Роструд и трудовая инспекция в чем разница
Перейти к содержимому

Роструд и трудовая инспекция в чем разница

  • автор:

Профилактический визит трудовой инспекции: особенности проведения в 2023 году

Защита прав работников и поддержка работодателей традиционно являются приоритетными в работе Роструда. При этом в условиях снижения административной нагрузки на бизнес и активного развития превентивных мер, применяемых в рамках современной модели контрольно-надзорной деятельности, особую роль приобретают профилактические мероприятия.

Статистика, представленная на официальном сайте Роструда, показывает, что к концу 2022 года число профилактических мероприятий службы (550 тыс.) превысило количество контрольно-надзорных в 25 раз. Такого показателя удалось достичь в том числе благодаря расширению практики применения профилактических визитов. Если в 2021 году Роструд отдавал большее предпочтение предостережениям, то сейчас профвизиты применяются наравне с ними.

Как и любое другое профилактическое мероприятие профвизит нацелен на стимулирование добросовестного соблюдения работодателями обязательных требований, устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям таких требований или причинению вреда охраняемым законом ценностям, а также создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения. Несмотря на то что профилактический визит государственной инспекции труда (далее – ГИТ) отвечает всем общим признакам профвизита, он имеет свою специфику. При этом Роструд уже проводит работу по подготовке подзаконной нормативной базы в части правового регулирования такой меры профилактики.

Как и зачем проводится профилактический визит?

Профилактический визит представляет собой не просто один из видов профилактических мероприятий, но и наряду с информированием, обобщением правоприменительной практики, мерами стимулирования добросовестности, объявлением предостережения и консультированием является обязательным при осуществлении государственного контроля (надзора) (ч. 2 ст. 45 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»; далее – Закон № 248-ФЗ).

Цели и задачи профилактического визита

Поскольку профвизит входит в общую систему профилактических мероприятий, он соотносится с основными целями профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, в числе которых:

  • стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
  • устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
  • создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения (ч. 1 ст. 44 Закона № 248-ФЗ).

В свою очередь, профилактический визит ГИТ направлен на предупреждение нарушений трудового законодательства и снижение профессиональных рисков. Достигается это посредством информирования контролируемого лица:

  • об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля;
  • соответствии такой деятельности и объектов контроля критериям риска;
  • основаниях и рекомендуемых способах снижения категории риска;
  • видах, содержании и интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска (ч. 1 ст. 52 Закона № 248-ФЗ).

Контролируемые лица, в отношении которых проводится профилактический визит

  • объекты контроля, отнесенные к категориям высокого и значительного риска;
  • контролируемые лица, приступающие к осуществлению деятельности в сферах, имеющих высокий уровень наличия производственного травматизма, сопряженного с тяжелыми повреждениями здоровья либо со смертельным исходом, в течение трех лет, предшествующих началу осуществления деятельности контролируемым лицом.

Кроме того, контрольный (надзорный) орган обязан предложить проведение профилактического визита лицам, приступающим к осуществлению деятельности в определенной сфере, не позднее чем в течение года с момента начала такой деятельности (ч. 7 ст. 52 Закона № 248-ФЗ, п. 31-34 Положения).

Врио заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Московской области Ольга Петрова в ходе проведенного Профессиональным сообществом по охране труда вебинара на тему контрольно-надзорной деятельности отметила, что профвизит также целесообразно проводить у контролируемых лиц:

  • которые подали заявление об изменении категории риска осуществляемой ими деятельности в случае ее соответствия иной категории риска – при таких условиях профвизит необходим для сбора требуемых сведений о соответствии объекта контроля иной категории риска;
  • у которых произошли легкие несчастные случаи – с целью предупреждения нарушений порядка их расследования с учетом обновления такого порядка с 1 сентября 2022 года.

Инициирование профилактического визита

Форма

Примерная форма просьбы о проведении профилактического визита

Как пояснила Ольга Петрова, профилактический визит может проводиться как по инициативе трудовой инспекции, так и по инициативе контролируемого лица. Например, ГИТ может инициировать профвизит на основании жалобы работника на нарушение его трудовых прав, а работодатель – в случае, если ему требуются разъяснения по определенным вопросам. Причем обращаться к инспекторам с просьбой провести профвизит последние могут неограниченное количество раз.

Если мероприятие инициировано ГИТ, то о его проведении трудовая инспекция должна как минимум за пять рабочих дней уведомить контролируемое лицо. Как отмечается на официальном сайте Роструда, для информирования о предстоящем профилактическом визите инспектор может использовать любой способ – почтовое отправление, вручение уведомления лично руководителю организации, направление его на официальную электронную почту или в личный кабинет на портале госуслуг (при наличии последних).

Вместе с тем контролируемым лицам предоставлена возможность отказаться от проведения обязательного профилактического визита. Для этого достаточно направить в ГИТ уведомление об отказе (в свободной форме) не позднее чем за три рабочих дня до запланированной даты проведения мероприятия (ч. 6 ст. 52 Закона № 248-ФЗ).

Если же инициатива в проведении профилактического визита исходит от контролируемого лица (работодателя), то ему необходимо направить в региональную ГИТ соответствующее заявление. Такое заявление в настоящее время оформляется в свободной форме, в нем рекомендуют указывать:

  • основные реквизиты юридического лица или ИП (ИНН, вид экономической деятельности, адрес фактического места нахождения, иные сведения) – это необходимо, в том числе для подготовки инспектором информационных материалов по вопросам трудового законодательства в зависимости от видов деятельности работодателя;
  • контактные данные уполномоченного должностного лица работодателя (номер телефона для связи, адрес электронной почты) – речь идет о том сотруднике, с которым должностное лицо инспекции сможет осуществлять оперативную связь для согласования даты проведения профилактического визита, формы его проведения и другие вопросы.

Процедура проведения

Профилактический визит проходит в форме беседы инспектора по труду с работодателем или другим сотрудником (например, руководителем кадровой службы или службы по охране труда). При этом в ходе его проведения инспектором может осуществляться консультирование контролируемого лица, то есть разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), муниципального контроля. А значит, у работодателя имеется возможность задать инспекторам ГИТ конкретные вопросы и получить полезные рекомендации, выполнение которых поможет снизить категорию риска или избежать штрафов при последующих проверках. Кроме того, в ходе профилактического визита инспектором может осуществляться сбор сведений, необходимых для отнесения объектов контроля к категориям риска (ч. 2-3 ст. 52 Закона № 248-ФЗ).

Порядок и сроки проведения обязательного профилактического визита устанавливаются положением о виде контроля. В Законе № 248-ФЗ и в Положении регламентирован лишь срок его проведения – не более 8 часов, а также способ взаимодействия уполномоченного должностного лица Роструда или его территориального органа с контролируемым лицом при проведении профилактического визита – профилактическая беседа по месту осуществления деятельности контролируемого лица (то есть очный визит инспектора по труду в организацию) или конференция с использованием видео-конференц-связи (п. 31 Положения). Если профвизит инициирует работодатель, то он сам может выбрать способ взаимодействия.

Что касается организации видео-конференц-связи, то следует учитывать, что в настоящее время органам управления запрещено использовать иностранные цифровые решения и программы для организации видеоконференций. Речь идет, например, о Zoom, Zello, Webex, Discord, Microsoft Teams, Skype. Минцифры России своим Письмом от 1 апреля 2022 г. № МШ-П8-1-070-14732 «Об импортозамещении цифровых решений в органах управления Российской Федерации» рекомендовало рассматривать для этих целей программные продукты российских разработчиков ООО «ИВКС» и ООО «Труконф», которые готовы предоставить программное обеспечение и техническую поддержку для оперативной замены решений иностранных производителей. Так, для проведения видео-конференц-связи сейчас допустимо использовать только отечественные аналоги иностранных цифровых решений и программ, в числе которых – Сферум Видеозвонки Mail.ru, Видеовонки VK, Яндекс.Телемост, Вебинар.ру, TrueConf, Jazz, IVA AVES, IVA AVES S, IVA LARGO, Вега-Ирида и Vinteo. Но, как отметила Ольга Петрова, трудовая инспекция отдает предпочтение в этом вопросе порталу Яндекс.Телемост.

Вопросы инспектору

Перечень вопросов, которые можно задавать инспектору по труду в ходе профилактического визита, в нормативных правовых актах не установлен. Как следует из регулярно публикуемых на официальном сайте Роструда региональных новостей о проведении профвизитов на конкретных предприятиях, круг обсуждаемых тем очень широк. Например, беседа может быть проведена по вопросам:

  • порядка, сроков и места выплаты заработной платы;
  • установления размера минимальной заработной платы в России;
  • поручения работнику дополнительной работы по другой профессии (должности) путем совмещения профессий (должностей), а также досрочной отмены такого поручения;
  • изменения определенных сторонами условий трудового договора;
  • материальной ответственности работодателя за задержку выплаты зарплаты и других выплат, причитающихся работнику;
  • дисциплины труда и трудового распорядка;
  • формирования в электронном виде основной информации о трудовой деятельности и трудовом стаже каждого работника;
  • содержания трудового договора и т. д.

Также инспектор может обсудить с уполномоченным сотрудником контролируемой компании нюансы наложения дисциплинарного взыскания, увольнения работника, не прошедшего испытательный срок, оформления работника на условиях внутреннего и внешнего совместительства, внесения изменений в трудовой договор при установлении работнику группы инвалидности. Контролируемое лицо может быть дополнительно проконсультировано по вопросам принятия и внесения изменений в локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, и обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы.

Никаких ограничений по тематике и количеству задаваемых вопросов нет. Однако, если профвизит инициирует работодатель, эксперт советует при направлении заявления о проведении такого мероприятия указать и примерные темы, по которым он планирует получить разъяснения от инспектора, чтобы последний мог заранее подготовиться к беседе и собрать актуальные нормативные предписания, относящиеся к деятельности компании.

Результаты профилактического визита

Одной из главных особенностей профилактического визита является то, что при его осуществлении юридическим лицам (ИП) не выдаются предписания об устранении нарушений требований действующего законодательства о труде и об охране труда. При этом разъяснения инспектора по интересующим работодателя вопросам, полученные в ходе профилактического визита, носят исключительно рекомендательный характер.

Но не стоит считать, что раз профвизиты носят исключительно профилактический, а разъяснения инспектора – рекомендательный характер, то эффект от этого мероприятия ниже, чем от других. Так, на практике зачастую профвизит (особенно – инициированный контрольным органом на основании поступившего обращения работника о нарушении его трудовых прав) служит импульсом для оперативного решения возникшей между работником и работодателем проблемы. Например, в Приморском крае уже в ходе проведения профилактического мероприятия было выявлено наличие задолженности по заработной плате перед уволенным работником. После профилактической беседы и разъяснения работодателю требований трудового законодательства в части его обязанности по выплате расчета при увольнении и по другим вопросам оплаты труда окончательный расчет сотруднику был перечислен в полном размере, выплачена компенсация за задержку выплаты окончательного расчета при увольнении. Отметим, ранее такая проблема могла привести стороны в суд, а сейчас достаточно, чтобы инспектор указал на недочеты, и проблема между работником и работодателем решается в одночасье.

К выполнению работодателем своих обязательств по погашению задолженности перед восемнадцатью сотрудниками привел и профилактический визит, проведенный Государственной инспекцией труда в Московской области. Выяснилось, что работодатель нарушал права трудовых мигрантов, которые удалось восстановить, так как инспектор своевременно дал работодателю соответствующие разъяснения.

Отметим, в отличие от консультирования, по итогам которого контролируемым лицам и их представителям не предоставляется информация в письменной форме (за исключением случаев, когда необходимость предоставления такой информации предусмотрена положением о виде контроля, или если само контролируемое лицо направило запрос о предоставлении письменного ответа в установленные сроки), по итогам профилактического визита формируется акт с рекомендациями для контролируемого лица, ориентированными на обеспечение соблюдения им обязательных требований трудового законодательства.

Хоть риск негативных последствий после профилактического визита минимален (поскольку в ходе его проведения инспектор не ходит по предприятию в поисках отклонений от установленных требований и т. п., а, как правило, проводит беседу с работодателем или его представителем в отдельном кабинете), но все же он есть. В случае если при проведении профилактического визита будет установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда охраняемым законом ценностям или такой вред причинен, инспектор незамедлительно направит информацию об этом уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе внеплановых (ч. 8-9 ст. 52 Закона № 248-ФЗ).

Особенности проведения профилактического визита в 2023 году

Особенности проведения такого профилактического мероприятия в текущем году связаны с продлением моратория на проведение плановых проверок на 2023 год. Так, с 30 декабря 2022 года действует норма, согласно которой контролируемое лицо вправе обратиться в контрольный (надзорный) орган с просьбой о проведении профилактического визита. В случае если такое обращение поступило не позднее чем за 2 месяца до даты начала проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия, контрольный (надзорный) орган обеспечивает включение профилактического визита в программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2023 год. Такой профилактический визит проводится не позднее чем за месяц до даты проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия, при этом дата его проведения предварительно согласовывается с контролируемым лицом любым способом, обеспечивающим фиксирование такого согласования.

От инициирования профвизита в данном случае может быть двойная польза – работодатель не только получит полезные рекомендации от инспектора, но и если профилактический визит будет проведен в течение трех месяцев до даты проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия, то контрольный (надзорный) орган сможет принять решение об исключении планового контрольного (надзорного) мероприятия из плана (абз. 3 п. 11.3 Постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля»; далее – Постановление Правительства РФ № 336). Подчеркнем, в данном случае речь идет именно о праве, а не об обязанности контрольного (надзорного) органа.

Также Постановление Правительства РФ № 336 предусматривает возможность проведения профилактического визита продолжительностью один день для тех контролируемых лиц, в отношении которых не допускается включать плановые контрольные (надзорные) мероприятия в планы проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на 2023 год. Речь идет, в частности, о государственных и муниципальных учреждениях дошкольного и начального общего, основного общего и среднего общего образования, объекты контроля которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска. Причем отказаться от проведения профвизита в данном случае они не могут.

Примечательно, что содержательная часть профилактического мероприятия в указанном случае значительно шире той, которая заложена в него Законом № 248-ФЗ. Так, в рамках визита проверяющие смогут оценить соблюдение образовательными учреждениями обязательных требований, в том числе путем проведения осмотра, отбора проб (образцов), истребования документов, испытания, инструментального обследования и экспертизы. Для таких случаев увеличен и максимальный срок проведения профвизита – его разрешено продлевать на срок, необходимый для инструментального обследования, но не более трех рабочих дней, а также приостанавливать по решению уполномоченного должностного лица контрольного (надзорного) органа на основании мотивированного представления инспектора (абз. 2-4 п. 11.4 Постановления Правительства РФ № 336).

Особенности касаются и порядка оформления результатов профвизита. В отличие от обычного профвизита, который не предполагает выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений, профвизит в рамках действия надзорного моратория предусматривает такую возможность для случаев, если по результатам профилактического визита выявлены нарушения обязательных требований. «В случае выдачи предписания об устранении выявленных нарушений контролируемому лицу копия указанного предписания направляется в орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя контролируемого лица», – уточняется в документе.

При этом при принятии контрольным (надзорным) органом решения о проведении профилактического визита в отношении государственных и муниципальных учреждений образования с объектами контроля из категории чрезвычайно высокого и высокого риска, такое профилактическое мероприятие потребуется включить в программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на текущий год (абз. 6 п. 11.4 Постановления Правительства РФ № 336).

В остальном порядок проведения профилактических визитов как со стороны ГИТ, так и со стороны других контролирующих органов в 2023 году не изменился.

Планируемые поправки

Несмотря на то что профилактический визит проводится в рамках действия Закона № 248-ФЗ уже более полутора лет, подзаконная нормативная база по этому направлению профилактических мероприятий еще не сформирована. Однако работа по этому направлению уже активно ведется Рострудом.

  • решения о проведении профилактического визита;
  • уведомления контролируемого лица о проведении профилактического визита;
  • акта профилактического визита;
  • акта о невозможности проведения профилактического визита.

В частности, в решении о проведении профилактического визита планируется отражать:

  • сведения о контрольном (надзорном) органе и должностном лице, принявшем решение о проведении профилактического визита;
  • данные о контролируемом лице, включая Ф. И. О. гражданина или наименование организации, их ИНН;
  • способ проведения профвизита – по адресу места осуществления контролируемым лицом деятельности, или другому адресу места проведения профилактического визита, либо путем использования видео-конференц-связи;
  • срок проведения визита (должна быть указана не только дата, но и продолжительность в часах и минутах);
  • основания проведения профилактического мероприятия (контролируемое лицо приступает к деятельности в определенной сфере, объект контроля отнесен к категории высокого или значительного риска или профилактический визит инициирован самим контролируемым лицом);
  • Ф. И. О., должность инспектора или инспекторов, уполномоченных на проведение профилактического визита.

В качестве дополнительной может быть указана информация об объектах контроля, в отношении которых предусмотрен сбор сведений в целях их отнесения к категориям риска, о параметрах объекта контроля в части показателей, сведения о которых предстоит собрать в ходе профилактического визита. Такие данные необходимы в случаях, если в рамках профвизита предусмотрен сбор сведений об объектах контроля.

При этом предполагается, что каждое решение о проведении профилактического визита будет подписываться должностным лицом, принявшим решение о его проведении, с указанием его Ф. И. О., должности, контактного телефона и адреса электронной почты. Кроме того, на бланке решения появится отметка о размещении сведений о профилактическом визите в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий с указанием даты и учетного номера. Также в форму добавят QR-код, обеспечивающий переход на страницу в Интернете, содержащую запись единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий о профилактическом визите.

Согласно проекту похожие данные будут отражены и в уведомлении контролируемого лица о проведении профилактического визита. Но помимо них, там будет указано на возможность контролируемого лица воспользоваться предоставленным ч. 6 ст. 52 Закона № 248-ФЗ правом отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом контрольный (надзорный) орган не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения. Уведомление об отказе от проведения обязательного профилактического визита можно будет направить по адресу, указанному в уведомлении, полученном от ГИТ.

Что касается акта профилактического визита, оформляемого по результатам его проведения, то в него, помимо общей информации – на основании какого решения, в рамках какого вида госконтроля (надзора), в отношении кого и каким способом проведен визит и т. п., планируется включать сведения о вопросах, беседа по которым была проведена в ходе профвизита. Речь идет об информации, касающейся: обязательных требований, предъявляемых к деятельности контролируемого лица или к принадлежащим ему объектам контроля; их соответствия критериям риска; оснований и рекомендуемых способов снижения категории риска; видов, содержания и интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к конкретной категории риска. Здесь же можно будет прописать перечень вопросов, по которым проведено консультирование контролируемого лица.

В случае выявления в ходе профвизита факта, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) уже причинен, сведения об этом тоже нужно будет отражать в акте. К самому акту можно будет приобщить необходимые документы и иные материалы.

Проектом приказа предусмотрено, что на бланке акта будут стоять отметки об ознакомлении контролируемых лиц или их представителей с актом профилактического визита и о направлении акта контролируемому лицу почтой. Отметки предписано проставлять после реализации указанных в них действий.

При этом в случае невозможности проведения профилактического визита, вызванной отсутствием контролируемого лица по месту нахождения (осуществления) деятельности, фактическим неосуществлением деятельности контролируемым лицом или иными действиями (бездействием) последнего, будет оформляться акт о невозможности проведения профилактического визита, форма которого тоже приведена в проекте приказа.

Вместе с тем 27 января 2023 года на официальном сайте Роструда появилась информация о подготовке нового положения о федеральном государственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права. В нем, в частности, закреплены все 7 форм профилактических мероприятий при выполнении государственного контроля, которые перечислены в ст. 45 Закона № 248-ФЗ: консультирование; профилактический визит; обобщение правоприменительной практики; информирование; объявление предостережения; самообследование; меры стимулирования добросовестности.

Поправки продиктованы необходимостью внедрения более гибкого подхода к принятию решения о проведении контрольных мероприятий в отношении отдельных работодателей, а также сокращения избыточного государственного регулирования. «Новое положение позволит создать условия для более широкого выбора видов контрольно-надзорных мероприятий с целью стимулирования предпринимателей к выполнению обязательных требований», – отмечает служба.

Профилактический визит является одним из важнейших превентивных инструментов среди применяемых трудовыми инспекторами в рамках современного этапа развития системы контрольно-надзорной деятельности. «В ходе такого мероприятия никакие меры инспекторского реагирования не применяются. По его итогам нет штрафов, нет протоколов. Наша задача понять, с какими сложностями сталкивается работодатель, найти решения, а также выявить риски, которые сам работодатель еще не увидел, помочь не только их устранить, но и предотвратить возникновение нарушений в будущем», – пояснил руководитель Роструда Михаил Иванков.

За полтора года профилактический визит доказал свою актуальность как для контролирующих, так и для контролируемых лиц, поэтому постепенно растет не только число инициированных контрольно-надзорными органами мероприятий такого вида, но и заявлений от работодателей о проведении профилактических визитов. И это вполне оправданно, ведь живой формат общения хозяйствующих субъектов с трудовой инспекцией не только удобен, но и полезен для самого работодателя, его кадровой службы и службы охраны труда.

Государство обделило ведомство, защищающее работников

Роструд в роли пасынка

Трудовой кодекс обязывает федеральную инспекцию труда контролировать соблюдение трудового законодательства, но государство ставит своему ведомству палки в колеса. Лишило самостоятельности, подчинив Минтруду. Возложило обязанности, урезав штат сотрудников. Ограничило приоритет надзорных функций и даже не установило работникам униформу. Инспекторы же трудятся изо всех сил — и приносят в казну немалый доход. Кому выгодно ослабление инспекции труда — вопрос открытый.

БЕССИСТЕМНЫЙ НАДЗОР

Профсоюзы созданы для защиты социально-трудовых и гражданских прав, производственных, профессиональных, экономических и социальных интересов работников. Но даже у самых крупных профсоюзов меньше возможностей, чем у государства. Именно его контрольно-надзорные органы должны быть основными защитниками трудовых интересов работников.

Согласно ТК РФ контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляют пять федеральных госструктур. И основная нагрузка здесь ложится на федеральную инспекцию труда. Кроме нее в ТК представлены следующие виды федерального государственного надзора: энергетический, санитарно-эпидемиологический, за соблюдением промышленной безопасности, за соблюдением требований ядерной и радиационной безопасности.

Ряд госнадзоров, однако, в ТК не представлен — строительный, пожарный, за безопасностью дорожного движения и др. Может, они не имеют отношения к контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права? Но строительство уже много лет обгоняет другие отрасли по числу несчастных случаев и по последствиям от них. При пожарах, чрезвычайных случаях и ДТП тоже гибнет и травмируется много работников. Другое дело, что применительно к этим сферам нет четкого учета погибших и пострадавших в период исполнения трудовых обязанностей.

Конституция страны декларирует, что в РФ охраняются труд и здоровье людей. К контролю в сфере трудовых отношений имеет отношение пять органов госнадзора, указанных в ТК РФ. Основная же нагрузка по обеспечению госнадзора за соблюдением трудового законодательства ложится на Федеральную службу по труду и занятости (Роструд). И нельзя не обратить внимания на серьезные различия в правовом статусе Роструда и остальных четырех ведомств из этих пяти.

Госконтроль в промышленной безопасности, энергетике, ядерной и радиационной безопасности возложен на должностных лиц Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). В его ведении находится и государственный строительный надзор (в ТК РФ не упомянут). Деятельность этих органов регулируется отдельными законодательными актами.

Ростехнадзор напрямую подчинен правительству РФ и вправе издавать федеральные нормы и правила, требования которых обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами. То же и с санэпиднадзором (Роспотребнадзор): он подчинен правительству РФ и сам издает санитарные нормы и правила (СанПиН) с обязательными требованиями.

ИНСПЕКЦИЯ В ЧЕРНОМ ТЕЛЕ

А теперь посмотрим на правовой статус федеральной инспекции труда. Она состоит из Роструда и подчиненных ей госинспекций труда в субъектах РФ. Хотя на нее ложится основная нагрузка в обеспечении контрольно-надзорных функций по защите трудовых прав работников, правовое положение этой инспекции заметно хуже.

Так, Роструд, в отличие от Ростехнадзора и Роспотребнадзора, в названии не содержит слов “по надзору”. Официально Роструд — “федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы, специальной оценки условий труда и социальной защиты населения, оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством РФ для социально незащищенных категорий граждан” (из постановления правительства РФ от 30.06.2004 № 324, ред. от 24.11.2020).

Выглядит так, словно важнейшая государственная функция контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и трудовых прав “растворилась” в обилии обязанностей этого органа. Возможно, поэтому Роструд не стал Федеральной службой по надзору в сфере трудовых отношений, а стал “службой по труду и занятости”. Это говорит о нежелании государства полноценно обеспечивать надзор в сфере труда.

Штат Роструда и госинспекций труда в субъектах РФ ограничен и продолжает уменьшаться. Зато функций и задач все больше, в силу этого Роструд не может качественно и всесторонне выполнять свои контрольно-надзорные функции в сфере труда. Поэтому нередки случаи невыплаты или задержки зарплаты, незаконных увольнений или урезания штата, перевода на сокращенную рабочую неделю. Практикуются также гражданско-правовые договоры, невыполнение требований охраны труда и проч.

Далее, Роструд, в отличие от Ростехнадзора и Роспотребнадзора, находится не в ведении правительства РФ (хотя и регулируется его постановлениями), а подведомственен Минтруду. Это снижает самостоятельность Роструда, в том числе в сфере надзора. К слову, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) в целях поднятия авторитета и самостоятельности с недавнего времени напрямую подчиняется правительству РФ. А ведь набор ее задач и функций меньше, чем у Роструда.

Будучи подведомственным Минтруду, Роструд не вправе издавать нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования в сфере труда. Минтруд же так и не ввел в действие множество государственных нормативных требований (например, в сфере охраны труда), что затрудняет работу по качественной организации госконтроля (надзора). Как можно контролировать соблюдение требований охраны труда, например, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов, если нет соответствующих нормативных актов по охране труда? Подобных примеров много.

ФОРМЕННОЕ БЕЗОБРАЗИЕ

Здесь уместно отметить, что федеральная инспекция труда — не дотационная, а рентабельная структура. Об этом свидетельствует сумма наложенных Рострудом штрафов за 2020 год. Привлекают к административной ответственности за нарушение требований охраны труда, порядка проведения спецоценки условий труда или ее непроведение. Штрафуют за невыдачу работникам средств индивидуальной защиты, за допуск к должностным обязанностям без обучения охране труда или без проверки соответствующих знаний, без прохождения обязательных медосмотров или психиатрического освидетельствования либо при наличии медицинских противопоказаний. В прошлом году сумма таких административных штрафов превысила 1,7 млрд (!) рублей.

Даже в условиях усеченных полномочий и возможностей должностные лица Роструда пытаются заставить бизнес уважать и выполнять требования действующего законодательства.

Между тем полномочия федеральной инспекции труда ущемляются еще и отсутствием форменной одежды для ее должностных лиц. И здесь инспекцию в очередной раз “обидели” в сравнении с другими надзорными структурами. У должностных лиц Ростехнадзора, Россельхознадзора и других ведомств есть форменная одежда. В период ковидных ограничений одно появление инспектора Роспотребнадзора в вишнево-малиновой форме заставляло всех соблюдать меры безопасности.

Почему даже здесь сотрудникам федеральной инспекции труда отвели роль пасынков и лишили их права иметь форменную одежду? Видимо, среди равных органов госнадзора, указанных в ТК РФ, есть “более равные”. Или более покладистые.

Профсоюзный контроль в сфере трудовых отношений эффективнее, когда есть тесное взаимодействие с федеральной инспекцией труда и другими надзорными и контролирующими структурами. Это же относится и к ведомственному контролю на федеральном и региональном уровне. Увы, законодательный статус этих контрольно-надзорных органов хромает на две ноги.

Несложно догадаться, что слабый государственный и ведомственный надзор выгоден работодателям, особенно недобросовестным. Может, пора перестать “кошмарить” органы госнадзора — в первую очередь федеральную инспекцию труда? Ведь они созданы государством для его же защиты и делают благое дело, охраняя интересы миллионов граждан, в том числе в период исполнения ими трудовых обязанностей.

Сведения о полномочиях, задачах и функциях Государственной инспекции труда

— единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 28.06.2021 N 220-ФЗ)

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 28.06.2021 N 220-ФЗ)

Деятельность федеральной инспекции труда и ее должностных лиц осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Основными задачами федеральной инспекции труда являются:

обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Основные полномочия федеральной инспекции труда в соответствии

(ст. 356 Трудового кодекса Российской Федерации)

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

(в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 220-ФЗ)

анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях;

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 28.06.2021 N 220-ФЗ)

направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов и (или) организаций в целях обеспечения надлежащего применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, получения объективной оценки состояния условий труда на рабочих местах, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов, работодателей и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач;

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 24.07.2009 N 206-ФЗ, от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

проверяет соблюдение требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;

(абзац введен Федеральным законом от 22.07.2008 N 157-ФЗ, в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

направляет в национальный орган по аккредитации представления о приостановке действия аттестата аккредитации организации, проводящей специальную оценку условий труда и допускающей нарушение требований законодательства о специальной оценке условий труда;

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, предложение об аннулировании сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда в связи с допускаемым этим экспертом нарушением законодательства о специальной оценке условий труда;

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

направляет в соответствующие органы государственной власти информацию о фактах нарушений, действиях (бездействии) или злоупотреблениях, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

организует и проводит мероприятия, направленные на профилактику нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в соответствии с ежегодно утверждаемой ею программой профилактики таких нарушений;

(абзац введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 393-ФЗ)

принимает меры по принудительному исполнению обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений;

(абзац введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 393-ФЗ)

иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют права, предусмотренные ст. 357 Трудового кодекса Российской Федерации:

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 28.06.2021 N 220-ФЗ)

в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения контрольных (надзорных) мероприятий организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц;

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 28.06.2021 N 220-ФЗ)

запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, включая материалы фотосъемки, аудио — и видеозаписи, информационные базы, банки данных и иные носители информации, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 421-ФЗ, от 28.06.2021 N 220-ФЗ)

изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;

(в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)

составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда;

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

принимать решение о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, в соответствии со статьей 360.1 настоящего Кодекса.

(абзац введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 393-ФЗ)

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

ТК РФ Глава 57. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ (НАДЗОР)

И ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ,

СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ,

от 28.06.2021 N 220-ФЗ)

ТК РФ Статья 353. Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

(в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 220-ФЗ)

Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда.

Предметом федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, является соблюдение работодателями требований трудового законодательства, включая законодательство о специальной оценке условий труда, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, регулируются законодательством Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.

Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утверждается Правительством Российской Федерации.

ТК РФ Статья 353.1. Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

(введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.

ТК РФ Статья 354. Федеральная инспекция труда

Федеральная инспекция труда — единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 28.06.2021 N 220-ФЗ)

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 28.06.2021 N 220-ФЗ)

ТК РФ Статья 355. Принципы деятельности и основные задачи федеральной инспекции труда

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Деятельность федеральной инспекции труда и ее должностных лиц осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Основными задачами федеральной инспекции труда являются:

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

ТК РФ Статья 358. Обязанности государственных инспекторов труда

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей — физических лиц и работодателей — юридических лиц (организаций).

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 28.06.2021 N 220-ФЗ)

Государственные инспекторы труда обязаны хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности, считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

ТК РФ Статья 359. Независимость государственных инспекторов труда

Государственные инспекторы труда при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Сведения о полномочиях

Статья 229.3. Проведение расследования несчастных случаев государственными инспекторами труда.

Государственный инспектор труда при выявлении сокрытого несчастного случая, поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), о несогласии их с выводами комиссии по расследованию несчастного случая, а также при получении сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка расследования, проводит дополнительное расследование несчастного случая в соответствии с требованиями настоящей главы независимо от срока давности несчастного случая. Дополнительное расследование проводится, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда, а при необходимости — представителей соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). По результатам дополнительного расследования государственный инспектор труда составляет заключение о несчастном случае на производстве и выдает предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представителем).

Государственный инспектор труда имеет право обязать работодателя (его представителя) составить новый акт о несчастном случае на производстве, если имеющийся акт оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования несчастного случая. В этом случае прежний акт о несчастном случае на производстве признается утратившим силу на основании решения работодателя (его представителя) или государственного инспектора труда.

Статья 231. Рассмотрение разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев.

Разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев, непризнания работодателем (его представителем) факта несчастного случая, отказа в проведении расследования несчастного случая и составлении соответствующего акта, несогласия пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), а при несчастных случаях со смертельным исходом — лиц, состоявших на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лиц, состоявших с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), с содержанием акта о несчастном случае рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в суд. В этих случаях подача жалобы не является основанием для невыполнения работодателем (его представителем) решений государственного инспектора труда.

Статья 353. Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Статья 354. Федеральная инспекция труда.

Федеральная инспекция труда — единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

Статья 355. Принципы деятельности и основные задачи федеральной инспекции труда.

Деятельность федеральной инспекции труда и ее должностных лиц осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности.

Основными задачами федеральной инспекции труда являются:

-обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

-обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

-обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

-доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Статья 356. Основные полномочия федеральной инспекции труда.

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:

-осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

-анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

-осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;

-направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

-абзац шестой утратил силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ;

-абзац седьмой утратил силу с 1 января 2007 г.;

-проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

-обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;

-анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;

-абзац одиннадцатый утратил силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ;

-абзац двенадцатый утратил силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ;

-принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

-запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач;

-ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

-осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

-информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан;

-готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;

-проверяет соблюдение требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;

-иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 357. Основные права государственных инспекторов труда.

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:

-в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц;

-запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

-изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

-расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

-предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

-абзац седьмой утратил силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования Федерального закона от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ;направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

-выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

-запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или деклараций о соответствии либо не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

-абзац одиннадцатый утратил силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ;

-абзац двенадцатый утратил силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ;

-составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

-выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Статья 358. Обязанности государственных инспекторов труда.

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей — физических лиц и работодателей — юридических лиц (организаций).

Государственные инспекторы труда обязаны хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную,коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности, считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.

Статья 359. Независимость государственных инспекторов труда

Государственные инспекторы труда при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону.

Статья 360. Порядок организации и проведения проверок работодателей

Порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.

Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Предметом проверки является соблюдение работодателем в процессе своей деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

-истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

-поступление в федеральную инспекцию труда:

-обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;

-обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;

-запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 настоящего Кодекса;

-наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в абзаце четвертом части седьмой настоящей статьи, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры.

Предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в абзаце четвертом или пятом части седьмой настоящей статьи, не допускается.

Особенности проведения проверок соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний и уполномоченному органу управления использованием атомной энергии, устанавливаются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.

Статья 361. Обжалование решений государственных инспекторов труда.

Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.

Статья 362. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели — физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Статья 363. Ответственность за воспрепятствование деятельности государственных инспекторов труда.

Лица, препятствующие осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не исполняющие предъявленные им предписания, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по отношению к государственным инспекторам труда, членам их семей и их имуществу, несут ответственность, установленную федеральными законами.

Статья 364. Ответственность государственных инспекторов труда.

За противоправные действия или бездействие государственные инспекторы труда несут ответственность, установленную федеральными законами.

Статья 365. Взаимодействие федеральной инспекции труда с государственными органами, органами местного самоуправления и организациями.

Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по федеральному государственному надзору в установленной сфере деятельности, иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами прокуратуры, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими организациями.

  • Об инспекции
  • Деятельность
  • Результаты
  • План проверок
  • Противодействие коррупции
  • Госслужба
  • Закупки
  • Реестр работодателей гарантированно соблюдающих трудовые права работников
  • Список недобросовестных работодателей
  • Новости
  • Мониторинг повышения зарплат работников бюджетной сферы
  • Уведомления о начале проведения проверок в хозяйствующих субъектах
  • Результаты специальной оценки условий труда
  • Нормативные документы
  • Декларирование деятельности предприятия по реализации трудовых прав работников и работодателей
  • Реестры учреждений на которые распространяется действие Указа Президента РФ №597 от 07.05.2012 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»
  • Письмо в государственную инспекцию труда
  • Ссылки
  • Профилактика нарушений

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *