Финмониторинг в банке что это
Перейти к содержимому

Финмониторинг в банке что это

  • автор:

Финансовый мониторинг в банковской сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аликулиева Илона Ферудиновна

В связи с интенсивным развитием банковского сектора экономики , возникает всё большая потребность в совершенствовании методологических способов мониторинга финансового состояния банков . Экономическая ситуация предъявляет всё новые требования как к коммерческим банкам , так и к банковским надзорам. Развитие российской банковской системы приводит к увеличению диапазона кредитных и депозитных операций, а также к расширению сфер деятельности кредитных организаций. Несмотря на это, банки России до сих пор сталкиваются с высоким уровнем конкуренции, что отрицательно сказывается на их финансовой устойчивости, в связи с чем повышается рискованность банковских операций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Аликулиева Илона Ферудиновна

Моделирование вероятности дефолта российских банков
Классификация подходов, моделей и методов диагностики банкротства банков
О рисках вовлечения банков в незаконные финансовые операции в условиях региональной интеграции

О регулировании и взаимодействии банков с Росфинмониторингом в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

Риск-ориентированный внутренний контроль кредитных организаций в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовый мониторинг в банковской сфере»

ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ Аликулиева И.Ф. Email: Alikulieva17108@scientifictext.ru

Аликулиева Илона Ферудиновна — бакалавр экономических наук, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, г. Москва

Аннотация: в связи с интенсивным развитием банковского сектора экономики, возникает всё большая потребность в совершенствовании методологических способов мониторинга финансового состояния банков. Экономическая ситуация предъявляет всё новые требования как к коммерческим банкам, так и к банковским надзорам. Развитие российской банковской системы приводит к увеличению диапазона кредитных и депозитных операций, а также к расширению сфер деятельности кредитных организаций. Несмотря на это, банки России до сих пор сталкиваются с высоким уровнем конкуренции, что отрицательно сказывается на их финансовой устойчивости, в связи с чем повышается рискованность банковских операций. Ключевые слова: мониторинг, банки, финансы, экономика.

FINANCIAL MONITORING IN THE BANKING SECTOR

Alikulieva Ilona Ferudinovna — Bachelor of Economic Science, NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY HIGHER SCHOOL OF ECONOMICS, MOSCOW

Abstract: in connection with the intensive development of the banking sector of the economy, there is an increasing need for improving the methodological methods for monitoring the financial condition of banks. The economic situation makes new demands on both commercial banks and banking supervisors. The development of the Russian banking system leads to an increase in the range of credit and deposit operations, as well as to the expansion of the spheres of activity of credit institutions. Despite this, the Russian banks are still faced with a high level of competition, which negatively affects their financial stability, which increases the riskiness of banking operations. Keywords: financial sector, bank, monitoring.

Глава 1. Основные понятия банковского мониторинга

1.1. Сущность и развитие банковского мониторинга

Мониторинг — это ряд действий, направленных на изучение объекта путем непрерывного надзора за его состоянием и проведением дальнейшего анализа. Под банковским мониторингом понимают «систему наблюдения за ключевыми параметрами банковского сектора экономики и анализа информации о его состоянии с целью выявления тенденций, прогноза будущего развития с учетом внутренней и внешней среды и предотвращения кризисных ситуаций».

Основная цель банковского мониторинга — это своевременное выявление нарушения и трудностей в функционировании коммерческого банка или банковской системы в целом с целью нормализации финансового положения и поддержания стабильности.

Необходимость банковского мониторинга обусловлена, во-первых, особой ролью банка в хозяйственной жизни общества. Банковский сектор оказывает воздействие на общую экономическую ситуацию, за счет влияния на объем и структуру денежной массы, будучи посредником между хозяйствующими субъектами. Во-вторых, банковский мониторинг позволяет на ранней стадии предотвратить возникающие

проблемы в банковском сектор, благодаря чему удается с большей вероятностью сохранить рыночной равновесие.

Мониторинг финансового состояния осуществляется центральным банком за счет проведения пруденциального надзора, то есть надзора, основанного на проверке форм отчетности, предоставляемых кредитными организациями. То есть, мониторинг выступает составной частью банковского надзора.

Банковский надзор подразумевает ряд следующих основных и вспомогательных действий:

• оценка финансового состояния банка;

• контроль за соблюдением законодательных норм кредитными организациями;

• осуществление соответствующих мер предотвращения в случае нарушения предусмотренных норм и правил.

• издание процедурных норм функционирования организации в письменной форме;

• определение уровней рисков, допустимых для банков.

Основные нормы и требования, которые должны соблюдаться банками определены Базельским комитетом по банковскому надзору (Basel Committee on Banking Supervision) и представлены в трех отдельных документах, — Базель I, Базель II, Базель III.

Со вступлением России во Всемирную Торговую Организацию, принятие норм Базель I и Базель II стало необходимым. На данный момент российская экономика осуществляет переход на Базель II.

Непосредственно Базель II направлен на обеспечение международной унификации требований к достаточности капитала, в нем отражены методологические расчеты достаточности капитала и основные стандарты. Повышение стабильности финансовой системы является основной целью Базель II.

Согласно Базель I, минимально требуемый собственный капитал (СК) рассчитывается следующим образом:

СК = Сумма кредита х Вес риска х Процент резервирования

При этом банки обязаны резервировать СК в размере 8% от балансовой стоимости выданного кредита для случая потерь от дефолта предприятия. При этом вес риска для предприятий всегда равнялся 100%. Однако по правилам Базель II, требования по СК зависят от рисковой ситуации, то есть от кредитоспособности клиента. При низкой кредитоспособности вероятность дефолта увеличивается, в то время как при высокой кредитоспособности клиента, вероятность дефолта падает.

Базель II включает три способа определения требуемого СК:

1. IRB (Internal Rating Based Approach) по правилам Базель I;

2. Standardised IRB;

3. IRB по правилам Базель II (прогрессивный подход).

Рис. 1. Сравнение подходов к расчету СК банков

При втором подходе предприятии не вправе использовать все виды обеспечения кредита для возмещения убытков, что является отличительной особенность данного подхода. Более того, третий подход обеспечивает меньший вес риска, нежели второй для высокого кредитного качества активов.

Базель III включает в себя совершенно новые стандарты функционирования кредитных организаций, разработанные 2011 году по причине кризиса 2008 года. Целью Базеля III является решение возникших в ходе кризиса проблем, таких как: низкий уровень ответственности акционеров за результата деятельности банков, трудности при оценке ликвидности, чрезмерное вовлечение банков в операции со сложными финансовыми инструментами.

1.2. Мониторинг как одна из форм противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма

Понятие «финансовый мониторинг» в отечественной науке тесно связано с проблемой противодействия отмывания преступных доходов и финансирования терроризма. В научной литературе для этого предусмотрена аббревиатура «ПОД/ФТ», которую, в последствии, я так же буду использовать. Поскольку российское законодательство не содержит формального определения финансового мониторинга, его также можно трактовать в рамках Федерального закона от 7.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», согласно которому финансовый мониторинг:

• Предупреждает легализацию доходов, полученных преступным путем, и финансирование террористических организаций;

• Предпринимает организацию деятельности по «ПОД/ФТ»;

• Осуществляет международное сотрудничество в сфере «ПОД/ФТ».

Исходя из этого, можно понять, что термин «финансовый мониторинг» практически совпадает с термином «ПОД/ФТ». Таким образом, под финансовым мониторингом можно понимать ряд мер, предпринимаемых органами надзора и компетентными государственными органами с целью предупреждения, выявления и пресечения действия, связанных с отмыванием доходов и финансированием терроризма.

Рассмотрим основные меры, которые, согласно законодательству, необходимо предпринимать кредитным организация с целью ПОД/ФТ:

1. Полная идентификация клиентов организации и бенефициарных собственников1;

2. Оценка вероятности осуществления клиентом действий по отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма;

3. Осуществление надзора за специфичными операциями и операциями, которые требуют обязательного контроля;

4. Осуществление мор, направленных на противодействие финансирования терроризма и экстремистской деятельности;

5. Наличие базы данных о всех операциях, подлежащих обязательному мониторингу;

6. Подготовка и обучение кадров;

7. Сохранение конфиденциальности мер, которые предпринимает субъект с целью мониторинга.

Совокупность данных меры позволяет предотвратить проникновение преступных доходов в экономику страны. Финансовый мониторинг имеет большое значения в национальной экономике, поскольку отмывание преступных средств и финансирование терроризма несут серьезные негативные последствия, среди которых выделяют государственный, экономический, международно-политический, социальный и морально-психологический аспекты.

Рассмотри эти аспекты более подробно:

1. Государственный аспект.

Отмывание преступных доходов несет существенную опасность для государство, поскольку оно привлекает в страну преступные лица. В связи с этим, национальная безопасности находится под угрозой и требует больших финансовых затрат на содержание правоохранительных органов. Более того, привлекательность государства на международной арене падает, а следовательно, сокращается объем иностранных инвестиций и растет социальная напряженность в стране.

Наличие отмывания преступных доходов находит отражение в самых различных сферах. Так, с ростом затрат на обеспечение правоохранительных органов, государство сокращает финансирование инвестиционных проектов и капитальные расходы, в связи с чем, падает рост ВВП и возникает дефицит бюджета.

2. Экономический аспект.

Неспособность эффективно устранить отмывание преступных доходов оказывает разрушающий эффект на национальную экономику. Большая доля теневых капиталов в экономике приводит к резкому колебанию спроса на финансовые инструменты, существенному изменению процентных ставок и неустойчивости национальной валюты. Следствием таких изменений может быть рост государственного долга.

3. Международно-политический аспект.

Наличие преступных доходов и финансирования терроризма также может препятствовать доступу страны к международной финансовой системе. К примеру, электронные денежные переводы из стран с высоким уровнем отмывания преступных доходов осуществляются более длительное время, так как финансовые организации тщательнее изучают такие операции.

4. Социальный аспект.

Негативный эффект отмывания денег для социальной сферы отражается в продолжающемся существенном расслоение общества. Это подразумевает возможность накапливания преступных доходов узким кругом людей с большим

1 Бенефициарный собственник (владелец) — это физическое лицо (или несколько лиц), которое в конченом итоге влияет на принятие решения клиентом, осуществляющим сделку или ведущим деятельность.

состоянием. Другим эффектом является создание финансовых пирамид, при распаде которых инвесторы не могут обратить взыскание на имущество компании, то есть инициатора финансовых пирамид. Подобного рода схемы являются социальной несправедливостью, следствием которых может быть рост социальной напряженности, формирование почвы для основания террористических организаций, что влечет за собой потерю инвестиционной привлекательности страны, отток капитала и утечку квалифицированных кадров. 5. Морально-психологический аспект.

Развитие деятельности преступных группировок в сфере отмывания денег и финансирования терроризма отражается и на психологическом состоянии народа. В условиях наличия ОД/ФТ происходит потеря стабильности моральных устоев общества, население всё больше ставит по сомнение собственную безопасность и финансовое благополучие своей семьи.

Так, немецкий ученый Иоахим Кэцлер выделяет еще одно негативное последствие от наличия ОД/ФТ, такое как создание «параллельных обществ». По словам ученого, « преступные сообщества и компании, систематически осуществляющие уход от налогообложения и пользующиеся плодами своей деятельности, могут на равных

соревноваться с законопослушными компаниями, и в этом смысле «загрязняют»

Стоит заметить, что прежде всего легализация преступных доходов угрожает жизни граждан страны, национальной безопасности и моральным устоям общества, что препятствует его развититию.

Таким образом, путем определения источников финансирования финансового мониторинга, было предложено расширить его определение и рассмотреть данный термин с точки зрения противодействия легализации преступных доходов и финансирования терроризма.

Итак, финансовый мониторинг — это совокупность мер, осуществляемых и финансируемых субъектом финансового мониторинга, по сбору и анализу информации о трансакциях хозяйствующих субъектов. Данные меры базируются на нормах российского законодательства в сфера ПОД/ФТ с целью предотвращения вовлечения кредитной организации в преступные схемы, которые несут угрозу для репутации и финансовой стабильности этой организации.

Список литературы /References

1. Инструкция Банка России «Об обязательных нормативах банков» от 16 января 2004г. № 110-И // КонсультантПлюс.

2. О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций: Федеральный закон № 40-ФЗ // КонсультантПлюс.

3. О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации: Положение от 16.07.2012 № 385-П // КонсультантПлюс.

4. Головань С.А., Евдокимов А.М., Карминский А.М., Пересецкий А.А. Модели вероятности дефолта российских банков. Влияние макроэкономических факторов на устойчивость банков. М.: РЭШ, 2004.

5. Головань С.А., Карминский А.М., Копылов А.В., Пересецкий А.А. Модели вероятности дефолта российских банков. Предварительное разбиение банков на кластеры. М.: РЭШ, 2003.

1 Филиппова А.А. Сравнительный подход в оценке стоимости коммерческого банка // Аудит и финансовый анализ, 2008. № 2. С. 1-9.

6. Карминский А.М., Костров А.В., Мурзенков Т.Н. Моделирование вероятности дефолта российских банков с использованием эконометрических методов. М., 2012.

7. Пересецкий А.А. Методы оценки вероятности дефолта банка // Экономика и математические методы. № 3, 2007. С. 37-62.

8. Пересецкий А.А. Модели причин отзыва лицензий российских банков. Препринт WP/2010/085. М.: Российская экономическая школа, 2010.

9. Головина Г.П. Оценка стоимости коммерческого банка на основе затратного подхода. Экономические науки, 2010. № 8 (69). С. 224-227.

МОДЕЛЬ РАСЧЕТА ОГРАНИЧЕНИЙ ЛОГИСТИКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПЛАНИРОВАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ОБЪЕМА СКЛАДСКИХ ПЛОЩАДЕЙ Азаркина Н.О. Email: Azarkina17108@scientifictext.ru

Азаркина Надежда Олеговна — бакалавр экономических наук, кафедра мировой экономики, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье приведен обзор современных исследований в области расчета ограничений логистики складского планирования. Рассмотрены ключевые характеристики моделей, а также их ограничения в практическом применении. Представлено описание предлагаемой модели расчета ограничений логистики складирования, рассмотрены основные вводные модели и дополнительные характеристики. С учетом специфики предлагаемой модели выведена формула расчета оптимальной площади под основное хранение и описаны основные переменные.

Ключевые слова: складская сеть, характеристики склада, логистика складирования, модель ограничения логистики складирования.

CALCULATION MODEL OF LOGISTIC CONSTRAINTS AS A PLANNING TOOL OF WAREHOUSE AREA Azarkina N.O.

Azarkina Nadezhda Olegovna — Bachelor of Economics, WORLD ECONOMY DEPARTMENT, SAINT-PETERSBURG STATE UNIVERSITY, SAINT-PETERSBURG

Abstract: the article reviews a number of modern researches in the sphere of restriction calculations of warehouse logistic management. The article describes main characteristics of domestic models and their restrictions in practical use. Both description of proposed calculation model of logistic constraints and additional characteristics are also considered. According to the specifics of the proposed model, article provides with the basic storage of optimal area calculating formula and descriptions of basic variable measures. Keywords: warehouse network, warehouse characteristics, warehousing logistics, calculation model of logistic constraints.

Основной целью любой коммерческой организации является максимизация прибыли, которая достигается за счет оптимального соотношения между затратами, выручкой и уровнем сервиса. Деятельность большинства компаний связана с

Финансовый мониторинг в банках, организациях и на предприятиях: как организовать грамотно?

Осуществление грамотного финансового мониторинга в банках, на предприятиях, организациях: контроль финансового состояния вместе с “ФБ Консалт”! Финансовый мониторинг — это обязательная составляющая деятельности банка, предприятия или организации. Финансовый мониторинг позволяет тщательно контролировать положение дел в компании, выявить имеющиеся подводные камни, возможные недоработки, недочеты и принять какие-либо меры: превентивные, либо сразу по факту. Финансовый мониторинг в организациях различного толка имеет свои, различные механизмы и свои цели: например финансовый мониторинг банков позволяет достаточно быстро выявлять сомнительные банковские операции и избегать, в таком случае, проблем с законом, которые могут возникнуть вследствие неведения руководством этих моментов.

Как осуществляется финансовый мониторинг?

Механизмы финансового мониторинга полностью зависят от типа организации, в которой этот самый мониторинг необходимо провести. Естественно, это явление — не единоразовое, финансовый мониторинг должен проводить регулярно, лучше — с помощью разного рода автоматизированных систем. Сам по себе процесс — достаточно трудоемкий: это связано не столько со сбором данных, сколько с их правильной интерпретацией — собрать данные легко может и сама автоматизированная система, например, различные CRM, аналитика же, в свою очередь, позволит дать понять, что демонстрируют эти показатели.

Что самое главное в процессе финансового мониторинга?

Первостепенную важность здесь занимает актуальность информации — все данные должны быть максимально свежими, сам процесс требует регулярности не только для выявления вовремя возможных угроз, но и для наблюдения динамики развития организации, предприятия или банка. По этой причине, финансовые показатели, используемые в мониторинге, должны быть высокоинформативными. Впрочем, в банковском финансовом мониторинге существует своя, особая специфика.

Что представляет собой финансовый мониторинг в банке?

В отличие от финансового мониторинга предприятий и других подобных организаций, перманентный финансовый мониторинг в банке, должен быть направлен на выявление разного рода сомнительных операций — “отмыва” денег и прочего: проблема в том, что при незнании о производящихся операциях такого рода, ответственность с банка не снимается — необходимость качественного мониторинга, в таком случае, отрицать нельзя.

Качественный финансовый мониторинг: как автоматизировать?

Различные CRM станут вашим надежнім помощником в этом вопросе. “ФБ Консалт” представляет на ваш выбор несколько вариантов: суть в том, что для каждого типа финансовых организаций, предприятий и банков, существуют свои CRM, со своей, особой спецификой. Например, Infor CRM Banking идеально подходит для финансового мониторинга в банках и, в том числе, выявления сомнительных операций. Infor CRM Insurance подходит для страховых компаний, Infor CRM Trade — для торговых предприятий и сферы услуг, Infor CRM Investment — для инвестиционных предприятий, а Infor CRM Industry имеет особенности, идеально подходящие для финансового мониторинга производственных предприятий. Каждая из систем разрабатывалась профессионалами своего дела, со знанием множества тонкостей и особенностей, необходимых для работы с конкретными предприятиями. Если же вам необходима аналитика или решение спорных ситуаций, более детальный и более глубокий финансовый мониторинг, то специалисты “ФБ Консалт” смогут вам помочь. В арсенале — уникальные разработки и эксклюзивные методики, наработанные за годы работы на рынке консалтинга. Наши специалисты сталкивались с самыми сложными проблемами и разрешали наиболее непростые оказии, а поэтому, в любой непонятной ситуации — к нам!

Преимущества системы AML от компании ФБ Консалт

Компания ФБ Консалт имеет огромный опыт работы (более 16 лет) с крупнейшими кредитно-финансовыми организациями России и ближнего зарубежья.

Платформа Qlik — лидер

В основе решения от ФБ Консалт лежит лучшая на сегодняшний день платформа класса Business Discovery, предназначенная для создания приложений бизнес-анализа — Qlik.
Инвестиции в Qlik — это не только вложение средств в самую интуитивно понятную на рынке платформу для бизнес-анализа, выполняемого конечными пользователями. Это инвестиции и в проверенную в решениях корпоративного класса архитектуру, масштабируемую в соответствии с потребностями.
Подробнее о наших решениях для банков построенных на платформе Qlik вы можете прочитать на нашем сайте .

Проверенные алгоритмы

Апробированные и прекрасно себя зарекомендовавшие алгоритмы по противодействию отмыванию денег Anti Money Laundering (AML) для различных направлений деятельности, продуктов и услуг.

Гибкость решения

Абсолютную гибкость решения гарантирует профессиональная платформа Qlik.
Эффективные инструменты для управления оповещениями, расследования конкретных ситуаций, административной отчетности, а также полного аудиторского контроля.
Возможность самостоятельной подстройки пороговых значений и расчетных формул, без обращения в службу технической поддержки.
Возможность поэтапного внедрения и оперативного внесения изменений в уже внедренный функционал.

Быстрый старт

Гибкость платформы Qlik (QlikView и Qlik Sense), а также возможность поэтапного развертывания, позволяют сократить сроки внедрения и ускоряют получение отдачи от решения.
Сроки внедрения комплексного решения «под ключ» за 1–3 месяца!

Низкая общая стоимость владения

Передовая платформа Qlik (QlikView и Qlik Sense), гибкая архитектура данных, реализация передового опыта и лучших методик, встроенные средства подключения к различным существующим системам, простые и удобные в использовании средства управления, обеспечивают более сжатые сроки внедрения и меньшие долгосрочные издержки.

Финмониторинг: по каким причинам банки блокируют счета

«Выйти боком» может даже чрезмерная заинтересованность клиента особенностями финансового мониторинга — НБУ считает это признаком подозрительности операции

Как мы уже сообщали, Постановлением Правления Национального банка от 19 мая 2020 года № 65 утверждено новое Положение об осуществлении банками финансового мониторинга. Постановление вступило в силу 22 мая. Именно на основании его норм банки собирают информацию о клиентах и блокируют при необходимости счета. И последнее особенно волнует многих. Ведь, несмотря на существенное увеличение предела для финмониторинга (до 400 тыс. грн), банки начали активно внедрять предусмотренный Законом о финмониторинге риск-ориентированный подход. То есть оценивать комплексно клиентов и их действия, делая выводы о блокировании счетов.

Подробнее о текущей ситуации с финмониторингом — в публикациях модуля ситуаций ИПС Л ІГА: ЗАКОН (попробуйте тестовый доступ):

  • «Идентификация клиентов банка при осуществлении операций с наличными (перевод средств)»;
  • «Критерии оценки банком финансовых операций»;
  • «Остановка банком подозрительных операций (финансовый мониторинг)»;
  • «Идентификация клиентов банков (финансовый мониторинг)».

Где искать признаки подозрительности финансовых операций

СМИ и соцсети уже сообщали о ряде случаев блокировки банками счетов клиентов. Давайте разберемся подробнее. Дело в том, что приложением 20 к Положению № 65 идет перечень признаков, которые Нацбанк предлагает использовать как подозрительные для блокировки счетов (так называемые Индикаторы подозрительности финансовых операций). И именно на них банки и ориентируются. Конечно, каждый банк имеет еще собственные внутренние документы по поводу финансового мониторинга, но они базируются на Законе о финмониторинге и Положении № 65.

Так, в числе признаков подозрительности — даже наличие нескольких карт в клиента, его чрезмерно нервное поведение или желание обслуживаться только у конкретного сотрудника банка. И это еще далеко не все, ведь НБУ насчитал 73 признаки подозрительности финансовых операций.

Положение № 65 предусматривает, что в банках должна быть система автоматизации. Это комплексная интегрированная система автоматизации процессов финансового мониторинга, которая может состоять из нескольких отдельных систем или подсистем, обеспечивающих функционирование надлежащей системы управления рисками легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и/или финансирования распространения оружия массового уничтожения.

Именно система автоматизации должна обеспечивать постоянный мониторинг финансовых операций клиентов с целью оперативного выявления индикаторов подозрительности финансовых операций.

Индикаторы подозрительности финансовых операций приложение 20 к Положению № 65 делит на три группы:

  • касающиеся деятельности или поведения клиента;
  • касающиеся финансовых операций клиента;
  • по различным видам продуктов (услуг).

Не дайте рейдерам нажиться в период кризиса! Поставьте свои объекты недвижимости на мониторинг в сервисе SMS-Маяк. Сервис мгновенно проинформирует об изменениях статуса объектов недвижимого имущества в виде оповещений в личном кабинете, sms-сообщений или email-писем. Поставить на мониторинг сейчас.

Поведение клиентов, которое должно настораживать банкиров

По нормам НБУ подозрительными следует считать операции, если клиент (его представитель):

  • не может внятно объяснить, в чем заключается его деловая деятельность (характер деятельности);
  • не желает или отказывается предоставлять информацию или предоставляет сомнительную информацию, которую трудно проверить;
  • имеет большое количество счетов или платежных карточек, потребность в которых не понятна или не соответствует его бизнес-потребностям;
  • нервничает без видимых причин или проявляет нетипичное поведение;
  • демонстрирует необычную заинтересованность требованиями законодательства в сфере финансового мониторинга или внутренних документов банка по этим вопросам;
  • отменяет проведение запланированной финансовой операции после того, как банк запросил у него соответствующие подтверждающие документы и / или разъяснения;
  • настаивает на срочности проведения финансовой операции, демонстрируя нервное поведение, без наличия очевидных на то причин (оснований) ;
  • предлагает деньги, подарки или иной вид благодарности работнику банка за проведение финансовой операции необычным или подозрительный образом;
  • демонстрирует незнание информации, касающейся финансовых операций по его собственному счету, и/или не может объяснить их содержание;
  • необычно и чрезмерно оправдывает или объясняет сделку, подчеркивая отсутствие каких-либо связей с незаконной деятельностью.

Также НБУ советует банкам считать подозрительным операции, если:

  • есть основания подозревать, что предоставленные информация/документы содержат ложные или поддельные сведения;
  • невозможно связаться с клиентом (представителем клиента) с помощью предоставленных им данных, в частности по адресу местонахождения, жительства или по указанному номеру телефона и электронной почте;
  • информация, предоставленная клиентом (представителем клиента), противоречит той, что содержится в публичных источниках;
  • финансовые операции по счету физического лица не отвечают риск-профилю клиента (в частности возраста, профессии, доходам) ;
  • по счету клиента – субъекта хозяйствования не уплачено никаких или уплачено в незначительном размере (в размере, который явно не соответствует объемам проведенных финансовых операций) обязательные платежи, которые присущи обычной хозяйственной деятельности (например, платежи за аренду помещений, оплата коммунальных услуг, налоги в бюджет);
  • очевидны признаки того, что другие лица контролируют проведение финансовой операции (клиент читает все из заметок или телефона или другие лица следят за клиентом в помещении отделения или оставаясь снаружи) и др.

Кстати, современный профессиональный сервис Liga:Report позволяет легко и оперативно подать налоговую, финансовую и статистическую отчетность онлайн. А для предпринимателей есть отличный помощник, который самостоятельно рассчитывает и уплачивает налоги, — бот-бухгалтер ReporTaх.

Индикаторы, касающиеся финансовых операций клиента

Эти показатели сосредоточены на аспектах операций клиентов, прежде всего — юридических лиц. Надо отметить, что многие из них уже давно вошли в отечественную деловую практику — и даже тех предприятий, которые отнюдь не планируют нарушать закон. К примеру, подозрительным, по мнению НБУ, будет необычно быстрое прохождение средств через счет, то есть незначительное сальдо на начало и конец дня и большие ежедневные обороты средств по счету. Или регулярные переводы средств со счета клиента — юридического лица на личные счета работников или лиц, связанных с работниками, и наоборот (кроме, безусловно, переводов, связанных с выплатой заработной платы, социальных выплат и других обязательных платежей).

Немало подозрений могут вызывать у банкиров и внешнеэкономические операции, которые, по мнению НБУ, содержат подозрительные элементы, такие как осуществление предварительной оплаты при наличии «информации из открытых источников о невыполнении нерезидентом своих обязательств по другим внешнеэкономическим договорам».

Подозрительным будет и то, что клиент получает на свой счет много наличных или безналичных платежей на незначительные суммы, которые впоследствии агрегируются и большой суммой перечисляются другому клиенту. Или по счету клиента неоднократно проводятся финансовые операций по договорам уступки прав требования (перевода долга).

Ну или такой вот признак, который может привести к блокировке счета: физическое лицо получает на свой счет денежные средства в качестве кредита на сумму, которая очевидно существенно превышает его финансовые возможности в части возврата такого кредита.

Обращаем внимание бухгалтеров, что подозрительным для банкиров будет и то, что платежи клиента — субъекта хозяйствования в назначениях обычно не содержат понятной и четкой цели. В частности содержат только ссылки на номера контрактов или счетов-фактур, не отмечая вид товара или услуги. Будьте осторожны при заполнении платежных документов.

Возьмите под контроль все риски, с которыми сталкивается ваша компания. Попробуйте LIGA360 — экосистему облачных продуктов ЛІГА:ЗАКОН для эффективной работы бизнеса в условиях кризиса.

Индикаторы по различным видам продуктов (услуг)

Здесь банкиры сгруппировали признаки в пять пунктов, которые, правда, содержит довольно много подпунктов. Скажем, подозрительными будут наличные операции, в которых объем наличных операций по счету клиента не соответствует объему, что присущ виду и масштабам деятельности клиента. Или когда по счету клиента осуществляются регулярные финансовые операции наличными на большие округленные суммы.

Для отношений кредита/займа опасным будет, если клиент не интересуется существенными условиями кредитования (в частности процентная ставка, штрафы) или расходами, связанными с возвратом кредита. Или когда клиент использует выданный кредит не в соответствии с утвержденными целями займа, осуществляя операции, нетипичные для деятельности клиента. Или если клиент возвращает долгосрочный кредит (в частности ипотечный) в необычно короткий срок после его получения.

Да что там говорить — банкиров будет настораживать даже то, что экономическая целесообразность получения займа с точки зрения не понятна. Например, на счетах клиента размещена значительная сумма средств, а он просит о кредите.

На собственные наборы индикаторов подозрительности заслужили от НБУ и операции с ценными бумагами и другими финансовыми инструментами, торговое финансирование, услуги по хранению ценностей/предоставлению в аренду депозитного сейфа, онлайн-услуги.

Счет заблокирован — что дальше

Блокировка счетов уже скоро может стать серьезным фактором в повседневной предпринимательской деятельности. К тому же, часто — неожиданным, действительно форс-мажорным. А значит , каждому субъекту хозяйствования стоит заранее изучить этот вопрос, чтобы в случае проблем действовать оперативно.

Об этом шла речь в публикациях «Подпадают ли под финмониторинг операции по внесению физлицом денежного вклада в уставный капитал украинского предприятия?» и «Предприятию заблокировали денежный перевод: почему так произошло и что делать?». Для получения доступа к профессиональной аналитике издания БУХГАЛТЕР&ЗАКОН, другим документам и инструментам информационно-правовой системы ЛІГА:ЗАКОН поспешите воспользоваться тестовым доступом и оцените удобство и скорость поиска необходимых вам материалов.

Алла КОРОЛЬ, главный редактор портала Бухгалтерю.UA

Фінмоніторинг: які операції СПД банки вважають підозрілими

Банки зобов’язані перевіряти перекази клієнтів і можуть блокувати підозрілі операції, щоб виявити шахрайські схеми нечесних ділків. Щоб не потрапити під фінмоніторинг, треба знати, як він працює.

Що таке фінмоніторинг

За законом банки зобов’язані перевіряти платежі клієнтів і виявляти сумнівні операції — це і є фінансовий моніторинг.

У кожному банку є підрозділ, який займається фінмоніторингом. Його фахівці аналізують платежі та надходження клієнтів, якщо щось здається підозрілим, можуть заблокувати операцію та направити клієнту запит про надання документів. Фінансовий моніторинг та нові повноваження банків щодо його здійснення

Є конкретний перелік ризикових операцій, які потрапляють під фінмоніторинг. На основі критеріїв НБУ кожен банк розробляє ще й свої правила та інструменти перевірки (ст. 23 ЗУ № 361-IX).

Законодавство зобов’язує банки вивчати фінансовий стан і суть діяльності своїх клієнтів, джерела походження їхніх грошей, аналізувати операції на відповідність фінансового стану суті діяльності. Банки відповідають за своїх клієнтів. І якщо вони роблять запит на щось, то лише з метою виконання вимог законодавства. Добре, коли клієнт максимально відкритий і оперативно реагує на запити банку, надає потрібні документи і відомості.

Нацбанк штрафує банки за відсутність аналізу фінансових операцій клієнтів і недоліки при вивченні клієнтів і аналізі їхніх операцій, які фінансовому моніторингу підлягають.

28 квітня набуде чинності новий ЗУ «Про запобігання та протидію легалізації доходів», у якому передбачено: якщо банк пропустить незаконну операцію, НБУ може оштрафувати такий банк на суму до 135,150 млн грн.

Загроза штрафів мотивує банки пильно відстежувати дії клієнтів.

Відстежують несумлінних клієнтів

Банки не перевіряють усіх підряд.

Під обов’язковий фінмоніторинг потрапляють операції на суми до 400 тис. грн (ст. 20 ЗУ № 361-IX). Йдеться про списання та надходження таких сум на рахунок, а також про перекази за кордон.

Ще банки повідомлятимуть у Держслужбу фінмоніторингу про такі операції (ст. 20 ЗУ № 361-IX):

  • зарахування з офшорних/санкційних країн або перерахування коштів у такі країни. Список офшорних зон ви можете переглянути в розпорядженні КМУ № 143-р;
  • платежі політично значущих осіб, членів їхніх сімей або пов’язаних з ними осіб;
  • якщо гроші перераховуються за кордон;
  • операції з готівкою (внесення, перерахування, одержання).

Ви маєте розуміти, що критерії перевірки не обмежуються сумою. Адже завдання банку — відстежити підозрілі операції компаній, які працюють за шахрайськими схемами, відмивають гроші, фінансують тероризм, торгують зброєю тощо. Такі клієнти дуже небажані для банків.

Кожен банк має свої чек-листи для оцінки ризику роботи з клієнтами.

Ще менеджери банку можуть відвідувати підприємства клієнтів, щоб оцінити достовірність інформації, яку клієнт вказав в анкетах і опитувачах, коли відкривав рахунок, перевірити інші документи.

Це європейська практика, банк не збирає на вас компромат. Навпаки — намагається убезпечити себе від проблемних клієнтів.

Що може викликати підозру

Для банку підозріло, якщо клієнт часто знімає готівку, взагалі не проводить платежів за рахунком. Як зняти кошти з рахунку підприємця без комісії в будь-якому банку України

Якщо ви завжди проводили платежі на суми до 8 тис. грн і раптом вирішили перерахувати мільйон — така операція потрапить у поле зору спеціалістів банку і може бути заблокована.
Чи можуть під банківський фінмоніторинг потрапити чесні клієнти — можуть. Але питання швидко вирішиться, якщо відповісте на всі запитання і надасте документи банку.

  1. Підприємець завів на рахунок 200 тис. грн і в той же день перерахував майже всю суму іншому СПД, з призначення платежу незрозуміло, за що клієнт платить гроші. Ніколи раніше він так не робив. За подібною операцією відділ фінмоніторингу може розпочати перевірку. Банк має право заблокувати платіж і запитати документи. Може виявитися, що підприємець вніс на рахунок готівкову виручку, щоб оплатити рахунок постачальника, так часто працюють. Тому важливо мати не тільки документи, що підтверджують дохід, а й документи на операції, за якими платите готівкою.
  2. ФОП займається торгівлею та отримує багато платежів на рахунок, але ніколи нічого не витрачає, навіть податки не сплачує, знімає готівку. Виглядає як схема виведення грошей, такі дії теж є підозрілими для банку. Згодом може з’ясуватися, що людина розраховується з постачальниками та співробітниками готівкою і має всі підтвердні документи.
  3. ФОП-дизайнер отримував на рахунок по кілька платежів за місяць на суми від 5 до 10 тис. грн, переказував гроші на карту, і раптом йому приходить одним платежем 280 тис. грн, які він переводить на карту і намагається зняти готівку. Це підозріла операція, і банк може заблокувати її. Але при аналізі може виявитися, що людина відкрила агентство і їй надійшла оплата за перше замовлення, підтвердні документи має, а гроші намагається зняти, щоб оплатити роботу підрядників і оренду коворкінгу.
  4. ФОП відкрив 16 корпоративних карток, перерахував на них гроші, з карток почали знімати гроші в різних куточках країни — для банку така активність є підозрілою. Після з’ясування може виявитися, що все законно, картки оформлені на співробітників, які працюють на об’єктах, гроші на картки їм зараховують для оплати витрат на бензин, харчування і проживання. Тому так багато карток і так багато знімань готівки.
  5. Інтернет-магазин китайської цифрової техніки купує 100 міжкімнатних дверей. Економічний сенс такої операції сумнівний, операція підозріла і схожа на схему виведення готівки, і банк може почати перевірку такої операції.

Навіть не намагайтеся обдурити систему. Якщо ви провели підозрілий платіж, але вирішили його «приховати» — видалили й відкрили новий рахунок, фахівці банку в будь-якому разі дізнаються про видалений переказ і поставлять під сумнів чистоту решти ваших операцій. Як правильно внести кошти на свій рахунок ФОП

Якщо банк обмежив рух за рахунком

Буває, що чисті бізнеси теж потрапляють під фінмоніторинг, у такому випадку важливо співпрацювати з банком. Чим оперативніше будете відповідати на запити, тим швидше вирішиться питання.

Про обмеження операцій за рахунком банки надсилають повідомлення через клієнт-банк. А вже за докладною інформацією клієнт може звернутися в службу підтримки свого банку, йому дадуть відповіді на всі запитання або перенаправлять його у відповідний підрозділ. Клієнт може звернутися у відділення банку, але під час військового стану ми рекомендуємо поберегти себе і максимально вирішувати запити дистанційно.

Якщо банк помітив підозрілий платіж, від вас можуть вимагати надати документи та відомості за підозрілою угодою для перевірки. А ви зобов’язані їх надати.

Спочатку сумнівну операцію банк припиняє на два робочих дні. Інформацію відправлять у Держслужбу фінансового моніторингу. Максимальний строк зупинки операцій не може перевищувати 30 робочих днів.

Завжди тримайте під рукою оригінали документів і не переказуйте гроші до підписання документів із контрагентом . Для вас важливо діяти оперативно, адже блокування роботи з рахунком може негативно позначитися на бізнесі. Якщо контрагент чекає оплату, а ваш платіж заблокований, а за прострочення оплати передбачені штрафи.

Необхідних документів у СПД немає, ви занадто довго збираєте документи або категорично відмовляєтеся щось надати, скандалите і не бажаєте співпрацювати — для банку це сигнал: вам є що приховувати. Якщо не надасте документи і потрібну інформацію у встановлений строк, банк має право відмовитися від роботи з вами: розірвати договір в односторонньому порядку та закрити рахунок.

Якщо клієнт відмовляється надати необхідні документи або робить це не вчасно, у чітко обумовлений строк, банк має право відмовитися від договірних відносин і може розірвати договір в односторонньому порядку. Але звичайно ж, банки не мають на меті відмовляти в обслуговуванні та закривати рахунки, вони зацікавлені допомогти клієнтам.

Як дізнатися, що ваш платіж під підозрою

Про тимчасове обмеження руху грошей на рахунку банки повідомляють клієнтів через клієнт-банк.

Але можуть надіслати лист, можливо, з вами зв’яжеться менеджер. Спосіб комунікації в таких випадках прописаний у договорі.

Тому важливо надавати актуальний номер телефону та електронну адресу, щоб не пропустити важливу інформацію (лист може потрапити в спам, не забувайте перевіряти цю папку також).
Виявили, що не можете працювати з рахунком, і немає ніяких повідомлень: перше, що потрібно зробити, — зателефонувати в службу підтримки клієнтів банку, там розкажуть, як діяти і чому можливість роботи з рахунком обмежена. Можна звернутися у відділення особисто.

Обмеження в роботі з рахунком можуть бути технічними (пов’язаними з необхідністю оновити сертифікат відкритого ключа), тоді для проведення операцій за рахунком доведеться звернутися у відділення банку або до свого менеджера/ служби підтримки.

Чи можуть заблокувати рахунок на запит ДПС

Податківці не можуть просто так стежити за рухом грошей на рахунках українців. Банки не надають їм таку інформацію.

Лише за рішенням суду ДПС може отримати інформацію про рух коштів чи інші відомості.
Заарештувати рахунок і гроші на ньому можуть тільки за рішенням суду, але не на запит податківців.

Але ви самі маєте пам’ятати, що під час податкової перевірки для підтвердження доходів вас попросять надати виписки за рахунком. Правила ведення дистанційного документообігу

Яку інформацію СПД повинен регулярно повідомляти банку

При відкритті рахунку для бізнесу вам треба надати актуальну інформацію про свій СПД, вказати дійсні номери телефонів, вчасно інформувати банк про зміни в структурі власності й установчих документах.

Діє правило: змінилися відомості про ваш СПД у Єдиному держреєстрі — повідомте в банк.
Про яку інформацію йдеться: прізвище, ім’я, податкова адреса або місцезнаходження тощо (ст. 64 ЗУ № 2121-III, постанова НБУ № 417).

Також важливо вчасно реагувати на запити банку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *