо другого вида политики. У нее есть собственные субъекты и объекты, свои методы регулирования. Субъектом являются центральный банк и кредитные организации, а объектом — спрос на деньги и предложение денег.

Иными словами, денежно-кредитная политика — это комплекс мероприятий в области организации денежных и кредитных отношений в стране. Данный комплекс и должен обеспечивать воздействие денежно-кредитной сферы на процесс воспроизводства, должен регулировать экономический рост, повышать эффективность производства и решать другие задачи российской экономики.

Перейдем к финансовой политике. Субъектами данной политики являются органы законодательной и исполнительной власти. На законодательном уровне финансовая политика делиться на два направления: бюджетная политика и налоговая политика. Данное взаимодействие двух видов политики при стабильной экономике страны и приводит к эффективности финансовой политики. Отсюда понятно, что объекты финансовой политики зависят от направления (бюджетного или налогового).

Экономисты выделяют несколько направлений взаимодействия денежно-кредитной политики и финансовой политики, которые помогают обеспечивать стабильное развитие экономики:

1. создание необходимого уровня инфляции;

2. создание и внедрение инноваций;

3. поддержка субъектов малого бизнеса со стороны государства;

4. регулирование финансового рынка государством;

5. обеспечение финансирования по отношению к социальным проектам.

Все эти направления и есть денежные потоки. Естественно, что данные направления необходимо координировать на макроуровне при помощи государственной деятельности для стабильного развития денежной системы, а следовательно российской экономики в целом.

Главная цель, которую устанавливает государство в плане денежной политики, это максимальный экономический рост, стабильность цен и эффективная занятость. Одна для достижения этой цели нужно достаточно много времени. Потому денежная политика для облегчения достижения главной цели разделяет ее на несколько промежуточных.

У денежной политики есть ряд факторов, которые необходимо учитывать для совершенствования основ денежной системы в контексте инновационного экономического роста:

1. важно учитывать, какая концепция лежит в основе всей экономической политике государства;

2. важно учитывать показатели того, насколько денежная политика за предыдущие периоды способствовала экономическому росту и усилению инвестиционной составляющей;

3. важно выявлять причины инфляции;

4. важно учитывать, насколько хорошо сочетаются методы денежной политики с методами бюджетной политики и налоговой политики;

5. важно учитывать уровень стабильности банковской системы;

6. важно учитывать, насколько четко на данный момент выражена специфика денежной политики.

Помимо факторов, современные экономисты выделяют несколько критериев эффективности денежной политики, к ним относят:

1. равномерность и поступательность экономического роста;

2. устойчивость денежных отношений;

3. устойчивость национальной денежной единицы;

4. эффективная отраслевая структура производства;

5. эффективное размещение территориальное производства;

6. устойчивость политической сферы;

7. участие государства в банковском секторе.

Главный критерий эффективности денежной политики — нарастание способности центрального банка достигать поставленные цели. Цели, которые выдвигает ему денежная политика. Это выбор адекватного типа регулирования процессов экономики, рост роли денежной политики в экономике, как фактора, который будет способствовать решению большинства экономических задач.

Основываясь на выделенных критериях, выбирают некоторые показатели, которые могут оценить эффективность денежной политики на макроуровне: устойчивость денежной единицы, денежного оборота, уровень инфляции. Для более точной оценки эффективности денежной политики эти показатели рассматриваются в динамике, которая отражает позитивную реализацию денежной политики и возрастание ее значения в экономике.

Проанализировав все выделенные факторы и критерии, экономисты отмечают изменение объекта денежной политики. Но определяющими объектами всегда в теории являются: спрос на деньги, объем и структура денежной массы и ее оборот, объем кредитов, скорость оборота денег и структура доходов и расходов.

В тот или иной период в экономике России выбирается экономистами приоритетный объект. Это помогает регулировать в нужном направлении деятельность денежной политики, а центральному банку проводить политику поддержания роста денежной массы.

То есть, можно сделать вывод, что выбирая конкретные объекты и цели, можно выбрать соответствующие инструменты и методы регулирования денежной системы. Решение проблем совершенствования денежной системы зависит от многих факторов. В первую очередь необходимо такое регулирование, которое было бы направлено на поддержку реального сектора экономики. Это ведет к инновационному экономическому росту, о котором мы и говорим.

В рамках данного подхода выделяют следующие направления регулирования:

1. определение главных направлений в сфере развития науки и техники, так как это основные показатели, способствующие инновационному экономическому росту;

2. определение ссуды инновационного характера;

3. определение направлений поддержки кредитных организаций таких, которые осуществляют кредитование инновационных проектов;

4. определение направлений ужесточения требований к банкам, которые занимаются выдачей ссуд инновационного характера, снижение рисков;

5. введение налоговых льгот для таких банков.

Все вышеуказанные теоретические предположения по теме совершенствования денежной системы России именно в контексте инновационного экономического роста ориентированы на использование таких подходов, как: системный, эволюционный и институциональный. Они должны опираться на анализ направлений, задач и мероприятий по модернизации денежной политики, финансового сектора в целом.

1. Институциональная теория денег: сущность и правовой режим денег и ценных бумаг / А. Ю. Грибов. — М.: ИД РИОР, 2013. — 200 с.

2. Национальная денежная система: теория, методология исследования, концепция развития в условиях модернизации современной экономики: Монография / М. А. Абрамова. — М.: КУРС: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 380 с.

3. Современные тенденции развития и антикризисного регулирования финансово-экономической системы: монография / Б. Б. Рубцов и др. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 180 с.

Основные термины (генерируются автоматически): денежная политика, денежная система, денежно-кредитная политика, финансовая политика, государственное регулирование, российская экономика, инновационный экономический рост, мировая экономика, национальная денежная система, стабильное развитие.

Похожие статьи

Направление денежнокредитного регулирования.

Направление денежнокредитного регулирования инновационного развития российской экономики.

Ключевые слова: денежнокредитное регулирование; таргетирование инфляции; ключевая процентная ставка; инновационное развитие; валютный курс; индекс.

Пути повышения роли денежнокредитной политики для.

Глобальный финансовоэкономический кризис оказал существенное влияние на замедление темпов роста мировой экономики. В ряде стран наблюдается экономическая рецессия. Нестабильность на мировых финансовых и товарных рынках отразилась на темпах.

Денежнокредитная политика России в условиях глобализации

Денежнокредитная политика — комплекс мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса.

Влияние денежнокредитной политики государства на уровень.

В статье рассмотрены механизмы денежнокредитной политики государства, индикаторы состояния финансовой системы, а также влияние политики таргетирования инфляции Центрального банка на благосостояние населения России.

Денежнокредитное регулирование России на современном этапе

Ключевые слова: Центральный Банк, Государство, деньги, денежнокредитная политика, денежнокредитноерегулирование, инструменты денежнокредитного регулирования.

Ключевые слова: денежнокредитная политика, инструменты.

денежнокредитная политика, инструменты денежнокредитного регулирования, центральный банк, кризис, регулирование.

Направление денежнокредитного регулирования инновационного развития российской экономики.

Особенности регулирования курса национальной валюты.

В статье рассматривается проблема регулирования валютного курса и совершенствования денежнокредитной политики в РФ. Рассмотрены основные подходы к совершенствованию валютной системы на основании различных механизмов и инструментов.

Влияние денежнокредитной политики Банка России на.

В статье рассмотрены основные направления денежнокредитной политики Банка России на современном этапе развития экономики и ее влияние на основные показатели деятельности российских предприятий.

Влияние денежнокредитной политики государства на малый.

Денежнокредитная политика является обоюдоострым оружием, с помощью которого можно справиться и со спадом производства, и с инфляцией. Если выделить самое главное этой политики, то можно сказать.

Как государство может влиять на денежную систему

Нужда в государстве возникает из-за того, что абсолютной свободы не бывает. Как ни привлекательна анархическая философия, в мире несовершенных людей анархия неосуществима. Свобода одного человека может вступать в конфликт со свободой другого, и, когда это происходит, чью-то свободу приходится ограничить, чтобы сохранить свободу второго человека; как выразился однажды член Верховного суда, «моя свобода размахивать кулаками должна быть ограничена расстоянием до вашего подбородка».

В области экономической большие затруднения связаны с конфликтом между свободой объединений и свободой конкуренции. Какой смысл следует вкладывать в понятие «свободное» применительно к предпринимательству? В США «свободу» в этом случае понимают так, что каждый свободен сделаться предпринимателем, а значит, уже существующие предприниматели несвободны избавляться от конкурентов, кроме как посредством продажи лучшего товара по той же цене или того же товара по более низкой цене. Напротив, континентальная традиция обычно толкует это понятие в том смысле, что предприниматели свободны поступать так, как им заблагорассудится, в том числе сговариваться о ценах, делить рынки и пользоваться прочими способами вытеснения потенциальных конкурентов. Видимо, самая сложная конкретная проблема в этой области касается объединений рабочих, где особенно остро встаёт вопрос о свободе объединений и свободе конкуренции.

Вот ещё более существенная область экономики, в которой ответить на этот вопрос и сложно, и весьма важно: определение прав собственности. Развившееся с течением веков и занесённое в наши законоуложения понятие собственности настолько сделалось частью нашего сознания, что мы о нём не задумываемся и не осознаём, до какой степени понятия о том, что же является собственностью и какие права обеспечивают владение ею, представляют собой сложные социальные конструкты, а не самоочевидные истины. Например, позволяет ли мне моё право на владение землёй и моя свобода распоряжаться своей собственностью по своему усмотрению отказывать другому в праве летать над моей землёй в своём самолёте? Или верх берёт его право пользоваться своим самолётом? . Наличие строго конкретного и общепринятого определения собственности во многих случаях куда важнее, чем само содержание этого определения.

Ещё одна область экономики, создающая особенно сложные проблемы,-это денежная система. Ответственность государства за денежную систему признаётся давно. По-видимому, ни в одной другой области экономической деятельности государственные полномочия не пользуются таким широким признанием. Это привычное и сегодня уже почти автоматическое признание за государством такой ответственности делает вдвойне необходимым глубокое понимание оснований для этой ответственности, ибо оно увеличивает опасность расширения государственных полномочий за пределы деятельности, приемлемой в свободном обществе.

16592. Автор пишет об ответственности государства за денежную систему. Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите два возможных направления влияния государства на денежную систему. Проиллюстрируйте каждое из них конкретным примером деятельности государства. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Показать подсказку

В правильном ответе должны быть указаны направления и приведены соответствующие примеры, допустим:
1) государство имеет исключительное право эмиссии денег (например, центральный банк выпустил в оборот новую купюру в 5000 единиц и изъял из обращения мелкие монеты)
2) государство осуществляет денежно-кредитную политику (например, в условиях перепроизводства центральный банк повысил учётную ставку рефинансирования)

Могут быть указаны другие направления, приведены иные примеры

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 16592.

Эссе по обществознанию

Автор пишет об ответственности государства за денежную систему. Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите два возможных направления влияния государства на денежную систему. Проиллюстрируйте каждое из них конкретным примером деятельности государства. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.)

Направления и примеры:

1) государство имеет исключительное право эмиссии денег (например, центральный банк выпустил в оборот новую купюру в 5000 единиц и изъял из обращения мелкие монеты);

2) государство осуществляет денежно-кредитную политику (например, в условиях перепроизводства центральный банк повысил учетную ставку рефинансирования).

Источник: ЕГЭ-2022. Обществознание: типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов. Котова О.А., Лискова Т.Е.

Воздействие государства на денежную систему

Роль государства в денежной сфере первоначально ограничивалось изготовлением монет. Поставлять слитки, в максимальной мере одинаковые по весу и чистоте, и снабжать их штампом, который было бы трудно подделать и который мог бы легко распознаваться всеми как знак государственного чекана, всегда было и до сих пор остается главной задачей государства применительно к денежной системе. Начав с этой деятельности, государство постепенно расширяло свое присутствие в денежной сфере.

Прогресс технологии изготовления монет протекал медленно. Первоначально изображение, отпечатанное на монете, было всего лишь доказательством подлинности материала, в частности его чистоты, а вот вес монеты удостоверялся посредством взвешивания при каждом платеже (при современном состоянии исторического знания этот факт не может считаться точно установленным, и в любом случае развитие денежной системы в разных местах шло различным образом). Позже, когда различные виды монет обособились в однородные группы, монеты каждого отдельного вида стали обмениваться на монеты любого другого. Следующим этапом процесса распределения монет по группам стало появление параллельных стандартов. Это проявилось в форме сосуществования двух денежных систем, базировавшихся соответственно на золотых и серебряных товарных деньгах. Монеты каждой из этих систем образуют замкнутую группу. Их веса образовали определенные соотношения, и государство, придавая им статус узаконенного средства платежа, исходило из тех же пропорций, соглашаясь тем самым с коммерческой практикой, которая постепенно сложилась при использовании в обороте различных монет, изготовленных из одного и того же металла. Эта стадия была достигнута без существенного вмешательства государства. Все, что государство делало до этих пор, сводилось к предложению монет для использования в торговле. Действуя как контролер денежного обращения, оно поставляло удобные кусочки металла определенного веса и чистоты, ставило на них штамп, так что каждый мог без труда распознать содержание металла и место происхождения. Действуя как законодатель, государство придало этим монетам статус узаконенного платежного средства (важность этого действия была показана только что). Действуя как судья, государство применяло соответствующие положения законодательства. Однако этот процесс не остановился на данной стадии. В течение примерно последних двухсот лет степень государственного воздействия на денежную систему значительно увеличилась по сравнению с предшествующим этапом. Одно тем не менее должно быть совершенно ясно: даже сегодня государство не имеет непосредственной власти делать с деньгами, или, иными словами, с общим средством обмена, все, что ему заблагорассудится. Даже сегодня только те, кто фактически участвует в коммерческом обороте, могут превратить товар в общее средство обмена, хотя влияние государства на коммерческую практику, как потенциальное, так и фактическое, увеличилось. Оно увеличилось, во-первых, потому, что возросла собственная роль государства как экономического агента. Сегодня государство в большей мере, чем в предшествующие века, является покупателем и продавцом, нанимателем, выплачивающим зарплату, и получателем налоговых отчислений. В этом процессе нет ничего примечательного или нуждающегося в особом анализе. Очевидно, что влияние экономического агента на выбор денежного товара будет тем больше, чем больше его доля в рыночных сделках. Нет никаких причин полагать, что эта ситуация как-то изменяется только оттого, что здесь задействован какой-то определенный экономический агент, в данном случае — государство.

Однако помимо этого государство оказывает еще одно — специфическое — воздействие на выбор денежного товара. Это воздействие не связано ни с позицией государства на рынке, ни с его законодательными или судебными функциями. Это воздействие осуществляется государством в его роли официального контролера чеканки, дающей ему власть изменять характеристики денежных заместителей, выпускаемых в обращение.

Обычно воздействие государства на денежную систему приписывается полномочиям государства в сфере принятия законодательства и отправления правосудия. Предполагается, что закон, способный легитимно изменять содержание имеющихся долговых отношений и принуждать к исполнению новых договоров, касающихся задолженности, позволяет государству оказывать решающее воздействие на выбор коммерческого средства обмена.

Сегодня крайняя форма аргументации такого рода содержится в книге Кнаппа «Государственная теория денег» , однако ее придерживаются в той или иной мере большинство немецких авторов, например Гельферих. Данный автор, говоря о происхождении денег, справедливо сомневается в том, что для того, чтобы данный товар стал деньгами и сформировал стандарт отложенных платежей, требуется что-то помимо использования товара в качестве общего средства обмена. Однако он постоянно упоминает как нечто само собой разумеющееся тот факт, что в современной экономике в некоторых странах некоторые виды денег — и вся денежная система в других странах — являются деньгами и используются как общее средство обмена только потому, что в этих конкретных деньгах должны или могут осуществляться обязательные платежи и денежные обязательства.

С такого рода концепциями довольно трудно согласиться. Они упускают из виду важные последствия вмешательства государства в денежную сферу. Объявляя, что объект имеет юридическое значение при ликвидации обязательств, выраженных в деньгах, государство не в состоянии повлиять на выбор общего средства обмена, который определяется исключительно в процессе коммерческих сделок. История показывает, что те государства, которые хотели, чтобы их подданные приняли новую денежную систему, регулярно выбирали иные средства для достижения этой цели.

Во время преобладания старинных денежных систем законодательное установление пропорций списания обязательств использовалось как вспомогательная мера, применявшаяся только в связи с изменениями денежного стандарта, которые обеспечивались другими мерами. Положение, согласно которому налоги должны будут уплачиваться в деньгах новой разновидности и все другие денежные обязательства должны будут погашаться в новых деньгах, представляет собой следствие перехода на новый стандарт. Эти положения выполняются в действительности, только когда новая разновидность денег станет общим средством обмена, общепринятым в коммерческой практике. Денежная политика не может реализоваться только посредством законодательных мер, в частности только посредством изменения юридического определения содержания долговых договоров и изменений в системе государственных расходов. Денежная политика обязательно должна опираться на возможности государственной власти быть контролером чеканки денег и эмитентом требований на деньги, погашаемых при предъявлении, каковые требования могут играть роль денег в коммерческих сделках. Необходимые мероприятия должны быть не просто пассивной регистра-цией в протоколах законодательных собраний и официальной печати, но — часто при значительных финансовых жертвах — они должны быть реализованы в действительности.

Страна, которая хочет убедить своих подданных перейти с одного стандарта, основанного на драгоценных металлах, на другой, не может ограничиться выражением этого своего намерения в соответствующих положениях гражданского и налогового права. Она должны сделать так, чтобы в коммерческой практике новые деньги заняли место старых. Это же верно и для перехода от кредитных или декретных денег к стандарту, основанному на товарных деньгах. Ни один государственный деятель, перед которым стояла подобная задача, ни минуты не сомневался на этот счет. Решающим шагом здесь является вовсе не юридическое изменение номинала задолженности и вовсе не установление порядка, при котором налоги должны уплачиваться в новых деньгах, но обеспечение достаточных количеств новых денег и изъятие из обращения старых.

Это теоретическое положение можно проиллюстрировать рядом исторических примеров. Во-первых, невозможность модификации денежной системы только посредством установлений государственной власти может быть проиллюстрирована неудачными попытками законодательно перейти к биметаллизму. Это были попытки разрешить сложную проблему слишком простыми средствами. В течение тысяч лет золото и серебро одновременно использовались как товарные деньги. Однако сохранение этой практики становилось все более накладным, поскольку параллельный стандарт, т.е. одновременное использование в качестве валюты этих двух разновидностей денег, имеет множество недостатков . Поскольку от лиц, занятых своим частным бизнесом, не ожидалось никакой стихийной поддержки, государство решило вмешаться в надежде разрубить этот гордиев узел. Точно так же, как перед этим оно устранило некоторые очевидные затруднения, объявив, что долги в талерах могут быть погашены уплатой двойного количества монет в полталера или четырехкратного количества монет в четверть талера, государство установило фиксированное соотношение между двумя видами драгоценных металлов. Например, долги, уплачиваемые по договору серебром, могли уплачиваться путем передачи кредитору золота, вес которого в 15 1/2 раза меньше, чем установленный в договоре вес серебра. Считалось, что это решит проблему, хотя, как показали последующие события, в действительности это установление породило такие трудности, о которых никто не подозревал при его разработке и принятии. Последствия этого решения были ровно теми, которые закон Грэшема устанавливает для любых попыток законодательно уравнять монеты раной ценности. Во всех долговых сделках и соответствующих платежах использовались только те деньги, ценность которых законодатель установил выше рыночной. В тех случаях, когда законодатель случайно устанавливал отношение на уровне рыночного, сложившегося к моменту принятия закона, проявление эффекта Грэшема откладывалось до очередного изменения цен на драгоценные металлы. Однако этот эффект всегда имел место в тех случаях, когда возникала разница между законодательно установленным и рыночным соотношением двух разновидностей денег. Таким образом, система параллельного стандарта не трансформировалась в двойной стандарт, как предполагалось законодателем, а превращалась в чередующийся стандарт.

Первый итог такого развития событий состоял в необходимости выбрать, по крайней мере на короткое время, между двумя драгоценными металлами. Это было совершенно не то, к чему стремилось государство. Наоборот, государство совершенно не предполагало принимать решение в пользу того или иного металла, — оно надеялось сохранить в обращении и серебро, и золото. Однако попытка официального регулирования, в рамках которой при объявленной взаимной обратимости золота и серебра один из металлов был недооценен, привела лишь к дифференциации полезности этих металлов для целей денежного обращения. Последствия указанной дифференциации состояли в увеличении использования одного металла и в исчезновении из обращения другого. Законодательное и административное вмешательство государства в денежную сферу полностью провалилось. Было убедительно показано, что государство само по себе не может превратить товар в общее средство обмена (т.е. в деньги), что такое превращение могут обеспечить только общие действия всех индивидов, вовлеченных в обмен.

Однако то, что государство не могло достичь законодательными мерами, может, до некоторой степени, оказаться ему по силам, когда оно действует как контролер монетной чеканки. Именно в этом своем качестве оно вмешивалось во всех тех случаях, когда альтернативный стандарт заменялся постоянным монометаллизмом. Это происходило различными способами. Указанный переход был простым и легким, когда действия государства сводились к недопущению возврата к временно недооцененному металлу в один из чередующихся периодов монометаллизма, которые сменяют друг друга при альтернативном стандарте. Это достигалось отменой права свободной чеканки. Еще проще это было в тех странах, где тот или иной металл одерживал верх до того, как государство достигало стадии, необходимой для возникновения современной системы регулирования денежной сферы, так что законодателю оставалось лишь дать формальную санкцию фактически установившемуся порядку вещей.

Проблема оказывалась гораздо более сложной, когда государство пыталось принудить деловых людей к отказу от металла, который фактически использовался ими, и перейти на другой металл. В этом случае государство должно было произвести необходимое количество нового металла, обменять его на старую валюту и либо обратить полученный таким образом старый металл в разменную монету, либо продать его для использования в немонетарных целях или для перечеканки за границей. Реформа германской денежной системы, проведенная после образования Германской империи в 1871 г., может служить отличным примером перехода с одного товарного металлического стандарта на другой. Возникшие на этом пути трудности, которые были преодолены благодаря выплате Францией контрибуции, хорошо известны.

Эти трудности были связаны с решением двух задач — обеспечением реформы золотом и необходимостью утилизации серебра. Только это и ничего больше составляло суть проблемы, подлежавшей решению, когда было принято решение о смене денежного стандарта. Германская империя осуществила переход на золото посредством предоставления золота и требований на золото в обмен на серебряные деньги и требования на серебро, имевшееся у ее граждан. Соответствующее изменение законодательства лишь оформило эту смену.

Точно таким же образом смена стандарта проводилась в Австро-Венгрии, России и других странах, реформировавших свои денежные системы в последующие годы. Реальные проблемы здесь также состояли в необходимости иметь достаточное количество золота и запуске его в обращение, с тем чтобы все участники делового оборота начали использовать золото вместо тех средств обмена, которые они использовали до этого. Этот процесс был существенно ускорен и, что является для него даже более важным, потребовал гораздо меньше золота для перемены стандарта, так как было разрешено, чтобы монеты, бывшие основой предшествующих декретных денег, а также кредитные деньги полностью или частично остались в обращении. Их экономическая природа претерпела при этом фундаментальное изменение, поскольку они трансформировались в требования с полной и постоянной обмениваемостью на новые деньги. Внешне это изменило сделки, суть которых осталась прежней. Вряд ли можно оспаривать тот факт, что меры денежной политики в странах, применивших этот прием, состояли по преимуществу в обеспечении необходимых количеств металла.

Преувеличенная оценка властных полномочий государства при реализации денежной политики в части законодательных мер может иметь причиной только поверхностный анализ тех процессов, которые имели место в период перехода от товарных к кредитным деньгам. Обычно этот переход осуществляется посредством декларирования государством, что непогашаемые деньгами требования на деньги являются таким же средством платежа, как сами деньги. Как правило, смена стандарта и замена кредитными деньгами товарных денег не являются непосредственной целью такой декларации. В подавляющем большинстве случаев государство прибегало к этой мере, руководствуясь лишь фискальными целями. Создавая кредитные деньги, оно стремилось увеличить собственные ресурсы [металла]. При этом снижение покупательной способности денег вряд ли входило в намерения государства. Однако именно снижение ценности денег, вызывая эффект, описываемый законом Грэшема, приводило к смене денежного стандарта. Иное не соответствовало бы постоянным заверениям, что платежи наличными будут прекращены с момента перехода на кредитные деньги, что означало бы отмену погашаемости банкнот, — меру, целью которой был переход к кредитному стандарту. Этот результат всегда находился в противоречии с волей государственных органов, а не в соответствии с ней.

Только деловой оборот способен превратить товар в общее средство обмена. Деньги создает не государство, а общепринятая практика всех участников рыночных сделок. Следовательно, государственное регулирование в части применения общей власти государства ликвидировать долговые обязательства к определенному товару само по себе не способно превратить этот товар в деньги. Если государство создает кредитные деньги (и тем более декретные деньги), оно может сделать это, опираясь только на такие инструменты, которые уже используются в денежном обращении в качестве денежных заместителей, т.е. полностью обеспеченных и мгновенно погашаемых требований на деньги. Именно эти инструменты, фактически используемые как средства обмена, государство отделяет (в целях изменения их ценности) от их существенной характеристики — постоянной погашаемости деньгами. Коммерческая практика всегда была в состоянии защитить себя от любых других методов внедрения государственной кредитной валюты. Попытки запустить кредитные деньги в обращение никогда не были успешными, кроме тех случаев, когда соответствующие монеты или банкноты уже присутствовали в обороте в качестве денежных заместителей.

Таковы пределы, в которых возможно неизменно переоцениваемое воздействие государства на денежную систему. Пользуясь своим положением контролера чекана и используя свою власть изменять характеристики денежных заместителей, лишая их статуса требований на деньги, погашаемых по предъявлении, и, наконец, благодаря финансовым ресурсам, которые позволяют ему нести затраты, связанные с реформой денежного обращения, в определенных обстоятельствах государство может постараться убедить деловое сообщество отказаться от одной разновидности денег и перейти на другую. И это все, что в его силах.

Людвиг фон Мизес «Теория денег и кредита»

Записи по теме:

  1. Положение государства на рынке
  2. Банкротства банков и предложение денег в 30-е годы
  3. Количественная теория денег
  4. Как давать деньги детям

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *