Как отказаться от электронной медицинской карты
Перейти к содержимому

Как отказаться от электронной медицинской карты

  • автор:

Отказ пациента от ведения карты в электронном виде

Подборка наиболее важных документов по запросу Отказ пациента от ведения карты в электронном виде (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • Медицинская документация:
  • 315у
  • 316у
  • Акт списания медикаментов
  • Выдача амбулаторной карты
  • Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство
  • Показать все
  • Медицинская документация:
  • 315у
  • 316у
  • Акт списания медикаментов
  • Выдача амбулаторной карты
  • Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство
  • Показать все

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Проблемные вопросы правовой регламентации оказания медицинской помощи (услуг) с применением телемедицинских технологий: законодательство и судебная практика
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021) Однако трудноразрешимой с практической точки зрения является ситуация, когда пациент, медицинская карта которого ведется в бумажном виде, пожелает воспользоваться правом формирования информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство или отказа от медицинского вмешательства в форме электронного документа (или в обратной ситуации).

Статья: Правовая регламентация оказания медицинской помощи (услуг) с применением телемедицинских технологий: проблемные вопросы и пути их разрешения
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019) Однако трудноразрешимой с практической точки зрения является ситуация, когда пациент, медицинская карта которого ведется в бумажном виде, пожелает воспользоваться правом формирования информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство или отказа от медицинского вмешательства в форме электронного документа (или в обратной ситуации).

Нормативные акты

Минздрава России от 10.08.2021 N 18-5/1495

(вместе с «Методическими рекомендациями по поэтапному переходу на ведение медицинской документации в форме электронных документов. Версия 1.0», утв. ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России 05.08.2021) 6. В случае наличия заявления пациента (его законного представителя), составленного в простой письменной форме, о ведении его медицинской документации в бумажном виде, медицинская документация данного пациента, которая ведется в медицинской организации в форме электронных документов, дублируется на бумажных носителях.

Правовые ресурсы

  • «Горячие» документы
  • Кодексы и наиболее востребованные законы
  • Обзоры законодательства
    • Федеральное законодательство
    • Региональное законодательство
    • Проекты правовых актов и законодательная деятельность
    • Другие обзоры
    • Календари
    • Формы документов
    • Полезные советы

    Как отказаться от ведения медицинской карты в электронном виде

    Отказаться от электронной медицинской карты нельзя. Если ваша клиника ввела эту технологию, то заполнять ЭМК будут для всех пациентов. Однако вы можете написать заявление с просьбой продолжать заполнять бумажную версию медицинской карты. Подростки с 15 лет могут получить доступ к своей медкарте самостоятельно.

    • Отказаться от электронной медицинской карты нельзя, но можно просить продолжать заполнять бумажную версию.
    • Поликлиники и больницы получили возможность отказаться от бумажных медицинских карт и перейти на электронную версию.
    • Подростки с 15 лет могут получить доступ к своей медкарте самостоятельно.
    • Для смены номера в электронной медицинской карте нужно выбрать нужную эМК, отметить цель изменения номера телефона, указать новый номер и ввести присланный код.
    • Не предоставляется информация о том, как удалить запись из электронной медицинской карты.
    1. Можно ли вести только электронную медицинскую карту
    2. Как сменить номер в электронной медицинской карте
    3. Как удалить запись из электронной медицинской карты

    Можно ли вести только электронную медицинскую карту

    1 февраля 2021 года вступил в силу приказ Министерства здравоохранения России, согласно которому поликлиники и больницы получили возможность полностью отказаться от бумажных медицинских карт и перейти на электронный документооборот.

    Как сменить номер в электронной медицинской карте

    На шаге 1 заполните сведения и прикрепите фотографию (только для пользователей, имеющих стандартную учетную запись)-> На шаге 2 выберите нужную электронную медицинскую карту -> На шаге 3 отметьте цель обращения — Изменить номер телефона -> На шаге 4 укажите новый номер телефона, введите присланный код -> Отметьте.

    Как удалить запись из электронной медицинской карты

    Удаление записи в ЭМК Для удаления всей записи истории болезни необходимо сделать ее активной и выполнить команду меню Пациент/Удалить целиком текущую запись или выполнить эту же команду в контекстном меню раздела Наблюдения и анализы.

    25.04.2023 Как отказаться от ведения медицинской карты в электронном виде

    С 1 февраля 2021 года в России вступил в силу приказ Минздрава, разрешающий поликлиникам и больницам полностью отказаться от бумажных медицинских карт и перейти на электронный документооборот. Однако, некоторые люди могут испытывать неудобства от ведения медицинской карты в электронном виде. Например, в связи с опасениями за конфиденциальность своих персональных данных, неудобствами в использовании средств связи, необходимых для доступа к данной информации, или из-за возникновения технических ошибок, могущих привести к потере информации или ошибочным записям о состоянии здоровья.

    Несмотря на это, отказаться от ведения электронной медицинской карты, если больница или поликлиника ввела эту систему, не представляется возможным. Заполнять электронную медицинскую карту будут для всех пациентов, однако есть возможность написать заявление с просьбой продолжать заполнять бумажную версию медицинской карты.

    Если пациенту необходимо изменить номер телефона в своей электронной медицинской карте, то для этого понадобится выполнить несколько простых шагов. Сначала необходимо заполнить сведения и прикрепить фотографию на первом шаге, далее выбрать нужную электронную медицинскую карту на втором шаге. На третьем шаге нужно отметить цель обращения, указав, что необходимо изменить номер телефона, а на четвертом шаге нужно внести новый номер телефона, ввести присланный код и подтвердить изменения.

    Что же касается удаления информации из электронной медицинской карты, то это процесс несколько сложнее. Удалить запись из ЭМК можно только в том случае, если она была сделана ошибочно. В целом же, ведение электронной медицинской карты существенно упрощает процесс обмена информацией между медицинскими учреждениями и улучшает качество медицинского обслуживания, что является важным и безусловно полезным шагом в развитии медицинской отрасли в России.

    Запрет пациентом ведения медицинской документации и обработки персональных данных в электронном виде

    Пациент написал заявление о том, что запрещает вести его медицинскую документацию в электронном виде, как амбулаторную карту, так и медицинские карты стационарного больного, а также вносить его анализы в электронном виде, дополнив заявление тем, что запрещает трансплантацию органов.

    • Что медицинская организация должна делать с этим заявлением, как обосновать пациенту ведение документации в электронном виде?
    • Какими нормативно-правовыми актами регулируется ведение медицинской документации в электронном виде?

    Ответ:

    1. Пока отсутствует комплексный порядок организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в форме электронных документов — Минздравом России пока не издан нормативный правовой акт, определяющий правовой статус электронных медицинских документов, их документооборот. Однако Минздравом России утверждены основные разделы электронной медицинской карты (ЭМК) — как совокупности электронных персональных медицинских записей (ЭПМЗ), относящихся к одному пациенту, собираемых, хранящихся и используемых в рамках одной медицинской организации.
    2. Обработка персональных данных пациентов, в том числе в электронном виде, после отзыва согласия на обработку персональных данных (запрета обработки) в электронном виде возможна в пределах, допустимых законодательством — исходя из определенных целей, задач и условий такой обработки. Так, медицинский персонал (как обязанный соблюдать врачебную тайну в соответствии с законодательством об основах охраны здоровья) вправе обрабатывать сведения о состоянии здоровья пациентов, диагнозах — в целях реализации права пациента на охрану здоровья и медицинскую помощь и без письменного согласия пациента до тех пор, пока не будут достигнуты цели такой обработки.

    Обоснование:

    • 1. Медицинская организация (независимо от организационно-правовой формы и формы собственности) согласно пунктам 11, 12 части 1 статьи 79 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обязана вести медицинскую документацию в установленном порядке, обязана обеспечивать учет и хранение медицинской документации, в том числе бланков строгой отчетности.

    Согласно пункту 11 части 2 статьи 14 Закона N 323-ФЗ утверждение порядка организации системы документооборота в сфере охраны здоровья, унифицированных форм медицинской документации, в том числе в форме электронных документов, относится к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (Минздрав России).

    Однако до настоящего времени такой порядок не утвержден. А потому комплексное законодательное регулирование ведения учетных форм медицинской документации в виде электронных документов пока отсутствует.

    При этом ведение медицинских карт пациентов в электронном виде является одной из целей модернизации здравоохранения (на которую направляются предусмотренные в бюджете ФФОМС средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации, пункт 2 части 3 статьи 50 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).

    Электронная медицинская карта (ЭМК) — совокупность электронных персональных медицинских записей (ЭПМЗ), относящихся к одному пациенту, собираемых, хранящихся и используемых в рамках одной медицинской организации (Основные разделы электронной медицинской карты, утв. Минздравом России 11.11.2013 N 18-1/1010).

    Основные разделы ЭМК N 18-1/1010 утверждены Минздравом России в рамках выполнения задачи создания Государственной информационной системы персонифицированного учета в здравоохранении Российской Федерации. При этом ЭМК — один из важнейших элементов этой системы.

    Приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 834н утверждены, в том числе, учетная форма N 025/у «Медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях» и Порядок заполнения учетной формы 025-1/у. Согласно пункту 1 Порядка заполнения учетной формы 025-1/у медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях, является основным учетным медицинским документом медицинской организации (иной организации), оказывающей медицинскую помощь в амбулаторных условиях взрослому населению.

    На основании пункта 2.1 Порядка заполнения учетной формы 025-1/у Карта формируется в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи врача, в соответствии с порядком организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в части ведения медицинской документации в форме электронных документов, утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 14 Закона N 323-ФЗ, и (или) на бумажном носителе, подписываемом врачом.

    Как видим, с одной стороны, Порядок заполнения учетной формы 025-1/у предоставляет право медицинской организации вести карту исключительно в форме электронного документа.

    В то же время при внимательном рассмотрении приведенной нормы видим, что она отсылает — в части регулирования такой возможности — к порядку организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в части ведения медицинской документации в форме электронных документов, который должен быть принят Минздравом России.

    Однако, как указано выше, Минздравом России пока не издан нормативный правовой акт, определяющий правовой статус электронных медицинских документов, их документооборот.

    Поскольку пока законодательная база, определяющая правовой статус электронной медицинской документации, не является полноценной, возможность перейти к исключительно электронному способу ведения документов еще не наступила.

    • 2. Как быть, если пациент отказывается от ведения электронной медицинской карты и обработки персональных данных в электронном виде?

    В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» персональными данными является любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных).

    При этом любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных, признается обработкой персональных данных (пункт 3 статьи 3 Закона N 152-ФЗ).

    По общему правилу, установленному пунктом 1 части 1 статьи 6, статьей 9 Закона N 152-ФЗ, обработка персональных данных допускается только с согласия субъектов персональных данных, за исключением случаев, перечисленных в пунктах 2-11 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ.

    Так, в соответствии нормами статьи 6 Закона N 152-ФЗ согласия субъекта на обработку персональных данных не требуется в случае, если обработка персональных данных осуществляется в целях исполнения договора, одной из сторон (выгодоприобретателем) которого является субъект персональных данных (пункт 5 части 1 названной статьи).

    Поэтому, например, при заключении договора об оказании платных медицинских услуг не нужно брать у пациента отдельно согласие на обработку таких персональных данных, как фамилии, имени, отчества, адреса фактического проживания, контактного телефона, — эта информация требуется согласно подпункту «б» пункта 17 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006.

    Что касается обработки данных о здоровье пациента (такие данные как раз содержатся в медицинской документации пациента), то согласно нормам статьи 10 Закона N 152-ФЗ обработка специальных категорий персональных данных, касающихся состояния здоровья, допускается без согласия субъекта персональных данных в случае, если обработка персональных данных осуществляется в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную тайну (пункт 4 части 2 названной статьи).

    Врачебная тайна является особым режимом информации с ограниченным доступом. По отношению к понятию «персональные данные» понятие «врачебная тайна» является более узким понятием, видовым по отношению к родовому.

    Медицинская организация, ее работники обязаны соблюдать как врачебную тайну, так и требования о защите персональных данных, в том числе при создании локальных информационных систем, содержащих данные о пациентах и об оказываемых им медицинских услугах (пункт 5 статьи 78, пункт 2 части 2 статьи 73 Закона N 323-ФЗ).

    Таким образом, персональные данные, касающиеся здоровья пациента, могут быть обработаны без его согласия, но с соблюдением всех требований законодательства по их защите и сохранению врачебной тайны и при условии обработки в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг.

    В рассматриваемом случае, однако, речь идет не о полном запрете пациентом (в лице его законного представителя) обработки своих ПДн, а лишь об отказе от обработки персональных данных определенным способом — в электронном виде (в том числе посредством ведения его электронной медицинской карты).

    Как отмечено в пункте 1, электронная медицинская карта (ЭМК) — совокупность электронных персональных медицинских записей (ЭПМЗ), относящихся к одному пациенту, собираемых, хранящихся и используемых в рамках одной медицинской организации (Основные разделы электронной медицинской карты, утв. Минздравом России 11.11.2013 N 18-1/1010).

    Основные разделы ЭМК N 18-1/1010 утверждены Минздравом России в рамках выполнения задачи создания Государственной информационной системы персонифицированного учета в здравоохранении Российской Федерации. При этом ЭМК — один из важнейших элементов этой системы.

    Основные разделы ЭМК N 18-1/1010 устанавливают общие положения для разработки требований к организации создания, сопровождения и использования медицинских информационных систем и предназначены для применения в информационных системах медицинских организаций, системах обязательного и добровольного медицинского страхования, а также в других медицинских организациях различных организационно-правовых форм деятельности, направленных на оказание медицинской помощи.

    В информационных системах в сфере здравоохранения осуществляются сбор, хранение, обработка и предоставление информации об органах, организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и об осуществлении медицинской и иной деятельности в сфере охраны здоровья. Обработка персональных данных в информационных системах в сфере здравоохранения (в том числе в медицинских информационных системах медицинских организаций, МИС МО) осуществляется с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, и соблюдением врачебной тайны (часть 2 статьи 91 Закона N 323-ФЗ).

    Кроме того, МИС МО предназначена для автоматизации лечебно-диагностического процесса, в том числе в связи с персонифицированным учетом при осуществлении медицинской деятельности (учетом персональных данных лиц, участвующих в осуществлении медицинской деятельности, лиц, которым оказывается медицинская помощь, а также лиц, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования, часть 1 статьи 92 Закона N 323-ФЗ).

    В целях осуществления персонифицированного учета операторы информационных систем в сфере здравоохранения (в частности, медицинская организация) получают информацию от органов и организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и иных организаций в рамках информационного взаимодействия. При ведении персонифицированного учета оператором обеспечиваются конфиденциальность и безопасность персональных данных лиц с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных (части 2, 4 статьи 92 Закона N 323-ФЗ, статья 19 Закона N 152-ФЗ).

    Таким образом, обязанность обработки персональных данных в МИС МО (в том числе посредством ведения электронной медицинской карты) с соблюдением мероприятий по обеспечению конфиденциальности и безопасности, содержащейся в них информации, возложена на медицинские организации федеральным законодательством.

    При этом в силу части 2 статьи 9 Закона N 152-ФЗ в случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, указанных в пунктах 2-11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Закона N 152-ФЗ. Это и случаи, когда обработка ПДн необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект ПДн (пациент), или для оказания медицинской организацией, соблюдающей режим конфиденциальности сведений, медицинских и медико-социальных услуг (обработка ПДн осуществляется медицинскими работниками).

    Кроме того, в законодательстве отмечается, что обмен информацией (информационное взаимодействие), составляющей врачебную тайну (вида ПДн), размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи, не требует согласия гражданина или его законного представителя (пункт 8 части 4 статьи 13 Закона N 323-ФЗ).

    На основании приведенных норм можно заключить, что если пациент отзывает согласие на обработку своих ПДн в электронном виде, в частности, запрещает ведение ЭМК в МИС МО, медицинская организация может продолжать обработку его ПДн (несмотря на запрет) — в зависимости от обстоятельств ситуации — до окончания действия заключенного ими договора оказания медицинских услуг (пока существуют потенциальные обязательства исполнителя медицинских услуг) с соблюдением режима конфиденциальности такой информации либо пока сохранение ПДн в электронном виде необходимо для достижения иных конечных целей обработки ПДн (для целей персонифицированного учета при осуществлении медицинской деятельности и пр.). Об этом праве медицинской организации следует сообщить пациенту.

    Однако если данные условия (основания, указанные в пунктах 2-11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Закона N 152-ФЗ) не выполняются, например, если в обработке сведений, касающихся состояния здоровья пациента, участвуют другие лица (немедицинский персонал) либо обработка ПДн пациентов осуществляется в иных целях, кроме как связанных с оказанием медицинских услуг, получение письменного согласия субъекта ПДн на это необходимо. А потому в этом случае, если такое согласие отозвано (получен запрет на обработку ПДн в электронном виде), медицинская организация либо ограничивает доступ немедицинского персонала к таким сведениям о пациенте, либо прекращает их обработку в электронном виде и в случае, если сохранение персональных данных более не требуется для целей обработки персональных данных, уничтожает персональные данные в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления указанного отзыва/запрета (часть 5 статьи 21 Закона N 152-ФЗ).

    Служба поддержки пользователей систем «Кодекс»/»Техэксперт»
    Эксперт Лисицкая Ольга Сергеевна

    Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Кодекс: Помощник юриста» в рамках стандарта обслуживания.

    Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.

    Уважаемые пользователи систем «Кодекс» и «Техэксперт»!

    Если при переходе на удаленную работу в период карантина COVID-19, вам нужны правовые или нормативно-технические документы, то мы предлагаем Вам бесплатно получить он-лайн доступ к рабочей версии.

    Медкарта и право пациента на защиту персональных данных

    « Может ли государственное учреждение здравоохранения удалить все сведения об обследованиях пациента из всех баз данных учреждения, в том числе из медицинской карты, по запросу самого пациента в соответствии со статьей 152.2 Гражданского кодекса РФ и п.1 ст.14 Федерального закона № 152?».

    Отвечает эксперт службы правового консалтинга «Гарант» Лариса Амирова:

    — Согласно ч.1 ст.79 Федерального закона № 323 от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медорганизация обязана вести медицинскую документацию в установленном порядке и представлять отчетность по видам, формам, в сроки и в объеме, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; обеспечивать учет и хранение медицинской документации, в том числе бланков строгой отчетности (п.11 и 12 ч.1 ст.79).

    Основной учетный медицинский документ медорганизации (иной организации), оказывающей медицинскую помощь, – медицинская карта пациента (учетная форма № 025/у), форма и порядок заполнения которой утверждены Приказом Минздрава России № 834н от 15.12.2014. Медкарта заполняется на каждого впервые обратившегося за медпомощью в амбулаторных условиях пациента врачом. Медработники со средним профобразованием, ведущие самостоятельный прием, заполняют журнал учета пациентов, получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях. Сведения, содержащиеся в медкарте, необходимы для составления отчетности по всем видам и формам, которые установлены для медорганизаций.

    Сроки хранения первичной медицинской документации, в частности медкарты, учреждений здравоохранения составляет 25 лет (письмо Минздрава РФ № 13-2/1538 от 07.12.2015). При этом нормативными актами не предусмотрено удаление из медицинской карты амбулаторного больного ранее выполненных записей ( решение Балаковского районного суда Саратовской области от 30.12.2019 по делу № 2-3371/2019).

    Федеральным законом № 326 от 29.11.2010 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» предусмотрено внедрение современных информационных систем в здравоохранение в целях создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, в том числе ведение медицинских карт пациентов в электронном виде. Приказом Минздрава РФ № 947н от 07.09.2020 утвержден Порядок организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в части ведения медицинской документации в форме электронных документов. В соответствии с ним ведение меддокументации в форме электронных медицинских документов (ЭМД) включает: формирование, подписание и хранение ЭМД, их регистрацию в Единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), предоставление доступа к медицинской документации, ведение которой осуществляется в форме ЭМД. Решение о полном или частичном переходе на электронный документооборот принимается медорганизацией самостоятельно, исходя из технической готовности.

    Электронный медицинский документ формируется медработником или фармацевтическим работником с использованием медицинской информационной системы (МИС) медорганизации, информационной системы фарморганизации, государственной информационной системы в сфере здравоохранения субъекта РФ, информационной системы, предназначенной для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медорганизаций и предоставляемых ими услуг, или федеральной ЕГИСЗ (п.5 Порядка № 947н).

    Как следует из положений п.20 и 21 Порядка, ЭМД хранятся в информационной системе не менее срока хранения соответствующих медицинских документов на бумажном носителе. В случае внесения исправлений в ЭМД должно обеспечиваться хранение всех версий ЭМД, а также их подписей в составе метаданных версий ЭМД на протяжении всего срока хранения ЭМД.

    Как гласит п.2 Порядка № 947н, по умолчанию медицинская документация ведется только в электронной форме, однако при наличии письменного волеизъявления пациента или его законного представителя может дублироваться на бумажном носителе при условии выполнения требований, установленных главами II – VI Порядка. То есть пациенту (его представителю) предоставлено лишь право заявить о ведении его медицинской документации в бумажном виде. Однако это не означает, что медорганизация обязана прекратить ведение этой документации в электронной форме, поскольку такая обязанность возложена действующим законодательством в сфере здравоохранения. Медицинская документация, включая медкарту пациента, — не собственность пациента. Соответственно, граждане не уполномочены требовать уничтожения тех или иных медицинских документов до истечения сроков их хранения ( решение Ленинского районного суда г. Перми Пермского края от 01.02.2018 по делу № 2-503/2018, решение Чайковского городского суда Пермского края от 23.10.2019 по делу № 2а-3054/2019).

    Не противоречит ведение медицинской документации как на бумажном носителе, так и в электронной форме Федеральному закону № 152 от 27.07.2006 «О персональных данных». По общему правилу, сформулированному в ст.6 и 10 этого закона, обработка персональных данных (ПД) возможна только с согласия субъектов ПД, которое должно быть конкретным и информированным, то есть содержать информацию, позволяющую однозначно сделать вывод о целях, способах обработки с указанием действий, совершаемых с персональными данными, объеме обрабатываемых ПД.

    Ч.2 ст.9 закона № 152-ФЗ закреплено право субъекта в любое время отозвать свое согласие на обработку его персональных данных. В этом случае оператор обязан прекратить их обработку или обеспечить прекращение такой обработки, а если сохранение ПД более не требуется для целей обработки ПД, — уничтожить в срок, не превышающий 30 дней с даты поступления указанного отзыва, если оператор не вправе осуществлять обработку ПД без согласия субъекта ПД на основаниях, предусмотренных законом № 152-ФЗ или другими федеральными законами.

    При этом оператор может продолжить обработку персональных данных без согласия физического лица при наличии оснований, указанных в п.2-11 ч.1 ст.6, ч.2 ст.10 и ч.2 ст.11 закона № 152-ФЗ. В частности, такая обработка допускается, если она необходима для достижения целей, предусмотренных законом, осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей (п.2 ч.1 ст.6 закона № 152-ФЗ); для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому выступает субъект ПД, а также для заключения договора по инициативе субъекта ПД или договора, по которому субъект ПД будет выгодоприобретателем или поручителем (п.5 ч.1 ст.6 закона № 152-ФЗ).

    П.4 ч.2 ст.10 закона № 152-ФЗ предусмотрено, что обработка специальных категорий персональных данных, касающихся в числе прочего состояния здоровья физического лица, осуществляемая в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка ПД осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством РФ сохранять врачебную тайну, допускается без согласия этого лица. Конституционный суд РФ в определении № 1176-О от 16.07.2013 разъяснил, что приведенное законоположение позволяет хранить информацию о состоянии здоровья граждан исключительно в целях реализации их права на охрану здоровья и медицинскую помощь, при этом конфиденциальность ПД обеспечивается врачебной тайной, а потому оно не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан. Иными словами, такая обработка персональных данных будет законна без согласия пациента при ее осуществлении исключительно медицинским персоналом. Аналогичная позиция изложена в Письме Минздрава России № 18-1/10/2-6945 от 11.09.2014. Данный вывод разделяют и суды (см., например, решение Ленинского районного суда Краснодара № 2-7599/2014 от 24.07.2014, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда № 08АП-3812/18 от 31.05.2018, апелляционное определение СК по гражданским делам Тюменского областного суда от 07.08.2017 по делу № 33-4427/2017).

    Отметим также, что не требуется согласия субъекта персональных данных на обработку конфиденциальной информации, если она осуществляется в соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании (п.8 ч.2 ст.10 закона № 152-ФЗ).

    Согласно закону № 326-Ф медорганизации обязаны бесплатно оказывать застрахованным в системе ОМС гражданам медицинскую помощь в рамках программ ОМС. Причем исполнение данной обязанности не связывается с наличием или отсутствием согласия застрахованного лица на обработку его персональных данных. Необходимое предварительное условие оказания медуслуг – дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство, без которого обслуживание пациента не допускается, за исключением случаев, строго регламентированных в ч.9 ст.20 закона № 323-ФЗ.

    На возможность обработки персональных данных пациента без его согласия указано также в п.8 и 9 ч.4 ст.13 закона № 323-ФЗ, в силу которых сведения о факте обращения гражданина за оказанием медпомощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении (врачебная тайна), могут передаваться при обмене информацией медорганизациями, в том числе размещенной в МИС, в целях оказания медпомощи с учетом требований законодательства о ПД, а также в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования.

    Таким образом, пока между пациентом и медорганизацией существуют правоотношения, связанные с оказанием медицинских услуг в рамках ОМС, медорганизация вправе обрабатывать необходимый объем информации о пациенте без его согласия в течение установленного срока. Если же обработка ПД выходит за рамки указанных отношений, то необходимо заручиться письменным согласием пациента или его законных представителей, содержание которого должно соответствовать требованиям ч.4 ст.9 закона № 152-ФЗ. Например, такое согласие потребуется, если медпомощь оказывается на платной основе, вне программы государственных гарантий, и сведения передаются третьим лицам (организациям) – в страховую организацию и (или) страхователю по дополнительному медицинскому страхованию; если информация о состоянии здоровья пациента передается лицам, указанным самим пациентом или его законным представителем (ч.5 ст.19 закона № 323-ФЗ); если передача медицинских документов, содержащих ПД пациента, осуществляется по открытым каналам связи (интернет, электронная почта); если при осуществлении трансграничной передачи ПД пациента на территорию другого государства, иностранному лицу, не участнику Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных 1981 года не обеспечивается адекватная защита прав субъектов ПД (с.12 закона № 152-ФЗ).

    Равным образом ведение медицинской документации не нарушает конституционное право пациента на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ч.1 ст.23 Конституции РФ). Сведения о себе и состоянии своего здоровья пациент добровольно предоставляет в распоряжение медорганизации, обращаясь за помощью в рамках ОМС, а п.1 ст.152.2 Гражданского кодекса РФ не признает нарушением сбор, хранение, распространение и использование информации о частной жизни гражданина в случаях, если информация была раскрыта самим гражданином или по его воле. К тому же, данная информация охраняется институтом врачебной тайны.

    В ч.1 ст.14 закона № 152-ФЗ закреплено право субъекта ПД получать информацию об обработке его ПД конкретным оператором в объеме, определенном ч.7 ст.14. Причем, исходя из буквального содержания приведенной нормы, данное право не обусловлено какими-либо причинами. То есть гражданин в любое время может запросить интересующую его информацию, и оператор обязан в течение 30 дней ее предоставить либо направить мотивированный отказ со ссылкой на конкретную норму права. Право субъекта ПД на доступ к его ПД может быть ограничено только в случаях, перечисленных в ч.8 ст.14 закона № 152-ФЗ. Но наличие указанного правомочия не означает, что оператор, получив запрос пациента, должен прекратить обработку его ПД.

    Обработка ПД должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей (ч.2 ст.5 закона № 152-ФЗ). Хранение ПД должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта ПД, не дольше, чем этого требуют цели обработки ПД, если срок хранения ПД не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому выступает субъект ПД. Лишь по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей обрабатываемые ПД подлежат уничтожению либо обезличиванию, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч.7 ст.5 закона № 152-ФЗ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *