Соут на сколько лет действует
Перейти к содержимому

Соут на сколько лет действует

  • автор:

Срок действия отчета СОУТ

Подборка наиболее важных документов по запросу Срок действия отчета СОУТ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • Специальная оценка условий труда:
  • В каких случаях проводится внеплановая спецоценка
  • Внеплановая специальная оценка условий труда проводится в следующих случаях
  • Возмещение расходов на спецоценку
  • Вредные условия труда класс 3.2 льготы и компенсации
  • Вредный производственный фактор это
  • Показать все
  • Специальная оценка условий труда:
  • В каких случаях проводится внеплановая спецоценка
  • Внеплановая специальная оценка условий труда проводится в следующих случаях
  • Возмещение расходов на спецоценку
  • Вредные условия труда класс 3.2 льготы и компенсации
  • Вредный производственный фактор это
  • Показать все

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Типовая ситуация: Бухгалтерские и кадровые документы: сроки хранения и уничтожение
(Издательство «Главная книга», 2024) Документы по охране труда: журнал учета инструктажей — 45 лет; отчет о СОУТ — 45 лет, а если выявлены вредные условия — 50 лет; документы по обучению ОТ, план мероприятий по ОТ — 5 лет

Нормативные акты

Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ
(ред. от 24.07.2023)
«О специальной оценке условий труда»
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) ж) сведения о применявшихся испытательной лабораторией (центром) средствах измерений, включающие в себя наименование средства измерения и его номер в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений, заводской номер средства измерений, дату окончания срока действия его поверки, дату проведения измерений, наименования измерявшихся вредного и (или) опасного производственных факторов;

Приказ Минтруда России от 03.11.2015 N 843н
(ред. от 27.04.2020)
«Об утверждении Порядка формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда»
(Зарегистрировано в Минюсте России 07.12.2015 N 39989) сведения о применявшихся испытательной лабораторией (центром) средствах измерений, включающие в себя наименование средства измерения и его номер в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений, заводской номер средства измерений, дату окончания срока действия его поверки, дату проведения измерений, наименования измерявшихся вредного и (или) опасного производственных факторов.

Правовые ресурсы

  • «Горячие» документы
  • Кодексы и наиболее востребованные законы
  • Обзоры законодательства
    • Федеральное законодательство
    • Региональное законодательство
    • Проекты правовых актов и законодательная деятельность
    • Другие обзоры
    • Календари
    • Формы документов
    • Полезные советы

    Срок действия специальной оценки условий труда

    Срок действия специальной оценки условий труда — 5 лет. Разбираемся с какого момент считается данный срок и когда сделать СОУТ придется пораньше.

    • Срок действия специальной оценки условий труда
    • Кто обязан проводить СОУТ каждые 5 лет
    • Внеплановая спецоценка условий труда
      • Новые условия труда
      • Нарушения в условиях труда или инициатива работников

      Срок действия специальной оценки условий труда

      Срок действия спецоценки — это срок, в течение которого признается действительной указанная выше декларация. По общему правилу она является бессрочной — применительно к рабочему месту, в отношении которого проводилась спецоценка (ч. 4 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Вместе с тем, декларация прекращает действие, если возникла необходимость проведения следующей спецоценки при наступлении сроков или обстоятельств, установленных законом.

      По общему правилу специальная оценка условий труда проводится компаниями-работодателями не реже одного раза в пять лет. При этом, по рабочим местам, приведенным в ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ, при наличии действующей декларации соответствия повторное проведение спецоценки не требуется, если не наступили обстоятельства, указанные в ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ. То есть, если:

      • с работником на рабочем месте, по которому принята декларация, не произошел несчастный случай по вине работодателя или работника;
      • у работника не выявлено профзаболевание из-за вредных или опасных факторов;
      • в отношении работника на «задекларированном» рабочем месте трудинспекцией не выявлены нарушения.

      При наступлении указанных обстоятельств проводится внеплановая спецоценка, текущая декларация аннулируется. При отсутствии — спецоценка не проводится, декларация остается действующей. Кроме того, предусмотрено проведение внеплановой спецоценки: (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).

      Нужно ли проводить спецоценку на временных и сезонных работах? Ответ дают эксперты системы КонсультантПлюс. Бесплатный доступ к пробной версии системы здесь (действует 2 дня)

      Кто обязан проводить СОУТ каждые 5 лет

      После начала применения Закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ работодатели проводят специальную оценку условий труда. Данная обязанность распространяется на все компании независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, индивидуальных предпринимателей. Сфера деятельности, в которой работает компания, а также статус предпринимателя (например, малый бизнес), количество сотрудников не играют роли.

      Стоит отметить, что относительно некоторых работников оценка условий труда проводиться не должна. К таким работникам относятся (ч. 3 ст. 3 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ):

      • работники, трудящиеся дома (надомники);
      • работники, трудящиеся дистанционно;
      • сотрудники, трудящиеся у физлиц, не имеющих статуса ИП;
      • работники, которые трудятся в религиозных организациях, зарегистрированных в соответствии с Законом от 26.09.1997 № 125-ФЗ

      В отношении некоторых рабочих мест по отдельным видам деятельности специальная оценка условий труда осуществляется с учетом некоторых особенностей, которые устанавливаются Минтрудом России. Так, например, особенности проведения установлены для некоторых категорий медработников (приказ Минтруда от 29.09.2021 № 664н), творческих работников театров, цирков (приказ от 14.11.2014 № 882н) и так далее.

      Если по итогам спецоценки на рабочем месте (местах) не выявлены вредные или опасные факторы (или же если выявлены, но воздействие таких факторов признано допустимым), работодателем составляется и передается в трудинспекцию декларация соответствия условий труда государственным требованиям (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ).

      Внеплановая спецоценка условий труда

      Рассмотрим ситуации, когда спецоценку придется провести срочно и вне плана.

      Новые условия труда

      Спецоценку нужно сделать течение 12 месяцев со дня наступления случаев, указанных в п. 1 и 3 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ, то есть, если:

      • В эксплуатацию вводится новое рабочее место. Под вводом стоит понимать именно фактическое начало работы на этом рабочем месте. Как правило, этим днем считается первый рабочий день сотрудника, который принят на это рабочее место;
      • Были изменены условия труда: замена оборудования на производстве, сырья, средств защиты, если от этого меняется влияние вредных факторов производства на организм работника.

      Нарушения в условиях труда или инициатива работников

      В течение 6 месяцев со дня наступления следующих случаев (п. 2, 4-7 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ):

      • Если в процессе проверки трудовой инспекцией были обнаружены нарушения законодательства об оценке условий труда;
      • Если произошло ЧП (несчастный случай) или у сотрудников предприятия было выявлено проф. заболевание (то есть вредное воздействие производства повлекло возникновение заболевания у работника);
      • Если профсоюзная организация работников выступила с обоснованным предложением о проведении внеплановой оценки (в том числе предложением, подготовленным по замечаниям и возражениям работника касательно результатов спецоценки на его рабочем месте, представленных письменно в профсоюз на основании п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона № 426-ФЗ).

      Таким образом, сроки спецоценки условий труда могут отличаться от стандартного, если с условиями труда что-то произошло — их намеренное изменили, они необоснованно нарушены, по факту отличались от установленных СОУТ и вследствие этого был причинен врде здоровью работника.

      После каждой внеплановой спецоценки также составляется декларация (с теми же сроками действия, что рассмотрены выше).

      Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
      Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

      Специальная оценка условий труда (СОУТ) в 13 шагов: к проведению готовы!

      С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет.

      31 декабря 2018 года завершился период, когда работодатели могли поэтапно провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Речь идет о так называемых безопасных, «несписочных» рабочих местах, то есть не указанных в ч. 6 статьи 10 Закона № 426-ФЗ. По сути к этой категории относится большинство рабочих мест. Кроме того, лишь до этой даты могли действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2018 г. № 15-4/10/В-4010 «О специальной оценке условий труда»).

      Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП. Отметим при этом, что ответственность по указанной части не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены (письмо Роструда от 28 ноября 2016 г. № ПГ/31983-03-3).

      Может ли быть проведена специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте? Узнайте ответ в «Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

      Тем не менее, во-первых, спецоценку должны как можно скорее осуществить те, кто опоздал – в частности, Минтруд России пообещал реализовать в отношении малого бизнеса и ИП механизм предупреждения нарушений, в рамках которого работодателю сначала направят предостережение о недопустимости нарушения требований охраны труда, и лишь в случае его неисполнения – оштрафуют.

      Кроме того, спецоценку могут впервые проводить те, кто только создал новые рабочие места. На это отводится год с момента их образования. То есть, например, если рабочее место создано в декабре 2018 года, то срок завершения СОУТ – декабрь 2019 года.

      И тем, и другим категориям работодателей очень пригодится наша инструкция. В ходе проведения спецоценки им необходимо учесть ряд особенностей, чтобы избежать административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения спецоценки по той же ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

      Рассмотрим порядок проведения этой процедуры подробнее.

      Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда

      Приняв решение о проведении специальной оценки условий труда, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности. При этом число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав обязательно следует включить специалиста по охране труда (ч. 1-2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ). Главой комиссии, как правило, назначается генеральный директор (ч. 4 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

      Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки

      Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией (ч. 5 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

      Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

      Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (ч. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

      Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

      Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.

      БЛАНКИ

      • Приказ о проведении специальной оценки условий труда и образовании комиссии по ее проведению
      • Перечень рабочих мест для проведения специальной оценки условий труда
      • Приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда
      • Договор на проведение специальной оценки условий труда
      • Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
      • Дополнительное соглашение к трудовому договору об условиях труда на рабочем месте

      При составлении данного графика следует учесть следующее.

      По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).

      Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона 426-ФЗ). При этом закон позволял сделать это поэтапно.

      Исключение составляют рабочие места:

      • тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
      • работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
      • на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда (ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

      Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы (письмо Минтруда России от 8 декабря 2014 г. № 15-1/В-1829). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

      Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

      Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).

      Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда

      Чтобы провести специальную оценку условий труда, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор (ч. 2 ст. 8, ст. 19-21 Закона № 426-ФЗ). С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/).

      Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию

      Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).

      Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов

      При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация первым делом осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

      Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (ч. 5 ст. 10 Закона № 426-ФЗ). По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные (ч. 8 ст. 12, ст. 14 Закона № 426-ФЗ).

      Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда

      По итогам проведения спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.

      Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда

      В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета (ч. 5.1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления.

      Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

      Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Для этого нужно заполнить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки (п. 5 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).

      Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов. В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ).

      Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда

      В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель должен под роспись ознакомить работников с результатами спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

      Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации

      В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодателю следует разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте – при его наличии (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

      Размещаемая на сайте информация должна содержать сведения:

      • об установлении классов (подклассов) условий труда на рабочих местах;
      • о перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.

      Это, в частности, разделы V и VI отчета о специальной оценке условий труда.

      Шаг 12. Уведомить о результатах спецоценки ФСС России

      При подаче отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работодатель также должен сообщить ФСС результаты специальной оценки условий труда (подп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

      Для этого нужно отразить соответствующие данные в форме 4-ФСС (утв. приказом ФСС России от от 26 сентября 2016 г. № 381).

      Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда

      Результаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам. Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада (абз. 5 ч. 1 ст. 92, ч. 2 ст. 117, ч. 2 ст. 147 Трудового кодекса).

      Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение (ст. 72 ТК РФ).

      Последняя актуализация: 19 февраля 2019 г.

      Документы по теме:

      • Трудовой кодекс Российской Федерации
      • Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»
      • Федеральный закон от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федеральный закон «О специальной оценке условий труда»
      • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
      • Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
      • Приказ Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению»
      • Приказ Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда»
      • Приказ ФСС России от 26 сентября 2016 г. № 381 «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и Порядка ее заполнения»
      • Информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2014 г. «Типовые вопросы и ответы по специальной оценке условий труда»

      Спецоценка условий труда (СОУТ): сроки и периодичность

      Спецоценка условий труда (СОУТ): сроки и периодичность

      Согласно положениям ст. 8 №426-ФЗ (в послед. ред. от 30 декабря 2020 г.), проведение спецоценки условий труда (СОУТ) – обязанность, возложенная законодателем на все субъекты предпринимательской деятельности. Дополнительно статьей предусмотрена необходимость финансирования процедуры со стороны работодателей (нанимателей).

      Говоря о сроках и периодичности оценки условий труда, необходимо учитывать ряд нюансов: законодателем предусмотрены отдельные особые основания для инициации процедуры вне плана, для аннулирования деклараций (составляются на признанные безопасными рабочие места) и т. п. Также некоторыми отраслевыми нормативно-правовыми актами (НПА) детально рассмотрены и закреплены требования к частоте СОУТ. Их соблюдение – необходимость. В ином случае наниматель или должностные лица, ответственные за инициацию процедуры, могут быть привлечены к ответственности.

      В материале публикации рассмотрены основные моменты, касающиеся сроков и периодичности СОУТ, особенности и требования к оценке, закрепленные отраслевыми НПА, в том числе положениями №426-ФЗ.

      Законодательство о сроках (периодичности) и частоте СОУТ

      Законодателем закреплено, что оценка условий труда должна проводиться со следующей частотой: «не реже чем один раз в пять лет» (п. 3 ст. 8 №426-ФЗ). В ст. 8 также можно найти оговорку, согласно которой этот срок (частота) может меняться в зависимости от положений прочих глав и статей упомянутого закона, а также от требований к СОУТ и особенностей регламентов, закрепленных прочими отраслевыми НПА.

      Упомянутый срок законодатель требует исчислять со дня внесения сведений об итогах предшествующей оценки в государственную систему учета результатов СОУТ. Также положениями №426-ФЗ предусмотрено, что если речь касается оценки условий труда на местах рабочих, взаимодействующих с гостайной, что обуславливает риск непреднамеренной огласки (распространения по непредусмотрительности) части такой тайны, срок в пять лет подлежит исчислению со дня подготовки и утверждения отчета о СОУТ.

      Есть допущение: задекларированные по итогам оценки условий на них рабочие места, если не было выявлено вредных (опасных) факторов и условия признаны членами экспертной комиссии допустимыми, не подлежат повторной оценке. Иными словами, требование по срокам и периодичности СОУТ, рассмотренное ранее, не распространяется на такие места. Исключение – ситуации и обстоятельства, приведшие в результате наступления к аннулированию действия декларации. Основания и причины признания документа недействительным рассмотрены отраслевыми НПА.

      Основания для проведения оценки условий труда на местах, в отношении которых была составлена декларация

      Оснований для проведения повторной оценки условий на задекларированных местах несколько. Законодателем выделены следующие:

      • на задекларированном рабочем месте произошел несчастный случай (получена травма и т. п.);
      • у работника (или у группы рабочих), закрепленного за задекларированным местом, выявлено в результате обследования профессиональное заболевание в легкой, средней или прочих формах;
      • надзорными органами выявлены нарушения требований к условиям труда, требований по охране труда, закрепленных отраслевыми НПА.

      В каждом из перечисленных случаев декларация соответствия условий труда на рабочем месте (нескольких местах) станет недействительной. За решение о прекращении срока действия документа отвечают уполномоченные на реализацию политики в сфере труда и трудовых отношений надзорные органы.

      Потребуется инициация нанимателем внеплановой СОУТ.

      Есть исключение, предусмотренное законодателем. Если на местах, в отношении которых действует декларация соответствия условий труда, несчастный случай произошел по вине третьего лица (или группы третьих лиц), документ остается действительным, а проведение повторной внеочередной оценки не требуется.

      Сводная таблица: некоторые распространенные основания и сроки (периодичность) СОУТ

      Основание для инициации оценки условий труда (СОУТ) Особенности Сроки (периодичность), частота СОУТ
      Учреждение предприятия или компании, или создание новых рабочих мест (тождественно: факты основания предприятия или компании, регистрация предпринимателя и наем им сотрудников уже являются причинами создания рабочих мест) Необходима первичная оценка или внеплановая СОУТ (последнее справедливо в случае создания места на уже действующем предприятии) В течение года (но не позднее этого срока) с момента учреждения юридического лица
      Несчастный случай на производстве Инициация оценки осуществляется при условии, что несчастный случай не является следствием неосторожности или непредусмотрительности действий третьих лиц Срок – полгода (но не позднее)
      Очередная оценка условий труда (плановая СОУТ) Инициация СОУТ необходима в отношении мест, на которых в результате предыдущих оценок (или до 2014 г. – аттестации) были обнаружены вредные условия труда (третий и четвертый классы, включая степени). Оценка не проводится в отношении условий труда на задекларированных местах, если для СОУТ нет оснований Периодичность составляет один раз в 5 лет
      Аннулирование декларации соответствия условий труда Оценка проводится при условии наступления ситуаций, описанных в разделе «Основания для проведения оценки условий труда на местах, в отношении которых была составлена декларация» настоящей публикации Необходима оценка вне плана (внеочередная СОУТ)

      Перечень оснований неполный. Есть некоторые особенности в части сроков, частоты и регламента СОУТ, проводимой вне плана.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *