Кто устанавливает цены на товары и услуги
Перейти к содержимому

Кто устанавливает цены на товары и услуги

  • автор:

Почему растут цены на продукты питания и товары первой необходимости. Почему нельзя ввести государственное регулирование цен

Почему растут цены на продукты питания и товары первой необходимости? Почему нельзя ввести государственное регулирование цен?

Рост потребительских цен (инфляция) — объективный процесс, определяемый рядом внутренних и внешних факторов, среди которых основными являются общий уровень производства в стране, динамика обменного курса, мировой рост цен на отдельные виды товаров и услуг. Современный этап развития российской экономики характеризуется тем, что основную роль в росте потребительских цен играют немонетарные факторы.

Согласно действующему законодательству Российской Федерации цены на товары не подлежат государственному регулированию, являются свободными и формируются продавцами самостоятельно, исходя из складывающейся на рынке конъюнктуры (спроса и предложения).

Исключение составляют только регулируемые цены и тарифы естественных и локальных монополий — на газ, электроэнергию, коммунальные тарифы и отдельные тарифы связи и городского транспорта, а также цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты.

Для проведения государственной тарифно-ценовой политики в Российской Федерации существует достаточное количество инструментов и законодательная база, которая выработана с учетом рыночных принципов развития экономики.

В отношении субъектов естественных монополий осуществляется государственное тарифное регулирование на основании законодательных и нормативных актов в сфере естественных монополий. Контроль за деятельностью (в том числе ценообразованием) хозяйствующих субъектов, занимающих существенную долю рынка в нерегулируемых сферах экономики, осуществляется на основе антимонопольного законодательства. Так, в соответствии с Федеральным законом от 8 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» и положением о Федеральной антимонопольной службе (ФАС России), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331, ФАС России занимается предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

В случае наличия каких-либо данных о нарушении антимонопольного законодательства (в том числе о возможном установлении и поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара), автор обращения имеет право обратиться с соответствующим заявлением или жалобой в антимонопольный орган.

Также в соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о торговле) государственное регулирование цен (торговых надбавок) на отдельные виды товаров осуществляется только на основании федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов органов государственной власти и (или) местного самоуправления.

В целях предотвращения резких колебаний цен на социально значимые товары Законом о торговле предусмотрен механизм установления Правительством Российской Федерации предельных розничных цен.

Согласно части 6 статьи 8 Закона о торговле перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости и порядок установления предельно допустимых розничных цен на них устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. N 530.

В соответствии с указанным постановлением, если в течение 30 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации рост розничных цен на продовольственные товары составит 30 и более процентов, Правительство Российской Федерации по предложению Минэкономразвития России вправе установить на срок не более 90 календарных дней предельные розничные цены на социально значимые продовольственные товары.

Указанный механизм фиксирования предельных розничных цен предназначен для краткосрочной стабилизации ценовой ситуации при сбое рыночных факторов ценообразования, то есть при краткосрочных дисбалансах спроса и предложения, имеющих по своей природе спекулятивный либо форс-мажорный характер. При этом он актуален только при наличии достаточных для удовлетворения спроса объемов товара либо при реализации мер по восстановлению предложения, которые не имеют мгновенного эффекта, а постепенно способствуют насыщению рынка.

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И СИСТЕМА ЦЕН НА ПРОДУКЦИЮ (УСЛУГИ) В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

В статье рассматривается система образования уровня цен на продовольственные товары в Краснодарском крае. Перечислены и охарактеризованы принципы и факторы, влияющие на формирования цен . Сформулированы предложения и рекомендации по увеличению эффективности товарооборота и снижению уровня цен на продовольственные товары .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Комаров А.А.

АНАЛИЗ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЛИЯНИЕ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИй СПРОС НАСЕЛЕНИЯ
Статистический раздел
Статистический раздел
Статистический раздел
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRICING SYSTEM AND PRICES FOR PRODUCTS IN MARKET ECONOMY

The article deals with the education system in the price level in the Sale-food goods in the Krasnodar region. List and describe the principles and factors affecting the formation of prices. Proposals and recommendations for increasing the efficiency of trade and the decline in food prices.

Текст научной работы на тему «ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И СИСТЕМА ЦЕН НА ПРОДУКЦИЮ (УСЛУГИ) В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ»

Комаров А.А. студент 4 курса факультет «Экономический» Кубанский государственный университет

Россия, г. Краснодар

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И СИСТЕМА ЦЕН НА ПРОДУКЦИЮ (УСЛУГИ) В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

В статье рассматривается система образования уровня цен на продовольственные товары в Краснодарском крае. Перечислены и охарактеризованы принципы и факторы, влияющие на формирования цен. Сформулированы предложения и рекомендации по увеличению эффективности товарооборота и снижению уровня цен на продовольственные товары.

Ключевые слова (цена, ценообразование, рыночная экономика, товар, услуга, покупатель).

Komarov A.A. student

4th year, Department of «Economic» Kuban State University Russia, Krasnodar PRICING SYSTEM AND PRICES FOR PRODUCTS IN MARKET

The article deals with the education system in the price level in the Sale-food goods in the Krasnodar region. List and describe the principles and factors affecting the formation of prices. Proposals and recommendations for increasing the efficiency of trade and the decline in food prices.

Keywords (price, pricing, market economy, product, service, customer).

В наше время могущество государства определяется по экономическому потенциалу страны, а именно то, как правильно и эффективно государство ведет ценовую политику страны. Цена и ценообразование считаются главными элементами рыночной экономики страны. Цены являются обслуживающим звеном всего оборота по созданию, приобретению и реализации товаров и услуг. В условиях рыночной экономики успех любого предприятия или собственника зависит от того, насколько правильно они будут устанавливать цены на свою продукцию и услуги. Цена является основным критерием определяющим выбор потребителя. В рыночной экономике главным инструментом хозяйствования является цена. Все процессы планирования, управления и продвижение экономической деятельности воспроизводства осуществляется с помощью цен. За счет цен достигается взаимосвязь всех элементов социально-экономической системы в современном обществе. Цена товара в рыночных

отношениях продавца и покупателя обретает универсальный характер. Распространяется она и на товары, не имеющие собственной стоимости цена земли, девственного леса, акций и других объектов продажи, принадлежащих частникам, монополистам. В изменение динамики цен в главной роли выступают факторы, изменяющие величину себестоимости товаров. К ним относятся: совершенствование технологических процессов и средств механизации; использование дешевых заменителей материала; учет социальных и политических факторов, в целях повышения эффективности труда, изучение условий рынка, содержательности его товарами. [1, с.63].

Каждая организация имеет свой подход к проблемам ценообразования. В маленьких организациях цены устанавливаются главным руководством. В крупных компаниях проблематикой ценообразования занимаются управляющие среднего уровня, но и здесь руководители дают общие установки, формируют ценовую политику цен, утверждают цены, предложенные руководителями низшего уровня. В отраслях где, факторы играют главную роль (автомобильная промышленность, железные дороги, нефтяные компании), эти фирмы, как правило, создают отделы цен, которые формируют цены или помогают устанавливать их другим подразделениям. [2, с.48]. Также на политику ценообразования воздействуют заведующие производством, руководители финансовой службы, бухгалтеры на рынке, управляющие службой сбыта, целесообразность приобретения продукта или услуги, качество и конкурентоспособность. Цена товара проходит анализ и окончательно устанавливается на рынке. Следует помнить, что в рыночных отношениях цена товара должна быть, по крайней мере, как минимум на уровне понесенных расходов на его производство. В противном случае у товаропроизводителя не будет возмещение средств (капитал) и он может стать банкротом. [4].

Фирма-монополист самостоятельно устанавливает цены на свои товары, и она не ориентируется на ценовую политику других фирм. Обладая вольностью в установлении цен, фирма все же устанавливает оптимальный уровень цены, опираясь на спрос своей продукции. Стратегии ценообразования, осуществляемые компанией, основаны на принципах ценовой дискриминации. Следуя этому принципу, компания реализует свой товар или услугу, независимо от различий в издержках. В подавляющем большинстве на товары, производимые субъектами хозяйствования, государство регулирует цены, а также определяет общие правила и принципы ценообразования, иногда устанавливает уровни рентабельности цен, таким образом, выполняя свои управленческие функции. Но государство не устанавливает конкретные цены на большинство товаров, которые изготовляют собственники. В условиях рыночной экономики, система цен является одним из основных показателей конкурентоспособности. Однако делать выводы о конкурентоспособности только по уровню цен товара или услуги не всегда правильно [3]. Следует отметить, что талант предпринимателя — тоже редкий ресурс, и должен быть справедливо оплачен,

поскольку без него существование предприятия, т.е. производство, было бы невозможно. А что определяет способность потребителя заплатить равновесную цену за определенный продукт? Размер его денежного дохода. В свою очередь, денежный доход зависит от количества различных материальных ресурсов, поставляемых получателем дохода на рынок, и от цены, по которым эти ресурсы могут быть проданы на рынке ресурсов. Для проведения успешной ценовой политики компания должна учитывать те условия, в которых ей придется работать на рынке того или иного типа: особенность продукта, характер ценообразования, число предприятий, неценовая конкуренция. После анализа спроса, издержек, цен и продукции конкурентов, предприниматель должен определить методы и цели ценообразования. После выбора главного метода, необходимо определить конкретную цену. При этом принимается во внимание целый ряд аспектов, таких как, психологическое воздействие на покупателя, влияние различных элементов маркетинга, соблюдение базовых целей ценовой политики, анализ возможной реакции на установленную цену, как со стороны покупателей, так и конкурентов. Цена используется в качестве средства стимулирования развития производства, стимулирование спроса и предложения товаров на основе условий для производства и продажи товаров. Цена является одним из наиболее эффективных средств воздействия на покупателя с точки зрения достижения баланса между спросом и предложением. [5].

Главной деталью управления рыночной экономикой является ценовая политика государства. В современной системе характерно сочетание разных цен: свободных, регулируемых и устанавливаемых государством. Государственное ценовое регулирование может быть законодательного, административного и судебного характера. Государство посредством законодательных, административных и бюджетных мер оказывает влияние на цены таким образом, чтобы способствовать устойчивому развитию экономической системы в целом. Государственное регулирование заключается в том, чтобы предотвратить серьезный рост цен в результате возникновения устойчивого дефицита бюджета, резкого роста цен на сырье и топливо, монополизма, способствовать созданию нормальной конкуренции. Но при этом важной задачей государства является достижение серьезных социальных результатов. Именно поэтому государственное регулирование цен является очень важным элементом в экономической политике страны. На методы государственного регулирования оказывают влияние национально-политические и климатические условия, сырьевые ресурсы, место страны в международном разделении труда. В дополнение к разработке и принятию решений по стратегическим вопросам, государственные власти берут на себя функцию установления конкретных цен на товары и услуги, которые важны для национальной экономики. Экономическая политика должна также побуждать предприятия к активной деятельности по расширению и обновлению ассортимента, улучшению качества товара, оправданному формированию спроса на основе выявленных особенностей его

удовлетворения и развития. Также существует скидка, она предоставляется оптовым и розничным торговцам, а также другим клиентам в течение определенного времени, для того, чтобы уделить особое внимание конкретным товарам. Следуя психологическим установкам, не стоит бояться указывать цены в рекламах. Когда покупатель зрительно воспринимает цену, это вызывает доверие к продавцу, а это говорит о правильности проводимой им текущей торговой политики. Существует множество случаев, когда в упаковку с теми же размерами что и у конкурентов, расфасовывается меньше количества товара (медикаменты, соки и воды, стиральные порошки), при этом назначая более низкую стоимость на этот товар, после чего настоящий весь или объем указывается на упаковке. Данный психологический метод установления цен связан с продвижение определенного товара. Такой жест недобросовестного продавца ориентирован на невнимательность покупателя.

Ценообразование по географическому принципу подразумевает установление определенных цен в разных частях страны. Например, доставка товара на дальние расстояния, предполагает более высокие транспортные расходы, чем в ближайшие к производителю области, и, следовательно, более высокие цены. Тем не менее, перекладывать высокие транспортные расходы на потребителя отдаленных районов не всегда целесообразно, так, как это может привести к снижению, а что ещё хуже потери клиентов, особенно когда близко расположены другие конкуренты. Поэтому часть стоимости транспортировки товаров в отдаленные районы, могут быть компенсированы за счет относительного увеличения цен в близлежащих областях и пропорциональным снижением в отдаленных. [6].

Образование цены на основе базисного пункта предполагает следующие действия, продавец выбирает город (по личным критериям) в качестве базисного пункта, и устанавливает для всех клиентов стоимость перевозки из этого города независимо от того, из какого пункта происходит отгрузка товара на самом деле. Этот метод к определению цены транспортировки приводит к повышению общей цены для потребителей, расположенных в близлежащих районах к производителю, и к снижению стоимости товара — для отдаленных потребителей. Иногда создаются несколько базисных пунктов, с целью извлечения большей выгоды. Ценообразование с оплатой доставки товара говорит о том, что продавец для старта бизнеса частично или полностью берет на себя фактические расходы на доставку товаров.

Образование цен по психологическому принципу основано на том, что при определении цены на определенный товар, учитываются не только экономические, но и психологические факторы. После проведенных исследований доказано, что покупатель воспринимает дорогие товары, как более высококачественные, чем дешевые, особенно, когда у покупателя нет возможности проверить качество товара на месте. Но есть так называемые справочные цены, которые покупатель держит в уме и использует их, когда ищет нужный ему товар (информированный потребитель знает, какая цена

определенного товара классифицируется высокий или низкий категорией). Другим не менее ярким примером психологического ценообразования является метод ценовых подарков. При этом существуют подарки действительные и ложные. Переводя на простой язык, действительные подарки это скидки на цены, они используются в случае угрозы прекращения сбыта продукции в силу её морального старения. Но, к сожалению покупателей, большинство предпринимателей используют ложные подарки. При продаже основного относительно более дорогого товара собственник предлагает в качестве подарка более дешевое изделие, стоимость которого входит в стоимость основного товара. В качестве ложного подарка продавец предлагает, например, набор чернил при продаже принтера или именной чехол при продаже телефона. Этот маневр часто используется при продаже товаров, которые продолжают пользоваться спросом, в целях его повышения.[4].

Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что перед тем как установить конечную цену, предприниматель должен выбрать метод ценообразования, знать степень государственного регулирования, затраты производства, уровень спроса, тяжесть конкуренции. Цена влияет на характеристики товара, способы его продвижения, методы распространения, ровно также все эти факторы влияют на цену продукции. От способности собственника своевременно регулировать цены в своей фирме на определенные товары и услуги, зависит величина прибыли организации, а также конкурентоспособность предприятия и его товара.

Далее, в качестве анализируемого региона возьмем Краснодарский край. Проведя анализ таблицы «Индекса потребительских цен на продовольственные товары», мы видим относительно плавающие показатели. Но в промежутке с ноября 2014 по январь 2015, виден резкий скачок цен, это связано сразу с несколькими факторами, такими, как ввод санкций для России со стороны США, повышению курса доллара по отношению к рублю, остановлен процесс создания зоны свободной торговли Турции с Таможенным союзом России и т.д. Из-за всех этих событий многие товары сильно подорожали, а некоторые вообще под запретом. В конце первого квартала 2015 года шел адаптационный период, и уже активно проходила программа «Импортозамещения» вышедшая указом президента РФ.

Индексы потребительских цен на продовольственные товары по Краснодарскому краю за 2008 — 2015 годы (%)

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Январь 102,0 101,3 101,0 102,1 100,6 102,2 101,2 106,2

Февраль 101,5 100,9 101,7 101,6 101,6 100,6 101,4 102,9

Март 102,6 101,5 101,5 100,9 100,7 99,9 101,3 101,5

Апрель 102,1 101,3 100,4 100,5 99,8 100,9 101,7 100,8

Май 103,7 101,6 100,4 100,2 101,3 102,3 102,4 99,8

Июнь 100,9 100,4 100,5 99,6 101,5 100,6 100,6 99,4

Июль 98,7 99,7 99,3 99,5 100,9 99,1 99,8 99,6

Август 100,6 100,0 101,2 99,8 99,8 99,9 100,1 99,6

Сентябрь 101,5 99,7 103,7 100,01 100,5 99,96 101,9 100,5

Октябрь 102,0 99,6 100,4 100,4 100,1 101,1 101,2 101,7

Ноябрь 100,9 100,1 100,8 100,5 100,3 100,8 101,2 100,9

Декабрь 100,7 100,5 102,1 99,9 100,7 101,3 102,4 101,0

Во втором и третьем квартале 2015 года в Краснодарском крае резко упала цена на продовольственные товары, это произошло за счет географически благоприятных условий для поддержания и развития Аграрной промышленности, а так же увеличения до 73% продуктов созданных на территории РФ. Позже, с конца 2015 года по сегодняшний день цены на продукцию нормализовались и достигли относительно средних показателей.

В заключение важно отметить, что лучшим способом выхода из экономического кризиса в стране, это минимизировать зависимость в товарах ближнего и дальнего зарубежья. Для этого нужно восстановить производство «стоячих» заводов, птицефабрик, ферм и т.д. А так же наращивать темпы сельскохозяйственной промышленности, таким образом, полностью вытеснить импортные товары из российского рынка.

1. Маховикова Г.А., Пузыня Н.Ю. Цены и ценообразование. Краткий курс / Учебное пособие. СПб., 2001.

2. Роговцева В.Д. Ценообразование / Учебное пособие. М., 2003.

3. Гелета И.В., Захарченко И.Э. Пути повышения конкурентоспособности предприятия// Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7-2 (47). С. 143-146.

Как устанавливать цены на товары и услуги: правила ценообразования

Чем ниже цены, тем больше продажи, но меньше прибыль. Если поднять стоимость, станут меньше покупать. Как найти правильный баланс и не переживать, что могло быть лучше. Разобрались в ценообразовании.

  • Главная
  • Блог
  • Статьи
  • Как устанавливать цены на товары и услуги: правила ценообразования

Основа любого бизнеса — продажи. Чтобы продавать не просто много, а с выгодой для себя, нужна правильная цена. С одной стороны — доступная, справедливая, а с другой — еще и максимально высокая. Чтобы установить правильную цену, используйте базовые принципы и методы ценообразования.

Большая Птица 2.0

Принципы ценообразования

1. Научная обоснованность

Чтобы ценообразование сработало в плюс предпринимателю, он должен опираться на базовые принципы экономической теории. Нельзя просто так взять и поставить те цены, которые только кажутся справедливыми. Или те, которые установил конкурент — может он совсем не разбирается и только вредит своему бизнесу.

Но при этом важно помнить, что некоторые специфические области, например — торговлю лекарствами или алкогольной продукцией — регулирует государство и определяет цены своими нормативными актами.

2. Целевая направленность

Формирование цен должно преследовать определенную цель. Для коммерческих организаций это, в первую очередь — максимизация прибыли.

Но возможны и другие варианты. Например, при выпуске новой продукции или выходе на перспективный рынок получение «сиюминутной» прибыли не столь важно. Поэтому цену в этом случае можно временно установить на низком уровне, иногда даже не покрывающем затраты.

3. Непрерывность

Любой бизнес работает в постоянно изменяющихся условиях. Появляются новые товары, на рынок выходят конкуренты, поставщики повышают цены и т.п.

Меняется и ситуация внутри компании. Например, приобретается новое помещение, открываются дополнительные направления деятельности и т.п. Все это существенно влияет на затраты, а значит, и на формирование цен.

Поэтому ценообразование — это не какое-то «разовое» мероприятие, а непрерывный процесс, который должен происходить с учетом всех изменений внешней и внутренней среды.

Автор статьи. Работает в сфере экономики и финансов 17 лет. Главбух, руководитель экономического отдела. Победитель конкурса «Лучший бухгалтер России»

Расчетные методы ценообразования

При определении цены расчетным путем используются «внутренние» показатели компании.

1. Метод общих затрат

В этом случае определяется полная себестоимость каждого товара или услуги. Она складывается из двух составляющих:

  • прямые затраты, например, закупочная цена товара или зарплата сотрудника, который непосредственно оказывает услугу;
  • накладные расходы, связанные с управлением организацией в целом, например, зарплата руководства или затраты на аренду офиса.

Рассмотрим магазин, торгующий мебелью. Цена гарнитура для кухни у производителя — 50 000 руб. Предполагается закупать в месяц 10 таких гарнитуров, что составит 20% в общей сумме приобретаемых товаров. Накладные расходы магазина: 200 000 руб. в месяц. В качестве базы для распределения накладных расходов выбрана стоимость закупаемых товаров. Тогда удельные накладные расходы (т.е. приходящиеся на один гарнитур) составят:

НРу = 200 000 х 20% / 10 = 4 000 руб.

Следовательно, полная себестоимость одного гарнитура:

СС = 50 000 + 4 000 = 54 000 руб.

Далее для определения цены нужно добавить к ней наценку, например — 20%:

Ц = СС х (1 + 20%) = 54 000 х 1,2 = 64 800 руб.

2. Метод прямых затрат

Первый этап расчета здесь производится аналогично предыдущему методу — определяются прямые затраты, приходящиеся на каждый товар или услугу.

Цену рассчитывают, умножая прямые затраты на повышающий коэффициент. Он подбирается так, чтобы при плановых объемах продаж выручка покрывала накладные расходы и обеспечивала прибыль.

В нашем примере общая стоимость приобретенной у поставщика мебели составляет: (50 000 х 10) / 0,2 = 2 500 000 руб.

Накладные расходы составляют 8% от общей стоимости приобретения (200 000 / 2 500 000). Следовательно, чтобы продавать товар с 20% наценкой нужно применить к прямым затратам на каждое изделие коэффициент:

К = 1,08 х 1,2 = 1,296

Тогда цена одного гарнитура для кухни будет равна:

Ц = 50 000 х 1,296 = 64 800 руб.

3. Метод целевой прибыли

При этом варианте предприниматель отталкивается от суммы прибыли, которую он хочет получить.

Для простоты предположим, что бизнесмен в текущем месяце приобрел только кухонные гарнитуры: 50 шт. по цене 50 000 руб. за единицу. Он хочет получить от их реализации прибыль не ниже 540 000 руб. Т.е. каждый проданный гарнитур должен «принести» 540 000 / 50 = 10 800 руб. прибыли.

Как было сказано выше, накладные расходы на каждый гарнитур составляют 4000 руб. Итоговая цена реализации сложится из прямых и накладных расходов, к которым следует добавить целевую прибыль:

Ц = 50 000 + 4 000 + 10 800 = 64 800 руб.

Все рассмотренные выше методы имеют один общий недостаток — применяя их, бизнесмен смотрит только «внутрь» своей компании и не учитывает ситуацию на рынке.

Цена, которая покрывает все затраты и позволяет получить прибыль, может оказаться не соответствующей запросам покупателей. Тогда планы продаж так и останутся на бумаге. Чтобы учесть «внешние» факторы, которые влияют на ценообразование, применяются рыночные методы.

Рыночные методы ценообразования

Эти способы позволяют устанавливать цену, исходя из предпочтений покупателей, действий конкурентов и других рыночных факторов.

1. Использование эластичности спроса

При корректировке цен на товары или услуги спрос на них также меняется: растет при снижении цен и падает при их росте. Этот эффект называется эластичностью спроса по цене.

Если эластичность высока, то компания может, незначительно снизив цены, добиться существенного роста продаж и, в итоге — увеличить прибыль.

При малой эластичности, напротив — можно поднять цены и т.к. спрос при этом почти не упадет, то прибыль тоже вырастет.

Для расчетов при использовании данного метода применяется коэффициент эластичности. Он показывает, насколько увеличится объем продаж при снижении цены, или, напротив — насколько продажи снизятся, если поднять расценки.

Предположим, что коэффициент эластичности спроса на кухонные гарнитуры равен 2. Владелец магазина решил поднять цену на 5%, т.е. с 64 800 до 68 040 руб. (64 800 х 1,05). Следовательно, объем продаж в штуках снизится на 10%, т.е. с 50 до 45 шт.

Сравним результаты от реализации при двух вариантах:

использование эластичности спроса

Расчет показывает, что в данном случае увеличение цены будет выгодным для бизнесмена, несмотря на падение объемов в штуках.

2. Ориентация на конкурентов

На рынке практически любого товара или услуги существует конкуренция. Поэтому бизнесмен должен учитывать уровень цен у других продавцов. Например если на рынке есть лидер, то остальным участникам приходится следовать за ним, устанавливая цены на сопоставимом уровне.

Если бизнесмен планирует продавать товары или услуги по более высоким ценам, чем конкуренты, то ему нужно как-то «отстроиться» от них, т.е. выделиться на фоне других продавцов. Для этого удобно использовать психологические методы.

3. Использование психологии покупателей

Если компания работает с физическими лицами, то в ценообразовании полезно использовать приемы, основанные на психологии покупателей:

Разделение цены. Используется при продаже сложных видов товаров: состоящих из нескольких блоков, требующих доставки, монтажа и т.п. Примером может служить продажа комплектов мебели. В этом случае цена устанавливается за базовый набор, а дополнительные предметы, доставка и сборка оплачиваются отдельно.

Скидки. Применяют для стимулирования сбыта, если товар морально устарел или продавцу срочно требуются оборотные средства. В отдельных случаях цена со скидкой может быть даже ниже уровня рентабельности.

Подарки. Напротив, используют при продаже товаров, пользующихся спросом, чтобы выделиться на фоне конкурентов. Обычно речь идет о сопутствующих аксессуарах при продаже дорогостоящих товаров: например — чехол для мобильного телефона. Стоимость подарка при этом, как правило, включается в цену основного товара, поэтому о снижении рентабельности продаж речь не идет.

При работе с юридическими лицами тоже можно применять психологические методы, но здесь они работают менее эффективно. Специалисты по закупкам обычно хорошо разбираются в стандартных маркетинговых приемах и при выборе поставщика редко основываются на эмоциях.

Какие методы ценообразования лучше использовать

Методы ценообразования не могут быть хорошими или плохими сами по себе. Важно правильно оценить текущую ситуацию в компании и на рынке и применять именно те способы определения цен, которые подходят в данной ситуации.

Расчет себестоимости необходим в любом случае. Ведь выручка от реализации должна покрывать затраты компании и позволять генерировать хотя бы минимальную прибыль. В противном случае ведение бизнеса не имеет смысла. Следовательно, цена, определенная расчетным методом, является точкой отсчета ниже которой нельзя опускаться при составлении прайс-листа.

Впрочем, и здесь возможны исключения. Если компания выходит на другие рынки или знакомит покупателей с новым перспективным продуктом, то вполне допустимо в течение некоторого времени работать в ноль или даже с убытком. Но принимать подобные решения нужно только после проведения подробного финансового и маркетингового анализа.

Что же касается верхней границы цен, то она определяется, в основном, на базе внешних факторов: платежеспособность покупателей, эластичность спроса, действия конкурентов, а в некоторых случаях — законодательное регулирование.

Главное

  1. Основная цель всех методов ценообразования в коммерческих компаниях — получить максимальную прибыль.
  2. Так как ситуация на рынке и внутри бизнеса непрерывно меняется, то установленные цены нужно все время проверять на актуальность.
  3. Нижней границей цены является себестоимость реализуемых товаров или услуг с учетом минимальной прибыли, определенной собственником.
  4. Верхний предел цены в большинстве случаев принципиально не ограничен. Он определяется с учетом уровня спроса и действий конкурентов.

Федеральная служба по тарифам (ФСТ России)

Федеральная служба по тарифам (ФСТ России) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.

Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 июня 2004 г. N 332

ПОЛОЖЕНИЕ
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО ТАРИФАМ
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 09.01.2006 N 4, от 29.05.2006 N 330, от 20.11.2006 N 701, от 07.12.2006 N 750, от 07.04.2007 N 208, от 14.06.2007 N 371, от 27.07.2007 N 485, от 09.02.2008 N 59, от 24.04.2008 N 303, от 12.09.2008 N 669, от 07.11.2008 N 814, от 24.12.2008 N 1003, от 29.12.2008 N 1052, от 27.01.2009 N 43, от 24.02.2009 N 154, от 22.04.2009 N 354, от 08.08.2009 N 654, от 20.02.2010 N 67, от 25.03.2010 N 184, от 09.06.2010 N 407, от 15.06.2010 N 438, от 15.07.2010 N 522, от 29.10.2010 N 865, от 24.03.2011 N 210, от 28.07.2011 N 630, от 11.10.2011 N 827)

I. Общие положения

1. Федеральная служба по тарифам (ФСТ России) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 N 1052)

2. Руководство деятельностью Федеральной службы по тарифам осуществляет Правительство Российской Федерации.

3. Федеральная служба по тарифам в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Федеральная служба по тарифам осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

5. Федеральная служба по тарифам осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

5.1. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере ведения Службы, установленной пунктом 1 настоящего Положения, а также проект ежегодного плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы;

5.2. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:

5.2.1. методические указания (методики):

по расчету цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 28.07.2011 N 630)

по расчету регулируемых тарифов (цен) и (или) их предельных уровней на электрическую энергию (мощность) и размера платы за услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности), с использованием установленных методов регулирования;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.07.2011 N 630)

по расчету стоимости отклонений объемов фактического производства (потребления) электрической энергии от объемов их планового почасового производства (потребления) с использованием повышающих (понижающих) коэффициентов;

по расчету регулируемых цен на газ, тарифов на транспортировку газа, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, размера специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа;

по вопросам государственного регулирования тарифов на железнодорожные перевозки;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.07.2010 N 522)

по расчету тарифов на транспортировку и хранение задержанных транспортных средств;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 09.01.2006 N 4)

по определению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 08.08.2009 N 654, в ред. Постановления Правительства РФ от 29.10.2010 N 865)

по расчету тарифов на услуги по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 25.03.2010 N 184)

по расчету предельного размера платы за проведение технического осмотра;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 11.10.2011 N 827)

5.2.2. утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 15.07.2010 N 522;

5.2.3. перечень и формы документов, представляемых для рассмотрения разногласий в области государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию;

5.2.4. регламент рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности);

5.2.4.1. правила применения цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий;

(пп. 5.2.4.1 введен Постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 N 330)

5.2.4.2. перечень документов, представляемых для принятия решения по вопросам, касающимся введения, изменения или прекращения регулирования деятельности субъектов естественных монополий, и порядок рассмотрения таких документов;

(пп. 5.2.4.2 введен Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 N 669)

5.2.4.3. порядок взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, с органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса;

(пп. 5.2.4.3 введен Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 N 1052)

5.2.4.4. правила применения тарифов на услуги по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

(пп. 5.2.4.4 введен Постановлением Правительства РФ от 25.03.2010 N 184)

5.2.4(5). единая система классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, а также система отчетности, представляемой в федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), органы местного самоуправления поселений, городских округов;

(пп. 5.2.4(5) введен Постановлением Правительства РФ от 28.07.2011 N 630)

5.2.4(6). правила предоставления информации, связанной с государственным регулированием тарифов в сфере теплоснабжения;

(пп. 5.2.4(6) введен Постановлением Правительства РФ от 28.07.2011 N 630)

5.2.4(7). порядок согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, касающихся перехода к регулированию тарифов в электроэнергетике с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала, а также продления срока действия долгосрочного периода регулирования;

(пп. 5.2.4(7) введен Постановлением Правительства РФ от 28.07.2011 N 630)

5.2.5. нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

5.3. на основании и в порядке, установленных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, осуществляет следующие полномочия по определению цен (тарифов) и контролю в установленной сфере деятельности:

5.3.1. устанавливает (утверждает, регистрирует):

5.3.1.1. цены (тарифы) на услуги коммерческого оператора оптового рынка электрической энергии и мощности;

(пп. 5.3.1.1 в ред. Постановления Правительства РФ от 24.12.2008 N 1003)

5.3.1.2. цены (тарифы) на услуги по обеспечению системной надежности и по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.07.2011 N 630)

5.3.1.3. плату за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, в том числе посредством применения стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.12.2008 N 1003, от 28.07.2011 N 630)

5.3.1.4. цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии и их предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни, в том числе цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям;

(пп. 5.3.1.4 в ред. Постановления Правительства РФ от 28.07.2011 N 630)

5.3.1.5. цены (тарифы) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части управления технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, обеспечения функционирования технологической инфраструктуры оптового и розничных рынков и предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на указанные услуги в части организации отбора исполнителей и оплаты услуг по обеспечению системной надежности, услуг по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций, услуг по формированию технологического резерва мощностей;

(пп. 5.3.1.5 в ред. Постановления Правительства РФ от 28.07.2011 N 630)

5.3.1.6. цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и (или) предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) и надбавки к таким ценам (тарифам) (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации);

(пп. 5.3.1.6 в ред. Постановления Правительства РФ от 28.07.2011 N 630)

5.3.1.7. утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 28.07.2011 N 630;

5.3.1.8. исключен. — Постановление Правительства РФ от 20.11.2006 N 701;

5.3.1.9. предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей электрическую энергию (мощность);

(пп. 5.3.1.9 в ред. Постановления Правительства РФ от 28.07.2011 N 630)

5.3.1.9(1). предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка;

(пп. 5.3.1.9(1) введен Постановлением Правительства РФ от 28.07.2011 N 630)

5.3.1.10. предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более;

(пп. 5.3.1.10 в ред. Постановления Правительства РФ от 28.07.2011 N 630)

5.3.1.11. предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям;

(пп. 5.3.1.11 в ред. Постановления Правительства РФ от 28.07.2011 N 630)

5.3.1.12. цены (тарифы) или предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям в неценовых зонах оптового рынка;

(пп. 5.3.1.12 в ред. Постановления Правительства РФ от 28.07.2011 N 630)

5.3.1.12(1). цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка — производителями электрической энергии (мощности) по договорам, заключенным в соответствии с законодательством Российской Федерации с гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями, энергоснабжающими организациями, к числу покупателей электрической энергии (мощности) которых относятся население и (или) приравненные к нему категории потребителей) в целях обеспечения потребления электрической энергии населением и (или) приравненными к нему категориями, а также с определенными Правительством Российской Федерации субъектами оптового рынка — покупателями электрической энергии (мощности), функционирующими в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, для которых Правительством Российской Федерации установлены особенности функционирования оптового и розничных рынков;

(пп. 5.3.1.12(1) введен Постановлением Правительства РФ от 28.07.2011 N 630)

5.3.1.13. цены (тарифы) на поставляемую в условиях ограничения или отсутствия конкуренции электрическую энергию, регулирование которых может осуществляться в случаях и в порядке, которые предусмотрены статьей 23.3 Федерального закона «Об электроэнергетике», в том числе цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую на розничных рынках в случае введения государственного регулирования в электроэнергетике в чрезвычайных ситуациях;

(пп. 5.3.1.13 в ред. Постановления Правительства РФ от 28.07.2011 N 630)

5.3.1.13(1). прибавляемую к равновесной цене оптового рынка надбавку для определения цены электрической энергии, произведенной на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах;

(пп. 5.3.1.13(1) введен Постановлением Правительства РФ от 28.07.2011 N 630)

5.3.1.13(2). надбавку к цене на мощность и (или) к равновесной цене на электрическую энергию в целях частичной компенсации стоимости мощности и (или) электрической энергии субъектов оптового рынка — производителей электрической энергии (мощности), генерирующее оборудование которых расположено на территориях субъектов Российской Федерации, не имеющих административных границ с другими субъектами Российской Федерации и не относящихся к территориям островов;

(пп. 5.3.1.13(2) введен Постановлением Правительства РФ от 28.07.2011 N 630)

5.3.1.14. исключен. — Постановление Правительства РФ от 20.11.2006 N 701;

5.3.1.15. тарифы на транспортировку газа по трубопроводам;

5.3.1.16. оптовые цены на газ на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта, кроме газа, добываемого организациями, не являющимися аффилированными лицами акционерного общества «Газпром» и (или) организаций — собственников региональных систем газоснабжения либо созданными во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 17 ноября 1992 г. N 1403 «Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения» (кроме организаций, являющихся собственниками региональных систем газоснабжения);

(п. 5.3.1.16 в ред. Постановления Правительства РФ от 07.12.2006 N 750)

5.3.1.17. исключен. — Постановление Правительства РФ от 09.02.2008 N 59;

5.3.1.18. оптовые цены на сжиженный газ для бытовых нужд;

5.3.1.19. размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа (при регулировании оптовых цен на газ);

5.3.1.20. тарифы на транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

5.3.1.21. тарифы, сборы и плату, связанные с выполнением в местах общего и необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере железнодорожных перевозок (за исключением транзита);

5.3.1.22. тарифы, сборы и плату в сфере предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (за исключением транзита);

5.3.1.23. исключительные (учитывающие особые условия перевозок) тарифы на железнодорожные перевозки (за исключением транзита);

5.3.1.24. цены (тарифы) на услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах;

(пп. 5.3.1.24 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.07.2010 N 522)

5.3.1.24.1. ставки сборов за аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства Российской Федерации;

(пп. 5.3.1.24.1 введен Постановлением Правительства РФ от 24.04.2008 N 303)

5.3.1.24.2. тарифы на услуги по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

(пп. 5.3.1.24.2 введен Постановлением Правительства РФ от 22.04.2009 N 354)

5.3.1.25. цены на услуги ледокольного флота на трассах Северного морского пути;

5.3.1.26. тарифы на пересылку внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей);

(пп. 5.3.1.26 в ред. Постановления Правительства РФ от 29.05.2006 N 330)

5.3.1.27. тарифы на передачу внутренней телеграммы;

(пп. 5.3.1.27 в ред. Постановления Правительства РФ от 29.05.2006 N 330)

5.3.1.28. тарифы на предоставление междугородного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных;

(пп. 5.3.1.28 в ред. Постановления Правительства РФ от 29.05.2006 N 330)

5.3.1.29. тарифы на предоставление доступа к сети местной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводная линия или радиолиния) сети фиксированной телефонной связи;

(пп. 5.3.1.29 в ред. Постановления Правительства РФ от 29.05.2006 N 330)

5.3.1.30. тарифы на предоставление местного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных (кроме таксофонов);

(пп. 5.3.1.30 в ред. Постановления Правительства РФ от 29.05.2006 N 330)

5.3.1.31. тарифы на распространение общероссийских телерадиопрограмм;

(пп. 5.3.1.31 в ред. Постановления Правительства РФ от 29.05.2006 N 330)

5.3.1.31.1. тарифы на предоставление абоненту в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа;

(пп. 5.3.1.31.1 введен Постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 N 330)

5.3.1.31.2. тарифы на предоставление внутризонового телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных;

(пп. 5.3.1.31.2 введен Постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 N 330)

5.3.1.31.3. тарифы (цены) на услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;

(пп. 5.3.1.31.3 введен Постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 N 330)

5.3.1.31.4. предельные индексы максимального (минимального) возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в среднем по субъектам Российской Федерации;

абзац исключен. — Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 N 669;

(пп. 5.3.1.31.4 введен Постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 N 330)

5.3.1.31.5. исключен. — Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 N 669;

5.3.1.32. цены на продукцию ядерно-топливного цикла;

5.3.1.33. цены на продукцию оборонного назначения;

5.3.1.34 — 5.3.1.35. утратили силу. — Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 N 154;

5.3.1.36. величину нормативных уровней отклонений, коэффициенты, учитывающие причину возникновения отклонений, а также специальные коэффициенты, учитывающие характер услуги, при предоставлении которой указанные отклонения произошли, используемые при расчете размера стоимости отклонений объемов фактического производства (потребления) электрической энергии участников оптового рынка от объемов их планового почасового производства (потребления);

5.3.1.37. перечень стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину платы за технологическое присоединение к электрическим сетям;

(пп. 5.3.1.37 введен Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 1003, в ред. Постановления Правительства РФ от 28.07.2011 N 630)

5.3.2. формирует и ведет реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль с целью определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов);

5.3.2.1. формирует и ведет федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности;

(пп. 5.3.2.1 введен Постановлением Правительства РФ от 20.11.2006 N 701)

5.3.3. утверждает нормативы отчисления эксплуатирующими организациями средств для формирования резервов, предназначенных для обеспечения безопасности атомных станций на всех стадиях их жизненного цикла и развития, и учитывает указанные нормативы при государственном регулировании тарифов (цен) на товары (работы, услуги) эксплуатирующих организаций;

5.3.4. рассматривает разногласия, возникающие между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в электроэнергетике, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, и принимает решения, обязательные для исполнения, за исключением споров, связанных с установлением и применением платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.07.2011 N 630)

5.3.4.1. рассматривает разногласия, возникающие между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса в отношении установленных тарифов и надбавок, принимает решения, обязательные для исполнения;

(пп. 5.3.4.1 введен Постановлением Правительства РФ от 07.04.2007 N 208)

5.3.4(2). рассматривает разногласия по вопросам установленных цен (тарифов) между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), органами местного самоуправления поселений, городских округов, теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и потребителями тепловой энергии при обращении этих органов или организаций и принимает решения, обязательные для исполнения;

(пп. 5.3.4(2) введен Постановлением Правительства РФ от 28.07.2011 N 630)

5.3.4(3). рассматривает разногласия между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), органом местного самоуправления поселения или городского округа и организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в связи с выбором метода регулирования;

(пп. 5.3.4(3) введен Постановлением Правительства РФ от 28.07.2011 N 630)

5.3.5. формирует сводный прогнозный (плановый) баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации и субъектам оптового рынка с выделением объема поставок электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.07.2011 N 630)

5.3.6. согласовывает решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в сфере электроэнергетики и теплоснабжения в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в указанных сферах;

(пп. 5.3.6 в ред. Постановления Правительства РФ от 28.07.2011 N 630)

5.3.6.1. согласовывает решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении предельных индексов по муниципальным образованиям, тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса на уровне выше максимального и (или) ниже минимального предельного индекса, установленного для субъекта Российской Федерации;

(пп. 5.3.6.1 введен Постановлением Правительства РФ от 27.07.2007 N 485)

5.3.6.2. исключен. — Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 N 669;

5.3.7. согласовывает назначение на должность и освобождение от должности руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов;

5.3.8. осуществляет в установленном порядке отмену решений об утверждении тарифов в электроэнергетике и в сфере теплоснабжения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятых ими с превышением полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике и теплоснабжении;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.07.2011 N 630)

5.3.9. применяет меры ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о государственном регулировании тарифов, о естественных монополиях и об электроэнергетике, а также осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях в части определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.05.2006 N 330)

5.3.10. осуществляет контроль за применением государственных регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса и проводит проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины и правильности применения этих цен (тарифов);

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.05.2006 N 330, от 28.07.2011 N 630)

5.3.10.1. осуществляет контроль за применением платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы;

(пп. 5.3.10.1 введен Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 1003)

5.3.10(2). осуществляет урегулирование споров, связанных с применением платы за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, и споров, связанных с установлением платы за технологическое присоединение к сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы;

(пп. 5.3.10(2) в ред. Постановления Правительства РФ от 28.07.2011 N 630)

5.3.10(3). рассматривает в досудебном порядке споры, возникающие между органами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, потребителями тепловой энергии при установлении и применении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;

(пп. 5.3.10(3) введен Постановлением Правительства РФ от 28.07.2011 N 630)

5.3.11. осуществляет контроль за использованием инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством тарифы на электрическую энергию;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.07.2011 N 630)

5.3.11.1. осуществляет контроль за деятельностью организаций коммерческой инфраструктуры оптового рынка электрической энергии и мощности в пределах своей компетенции;

(пп. 5.3.11.1 в ред. Постановления Правительства РФ от 24.12.2008 N 1003)

5.3.11(2). осуществляет контроль за обоснованностью установления и изменения цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;

(пп. 5.3.11(2) введен Постановлением Правительства РФ от 28.07.2011 N 630)

5.3.11(3). осуществляет в пределах своей компетенции контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий;

(пп. 5.3.11(3) введен Постановлением Правительства РФ от 28.07.2011 N 630)

5.3.11(4). осуществляет контроль за соблюдением субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, в отношении которых государственное регулирование тарифов осуществляется Службой, стандартов раскрытия информации по вопросам государственного регулирования тарифов, в том числе в части соблюдения форм раскрытия информации, утверждаемых Службой, сроков и периодичности раскрытия информации по указанным формам, а также содержания указанной информации;

(пп. 5.3.11(4) введен Постановлением Правительства РФ от 28.07.2011 N 630)

5.3.12. в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 27.01.2009 N 43)

5.3.13. с 1 января 2008 г. по обращениям субъектов естественных монополий, их потребителей, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, участвующих в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий, урегулирует в досудебном порядке споры, связанные с установлением и применением регулируемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях цен (тарифов), если федеральными законами не установлено иное;

(пп. 5.3.13 в ред. Постановления Правительства РФ от 27.07.2007 N 485)

5.3.14. осуществляет в установленном порядке оценку предложений государственных заказчиков, касающихся уровня прогнозируемых цен на продукцию оборонного назначения, при разработке проекта государственного оборонного заказа;

(пп. 5.3.14 введен Постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 N 330)

5.3.15. устанавливает требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности применительно к регулируемым видам деятельности для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций регулируются Службой;

(пп. 5.3.15 введен Постановлением Правительства РФ от 20.02.2010 N 67)

5.3.16. осуществляет государственный контроль за соблюдением организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций регулируются Службой, требований о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и требований к этим программам, устанавливаемых Службой применительно к регулируемым видам деятельности указанных организаций;

(пп. 5.3.16 введен Постановлением Правительства РФ от 20.02.2010 N 67)

5.3.17. осуществляет мониторинг размеров платежей граждан за коммунальные услуги;

(пп. 5.3.17 введен Постановлением Правительства РФ от 25.03.2010 N 184)

5.3.18. осуществляет мониторинг цен (тарифов) для потребителей электрической энергии (мощности) на оптовом и розничных рынках по субъектам Российской Федерации;

(пп. 5.3.18 введен Постановлением Правительства РФ от 09.06.2010 N 407)

5.4. обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

5.5. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на Службу функций;

5.6. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок;

5.7. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

5.8. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности находящихся в ее ведении организаций по мобилизационной подготовке;

5.8(1). осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Службе;

(пп. 5.8(1) введен Постановлением Правительства РФ от 15.06.2010 N 438)

5.9. организует профессиональную подготовку работников Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

5.10. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

5.11. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;

5.12. осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

6. Федеральная служба по тарифам с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

6.1. принимать обязательные для субъектов естественных монополий решения о введении, об изменении или о прекращении регулирования, о применении методов регулирования, предусмотренных федеральным законодательством о естественных монополиях в части определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов);

6.2. устанавливать предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов для населения с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей;

6.3. направлять физическим и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания в соответствии с требованиями законодательства об электроэнергетике и о естественных монополиях в части определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов);

6.4. принимать решения о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него;

6.5. направлять органам исполнительной власти и органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания в соответствии с требованиями законодательства о государственном регулировании тарифов, об электроэнергетике и о естественных монополиях в части определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.05.2006 N 330)

6.6. рассматривать дела о нарушениях федерального законодательства о естественных монополиях в части определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов), и принимать в соответствии со своей компетенцией решения по фактам нарушения федерального законодательства о естественных монополиях;

6.7. требовать от субъектов естественных монополий, органов исполнительной власти и местного самоуправления документы, объяснения в письменной и устной форме и иную информацию, необходимую для осуществления функций, предусмотренных федеральным законодательством о естественных монополиях в части определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов);

6.7.1. запрашивать у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления информацию и необходимые материалы по вопросам установления и изменения регулируемых тарифов и надбавок в соответствии с законодательством Российской Федерации;

(пп. 6.7.1 введен Постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 N 330)

6.8. устанавливать порядок и сроки представления субъектами естественных монополий текущих отчетов о своей деятельности для определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов);

6.9. беспрепятственно получать информацию о деятельности субъектов естественных монополий от органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также субъектов естественных монополий по вопросам определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов);

6.10. издавать индивидуальные правовые акты по вопросам, относящимся к компетенции Федеральной службы по тарифам;

6.11. запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для реализации возложенных на Службу полномочий, а также для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.07.2011 N 630)

6.12. заказывать проведение необходимых исследований, испытаний, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам, отнесенным к полномочиям Службы;

6.13. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

6.14. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов в установленной сфере деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;

6.15. принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;

6.16. создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности;

6.17. учреждать знаки отличия и награждать ими граждан за высокие достижения в установленной сфере деятельности.

7. Федеральная служба по тарифам не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения не распространяются на полномочия руководителя Службы по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы.

При осуществлении правового регулирования в установленной сфере деятельности Служба не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции и полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также не вправе устанавливать ограничения на осуществление прав и свобод граждан, прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность введения таких ограничений актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти прямо предусмотрена Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и издаваемыми на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

III. Организация деятельности

8. Федеральную службу по тарифам возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

Руководитель Федеральной службы по тарифам несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.

Руководитель Службы имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.

Количество заместителей руководителя Службы устанавливается Правительством Российской Федерации.

9. Структурными подразделениями Федеральной службы по тарифам являются управления по основным направлениям деятельности Службы. В состав управлений включаются отделы.

10. Руководитель Федеральной службы по тарифам:

10.1. распределяет обязанности между своими заместителями;

10.2. вносит в Правительство Российской Федерации:

10.2.1. проект положения о Службе;

10.2.2. предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников Службы;

10.2.3. предложения по кандидатурам членов правлений;

10.2.4. проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчеты об их исполнении;

10.3. утверждает положения о структурных подразделениях Службы;

10.4. назначает на должность и освобождает от должности работников Службы;

10.5. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральной службе по тарифам;

10.6. утверждает структуру и штатное расписание Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на содержание Службы в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

10.7. вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Службы;

10.8. представляет в Правительство Российской Федерации в установленном порядке предложения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных предприятий и учреждений, находящихся в ведении Службы;

10.9. представляет в установленном порядке работников Службы и других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, к поощрению в виде объявления им благодарности Президента Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.11.2008 N 814)

11. Финансирование расходов на содержание Федеральной службы по тарифам осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

12. Утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 14.06.2007 N 371.

13. Федеральная служба по тарифам является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральная служба по тарифам вправе иметь геральдический знак — эмблему, флаг и вымпел, учреждаемые Службой по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 24.03.2011 N 210)

14. Место нахождения Федеральной службы по тарифам — г. Москва.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *