Топливный демпфер что это такое
Перейти к содержимому

Топливный демпфер что это такое

  • автор:

Почему топливный демпфер может быть скорректирован после 5 февраля

После эмбарго ЕС на импорт российских нефтепродуктов возможна корректировка демпфирующего механизма для бензина и дизеля. Сейчас его расчет привязан к экспортному нетбэку (цене топлива за вычетом транспортных расходов) в Северо-Западной Европе.

ТАСС/ Егор Алеев

После эмбарго, вступающего в силу 5 февраля, такая привязка становится для российского рынка, неактуальна. Значительная часть нашего топливного экспорта отправлялась в Европу, главным образом — дизельного топлива (ДТ), около 50% от объемов производства. После эмбарго ЕС этот канал сбыта оказывается закрыт для российских компаний. Бензина Россия экспортировала не более 10% от объемов производства, и в основном в страны СНГ, хотя демпфер работал и для него.

Демпфер выплачивался по итогам каждого месяца — из бюджета нефтяным компаниям за оптовые поставки топлива на внутренний рынок, когда экспортная цена сильно превышает российскую; и компаниями в бюджет за поставки на внутренний рынок, когда это оказывается выгодней экспорта. Демпфер покрывал не всю разницу между внутренними ценами и нетбэком (около 60%), но позволял сглаживать резкие колебания оптовых цен топлива на российском рынке, связанные с изменениями котировок барреля.

Демпфер позволял сглаживать резкие колебания оптовых цен топлива на российском рынке

Именно благодаря демпферу удалось избежать резкого роста цен на бензин и ДТ в периоды роста цен на нефть в 2019 (из бюджета по демпферу было выплачено 282,2 млрд рублей), 2021 (674,5 млрд рублей) и 2022 году (за 11 месяцев — 2,1 трлн рублей). Но также, именно из-за этого механизма в 2020 году на первой волне COVID-19 цены на топливо не снизились вместе с котировками барреля. Тогда по итогам года нефтяные компании выплатили в казну по демпферу 356,6 млрд рублей.

На первый взгляд, исходя из приведенных цифр, может показаться, что демпфер выгоднее нефтяным компаниям, нежели государству. Но это не так. Механизм был компромиссом между компаниями и правительством в 2018 году, когда на волне роста нефтяных цен стало дорожать топливо. Учитывая, что компенсация по демпферу неполная, а большую часть времени выплаты шли нефтяным компаниям, то и выгоден он был больше государству.

Но после 5 февраля, стороны меняются местами. Экспорт топлива в Европу по высоким ценам становится невозможен. В Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) или Африку поставки возможны только с дисконтом, к тому же транспортировка выходит сильно дороже. При этом если демпфер сохраняет привязку к экспортному нетбэку в Северо-Западной Европе, а цены на нашу нефть остаются хотя бы выше 55 долларов за баррель, то из бюджета в адрес компаний пойдут выплаты за несуществующую экспортную альтернативу. Впрочем, возможен и обратный вариант, но такое падение котировок нашей нефти маловероятно.

Как отмечает главный аналитик «Открытие Инвестиции» по нефтегазовому сектору Алексей Кокин, демпфер опирается на экспортную альтернативу, которая должна быть реалистичной. Если российские нефтяные компании не будут больше поставлять нефтепродукты в Европу, имеет смысл использовать цены других рынков. Возможна привязка к корзине цен на рынках АТР, Африки, Латинской Америки. По логике экспортной альтернативы, рост транспортных расходов в результате переориентации потоков поставок и другие дополнительные расходы должны снизить чистую экспортную цену и, следовательно, базу для расчета демпфера. Дальнейшее зависит от приоритетов правительства. Можно не менять референтную (установленную) цену рынка в РФ, чтобы компании платили в бюджет за премиальность внутреннего рынка. Можно снизить ее, и тогда цены могут пойти вниз, считает эксперт.

Но есть здесь и другая сторона вопроса. На нефтегазовый сектор сейчас легла основная нагрузка пополнения бюджета. Налоги для отрасли с 2023 года увеличены, а тот же демпферный механизм, но только для бензина, был скорректирован осенью 2022 года, в результате чего выплаты компаниям сократились. Если продолжать увеличивать нагрузку на отрасль, она может «посыпаться», особенно учитывая сложности с экспортом нефти, газа и нефтепродуктов.

Кроме того, цены топлива на российской бирже и без того уже идут вниз. Например, бензин марки АИ-92 подешевел до исторического минимума. Причем это абсолютно не сказалось на розничных ценах. По бензину они остановились еще весной прошлого года, а по ДТ дорожают, хотя эксперты также ожидают в ближайшее время их стагнацию. Основная причина такой сдержанности, в высокой налоговой нагрузке на всю отрасль, и отдельно на переработку и розничную торговлю топливом, где любые послабления со стороны государства воспринимаются, как возможность перекрыть прошлые убытки. Поэтому, во избежание ухудшения ситуации с топливом в стране, корректировку демпфера могут произвести не сразу после эмбарго ЕС.

По мнению руководителя Центра развития энергетики (Центр РЭ) Кирилла Мельникова, пока привязка к ценам в Северо-Западной Европе сохранится, хотя смысла в ней, конечно, уже не будет. Минфину не так просто будет найти альтернативный бенчмарк (эталон, к которому привязать расчеты выплат). Мы это видим на примере российской нефти Urals, цена которой используется для расчета налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортной пошлины.

Возможна привязка экспортных цен к топливной корзине стран Азиатско-Тихоокеанского региона

Цена Urals по-прежнему привязана к синтетической котировке ценового агентства Argus на базе ее стоимости CIF (с учетом транспортных расходов, пошлин и страховки) в порту Роттердам и CIF в порту Аугуста, хотя российская нефть уже полтора месяца туда официально не поставляется. Поэтому для Минфина и для нефтяной отрасли в ближайшие месяца будет важно сохранить прежние условия демпфера, поскольку санкции и так создают достаточно неопределенностей для экспорта нефти и нефтепродуктов, чтобы увеличивать их еще и пересмотром параметров компенсаций на внутреннем рынке, считает Мельников.

В Минэнерго запрос «РГ» переадресовали в Минфин. В Минфине на запрос «РГ» не ответили.

Что такое демпфер и чем он важен

Падение цены на нефть на российском рынке не всегда сопровождается дешевым горючим на заправках. Перед тем как задумываться о заговоре нефтяников, стоит ознакомиться с демпфером. Именно из-за него цены на заправках России не падают даже в случае снижения нефтяных котировок.

Что такое демпфер и чем он важен

Демпферный механизм — регулирующая мера со стороны государства, которая позволяет контролировать стоимость конкретной продукции на внутреннем рынке. Одновременно компенсируется убыток для производителей, которые отпускают товар по низким ценам, уменьшая свою прибыль.

Другими словами, правительство платит за то, чтобы компании не поднимали цены. Правило работает и в обратную сторону. Если за границей стоимость товара ниже, производители платят деньги в государственный бюджет.

Использование регулировки цены на топливо действует в России с 2019 г. после существенных колебаний стоимости дизеля и бензина на АЗС в предыдущем году.

Формула расчета предусматривает использование индикативной оптовой цены горючего в России, которая проходит индексацию 1 раз в год с учетом инфляции.

1222.png

Выплаты государства или нефтяников не соответствуют реальным ценам на автозаправках. Например, в 2020 г. индикативная оптовая стоимость составляла 53 600 р. за 1 тонну бензина. Размер упущенной выгоды соответствует нетбэку на нефть — экспортной цене без учета транспортных расходов и налогов.

Регулирующая мера важна тем, что помогает контролировать стоимость горючего. Поэтому в случае волатильности оптовых цен, розничная стоимость останется в пределах инфляции.

Плюсы демпфера

Комплексное воздействие меры подразумевает ряд преимуществ для автовладельцев, правительства и нефтяных компаний. Так исключается шоковый эффект цен и гарантируется стабильность, которая не зависит от внешних факторов.

Если топливо за границей дороже, государство мотивирует нефтяников продавать его в стране, выплачивая компенсацию, покрывающую разницу. Это исключает вероятность появления дефицита. Случается также обратная ситуация, когда за рубежом горючее дешевле. На этот случай предусмотрен другой сценарий — нефтеперерабатывающие компании выплачивают в бюджет разницу. Благодаря демпферу на горючее государственный бюджет пополнился на 400 млрд р. в 2020 г.

1223.png

Все плюсы демпферного механизма отмечены Сергеем Ежовым в публикации с 04.04.2021, которая появилась в «Российской газете». Основные тезисы:

  • с 2019 цены на бензин и дизель не превысили инфляцию;
  • оптовые цены держатся ниже нетбэков, что позволяет компенсировать убытки от розничных продаж;
  • при низких нетбэках на нефть пополняется государственный бюджет.

Регулирующая мера обладает многогранным воздействием на продажу горючего и на размер выручки.

Минусы регулирования нефтяного сектора

Механизм не лишен и недостатков. При уменьшении рыночной цены на бензин зарабатывает правительство. Для населения стоимость относительно стабильная в пределах определенного периода. Для компаний размер прибыли остается фиксированным.

В случае быстрой отмены правил регулировки, сложившаяся ситуация не приведет к таким же снижениям цен на заправке. Вместо экономии для населения деньги могут остаться в нефтяных компаниях.

Главный недостаток регулирующей меры — это своеобразный регрессивный налог. В случае особо низких нетбэков, когда экономика страны в рецессии, подобное воздействие усугубляет ситуацию. Также под вопросом удержание цен в пределах инфляции, потому что вмешательство и становиться причиной такого явления. В 2020 г. стоимость горючего должна была заморозиться на фоне низких нетбэков, а она, наоборот, выросла.

В результате регулирования нефтяные компании не могут поднимать цены быстрее, чем темпы роста инфляции. Это случай, когда автовладельцы выигрывают благодаря вмешательству, ведь стоимость бензина и дизеля остается стабильной, несмотря на ситуацию.

1224.png

Налоговое законодательство РФ не предусматривает снижение стоимости топлива. Если после каждого стремительного роста не будет обратного падения, цена горючего может принять рекордное значение. В таком случае регулирование защищает от резких скачков вверх.

В 2022 г. цены на автомобильное горючее будут удерживать в пределах инфляции благодаря введению дополнительных правил. Согласно законопроекту, который был одобрен правительством, размер компенсаций для нефтяных предприятий по переработке нефти составит 83% вместо 68% на бензин и 65% на дизель, как было ранее.

Несмотря на динамику розничных цен на горючее, заправляться выгодно можно с помощью топливных карт от GPC RUS. Безналичный расчет на заправках — это удобно, просто и экономно. Контролируйте расходы на горючее в своей компании путем отслеживания транзакций.

Нашими топливными картами можно расплачиваться на 16 000 АЗС в 20 регионах России. Обращайтесь! Если не знаете, какая карта подходит для вашего автопарка, — поможем!

Демпфер выжал триллион

Нефтяники получат максимальные выплаты за январь—май

По данным “Ъ”, за январь—май нефтекомпании могут получить в качестве компенсаций за поставки топлива на внутренний рынок рекордные 1,2 трлн руб., что почти вдвое превосходит уровень выплат за весь прошлый год. За май, по оценкам Минфина, выплаты по демпферу будут сопоставимы с апрелем и составят около 240 млрд руб. Причем, несмотря на то что цены на топливо внутри страны и так снижаются из-за проблем с экспортом, министерство не собирается отказываться от субсидий.

Выйти из полноэкранного режима

Развернуть на весь экран

Рисунок: Виктор Чумачев, Коммерсантъ

Величина компенсаций нефтекомпаниям по демпферу за поставки бензина и дизтоплива в мае составит около 230–240 млрд руб., рассказали “Ъ” в Минфине. Это сопоставимо с выплатами за апрель, которые, по оценкам Минфина, составили около 260 млрд руб. (распределится между бензином и дизелем примерно в соотношении 45% на 55%).

Рекордными стали выплаты в марте, когда на фоне роста цен на нефть и падения курса рубля нефтекомпании получили максимальные в истории компенсации в 451 млрд руб.

Учитывая, что в январе—феврале по демпферу суммарно было выплачено 267 млрд руб., общий размер демпфера за пять месяцев может составить 1,22 трлн руб.— это в 1,8 раза больше, чем за весь 2021 год.

Демпфер — это механизм сдерживания цен топлива на внутреннем рынке при резких колебаниях цен на нефть. Его суть заключается в том, что бюджет доплачивает нефтяникам, если экспортная цена на топливо превышает индикативную (фиксированную) цену внутреннего рынка (55,2 тыс. и 52,25 тыс. руб. за тонну для бензина и дизтоплива соответственно). В обратном случае уже компании доплачивают в бюджет.

Значительное снижение выплат за апрель—май по сравнению с мартом главным образом связано с укреплением рубля, что привело к снижению выраженных в рублях экспортных цен.

В конце прошлого года Минфин и Минэнерго договорились увеличить компенсации по демпферу с тем, чтобы сдерживать рост внутренних цен на топливо в условиях повышения мировых цен на нефть больше $90 за баррель. Однако после начала боевых действий на Украине ситуация резко изменилась: нефтекомпании на фоне санкций против России столкнулись с отказом зарубежных трейдеров от покупки топлива.

В результате сокращение экспорта нефти и нефтепродуктов привело к созданию профицита бензина на внутреннем рынке и снижению цен, несмотря на то что экспортные цены на топливо, напротив, выросли. Как сообщал “Ъ”, биржевая стоимость бензина в мае упала до минимума за несколько лет (см. “Ъ” от 24 мая), и 25 мая цены на бензин продолжили снижаться: стоимость АИ-92 и АИ-95 снизилась на 0,6% и 0,4%, до 36,9 тыс. и 40,9 тыс. руб. за тонну соответственно.

В такой ситуации низких цен и профицита нефтепродуктов власти не видят целесообразности в корректировке механизма.

«На внутреннем рынке у нас нормально с топливообеспечением. Поэтому пока есть возможность не вводить демпфер в более высоком размере за счет того, что внутренний рынок профицитен по топливу»,— пояснял в апреле заместитель главы Минфина Алексей Сазанов. При этом Минфин не собирается и снижать демпфер, хотя цены на топливо в нынешней ситуации остались бы низкими и без него. «Приостанавливать действие демпфера не планируется, так как на сегодняшний день демпфер является ключевым инструментом, обеспечивающим стабильность цен на моторные топлива для потребителей на внутреннем рынке»,— заявили в министерстве.

Демпфер продолжает эффективно работать, считает Анна Лишневецкая из «Петромаркета». Она отмечает, что демпфирующие надбавки в мае, по предварительным оценкам, составят около 35,5 тыс. руб. на тонну для бензина и 26,4 тыс. руб. для дизтоплива. Эти суммы в значительной мере (а для дизтоплива полностью) компенсируют потери нефтекомпаний, связанные с тем, что оптовая цена на топливо внутри страны сейчас ниже реальной экспортной альтернативы, подчеркивает аналитик.

  • Газета «Коммерсантъ» №91 от 26.05.2022, стр. 7
  • Дмитрий Козлов подписаться отписаться
  • Рынок нефтепродуктов подписаться отписаться

Топливный демпфер возвращается

Схема, с помощью которой правительство пытается заставить нефтяников поставлять бензин и дизельное топливо на внутренний рынок в достаточном количестве по не очень высоким ценам, меняется на наших глазах.

И похоже, в новой конфигурации этой схемы топливный демпфер останется без изменений.

Топливный демпфер — это налоговый вычет для нефтяников. Они получают его, если продают нефтепродукты на внутреннем рынке, когда цены там ниже, чем при поставках на экспорт.

С 1 сентября по инициативе Минфина размер топливного демпфера был сокращен в два раза, но уже 9 ноября Госдума во втором чтении приняла законопроект, вернувший топливный демпфер к прежнему размеру. Причем «новая старая» формула будет применяться задним числом (с 1 октября). Получится, что половинный демпфер действовал только в сентябре, передает Монокль.

Напомним, Минфин предлагал снизить топливный демпфер еще весной, когда доллар стоил около 75 рублей, цена на нефть марки Brent на мировых рынках опускалась ниже 74 долларов за баррель, а дефицит федерального бюджета достигал рекордной для начала года величины (минус 3 трлн рублей по состоянию на апрель).

Но надо понимать: демпфер сам по себе скорее не работающий механизм настройки цен и регулирования рынка, а часть негласных договоренностей правительства и вертикально интегрированных нефтяных компаний. Первое платит из бюджета, вторые держат цены. Для справки: за десять месяцев 2023 года на выплаты по демпферу было направлено 1,14 трлн рублей, за весь 2022-й — 2,17 трлн.

С момента как Минфин пообещал уменьшение демпфера, цены на бензин и дизельное топливо в России пошли вверх. Дошло до того, что из-за роста цен на внутреннем рынке выплаты нефтяникам по демпферу за сентябрь (производятся в октябре) оказались нулевыми. Подробнее об этом можно прочитать в материале «Битва за бензин» в «Эксперте» № 39 за 2023 год.

Если нет ограничений на экспорт, компании-посредники могут купить нефтепродукты на внутреннем рынке и перепродать на экспорт — те же самые, за которые нефтяники уже получили компенсацию по демпферу за продажу их в России. Схема совершенно законная, но наносит ущерб экономике страны. В прессе ее не совсем корректно называют серым экспортом нефтепродуктов. Отсюда и запрет на экспорт дизтоплива и бензина, введенный с 21 сентября. Впрочем, эти ограничения уже частично сняты.

Так, производители (но не перекупщики) дизельного топлива могут его экспортировать при условии доставки в морские порты трубопроводным транспортом и поставки на внутренний рынок не менее 50%. Пятьдесят процентов для дизтоплива нельзя считать жестким ограничением, так как примерно столько и отправляли на экспорт в предыдущие годы. Для перекупщиков же введены фактически заградительные пошлины в размере 50 тыс. рублей за тонну нефтепродуктов.

Тут стоит пояснить один момент: полностью отказаться от экспорта дизтоплива мы не можем. Россия производит больше дизельного топлива, чем нужно нам самим, и изменить эту ситуацию невозможно: из тяжелых сортов нефти выход дизельного топлива больше, чем из легких. В США, например, нефть легкая, и дизеля им не хватает, поэтому они и закупают тяжелую нефть.

В качестве дополнительных мер с 1 ноября для нефтяных компаний увеличиваются нормативы продажи от произведенного объема дизельного топлива (с 9,5 до 12,5%) и бензина пятого класса (с 13 до 15%) на бирже.

Наконец, уже в сентябре полностью изменилась ситуация с доходами бюджета. Рубль ослабел до 100 за доллар, а Brent на мировых рынках выросла более чем до 90 долларов за баррель. Нефтегазовые доходы бюджета стали быстро расти (740 млрд рублей в сентябре, 1,6 трлн — в октябре).

Сработали ли меры по стабилизации топливного рынка, главной среди которых был запрет на экспорт? Вопрос интересный. Как поясняет руководитель управления аналитических исследований «ИВА Партнерс» Дмитрий Александров, после введения запрета на экспорт топлива, решения о принудительной продаже валютной выручки и стабилизации курса рубля, завершения уборочной кампании, а также снижения цен на нефть и спроса на нефтепродукты на внешних рынках ушел и высокий риск продолжения ценового ралли на российском внутреннем топливном рынке.

«Отсюда и возврат к демпферу и разрешению на экспорт: острота ситуации снялась (возможно, временно), а нефтяники не могут работать в минус или длительное время складировать топливо, иначе либо мы разрушим рынок, либо в итоге понадобятся еще более существенные субсидии или полный пересмотр налогового маневра», — объясняет Александров.

Возврату демпфера, как поясняет заведующий лабораторией прогнозирования ТЭК Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Валерий Семикашев, способствовало и появление нового источника денег для выплат — налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на газовый конденсат «Газпрома». В частности, как говорится в финансово-экономическом обосновании поправок к Налоговому кодексу РФ,в результате корректировки формулы расчета ставки НДПИ на природный газ в бюджет дополнительно поступит 116,8 млрд рублей в 2024 году, 127,3 млрд — в 2025-м и 134,7 млрд — в 2026-м.

В заключение скажем, что донастройка новой схемы взаимодействия правительства с нефтяниками еще продолжается. ТАСС со ссылкой на министра энергетики РФ Николая Шульгинова сообщил, что правительство обсуждает возможность снять частичный запрет на экспорт бензина Аи-95 и Аи-92, а также бензина более низкого октанового числа. А агентство Reuters, сославшись на три отраслевых источника, написало, что правительство попросило российских производителей топлива подготовиться к отмене всех оставшихся ограничений на экспорт дизельного топлива и бензина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *