Какая сумма попадает под финансовый мониторинг
Перейти к содержимому

Какая сумма попадает под финансовый мониторинг

  • автор:

С 29 августа 2023 года вводится обязательный контроль отдельных крупных переводов

29 августа вступит в силу приказ Росфинмониторинга от 13 марта 2023 г. № 52, которым вводится обязательный контроль операций по списанию денежных средств со счета юрлица или ИП, открытого на основании договора банковского счета, на сумму, равную или превышающую 5 млн руб. Такие операции будут подлежать контролю при условии, что:

  • данное юрлицо или ИП, зарегистрированные в соответствии с российским законодательством, в течение года, предшествующего названной операции по списанию, получали денежные средства со счета в подразделении ЦБ РФ на балансовом счете № 40102 «Единый казначейский счет»;
  • денежные средства по указанной операции переводятся в пользу получателя, отнесенного на дату совершения обозначенной операции по списанию Банком России к группе высокой или средней степени (уровня) риска совершения подозрительных операций.

Представлять сведения о таких операциях в Росфинмониторинг должны будут кредитные организации – начиная со дня вступления рассматриваемого приказа в силу (29 августа 2023 года) по день, являющийся последним днем его действия (28 августа 2025 года).

При разработке данного приказа ведомство поясняло, что формирование дополнительных механизмов контроля в условиях выделения государством значительных объемов финансирования для обеспечения финансовой стабильности и реализации национальных и федеральных проектов, программ поддержки предприятий различных отраслей экономики и граждан необходимо для снижения рисков нецелевого использования (хищения) бюджетных средств с последующей легализацией преступных доходов. Вводимое требование направлено на повышение прозрачности финансово-хозяйственной деятельности исполнителей государственных контрактов и получателей субсидий из федерального бюджета.

Напомним, что «антиотмывочным» Законом № 115-ФЗ Росфинмониторингу предоставлена возможность определять виды операций с денежными средствами или иным имуществом в качестве подлежащих обязательному контролю. Так, например, с 17 июня нынешнего года, согласно соответствующему приказу ведомства, введен обязательный контроль сделок возвратного лизинга с физлицами на сумму от 100 тыс. руб. до 1 млн руб.

Также напомним, что документально фиксировать и представлять информацию по подлежащим обязательному контролю операциям необходимо не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем совершения операции.

Какие финансовые операции подлежат обязательному контролю по 115‑ФЗ

Банки и другие организации обязаны сообщать в Росфинмониторинг о множестве операций клиентов: от снятия со счета миллиона рублей до покупки дорогой недвижимости. Разбираемся, какие нужно отслеживать и как отчитываться без ошибок.

В этой статье:
  • Виды операций, подлежащих обязательному контролю
  • Как понять, какие операции отслеживать
  • Как сообщить об операциях регулятору

Суть процедуры заключается в следующем: есть перечень операций, которые нужно отслеживать и проверять, даже если они не вызывают подозрения. Банки, страховые, микрокредитные компании, ломбарды и другие субъекты 115-ФЗ, кроме субъектов стр. 7.1, собирают данные об операциях и передают их регулятору — Росфинмониторингу.

Виды операций, подлежащих обязательному контролю

Операции, о которых нужно сообщать регулятору, приводятся в ст. 6 и ст. 7.5 115-ФЗ. Перечислим все виды и разберем каждый подробно.

Операции с деньгами и имуществом от 1 млн рублей

Под обязательный контроль попадают следующие операции от 1 млн рублей:

  • операции с наличными;
  • операции с участием физлиц и компаний из стран, которые не выполняют рекомендации ФАТФ;
  • операции по банковским вкладам;
  • операции с цифровыми финансовыми активами;
  • операции по договору лизинга;
  • другие операции с имуществом.

Подробные критерии каждой приводятся в пп. 1–5 п. 1 ст. 6 115-ФЗ.

Операции с недвижимостью от 5 млн рублей

Нужно отслеживать операции с недвижимостью, сумма которых больше 5 млн рублей. При этом аренда и сделки по договорам долевого участия под контроль не попадают.

Операции с лицами из перечня экстремистов

Если любая из сторон внесена в список террористов и экстремистов, операция попадает под обязательный контроль. Сумма и предмет сделки значения не имеют.

Проверка клиентов по перечням в один клик

Реклама 16+. АО «ПФ «СКБ Контур». Реквизиты ОГРН 1026605606620. 620144, Екатеринбург, ул. Народной Воли, 19А.

Операции НКО

Практически все операции некоммерческих организаций подлежат обязательному контролю, независимо от суммы. Но есть несколько исключений, они указаны в п. 1.2 ст. 6 115-ФЗ.

При этом не все НКО попадают под обязательный контроль. Не нужно следить за операциями госорганов, внебюджетных фондов, госкорпораций, школ, ТСН и ТСЖ, потребительских кооперативов и некоторых других.

Операции по счетам организаций, имеющих стратегическое значение для ОПК и безопасности РФ

Такие операции попадают под контроль, если их сумма больше 10 млн рублей (п. 1.3 ст. 6 115-ФЗ). Кроме того, регулятору нужно сообщать о каждом открытии, закрытии, изменении реквизитов счетов этих предприятий, а также о купле-продаже ценных бумаг.

Еще контролировать необходимо операции по отдельным счетам исполнителей по гособоронзаказу (п. 1.4. ст. 6 115-ФЗ). Для них порог мониторинга ниже — 600 тысяч рублей.

Операции с поступлениями из иностранных государств

Росфинмониторинг ведет перечень стран, переводы из которых нужно контролировать. Это информация ограниченного доступа — банки получают ее через личные кабинеты на сайте регулятора. Если деньги поступают от плательщика с территории такой страны, она попадает под контроль независимо от суммы (п. 1.3–1 ст. 6 115-ФЗ).

Кроме того, если физлицо использует карту, выпущенную в стране из этого списка, нужно отслеживать все операции по снятию с нее денег (п. 1.5 ст. 6 115-ФЗ).

Почтовые переводы и возврат денег за связь

Денежные переводы через почту попадают под контроль, когда их размер больше 100 тысяч рублей. Это же правило работает для операций по возврату за услуги связи.

Другие операции

С июля 2022 года Росфинмониторинг может самостоятельно или по согласованию с ЦБ РФ расширять круг операций, подлежащих обязательному контролю. Регулятор определяет вид, сумму и список субъектов, которые должны сообщать о ней. Мониторинг вводится на срок до двух лет (п. 1.9 ст. 6 115-ФЗ).

Как понять, какие операции отслеживать

В каждой отрасли бизнеса чаще всего проводятся операции определенного типа. Поэтому и круг операций, которые должны отслеживать субъекты 115-ФЗ, различается. Список указан в п. 4 ст. 6 115-ФЗ.

На примере трех видов субъектов разберем, по каким операциям они отчитываются в Росфинмониторинг.

Ювелирный сектор

Кампании ювелирного сектора передают регулятору информацию об операциях:

  • одна из сторон сделки находится на территории страны, не выполняющей рекомендации ФАТФ, а сумма операции больше 1 млн рублей;
  • купля-продажа драгоценных металлов и камней, ювелирных изделий или лома из них;
  • получение и предоставление беспроцентных займов;
  • одна из сторон сделки входит в перечень экстремистов и террористов;
  • имущество одной из сторон сделки заморожено по требованию Межведомственной комиссии;
  • одна из сторон входит в перечень ОМУ, который ведет Совбез ООН;
  • транзакции клиента-НКО;
  • другие операции, которые Росфинмониторинг признает обязательными.

Ломбарды

Под обязательный контроль ломбардов попадают операции:

  • одна из сторон сделки находится на территории страны, не выполняющей рекомендации ФАТФ, а сумма операции больше 1 млн рублей;
  • помещение драгоценностей в ломбард;
  • купля-продажа драгоценностей;
  • получение и предоставление беспроцентных займов;
  • сделки с лицами из списков экстремистов и террористов;
  • имущество одной из сторон сделки заморожено по требованию МВК;
  • одна из сторон входит в перечень ОМУ, который ведет Совбез ООН;
  • транзакции клиента-НКО;
  • другие операции, которые Росфинмониторинг признает обязательными.

Агентства недвижимости

Агентства недвижимости отчитываются по операциям:

  • купля-продажа недвижимости от 5 млн рублей;
  • хотя бы одна из сторон — некоммерческая организация;
  • один из участников внесен в перечень экстремистов и террористов или список ОМУ, который ведет Совбез ООН;
  • одна из сторон зарегистрирована на территории, не выполняющей требования ФАТФ, а сумма операции больше 1 млн рублей;
  • другие операции, которые Росфинмониторинг признает обязательными.

Идентификация, оценка риска, сверка по перечням

Реклама 16+. АО «ПФ «СКБ Контур». Реквизиты ОГРН 1026605606620. 620144, Екатеринбург, ул. Народной Воли, 19А.

Как сообщить об операциях регулятору

Все субъекты 115-ФЗ передают информацию об операциях по обязательному контролю через личный кабинет Росфинмониторинга. Нужно отправить формализованное электронное сообщение — ФЭС 1-ФМ.

Что такое формализованные электронные сообщения, читайте в этом материале. В одной статье собрали информацию о видах ФЭС и сроках отправки, добавили ссылки на полезные шпаргалки.

На подготовку и отправку ФЭС 1-ФМ по обязательному контролю есть три дня с момента совершения операции клиентом. В сообщении указывают данные об операции и участниках сделки, а также о документах по ней.

При заполнении ФЭС также указывают код вида операции. Перечни кодов различаются у субъектов 115-ФЗ. Все коды операций по обязательному контролю можно посмотреть в следующих документах:

  • для банков — «Правила составления кредитными организациями в электронной форме сведений и информации, предусмотренных статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии отмыванию доходов» от 30.08.2021; Указание ЦБ РФ от 15.07.2021 № 5861-У;
  • для некредитных финансовых организаций — в «Порядке составления некредитными финансовыми организациями в электронной форме информации, предусмотренной статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии отмыванию доходов» от 05.03.2019; Указание ЦБ РФ от 17.10.2018 № 4937-У;
  • для остальных — описание структур ФЭС, утвержденных приказом Росфинмониторинга № 18 от 06.07.2022.

Вот несколько примеров кодов и обозначающих их операций. Код 5016 используется банками для определения перевода от плательщика из иностранного государства, входящего в перечень Росфинмониторинга. Код 8002 маркирует операции с наличными и безналичными деньгами по сделке с недвижимостью в банке. Код 9003 обозначает получение средств НКО, а код 9004 — расходование денег со счета НКО.

Как отправить ФЭС 1-ФМ

Обязательный контроль — важная мера финансового мониторинга. Если не передавать данные регулятору, могут привлечь к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.27 КоАП. По ней грозит штраф до 400 тысяч рублей или приостановка деятельности на два месяца. Работать без штрафов можно только одним способом — тщательно собирать данные по операциям и вовремя сообщать о них в Росфинмониторинг.

prizma

Проверяйте своих клиентов по 115‑ФЗ

Выполнить требования Росфинмониторинга поможет Призма

Реклама 16+. АО «ПФ «СКБ Контур». Реквизиты ОГРН 1026605606620. 620144, Екатеринбург, ул. Народной Воли, 19А.

Повысили сумму многих операций, о которых банки и ряд других компаний извещают Росфинмониторинг

Аналогичные изменения предусмотрели для зачисления и списания средств по договору лизинга.

Операции с деньгами по сделкам с недвижимостью ведомство контролирует, если их сумма — от 5 млн руб., а не от 3 млн руб. (как ранее).

Положения о размерах операций касаются не только рублевых сумм, но и их эквивалентов в иностранной валюте.

Есть и другие новшества.

Напомним, банки, профучастники рынка ценных бумаг, МФО, большинство страховщиков и ряд других финкомпаний обязаны передавать в Росфинмониторинг данные о контролируемых операциях клиентов.

Контроль операций с денежными средствами и имуществом: нововведения января

Институт обязательного контроля операций с денежными средствами и иным имуществом является одним из базовых элементов функционирования российской системы противодействия легализации и отмыванию доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения. Тому, что Россия в последние несколько лет занимает лидирующие позиции в международной системе противодействия отмыванию преступных доходов, во многом способствует регулярная законодательная деятельность по совершенствованию правового регулирования рассматриваемых отношений.

Нормы Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ) ежегодно корректируются. Только в 2020 году было принято 9 нормативных правовых актов, вносящих изменения в его отдельные статьи. Причем срок начала действия большинства принятых в прошлом году поправок датируется январем 2021 года. Некоторые из них вступили в силу с начала месяца, другие – с 10 января, а остальные начнут действовать с 30 января. Самым масштабным в плане поправок можно признать Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 208-ФЗ (далее – Закон № 208-ФЗ).

Остановимся на ключевых январских изменениях более подробно.

Операции с наличными

По общему правилу, обязательному контролю подлежат отдельные виды операций с денежными средствами или иным имуществом, сумма которых равна 600 тыс. руб. или рублевому эквиваленту этой суммы для операций в иностранной валюте либо превышает указанный размер (п. 1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ). Перечень видов контролируемых операций с денежными средствами в наличной форме закреплен в подп. 1 п. 1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ, который был скорректирован Законом № 208-ФЗ.

Во-первых, поправками, вступившими в силу с 10 января текущего года, внесено уточнение в части таких операций, как снятие со счета или зачисление на счет юрлица наличных денежных средств. Ранее они контролировались только в случаях, когда соответствующие действия не были обусловлены характером хозяйственной деятельности организации. Кредитные организации могли проверить характер деятельности по учредительным документам юрлица или по информации, полученной в ходе реализации программ осуществления внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) полученных преступным путем доходов (Информационное письмо Банка России от 21 августа 2002 г. № 1, Письмо Банка России от 13 июля 2005 г. № 99-Т).

Теперь такое ограничение изъято. С указанной даты обязательному контролю подлежат все операции по снятию со счета или зачислению на счет юрлица денежных средств в наличной форме. Соответственно, кредитным организациям больше не потребуется выявлять соответствие совершаемой операции с наличными денежными средствами характеру хозяйственной деятельности компании.

Здесь стоит учитывать сентябрьские разъяснения Банка России, в которых регулятор напомнил, что обязанность по представлению сведений о подлежащих обязательному контролю операциях возникает у кредитной организации в отношении тех операций, которые совершаются ее клиентами непосредственно в такой кредитной организации. Операция же по зачислению на банковский счет клиента – юрлица или ИП, открытый в кредитной организации, посредством внесения наличных денежных средств с использованием банкомата либо в кассу стороннего банка, осуществляется в рамках операции по переводу денежных средств без открытия банковского счета (ч. 2 и ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»). Следовательно, указанная операция не подлежит обязательному контролю в соответствии с абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ (Письмо Банка России от 2 сентября 2020 г. № 12-4-4/3732 «О применении законодательства в сфере ПОД/ФТ»).

Во-вторых, из перечня операций с наличными, подлежащих обязательному контролю, исключен обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства.

Операции по банковским счетам (вкладам)

Перечень контролируемых операций по счетам (вкладам) в банках сокращен за счет исключения:

  • перевода денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца;
  • поступления денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца.

При этом контроль дополнительно распространен на операции по зачислению денежных средств на счет (вклад) или списание их со счета (вклада) иностранной структуры без образования юрлица, период деятельности которой не превышает трех месяцев со дня его инкорпорации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или их списание со счета (вклада) такой иностранной структуры в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия. Ранее подобный контроль проводился только в отношении юрлиц в период деятельности не более трех месяцев со дня их регистрации (подп. 3 п. 1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ).

В перечне операций по банковским счетам (вкладам) сохранена без изменений операция, связанная с открытием вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме.

Иные операции с движимым имуществом

Самые многочисленные поправки претерпел перечень контролируемых сделок с движимым имуществом. В нем не только расширен субъектный состав, но и скорректировано содержание отдельных контролируемых сделок. При этом контроль сделок заменен контролем операций с движимым имуществом, хотя понятие «операция» ни в Законе № 115-ФЗ, ни в Гражданском кодексе не расшифровывается.

Кроме того, теперь наряду с выплатами физлицам под контроль попали выплаты юрлицам страхового возмещения или получение от него страховой премии. Одновременно конкретизированы виды страхования, операции в отношении которых будут контролироваться. Ранее в законе упоминалась страховая премия по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения. Теперь же имеется ссылка на подп. 1-3 п. 1 ст. 32.9 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации», в которых перечислены следующие виды страхования:

  • страхование жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события;
  • пенсионное страхование;
  • страхование жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика.

Между тем, из-под контроля выведены операции по: получению имущества по договору финансовой аренды (лизинга) – контроль будет проводиться только в отношении операций по предоставлению такого имущества; переводам денежных средств, осуществляемым некредитными организациями по поручению клиента.

Уточнены и операции, связанные с участием в азартных играх. Так, конструкцию «получение денежных средств в виде платы за участие в азартных играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в азартных играх, лотерее» решено дифференцировать на три разные операции:

  • получение денежных средств, которые служат условием участия физлица в азартной игре;
  • передача или выплата физлицу выигрыша при наступлении результата азартной игры;
  • выплата, передача или предоставление физлицу выигрыша от участия в лотерее.

Операции по помещению драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома этих изделий или иных ценностей в ломбард, по скупке, купле-продаже таких металлов, камней, изделий и лома остались неизменными. Разве что с 13 июля 2020 года тем же Законом № 208-ФЗ изменен максимальный порог суммы для покупки физлицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в розницу при использовании персонифицированного электронного средства платежа. Речь идет о лимите, не требующем идентификации клиента – физлица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца. Соответствующая сумма возросла в два раза – со 100 тыс. до 200 тыс. руб. Исключением по-прежнему является случай, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (п. 1.4-2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ).

Операции по сделкам с недвижимостью и по гособоронзаказу

Что касается сделок с недвижимостью, то согласно поправкам с 10 января контролируются не сделки с недвижимым имуществом, результатом совершения которых является переход права собственности на такое недвижимое имущество, а операции с наличными или безналичными денежными средствами, осуществляемые по сделке с недвижимостью. То есть теперь под контроль будет попадать не вся сделка, а лишь отдельные операции в рамках такой сделки, причем не только связанной с переходом права собственности, но и любой другой сделки с недвижимостью. Но минимальная сумма, на которую совершается операция, сохранится – речь идет о сумме, равной 3 млн руб. и более или аналогичном рублевом эквиваленте этой суммы в иностранной валюте (п. 1.1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ).

Что изменилось в порядке исполнения требований законодательства о ПОД/ФТ для риелторов, узнайте из подготовленного экспертами компании «Гарант» обзора Информационного сообщения Росфинмониторинга от 4 августа 2020 г. в системе ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Отметим, ранее Банк России пояснял, что под контроль операций с наличными или безналичными денежными средствами, осуществляемых по сделке с недвижимым имуществом, не подпадают операции по открытию счета эскроу и зачислению на него денежных средств, а также по возврату денежных средств со счета эскроу на расчетный счет депонента. Но если при возникновении оснований, предусмотренных договором счета эскроу, осуществляется операция по перечислению денежных средств со счета эскроу на счет бенефициара по сделке с недвижимым имуществом, то такая операция подлежит обязательному контролю по указанному основанию (Письмо Банка России от 16 декабря 2020 г. № 12-4-4/5437 «О применении Федерального закона № 208-ФЗ»).

Снижено пороговое значение сумм при определении операций, подлежащих обязательному контролю, в отношении операций по второму и последующим зачислениям денежных средств на отдельные счета, открытые для осуществления расчетов по гособоронзаказу. Это значение уменьшено с 50 млн до 10 млн руб.

Новые контролируемые операции

Закон № 208-ФЗ дополнил ст. 6 Закона № 115-ФЗ, посвященную операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, новыми пунктами, предусматривающими три новые операции, в отношении которых введен обязательный контроль:

  • по зачислению денежных средств на счет (вклад) или списанию их со счета (вклада) при осуществлении платежей по договору финансовой аренды (лизинга), если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 тыс. руб. или равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 тыс. руб. или более (Банк России пояснил, что контролю подлежат именно операции по зачислению денежных средств на счет (вклад) или их списанию при осуществлении платежей по договору финансовой аренды (лизинга), то есть лизинговых платежей, а не расчетов, осуществляемых в рамках обязательных и сопутствующих договоров, заключаемых для выполнения обязательств по договору финансовой аренды (лизинга);
  • почтового перевода денежных средств при условии, что сумма, на которую она совершается, равна 100 тыс. руб. или рублевому эквиваленту этой суммы в иностранной валюте или превышает ее;
  • по возврату неиспользованного остатка денежных средств, внесенных в качестве аванса за услуги связи, при сумме совершения данной операции, равной 100 тыс. руб. или эквиваленту этой суммы в иностранной валюте, или превышающей ее (п. 1.6-1.8 ст. 6 Закона № 115-ФЗ).

Организации, осуществляющие указанные операции с денежными средствами или иным имуществом, теперь должны документально их фиксировать и представлять в уполномоченный орган сведения о них не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции. Соответствующие корректировки внесены в подп. 4 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ.

Дифференцированный подход в отношении представления сведений о контролируемых операциях

Если ранее содержание п. 4 ст. 6 Закона № 115-ФЗ предусматривало только обязанность по представлению организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, сведений о подлежащих обязательному контролю операциях непосредственно в уполномоченный орган, то теперь в нем подробно расписано, какая организация и в отношении каких операций должна представлять в Росфинмониторинг необходимые сведения. Так, конкретные исчерпывающие перечни контролируемых операций, по которым требуется представление сведений, установлены для:

  • кредитных организаций;
  • профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • операторов инвестиционных платформ;
  • страховых организаций (за исключением страховых медорганизаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере ОМС) и страховых брокеров;
  • лизинговых компаний;
  • организаций федеральной почтовой связи;
  • ломбардов;
  • организаций, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
  • организаторов азартных игр;
  • операторов лотерей;
  • управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и НПФ;
  • операторов по приему платежей;
  • коммерческих организаций, заключающих договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;
  • кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных;
  • микрофинансовых организаций;
  • обществ взаимного страхования;
  • негосударственных пенсионных фондов;
  • операторов связи, имеющих право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи и услуги связи по передаче данных.

Например, кредитные организации должны подавать сведения по равным или превышающим 600 тыс. руб. операциям с денежными средствами в наличной форме, по банковским счетам и вкладам, по предоставлению юрлицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов, а также по операциям с наличными или безналичными денежными средствами в рамках сделок с недвижимостью при сумме операции 3 млн руб. и более, по получению физлицом денежных средств в наличной форме с использованием платежной карты, операциям на сумму 600 тыс. руб. и выше по зачислению денежных средств на счет или их списанию со счета при осуществлении платежей по договору финансовой аренды и т. п. А страховые организации – по операциям о зачислении или переводе на счет денежных средств, предоставлении или получении кредита (займа), операциям с ценными бумагами, если хотя бы одной из сторон является физлицо или юрлицо, зарегистрированное в государстве, не выполняющем рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), операциям по выплате физлицу или юрлицу страхового возмещения или получению от них страховой премии по установленным видам страхования, операциям по получению НКО денежных средств или иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а равно по их расходованию при сумме операций 100 тыс. руб. и более. Им же необходимо отчитываться по операциям с денежными средствами или иным имуществом, если хотя бы одной из сторон является организация или физлицо, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, терроризму или к распространению оружия массового уничтожения.

Отметим, в своем Письме от 11 сентября 2020 г. № 12-4-4/3908 «О применении отдельных положений законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ» Банк России напоминает, что обязанность кредитной организации по направлению сведений в уполномоченный орган о подлежащих обязательному контролю операциях возникает при наличии всей информации, необходимой для квалификации операций в качестве подлежащих обязательному контролю. «В целях выявления подлежащей обязательному контролю операции кредитная организация вправе запросить у клиента дополнительную информацию и документы, необходимые для исполнения обязанности, установленной Законом № 115-ФЗ», – указывается в документе.

Иные изменения текущего месяца

Помимо поправок, внесенных в Закон № 115-ФЗ Законом № 208-ФЗ, в 2021 году вступили в силу отдельные изменения, предусмотренные федеральными законами от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ, от 22 декабря 2020 г. № 446-ФЗ, от 29 декабря 2020 г. № 479-ФЗ.

Так, с 1 января Закон № 115-ФЗ дополнен положениями о цифровой валюте и цифровых финансовых активах – в частности, для целей Закона № 115-ФЗ цифровая валюта признана имуществом (ч. 3 ст. 3 Закона № 115-ФЗ), операции с цифровыми финансовыми активами внесены в список контролируемых операций (подп. 5 п. 1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ), а операторы информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и операторы обмена цифровых финансовых активов – в перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом (ч. 1 ст. 5 Закона № 115-ФЗ). Последние, наряду с операторами финансовых платформ уже с 10 января обязаны представлять в Росфинмониторинг сведения в отношении отдельных операций (подп. 19-21 п. 4 ст. 6 Закона № 115-ФЗ). Прописаны особенности идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца при осуществлении деятельности указанными участниками финансового рынка.

Кроме того, предусмотрена обязанность операторов применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения на официальном сайте уполномоченного органа информации о включении организации или физлица в перечень организаций и физлиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения (п. 5 ст. 7.5 Закона № 115-ФЗ).

В свою очередь, Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. № 479-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержит нормы о сборе и использовании биометрических персональных данных, в том числе для оказания физическим и юридическим лицам любых финансовых услуг. Он закрепляет:

  • право организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, обновлять информацию о клиенте-физлице, а также о физлице, являющемся представителем клиента, выгодоприобретателем или бенефициарным владельцем, с использованием единой системы идентификации и аутентификации с их согласия;
  • право кредитной организации открыть банковский счет (вклад) клиенту – юрлицу без личного присутствия его представителя в случае, если представитель такого клиента, имеющий право без доверенности действовать от имени юрлица и являющийся физлицом, был идентифицирован этой же кредитной организацией с использованием единой системы идентификации и аутентификации и единой биометрической системы.

Вместе с тем, поправками предусмотрено, что отказ клиента от размещения его биометрических персональных данных в единой биометрической системе не может служить основанием для отказа ему в обслуживании. Одновременно расширен перечень условий, допускающих идентификацию кредитными организациями и другими организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, клиентов при приеме их на обслуживание без личного присутствия путем установления и подтверждения достоверности сведений о них с использованием единой системы идентификации и аутентификации и единой биометрической системы (п. 5.8 ст. 7 Закона № 115-ФЗ).

Также с 30 января содержание реализуемого организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, внутреннего контроля дополнится мероприятиями по проведению в ряде случаев упрощенной идентификации клиентов – физлиц, установлению информации о целях и предполагаемом характере деловых отношений клиентов с данной организацией, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом. Упрощенная идентификация физлиц в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма будет предусмотрена при выплате, передаче или предоставлении являющемуся участником лотереи клиенту-физлицу выигрыша на сумму менее 15 тыс. руб. Будет уточнен и порядок принятия кредитной организацией решения об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) при наличии подозрений о том, что целью его заключения является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, либо решения о расторжении договора банковского счета (вклада) в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции. Причем для последнего случая с 10 до 7 рабочих дней сократится срок рассмотрения осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом организацией документов или сведений, представленных клиентом, и оповещения его об устранении оснований, способствовавших отказу от проведения операции или от заключения договора банковского счета (вклада) (Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 536-ФЗ).

Член Комитета по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный, представляя законопроект с поправками в Закон № 115-ФЗ на пленарном заседании Госдумы, отметил, что угрозы, связанные с легализацией и отмыванием доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, сохраняются, поэтому важно внедрять современные, более эффективные формы борьбы с легализацией незаконных средств. Эти цели и преследовал законодатель, утверждая рассматриваемые изменения в Закон № 115-ФЗ.

В целом январские корректировки призваны оптимизировать регулирование проведения обязательного контроля операций с денежными средствами или иным имуществом с учетом существующих рисков, а также сократить регуляторную нагрузку на организации в части выполнения требований Закона № 115-ФЗ. Это должно способствовать повышению эффективности мероприятий, проводимых государством в области противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма.

При этом, как подчеркнул Росфинмониринг в размещенном на своем официальном сайте Информационном письме от 13 января 2021 года, информация об операциях, подлежащих обязательному контролю, передается в Росфинмониторинг банками и иными уполномоченными организациями самостоятельно без возложения каких-либо дополнительных обязанностей на их клиентов. «В этой связи вступление в силу указанных поправок не повлечет изменения модели отношений юридических и физических лиц с банками и иными уполномоченными организациями», – отмечается в документе. Более того, поправки не направлены на усиление банками контроля за операциями физлиц, связанными с переводами денежных средств между ними и зачислением или снятием денежных средств с банковских счетов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *