Почему в нулевые было лучше чем сейчас
Перейти к содержимому

Почему в нулевые было лучше чем сейчас

  • автор:

Нулевые — это новые девяностые: по чему мы будем ностальгировать

Люди, чье детство и юность пришлись на двухтысячные, уже стали очень и очень взрослыми. Настолько, что пришла пора для сладкой тоски по тем самым старым добрым временам. Повспоминаем?

Кнопочные телефоны
Пиратские диски
Counter Strike
Windows XP
Электронные часы
Кнопочные телефоны
Пиратские диски
Counter Strike
Windows XP
Электронные часы

ICQ

До появления соцсетей основным способом контактов в онлайне была «аська». Под этим прозвищем скрывалась целая россыпь клиентов типа QIP или Miranda, но именно название протокола ICQ стало общим для целой группы мессенджеров.

В «аське» болтали по делу и не по делу, знакомились и флиртовали, отвечали на заковыристые вопросы и гонялись за короткими или симметричными VIP-номерами. К номеру телефона мессенджер не привязывался, что окутывало собеседника дополнительным флером анонимности. Зато можно было подыскивать собеседников по возрасту, стране проживания и владению языками.

Кстати, в отличие от многих примет времени, ICQ до сих пор существует и функционирует. Конечно, времена ее славы и безоговорочного господства на рынке остались в прошлом, но ни один новый мессенджер не сможет занять такое же место в наших воспоминаниях.

Кнопочные телефоны

Смартфоны, конечно, по всем параметрам круче. Но, согласитесь, каждый из нас с ностальгией вспоминает тот самый первый Siemens, Motorola или Nokia. Там не было полноценного выхода в интернет, нормальной камеры или приличной музыки. Зато были полифонические мелодии на звонке (а у вас в голове заиграл «Турецкий марш»?), змейка и Space Invaders. Картинки можно было платно скачивать с коротких номеров, которые даже печатали на обложках школьных тетрадок, и передавать через инфракрасный порт.

А еще они держали заряд по нескольку дней и были очень разными — не то, что сейчас. Да и не отвлекали своих хозяев так сильно: мир вокруг все еще был гораздо интересней.

Плееры

Сегодня даже сложно себе представить, что для прослушивания музыки был отдельный девайс. А в двухтысячные плеер был признаком крутости и статуса (в основном — статуса родителей владельца устройства). Самое начало десятилетия — эпоха дисковых плееров. Они неудобно крепились на поясе и отказывались играть даже при легкой тряске.

Середина декады — расцвет mp3-плееров. Эту штуку уже можно было легко засунуть в карман, но многие все равно гордо держали их в руке, чтобы было видно всем вокруг. Ахъ эта музыка, с трудом выпрошенная и скачанная у друга с нормальным интернетом, ах эти диски, купленные за сэкономленные на школьных обедах деньги.

Пиратские диски

Кстати, о дисках. В те времена достать нормальную музыку было очень непросто — особенно меломанам, которые слушали не «Руки вверх», а что-нибудь типа Depeche Mode или Tool. В магазине желанного альбома могло не оказаться, или же его стоимость составляла размер месячной стипендии.

То ли дело — «раскладки». Дешево и ассортимент огромный, вплоть до школьных записей Егора Летова. Жили такие диски очень недолго, а иногда отказывались нормально воспроизводиться сразу же. Но при всем богатстве выбора альтернативы не было: или копи деньги на «лицензионку», или радио слушай.

К концу двухтысячных интернет развился настолько, что покупать стали чаще не записанные пиратские диски, а пустые «болванки». Мы будем с умилением вспоминать локальные сетки и часы скачивания музыки и фильмов. И с определенной долей радости от того, что сейчас уже не нужно так заморачиваться.

Counter Strike

Кстати, о локальных сетках. Кто не сидел в них, часами зарубаясь в контру перед парами (после пар, вместо пар), тот, кажется, не жил в нулевые. Вообще те годы были богаты на легендарные игры, одна вторая Half-Life чего стоит. Но именно многопользовательский режим в CS часто определял ритм жизни геймера середины двухтысячных. Наверно, у каждого был такой знакомый по общаге или одногруппник, которому иногда нужно было напомнить о том, что пора прерваться и стоит пойти поесть, ненадолго отложив любимый «дезерт». Собственно, красивые хэдшоты до сих пор в цене, а где еще бы мы им учились?

Windows XP

К 2001 году Windows 98 уже порядком устарела, Windows 2000 была так себе продуктом, а версия ME, наверное, до сих пор Гейтсу в кошмарах снится. В этот момент на авансцену выходит ОС, которую многие пользователи до сих пор вспоминают с придыханием. К ней так прикипели и обычные люди, и производители компьютерного железа, что Microsoft испытывала огромные трудности с тем, чтобы «пересадить» нас на более новые ОС.

Щадящие операционные требования, удачный дизайн и полезные фишки сделали «хрюшу» слишком хорошей, чтобы выбрасывать. Пользователи нарадоваться не могли: функция восстановления системы, настраиваемые панели инструментов и «удаленный помощник». Представьте только, последнее обновление для XP в Microsoft выпустили весной этого года!

Winamp

Еще один программный продукт, который благодаря простоте интерфейса, обилию настроек и качеству воспроизведения стал едва ли не именем нарицательным для музыкального плеера. История Winamp началась еще в 1997 году, но именно в двухтысячные он прочно занял места на жестких дисках наших компьютеров.

Программа могла работать со скинами, создавать плей-листы и демонстрировать отличные визуальные эффекты, при этом занимая минимум места и «отъедая» совсем немного программных ресурсов. Любой трек на Winamp можно было заслушивать до бесконечности, выбирая настройки для различных стилей музыки и удивляясь новому балансу инструментов.

И хотя сейчас большинство людей слушает музыку просто с телефона и не заморачивается по поводу того, как их плеер называется, Winamp до сих пор популярен. Компания Radionomy, владеющая правами на программу, выпускает обновления для Winamp и даже анонсировала выпуск новой версии плеера.

Электронные часы

Пока мобильные телефоны все еще были слишком просты для того, чтобы понтоваться, а плееры слишком нежны, чтобы бегать с ними по двору, одной из самых крутых штук были электронные часы. Разный цвет подсветки, мелодии, куча разных циферблатов и пресловутая «водостойкость», при проверке которая погибла не одна китайская подделка.

В самые крутые модели даже были встроены камера и MP3-плеер, а дизайн был брутальным, как подержанный универсал Volvo. Да, сейчас уже умными часами никого не удивишь.

ТВ-шоу

Да, телевизор и сейчас из наших домов никуда не делся, но смотрели его мы, а не только наши родители. «Форт Боярд», «Слабое звено», «Намедни» и не казавшийся пошлым «За стеклом». MTV, «Осторожно, модерн», еще смешной КВН, мультики. И эталонный пример для иллюстрации фразы «Так плохо, что аж хорошо» — Нагиев с его «Окнами».

Да и сам телевизор еще по праву носил гордое прозвище «ящик»: до плоских, висящих на стенах панелей было очень далеко. В те времена у девайса только-только стал плоским экран.

Кто знает, что там сейчас идет по телевизору? Новости. Впрочем, есть в этой жизни кое-что стабильное: «Дом-2», говорят, все еще в эфире.

Не то десятилетие лихим назвали

Андрей Перцев о том, как разрушается миф о нулевых годах

В российской политической мифологии «сытые нулевые», особенно их середина, занимают особое место: экономические кризисы еще не наступили, страна начала вставать с колен. Они оттеняли былое лихое время. После окончания «сытых» они превратились в прошлое, к которому власть не стеснялась обращаться в предвыборных кампаниях: пусть сейчас, может, и непростые времена, но когда-то было хорошо, и снова станет хорошо. К такому месту и роли нулевых мы уже давно привыкли, но, кажется, «золотой век» уже и не так прекрасен.

Владимир Путин о пенсионной реформе

Телеобращение к народу и стенограмма

В своем обращении по поводу пенсионной реформы президент Владимир Путин вспомнил, почему в 2005 году он был против повышения пенсионного возраста. «Напомню, как в тот период жила страна. Это еще не окрепшая экономика с весьма скромными показателями валового внутреннего продукта и крайне низкими заработными платами. Это высокий уровень безработицы и инфляции. За чертой бедности находилась практически четверть граждан страны. Продолжительность жизни едва превышала 65 лет»,— заявил президент. По его словам, пенсионный возраст повышать тогда было категорически нельзя: «Многие семьи, особенно в малых городах и сельской местности, лишились бы основного, а иногда и единственного источника дохода». «При высоком уровне безработицы и работы бы не было, и на пенсию нельзя было бы выйти. А всю возможную прибавку к пенсии просто «съела» бы высокая инфляция, и в итоге число бедных стало бы еще больше»,— констатировал президент.

Вместо золотого века Владимир Путин говорил о какой-то другой эпохе — лихих временах, когда в стране царила безработица, инфляция, а семьи выживали на пенсии стариков.

В такой картине мира нулевые мало чем отличаются от «проклятых 90-х», которые президент в своем обращении тоже вспоминал. Впрочем, в 2007 году ситуация оценивалась несколько иначе. «Сейчас Россия не только полностью преодолела длительный спад производства, но и вошла в десятку крупнейших экономик мира. За период с 2000 года более чем в два раза увеличились реальные доходы населения. И хотя разрыв между доходами граждан еще недопустимо большой, но все-таки в результате принятых в последние годы мер почти вдвое сократились масштабы бедности в России»,— звучало в послании президента Федеральному собранию в 2007 году. Глава государства рассказывал о сотнях миллиардов, которые власть направляет на реформирование ЖКХ и переселение ветхого жилья, о материнском капитале, росте зарплат и пенсий. О пенсионной реформе Путин тоже тогда говорил.

Какой прогноз по росту российской экономики дает Всемирный банк

Какой прогноз по росту российской экономики дает Всемирный банк

«Все громче звучит мнение, что проблемы пенсионного обеспечения в будущем невозможно решить без повышения пенсионного возраста. Обосновывают это расчетами о возможном дефиците пенсионной системы в период 2012–2030 годов — в связи с необходимостью индексации базовой части пенсий темпами, превышающими инфляцию, а также в связи со сложной демографической ситуацией. Убежден: если своевременно принять необходимые меры, никаких кризисов пенсионной системы не будет»,— рассуждал глава государства.

По его словам, «в обозримом будущем для повышения пенсионного возраста в нашей стране объективной необходимости нет». «И не только потому, что это кардинально и, что называется, на все времена не решает проблем с пенсионным обеспечением. Но прежде всего потому, что у нас до сих пор не исчерпаны значительные резервы, позволяющие обеспечить большую наполняемость Пенсионного фонда и покрытие его дефицита»,— заверил Владимир Путин парламентариев.

Теперь в Кремле по-новому смотрят на пенсионную реформу и на положение дел в нулевые. Теперь роль золотого века для вертикали играет настоящее — то, что происходит здесь и сейчас.

Повышена продолжительность жизни, все стало в порядке с медициной, деньги тоже вроде бы есть, но пенсионеров будет слишком много. Безработица по официальным данным побеждена, санкции идут стране на пользу. Вот он новый золотой век, до которого царили лихие времена,— когда они закончились пока, правда, не очень понятно, возможно, с присоединением Крыма.

Перемена угла зрения на нулевые ставит перед властью и обществом несколько вопросов. Во-первых, картина мира переворачивается слишком резко. 90-е действительно были непростым временем, о конкретике многие граждане забыли, поэтому власти сравнительно легко было немного (или сильно) сгустить краски и представить те времена «проклятыми и лихими». Нулевые закончились сравнительно недавно, большинство помнит, что и как тогда происходило. Оптимистичные годы, времена надежд, жить действительно становилось лучше, экономика росла. Пропаганда действительность нулевых даже приукрашала. А теперь — раз, и выяснилось, что жилось тогда трудно и плохо. Во-вторых, на этом фоне сейчас приукрашается современная действительность. В сочетании эти два утверждения вызывают серьезный диссонанс — и заставляют подумать: «Да все совсем не так!»

Что даст России пенсионная реформа с новыми параметрами

Что даст России пенсионная реформа с новыми параметрами

На самом деле никаких цельных нулевых и 90-х не было. В начале 90-х действительно жилось тяжело, к концу десятилетия ситуация начала меняться. Были истории падений, были истории успеха. 90-е плавно перетекли в нулевые — граница между этими временами на самом деле довольно зыбкая. Начало нулевых было похоже на 90-е, кризисные 2008–2009 годы тоже чем-то походили по ощущениям на те времена. Опять же был резкий взлет — на него как раз и пришелся оптимистичный 2007 год.

Какие именно нулевые вспоминал Владимир Путин — может, как раз те — тяжелые, или прошлое становится в его картине мира не лучшим временем, а лучшее, конечно, впереди?

Деконструкция мифа о сытых и стабильных нулевых, превращение их в лихое тяжелое время ради ситуативного оправдания пенсионной реформы — доказательство того, что повышение возраста выхода на пенсию и реакция граждан на него очень озаботили российские власти. Ради проведения этого решения в жизнь, поисков аргументов в его оправдание они готовы рушить ранее незыблемые мифы.

  • Андрей Перцев подписаться отписаться
  • Пенсионная реформа подписаться отписаться

Новый век — новые люди: что нулевые дали культуре России

Пресс-служба Premier

В онлайн-кинотеатре PREMIER стартовал показ нового сериала «С нуля». Его действие разворачивается в двух временных отрезках: в наши дни и в 2008 году. Сериал повествует о двоюродных сестрах, пути которых разошлись в нулевые из-за серьезного конфликта.

Создатели сериала постарались, чтобы воссоздать в точности сцены из нулевых: на автобусной остановке висит афиша «Сумерек», бомбила на «семерке» слушает в машине «Черные глаза», светские львицы появляются на шумных вечеринках (где обязательно есть танцовщицы гоу-гоу, акробаты и другие эффектные шоу) в утягивающих платьях Herve Leger. Таких коротких отсылок в сериале много, и зрители, хорошо помнящие ту эпоху, смогут заметить их все. Чем запомнились нам нулевые, какие были настроения в обществе, что люди смотрели и слушали – рассказываем в этом материале.

Пресс-служба Premier

Фото: Пресс-служба Premier

Первое десятилетие XXI века ознаменовалось для России экономическим ростом. После сложного переходного периода 1990-х начали выстраиваться новые коммерческие, социальные и культурные связи. Это отразилось не только на статистических показателях, но и на обычной жизни в быту. Поменялось настроение в обществе, появилось множество услуг на любой вкус – после долгих лет дефицита люди смогли себе позволить потреблять больше. Даже, не побоимся этого слова, неосознанно потреблять.

В культурном плане произошло много положительных изменений. Ожил кинематограф, появилась новая литература и новая музыка. Совершенно по-новому взглянули на музеи. Появилось много площадок, где было представлено современное искусство, как в традиционной, так и в экспериментальной форме: среди них парк Музеон, Винзавод, Гараж.

Руководитель проектов ЦСИ Винзавод Ирина Саминская в беседе с РБК Life рассказала о зарождении множества проектов в области искусства, и появлении новых пространств:

«После лихих, но бурных девяностых высвободилась творческая энергия, открылся мир, начался культурный обмен, диалог, — вспоминает Саминская. — Я впервые съездила на международные биеннале и, конечно, сразу захотелось это все делать здесь, так как были возможности, ощущалась поддержка на всех уровнях. Мой круг и тусовка точно были заинтересованы и в искусстве и в его развитии».

При этом, по мнению Саминской, нельзя рассматривать нулевые как целое десятилетие.

Пресс-служба Premier

Фото: Пресс-служба Premier

«Я бы различала начало нулевых до 2008 года и десятые годы. Если нулевые были скорее эйфорическими, то после кризиса 2008 года стало очевидно — необходимо построить профессиональную и более устойчивую систему взаимоотношений. Вот тогда, мне кажется, и началась та самая «культурная революция», с парками и открытием ЦСИ Винзавод, институциональным поворотом, как я это называю», — отметила Саминская.

Возрождение кинопроката

В нулевые годы в России значительно увеличилось количество производимых фильмов по сравнению с предыдущим десятилетием. В обиход прочно вошло понятие отечественного блокбастера. Студии стали снимать не только камерные и авторские ленты, но и крупнобюджетные картины, рассчитанные на массового зрителя. В эти годы стремительно стала расти карьера Тимура Бекмамбетова, Федора Бондарчука, Валерия Тодоровского. Бекмамбетов экранизировал «Ночной» и «Дневной» дозоры Лукьяненко, Бондарчук добился большого успеха в прокате с «9 ротой», а Тодоровский как раз в 2008 году (время действия одной из сюжетных линий сериала «С нуля») снял сериальный хит «Стиляги».

Новые идеи реализовали уже известные и заслуженные авторы. Павел Лунгин снял неожиданный «артхаусный» хит «Остров». А Алексей Балабанов после дилогии «Брат» переключился на более камерное кино, но смог наделать много шума с уморительными «Жмурками» и страшным «Грузом 200».

Пресс-служба Premier

Фото: Пресс-служба Premier

При этом в кинематографе появилось много новых имен. Андрей Звягинцев выстрелил с картинами «Возвращение» и «Изгнание», Кирилл Серебренников снял «Изображая жертву» и «Юрьев день», молодая Валерия Гай Германика выступила с мощным дебютом «Все умрут, а я останусь».

Клубный бум

На музыкальной сцене тоже кипела жизнь. Появившиеся в конце 90-х Земфира и «Мумий тролль» не остановились на своих дебютах и продолжили выпускать успешные качественные альбомы. Группа «Би-2», прорвавшаяся, наконец, в ротацию на радио в 1999 году, стала очень успешной в новом десятилетии.

В нулевые появилась группа «Звери» и певица Макsим, чьи хиты вышли за рамки просто популярной музыки тех времен, а стали настоящими народными хитами, которые до сих пор можно услышать и в караоке, и на самой модной вечеринке.

Большой прорыв случился на рэп-сцене. Жанр очень быстро перерос из нишевого в популярный. В нулевые годы успешно начали свою карьеру Баста, Гуф, группа «Каста» и многие другие.

Пресс-служба Premier

Фото: Пресс-служба Premier

На поп-сцене одним из главных хитмейкеров и продюсеров того периода стал Максим Фадеев. Прекратив сотрудничество с очень популярной во второй половине 90-х Линдой, Фадеев запустил сразу несколько успешных проектов. В 2003 году он стал продюсером второго сезона «Фабрики звезд» на Первом канале. В том же году вышел дебютный альбом Глюкозы, которая долгое время не покидала ротацию радио и телеканалов. Чуть позже Фадеев начал продюсировать Катю Лель, Юлию Савичеву, Иракли, а также создал группу «Серебро».

Самой же громкой поп-группой нулевых стала «Тату». Альбом 2001 года «200 по встречной» до сих пор с теплотой вспоминают многие люди. «Тату» завоевали популярность не только благодаря провокационному имиджу, но и качественным аранжировкам и композициям хитов «Я сошла с ума», «Нас не догонят» и «Досчитай до ста».

Год спустя группа перепела альбом на английском и издала его за границей. Успех для российского исполнителя на мировой арене оказался беспрецедентным. Альбом поднялся на первое место в чартах Японии, Австрии и Венгрии, в США на 13-ю строчку в Billboard 200. Сингл «Нас не догонят», спетый на английском, и вовсе возглавил общеевропейский чарт, а также занял первое место в хит-параде синглов Великобритании.

Можно сказать гимном нулевых стала песня Moscow never sleep в исполнении Тимати и DJSmash. Она отражала отношение жителей столицы к жизни, работе и развлечениям.

Нельзя не упомянуть клубную сцену, которая в это десятилетие стала важнейшим элементом музыкальной жизни. Гламурные «Дягилев» и «Опера», противопоставленные им «Денис Симачев» и «Солянка» были желанными местами, попасть в которые, зачастую, могли только избранные. Клубы соревновались между собой в том, чья ночь будет дороже, роскошнее, смелее. Сложно сказать, чего не видели посетители тех вечеринок: безумные шоу с акробатами, танцовщицами, карликами. В то же время начала зарождаться другая тенденция: клубы, ориентированные на электронную музыку и приглашенных западных звезд. Здесь уникальность места создавало не безумно дорогое шоу, а недосягаемость для простого человека – «Крыша мира» со своим комьюнити и открывшаяся в 2008 году «Арма 17.

Были и другие клубы, более доступные московской публике: «16 тонн», «Точка», «Китайский летчик Джао Да», «Проект ОГИ», «Б2»: эти места тоже стали приметой той эпохи.

Настоящий всплеск клубной жизни пришелся на вторую половину 90-х годов, рассказал РБК Life арт-директор клуба «16 тонн» Владимир Морозов.

«Тогда в каждой подворотне открывались ночные клубы, только в нашем районе Пресни их было с десяток. Движение возникло сумбурно, как следствие существования многочисленных рок-клубов, которые были сродни творческим лабораториям, где музыкантам представлялась возможность донести свои произведения до аудитории», — сказал Морозов.

Арт-директор также объяснил, почему практически одномоментно резко возросло количество сцен.

«Тогда наблюдалась четкая взаимосвязь происходящих процессов. Эпоха характеризовалась появлением многочисленных музыкальных СМИ: глянцевые журналы писали о клубной культуре, обильно анонсировали культурные события и концерты; открылось несколько музыкальных ТВ-каналов, шло активное FM-вещание, развивалась музыкальная журналистика, и в какой-то момент возникло большое количество звукозаписывающих лейблов. У групп появилась возможность выпускать свой материал. То есть было и где выпускаться, и где выступать, и где давать интервью. Надо еще принять во внимание, что общее количество исполнителей и музыки в 90-е и нулевые было гораздо меньше. Сейчас все раздроблено на ячейки современными методами таргетирования», — отметил Морозов.

Новая литература

В литературной среде также начались значительные изменения, что неудивительно. Завершился сложный период в стране, появился экономический рост, и многие люди, в том числе и писатели, стали с большим оптимизмом смотреть на мир вокруг.

В массовой литературе закончился период детективов про бандитов и «братков». Огромную популярность набрала Дарья Донцова, которая стала антиподом криминальной литературы 1990-х.

Пресс-служба Premier

Фото: Пресс-служба Premier

На пик творчества выходит Владимир Сорокин. Его «День опричника» до сих остается одной из его самых цитируемых и вспоминаемых книг. Изменился и звезда 1990-х Виктор Пелевин, которые отметился в это десятилетие несколькими романами, самыми популярными из которых стали «Священная книга оборотня» и «Empire V». Людмила Улицкая написала в 2001 году свой самый известный роман «Казус Кукоцкого» — взгляд на СССР с начала его создания до середины 60-х годов. В том же году Татьяна Толстая написала роман «Кысь».

Появились в те годы и новые имена. Одним из самых популярных на сегодняшний день российских авторов стал Алексей Иванов. Несмотря на то, что свои первые романы Иванов написал еще в 90-е, издали их в 2000-е. Его романы «Географ глобус пропил», «Сердце Пармы», «Общага-на-крови» очень быстро завоевали популярность. Сейчас уже есть экранизации этих романов.

Невероятно популярным стал роман «Духless» Сергея Минаева, вышедший в 2006 году. Стилистика популярных на тот момент Бегбедера и Уэльбека упала на благодатную почву, и роман стал одним из самых обсуждаемых в те годы. Минаев одним из первых отказался от рефлексии по прошедшим сложным годам, и описал текущую действительность, как он ее видел на тот момент. В том же стиле работала и Оксана Робски, предоставляя «женский взгляд» на время, на которое пришелся расцвет предпринимательства в стране.

Новое телевидение и способы коммуникации

Мощное развитие в те годы получило телевидение. После распада СССР стало появляться множество новых телеканалов. Например, 2х2 стал первым коммерческим каналом в стране. Во второй половине 1990-х появились и завоевали новую аудиторию ТНТ, СТС, Рен ТВ, ТВ3. В первые годы своего развития каналы хоть и привлекали внимание зрителей, но не могли похвастать разнообразием контента, и часто многие передачи, фильмы и сериалы повторялись по несколько раз в день.

Пресс-служба Premier

Фото: Пресс-служба Premier

Но уже в нулевые годы на российском телевидении стало появляться много собственного продукта, привлекавшего внимание широкой аудитории. Большую популярность набрали ТНТ и СТС, которые предложили разный контент. СТС специализировался на создании семейных сериалов («Моя прекрасная няня», «Папины дочки», «Бедная Настя») и на развлекательных передачах познавательного и интеллектуального свойства («Галилео», «Самый умный»). ТНТ сделал ставку на юмористический жанр и первым в стране представил жанр стэндапа, запустив и по сей день успешный Comedy Club. Тогда же канал начал создавать реалити-шоу («Дом», «Дом 2», «Школа ремонта») — жанр, переживавший в те годы бум во всем мире.

Оставалось крайне актуальным музыкальное телевидение. Российское подразделение MTV, ставшее культовым во второй половине 1990-х, до 2002 года сохраняло свой уникальный формат и было сконцентрировано на передачах собственного производства. Однако после 2002-го со сменой владельца телеканал изменил политику, стремясь к сходству с оригинальным каналом MTV.

В целом телевидение в России стало работать по общемировому стандарту, предлагая зрителям большой выбор телеканалов узко направленности: музыка, спорт, сериалы, мистика, комедия и другие.

Вместе с техническим прогрессом начал развиваться и принципиально новый в те годы источник информации и развлечений — интернет. В начале десятилетия понятие «выделенной линии» было мечтой очень многих людей. Во второй половине нулевых годов интернет стал неотъемлемой частью жизни людей.

Первое десятилетие XXI века останется в памяти, как время больших возможностей, новых форм искусства и появления новых музыкантов, художников, писателей. Такая ситуация сложилась благодаря нескольким факторам.

По мнению Морозова, одной из причин стали сами люди, которые успели пожить в двух странах — СССР и РФ.

Пресс-служба Premier

Фото: Пресс-служба Premier

«Тогда было много людей с советским культурным багажом; среди молодых (на тот момент) людей была огромная жажда к открытиям, они рвались в другой мир. Встреча этих людей с новым миром и породила рассвет. Люди были более образованными, искали, смотрели на все умными глазами, придумывали что-то свое, а не повторяли за кем-то, осмысляли происходящее вокруг. В сфере искусства и музыки работали люди с академическим образованием, они сами были интересны и делали все интересно», — заключил арт-директор «16 тонн».

Руководитель проектов Винзавода в свою очередь отметила важную роль медиа в распространении культуры в стране.

«Это, действительно, было глобально, волнами расходилось от Москвы в другие крупные города. Как раз за популяризацию культуры во многом стало отвечать пространство медиа, стало проще узнавать новости, отсюда появились и зрители, и читатели, и посетители выставок. Правда, это было невероятно, что вот ты читаешь Бодрийяра в университете, а тут раз, и он гуляет по Москве. Или восхищаешься новым романом Уэльбека, и он приезжает в ЦСИ Винзавод и с Бегбедером пьет водку. Сейчас, оглядываясь назад, в это даже сложно поверить», — подвела итог Саминская.

Нулевые. Из чего было сделано лучшее десятилетие в истории России.Esquire янв 2021

Еще

ТОП 10 книг Нулевых. САНЬКЯ. Захар Прилепин t.me/kudaidem/1474 Кысь. Татьяна Толстая t.me/kudaidem/1475 МЕТРО 2033. Дмитрий Глуховский. ДУХLESS. Сергей Минаев. t.me/kudaidem/1476 CASUAL. Оксана Робски. t.me/kudaidem/1477 СВЯЩЕННАЯ КНИГА ОБОРОТНЯ. Виктор Пелевин t.me/kudaidem/1478 ДЕНЬ ОПРИЧНИКА. Владимир Сорокин t.me/kudaidem/1479 МАЧО НЕ ПЛАЧУТ. Илья Стогов t.me/kudaidem/1480 КАК Я СЪЕЛ СОБАКУ. Евгений Гришковец t.me/kudaidem/1481

Из 2020-го, Россия нулевых представляется какого-то запредельного уровня плодородной: куда палку ни воткни, тут же прорастет офис, а спустя полгода еще и выйдет на IPO в Лондоне .

Вероятно, это было лучшее десятилетие в послевоенной истории России. Причем лучшее с точки зрения жизни обывателя.

Бизнесмены, олигархи, геи, модели, чиновники, журналисты, всех по чуть-чуть, и всем комфортно – примерно так выглядит в 2005 году Российская Федерация.

Жир нефтяных доходов пропитывал всех – олигархов, чиновников, богему, силовиков, интеллигенцию и офисный планктон.

Общество пожирало руколу с креветками, блокбастеры и бестселлеры, телефоны Vertu, «Евровидение», пельмени «Дарья», разнообразные телешоу и ночную жизнь.

Наши олигархи покупали самые большие лодки в мире, и это вызывало некоторую гордость.

Сверхпотребление рождало завышенные ожидания – завтра будет не просто лучше, чем сегодня, а драматически прекраснее.

Будет Олимпиада в Сочи, чемпионат мира в Москве и «Фольксваген» вместо «Лады».

Сейчас это кажется анекдотом, но да – шли переговоры о покупке этого немецкого автоконцерна.

В 2008-ом лопнул нефтяной пузырь. Но даже этого звука никто не услышал. Эпоха закончилась, а публика все еще продолжала рефлекторно дожевывать гамбургер в ожидании следующего сезона сериала «Упущенные возможности». А его так и не показали.

Генеральный продюсер телеканала «Пятница!», Сергей Евдокимов задается вопросом, не напрасно ли мы прожили нулевые.

Миллениум. Бум, рост, расцвет и благоухание, а самым старательным еще и бонусы в конце года – тогда казалось, к чему ни прикоснись, все превращается в золото.

То, что было недосягаемым, оказалось доступным.

Нынешний исторический кризис – в значительной мере кризис именно этой имитационной модели жизнеустройства, которой мы так увлеклись в нулёвые годы.

Имитация государственности, имитация выборов, имитация силы… Неудивительно, что лучше всего в эту эпоху чувствовали себя люди, которые эту имитацию могли обеспечить.

Именно в нулевые страна превратилась в одну огромную площадку для пиар-кампаний, что дало возможность не задумываться о реформировании в принципе, ведь какой смысл перестраивать потемкинскую деревню, если она еще даже не построена?

Нулевые – это эпоха небывалого расцвета индивидуализма, но одновременно и наступления на личность.

Именно в нулевые другой стал рассматриваться как средство достижения цели – цели, сводимой, как правило, к банальному.

Логика обмена стала превалировать над любой другой:

секс и молодость обменивались на деньги,

деньги на статус, статус на лояльность, а лояльность на власть.

Нулевые – это годы повсеместного огораживания (высокие рублевские заборы),

расчерчивания границ («только для VIP-клиентов!»)

и разделения – на Россию айфона и Россию шансона.

Именно в нулевые исчезло понятие общественной солидарности, ощущения, что все мы являемся частью единого целого.

Это хорошо заметно в энтропии командных видов спорта, где нужны взаимовыручка и коммуникация, например, футбол (при этом индивидуалистические и даже нарциссические вроде фитнеса, наоборот, расцвели).

Нулевые – это вообще торжество «мирка», который каждый обустраивал себе сам.

Но оказалось, что за строительством собственного мирка не осталось общего мира – нас как нацию уже мало что объединяет.

Нулевые – это эпоха-оборотень, по окончании которой все оказалось не тем, чем казалось.

Крушение старых иерархий привело к формированию новых, куда более сложных.

Моральный релятивизм обернулся той же силы моральным фундаментализмом. Постмодернистская ирония превратилась в изощренный цинизм.

А интернет, казавшийся главным достижением десятилетия, вместо единства только усилил ощущение одиночества и содержание подменил упаковкой. Так неужели все эти десять лет мы прожили зря и потратили лучшее время на то, чем вовсе не стоило заниматься?

Если перефразировать Островского, то жизнь нужно прожить так, чтобы не было мучительно больно, а было просто приятно за бесцельно прожитые годы.

А нулевые, как ни крути, были приятной эпохой.

Другая сторона десятилетия: Политика.

Политолог Глеб Павловский подмечает главные тренды в российской политике нулевых и объясняет, почему эта эпоха, ставшая временем мира и дружбы со всеми, не могла не закончиться.

2000-ый год. В Кремле появился новый, решительный и сравнительно молодой президент.

Заканчивалось десятилетие еще позитивней.

Три триллиона нефтедолларов живительно пронеслись по России, слегка забрызгав ее население.

Рост аудитории интернета в России за нулевые прыгнул с 3 миллионов к 40, и что невероятно – все эти годы власть ни во что не вмешивалась – рунет был, наверное, самым свободным в мире.

Страна стала сетевой.

Путин дружил с президентом США Бушем-младшим и дружески предлагал поделиться с НАТО радиолокационной станцией.

На горизонте не было угроз, а ожидались Олимпиада в Сочи и футбольный мундиаль.

В нулевых Путин подходил под кандидатуру «интеллигентного силовика».

Популярностью и лидерством первых лет он обязан гладкой «питерской» речи. Включая нарочитые грубости, тоже свойственные этому типу.

В 2008 году, Сурков создает в Кремле центр пересмотра стратегии власти. Новая идеология становится агрессивно-изоляционистской.

Борьба с мировым терроризмом объединяет Москву и Вашингтон, дружба двух сверхдержав станет почти сердечной.

В конце десятилетия призрак новой Антанты витает в воздухе, и уходящий американский президент ловит с Путиным рыбу.

В декрете Путина 2004 года есть подражание президенту Бушу – с его созданием Министерства внутренней безопасности и других немыслимых в США до 11 сентября институций.

Импровизируя, Кремль холодно применил чужой эталон.

Война с Грузией длилась неделю и кончилась замирением.

К концу нулевых Россия дружила почти со всеми в мире, кроме Грузии.

Даже на Украине началась демаркация границ с РФ.

Ежемесячно росло число стран безвизового въезда. Наступил мир. Путинский мир.

Два яростно враждующих автора, Проханов и Шендерович, в начале нулевых одинаково расшифровали тайну Путина – человек ниоткуда, человек никуда.

Мистер Никто, но дьявольски удачливый.

Россия хотела мира и получила его.

Путин советует: «Прекратите истерику». Любой вопрос решаем, если не лезть в бутылку, то есть в телеэкран.

Это было время скучнейшего телевидения: политические новости и телешоу к концу нулевых становятся тошнотворны.

Константин Эрнст тихо страдает от сурковской бесконфликтности среди дрессированных ньюсмейкеров на ролях без слов, которые озвучивают то, что поручается им администрацией президента.

«Дело ЮКОСа» стало взломом политической игры. Образовалось супербольшинство партии «Единая Россия».

Басаевская атака в Беслане дала повод для отмены выборов губернаторских.

Президентские выборы 2004 года – это выход одного человека для торжественной пролонгации личной власти. Ручное управление входит в правило с 2004 года.

Мы найдем в нулевых все компоненты сегодняшней жизни: взлет силовых сетей, захват ими экономики, появление теневых «активистов», воззвания к «национальному лидеру» и даже загадочные отравления.

В нулевые формируется разрыв, глубину которого заполнит следующее десятилетие.

2000-е начинаются «Гарри Поттером», а кончаются «Аватаром».

Где Хиллари Клинтон, вручающая министру Лаврову глупую игрушечную кнопку с надписью «Перегрузка»?

Тем временем складывается система глобальной игры Кремля, которому стало тесно в пределах РФ.

«Карты сданы, можно начинать игру», – загадочно говорит Путин Бушу, надолго покидая Америку. В следующем десятилетии игра развернется по-крупному.

Еще одна грань нулевых -Общество.

Писатель Захар Прилепин рассуждает о том, почему после 1990-х страна ждала от наступающего десятилетия большего – но большего быть не могло.

Захару пожизненно отвратительны «девяностые».

О нулевых есть что вспомнить – но замолвить и о них нечего.

Нулевые – это такой замес из девяностых и десятых – прежнее (1990-е) оседало, новое (2010-е) вызревало.

Есть ощущение плотного стыка времен от нулевых.

России нужен был разгон для того, чтобы сосредоточиться.

Государство едва-едва начинало проявляться почти неуловимыми контурами.

Россия, закончив вторую чеченскую, посмотрев всей страной «Брата» и «Брата 2», медленно подходя к 08.08.08, с превеликим сомнением примеряла на себя этатистские одежды, еще не догадываясь, что этатизм не стоит на отрицании позавчерашнего дня.

Кто мы такие, что мы строим, куда идем – ничего понять было нельзя; никто и не понимал.

К середине нулевых действовавшая власть перестала устраивать всех политически активных граждан.

Самые ретивые и отъявленные либералы, звезды 1990-х, почувствовали, что обмануты властью.

Казалось бы, их люди продолжали сидеть на ключевых позициях и здесь, и там, но у этих ребят неплохая интуиция, они видели: всепожирающий напор 1990-х осмысленно тормозят, отовсюду выползают эти самые, подбирающие все больше под себя «силовики».

И хотя «силовики», на первый взгляд, делали примерно то же самое, что и заправилы 1990-х – пилили и перераспределяли, – ничего хорошего либералам ждать от них не приходилось.

Все 1990-е хотя бы верилось, что Борис Николаевич обрушится в ад, и власть вернется в руки сама – но теперь никто никуда рушиться явно не собирался.

Нулевые закончились Болотной.

Колонны разнообразной оппозиции сползлись в тот день на площадь Революции, но оттуда, ведомые либеральными и националистическими вождями, были уведены на площадь Болотную.

Прилепин в тот день сказал, что с либералами больше дела иметь не хочет, потому что они жулье и проходимцы, которые способны своровать все что угодно, даже массовое человеческое недовольство.

Лимонов потом еще девять лет писал, что у него украли революцию; а Прилепин ничего не писал – а наконец освободился от необходимости водить ненужные ему приятельства и делать приличное лицо.

Протест приватизировала буржуазия. Нулевые закончились. Оставалось три года до Донбасса.

На примере четырех писателей шеф-редактор Storytel Константин Мильчин рассказывает, какой была русская литература эпохи нулевых.

Оксана Робски загорается и медленно меркнет.

В 2005 году главным бестселлером года стал роман с никому не понятным названием – Casual. Написанная короткими рублеными фразами история о жизни очень богатых женщин.

Мужа рассказчицы убили, но она не очень переживает: любви уже не было, у мужа незадолго до смерти случился роман на стороне, но одной все-таки тяжело.

Богатая жизнь и дом на Рублевке требуют постоянных расходов, то тут то там возникают проблемы с прислугой. Особого смысла или сверхзадачи в жизни главной героини нет, как нет в ней и сильных эмоций. Роман произвел колоссальный фурор. В довольно бедной стране все знали, что есть богатые люди. Но мало кто представлял, насколько они богаты.

«Рублевка» становится в нулевых – благодаря Робски – сладкой мечтой. Для мужчины предел мечтаний – заработать или наворовать столько денег, чтобы хватило на домик на элитном шоссе. Предел мечтаний для девушки – выйти замуж за рублевского принца. На Рублевке обитают светские львицы. Чем они занимаются – никто не знает, но все знают, кто их королева и летописец: Оксана Робски.

Casual вышел очень вовремя.

Страна хотела веселиться и потреблять.

Цена на нефть росла, курс доллара был стабилен, деньги на скромные развлечения стали появляться у все более широких слоев населения. Нужен был пример, как правильно потреблять. Робски была готова показать.

В одной из поздних книжек героиня, обычная девушка, решившая жить как живут ее кумиры из глянцевых журналов, будет прокладывать границы в холодильнике: вот тут мои суши «Калифорния», правильная еда, а вот тут, глупые родители, ваш гнусный неправильный майонез.

Помимо Casual Робски написала еще около десяти книг. Первый роман имел шумный успех, четверть миллиона проданных экземпляров только за первые месяцы, но потом читательский интерес все падал и падал.

Робски первое время постоянно давала интервью, была в центре внимания СМИ, вела несколько передач на телевидении, ее всерьез называли новым Достоевским. Но мирская слава непостоянна. Последние несколько лет о ней редко вспоминает даже желтая пресса.

А если и вспоминает, то только в статьях с заголовками вроде «Что стало сейчас с героями нулевых». Ничего не стало, живет то ли в Америке, то ли в России, пару раз вышла замуж, пару раз развелась. Как будто и не было первых строчек в списках бестселлеров.

Павел Санаев, который внезапно оказался писателем.

Живет на свете мальчик. Его родители развелись, у мамы – новый муж и новая жизнь, мальчика отправляют к бабушке и дедушке. Бабушка внука любит на свой манер, вот только ее методы воспитания – запугивание, истерика и тотальный контроль.

Повесть Санаева «Похороните меня за плинтусом» была написана еще в 1994-м и через два года была напечатана в журнале «Октябрь».

В начале нулевых она вышла отдельной книгой, к середине десятилетия стала бестселлером, а потом и лонгселлером.

С одной стороны, в повести многие узнали методы воспитания, которым сами подвергались в детстве.

С другой – жизнь знаменитостей всегда любопытна, ведь мама и отчим – лиса Алиса и кот Базилио, Ролан Быков и Елена Санаева.

С третьей – немалую роль сыграло умение автора, Павла Санаева, смешно описывать свой чудовищный и травматичный опыт.

Самого Павла Санаева, переводчика и режиссера, тогда считали автором одной книги. Еще до того, как в 2013 году вышла книга «Хроника раздолбая. Похороните меня за плинтусом 2», критики и читатели шутили о том, что Санаев «откопал стюардессу» и собирается снова выжать из старого сюжета читательские эмоции и деньги.

Удивительное дело, новая книга оказалась вполне самостоятельным и умело написанным произведением, симпатичным романом взросления на фоне краха СССР, а подзаголовок про плинтус – маркетинговым ходом издательства.

Уже семь лет Санаев утверждает, что пишет продолжение. Несколько глав можно прочитать на соответствующем сайте, но «индикатор готовности второй части» по-прежнему показывает 10%. В

место того чтобы сочинять новую книгу, Санаев регулярно рассказывает у себя в инстаграме, как он ее пишет, отчего нам, преданным фанатам, очень грустно.

Гришковец, сын полка.

Гришковец стартовал чуть раньше наступления миллениума – «Как я съел собаку», первый моноспектакль, впервые был показан еще в 1998 году.

К 2004-му Гришковец уже популярен и востребован – на спектакле «Дредноуты» полные залы по всей стране. Тогда же выходит его дебютный роман «Рубашка». Сейчас бы ему присвоили модный ярлык «автофикшен».

Главный герой мечется по Москве и дотошно фиксирует свои похождения. Вот друг прилетает из Сибири, и его необходимо встретить в аэропорту; вот любимая женщина – и пора наконец открыть ей свои чувства; вот строптивый подчиненный – и его надо грамотно унизить и уволить; вот множество ситуаций, в которых стоит остановиться и подумать.

Предложите это почитать кому-нибудь в 2020 году, и читатель воскликнет: «Ну что ж за бессмысленная пошлятина!»

Но в 2004-м такие приемы и мысли казались свежими.

Жизнь активного обитателя мегаполиса еще не была воспета глянцем, романами, сериалами, фильмами.

А тут нам предлагали книгу про город и про нас, которые в нем живут, страдают от пробок и глупых коллег, бухают и в кого-то влюблены.

Ту же историю в той же стилистике Гришковец продает нам под разными обложками по сей день.

Илья Стогов, который пришел на праздник слишком рано.

У кого было бурное десятилетие, так это у Ильи Стогова. Обаятельнейший человек, убежденный либерал, потрясающий рассказчик и звезда петербургского глянца, он одним из первых начал писать городские романы – такие, в которых есть и сладкий, и горький аспекты жизни в большом городе; и юмор, и вечеринки; и подробности рабочих будней и безумные ночи, и разоблачение заговоров, и бессмысленность бытия.

Роман «Мачо не плачут» вышел еще в 2001 году, неплохо продался и прославил автора, но супербестселлером не стал.

Это потом, в 2006 году, хитом станет «Духless» Сергея Минаева.

Стогов стартовал слишком рано, на такую прозу в начале нулевых еще не было массового читателя: прослойка экономически активных горожан тогда была еще слишком маленькой. Стогов вообще всегда начинал слишком рано.

Он писал книги о своих странствиях по Азиям и Африкам в середине нулевых, еще до того как начали ездить, писать и читать о путешествиях все.

Во второй половине нулевых он затеял Stogoff Project – собственную серию нон-фикшен, в которую вошли книги и о скинхедах, и о ленинградском роке, и о роке вообще (хорошая), и о русском порно (чудовищная).

Но вот беда, тогда еще почти не было русского нон-фикшена, не было традиции его читать. А жаль.

Именно на нулевые пришелся ее расцвет – огромные тиражи, знаковые произведения, узнаваемость, статус эксперта по всем на свете вопросам, реклама новых книг на билбордах.

Специалисты делят творчество Латыниной на три основных этапа: фантастический, олигархический и кавказский.

Фантастический пришелся на 1990-е, и книги писались явно под влиянием братьев Стругацких (и конкретно романа «Трудно быть богом»).

Латынина перешла от проблем империй на далеких планетах к отечественной промышленности. В романах «Охота на изюбря», «Стальной король» и «Промзона» есть хороший олигарх, он сильный мужчина и пытается играть почестному.

Его враги играют по-нечестному.

Не без потерь герою удается дойти до конца одной книги и перейти в другую.

Разделавшись с олигархами, Латынина подсела на тему Кавказа.

О войне силовиков и боевиков написаны романы «Джахан нам», «Ниязбек» и «Земля войны».

Коллизия во всех романах примерно одна: есть хороший уроженец Кавказа. Есть террорист. Оба сильные мужчины.

Есть хороший фээсбэшник, например, спецназовец. Он тоже сильный мужчина. И есть плохой фээсбэшник, который всех стравливает. Он не сильный мужчина.

Финал как у греческой трагедии – на сцене горы трупов.

Кто виноват? Российское государство, конечно же. К кавказскому циклу можно отнести и космооперу «Нелюдь», действие которой разворачивается на отдаленных планетах.

В роли фээсбэшников – спецслужбы земной империи, в роли кавказцев – космические чеченцы. Они называются по-другому, но такие же благородные и сильные мужчины.

Проза Латыниной нулевых была увлекательна, читалась на ура, но написана чудовищно. Неуклюжие метафоры повторяются неоднократно, а отдельные обороты ужасны своей непосредственной физиологичностью.

Но в 2000-х без этой яростной прозы, полной проклятий в адрес коварного государства и восхищений горными или космическими варварами, было бы очень грустно.

Чтобы вспомнить, чем жила Россия нулевых, предлагаю посмотреть фильм или прочитать книгу из числа знаковых для эпохи.

ТОП 10 книг Нулевых.

САНЬКЯ. Захар Прилепин

Кысь. Татьяна Толстая

МЕТРО 2033. Дмитрий Глуховский.

ДУХLESS. Сергей Минаев.

CASUAL. Оксана Робски.

СВЯЩЕННАЯ КНИГА ОБОРОТНЯ. Виктор Пелевин

ДЕНЬ ОПРИЧНИКА. Владимир Сорокин

МАЧО НЕ ПЛАЧУТ. Илья Стогов

КАК Я СЪЕЛ СОБАКУ. Евгений Гришковец

ТОП 10 фильмов Нулевых.

СВОИ. Режиссер: Дмитрий Месхиев

ВОЗВРАЩЕНИЕ. Режиссер: Андрей Звягинцев

БРАТ 2. Режиссер: Алексей Балабанов

БУМЕР. Режиссер: Петр Буслов

КОПЕЙКА. Режиссер: Иван Дыховичный

ПРОСТЫЕ ВЕЩИ. Режиссер: Алексей Попогребский

ЭЙФОРИЯ. Режиссер: Иван Вырыпаев

ОСТРОВ. Режиссер: Павел Лунгин

ИЗОБРАЖАЯ ЖЕРТВУ. Режиссер: Кирилл Серебренников

9 РОТА. Режиссер: Федор Бондарчук

ТОП 10 книг Нулевых.
САНЬКЯ. Захар Прилепин t.me/kudaidem/1474
Кысь. Татьяна Толстая t.me/kudaidem/1475
ДУХLESS. Сергей Минаев. t.me/kudaidem/1476
CASUAL. Оксана Робски. t.me/kudaidem/1477
СВЯЩЕННАЯ КНИГА ОБОРОТНЯ. Виктор Пелевин t.me/kudaidem/1478
ДЕНЬ ОПРИЧНИКА. Владимир Сорокин t.me/kudaidem/1479
МАЧО НЕ ПЛАЧУТ. Илья Стогов t.me/kudaidem/1480
КАК Я СЪЕЛ СОБАКУ. Евгений Гришковец t.me/kudaidem/1481

  • Ключевые слова:
  • история России,
  • ТГ-канал kudaidem

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *