Какое предприятие считается малым в 2019 году
Перейти к содержимому

Какое предприятие считается малым в 2019 году

  • автор:

Критерии малого бизнеса в России на 2019 год

Критерии малого бизнеса на 2019 год изменены. Путин подписал закон, который устанавливает новые лимиты для малого предприятия.

Критерии малого предприятия относятся к коммерческим фирмам. Термин «субъекты малого предпринимательства» распространяется и на предпринимателей. Для НКО информация по критериям малого бизнеса в 2019 году приведена в конце статьи.

Новые критерии малого предпринимательства в 2019 году: изменения, последние новости

Два изменения в критериях.

Первое. До 1 августа нужно было считать объем выручки от продажи товаров (работ, услуг). А с 1 августа — доход от предпринимательской деятельности. Причем этот доход считается по правилам НК РФ. И его определят налоговики на основе декларации по УСН, ЕНВД, налогу на прибыль. Это значит, что статус малого предпринимательства больше не нужно подтверждать какими-либо документами. Он присваивается автоматически.

Второе. Владимир Путин подписал Федеральный закон от 03.08.2018 № 313-ФЗ, которым установил новые критерии малого бизнеса в России. Закон вступил в силу с момента опубликования. Федеральным законом снимаются ограничения максимальной доли в размере 49% в отношении предельной доли участия иностранных юридических лиц в уставном (складочном) капитале малых и средних предприятий. Ограничения снимаются для случаев, когда иностранное юрлицо само относятся к малым или средним компаниям. Также к субъектам мало бизнеса могут относиться хозяйственные товарищества.

Основные критерии микро бизнеса — таблица на 2019 год

Обратите внимание, что ИП также должны соответствовать этим критериям.

Подтверждение субъекта малого предпринимательства в 2019 году

Действующее законодательство не предусматривает какой-либо отдельный учет либо регистрацию субъектов малого бизнеса. Какими-либо документами статус «малыша» также не подтверждается. Достаточно того, что фирма или коммерсант подпадает под установленные критерии.

Выручку подтвердят налоговые регистры. При УСН это Книга учета. Она утверждена приказом Минфина России от 22.10.2012 № 135н. Также понадобится расчет средней численности работников фирмы. Заметим, что на УСН эти показатели нужно отслеживать постоянно, чтобы не «слететь» со спецрежима. А не только для того, чтобы проверить, относитесь ли вы к малому бизнесу.

Состав учредителей поможет определить решение об учреждении ООО или выписка из Единого госреестра юрлиц (ст. 11 Федерального закона от 08.02.98 № 14ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Соответствующая информация у вас может присутствовать и на счетах бухучета. Согласно Инструкции к Плану счетов бухучета аналитический учет по счету 80 «Уставный капитал» организуется таким образом, чтобы, в частности, обеспечивать формирование информации по учредителям организации и стадиям формирования капитала.

Однако проще всего подвердить, малай бизнес вы или нет, с помощью реестра малого бизнеса. Сделать это можно за одну минуту прямо через интернет с помощью статьи «Реестр малого и среднего бизнеса». Также вы можете сделать это через сервис «Упрощенка. Проверка контрагентов». Мы изучили информацию по 2 494 544 компаний и опубликовала ее в сервисе с удобным поиском. Теперь вы можете увидеть себя и поставщика в том свете, в котором на вас смотрят налоговики.

Какие НКО относятся к малому бизнесу

К субъектам малого бизнеса относятся коммерческие фирмы (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), потребительские кооперативы, а также предприниматели, удовлетворяющие установленным критериям (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209ФЗ).

Некоммерческие организации не являются субъектами малого и среднего предпринимательства, за исключением потребительских кооперативов.

В статье 123.2. ГК РФ «Основные положения о потребительском кооперативе» говорится, что потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово «кооператив». Поэтому, например, гаражные строительные кооперативы при соблюдении остальных критериев относится к малому бизнесу (эти критерии приведены в статье).

Соответственно НКО, которые не отвечают этому требованию, не являются малым бизнесом. Например, ТСЖ к малому бизнесу не относятся.

  • ← ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 10 П от 18.03.2019 г. Об утверждении Плана проведения оценки регулирующего воздействия и экспертизы нормативных правовых актов муниципального образования «Александро-Ершинский сельсовет» Дзержинского района Красноярского края на 2019 год.
  • Информация о предоставлении льгот, отсрочек, рассрочек, о списании задолженности по платежам ИП и организациям в первом квартале 2019 года →
  • Главная
  • Документы
    • Бюджет поселения
    • Постановления
    • Проекты НПА
    • Распоряжения
    • Регламенты сельсовета
    • Решения
    • Устав и изменения
    • Глава сельсовета
    • Должностные лица администрации
    • План нормотворческой деятельности
    • План работы
    • Порядок обжалования муниципальных НПА органа местного самоуправления, решений, действий (бездействия) ОМС
    • Географическое положение
    • История
    • Статистические данные
    • Депутаты
    • Антикоррупционная экспертиза
    • Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
    • Методические материалы
    • Муниципальные нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
    • Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
    • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
    • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
    • Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения
    • Часто задаваемые вопросы по противодействию коррупции
    • Реестр муниципальных услуг
    • Стандарты муниципальных услуг
    • Информация о кадровом обеспечении органа местного самоуправления Приоритетные направления формирования кадрового состава Кадровый резерв для замещения вакантных должностей Положение о муниципальной службе в поселении Основные принципы муниципальной службы Муниципальная служба — это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Должность муниципальной службы — должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Приоритетные направления формирования кадрового состава муниципальной службы 1) назначение на должности муниципальной службы высококвалифицированных специалистов с учетом их профессиональных качеств и компетентности; 2) содействие продвижению по службе муниципальных служащих; 3) повышение квалификации муниципальных служащих; 4) создание кадрового резерва и его эффективное использование; 5) оценка результатов работы муниципальных служащих посредством проведения аттестации; 6) применение современных технологий подбора кадров при поступлении граждан на муниципальную службу и работы с кадрами при ее прохождении. Кадровый резерв для замещения вакантных должностей Информацию о резервном кадровом составе муниципальных служащих Вы можете получить в отделе по общим вопросам администрации Александро-Ершинского сельского поселения. Основные принципы муниципальной службы 10 основных принципов муниципальной службы (ст. 4 ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской…
    • Квалификационные требования
    • Номер телефона администрации Александро-Ершинского сельсовета Номер телефона администрации Александро-Ершинского сельсовета Дзержинского района Красноярского края 8 39167 23 2 30
    • Порядок поступления граждан на муниципальную службу
    • Сведения о вакантных должностях муниципальной службы Сведений о вакантных должностях муниципальной службы Александро-Ершинского сельсовета Дзержинского района Красноярского края нет
    • Условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы Конкурсы в 2021 году не проводились
    • Генеральный план
    • Правила землепользования и застройки
    • Международное сотрудничество
    • Мероприятия проводимые администрации сельсовета
    • Сведения об официальных визитах и о рабочих поездок
    • Целевые и иные программы
    • НПА
    • Контрольная деятельность
    • Информирование населения
    • Информационно справочный характер по обращению граждан
    • Обзоры обращений и информация о результатах рассмотрения
    • Порядок и время приема граждан
    • Инвентаризация кладбищ 2022
    • Информация (экономической, правовой,статистической и.п.)
      • Количество субъектов малого и среднего предпринимательства
      • Об обороте товаров (работ, услуг)
      • Об объявленных конкурсах на оказание финансовой поддержки субъектам
      • Организации по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства
      • Реализация программ (подпрограмм)
      • Финансово-экономическое состояние субъектов
      • Число замещенных рабочих мест

      Какие предприятия 2019 году будут считаться малыми?

      В 2019 году действует Постановление Правительства N 265 о предельных значениях дохода от предпринимательской деятельности. В нем указаны лимиты доходов для субъектов малого и среднего предпринимательства. Ранее для определения того, подходит ли компания под критерии такого предприятия, оценивалась выручка от реализации. Теперь используется более широкое понятие «доход от предпринимательской деятельности».

      Итак, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 в расчет берется не только выручка с продаж, а все доходы по налоговому учету. Разберемся, какие организации и ИП в 2019 подходят под определение малого бизнеса.

      Основные критерии определения малого предприятия 2019

      Чтобы считаться малым, средним или микропредприятием в 2019 году, нужно подходить под это определение по трем основным параметрам:

      • попадать в рамки лимита по размеру доходов;
      • попадать в рамки лимита по численности сотрудников;
      • попадать в рамки лимита по доле участия других компаний в уставном капитале.

      Представителями малого бизнеса считаются компании и предприниматели независимо от налогового режима, если они соответствуют условиям. Это могут быть фирмы и ИП на УСН, ЕНВД, патенте, ОСН.

      С 1 августа 2016 в расчет максимального размера доходов за прошедший год включается не просто вся выручка по кассе, а все доходы согласно налоговой декларации. Приведем критерии в виде таблицы:

      Доля участия других лиц в капитале

      Доля участия государственных образований (РФ, субъектов РФ, муниципальных образований), общественных и религиозных организаций и фондов не более 25% в сумме.

      Доля участия обычных юридических лиц (в том числе иностранных) не более 49% в сумме.

      Доля участия юрлиц, которые сами субъекты малого и среднего предпринимательства, не ограничена.

      Количество работников в 2019 году определяется на основании среднесписочной численности, отчет по которой предоставляется ежегодно в налоговую инспекцию.

      Что касается долей в уставном капитале, то ФЗ N 209 от 24.07.2007 предусматривает исключения. Лимиты не распространяются на:

      • акционеров высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;
      • участников проекта «Сколково»;
      • компании, которые практически применяют новейшие технологии, разработанные их учредителями — бюджетными или научными учреждениями;
      • компании, учредители которых включены в правительственный перечень лиц, оказывающих господдержку инновационной деятельности.

      А вот доходы за прошедший налоговый период оценивают по налоговым декларациям.

      Отдельно нужно отметить, что Федеральная налоговая служба в письме от 18.08.2016 N 14-2-04/0870@ разъяснила, какими критериями она руководствуется при внесении сведений в реестр малых и средних предприятий о хозяйственных обществах.

      Налоговики указали, что уточненные критерии отнесения экономических субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), установленные Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ, будут учитываться при внесении в реестр за период с 2016 по 2018 годы. Поэтому первые изменения в реестр, связанные с этим, будут внесены только при очередном формировании Реестра 10 августа 2019 года по состоянию на 1 июля 2019 года.

      ВАЖНО! Обратите внимание! С 1 декабря 2018 года Федеральным законом от 03.08.2018 N 313-ФЗ в перечень субъектов малого предпринимательства добавлены хозяйственные общества. Теперь они тоже могут предетендовать на поддержку государства.

      Единый реестр малых и средних предприятий

      С 1 августа 2016 года создан единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Его формирует Налоговая служба самостоятельно на основании отчетности субъектов малого бизнеса:

      • сведений о доходах;
      • среднесписочной численности сотрудников; данных из Единого госреестра юридических лиц и Единого госреестра индивидуальных предпринимателей;
      • информации от других государственных органов.

      Для того чтобы попасть в реестр, руководителям малых компаний и предпринимателям ничего делать не нужно. Доступ к реестру предприятий МСП можно получить на специальной странице сайта ФНС. Для того чтобы проверить, есть ли информация о вашем бизнесе в едином реестре МСП, достаточно ввести ИНН, ОГРН, ОГРНИП, название фирмы или ФИО ИП (что-то одно) в строку поиска.

      В добровольно-заявительном порядке можно дополнить информацию: сообщить о своей продукции, заключенных контрактах, участии в программах партнерства. Если данных о вашем малом или среднем бизнесе нет в реестре или они некорректны, подайте заявку на проверку с указанием верных сведений.

      Организации и предприниматели, сведения о которых будут отсутствовать в реестре, лишаются возможности использовать льготы, предусмотренные для МСП.

      Льготы для малых предприятий в 2019 году

      Небольшие компании и ИП, попадающие под перечисленные критерии, в 2019-м пользуются определенными льготами.

      Они могут не устанавливать лимит наличных средств, находящихся в кассе (п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У). За хранение наличных в кассе свыше определенной суммы предусмотрен штраф по ст. 15.1 КоАП. Субъекты малого бизнеса могут держать в кассе деньги в любом количестве. Правда, если лимит наличных до этого был установлен на предприятии, то его необходимо отменить — издать соответствующий приказ. Приказ можно оформить в любой момент — у этого типа предприятий есть такое право.

      Могут вести упрощенный бухгалтерский учет (п. 4 ст. 6 ФЗ N 402). Для ИП эта льгота не актуальна, поскольку они и так освобождены от обязанности вести бухучет. А вот компании амортизацию вправе начислять один раз в год, а не каждый месяц. Материальные производственные затраты списывать в полной сумме сразу, а не по мере использования. В каждом ПБУ перечислены упрощенные способы ведения учета, которыми пользуются льготники. Микропредприятия могут даже вести бухгалтерский учет сплошным методом регистрации хозяйственных операций.

      ВАЖНО! Льготы по ведению бухучета не распространяются на акционерные общества и ООО с доходами свыше 800 млн. рублей, так как для этих компаний обязательно проведение аудита.

      Освобождены от ежегодного сплошного статистического наблюдения (такое наблюдение проводится раз в пять лет, в промежутках — выборочное).

      Имеют право обратиться к региональным властям за субсидиями и инвестициями — для спецрежимников регионы снижают налоговые ставки. Также для малого бизнеса на уровне регионов предусмотрены льготы по налогу на имущество.

      Субъекты такого предпринимательства имеют преимущественное право покупки государственной и муниципальной недвижимости, которая находится у них в аренде (ФЗ от 29.06.2015 N 158).

      Имеют преференции в системе госзакупок.

      Микропредприятия вправе полностью или частично отказаться от принятия локальных нормативных актов, таких как правила внутреннего распорядка, графики сменности, положения о премировании и т.д. Но в таком случае работодатель включает все необходимые условия в трудовой договор с сотрудником. Такие трудовые договоры должны заключаться по типовой форме, которая утверждена Постановлением Правительства от 27.08.2016 N 585. Однако при утрате статуса микропредприятия работодатель в течение 4 месяцев должен будет восстановить все локальные нормативные акты.

      О том, как составить трудовой договор для микропредприятий, мы писали в отдельной статье.

      Проверки малых предприятий 2019

      Для таких предприятий действуют сокращенные сроки проведения проверок. Любой контролирующий орган может проверять субъект малого бизнеса не дольше 50 часов в год. А для микропредприятий максимальный срок — 15 часов в год.

      В течение 2 лет (с 1 января 2016 до 31 декабря 2018) «малышам» были предоставлены надзорные каникулы. Такую льготу для небольших компаний и ИП установил ФЗ N 246-ФЗ от 13.07.2015. Но это касалось только плановых проверок. Если поступит жалоба от потребителя или у госорганов появится информация о нарушении фирмой закона, проверяющие придут с ревизией.

      Срок действия «надзорных каникул», установленных ФЗ N 246-ФЗ, истек, а закона, продляющего каникулы на 2019–2021 годы, не принято — он существует только в виде проекта, который опубликован на официальном сайте проектов нормативных актов, но пока Госдумой не принят к рассмотрению.

      Подтверждение статуса малым предприятиям не требуется

      Такое предприятие не нужно отдельно регистрировать и получать подтверждения того, что ваша фирма им является. Статус в дальнейшем также сохраняется автоматически. Достаточно того, что фирма или предприниматель соответствует перечисленным условиям. Причем даже если в течение одного или двух лет вы превысите установленные лимиты, статус предприятия сохранится. Изменение статуса происходит, только когда максимальные показатели количества сотрудников, величины доходов или долей в капитале не соблюдаются три календарных года, идущих подряд (ч. 4 ст. 4 ФЗ N 209). В реестре, как уже было сказано выше, первые изменения статусов произойдут только в 2019 году. Однако для новых организаций и ИП действуют новые критерии и порядок учета в реестре.

      Вклады малых преприятий теперь застрахованы

      С 1 января 2019 года правило страхования вкладов распространяется и на малые предприятия. Но для того чтобы иметь право потребовать возмещения по вкладам, предприятие должно быть занесено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Об этом говорит Федеральный закон от 03.08.2018 N 322-ФЗ.

      В каких отраслях и регионах работает малый бизнес. Итоги переписи

      Малый бизнес в России в 2020 году реализовал товаров и услуг на ₽69 трлн, что эквивалентно по сумме двум третям ВВП. Как распределяется выручка малых предприятий по отраслям и регионам, изучил РБК по итогам переписи Росстата

      Фото: Владислав Шатило / РБК

      Фото: Владислав Шатило / РБК

      Выручка малых и микропредприятий совокупно с «малыми» индивидуальными предпринимателями в 2020 году составила 69,1 трлн руб., из них на долю юрлиц пришлось 48,9 трлн руб., а на ИП — 20,2 трлн руб. Такие данные содержатся в предварительных итогах сплошного статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, которое проводит раз в пять лет Росстат. Если сопоставить полученный результат с общим размером экономики, выручка малых предприятий и ИП будет эквивалентна по сумме почти двум третям (64%) российского ВВП за 2020 год, или 81% от суммы выручки всех компаний из последнего рейтинга РБК 500 за тот же год. При этом доля малого и среднего бизнеса в объеме ВВП (отношение суммарного объема валовой добавленной стоимости по отраслям экономики, которую создают МСП, к совокупной валовой добавленной стоимости по экономике в целом) в последние три года, по данным Росстата, колеблется около 20%. Больше всего малый бизнес (малые предприятия плюс ИП) зарабатывает в отрасли розничной и оптовой торговли (вместе с авторемонтом) — около 51% совокупной выручки, следует из исследования. Примерно по 10% выручки генерируется в отраслях обработки и строительства и по 5,5% — в сферах транспортировки/хранения и операций с недвижимостью. В отраслевой структуре российского ВВП оптовая и розничная торговля занимают около 13% — значительно меньше доли в выручке малого бизнеса.

      В каких отраслях и регионах работает малый бизнес. Итоги переписи

      В региональном разрезе по обороту малого бизнеса предсказуемо лидирует Москва, на долю которой приходится 18,6% суммарной выручки по России. Далее следуют Санкт-Петербург (8%), Краснодарский край (6,4%), Московская область (5,9%) и Свердловская область (3,1%).

      В каких отраслях и регионах работает малый бизнес. Итоги переписи

      В каких отраслях и регионах работает малый бизнес. Итоги переписи

      Как проводят перепись малого бизнеса

      Сплошное статистическое наблюдение за малым и средним бизнесом призвано охватить все официально зарегистрированные субъекты малого и среднего предпринимательства — юридические лица и ИП. Каждые пять лет в обязательном порядке они предоставляют статистикам отчеты о своей деятельности. Проводить такое обследование чаще, чем раз в пятилетку, нецелесообразно, поясняли РБК в Росстате. «Это ляжет серьезной нагрузкой на плечи малого и среднего бизнеса», — говорил руководитель службы Павел Малков.

      Первое подобное обследование охватывало 2010 год, предыдущее продемонстрировало результаты за 2015 год. Новая перепись прошла в апреле 2021 года, в ней приняли участие 2,7 млн ИП и почти 2 млн микро- и малых предприятий. Из них реально действующими оказались около 80%. «Государству важно знать, как живут малые и микропредприятия, индивидуальные предприниматели, с какими проблемами они сталкиваются. На основе информации, полученной в ходе экономической переписи, будут приниматься государственные решения и программы поддержки», — объясняли в Росстате. К малому бизнесу относятся предприятия, которые соответствуют правительственным критериям, включая среднесписочную численность сотрудников и доходы. Микропредприятием считается юрлицо с численностью сотрудников до 15 человек и доходом до 120 млн руб. в год, малым — до 100 человек и до 800 млн руб. ИП в зависимости от этих показателей тоже относится либо к микро-, либо к малым предприятиям (индивидуальные предприниматели, относящиеся к крупному бизнесу, тоже есть — РБК писал о таких в 2017 году). Реестр малых и средних предприятий (МСП) ведет и регулярно обновляет Федеральная налоговая служба (ФНС), и в теории можно было бы обновлять результаты обследования малого бизнеса ежегодно. Однако реестр ФНС недостаточно репрезентативен для этого, отмечали ранее специалисты Росстата.

      Что еще известно про малый бизнес в России

      В промежутках между проведением экономической переписи Росстат отслеживает показатели малого и среднего бизнеса с помощью выборочных обследований. Кроме того, статистики используют информацию из данных реестра МСП, отчетности компаний, других источников. Президент Владимир Путин в 2018 году поручал правительству добиться увеличения доли малого и среднего бизнеса в экономике страны — с текущих 20 до 40% к 2025 году. Позже в соответствующем нацпроекте на 2020 год была поставлена промежуточная задача — довести вклад МСП в ВВП до 23,5%, однако она не выполнена, в том числе из-за пандемии. Судя по выборочным обследованиям, в последние годы малые предприятия теряют долю в экономике. По подсчетам РБК на основе данных Росстата, за девять месяцев 2021 года (наиболее актуальные показатели) малый бизнес реализовал товаров и услуг на сумму 21,4 трлн руб., однако его доля в обороте всех организаций достигла минимального значения за десять лет — 11,4%. Нисходящий тренд начался с 2017 года, когда доля малого бизнеса в обороте всех компаний составляла 17,9%. Эти показатели актуальны лишь для малых предприятий, без учета микробизнеса, тогда как данные по обороту малого бизнеса, включая микропредприятия, у Росстата есть только по 2019 год. За 2019 год оборот микропредприятий составил 24,3 трлн руб.

      Как пандемия повлияла на малый бизнес

      Проследить динамику положения малого бизнеса и ИП, сравнивая данные экономической переписи, давшей картину по 2020 году, и выборочных обследований по прошлым годам и частично по 2021 году, было бы статистически некорректно. Президент организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин для понимания изменений ориентируется на данные ФНС. «Выручка ИП в 2020 году по сравнению с 2019 годом, конечно, уменьшилась, — сказал он РБК. — Был локдаун, ограничения, к тому же мировой экономический кризис, падение экономики составило около 3%». Кроме того, традиционно много малого бизнеса представлено в сфере услуг, где как раз были антиковидные ограничения, упомянул эксперт. По его оценке, выручка ИП в 2020 году упала минимум на 7%. «В 2021 году началось восстановление, но во многом инфляционное, разное по отраслям, — напомнил Калинин. — В 2021 году мы наблюдали гиперинфляцию, и, с одной стороны, мы видим восстановительный рост экономики, но с другой — прибыль получили сырьевые компании, цифровые, фармацевтические». По итогам года инфляция составила 8,4%, что вдвое выше таргета ЦБ, но по многим позициям (стройматериалы, отдельные продукты питания и т.д.) рост цен был двузначным. В ежемесячном исследовании малого бизнеса «Индекс RSBI» за декабрь, подготовленном «Опорой России», Промсвязьбанком и агентством Magram Market Research, отмечалось, что на фоне проблем с поставками и ростом цен поставщиков наиболее уязвимым оказывается микробизнес. Сейчас на традиционные рынки ИП и малых предприятий (например, в розничной торговле) выходят госкомпании и цифровые платформы, и это серьезная тревога для МСП, рассуждает Калинин. По его оценке, за два года количество сотрудников малых предприятий упало на 800 тыс. «Это связано с демографическим спадом, проседанием малого бизнеса и тем, что многие поменяли налоговый режим на самозанятых», — заключил глава «Опоры России». Тот факт, что оборот малых предприятий упал, РБК подтвердил профессор кафедры «финансы, денежное обращение и кредит» факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Юрий Юденков. «В первую очередь на это повлияла эпидемия коронавируса — зарабатывать стали меньше, — отметил он. — Падение оборота замечают почти все [представители малых предприятий и ИП] одновременно со снижением уровня заработной платы».

      При объеме дохода менее 800 млн рублей и при сотрудниках более 100 человек потеряет ли организация статус субъекта малого предпринимательства? При переходе в статус среднего предприятия сдаются ли дополнительные отчеты в ФНС и Росстат?

      Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
      Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется в случае, если соответствующие показатели сохраняются на протяжении трех календарных лет подряд. Соответственно, для того, чтобы организации из категории малое предприятие перейти в категорию среднее предприятие показатели выручки и (или) численности должны превышать установленные значения (800 млн рублей и 100 человек) в течение трех лет подряд: 2022, 2023, 2024 годы. В этом случае организация перейдет в категорию средних предприятий с 2025 года.

      Обоснование вывода:
      Понятие субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) установлено Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон N 209-ФЗ).
      Субъектами МСП являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом N 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям (п. 1 ст. 3 Закон N 209-ФЗ).
      Категории субъектов МСП определены ст. 4 Закона N 209-ФЗ. Из положений данной нормы следует, что все субъекты МСП подразделяются на следующие категории:
      — микропредприятия (выделяются среди малых предприятий);
      — малые предприятия;
      — средние предприятия.
      Конкретные критерии и условия отнесения субъектов МСП к той или иной категории определены пп. 2, 2.1 и 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ (ч. 3 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).
      Так, в общем случае (с учетом постановления Правительства РФ от 04.04.2016 N 265):
      — микропредприятиями являются субъекты МСП, у которых за предшествующий календарный год среднесписочная численность работников не превышает 15 человек и доход от осуществления предпринимательской деятельности, определяемый в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, не превышает 120 млн рублей;
      — малыми предприятиями являются субъекты МСП, у которых за предшествующий календарный год среднесписочная численность работников не превышает 100 человек и доход от осуществления предпринимательской деятельности, определяемый в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, не превышает 800 млн рублей;
      — средними предприятиями являются субъекты МСП, у которых за предшествующий календарный год среднесписочная численность работников не превышает 250 человек и доход от осуществления предпринимательской деятельности, определяемый в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, не превышает 2 млрд рублей.
      Частью 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ установлено, что категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2, 2.1 и 3 части 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, в течение трех календарных лет, следующих один за другим, при условии, что иное не установлено ст. 4 Закона N 209-ФЗ*(1).
      Таким образом, утрата в определенном периоде критериев отнесения к соответствующей категории субъектов МСП не влечет изменение этой категории с момента изменения соответствующего показателя. Как прямо следует из ч. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, категория хозяйствующего субъекта может быть изменена, только если превышение численности и (или) размера доходов над предельно допустимыми будет продолжаться три календарных года подряд (письмо Минэкономразвития РФ от 11.04.2016 N Д28и-913).
      Соответствующие изменения вносятся ФНС России в реестр субъектов МСП 10-го числа каждого месяца на основании имеющихся у нее данных на 1-е число месяца внесения сведений, без участия субъекта МСП (п. 1 ч. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ).
      В данном случае, как мы поняли, по итогам 2019, 2020 и 2021 годов предельные значения по доходу и среднесписочной численности работников организацией не превышались, поэтому в 2022 году она продолжает признаваться малым предприятием. В 2022 году произойдет превышение показателя доходности (если уже сейчас очевидно, что этот показатель превысит 800 млн рублей), однако если этот показатель не превысит 2 млрд рублей, то с учетом вышесказанного организация продолжит относиться к категории малых предприятий в 2023 и в 2024 годах. И только в случае превышения предельных значений доходности и (или) численности работников по итогам 2022, 2023 и 2024 годов категория организации изменится на среднее предприятие с 2025 года. Дополнительно смотрите письмо Минэкономразвития РФ от 10.09.2015 N Д05и-1163.
      Отметим также, что, по мнению Минэкономразвития РФ, внесение изменений в ч. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ в части обеспечения возможности изменения категории субъекта малого или среднего предпринимательства по итогам одного календарного года не обеспечивает защиту интересов малого и среднего предпринимательства (письмо Минэкономразвития РФ от 22.01.2015 N Д05и-74).
      Обращаем внимание, что трехлетний срок установлен законом (часть 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ) для изменения категории субъекта в рамках реестра субъектов МСП, и не касается ситуаций, связанных с исключением из него (постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 06.08.2020 N 02АП-4565/20 по делу N А28-18117/2019, Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2018 N 09АП-11048/18, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2019 N 14АП-2123/19 и др.).
      Сказанное означает, что если по итогам 2022 года доход от предпринимательской деятельности, превысит 2 млрд рублей или среднесписочная численность будет превышать 250 человек, организация перестанет соответствовать критериям субъекта МСП. В такой ситуации налоговый орган исключит ее из реестра субъектов МСП в 2023 году.
      Что касается отчетности, то изменение категории с малого предприятия на средние предприятие действительно может привести к увеличению количества и периодичности представления отчетности в Росстат. Смотрите подробнее в Энциклопедии решений. Представление статистической отчетности субъектами малого и среднего предпринимательства.
      На обязанность представления налоговой отчетности этот факт влияния не оказывает.
      По поводу бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности отметим, что согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) субъекты малого предпринимательства вправе применять, если иное не установлено данной статьей, упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. При этом в Законе N 402-ФЗ не перечислены упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, а также состав упрощенной отчетности. Из анализа действующих нормативных актов следует, что суть упрощенного способа ведения бухгалтерского учета (включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность) заключается, в частности: в отказе (частичном отказе) от применения отдельных ПБУ и в составлении бухгалтерской отчетности в сокращенном объеме (состав и содержание форм упрощенной бухгалтерской отчетности утверждены приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н (пп. 6, 6.1 (смотрите п. 27 информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016). Выбор отдельных упрощенных способов осуществляется, как правило, исходя из условий хозяйствования, величины организации и других соответствующих факторов. Учетная политика организации, применяющей упрощенные способы, должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета (п. 1.2, п. 2 информации Минфина России от 03.06.2015 N ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности», п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», смотрите также Энциклопедию решений. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, Энциклопедию решений. Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность). У субъектов среднего предпринимательства права на упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность нет.

      Ответ подготовил:
      Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
      профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

      Ответ прошел контроль качества

      Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

      ————————————————————————-
      *(1) Исключение — вновь созданные юридические лица и вновь зарегистрированные ИП. Для них категория субъекта МСП сохраняется или изменяется в случае, если сведения о таких юридическом лице или ИП сохраняются в едином реестре субъектов МСП с учетом условий, установленных частью 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, при исключении из единого реестра субъектов МСП указания на то, что юридическое лицо или ИП является соответственно вновь созданным юридическим лицом, вновь зарегистрированным ИП (п. 4.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *