Какие финансовые категории объединяет в себе бюджет государства
Перейти к содержимому

Какие финансовые категории объединяет в себе бюджет государства

  • автор:

Государственные финансы в финансовой системе России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Статья посвящена теоретическому переосмыслению сущности финансовой системы России и ее состава ее сфер и звеньев. Представлен обзор взглядов на сущность категории финансов и различные подходы к составу финансовой системы и экономической и юридический позиций. Охарактеризованы основные звенья финансовой системы России с акцентом на значимость государственных финансов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ермакова Е.А.

О финансовой системе и ее составе
Институт льготирования в системе социальной поддержки населения

Финансовая система России как базовая категория финансовой науки и науки финансового права: подходы к определению

Теоретическое осмысление структуры финансовой системы в логике преподавания дисциплины «Финансы»
Современные представления о финансовой системе в экономической литературе
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственные финансы в финансовой системе России»

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ

кандидат экономических наук, доцент Саратовский государственный социально-экономический университет

Революционный порыв в последней четверти XX в. в сфере информационного обмена, усиливающийся процесс создания наднациональных организаций, таких как Европейский союз (ЕС), свидетельствуют об относительном уменьшении мирового пространства и принятии на вооружение многими принципа «мысли глобально, действуй локально». В этих условиях назрела необходимость методологического переосмысления теоретических вопросов финансов и доходов, без чего невозможно построение адекватной концепции эффективной финансовой политики в современной России.

Как показывает многолетний мировой опыт, мощь и национальная безопасность государства характеризуются, прежде всего, состоянием экономики страны, а именно ее финансовой системы.

Нерешенность вопросов сущности финансов на общетеоретическом уровне стала причиной искажения практических процессов в области финансовой политики государства. Обобщая концептуальные подходы отечественных экономистов к содержанию и составу финансов, их можно подразделить на сторонников распределительной концепции (Л.А. Дро-бозина, Э.А. Вознесенский, В. М. Родионова, Н. Г. Сычев и др.) и воспроизводственной концепции (Д.С. Моляков, П. С. Никольский, М. В. Романовский , В. К. Сенчагов и др.), а также на «государственников», связывающих категорию финансов только с деятельностью государства (А. М. Александров, А. М. Бирман, Б. М. Сабанти, А. Ю. Казак) и «негосударственников», признающих существование не только государственных финансов, но и частнохозяйственных финансов организаций (большая часть советских и российских экономистов).

Б. М. Сабанти доказал, что общегосударственные финансы и финансы народного хозяйства — это две разные категории, последняя из которых

составляет денежное хозяйство предприятий1. Доходы, создаваемые на уровне предприятий, регулируются общими законами рынка, которые служат базой для формирования общегосударственных ресурсов, а не финансами.

В западной литературе и практике финансы изначально трактуются как публичные общественные (государственные) финансы. Данная позиция связана с тем, что государство нуждается в формировании институтов для выполнения государственной политики, т. е. с возникновением государства в обществе появляется объективная потребность в формировании системы перераспределительных отношений, которые с развитием товарно-денежных отношений принимает денежную (финансовую) форму.

Теоретически обоснованной в условиях современной рыночной экономики позиции в понимании сущности финансов придерживаются А. Г. Грязнова и Е. В. Маркина: финансы представляют собой «совокупность денежных отношений по поводу распределения стоимости валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства, в результате которого формируются денежные доходы, поступления и накопления у отдельных субъектов хозяйствования, государства, используемые в дальнейшем для решения экономических и социальных задач» 2. Движение денежных средств в форме доходов, поступлений и накоплений принимает, в свою очередь, форму движения финансовых ресурсов, выступающих материальными носителями финансовых отношений.

1 Сабанти Б. М. Учение о финансах в советской науке: учеб. пособие. Л.: ЛФЭИ, 1986.

2 Финансы: Учебник /Под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. М.: Финансы и статистика, 2004. С. 13.

В последние годы в специальной литературе появились нетрадиционные точки зрения на понимание сущности финансов, которые заслуживают особого внимания, поскольку в большей степени отражают реалии современной рыночной экономики. Один из таких подходов представлен в трудах С. В. Барулина и Т. М. Ковалевой: финансы опосредуют все денежные отношения в процессе движения финансовых ресурсов в частноправовой и публично-правовой формах, образования и использования на этой основе частнохозяйственных и государственных (муниципальных) доходов в результате приведения в действие финансовых инструментов и механизмов. 3 Названные авторы справедливо отвергают такой отличительный признак финансов, как их фондовый характер и императивная форма денежных отношений. В условиях рыночной экономики фондовый характер финансов как их всеобщий отличительный признак теряет свою актуальность (особенно в отношении частных финансов), поскольку рынок, как правило, отвергает фондирование средств (за исключением отдельных случаев резервных и страховых фондов). Создание целевых фондов (амортизации, развития, стимулирования и т. д.) предполагает выведение из хозяйственного оборота денежных ресурсов, что было возможно в государственном плановом хозяйстве, но неэффективно в частной рыночной экономике. Влияние же государства на распределительные отношения ограничивается в основном налогами и государственными заказами. Все это еще более отдаляет частное от государственного финансового хозяйства с позиций традиционных подходов к пониманию сущности категории финансов. Тем не менее термин «финансы» используется в теории и практике применительно и к государственному сектору, и к частному сектору экономики, включая домашние хозяйства.

Мы согласны с представленным мнением и также рассматриваем сущность финансов с двух методологических позиций: с категориальной и практической, в реалиях глобальной экономики. Как экономические категории (определенная абстракция) финансы и деньги различаются способами своего бытия и соотносятся между собой как форма и содержание (например, как цена и стоимость), но как реальность и финансовые, и денежные отношения находят свое материальное воплощение в форме

3 Барулин С. В., Ковалева Т. М. Сущность финансов: новые

реалии //Финансы и кредит. 2004. № 5. С. 5-9; Ковалева Т.М,

Барулин С. В. Бюджет и бюджетная политика: учеб. пособие.

М.: КНОРУС, 2005. С. 19 — 28.

движения финансовых ресурсов. Современные деньги успешно функционируют лишь потому, что они принимают форму финансов. Финансовые механизмы и инструменты приводят деньги в движение, превращают их в финансовые ресурсы, обеспечивая непрерывность процесса формирования и использования доходов государства (муниципалитетов), предприятий и домашних хозяйств.

В условиях глобальной экономики бумажные (наличные и безналичные) деньги, полностью потерявшие прямую связь с золотым обеспечением (полноценными деньгами), сами по себе превращаются в разновидность финансовых инструментов, в финансовые средства обращения, платежа и т. д. Современные деньги выступают финансовыми представителями полноценных денег, финансовыми ресурсами в их чистом виде, обслуживающими временные разрывы в товарном и нетоварном оборотах, а также процессы формирования доходов и их расходования всеми субъектами общественного воспроизводства. Современные деньги приняли форму финансовых расчетных, инвестиционных, кредитных, страховых, налоговых и других платежных механизмов и инструментов.

С глобализационных позиций любые денежные отношения — одновременно и финансовые отношения, а все денежные ресурсы (платежные, кредитные, инвестиционные и т. д.) суть финансовые ресурсы. Финансы как экономическая реальность выступают (функционируют) в форме движения частных и государственных финансовых ресурсов. В свою очередь, финансовые ресурсы — это вся совокупность денежных средств, которые потенциально могут быть использованы и используются для осуществления финансовой деятельности и выполнения финансовых (денежных) операций субъектами хозяйствования и органами государственной (муниципальной) власти.

Как экономическая категория финансы занимают определенную нишу в системе экономических отношений. С этих позиций финансы опосредуют денежные отношения в процессе движения финансовых ресурсов в частноправовой и публично-правовой формах, образования и использования на этой основе частнохозяйственных и государственных доходов в результате приведения в действие финансовых инструментов и механизмов.

Из предыдущего следует, что система финансов включает в себя два больших звена: частнохозяйственные (субъектов хозяйствования или предприятий) и государственные (муниципальные) или публичные финансы.

Следует остановиться и еще на одной особенности для точного понимания сущности финансов. Отличительным признаком финансов является их денежный характер, т. е. не все экономические отношения (денежные и натуральные) попадают под определение финансов. Поэтому, по нашему мнению, логичнее финансы определять как денежные отношения.

Во всей своей совокупности многообразие финансовых отношений образует не простое слагаемое элементов, а систему, являющуюся органической совокупностью взаимодействующих между собой элементов, все структурные подразделения которой связаны между собой. Несмотря на то, что каждый элемент в финансовой системе относительно самостоятелен, выполняет только ему присущие специфические функции, тем не менее все элементы взаимодействуют как между собой, так и с другими элементами, и на практике эти взаимосвязи имеют важное значение. Кроме того, все многообразие финансовых отношений в обществе обладает органической целостностью, способной к развитию.

Как нет единства в понимании сущности «финансов», так и различны мнения по поводу сущности «финансовой системы» и ее составных элементов. В научной и учебной литературе существуют разные подходы к определению финансовой системы, что связано с тем, что само слово «система» имеет несколько значений. Для более точного понимания сущности финансовой системы необходимо определить и понятие «система». В словаре русского языка под системой понимается и «форма организации чего-либо», и «совокупность организаций, однородных по своим задачам, или учреждений, организационно объединенных в одно целое», и «форма общественного устройства» 4. Мы возьмем за основу следующее понимание: система (от греч. — целое, составленное из частей; соединение) — это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство5.

Финансовая система преимущественно рассматривается либо как «форма организации. », либо как «совокупность организаций.». Так, например, известный американский специалист Дж. Ван Хорн определяет финансовую систему как совокупность ряда учреждений и рынков, предоставляющих свои услуги фирмам, гражданам, а также правительствам6.

4 Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1985. С. 624

5 Советский энциклопедический словарь /Гл. ред. С. М. Ковалева. М.: «Советская энциклопедия», 1979. С. 1225.

6 Дж. Ван Хорн. Основы управления финансами: Пер. с англ. / Под ред. И. И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика, 1996. С. 34.

Отечественные ученые-экономисты в большинстве своем практически однотипно определяют финансовую систему как совокупность сфер и звеньев финансовых отношений. По мнению Л. А. Дробозиной, финансовая система — это «совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств» 7. Коллектив авторов под руководством Г. Б. Поляка трактует финансовую систему как «совокупность различных финансовых отношений, в процессе которых разными методами и формами распределяются фонды денежных средств, хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства»8. Как «совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве», определяет финансовую систему коллектив авторов под редакцией проф. А. М. Ковалевой9. Представители Санкт-Петербургской экономической школы дают определение системы финансов, как «совокупности различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды» 10.

Несколько иная трактовка финансовой системы звучит как «форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта» 11.

Симбиозом вышеизложенных определений служит понимание, данное коллективом авторов под руководством А. Ю. Казака: «Система финансов

— это совокупность различных сфер финансовых отношений, объединенных принципиальным единством в рамках общей объективной категории

— «финансы», но характеризующихся, во-первых, своими специфическими особенностями в формировании и использовании денежных фондов (доходов); во-вторых, различной ролью (значимостью) в общественном воспроизводстве и экономической

7 Финансы. Денежное обращение. Кредит: учеб. для вузов / Под ред. проф. Л. А. Дробозиной. М.: ЮНИТИ, 2000. С. 77.

8 ФинансыI. Денежное обращение. Кредит: учеб. для вузов / Под ред. Г. Б. Поляка. М.: ЮНИТИ, 2002. С. 73.

9 Финансы: учеб. пособие /Под ред. проф. А. М. Ковалевой. М.: Финансы и статистика, 2001. С. 23.

10 Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. / Под ред. М. В. Романовского и О. В. Врублевской. М.: Юрайт-Издат, 2004. С. 64.

11 Финансы: учеб. / Под ред. В. В. Ковалева. М.: ТК Велби, 2003. С. 14.

Финансовая политика 3 (243) — 2007

Взгляды ученых-экономистов на состав финансовой системы12

Представители (авторы), источник элементы финансовой системы

А. Г. Грязнова, Е. В. Маркина (Финансы: учеб. / Под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. М.: Финансы и статистика, 2004.С. 35 — 36) — финансы субъектов хозяйствования (финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, финансы индивидуальных предпринимателей); — государственные и муниципальные финансы (бюджеты органов государственной власти и органов местного самоуправления, внебюджетные фонды)

М. В. Романовский, О. В. Врублевская, Б. М. Сабанти (Финансы. М.: Юрайт-М, 2002. С. 12-29; Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. / Под ред. М. В. Романовского и О. В. Врублев-ской. М.: Юрайт-Издат, 2004. С. 66) — финансы хозяйствующих субъектов (финансы коммерческих предприятий и организаций, финансы финансовых посредников, финансы некоммерческих организаций); — государственные и муниципальные финансы (бюджетная система, государственный кредит)

В. В. Ковалев (Финансы: учеб / Под ред. В. В. Ковалева. М.: ТК Велби, 2003. С. 14 — 21) — централизованные финансы (государственные и муниципальные финансы: бюджетная система (все виды бюджетов, включая внебюджетные фонды), государственный и муниципальный кредит); — децентрализованные финансы (финансы домохозяйств, финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, финансы финансовых посредников (в том числе коммерческие банки, страховые организации, финансовые компании, различные фонды).

А. И. Балобанов, И. Т. Балабанов (Финансы: СПб.: Питер, 2002. С. 32 — 33) — общегосударственные финансы (федеральный бюджет, государственное страхование, государственное кредитование, федеральные внебюджетные фонды); — территориальные финансы (территориальные бюджеты, территориальные внебюджетные фонды); — финансы хозяйствующих субъектов; — финансы граждан

Г. Б. Поляк (Финансы. Денежное обращение. Кредит: учеб. для вузов / Под ред. Г. Б. Поляка. М.: ЮНИТИ, 2002. С. 73 — 75) — централизованные финансы (федеральный, региональные и местные бюджеты, внебюджетные фонды); — децентрализованные финансы (финансы предприятий, финансы домашнего хозяйства)

А. М. Ковалева (Финансы: учеб. пособие / Под ред. проф. А. М. Ковалевой. М.: Финансы и статистика, 2001. С. 23 — 30) — общегосударственные финансы (государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок); — финансы хозяйствующих субъектов (государственных, муниципальных, частных, акционерных, арендных, общественных)

А. М. Бабич, Л. Н. Павлова (Финансы: учеб. М.: ИД ФБК ПРЕСС, 2000. С. 15 — 16) — государственные и муниципальные финансы; — финансы предприятий; — страхование; — финансы домашних хозяйств

Л. И. Сергеев (Государственный и территориальные финансы: учеб. / Под ред. Л. И. Сергеева. Калининград: Янтарный сказ, 2000. С. 29 — 31) — государственная бюджетная система; — внебюджетные специальные фонды; — государственный кредит; — фонды имущественного и личного страхования; — финансы предприятий различных форм собственности; — финансы домашних хозяйств

А. Ю. Казак (Финансы и кредит: учеб. / Под ред. А. Ю. Казака. Екатеринбург: МП «ПИПП», 1994. С. 119 — 124) — общегосударственные финансы (государственный бюджет, государственный кредит, специальные (внебюджетные) и целевые фонды); — местные финансы (местные бюджеты, система местных налогов и займов, внебюджетные фонды); — финансы государственных предприятий, организаций и учреждений

О. Н. Горбунова (Финансовое право: учеб. / Под ред. О. Н. Горбуновой. М.: Юристъ, 2000. С. 19 — 20) — бюджетная система (федеральный, региональный и местный бюджеты); — государственные внебюджетные фонды; — фонды, консолидированные в бюджете; — внебюджетные децентрализованные фонды; — фонды страхования; — кредит (государственный и банковский); — финансы хозяйствующих субъектов (ресурсовые фонды)

12 За основу взято: Бюджетная система России в схемах и таблицах с комментариями: Учеб. пособие. М.: Изд-во Эксмо, 2005. С. 47 — 48.

финансы и кредит

Представители (авторы), источник элементы финансовой системы

О. Н. Горбунова, Е. Ю. Грачева (Финансовое право: учеб. / Под ред. Е. Ю. Грачевой, Г. П. Толстопятенко. М.: ООО «ТК Велби», 2003. С. 10) — государственные финансы; — финансы хозяйствующих субъектов; — местные финансы; — фонды страхования; — кредит (государственный и банковский)

Е. Ю. Грачева (Грачева Е. Ю., Куфакова Н. А., Пепеляев С. Г. Финансовое право России. М.: Теис, 1995. С. 6) — государственные финансы; — финансы предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности; — кредитование; — страхование

М. В. Карасева (Финансовое право: общая часть. М.: Юристъ, 1999. С. 36; Финансовое право Российской Федерации: учеб. / Отв. ред. М. В. Карасева. М.: Юристъ, 2002. С. 20) — бюджетные фонды; — внебюджетные фонды; — государственный и муниципальный кредит; — страховые фонды; — финансы предприятий и организаций

Н. И. Химичева, Ю. А. Крохина (Финансовое право: Учебник. /Отв. ред. проф. Н. И. Химичева. М.: Юристъ, 1999. С. 21; Карасева М. В., Крохина Ю. А. Финансовое право: крат. учеб. курс / Под ред д. ю. н., проф. М. В. Карасевой. М.: НОРМА, 2001. С. 7.; Ю. А. Крохина Финансовое право: учеб. для вузов. М.: НОРМА, 2004. С. 9) — бюджетная система с входящими в нее государственными (федеральными, республиканскими, краевыми, областными) и местными бюджетами; — внебюджетные целевые фонды; — финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства; — имущественное и личное страхование; — кредит (государственный, муниципальный, банковский)

системе в целом»13. Однако при этом представители данной научной школы различают понятия «система финансов» и «финансовая система» и под финансовой системой понимают совокупность конкретных финансовых органов и институтов, призванных на практике осуществлять реализацию государственной финансовой политики. Мы не разделяем данной позиции и, во-первых, отождествляем понятия «финансовая система» и «система финансов», во-вторых, система финансовых органов рассматривается нами как организационный элемент управления финансами в целом и доходами в частности.

С учетом изложенной выше позиции об отсутствии в условиях глобализации экономики и финансов как таковых денежных фондов мы считаем более правильной и отвечающей современным реалиям трактовку, данную представителями московской научной школы, согласно которой финансовая система представляет собой «совокупность взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений» 14.

Более важным предметом дискуссии относительно понимания финансовой системы является состав сфер и звеньев финансовых отношений. В большинстве своем, несмотря на различия подходов, ученые-экономисты в составе финансовой системы выделяют примерно схожий набор элементов (см. таблицу).

13 Финансы и кредит: учеб. / Под ред. А. Ю. Казака. Екатеринбург: МП «ПИПП», 1994. С. 119.

14 Финансы: учеб. / Под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной.

М.: Финансы и статистика, 2004. С. 35.

Таким образом, в среде ученых нет единого мнения о составе сфер и звеньев финансовой системы. Однако в большинстве своем экономисты и правоведы едины в том, что в состав финансовой системы входят как общегосударственные финансы, так и финансы предприятий различных форм собственности, исключение составляет уральская научная школа под руководством А. Ю. Казака, которая строит финансовую систему, основываясь на понимании сущности финансов исключительно как публичных (государственных и общественных) и тем самым отвергает существование финансов негосударственных предприятий, представляя, что они являются денежными отношениями, не являющимися финансовой категорией15.

Различаются подходы к составу звеньев финансовой системы. Наиболее традиционно включение в состав финансовой системы бюджетов, внебюджетных фондов, государственного кредита, страхования. Причем, как правило, данные элементы объединяются в укрупненную группу, называемую общегосударственными или централизованными финансами. Данной группе традиционно противостоят финансы хозяйствующих субъектов (предприятий различных форм собственности). В последние годы наблюдается тенденция выделения в составе финансовой системы финансов домашних хозяйств, а некоторые ученые сужают эту сферу, включая только финансы индивидуальных предпринимателей.

15 Финансы и кредит: учеб. / Под ред. А. Ю. Казака. Екатеринбург: МП «ПИПП», 1994. С. 122.

Характерно, что специалисты в области финансового права выделяют в составе финансовой системы кредит, как государственный, так и банковский. Тогда как экономистам свойственно включать только государственный кредит в состав централизованных финансов.

На наш взгляд, необходимо выработать теоретические основы и обоснование реальных экономических процессов, происходящих в финансовой сфере, и предложить современный взгляд на состав и структуру финансовой системы России через призму происходящих глобализационных процессов.

Таким образом, в глобализационном понимании стирается граница между деньгами и финансами (об этом речь шла выше) и, кроме того, в мировом масштабе финансовая система включает в себя все сферы и звенья не просто финансовых отношений, но и всех денежных отношений. К тому же большинство российских финансовых документов при упоминании финансовой системы подразумевает не только бюджетную сферу или сферу предприятий, но и кредитную систему, участников финансовых рынков. Например, прогноз социально-экономического развития РФ на 2006 г. и основные параметры прогноза до 2008 г. при рассмотрении вопросов развития финансовой системы содержат направления развития финансовых рынков и банковской системы.

По нашему мнению, в условиях происходящих бюджетных реформ в России, глобализационных процессов в экономике и финансах финансовая система представляет иной вид (см. рисунок).

Финансовая система состоит из объективно обусловленных сфер — государственных финансов и финансов частных финансов предприятий и организаций и финансов домашних хозяйств — поскольку в любом обществе есть субъекты, обеспечивающие рынок товарами и услугами, и любому государству нужны финансовые ресурсы для осуществления своих функций.

Причем такое деление на сферы определено ролью в общественном воспроизводстве, вследствие чего у субъектов финансовых отношений имеются различия в потребностях в необходимых им финансовых ресурсах.

Государственные финансы представляют собой ту часть финансовых отношений, в которых непосредственно участвуют властные органы любого уровня (органы государственной власти и органы местного самоуправления) и которые формируют финансовые ресурсы для выполнения своих функций — экономической, социальной, политической,

для финансирования конституционных прав граждан и др. Поскольку мы объединили в данной сфере уровни власти и управления, которые связаны с общественными полномочиями, то считаем возможным весь комплекс таких отношений называть государственными (публичными) финансами.

Другая сфера финансовой системы представлена финансами предприятий, организаций, учреждений всех форм собственности.

Каждая сфера финансовой системы в свою очередь также имеет структурные элементы и подразделяется на звенья. Каждому звену финансовой системы присущи специфические формы и методы образования и использования доходов.

В условиях финансовой глобализации государственные (публичные) финансы можно признать ведущим сегментом финансирования, так как они во многом определяют и в дальнейшем будут определять правила игры, прямо или косвенно влиять на финансы экономических субъектов. Это усиление места и роли государства в финансовой сфере касается не только межстрановых финансовых потоков, но и финансовой деятельности внутри стран: стремление одних стран усилить финансовое влияние в мире, а других — обезопасить себя от этого влияния приводит к пониманию необходимости более активного воздействия государства на финансовые процессы в своей стране. В такой ситуации государство активно использует финансовые рычаги для стимулирования экономического роста, совершенствования структуры экономики, повышения уровня жизни населения. При этом государство должно активно воздействовать на реальный сектор экономики через налоговую политику, таможенные тарифы, финансируемый из бюджета государственный заказ, в том числе государственными унитарными и казенными предприятиями. Сегодня государственные (публичные) финансы должны не просто выполнять функцию государственного обеспечения, но реально являться производительным и эффективным элементом воспроизводственного процесса, активно участвуя в накоплении основных фондов для производства общественных благ в различной форме (защита населения, оборона, стабилизация финансов и др.), инновационного потенциала страны, интеллектуального ресурса и т. д.

Посредством государственных (публичных) финансов образуются финансовые ресурсы у органов власти. Финансовые отношения внутри данной сферы обладают возможностью оказывать влияние на другие сферы и звенья финансовой системы, воздействовать на объем и структуру обществен-

Финансы домашних хозяйств,

в том числе индивидуальных предпринимателей

Государственные (публичные) финансы

(финансы органов государственной и муниципальной власти)

Частные финансы предприятий и организаций

бюджет + субъектов РФ +

ных фондов фондов

Финансы коммерческих организаций

различных организационно-правовых форм, в том числе унитарных

Финансы некоммерческих организаций,

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в том числе бюджетных учреждений

Бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов

Бюджеты городских и сельских поселений

Финансы профессиональных участников финансовых рынков

Государственные финансовые резервы

Финансы кредитных организаций

Финансы страховых организаций

Состав финансовой системы РФ

Финансы посредников (финансовых компаний, инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, профессионалвных участников рынка ценных бумаг и др.)

ного производства, осуществлять регулирование отраслевых и территориальных пропорций.

Государственные (публичные) финансы — система перераспределительных денежных отношений, регламентированных государством, связанных с формированием и использованием централизованных (общественных) денежных фондов (доходов), необходимых государству для выполнения своих функций.

К сфере государственных финансов относят отношения между:

— государством и его гражданами при внесении налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней и получении из них соответствующих социальных выплат;

— организациями и государством при уплате налогов и сборов и получении финансирования из бюджета;

— отдельными звеньями бюджетной системы;

— государством и Центральным банком по

регулированию денежно-кредитной системы и фондового рынка.

Система государственных (публичных) финансов представлена звеньями: бюджетная система и государственные финансовые резервы. На наш взгляд, при выделении в самостоятельное звено бюджета и всей его целостной системы нецелесообразно выделять еще и внебюджетные фонды, как это обычно происходит (см. таблицу). Здесь важно учесть бюджетное законодательство, согласно которому бюджетная система состоит из трех составляющих, а если принять во внимание реформу местного самоуправления, то фактически из четырех элементов: федеральный бюджет и бюджеты государственных социальных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных социальных внебюджетных фондов; местные бюджеты, состоящие из бюджетов муниципальных районов, бюджетов городских округов, бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на первом уровне и бюджетов городских и сельских поселений — на втором уровне. Таким образом, бюджеты внебюджетных фондов уже учтены в бюджетной системе, как звене финансовой системы.

Второе звено финансовой системы включено в состав впервые, и этому способствует реальное положение дел. В последние годы в России, как и во многих развитых государствах, формируются различные финансовые фонды: стабилизационный, фонд будущих поколений и т. д. В данном элементе финансовой системы учитывается, прежде всего, Стабилизационный фонд РФ, а также валютные резервы Центрального банка РФ. Подобным финансовым резервом выступают Инвестиционный фонд РФ, формируемый в 2006 г., и резервные фонды Президента РФ, Правительства РФ и аналогичных органов власти на других властных уровнях. Однако данные средства учитываются в соответствующих статьях бюджета, а следовательно, в звене бюджетной системы.

По нашему мнению, не вполне корректно включать в систему государственных (публичных) финансов государственный кредит, так как при задействовании государственных займов или гарантий в качестве балансировки бюджета данные средства учитываются в составе доходов бюджета и направ-

ляются на финансирование мероприятий согласно расходной части бюджета. Государственный кредит служит инструментом обеспечения сбалансированности бюджета или гаранта при реализации инвестиционных или национальных проектов.

Другой важной сферой финансовой системы выступают финансы предприятий и организаций. Многие экономисты именно эту сферу называют исходной сферой финансовой системы, так как именно здесь происходит формирование первичных финансовых ресурсов, и начинаются процессы распределения и перераспределения стоимости. Продолжавшийся предыдущие 150 лет процесс выделения финансовой сферы в самостоятельную и самодостаточную область экономической деятельности, все больше отрывающуюся от реальной экономики, действующий подчас независимо от нее и лишь косвенно воздействующий на реальные экономические процессы, подошел к наивысшей точке. Объективно неизбежен процесс нового сближения денежно-финансовой сферы и реальной сферы экономики, тесного взаимопроникновения этих сфер, при этом государство будет активным участником этого процесса16.

Сфера финансов предприятий подразделяется на звенья в зависимости от характера деятельности субъекта, который оказывает влияние на источники формирования финансовых ресурсов, порядок использования средств: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, финансы профессиональных участников финансовых рынков.

К финансам коммерческих организаций относится та часть финансовых отношений, которая охватывает уровень организаций и предприятий, которые в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли. В данном звене финансовой системы наряду с предприятиями других организационно-правовых форм собственности выступают и унитарные предприятии, как государственные, так и муниципальные. Несмотря на то, что финансы унитарных предприятий находятся в государственной или муниципальной собственности, тем не менее они не входят в состав сферы государственных (публичных) финансов, поскольку финансовые отношения таких организаций аналогичны финансовым отношениям других коммерческих организаций. Согласно законодательству унитарное предприятие является коммер-

16 Формирование национальной финансовой стратегии России: Путь к подъему и благосостоянию / Под ред. В. К. Сен-чагова. М.: Дело, 2004. С. 63.

ческой организацией, т. е. лицом, преследующим извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (ст. 50 ГК РФ).

Кроме того, при создании таких организаций происходит определенное имущественное обособление передаваемых им финансовых ресурсов; оно предполагает не только организационное выделение соответствующих денежных средств, но и признание принадлежности передаваемых средств конкретной организации с наделением последней совокупностью прав и обязанностей по их управлению.

Помимо коммерческих организаций, для нормального функционирования общества и государства необходимы организации для удовлетворения потребностей населения в образовательных, культурных, научных, благотворительных и других общественно необходимых благах. Такие организации не преследуют получения прибыли в качестве основной цели деятельности. Таким образом, выделены финансы некоммерческих организаций. К ним относятся финансы религиозных организаций (объединений), финансы общественных организаций, финансы бюджетных учреждений. Последние имеют важную специфику: одним из основных источников их финансовых ресурсов являются бюджетные средства, что обеспечивает тесную взаимосвязь их со сферой государственных (публичных) финансов, кроме того, механизм их функционирования регламентирован бюджетным законодательством17. Финансы бюджетных учреждений входят в состав финансов экономических субъектов, так как при их создании и функционировании происходит обособление имущества и финансовых ресурсов, а также наделение бюджетного учреждения правом распоряжения этим имуществом (правом оперативного управления) (так же, как в случае с унитарными предприятиями).

Еще одним нетрадиционным звеном финансовой системы мы считаем финансы профессиональных участников финансовых рынков, к которым относятся: финансы кредитных организаций, финансы страховых организаций и финансы посредников (финансовых компаний, инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и др.). Финансовый рынок обслуживает перераспределение финансовых ресурсов между инвесторами и заемщиками. Профессиональные участники финансовых рынков предоставляют широкий спектр финансовых инструментов и услуг, снижают уровень

17 Бюджетный кодекс РФ. М.: Изд-во «Омега-Л», 2006. Ст. 42, 70, 118, 152, 161.

риска вложений, так как являются специалистами по управлению денежными средствами, ценными бумагами и иным имуществом. В России традиционно считалось, что существуют две различные, но взаимосвязанные системы: финансовая и кредитная. При этом никогда их не пытались объединить, хотя выделение в составе централизованных финансов государственного кредита некоторыми экономистами свидетельствовало о попытке обоснования и кредитных ресурсов. Основываясь на понимании нами финансов и финансовой системы как совокупности всех денежных отношений, финансовые ресурсы кредитных организаций и все их денежные потоки включены в состав финансовой системы. Что касается финансов страховых организаций, то данный элемент практически всеми экономистами включается в состав финансовой системы, но как звена, имеющего отношение к централизованным (государственным) финансам, что, на наш взгляд, в корне неверно и искажает рыночные финансовые отношения. Во многом такие мнения обусловлены ранее существовавшим строем и обусловленными им финансовыми отношениями, когда страховые фонды использовались в качестве дополнительного источника, аккумулируемого в государстве. В рыночной же экономике страхование используется в качестве метода страховой защиты имущества и доходов физических и юридических лиц. Кроме того, страховые организации, имея огромные временно свободные денежные средства, выступают активными участниками кредитных, инвестиционных процессов.

Одной из самых «молодых» сфер финансовой системы выступают финансы домашних хозяйств, которые играют значительную роль как при формировании государственных (публичных) финансов, так и в формировании платежеспособного спроса страны. Причем к данному звену финансовой системы мы относим все денежные потоки населения, а не только финансы индивидуальных предпринимателей18. Более того, усиление роли и места финансов домашних хозяйств — это тенденция последнего десятилетия и стратегия развития стран в дальнейшем. Существенное повышение доли финансов домашних хозяйств в финансовом потенциале страны — важнейшая задача ближайших 20 лет19. В развитых

18 Некоторые ученые-экономисты включают в финансовую систему исключительно индивидуальных предпринимателей (см. Финансы: учеб. / Под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. М.: Финансы и статистика, 2004. С. 33 — 35).

19 Формирование национальной финансовой стратегии России: Путь к подъему и благосостоянии / Под ред. В. К. Сен-чагова. М.: Дело, 2004. С. 65.

государствах с рыночной экономикой именно финансы домашних хозяйств — главный, ключевой финансовый ресурс, определяющий характер экономического развития в целом. Величина финансов домашних хозяйств и предпочтения населения в их использовании формируют облик и характер развития экономики любой страны с рыночной экономикой. В России финансы домашних хозяйств в недостаточной мере выполняют свои задачи. Остаются низкими реальные располагаемые денежные доходы населения, хотя уже отмечаются положительные сдвиги (в 2004 г. они составляли 108,4 %, в 2005 г. — 109,4 %, по оценкам в 2006 г.,— 108,9 %). В среднесрочной перспективе доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума будет последовательно снижаться — с 17,8 % в 2004 г. до 9,7 % в 2008 г. Малая роль финансов домашних хозяйств в формировании платежеспособного спроса определяется высокой долей в доходах и расходах домашних хозяйств натуральных доходов и соответственно низкой долей денежных доходов. Таким образом, необходимо повышать роль и место финансов домашних хозяйств в обеспечении экономического роста (через платежеспособный спрос и сбережения, трансформируемые в инвестиции) и в формировании государственных финансов (через налоги с физических лиц).

Все представленные сферы и звенья финансовой системы тесно взаимосвязаны. Финансы предприятий и финансы домашних хозяйств взаимодействуют с государственными (публичными) финансами при уплате налоговых и иных платежей в бюджетную систему, при получении бюджетных средств и т. д. Внутри сферы финансов предприятий существуют взаимосвязи при осуществлении финансовых операций. Внутри сферы «государственные финансы» возникают различные межбюджетные отношения между уровнями бюджетной системы и видами бюджетов. Государственные финансы выполняют не просто функцию государственного обеспечения, но и реально являются производительным и эффективным элементом воспроизводственного процесса, активно участвуя в накоплении основных фондов для производства общественных благ в различной форме (защита населения, оборона, стабилизация финансов и др.), инновационного потенциала страны, интеллектуального ресурса и т. д.

Специфика каждой сферы и звена финансовой системы определяет не только особенности в составе и структуре финансовых ресурсов, но и оказывает влияние на управление финансовыми отношениями в разных сферах и звеньях финансовой системы.

Бюджетная система

Бюджетная система

Бюджетная система — это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех бюджетов государства, взаимосвязанных между собой установленными законом отношениями.

Бюджетная система страны основывается на политическом строе общества, экономической системе государства и его административно-территориальном делении.
Социально-экономические и организационные принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов характеризует бюджетное устройство страны.

Бюджетная система может состоять из 2 х или 3 х звеньев.
В унитарных (единых) государствах имеются центральный и местные бюджеты; в федеративных существует также среднее звено — бюджеты членов федерации (например, в Российской Федерации — субъектов Федерации, в США — штатов, в ФРГ — земель, в Швейцарии — кантонов и т. д.).

Бюджетная система Российской Федерации — основанная на экономических отношениях и государственном устройстве совокупность всех бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, регулируемая нормами права Российской Федерации и ее субъектов.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов 3 х уровней:
1 й уровень — федеральный бюджет РФ и государственные федеральные внебюджетные фонды;
2 й уровень — бюджеты субъектов РФ и государственные территориальные внебюджетные фонды;
3 й уровень -местные бюджеты.

Бюджетная система РФ децентрализована: входящие в ее состав бюджеты самостоятельны: вертикаль исполнительной власти, предусмотренная Конституцией РФ, не распространена на бюджетную систему.
В структуре бюджетной системы Российской Федерации в качестве самостоятельных звеньев выделяются: федеральный бюджет РФ; бюджеты 89 субъектов Федерации; различные категории местных бюджетов (бюджеты районов, городов, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов).
Несмотря на самостоятельность бюджетов, все уровни бюджетной системы тесно взаимосвязаны между собой, и функционируют на единых принципах.
Организация бюджетной системы России основывается на принципах единства бюджетной системы Российской Федерации; разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; самостоятельности бюджетов; полноты отражения доходов и расходов бюджетов; сбалансированности; эффективности и экономности использования бюджетных средств; гласности; достоверности, адресности и целевого характера бюджетных средств.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов; бюджеты субъектов Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации; местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Особое место в бюджетной системе РФ занимают консолидированные бюджеты, используемые в качестве информационной базы о состоянии и тенденциях развития бюджетной системы, а также государственные внебюджетные фонды, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, имеющие социальную и экономическую направленность, используемые в целях перераспределения доходов общества в интересах отдельных социальных слоев населения.

Качественная характеристика экономической категории бюджет Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковтун Лира Раисовна

В разные периоды развития государства представители финансовой науки и науки финансового права обращались к пересмотру сущности понятия «бюджет». В условиях развития рыночной экономики усиливаются требования к содержательному аспекту категории « бюджет ». Современное состояние государственных финансов России предопределило ситуацию, когда предметом детального и глубокого изучения выступает вновь категория « бюджет ». Проведенный анализ экономической научной литературы свидетельствует о наличии дискуссионных подходов к определению понятия « бюджет ». В статье отмечена многогранность категории « бюджет ». Высказана позиция по отношению к трактовкам термина « бюджет » различных экспертов. Сформулирован двусторонний подход к толкованию экономической категории « бюджет », позволяющий отразить ее качественную составляющую. Делается акцент на необходимость пересмотра привычных взглядов на понятие « бюджет » в соответствии с требованиями, предъявляемыми современными реалиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ковтун Лира Раисовна

Управление ликвидностью единого счета бюджета субъекта Российской Федерации как метод обеспечения бюджетной сбалансированности

От централизованной к децентрализованной казначейской системе исполнения бюджета
Налоговые доходы как источник формирования доходной базы бюджета городского округа «Город Якутск»
Исследование термина «Организация исполнения бюджета» в контексте практики применения в РФ
Влияние бюджетной политики на межбюджетные отношения
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A qualitative characteristic of the economic category budget

In various periods of national development the representatives of financial science and science of financial law referred to revision of the essence of the concept « budget ». In the context of market economy development there arise consolidated requirements to the comprehensive aspect of the category « budget ». The modern condition of Russia’s state finance has predetermined the situation when the category « budget » steps out again as a subject of detailed and deep investigation. A recent analysis of scientific literature testifies the presence of polemical approaches to definition of the concept « budget ». The article states the complexity of the category « budget », expresses the attitude to interpretation of the economic term « budget », as well as formulates a bilateral approach to rendering the economic category « budget », which allows to present its qualitative constituent. The emphasis is laid on the necessity of revision of familiar viewpoints in regard to the concept « budget » according to the demands made by modern realias.

Текст научной работы на тему «Качественная характеристика экономической категории бюджет»

УДК 336.146 Л. Р. Ковтун

кандидат экономических наук, доцент, Байкальский государственный университет экономики и права

КАЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ БЮДЖЕТ

В разные периоды развития государства представители финансовой науки и науки финансового права обращались к пересмотру сущности понятия «бюджет». В условиях развития рыночной экономики усиливаются требования к содержательному аспекту категории «бюджет». Современное состояние государственных финансов России предопределило ситуацию, когда предметом детального и глубокого изучения выступает вновь категория «бюджет». Проведенный анализ экономической научной литературы свидетельствует о наличии дискуссионных подходов к определению понятия «бюджет». В статье отмечена многогранность категории «бюджет». Высказана позиция по отношению к трактовкам термина «бюджет» различных экспертов. Сформулирован двусторонний подход к толкованию экономической категории «бюджет», позволяющий отразить ее качественную составляющую. Делается акцент на необходимость пересмотра привычных взглядов на понятие «бюджет» в соответствии с требованиями, предъявляемыми современными реалиями.

Ключевые слова: бюджет; бюджетные потоки; доходы и расходы бюджета.

PhD in Economics, Associate Professor, Baikal State University of Economics and Law

A QUALITATIVE CHARACTERISTIC OF THE ECONOMIC CATEGORY BUDGET

In various periods of national development the representatives of financial science and science of financial law referred to revision of the essence of the concept «budget». In the context of market economy development there arise consolidated requirements to the comprehensive aspect of the category «budget». The modern condition of Russia’s state finance has predetermined the situation when the category «budget» steps out again as a subject of detailed and deep investigation. A recent analysis of scientific literature testifies the presence of polemical approaches to definition of the concept «budget». The article states the complexity of the category «budget», expresses the attitude to interpretation of the economic term «budget», as well as formulates a bilateral approach to rendering the economic category «budget», which allows to present its qualitative constituent. The emphasis is laid on the necessity of revision of familiar viewpoints in regard to the concept «budget» according to the demands made by modern realias.

Keywords: budget; budget flows; budget income and expenditures.

Исследование содержания экономической категории «бюджет» сопряжено с определенными трудностями, с которыми сталкивается каждый, кому интересен данный объект изучения. По своей природе бюджет — сложное явление, затрагивающий одновременно вопросы финансов, политики, права. Это привело к тому, что в научной литературе понятие «бюджет» рассматривается с трех разных позиции: экономической, материальной и правовой. Кроме того, как отмечает Л. Х. Джусоева, «бюджет объединяет в себе основные финансовые категории, такие как налоги, государственный кредит, государственные расходы» [7, с. 370].

© Л. Р. Ковтун, 2014

Исторический экскурс позволяет определить, что этимология слова «бюджет» описана еще Р. Штурмом, который связывал его с английским словом «bougette» (кармашек, мешок) [8]. В кожаном мешке (портфеле) в английский парламент, начиная с XVII в., вносились документы, касающиеся государственной росписи. Считается, что бюджет как форма образования и расходования государственных денежных средств впервые появился в Англии (последняя треть XVII в.), затем во Франции (конец XVIII в.). С XIX в. практика составления бюджетов распространилась на другие цивилизованные страны.

Изучение различных подходов к определению понятия «бюджет», которые содержатся в современных научных трудах, позволяет выявить разные точки зрения к содержательному наполнению данной понятийной категории. Представляется, что понятие «бюджет» выступало предметом изучения представителей науки в разные периоды существования государства.

Так, академик А. М. Годин исходит из представления, что «бюджет в экономике — это роспись доходов и расходов субъектов хозяйствования на определенный период времени, как правило, на год» [5, с. 9]. Следует отметить, что характеристика государственного бюджета как росписи доходов и расходов существенно обедняет эту категорию, в данном случае не создаются условия для теоретических и прикладных исследований более частных категорий, таких как доходы, расходы государственного бюджета.

В Бюджетном кодексе Российской Федерации закреплено понятие бюджета как формы «образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» (ст. 6). Приведенное толкование не оспаривает академик Г. Б. Поляк, делая акцент на то, что «государственный бюджет — это главное средство мобилизации и расходования средств государства, которое дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения» [6]. Отметим, что определение, закрепленное в Бюджетном кодексе Российской Федерации, с одной стороны, является достаточно функциональным: идет указание на двойственность бюджета (доходы и расходы) и задачи, поставленные перед бюджетом государства, а также отмечена многоуровневость бюджетной системы. С другой стороны, невозможно не указать на мнение современных экономистов, которые считают необходимым пересмотреть определение в Бюджетном кодексе Российской Федерации. Например, О. А Булаш и Ю. Г. Швецова считают, что данное определение «не регламентирует целевой характер расходования бюджетных средств. потребности, как и цели функционирования государства, могут иметь разновек-торную направленность, совпадая с интересами большинства проживающего в стране населения или противостоя им. В зависимости от этого, соответственно, бюджет может служить общественно значимым предпочтениям, а может обслуживать лишь узкокорпоративную властную элиту, игнорируя нужды нации в целом» [16, с. 39]. Авторы предлагают следующее определение бюджета: «централизованный фонд денежных средств, предназначенный для удовлетворения общественно значимых потребностей в целях ликвидации избыточного неравенства и повышения жизненного уровня населения» [Там же].

В определенной мере своеобразное определение понятия «бюджет» дает государственный деятель Е. В. Бушмин: «любой бюджет — это результат в той или иной форме разрешившегося конфликта, суть которого заключается в поиске равновесия, то есть адекватного соотношения между деньгами (финансовым инструментом) и властью (содержательным субъектом действия)»

[3, с. 44]. Происходит доминирование политического фактора в данной трактовке — бюджет выступает документом, который является объектом дискуссий в ходе рассмотрения и утверждения его параметров органами государственной власти на бюджетный период.

Ученые-финансисты М. В. Романовский, О. В. Врублевская опираются на базисный характер категории, что позволяет им рассматривать бюджет как систему императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд — централизованный денежный фонд, аккумулируемый государством и используемый в целях финансирования определенных общественных потребностей, в числе которых выделяют обеспечение национальной безопасности и национальной обороны, социальную защиту населения, поддержку отраслей народного хозяйства, развитие образования, здравоохранения, культуры [15, с. 150].

Следует отметить, что в научный оборот императивность как качественный признак государственных финансов (в частности государственного бюджета) был введен профессором Э. А. Вознесенским [4, с. 91]. Под императивностью понимается следующее: в финансовых отношениях, характеризующих содержание понятия «бюджет», отдается приоритетность государству как инициатору этих отношений. Бюджет рассматривается сквозь призму денежных отношений, которые представляют собой результат принуждения со стороны государства.

Указание на специфику денежных отношений, определяющих бюджет, отмечено в работах Г. В. Ляпуновой и Т. В. Сорокиной: «бюджет — это особая форма распределительных отношений, связанных с обособлением части национального дохода в руках государства и использованием его с целью удовлетворения потребностей всего общества и его государственно-территориальных и административно-территориальных формирований» [9, с. 7].

В определении бюджета, которое приводит В. М. Родионова, органически сочетаются три стороны одного явления, раскрывая бюджет как самостоятельную экономическую категорию, как денежные отношения и как экономическую форму существования распределительных отношений: «государственный бюджет — это совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны. по экономической сущности, государственный бюджет — это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления» [14, с. 234].

Необходимо отметить, что в экономической литературе также большое внимание уделяется рассмотрению категории бюджет с точки зрения права. «Юристами бюджет традиционно определятся как финансовая программа или план деятельности, который подкрепляется силой государства и выступает уже в качестве обязательного для исполнения императива» отмечает Д. Л. Ко-мягин [8]. С таким подходом фактически соглашается О. Г. Бежаев, но отмечает, что бюджет как правовая категория — это закрепленная форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения функций органов государственной и муниципальной власти [1, с. 8].

Таким образом, можно сделать вывод, что юридическая характеристика содержания категории «бюджет» выступает подчиненной по отношению к толкованию бюджета как базисной, экономической категории, в которой доминирует материальное понимание бюджета.

В развитии изложенного, обратим внимание на замечание Ю. Г. Швецова о том, что «необходимо теоретически и практически наполнить категорию бюджета качественно другим смыслом — это общественное достояние, используемое в интересах большинства проживающего в стране населения» [17, с. 132].

Вместе с тем, по оценке Ю. М. Березкина [2, с. 80], рассмотрение природы государственных финансов вообще и государственного бюджета в частности только с позиции денежных отношений в современных условиях не отвечает требованиям методологии исследования. Ю. М. Березкин указывает на мно-гоуровневость предмета научного исследования: «такой «предмет» обязательно должен включать, с одной стороны, «контекст отношений», а с другой, те материальные объекты, которые движутся в рамках принятого «смыслового единства»». Данное замечание определяет, что категорию «бюджет» следует рассматривать и как совокупность денежных отношений, имеющих определенную направленность, и как совокупное движение денежных ресурсов через входящие и исходящие денежные потоки. Кроме того, по мнению Г. В Ляпуновой и Т. В. Файберг «средства, поступающие в бюджетные фонды и расходуемые из них, можно рассматривать как бюджетные потоки. что позволяет определить, что из себя представляет бюджет на практике» [10, с. 5].

Следовательно, с позиции двустороннего подхода к толкованию понятия «бюджет», позволяющего отразить его качественную составляющую, с одной стороны, бюджет правомерно рассматривать как систему денежных отношений, возникающих между государством и другими субъектами воспроизводства по поводу перераспределения валового внутреннего продукта. С другой стороны, бюджет — это совокупное движение бюджетных ресурсов посредством входящих и исходящих денежных (бюджетных) потоков. С такой постановкой вопроса соглашается и Т. В. Файберг, отмечая в диссертационном исследовании, что «целесообразно выделять государственные финансовые потоки, связанные с формированием и использованием бюджетов, или бюджетные потоки» [13, с. 25].

Денежные средства, движение которых происходит в рамках бюджетных потоков, являются, по оценке Т. В. Сорокиной, основой функционирования бюджетного сектора, при этом «в процессе привлечения денежных средств и их расходования обеспечивается предоставление государственных и муниципальных услуг путем осуществления необходимых операций с активами и пассивами органов государственной власти и местного самоуправления» [11, с. 59]. При движении бюджетных ресурсов происходят различные процессы, приводящие к определенным последствиям. Так, например, ярко выраженная для сегодняшнего дня централизация средств на уровне федерального бюджета России может привести к ряду негативных последствий. В этой связи обратимся к результатам исследований процессов централизации бюджетных ресурсов и эффективности использования бюджетных средств: ученные отмечают, что «любое движение денег по каналам бюджетной системы (по аналогии с потерями тока в электрической сети) сопряжено с неизбежными потерями» [12, с. 367]. Помимо указания на потери, связанные с коррупцией, отмечены операционные потери, которые происходят при движении государственных денежных средств, к числу которых относятся расходы (затраты) на содержание казначейской системы исполнения бюджета. В России на сегодняшний день функционирует централизованная казначейская система, и отказ от нее в пользу менее затратной (децентрализованной) казначейской системы по ряду объективных причин пока не возможен.

В отношении изложенного, О. А Булаш и Ю. Г. Швецов отмечают, что «разнообразие направлений совершенствования управления бюджетными

потоками. свидетельствует об огромном потенциале государственных финансов, пока еще слабо используемом в практической деятельности субъектов бюджетного планирования и регулирования» [16, с. 38].

Теоретическое переосмысление качественной составляющей экономической категории «бюджет» представляется объективно необходимым в условиях изменения и развития экономических отношений, что позволит разрабатывать и внедрять на практику инструменты, влияющие на эффективность общественного производства.

Список использованной литературы

1. Бежаев О. Г. Межбюджетные отношения: теория и практика реформирования / О. Г. Бежаев ; под ред. М. А. Яхъяева. — М. : Экзамен, 2001. — 128 с.

2. Березкин Ю. М. Проблемы и способы организации финансов / Ю. М. Берез-кин. — Иркутск : Изд-во ИГЭА, 2001. — 248 с.

3. Бушмин Е. В. Роль и место бюджетных процедур в системе государственных финансов / Е. В. Бушмин // Вопросы экономики. — 2001. — № 5. — С. 44-49.

4. Вознесенский Э. А. Финансы как стоимостная категория / Э. А. Вознесенский. — М. : Финансы и статистика, 1985. — 159 с.

5. Годин А. М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации : учеб. пособие / А. М. Годин, И. В. Подпорина. — М. : Дашков и Ко, 2001. — 480 с.

6. Государственные и муниципальные финансы : учеб. / под ред. Г. Б. Поляка. — М. : Юнити-Дана, 2012. — 376 с.

7. Джусоева Л. Х. Понятие бюджета и его роль в социально-экономическом развитии региона / Л. Х. Джусоева // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова. Общественные науки. — 2012. — № 1. — С. 369-374.

8. Комягин Д. Л. Что такое бюджет: форма, план или фонд? / Д. Л. Комягин // Бюджет. — 2005. — № 2. — С. 34-36.

9. Ляпунова Г. В. Бюджетная политика и бюджетный процесс : учеб. пособие / Г. В. Ляпунова, Т. В. Сорокина. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2004. — 201 с.

10. Ляпунова Г. В. Бюджетная система : учеб. пособие / Г. В. Ляпунова, Т. В. Фай-берг. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2012. — 182 с.

11. Сорокина Т. В. Финансовое обеспечение бюджетного сектора субъектов Российской Федерации (теория, методология, практика) : дис. . д-ра экон. наук : 08.00.10 / Т. В. Сорокина. — Иркутск, 2013. — 336 с.

12. Уклонение от уплаты налогов. Проблемы и решения / под ред. И. А. Майбуро-ва, А. П. Кириенко, Ю. Б. Иванова. — М. : Юнити-Дана, 2013. — 383 с.

13. Файберг Т. В. Государственный (муниципальный) заказ как форма организации бюджетного финансирования : дис. . канд. экон. наук : 08.00.10 / Т. В. Файберг. — Иркутск, 2006. — 300 с.

14. Финансы : учеб. / В. М. Родионова, Ю. Я. Вавилов, Л. И. Гончаренко [и др.] ; под ред. В. М. Родионовой. — М. : Финансы и статистика, 1993. — 400 с.

15. Финансы : учеб. для вузов / под ред. М. В. Романовского, О. В. Рублевской, Б. М. Сабанти. — М. : Юрайт, 2002. — 480 с.

16. Швецов Ю. Г. Бюджет как финансовая основа реализации общественных проектов / Ю. Г. Швецов, О. А. Булаш // Проблемы учета и финансов. — 2013. — № 3 (11). — С. 38-48.

17. Швецов Ю. Г. Теоретические аспекты бюджета как экономической категории / Ю. Г. Швецов // Проблемы современной экономики. — 2011. — № 3. — С. 128-132.

1. Bezhaev O. G. Mezhbyudzhetnye otnosheniya: teoriya i praktika reformirovani-ya [Inter-budget relations: theory and practice of reforming]. Moscow, Ekzamen Publ., 2001.128 p.

2. Berezkin Yu. M. Problemy i sposoby organizatsii finansov [Problems and ways of finance management]. Irkutsk State Economics Academy, 2001. 248 p.

3. Bushmin E. V. Role and place of budget procedures in the system of public finance. Voprosy ekonomiki — Economic Issues, 2001, no. 5, pp. 44-49 (in Russian).

4. Voznesenskii E. A. Finansy kak stoimostnaya kategoriya [Finance as a value category]. Moscow, Finance and Statistics Publ., 1985. 159 p.

5. Godin A. M., Podporina I. V. Byudzhet i byudzhetnaya sistema Rossiiskoi Fede-ratsii [The budget and the budget system of the Russian Federation]. Moscow, Dashkov i Ko Publ., 2001. 480 p.

6. Polyak G. B. (ed.) Gosudarstvennye i munitsipalnye finansy [National and municipal finance]. Moscow, Yuniti-Dana Publ., 2012. 376 p.

7. Dzhusoeva L. Kh. The concept of budget and its role in the social and economic development of the region. Vestnik Severo-Osetinskogo gosudarstvennogo universiteta im. K. L. Khetagurova. Obshchestvennye nauki — Bulletin of K. L. Khetagurov North Ossetia State University. Social Sciences, 2012, no. 1, pp. 369-374 (in Russian).

8. Komyagin D. L. What is budget: a form, a plan or a fund? Byudzhet — Budget, 2005, no. 2, pp. 34-36 (in Russian).

9. Lyapunova G. V., Sorokina T. V. Byudzhetnayapolitika i byudzhetnyiprotsess [Budget policy and budget process]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2004. 201 p.

10. Lyapunova G. V., Faiberg T. V. Byudzhetnaya sistema [The budget system]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2012. 182 p.

11. Sorokina T. V. Finansovoe obespechenie byudzhetnogo sektora sub’ektov Rossiiskoi Federatsii (teoriya, metodologiya, praktika). Dokt. Diss. [Budget security for the budget sector of the subjects of the Russian Federation (theory, methodology, practice). Doct. Diss.]. Irkutsk, 2013. 336 p.

12. Maiburov I. A., Kirienko A. P., Ivanov Yu. B. (ed.) Uklonenie ot uplaty nalogov. Problemy i resheniya [Tax evasion. Problems and solutions]. Moscow, Yuniti-Dana Publ., 2013.383 p.

13. Faiberg T. V. Gosudarstvennyi (munitsipalnyi) zakaz kak forma organizatsii byudzhetnogo finansirovaniya. Kand. Diss. [The state (municipal) order as a management form for budget financing. Cand. Diss.]. Irkutsk, 2006. 300 p.

14. Rodionova V. M., Vavilov Yu. Ya., Goncharenko L. I. et al. Finansy Finance]. Moscow, Finance and Statistics Publ., 1993. 400 p.

15. Romanovskii M. V., Rublevskaya O. V., Sabanti B. M. (ed.) Finansy [Finance]. Moscow, Yurait Publ., 2002. 480 p.

16. Shvetsov Yu. G., Bulash O. A. Budget as the financial basis of the realization public projects. Problemy ucheta i finansov — Problems of accounting and finance, 2013, no. 3 (11), pp. 38-48 (in Russian).

17. Shvetsov Yu. G. Theoretical aspects of the budget as an economic category. Problemy sovremennoi ekonomiki — Problems of modern economy, 2011, no. 3, pp. 128-132 (in Russian).

Информация об авторе

Ковтун Лира Раисовна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра финансов, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: lira-tim@yandex.ru.

Lira R. Kovtun — PhD in Economics, Associate Professor, Chair of Finance, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russia, e-mail: lira-tim@yandex.ru.

Бюджет и управление бюджетной системой Российской Федерации

В докапиталистический период в странах не было финансового документа, объединяющего государственные расходы и доходы. Для каждого расхода изыскивался и закреплялся соответствующий доход. Глава государства полновластно и бесконтрольно распоряжался всеми государственными средствами, или казной. Известно, например, что на содержание двора французского короля Генриха IV ежегодно расходовалось около половины всех средств, поступавших в государственную казну.

В результате буржуазных революций главы государств утратили право бесконтрольно распоряжаться финансами, устанавливать налоги. Их кассы были отделены от государственной казны. Над государственными расходами, установлением налогов был введен контроль. Первой на этот путь встала Англия, где развитие капитализма происходило быстрее.

С конца XVIII в. бюджетом стали называть весь план предстоящих расходов и доходов государства.

Бюджет, как принято практически во всех странах, — это баланс доходов и расходов государства. Доходная часть содержит перечень поступающих средств, расходная объединяет все виды производимых властью затрат.

Бюджет утверждается высшими законодательными органами страны. Акт, утверждающий бюджет, называется бюджетным законом. «Бюджет государства» — наиболее обобщающее финансовое понятие. В нем объединяются, находятся во взаимосвязи все финансовые категории: «доходы», «расходы», «государственные займы». Взаимодействие названных категорий отражается в государственной финансовой политике, а затем в составлении и исполнении бюджета. Сама финансовая политика, а также содержание, социально-экономическая сущность, политическое значение бюджетов определяются способом производства, функциями государства, ролью и формами господства монополий.

Таким образом, можно сказать, что в целом функции государства, направления его деятельности определяют содержание и задачи бюджета государства, порядок его формирования и использования.

Современные важнейшие функции государств — экономическая, социальная, оборонная. Степень реализации этих функций во многом зависит от бюджета государства. На разных этапах развития отдельные функции в государствах становятся приоритетными, и именно они подкрепляются в первую очередь необходимыми бюджетными средствами.

В историческом плане интерес представляет государственный бюджет СССР, его социальные и политические корни.

Во второй Программе партии, разработанной под руководством В.И. Ленина в марте 1919 г., подчеркивалось, что «государственный бюджет становится бюджетом всего народного хозяйства в целом»(Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 1. М. : Политиздат, 1967. С. 139.). Именно так представлялся государственный бюджет официальными органами власти СССР в советский период. Считалось, что все 70 лет советской власти государственный бюджет СССР был бюджетом всего народного хозяйства, так как свыше 90% доходов бюджета составляли поступления от социалистического хозяйства, что преподносилось как значительное преимущество перед бюджетами капиталистических стран, где основным доходным источником бюджетов являются налоги, взимаемые с населения.

Фактически в СССР ситуация была иной, и государственный бюджет, как и в большинстве других стран, формировался более чем наполовину за счет налоговых поступлений, среди которых главное место занимал налог с оборота — косвенный налог, источником уплаты которого при покупке товаров народного потребления являлись доходы населения.

Что касается расходов, то и здесь было расхождение между официальными данными и фактической ситуацией. Например, расходы на оборону составляли в среднем 11% всех расходов государственного бюджета СССР. Но это только часть расходов на оборону, основные средства в военно-промышленный комплекс шли по статье «Расходы на народное хозяйство», и данные о них были скрыты от общественности.

Являясь частью централизованных финансовых ресурсов государства, бюджет связан через систему доходов и расходов со всем хозяйством. Именно через бюджетную систему государство должно реализовывать свои функции, обеспечивать межотраслевое, межтерриториальное распределение централизованных финансовых ресурсов, контролировать финансовые потоки. Но бюджет нельзя рассматривать только как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления; подобная формулировка, данная в Бюджетном кодексе РФ 2007 г., отражает лишь материальное содержание бюджета. Бюджет как экономическая, финансовая категория выражает сложную систему экономических, стоимостных отношений между государством и производителями, бюджетной сферой, населением и др. Государство, власть на всех уровнях, управляя этими отношениями, должны формировать, распределять и использовать средства всех бюджетов, входящих в бюджетную систему. Таким образом, бюджет имеет и материальное содержание и в то же время это сложная финансовая категория.

Необходимо отметить, что исследованию сущности бюджета пока уделяется недостаточное внимание. Это объясняется отсутствием единого подхода к определению понятия «бюджет» и единого мнения по поводу его функций и задач.

На наш взгляд, при раскрытии сущности бюджета необходимо иметь в виду следующее. Если подходить к теории финансов с глобализационных позиций, то любые денежные отношения — одновременно и финансовые отношения, а все денежные ресурсы, включая платежные, кредитные, инвестиционные, страховые и другие, суть финансовые ресурсы.

Финансы как экономическая категория опосредуют денежные отношения в процессе движения финансовых ресурсов в частноправовой и государственно-правовой формах, образования и использования на этой основе частнохозяйственных и государственных доходов в результате приведения в действие финансовых механизмов и применения финансовых инструментов. Под финансовыми механизмами и инструментами следует понимать векселя, ценные бумаги и операции с ними, электронные, инвестиционные и кредитные деньги, нормы амортизации и формы расчетов, кредит и кредитование, страховые платежи, проценты и дивиденды, нормы амортизации, налоги и налогообложение, дотации, субвенции, формы финансирования и др.

Таким образом, система финансов включает в себя два больших звена:

  1. частнохозяйственные (децентрализованные);
  2. государственные (централизованные, включая муниципальные) финансы.

К частнохозяйственным (децентрализованным) финансам относятся финансы организаций, работающих на коммерческой основе, финансы некоммерческих организаций, финансы организаций смешанного (бюджетно-коммерческого) типа, финансы домашних хозяйств. Финансовой деятельностью этих организаций и домашних хозяйств является деятельность, связанная с аккумулированием финансовых ресурсов, получением доходов и осуществлением расходов и накоплений для достижения определенного полезного эффекта, уплатой налоговых платежей и получением государственных заказов, привлечением заемных средств и погашением задолженности, уплатой страховых взносов и получением страховых возмещений, с операциями с ценными бумагами и другими финансовыми активами.

К государственным (централизованным, включая муниципальные) финансам относятся бюджет, государственный кредит, государственные внебюджетные фонды, финансы иных государственных и муниципальных институтов.

С глобализационных позиций финансы как экономическая реальность выступают в форме частных (децентрализованных) и государственных (централизованных) финансовых ресурсов. В свою очередь финансовые ресурсы — это вся совокупность денежных средств, которые потенциально могут быть использованы и используются для осуществления финансовой деятельности и выполнения финансовых (денежных) операций субъектами хозяйствования и органами государственной (муниципальной) власти и управления.

В составе системы финансов нас интересует прежде всего централизованное звено — государственные (муниципальные) финансы, основным элементом которых выступает бюджет (система бюджетов). Поскольку государственные финансы и бюджет составляют часть общей системы финансов, сущность и функции названных частных категорий не должны принципиально отличаться от сущности и функций общей категории финансов, но имеют свою специфику.

Экономическое содержание государственных финансов составляет движение финансовых ресурсов в публично-правовой форме, образование и использование на этой основе доходов органов государственной власти и местного самоуправления в результате приведения в действие соответствующих финансовых механизмов и применения финансовых инструментов. Финансовыми инструментами и механизмами выступают в данном случае налоговые и неналоговые платежи, государственные (муниципальные) займы, средства финансовой помощи регионам и муниципалитетам, государственные заказы и программы, бюджетные кредиты, дотации, субсидии и субвенции и т. п.

В бюджете концентрируется основная масса централизованных финансовых ресурсов, доходов и расходов всех звеньев системы государственных (муниципальных) финансов. Поэтому сущность последних наиболее полно реализуется через категорию бюджета, в основе которой лежат бюджетные отношения, возникающие в ходе движения бюджетных ресурсов в форме образования и использования государственных (муниципальных) доходов.

Необходимо также четко определить функции финансов. Из всего разнообразия подходов к решению этого вопроса отечественными экономистами можно выделить два основных. Сторонники первого подхода наделяют финансы распределительной и контрольной функциями(Этой позиции придерживаются В.М. Родионова, Л.А. Дробозина, Д.С. Моляков и другие представители московской школы. Однако Л.А. Дробозина дополняет названные функции еще двумя: регулирующей и стабилизационной (Финансы: учебник для вузов / под ред. Л.А. Дробозиной. М. : Финансы, ЮНИТИ, 1999. С. 21)). Представители второго подхода считают, что финансы выполняют три функции: образования фондов денежных средств, использования фондов денежных средств и контрольную функцию(Сторонниками такого подхода являются Э.А. Вознесенский, В.П. Иваницкий, М.В. Романовский и другие последователи ленинградской школы. При этом Б.М. Сабанти и А.Ю. Казак, придерживаясь в целом такой же позиции, отвергают выполнение финансами контрольной функции).

Учитывая изложенное, новый подход к пониманию финансовых отношений в условиях глобального рынка, а также экономической мотивации субъектов воспроизводства в процессе приведения в действие финансовых механизмов и инструментов, есть все основания считать, что финансы выполняют три функции: образования централизованных и децентрализованных доходов; использования централизованных и децентрализованных доходов; контрольную функцию.

Государственные финансы как звено общей системы финансов также выполняют три функции, обслуживая централизованную область движения финансовых ресурсов (денежных доходов и расходов государства). То есть государственные финансы выполняют функции образования централизованных доходов, использования централизованных доходов и контрольную.

Как уже отмечалось, центральным звеном государственных финансов выступает бюджет. В бюджете современного государства концентрируются все государственные доходы (как налоговые, так и неналоговые, включая государственные займы, средства внебюджетных фондов и пр.), и из бюджета финансируется вся совокупность государственных расходов в связи с выполнением государством разнообразных функций: экономической, оборонной, управленческой, социальной и др.

Поскольку бюджет представляет собой частную по отношению к финансам и государственным финансам категорию, функциональное предназначение бюджета, с одной стороны, не может быть оторвано от общих функций названных категорий, с другой стороны, в качестве конкретной формы проявления финансовых отношений может иметь свои специфические функции, подчеркивающие практическую специализацию искомой категории. В свое время А.И. Буковецкий справедливо отмечал: «В финансовом хозяйстве не доходы, а расходы имеют решающее значение. Частное хозяйство не может истратить больше, чем у него будет доходов. Финансовое хозяйство в случаях необходимости может увеличить свои доходы путем изъятия необходимых средств у частных хозяйств»(Буковецкий А.И. Введение в финансовую науку. М., 1929. С. 15. Под финансовым хозяйством он понимал только государственные финансы, отвергая саму возможность существования частного финансового хозяйства). Поэтому в рамках общих функций государственных финансов сущность бюджета проявляется в следующих специфических функциях:

  • обеспечение доходными источниками органов государственной (муниципальной) власти для выполнения расходных полномочий;
  • финансирование выполнения функциональных обязанностей органов государственной (муниципальной) власти;
  • контрольно-регулирующая функция.

Следует отметить, что эти функции находятся на стыке теории и практики построения бюджетных отношений, науки о бюджете и бюджетной политики, наиболее полно отражая сущность бюджета, цель и экономические мотивы субъектов бюджетного процесса.

Надлежащее комбинированное исполнение бюджетом его функций позволит обеспечить в стране состояние бюджетного равновесия, т. е. сбалансированности государственных финансов на базе роста экономики, позволяющей в полном объеме финансировать расходы органов власти по предоставлению обществу коллективных благ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *