Какие операции цб рф не выполняет
Перейти к содержимому

Какие операции цб рф не выполняет

  • автор:

Статья 49

1) осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на осуществление банковских операций, и физическими лицами, за исключением случаев, предусмотренных частями третьей и пятой статьи 46 и статьей 48 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федеральных законов от 03.11.2010 N 291-ФЗ, от 02.12.2013 N 335-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) приобретать акции (доли) кредитных и иных организаций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8, 9 и 39 настоящего Федерального закона;

(п. 2 в ред. Федерального закона от 27.10.2008 N 176-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) осуществлять операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России и его организаций;

4) заниматься торговой и производственной деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

5) изменять условия предоставленных кредитов. Исключение может быть сделано по решению Совета директоров.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Полномочия центрального Банка Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лунгу Евгения Владимировна

В статье отмечается, что полномочия чаще всего рассматривают как систему прав и обязанностей. Автор отмечает, что Центральный банк РФ должен наделяться такими правами, которые позволили бы ему эффективно выполнять возложенные на него обязанности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лунгу Евгения Владимировна

Правовой статус центральных банков зарубежных стран и России в регулировании денежной системы: сравнительно-правовое исследование

К вопросу о юридической личности Центрального Банка РФ
Сравнительный анализ организационно-правовых основ банковского надзора во Франции, Италии и России
Проблемы права: статус Центрального Банка РФ
Развитие принципов деятельности Банка России в информационном обществе
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Полномочия центрального Банка Российской Федерации»

ВОПРОСЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВА

© 2004 г. Е. В. Лунгу ПОЛНОМОЧИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Полномочия занимают центральное место в правовом статусе любого субъекта и Центральный банк РФ также не является исключением. Полномочия чаще всего рассматривают как систему прав и обязанностей. Права — это возможность выбора вида и меры поведения, а обязанности — это требования ответственного следования должному поведению.

Права и обязанности Банка России находятся в тесной взаимосвязи и направлены на реализацию стоящих перед ним целей. Банк России должен наделяться такими правами, которые позволяли бы ему эффективно выполнять возложенные на него обязанности.

Согласно п. «ж» ст. 71 Конституции РФ вопросы финансового, валютного регулирования, денежная эмиссия, федеральные банки относятся к исключительному ведению Российской Федерации. Это означает, что полномочиями по регулированию этих вопросов обладают только органы федеральной власти, но не органы государственной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления. Данный пункт Конституции РФ в значительной степени производен от ст. 8 Конституции РФ, гарантирующей единство экономического пространства и свободное перемещение финансовых средств. Передача Российской Федерации вопросов финансового, валютного регулирования и денежной эмиссии как предметов исключительного ведения связано с реализацией экономических основ конституционного строя и, прежде всего, принципа единства экономического пространства. Полномочия Банка России, наделенного полномочиями в области финансового, валютного регулирования и денежной эмиссии, также должны быть реализованы в свете единого экономического пространства и свободного перемещения финансовых средств.

Согласно ст. 1 Федерального закона о Центральном банке РФ полномочия Банка России установлены только Конституцией РФ и федеральными законами, подзаконные нормативные акты не могут регулировать полномочия Банка России. Поэтому Президент РФ, Правительство РФ и Банк России не могут принимать нормативные акты, устанавливающие, изменяющие или прекращающие полномочия Банка России.

Так как Конституция РФ носит учредительный характер, она закрепляет лишь конституционные основы статуса Банка России и, в том числе, конституционные основы регулирования его полномочий, но подробное закрепление полномочия Банка России находят в федеральных законах.

Полномочия Центрального банка РФ вытекают из его правового статуса, во-первых, как

органа государства, а во-вторых, как юридического лица. Как те, так и другие полномочия Банка России должны быть направлены на выполнение его функций.

В зависимости от содержания полномочия Банка России можно рассмотреть как публичные и частные. Публичные полномочия Банка России непосредственно направлены на выполнение функций Банка России как государственного органа и являются основными среди других полномочий Банка России. Например, в области организации безналичных расчетов Банк России координирует, регулирует и лицензирует деятельность расчетных и клиринговых организаций.

Частные полномочия Банка России непосредственно на достижение функций Банка России не направлены и предназначены для организации деятельности Банка России, поэтому эти полномочия можно считать производными от основных. В то же время реализация публичных полномочий Банка России возможна только в случае выполнения частных полномочий. Например, Банк России может получать доходы от банковских операций и сделок, а также доходы от участия в капиталах кредитных организаций, но использовать полученные доходы Банк России обязан на выполнение своих функций как государственного органа и, прежде всего, функций, закрепленных Конституцией РФ.

Особое место среди публичных полномочий Банка России занимают конституционные полномочия в области эмиссии денежных знаков, защиты и обеспечения устойчивости рубля. Данные полномочия выполняются Банком России для реализации экономических основ конституционного строя РФ, предусмотренных ст. 8 Конституции РФ. По своему статусу данные полномочия являются конституционными, несмотря на то, что предусмотрены федеральным законом о Центральном банке РФ, так как направлены на реализацию конституционных функций эмиссии денежных знаков, защиты и обеспечения устойчивости рубля.

Кроме конституционных полномочий Банк России наделен и иными публичными полномочиями. Эти полномочия конституционными не являются, так как Конституцией РФ не предусмотрены, но необходимы Банку России для реализации конституционных полномочий. Полномочия, реализуемые Банком России как государственным органом, могут быть названы основными, в то время как иные полномочия Банка России направленные на организацию внутренней деятельности Банка России могут быть названы производными.

Совместное регулирование вопросов проведения единой финансовой, кредитной и де-

нежной политики Правительством РФ и Центральным банком Российской Федерации предусмотрено п. «б» ст. 114 Конституции РФ, а также ст. 15 федерального конституционного закона о Правительстве РФ. Однако, российское законодательство не предусматривает четких механизмов преодоления разногласий между регулирующими органами. Согласно ст. 11 Конституции РФ Правительство РФ как орган государственной власти имеет приоритет по вопросам регулирования совместных сфер деятельности. Поэтому Центральный банк РФ должен реализовывать свои публичные полномочия в соответствии с экономической политикой, проводимой Правительством РФ и федеральным законом о бюджете, проект которого разрабатывается Правительством РФ.

Основной способ реализации публичных полномочий Банка России — это издание подзаконных нормативных актов в форме указаний, положений и инструкций. Правом издавать нормативные акты обладает только сам Банк России, его территориальные подразделения такими полномочиями не обладают.

Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона о Центральном банке РФ, нормативные акты Банка России обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. По мнению ряда исследователей, эта норма закона не соответствует Конституции РФ, так как устанавливает приоритет нормативных актов Банка России над нормативными актами иных органов государственной власти.

Однако необходимо учитывать, что Банк России может принимать нормативные акты по строго определенному кругу вопросов. Согласно ст. 11 Конституции РФ, нормативные акты Банка России не должны противоречить нормативным актам высших органов государственной власти. Нормативные акты Банка России являются обязательными для всех субъектов, однако они не обладают приоритетом над нормативными актами высших органов государственной власти, так как принимаются во исполнение этих актов.

Таким образом, Банк России реализует конституционные полномочия:

1. в области защиты и обеспечения устойчивости рубля;

2. в области эмиссии наличных денег и организации денежного обращения.

Кроме конституционных полномочий Банк России наделен и иными публичными полномочиями, которые он реализует для регулирования совместных с Правительством РФ сфер деятельности:

1. в области денежно-кредитной политики;

2. в области банковского регулирования и надзора;

3. в области регулирования государственного долга РФ;

4. в области управления золотовалютными резервами;

5. в области валютного регулирования и валютного контроля;

6. в области регулирования деятельности валютных бирж;

7. в области международной и внешнеэкономической деятельности.

Денежно-кредитная политика разрабатывается и проводится Банком России во взаимодействии с Правительством РФ. Вопросы денежнокредитной политики регламентируются Конституцией РФ, федеральным конституционным законом о Правительстве РФ, но наиболее подробно законом о Центральном банке РФ. Закон закрепляет основные положения денежнокредитной политики, сроки и порядок предоставления основных направлений денежно-

кредитной политики в органы государственной власти, а также ее основные инструменты и методы.

Учитывая, что вопросы денежно-кредитной политики отнесены к сфере деятельности органов государственной власти, полномочия Банка России должны быть реализованы в соответствии с целями деятельности Президента РФ и Правительства РФ.

Принцип согласованности является основным при разработке и проведении денежнокредитной политики Правительством РФ и Банком России, поскольку разделение инструментов и методов денежно-кредитной политики между этими государственными органами противоречит принципу единого экономического пространства, предусмотренного ст. 8 Конституции РФ.

Публичные полномочия Банка России в области банковского регулирования и надзора можно разделить на несколько частей:

■ полномочия по регистрации и лицензированию деятельности кредитных организаций;

■ полномочия по установлению правил проведения банковских операций и других сделок кредитных организаций;

■ полномочия по надзору и применению санкций за совершение правонарушений кредитными организациями и банковскими группами;

■ полномочия по предупреждению банкротства кредитных организаций;

■ полномочия по ликвидации и банкротству кредитных организаций.

Регистрация кредитных организаций является совместной сферой деятельности Правительства РФ и Банка России. Банк России принимает решение о регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковской деятельности в том случае, если кредитная организация соответствует всем требованиям, предъявляемым к ней Правительством РФ и Банком России. Банк России наделен правом принять решение о регистрации кредитной организации, но регистрацию осуществляет управление МНС РФ по субъекту Российской Федерации. Решение Банка России о регистрации кредитной организации оформляется сопроводительным письмом. Решение Банка России о выдаче лицензии сопровождается выдачей лицензии на осуществление банковской деятельности. Банк России, принимая решение о регистрации кредитной организации и о выдаче лицен-

зии на осуществление банковской деятельности, не издает нормативного акта, несмотря на то, что данное решение, относится к компетенции Банка России. Согласно ст. 7 вышеуказанного Федерального закона, решение должно быть оформлено нормативным актом. В ином случае оно не является обязательным для органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц.

Поэтому отсутствие нормативного акта по вопросам регистрации и лицензирования деятельности кредитных организаций может являться основанием для отказа в признании решения Банка России иными субъектами.

Публичные полномочия Банка России по установлению правил проведения банковских операций и других сделок кредитных организаций предусмотрены законом о Центральном банке РФ. Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций , бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также устанавливает обязательные нормативы и обязывает предоставлять другую информацию, предусмотренную федеральными законами. Свои публичные полномочия по регулированию деятельности кредитных организаций Банк России реализует с целью поддержания стабильности банковской системы Российской Федерации а, следовательно, и для развития принципа единого экономического пространства, предусмотренного ст. 8 Конституции РФ.

Полномочия по надзору и применению санкций за совершение правонарушений кредитными организациями и банковскими группами реализуются Банком России только в прямо указанных в федеральных законах случаях.

Банк России осуществляет публичные полномочия банковского надзора не только в соответствии с национальным законодательством РФ, но и в соответствии с Базельскими принципами текущего надзора за деятельностью кредитных организаций. Публичные полномочия банковского надзора реализуются Банком России по двум основным направлениям: это финансовое состояние конкретной кредитной организации и банковской системы в целом. Основная цель применения полномочий Банка России в области банковского надзора — это выявление проблем в кредитных организациях и применение к ним мер надзорного реагирования.

Методы, применяемые Банком России для осуществления банковского надзора, предусмотрены федеральным законом и заключаются в предоставлении ему права требования от кредитных организаций информации и документов о ее деятельности, а также в проведении проверки кредитной организации.

Публичные полномочия банковского надзора за состоянием всей банковской системы реализуются Банком России совместно с Правительством РФ. Цель применения публичных полномочий по надзору за состоянием банков-

ской системы — это развитие и укрепление банковской системы.

Применение санкций не является самоцелью банковского надзора и используется Банком России в случае нарушения кредитной организацией федеральных законов и издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России. Предписания Банка России не являются нормативным актом, они могут содержать лишь требование Банка России об устранении выявленных нарушений. Они не могут содержать правил проведения банковских операций или иные нормы кроме требования об устранении выявленных нарушений.

Публичные полномочия по предупреждению банкротства кредитных организаций реализуются Банком России на основе результатов банковского надзора. Предупреждение банкротства конкретной кредитной организации осуществляется для сохранения устойчивости всей банковской системы Российской Федерации, защиты интересов кредиторов (вкладчиков), а следовательно для сохранения единого экономического пространства в Российской Федерации, свободного перемещения финансовых средств, защиты прав человека, как наивысшей ценности в Российской Федерации.

Публичные полномочия Банка России по предупреждению банкротства реализуются путем издания нормативных актов о финансовом оздоровлении кредитной организации, о введении временной администрации или о реорганизации кредитной организации. Банк России осуществляет общее руководство деятельностью по предупреждению банкротства. В соответствии с нормативными актами Банка России реализует полномочия по предупреждению банкротства Агентство по реструктуризации кредитных организаций. Мероприятия по предупреждению банкротства Банк России осуществляет совместно с Агентством по реструктуризации кредитных организаций путем направления взаимных предложений, например, о передаче кредитной организации под управление Агентства по реструктуризации кредитных организаций.

Публичные полномочия Банка России по ликвидации кредитных организаций осуществляются на основании федерального закона «О банках и банковской деятельности в РФ», которым закрепляются публичные полномочия по регистрации кредитной организации по поводу ликвидации, а также публичные полномочия по отзыву лицензии. Банк России наделен правом издавать нормативные акты по вопросам банкротства кредитных организаций в том случае, если отношения связанные с банкротством кредитной организации не урегулированы федеральным законом.

Полномочия Банка России в области банкротства кредитных организаций достаточно широки и осуществляются Банком России по следующим направлениям: полномочия непосредственно по банкротству кредитных организаций, например, право подать заявление в арбитражный суд о признании кредитной организации банкротом; а также публичные полномочия, направленные на организацию процесса банкрот-

ства кредитных организаций, например, полномочия по аттестации арбитражных управляющих.

Как и иные публичные полномочия в области банковского регулирования и надзора, публичные полномочия в области ликвидации и банкротства кредитных организаций направлены на защиту прав кредиторов (вкладчиков) а, следовательно, и на защиту прав граждан, поддержание единого экономического пространства в Российской Федерации, свободное перемещение финансовых средств.

Публичные полномочия в области регулирования государственного долга Банк России реализует только по поручению Правительства РФ. Банк России не вправе самостоятельно возлагать на себя обязанности по обслуживанию государственного долга.

В Российской Федерации отсутствует единый центр по управлению государственным долгом, поэтому общее руководство обслуживанием государственного долга осуществляет Министерство финансов РФ по поручению Правительства РФ. Банк России свои полномочия по обслуживанию государственного долга осуществляет по согласованию с Министерством финансов РФ. Полномочия Банка России в этой области реализуются путем выполнения Банком России функций оператора на рынке государственных ценных бумаг, а также консультаций Министерства финансов РФ по поводу выпуска государственных ценных бумаг с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежнокредитной политики.

Банк России не является специализированным органом по обслуживанию государственного долга, и свои публичные полномочия в этой области он подчиняет задачам, которые имеют для него принципиальное значение: контроль над денежной массой, защита рубля, поддержка банковской системы. Политика Банка России по обслуживанию государственного долга вполне оправданна, так как управление государственными ценными бумагами, как и вся деятельность Банка России направлена на реализацию денежно-кредитной политики РФ.

Публичные полномочия Банка России в области управления золотовалютными резервами можно рассмотреть как деятельность Банка России по официальному управлению высоколиквидными финансовыми активами, находящимися в распоряжении Банка России по состоянию на отчетную дату. По общему правилу золотовалютные резервы включают: монетарное золото; специальные права заимствования; резервную позицию в МВФ; остатки на текущих счетах; краткосрочные депозиты в банках; ценные бумаги иностранных правительств; другие ликвидные валютные активы.

Однозначного определения содержания золотовалютных резервов не существует, так как их содержание формируется в зависимости от функций их использования и может меняться.

Собственником золотовалютных резервов является Российская Федерация, Банк России

осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению золотовалютными резервами. От имени государства интересы собственника представляет Правительство РФ, которое вправе определять приоритетные направления деятельности Банка России по управлению золотовалютными резервами. Поэтому доходы, получаемые Банком России от сделок, связанных с управлением золотовалютными резервами также являются собственностью Российской Федерации.

Публичные полномочия Банка России в области валютного регулирования и валютного контроля предусмотрены федеральным законом о валютном регулировании и валютном контроле. Как орган валютного регулирования Банк Росси наделен правом издавать нормативные акты по вопросам регулирования расчетов, порядка совершения сделок с валютными ценностями, а также предоставления иностранным юридическим и физическим лицам кредитов и займов, ввоз, вывоз и перевод валюты за границу.

Банк России не определяет общих направлений валютного регулирования и валютного контроля, а является органом валютного регулирования и валютного контроля кредитных организаций. Согласно ст. 15 федерального конституционного закона о Правительстве РФ валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации осуществляются Правительством РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ. Банк России должен осуществлять свои полномочия в области валютного регулирования и валютного контроля в соответствии с принципами единого экономического пространства, свободного перемещения финансовых средств, защиты и обеспечения устойчивости рубля. Законами РФ, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ могут определяться и иные задачи, направленные на достижение конституционных целей валютного регулирования и контроля.

Публичные полномочия Банка России в области регулирования деятельности валютных бирж заключаются в установлении порядка и условий осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществления выдачи, приостановления и отзыва разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты.

Согласно ст. 97 Федерального закона о Центральном банке РФ нормы, предусматривающие функции Банка России по выдаче, приостановлению и отзыву разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, вступают в силу со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности». Поэтому на сегодняшний день эти публичные полномочия Банка России не реализуются.

Включение этих полномочий позволит Банку России в полном объеме контролировать деятельность всех субъектов на валютном рынке и тем самым позволит эффективнее проводить политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля.

Полномочия Банка России в области международной и внешнеэкономической деятельности осуществляются для эффективного выполнения полномочий Банка России как государственного органа. Банк России представляет интересы Российской Федерации на международной арене в соответствии с основными направлениями деятельности Правительства РФ в области осуществления банковского регулирования и надзора и взаимодействия с центральными банками иностранных государств и валютнофинансовыми организациями. Деятельность Банка России по данному направлению носит вспомогательный характер по отношению к деятельности Правительства РФ.

Учитывая двойственный статус Банка России необходимо рассмотреть, также частные полномочия, переданные Банку России как юридическому лицу. Данные полномочия не нашли своего отражения в Конституции РФ, так как прямо не направлены на реализацию конституционных функций Банка России и являются производными от основных (публичных) полномочий.

Несмотря на то что Банк России по своему статусу кредитной организацией не является, гл. 8 Федерального закона о Центральном банке РФ он наделен правом совершать как банковские операции, так и иные сделки, разрешенные кредитным организациям.

В отличие от кредитных организаций Банк России не является коммерческой организацией, поэтому доходы, получаемые Банком России от банковских операций и иных сделок, должны быть направлены на выполнение публичных функций Банка России. В то же время, как и кредитные организации, Банк России не имеет права заниматься торговой и производственной деятельностью, и вправе защищать свои интересы в суде или арбитражном суде.

Банковские операции и иные сделки Банк России может совершать только при соблюдении ограничений предусмотренных законом о Центральном банке РФ. Банк Росси наделен правом совершать банковские операции и иные сделки только с российскими и иностранными кредитными организациями, а также Правительством РФ. Банк России не имеет право обслуживать физических лиц и юридических лиц, не имеющих лицензии на совершение банковских операций, за исключением случаев, когда в регионе отсутствуют кредитные организации. В этом случае Банк России обязан осуществлять банковское обслуживание для реализации принципа единого экономического пространства в Российской Федерации и свободного передвижения финансовых средств. Ограничения при осуществлении банковской деятельности по субъектному составу связаны, прежде всего, с неравным положением Банка России и иных кредитных организаций на рынке банковских

услуг. Банк России имеет более выгодное положение по сравнению с иными участниками рынка банковских услуг, поэтому наделение его правом совершать банковские операции с физическими и юридическими лицами, не имеющими лицензии Банка России, может привести к сокращению количества кредитных организаций в Российской Федерации и созданию монополии Банка России на рынке банковских услуг, что противоречит п. 2 ст. 34 Конституции РФ.

Банк России вправе осуществлять банковские операции, в том числе сделки с иностранной валютой с драгоценными металлами и иными валютными ценностями как самостоятельно, так и по поручению Правительства РФ, но только для защиты и обеспечения устойчивости рубля, развития и укрепления банковской системы, обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Однако даже банковские операции, осуществляемые Банком России для реализации стоящих перед ним целей, не могут совершаться без ограничений. Являясь кредитором последней инстанции для кредитных организаций, Банк России может принимать в качестве обеспечения исполнения обязательств только установленные законом виды вещей при сроке кредитования не более одного года.

Таким образом, полномочия Банка России необходимо рассматривать как предусмотренные Конституцией РФ и федеральными законами права и обязанности, направленные на реализацию целей деятельности Банка России.

Полномочия Банка России могут быть как частными, так и публичными в зависимости от того, направлены ли они на выполнение полномочий государственного органа или на обеспечение деятельности непосредственно Банка России. Однако реализация публичных полномочий без выполнения частных невозможна, так как они взаимосвязаны.

Особое место среди публичных полномочий занимают конституционные полномочия, направленные на выполнение конституционных функций Банка России. Полномочиями по проведению финансовой, кредитной и денежной политики, обладает не только Центральный банк РФ, но и Правительство РФ. Банк России в соответствии ст. 11 Конституции РФ обязан реализовывать свои публичные полномочия в соответствии с экономической политикой Правительства РФ. Однако российским законодательством не предусмотрены четкие механизмы преодоления разногласий между ними.

Основным способом реализации публичных полномочий Банка России является издание подзаконных нормативных актов, обязательных для всех субъектов. Они издаются по строго определенному кругу вопросов и не могут противоречить нормативным актам высших органов государственной власти. Однако Банк России не полностью реализует свои нормотворческие полномочия, принимая решения о выдаче лицензии на осуществление банковской деятельности, и не издавая при этом нормативноправового акта.

Частные полномочия Банка России прямо не направлены на реализацию публичных полномочий. Банк России наделен правом осуществлять банковские операции и иные сделки, но только для реализации публичных полномочий.

Статья 4

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ статья 4 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 1.1, вступающим в силу с 1 сентября 2013 г.

1.1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации;

2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 12 июня 2006 г. N 85-ФЗ статья 4 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 2.1

3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ статья 4 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 4.1, вступающим в силу по истечении одного года после дня официального опубликования названного Федерального закона

4.1) осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе;

Информация об изменениях:

Статья 4 дополнена пунктом 4.2 с 1 августа 2023 г. — Федеральный закон от 24 июля 2023 г. N 340-ФЗ

4.2) организует и обеспечивает функционирование платформы цифрового рубля;

5) устанавливает правила проведения банковских операций;

6) утратил силу с 24 февраля 2021 г. — Федеральный закон от 24 февраля 2021 г. N 20-ФЗ

Информация об изменениях:

Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 г.

7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

ГАРАНТ:

О порядке взаимодействия Центрального банка РФ и Федеральной налоговой службы по вопросам государственной регистрации кредитных организаций и негосударственных пенсионных фондов см. Указание Банка России от 14 января 2020 г. N 5387-У

О порядке принятия Банком России решения о получении небанковской кредитной организацией статуса банка см. Указание Банка России от 1 апреля 2014 г. N 3222-У

См. Регламент взаимодействия Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Центрального банка Российской Федерации по вопросам передачи регистрационных дел кредитных организаций, утвержденный МНС РФ и Банка России от 9 декабря 2002 г. NN БГ-16-09/145, 01-33-2/4393

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 410-ФЗ статья 4 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 8.1, вступающим в силу с 1 января 2014 г.

8.1) принимает решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов;

9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее — банковский надзор);

ГАРАНТ:

О порядке осуществления надзора за банковскими группами см. Указание Банка России от 25 октября 2013 г. N 3089-У

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ статья 4 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 9.1, вступающим в силу с 1 сентября 2013 г.

9.1) осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами;

Информация об изменениях:

Статья 4 дополнена пунктом 9.2 с 1 января 2022 г. — Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ

9.2) осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере оказания профессиональных услуг на финансовом рынке в соответствии с федеральными законами;

Информация об изменениях:

Статья 4 дополнена пунктом 9.3 с 1 октября 2023 г. — Федеральный закон от 10 июля 2023 г. N 298-ФЗ

9.3) осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью операторов по приему платежей в соответствии с федеральными законами;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ пункт 10 статьи 4 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2013 г.

10) осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ статья 4 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 10.1, вступающим в силу с 1 сентября 2013 г.

10.1) осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ статья 4 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 10.2, вступающим в силу с 1 сентября 2013 г.

10.2) осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;

11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

Информация об изменениях:

Пункт 14 изменен с 1 января 2022 г. — Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ

14) утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для Банка России, кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, бюро кредитных историй, кредитных рейтинговых агентств, план счетов бухгалтерского учета для Банка России и порядок его применения, планы счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, бюро кредитных историй, кредитных рейтинговых агентств и порядок их применения;

14.1) Утратил силу с 1 января 2022 г. — Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 359-ФЗ

Информация об изменениях:

15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 марта 2017 г. N 38-ФЗ пункт 16 статьи 4 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 19 октября 2011 г. N 285-ФЗ статья 4 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 16.1

16.1) принимает участие в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 марта 2017 г. N 38-ФЗ пункт 16.2 статьи 4 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

16.2) организует составление платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж;

Информация об изменениях:

Пункт 16.3 изменен с 29 июля 2019 г. — Федеральный закон от 18 июля 2019 г. N 190-ФЗ

16.3) для составления платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж самостоятельно формирует и утверждает статистическую методологию, перечень респондентов, формы федерального статистического наблюдения и порядок составления и предоставления респондентами первичных статистических данных по этим формам;

17) утратил силу с 1 января 2013 г.;

Информация об изменениях:
Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ пункт 18 статьи 4 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2013 г.

18) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

Информация об изменениях:

Пункт 18.1 изменен с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 322-ФЗ

18.1) осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 ноября 2010 г. N 291-ФЗ статья 4 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 18.2

18.2) является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ статья 4 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 18.3, вступающим в силу с 1 сентября 2013 г.

18.3) осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;

Информация об изменениях:

Пункт 18.4 изменен с 1 января 2024 г. — Федеральный закон от 10 июля 2023 г. N 299-ФЗ

18.4) осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению и по договорам долгосрочных сбережений;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ статья 4 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 18.5, вступающим в силу 1 июля 2015 г.

18.5) организовывает оказание услуг по передаче электронных сообщений по финансовым операциям (далее — финансовые сообщения);

Информация об изменениях:

Статья 4 дополнена пунктом 18.6 с 3 апреля 2020 г. — Федеральный закон от 3 апреля 2020 г. N 106-ФЗ

18.6) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации реализует мероприятия по повышению уровня финансовой грамотности населения и субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Статья 4 дополнена пунктом 18.7 с 3 апреля 2020 г. — Федеральный закон от 3 апреля 2020 г. N 106-ФЗ

18.7) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику по обеспечению доступности финансовых услуг для населения и субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Статья 4 дополнена пунктом 18.8 с 22 марта 2022 г. — Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. N 423-ФЗ

18.8) осуществляет оценку степени (уровня) риска совершения подозрительных операций кредитными организациями, клиентами кредитных организаций — юридическими лицами (за исключением кредитных организаций, государственных органов и органов местного самоуправления) (индивидуальными предпринимателями), зарегистрированными в соответствии с законодательством Российской Федерации;

19) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 4 настоящего Федерального закона

Федеральный закон от 03.02.1996 г. № 17-ФЗ

Статья 1. Внести в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 9, ст. 391; № 34, ст. 1966) изменения и дополнения, изложив его в следующей редакции:

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О банках и банковской деятельности

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия настоящего Федерального закона

Кредитная организация — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Банк — кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свои счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация — кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

Иностранный банк — банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

Статья 2. Банковская система Российской Федерации и правовое регулирование банковской деятельности

Банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.

Статья 3. Союзы и ассоциации кредитных организаций

Кредитные организации могут создавать союзы и ассоциации, не преследующие цели извлечения прибыли, для защиты и представления интересов своих членов, координации их деятельности, развития межрегиональных и международных связей, удовлетворения научных, информационных и профессиональных интересов, выработки рекомендаций по осуществлению банковской деятельности и решению иных совместных задач кредитных организаций. Союзам и ассоциациям кредитных организаций запрещается осуществление банковских операций.

Союзы и ассоциации кредитных организаций создаются и регистрируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.

Союзы и ассоциации кредитных организаций уведомляют Банк России о своем создании в месячный срок после регистрации.

Статья 4. Группы кредитных организаций и холдинги

Группы кредитных организаций образуются для решения совместных задач (совместного осуществления банковских операций) путем заключения соответствующего договора между двумя или несколькими кредитными организациями.

Холдинги образуются путем получения кредитной организацией (основной кредитной организацией) в силу преобладающего участия в уставном капитале одной или нескольких кредитных организаций либо в соответствии с заключенным с одной или несколькими кредитными организациями договором возможности определять решения, принимаемые указанными кредитными организациями.

Статья 5. Банковские операции и другие сделки кредитной организации

К банковским операциям относятся:

1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

2) размещение указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

8) выдача банковских гарантий.

Кредитная организация помимо перечисленных в части первой настоящей статьи банковских операций вправе осуществлять следующие сделки:

1) выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;

3) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;

4) осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

6) лизинговые операции;

7) оказание консультационных и информационных услуг.

Кредитная организация вправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Все банковские операции и другие сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России — и в иностранной валюте. Правила осуществления банковских операций, в том числе правила их материально-технического обеспечения, устанавливаются Банком России в соответствии с федеральными законами.

Кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.

Статья 6. Деятельность кредитной организации на рынке ценных бумаг

В соответствии с лицензией Банка России на осуществление банковских операций банк вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, выполняющими функции платежного документа, с ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета, с иными ценными бумагами, осуществление операций с которыми не требует получения специальной лицензии в соответствии с федеральными законами, а также вправе осуществлять доверительное управление указанными ценными бумагами по договору с физическими и юридическими лицами.

Кредитная организация имеет право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с федеральными законами.

Статья 7. Наименование кредитной организации

Кредитная организация имеет фирменное (полное официальное) наименование на русском языке, может иметь наименование на другом языке народов Российской Федерации, сокращенное наименование и наименование на иностранном языке. Кредитная организация имеет печать со своим фирменным наименованием.

Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер деятельности этого юридического лица посредством использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация», а также указание на его организационно-правовую форму.

Банк России обязан при рассмотрении заявления о регистрации кредитной организации запретить использование наименования кредитной организации, если предполагаемое наименование уже содержится в Книге государственной регистрации кредитных организаций. Использование в наименовании кредитной организации слов «Россия», «Российская Федерация», «государственный», «федеральный» и «центральный», производных от них слов и словосочетании допускается в порядке, устанавливаемом законодательными актами Российской Федерации.

Ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем наименовании слова «банк», «кредитная организация» или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций.

Статья 8. Предоставление информации о деятельности кредитной организации

При осуществлении банковских операций кредитная организация обязана по требованию физического или юридического лица предоставить лицензию на осуществление банковских операций, информацию о своей финансовой отчетности (бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках) и аудиторское заключение за предыдущий год, а также ежемесячные бухгалтерские балансы за текущий год.

За введение физических и юридических лиц в заблуждение путем непредоставления информации либо предоставления недостоверной или неполной информации кредитная организация несет ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Статья 9. Отношения между кредитной организацией и государством

Кредитная организация не отвечает по обязательствам государства. Государство не отвечает по обязательствам кредитной организации, за исключением случаев, когда государство само приняло на себя такие обязательства.

Кредитная организация не отвечает по обязательствам Банка России. Банк России не отвечает по обязательствам кредитной организации, за исключением случаев, когда Банк России принял на себя такие обязательства.

Органы законодательной и исполнительной власти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Кредитная организация по специально заключаемому на конкурсной основе договору может выполнять отдельные поручения Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществлять операции со средствами федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и расчеты с ними, обеспечивать целевое использование бюджетных средств, выделяемых для осуществления федеральных и региональных программ. Соответствующий договор должен содержать взаимные обязательства сторон и предусматривать их ответственность, условия и формы контроля за использованием бюджетных средств.

Кредитная организация не может быть обязана к осуществлению деятельности, не предусмотренной ее учредительными документами, за исключением случаев, когда кредитная организация приняла на себя соответствующие обязательства, или случаев, предусмотренных федеральными законами.

Статья 10. Устав кредитной организации

Кредитная организация имеет устав, утверждаемый в порядке, предусмотренном федеральными законами.

Устав кредитной организации должен содержать:

1) фирменное (полное официальное) наименование, а также все другие наименования, установленные настоящим Федеральным законом;

2) указание на организационно-правовую форму;

3) сведения о месте нахождения (почтовом адресе) органов управления и обособленных подразделений;

4) перечень осуществляемых банковских операций и сделок в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона;

5) сведения о размере уставного капитала;

6) сведения о системе органов управления, в том числе исполнительных, и органов внутреннего контроля, о порядке их образования и их полномочиях;

7) иные сведения, предусмотренные федеральными законами для уставов юридических лиц указанной организационно-правовой формы.

Кредитная организация обязана регистрировать в Банке России все изменения и дополнения, вносимые в свой устав. Банк России в месячный срок со дня подачи всех надлежащим образом оформленных документов принимает решение о регистрации изменений и дополнений в уставе кредитной организации.

Статья 11. Уставный капитал кредитной организации

Уставный капитал кредитной организации составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов.

Банк России устанавливает предельный размер неденежной части в уставном капитале кредитных организаций, а также минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемых кредитных организаций. Норматив минимального размера уставного капитала может устанавливаться в зависимости от вида кредитных организаций.

Решение Банка России об изменении минимального размера уставного капитала вступает в силу не ранее чем через 90 дней после дня его официального опубликования. Для вновь регистрируемых кредитных организаций Банком России применяется норматив минимального размера уставного капитала, действующий на день подачи документов на регистрацию и получение лицензии.

Банк России не имеет права требовать от ранее зарегистрированных кредитных организаций изменения их уставного капитала.

Не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации привлеченные денежные средства.

Средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти, не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Средства бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации на основании соответственно законодательного акта субъекта Российской Федерации или решения органа местного самоуправления в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Приобретение в результате одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом либо группой юридических и (или) физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, более 5 процентов акций (долей) кредитной организации требует уведомления Банка России, более 20 процентов — предварительного согласия Банка России. Банк России не позднее 30 дней с момента получения ходатайства сообщает заявителю в письменной форме о своем решении — согласии или отказе. Отказ должен быть мотивирован. В случае, если Банк России не сообщил о принятом решении в течение указанного срока, сделка купли-продажи акций (долей) кредитной организации считается разрешенной.

Банк России имеет право отказать в даче согласия на совершение сделки купли-продажи более 20 процентов акций (долей) кредитной организации при установлении неудовлетворительного финансового положения приобретателей акций (долей), нарушении антимонопольных правил и в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его регистрации.

ГЛАВА II. ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ

Статья 12. Государственная регистрация кредитных организаций и выдача им лицензий на осуществление банковских операций

Кредитные организации подлежат государственной регистрации в Банке России. Банк России осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций и ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций.

За регистрацию кредитных организаций взимается сбор в размере, определяемом Банком России, но не более 1 процента от объявленного уставного капитала кредитной организации. Указанный сбор поступает в доход федерального бюджета.

Лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдается после ее государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Кредитные организации, получают право осуществления банковских операций с момента получения лицензии, выдаваемой Банком России.

Статья 13. Лицензирование банковских операций

Осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций.

Реестр выданных кредитным организациям лицензий подлежит публикации Банком России в официальной издании Банка России («Вестнике Банка России») не реже одного раза в год. Изменения и дополнения в указанный реестр публикуются Банком России в месячный срок со дня их внесения в реестр.

В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.

Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия.

Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии влечет за собой взыскание с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке по иску прокурора, соответствующего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на то федеральным законом, или Банка России.

Банк России вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции.

Граждане, незаконно осуществляющие банковские операции, несут в установленном законом порядке гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.

Статья 14. Документы, необходимые для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций

Для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций представляются следующие документы:

1) заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций;

2) учредительный договор, если его подписание предусмотрено федеральным законом;

4) протокол собрания учредителей о принятии устава и об утверждении кандидатур для назначения на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера;

5) свидетельство об уплате государственной пошлины;

6) копии свидетельств о государственной регистрации учредителей — юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности а также подтверждения органами Государственной налоговой службы Российской Федерации выполнения учредителями — юридическими лицами обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года;

7) декларации о доходах учредителей — физических лиц, заверенные органами Государственной налоговой службы Российской Федерации, подтверждающие источники происхождения средств, вносимых в уставный капитал кредитной организ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *