Таргетирование инфляции что это такое простыми словами
Перейти к содержимому

Таргетирование инфляции что это такое простыми словами

  • автор:

Инфляционное таргетирование: преимущества и ограничения использования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

В статье рассмотрены содержание и специфика политики инфляционного таргетирования . Выделены основные режимы таргетирования инфляции. Выявлены преимущества и недостатки режима, ограничения при его реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Толстолесова Л.А.

Финансовая поддержка АПК в Тюменской области: источники и направления финансирования

Особенности реализации режима инфляционного таргетирования в условиях модернизации российской экономики

Таргетирование инфляции в России: первые итоги

Инфляционное таргетирование: необходимость и возможность применения в условиях неоиндустриальной модернизации

Инфляционное таргетирование в Российской Федерации: предпосылки применения и перспективы стабилизации экономики

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLATION TARGETING: ADVANTAGES AND LIMITATIONS OF USING

The article considers the content and specificity of the inflation targeting policy. The main modes of inflation targeting highlighted. The advantages and disadvantages of mode, restrictions in the implementation are defined.

Текст научной работы на тему «Инфляционное таргетирование: преимущества и ограничения использования»

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 11 (42) ■ Часть 1 ■ Декабрь

2. Закон Тюменской области от 28.12.2004 г. № 305 «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Тюменской области». — ст. 4.; п. 3 ст. 1.; п.4 ст. 1.:Правительство Тюменской области. [Электронный ресурс] URL: http://admtyumen.ru/ogv_ru/index.htm (дата обращения 21.10.2015г.)

3. Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области. Официальный сайт. [Электронный ресурс]

URL: http://www.admtyumen.ru/ogv_ru/gov/administrative/agro_department/general_information/ (дата обращения

4. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Департамент экономики и государственной поддержки АПК: Официальный сайт. [Электронный ресурс] URL: http://www.gp.specagro.ru/ (дата обращения 26.10.2015г.)

5. Положение о порядке предоставления средств областного бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства. — утв. Постановлением Правительства Тюменской области от 14.05.2012 г. № 180-п. — п. 1.3. Официальный сайт. [Электронный ресурс] URL:

http://admtyumen.ru/ogv_ru/index.htm (дата обращения 21.10.2015г.)

6. Тюменьстат: Официальный сайт. [Электронный ресурс] URL: http://tumstat.gks.ru (дата обращения 24.10.2015г.)

1. Gorohov A.A. Regional’naja finansovo-kreditnaja politika v agropromysh-lennom komplekse (na materialah Tjumenskoj oblasti)/ v monografii «Publichnye finansy: istorija i sovremennost’»/pod.red. S.S.Zhukovoj. Tjumen’: Izd-vo TjumGU, 2013. 300s.- S.234-273.

2. Zakon Tjumenskoj oblasti ot 28.12.2004 g. № 305 «O gosudarstvennoj podderzhke sel’skohozjajstvennogo proizvodstva v Tjumenskoj oblasti». — st. 4.; p. 3 st. 1.; p.4 st. 1.:Pravitel’stvo Tjumenskoj oblasti. [Jelektronnyj resurs] URL: http://admtyumen.ru/ogv_ru/index.htm (data obrashhenija 21.10.2015g.)

3. Departament agropromyshlennogo kompleksa Tjumenskoj oblasti. Oficial’nyj sajt. [Jelektronnyj resurs] URL: http://www.admtyumen.ru/ogv_ru/gov/administrative/agro_department/general_information/ (data obrashhenija 20.10.2015g.)

4. Ministerstvo sel’skogo hozjajstva Rossijskoj Federacii. Departament jekonomiki i gosudarstvennoj podderzhki APK: Oficial’nyj sajt. [Jelektronnyj resurs] URL: http://www.gp.specagro.ru/ (data obrashhenija 26.10.2015g.)

5. Polozhenie o porjadke predostavlenija sredstv oblastnogo bjudzheta na gosudarstvennuju podderzhku sel’skohozjajstvennogo proizvodstva. — utv. Postanovleniem Pravitel’stva Tjumenskoj oblasti ot 14.05.2012 g. № 180 -p. — p. 1.3. Oficial’nyj sajt. [Jelektronnyj resurs] URL:

http://admtyumen.ru/ogv_ru/index.htm (data obrashhenija 21.10.2015g.)

6. Tjumen’stat: Oficial’nyj sajt. [Jelektronnyj resurs] URL: http://tumstat.gks.ru (data obrashhenija 24.10.2015g.)

Доктор экономических наук, доцент, Тюменский государственный университет ИНФЛЯЦИОННОЕ ТАРГЕТИРОВАНИЕ: ПРЕИМУЩЕСТВА И ОГРАНИЧЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

В статье рассмотрены содержание и специфика политики инфляционного таргетирования. Выделены основные режимы таргетирования инфляции. Выявлены преимущества и недостатки режима, ограничения при его реализации.

Ключевые слова: инфляционное таргетирование, режимы таргетирования инфляции, преимущества и ограничения режима.

PhD in Economics, assosiate professor , Tyumen state University INFLATION TARGETING: ADVANTAGES AND LIMITATIONS OF USING

The article considers the content and specificity of the inflation targeting policy. The main modes of inflation targeting highlighted. The advantages and disadvantages of mode, restrictions in the implementation are defined.

Keywords: inflation targeting, inflation-targeting regimes, the advantages and limitations of mode.

В современных условиях широкое распространение приобретает денежно-кредитная политика в виде режима инфляционного таргетирования, сторонников которой становится все больше, причем как в развитых, так и в развивающихся странах. Выявление сущности и особенностей использования режима инфляционного таргетирования стран с разным уровнем экономического развития определило цель исследования. Актуальность рассмотрения этих вопросов обусловлена, прежде всего, тем, что Банк России объявил в конце 2014г. о завершении многолетнего перехода к режиму таргетирования инфляции, а, следовательно, целесообразно выявить преимущества, недостатки и проблемы, связанные с его реализацией.

Инфляционное таргетирование можно трактовать как установление целевых ориентиров инфляции, достижение которых в среднесрочном периоде обязательно для монетарных органов регулирования. Высказывается мнение, что данный режим представляет собой довольно простую процедуру, которая заключается в следующих действиях. Центральный эмиссионный банк страны осуществляет прогнозирование предполагаемого уровня инфляции, после чего эти прогнозные значения сопоставляются с целевыми ориентирами инфляции, которые нужно достичь, а полученная разность между прогнозируемыми параметрами и целевым ориентиром показывает, каким образом требуется скорректировать монетарную политику.

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 11 (42) ■ Часть 1 ■ Декабрь

Режим характеризуется открытостью процесса реализации денежно-кредитной политики за счет информированности общества об основных принимаемых решениях, что повышает уровень подотчетности центральных банков. Кроме того использование режима предполагает правильное выстраивание отношений между финансовыми институтами внутри государства и наделение их ответственностью за поддержание ценовой стабильности.

Режим инфляционного таргетирования на сегодня признан одним из наиболее эффективных в борьбе с инфляцией. Его основными характеристиками являются:

— четкая формулировка цели центрального банка, которая позволяет достичь заданного показателя уровня инфляции либо в виде одного значения, либо в виде диапазона значений;

— отсутствие других первичных целей реализации монетарной политики;

— отсутствие приоритета налогово — бюджетной политики;

— независимость Центрального банка в выборе инструментов монетарного регулирования;

— прозрачность и отчетность центрального банка перед обществом.

Режим инфляционного таргетирования характеризуется двойственной природой: с одной стороны центральный банк имеет полную свободу выбора инструментов денежно-кредитного регулирования и механизмов их осуществления, а с другой стороны, он ограничен жесткой процедурой определения целей и ответственностью перед обществом.

Процедура инфляционного таргетирования включает ряд этапов [2,с. 389-392]:

а. Объявление инфляционной цели.

Подход к объявлению инфляционной цели может иметь отличия, в зависимости от страны применения. Так, в Австралии, Швеции, Финляндии центральные банки объявляли целевые параметры инфляции самостоятельно, без согласования с правительством. В других странах изначально предусматривалось согласование целевых ориентиров центрального банка с министерством финансов (Канада, Новая Зеландия). Позднее получила распространение практика, когда инфляционная цель утверждалась правительством.

б. Определение целевых ориентиров инфляции.

Центральный банк должен составить инфляционный прогноз, который представляет собой промежуточную цель монетарной политики, касающуюся трех основных параметров: временного горизонта таргетирования, уровня цен и гибкости ориентира инфляции.

а. Горизонт таргетирования — тот период времени, в течение которого запланировано достижение и удержание поставленной цели.

Сегодня оптимальным считается от восьми до девятнадцати кварталов, тогда как в классическом варианте — 1 год. Определение горизонта таргетирования зависит от уровня инфляции на момент принятия таргета (целевого ориентира).

б. Уровень цен, измеряемый с помощью различных индексов цен.

На практике часто предпочтение отдается индексу потребительских цен, т.к. он хорошо знаком обществу, регулярно рассчитывается и публикуется. Однако центральные банки могут использовать и другие аналогичные индексы, так называемые скорректированные индексы. Такие скорректированные индексы используются для анализа текущей и прогнозируемой инфляции, из них устраняются те факторы, на которые центральные банки оказать влияния не могут.

в. Ширина диапазона.

Так, в Австралии и Финляндии чаще устанавливается точечное значение показателя, в то время как в Великобритании, Канаде, Швеции устанавливается целевая зона, а в Испании фиксируется только верхний уровень инфляции. Органы монетарного регулирования должны найти оптимальное для себя решение, выбирая из двух крайностей: узкий диапазон, который сложно удерживать или широкий диапазон, который может быть расценен обществом как слабость Центрального банка.

Вместе с тем нередки случаи, когда большинство стран в своих прогнозах и стратегиях о денежно -кредитной политике объявляют целевые показатели инфляции, хотя далеко не все из них действительно используют режим таргетирования инфляции.

Достоинствами режима таргетирования инфляции выступает то, что центральный банк посредством регулирования денежного предложения может непосредственно воздействовать на спрос, и тем самым противостоять резким изменениям спроса и предложения денег. В случае возникновения роста денежного спроса режим инфляционного таргетирования его компенсирует, а уровень цен и денежное предложение вернутся в состояние равновесия.

Для перехода той или иной страны к таргетированию инфляции необходимо, чтобы выполнялись три основополагающих условия:

— установление определенного баланса на внутреннем валютном рынке, т.к. возникновение дисбаланса может привести к серьезным изменениям курсов валют, что может потребовать введения плавающего курса валюты;

— развитие трансмиссионного механизма и финансовых рынков, позволяющих использовать механизм процентных ставок как реальный ограничитель денежно-кредитной активности банковской сферы;

— определение набора механизмов и инструментов самого таргетирования.

Трансмиссионный механизм представляет собой совокупность элементов реального, финансового и денежнокредитного секторов экономики, которые определяют скорость и характер воздействия инструментов монетарной политики на состояние реального сектора экономики. При этом изменения параметров денежного сектора влияют на изменения реального сектора экономики, а они в свою очередь воздействуют на изменение показателей финансового сектора.

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 11 (42) ■ Часть 1 ■ Декабрь

Трансмиссионный механизм оказывает воздействие на инфляцию посредством агрегатов денежной массы, объемов кредитования, изменения валютного курса, изменения процентных ставок на денежном рынке, т.е. факторов монетарного характера. Используя определенные инструменты монетарной политики, денежные власти могут влиять на ликвидность банковского сектора и рыночные процентные ставки, что позволяет контролировать цены на финансовые активы, а через них влиять на экономическую конъюнктуру. Следовательно, инструменты трансмиссионного механизма воздействуют на экономику через три канала: процентный, кредитный, ценовой.

Исходя из материалов, публикуемых Международным валютным фондом, можно выделить три основных режима таргетирования инфляции. Разграничение режимов таргетирования инфляции основано на следующих критериях: степени доверия к национальной банковской системе; прозрачности монетарной политики; устойчивости макроэкономических параметров; развитости финансовых и устойчивости политических институтов; гибкости реагирования финансовой и денежно-кредитной системы на изменение инструментов монетарной политики. Существующие режимы включают в себя [2, с.380-381]:

1. Полное (полноценное) таргетирование инфляции.

Этот режим применяют обычно высокоразвитые страны, в которых установлены четкие целевые ориентиры инфляции, с этими целевыми ориентирами знакомо общество, наблюдается среднее либо высокое доверие к органам денежно-кредитного регулирования, и в первую очередь, к Центральному банку, другие монетарные цели характеризуются гибкостью.

2. Эклективное или замаскированное (выборочное) таргетирование инфляции.

Как правило, этот режим применяют высокоразвитые страны, которые поддерживая низкий уровень инфляции, обеспечивают стабильность и рост экономики, высокое доверие к денежным властям. Вместе с тем инфляционные цели не всегда четко и ясно определены, другие монетарные цели довольно гибкие.

3. Экспериментальное (упрощенное) таргетирование инфляции.

Этот режим используют страны, которые еще не выработали четких целевых ориентиров инфляции, а устанавливаемые ориентиры ясно не обозначены. Наблюдается низкое доверие к денежным властям, хотя можно отметить высокую гибкость других монетарных целей.

Группа стран с высшим режимом инфляционного таргетирования включает Японию, США, Швейцарию, Сингапур и другие.

К странам с классическим режимом инфляционного таргетирования относятся многие страны Центральной Европы, южно-африканские страны и другие. Для режимов, применяемых в этих странах характерно высокое доверие к монетарной политике, проводимой денежными властями и высокий уровень доверия к банковской системе; высокая или средняя гибкость экономической системы на изменение воздействия инструментов; высокая или средняя прозрачность монетарной политики, а также устойчивость денежных и политических институтов.

К странам с начальным (низшим) режимом инфляционного таргетирования относятся страны Восточной Европы, Россия и другие страны постсоветского пространства. Соответствие указанным критериям в этих странах находятся на низком уровне, высока вероятность экономических потрясений и колебаний. Вместе с тем в документах центральных банков определены положения, которые в качестве главной цели монетарной политики называют поддержание низкой и устойчивой инфляции и стабильного уровня цен.

К примеру, монетарные власти стран — участниц Евразийского экономического союза (Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Кыргызия), лишь недавно принявшие решение о переходе к режиму таргетирования инфляции, в стратегиях о денежно-кредитной политике на период 2015-2017гг. обозначили политику инфляционного таргетирования в качестве главной цели [3] . В принятых документах отмечается, что эта политика заключается в стабильности цен и предполагает «достижение и удержание инфляции на низком уровне» (Казахстан),2 снижение инфляции и дальнейшее ее удержание около запланированного уровня» (Россия),3 «сдерживание инфляционных ожиданий общественности и обеспечение минимальной волатильности цен вокруг целевого уровня инфляции»(Армения)4, «содействие устойчивому и сбалансированному развитию экономики через поддержание ценовой стабильности»(Белоруссия)5, «достижение и поддержку стабильности цен в среднесрочном периоде посредством проведения соответствующей денежно-кредитной политики» (Кыргызстан).6

Разработка и принятие монетарных стратегий этими странами обусловлено тем, что снижение уровня инфляции способствует сокращению макроэкономических рисков и обеспечению экономического роста, расширению инвестиций и наращиванию кредитных вложений не только в текущем, но и в долгосрочном периоде.

Полное внедрение режима инфляционного таргетирования требует в среднем 2-3 года и зачастую сталкивается с определенными сложностями:

— вмешательство государства в процесс ценообразования, высокая доля ВВП, перераспределяемого через бюджет, высокое бремя косвенных налогов;

— высокий уровень государственной монополизации банковской сферы;

— невысокая самостоятельность центральных банков, недостаточная развитость финансовых рынков, низкая капитализация предприятий и банков и др.

2Денежно-кредитная политика Республики Казахстан до 2020г. Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 24.04.2015 г. № 67 с дополнениями от 17.06. 2015 г. № 122. URL: http://goo.gl/zQZL6Ef .-С.1 (дата обращения 26.10.2015г.)

3 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2015г. и период 2016- 2017 гг. Банк России. URL: http://goo.gl/u9np14 — С.3;.6 (дата обращения 26.10.2015)

4Стратегия Центрального Банка Республики Армения на 2015-2017гг. URL: http://goo.gl/oAGLFb , С.11 (дата обращения 26.10.2015г.)

5 Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2015 год. Указ Президента Республики Беларусь от 1 декабря 2014 г. № 551 г. Минск. URL: http://goo.gl/rkDZJd .-С.2 (дата обращения 26.10.2015г.)

6 Совместное заявление Правительства Кыргызской Республики и Национального банка Кыргызской Республики об основных направлениях экономической политики на 2015г. URL: http://goo.gl/k4z8nq (дата обращения 26.10.2015г.)

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 11 (42) ■ Часть 1 ■ Декабрь

Если обобщить накопленный разными странами опыт применения режима инфляционного таргетирования, то следует отметить как его положительные эффекты, так и ограничения в использовании.

Значимым положительным эффектом является то, что практически во всех странах на первом этапе произошло значительное снижение темпов инфляции. Причем это сокращение было больше, чем в других странах с примерным уровнем экономического развития, но не применявшим режим инфляционного таргетирования. К преимуществам также можно отнести:

— четкое соответствие целей и приоритетов денежно-кредитной политики;

— режим таргетирования инфляции помогает довольно быстро снизить темп роста инфляции и поддерживать ее низкие темпы, создавая условия и предпосылки для устойчивого и сбалансированного роста экономики;

— инфляционное таргетирование способствует росту независимости центрального банка, ориентируя его на достижение одной цели — в виде снижения инфляции и ее последующей стабилизации на низком уровне;

— внедрение режима инфляционного таргетирования предъявляет более высокие требования к уровню профессиональной подготовленности работников органов денежно-кредитного регулирования, нового уровня проведения макроэкономического анализа.

Наряду с положительными моментами режим инфляционного таргетирования имеет определенные ограничения применения [1, с.298].

а. Уровень инфляции обычно зависит не только от проводимой монетарной политики, но и от бюджетно -налоговой политики государства и поведения субъектов экономики, а значит, в дополнение к режиму инфляционного таргетирования государству приходится использовать жесткую антимонопольную политику.

б. Режим инфляционного таргетирования неизбежно влияет на изменение объемов производства, и потому предлагается использовать и таргетирование объемов производства, т.е. установить предельные размеры производства, в рамках которых реальный объем выпуска продукции может отклоняться от максимальной величины.

в. Режим инфляционного таргетирования зависит от доверия субъектов экономики к объявленным целевым ориентирам и ориентирам роста ценового индекса. Если такое доверие есть и оно подкрепляется обоснованными экономическими прогнозами, то инфляционное таргетирование может стать реальным инструментом воздействия на инфляционные ожидания общества и его поведение.

г. Режим инфляционного таргетирования показывает хорошие результаты в странах с устойчивой экономикой, не проводящих значительных структурных и институциональных изменений, где уже отлажена работа монетарных инструментов воздействия на экономику.

Мировой опыт свидетельствует, что режим инфляционного таргетирования благодаря созданию соответствующих условий позволил странам с рыночной и переходной экономикой добиться определенных успехов в управлении инфляцией и создании стимулов для экономического роста. Однако следует наряду с методами монетарного регулирования использовать и другие методы макроэкономического воздействия, показавшие свою эффективность в различных странах. К таким методам можно отнести: возрастание спроса на деньги, и повышение сберегательной активности граждан, развитие финансового рынка и используемых финансовых инструментов, разработка сбалансированной бюджетно-налоговой политики и др. Эти вопросы следует учитывать странам Евразийского экономического союза, осуществляющим переход к режиму таргетирования инфляции.

1. Малкина М.Ю. Инфляционные процессы и денежно-кредитное регулирование в России и за рубежом: Уч. пособ.- М.: Инфра- М., 2012.-310с.

2. Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика: Уч. пособ. — М.: Московская финансовопромышленная академия, 2011.- 784 с.

3.Официальный сайт Евразийского экономического союза. Денежно-кредитная политика стран-участников Евразийского экономического союза: Казахстана, Белоруссии, России, Армении, Кыргызстана. — [Электронный ресурс] URL: http://goo.gl/Ssygbj (режим доступа 28.10.2015г.)

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Malkina M.Ju. Infljacionnye processy i denezhno-kreditnoe regulirovanie v Rossii i za rubezhom: Uch. posob.- M.: Infra- M., 2012.-310s.

2. Moiseev S.R. Denezhno-kreditnaja politika: teorija i praktika: Uch. posob. — M.: Moskovskaja finansovo-promyshlennaja akademija, 2011.- 784 s.

Таргетирование инфляции — этапы, основные инструменты

В этой статье мы поговорим на тему «таргетирования инфляции». Что это значит и как её проводят? В чём плюсы и минусы.

1. Общее понятие инфляции

Инфляция (от латинского inflation — «вздутие») — это повышение общего уровня цен на товары и услуги.

Неконтролируемый рост цен всегда был большой проблемой для монетарных властей любой страны мира. Из-за высокой инфляции обесцениваются сбережения, происходит бегство капитала, снижается инвестиционная привлекательность экономики, возникает недоверие граждан к собственной валюте.

Проведение оптимальной денежно-кредитной политики (ДКП) — неотъемлемая обязанность центрального банка любой страны в современном мире. Через инструменты денежно-кредитного регулирования Центральный банк воздействует на текущее состояние экономики, формируя условия для дальнейшего экономического развития.

Правильно проводимая денежно-кредитная политика Центральным банком способствует:

  • Стабильному экономическому росту;
  • Снижению уровня безработицы;
  • Снижению инфляции;
  • Укреплению национальной валюты;

2. Что такое инфляционное таргетирование простыми словами

Инфляционное таргетирование — это политика центрального банка, направленная на достижение стабильности цен, которая заключается в установлении целевого ориентира уровня инфляции и достижении этого показателя с помощью инструментов монетарной политики.

При этом ценовая стабильность не означает нулевую инфляцию, речь идёт о наличие предсказуемо низкого темпа роста цен, который колеблется в узком коридоре.

Одно из главных преимуществ инфляционного таргетирования заключается в том, что оно сочетает в денежно-кредитной политике как «правила», так и «свободу действий».

Выбор количественного целевого ориентира инфляции основывается на нелинейной зависимости между темпами роста потребительских цен и производством, выявленной в ряде исследований.

Пороговое значение, после которого ускорение инфляции начинает оказывать негативное воздействие на рост экономики, для большинства развитых стран колеблется около 2%. Для развивающихся стран пороговое значение варьируется от 5% до 19% (в зависимости от выбора стран в период исследования).

Высокая или низкая инфляция не позволяет расти ВВП. Разумное значение обеспечивает стабильность и рост экономики.

3. История возникновения инфляционного таргетирования

Автором идеи считают шведского экономиста Кнута Викселля. Именно он в конце 1890-х годов озвучил мысль, что главной целью политики Центральных банков должны быть стабильные цены. Для того времени эта концепция звучала довольно революционно. Было принято считать, что основная цель регуляторов — обеспечить стабильный курс национальной валюты с привязкой к цене золота.

На сегодняшний день, многие Центральные банки стали применять инфляционное таргетирование как прагматический ответ на неэффективность других методов денежно-кредитной политики.

Для обеспечения стабильности цен ДКП необходим номинальный якорь. Долгие годы таким якорем являлся золотой стандарт или привязка местной валюты к другой, более сильной валюте. Крах Бреттонвудской системы фиксированных валютных курсов в 1970-х годах в сочетании с высокой инфляцией, привёл к тому, что Центральные банки обратились к поиску новых якорей.

Нужно отметить, что в 1980-х годах монетаризм являлся главенствующей теорией, определяющей концепцию ДКП. Центральные банки пытались контролировать цены, контролируя предложение денег в экономике. Теоретической основой этой концепции послужила количественная теория денег Милтона Фридмана.

Одним из первых последователей таргетирования инфляции в 1980-х годах стал Центральный банк ФРГ. Он косвенно таргетировал инфляцию, используя рост денежной массы в качестве количественного индикатора при калибровке своей политики.

А первой страной, официально объявившей таргетирование инфляции элементом денежно-кредитной политики, стала Новая Зеландия в 1989 году.

На сегодняшний день Центральные банки, осуществляющие таргетирование инфляции, весьма неоднородны и находятся в 11 развитых странах и в 25 странах с переходной экономикой.

Россия перешла на режим инфляционного таргетирования в 2014 году, отпустив курс рубля в свободное плаванье.

Несмотря на относительную молодость метода, принципы его применения и используемый инструментарий заметно трансформируются.

4. Основной инструментарий ЦБ для инфляционного таргетирования

Центральные банки имеют возможность воздействовать на транснациональные потоки капитала и соответственно на обменный курс национальной валют в рамках таргетирования инфляции.

В настоящее время монетарные власти шести развитых стран (Австралия, Канада, Япония, Норвегия, Швеция, Великобритания) и четырёх развивающихся (Чили, Мексика, Польша и Россия) придерживаются инфляционного таргетирования а его традиционном понимании. Это предполагает удержание инфляции вблизи целевого уровня при свободно плавающем обменном курсе, то есть регулятор не участвует в курсообразовании.

Однако, это не исключает возможность проведения валютных интервенций монетарными властями при появлении рисков ценовой или финансовой стабильности.

Кроме того, защищая внутренний финансовый рынок, монетарные власти используют коридор процентных ставок, активно регулируя его ширину и расположение в нём ключевой процентной ставки.

Используя этот инструмент, регуляторы воздействуют на движение транснациональных потоков капитала, корректируя привлекательность своих депозитных или кредитных операций, усиливая или ослабляя эффект от изменения ключевой ставки. На практике это означает, что при росте инфляционных рисков, Центральные банки, как правило, начинают повышение процентных ставок. А при снижении инфляции запускают процесс смягчения денежно-кредитной политики и понижение ключевой ставки. Нужно отметить, что именно такой путь таргетирования инфляции считал приоритетным автор идеи Кнут Векселль.

Режим инфляционного таргетирования имеет ряд существенных элементов:

  • Стабильность цен, безусловно, признаётся главной целью денежно-кредитной политики;
  • Количественный таргет инфляции объявляется публично;
  • Денежно-кредитная политика основана на широком массиве информации, включая прогноз инфляции;
  • Прозрачность;
  • Механизмы подотчётности.

Горизонт таргета зависит от того, находится ли инфляция в интервале стабильности цен. В 19 странах, имеющих таргет в размере 3% или менее, горизонт таргета, как правило, среднесрочный.

Если центральный банк проводит антиинфляционную стратегию, таргеты инфляции часто устанавливают ежегодно.

Практически все страны, таргетирующие инфляцию, используют индекс потребительских цен (ИПЦ) в качестве операционного таргета.

Таргеты по инфляции могут быть точечными или интервальными. На практике большинство Центральных банков предпочитают использовать лучшие возможности обоих вариантов. Чаше используют таргет как точку в интервале отклонений или целевой интервал.

В большинстве случаев целевой инфляционный ориентир устанавливается выше желаемого значения. Причин у этого несколько:

  • Статистические данные о динамике потребительских цен могут завышать их фактический рост, так как рассчитываются по фиксированной корзине товаров;
  • Близкие к нулевым темпы роста цен повышают нейтральный уровень безработицы в экономике (естественный уровень, когда количеству ищущих работу равно количеству свободных рабочих мест);
  • Низкая целевая инфляция повышает дефляционные риски.

5. Основные этапы инфляционного таргетирования

  1. Объявление инфляционной цели.
  2. Определение целевых ориентиров инфляции.
  3. Определение горизонта таргетирования. Сегодня оптимальным считается горизонт от 8 до 19 кварталов, тогда как в классическом варианте — 1 год. Определение горизонта зависит, в первую очередь, от уровня инфляции на момент определения таргета.
  4. Определение индекса, служащего операционным таргетом. Чаще всего это индекс потребительских цен (ИПЦ).
  5. Ширина диапазона. Органы монетарного регулирования должны принять оптимальное для себя решение, выбирая из двух крайностей: узкий диапазон, который сложно контролировать, или широкий диапазон, который может быть расценен как слабость монетарных властей.
  • Полное (полноценное) таргетирование инфляции. Имеет чёткие целевые ориентиры инфляции, а другие монетарные цели характеризуются определенной гибкостью.
  • Эклективное или замаскированное (выборочное) таргетирование инфляции. Инфляционные цели не всегда чётко определены, другие монетарные цели гибкие.
  • Экспериментальное (упрощённое) таргетирование инфляции. Нет чётких целевых ориентиров инфляции, другие монетарные цели очень гибкие.

6. Плюсы и минусы инфляционного таргетирования

  • Способствует росту доверия экономических субъектов к ДКП Центрального банка;
  • Повышает гибкость денежно-кредитной политики;
  • Частично нивелирует последствия ошибок, связанных с применением других инструментов денежно-кредитного регулирования.

Благодаря низкой инфляции у бизнеса, инвесторов и населения появляется уверенность в макроэкономической стабильности, увеличивается горизонт планирования, растут объёмы кредитования, в экономике появляется больше длинных денег, стимулирующих долгосрочные инвестиции.

  • Сдерживает в краткосрочной перспективе экономический рост, ограничивая свободу действий центрального банка;
  • Влечёт высокую изменчивость валютного курса в том случае, если ВВП страны на 70 и более процентов состоит из продуктов внутреннего потребления, что более характерно для развивающихся стран.

Противники таргетирования инфляции в качестве основного, и, надо признать, весьма весомого аргумента, приводят экономические риски, связанные с ужесточением денежно-кредитной политики и повышением процентных ставок.

7. Альтернативные методы денежно-кредитной политики

В качестве альтернативы таргетирования инфляции, центральные банки могут использовать:

  • Валютное таргетирование — заключается в привязке курса национальной валюты к курсу валюты страны с низким уровнем инфляции.
  • Денежное таргетирование — установление и достижение целевых ориентиров денежных агрегатов.
  • Таргетирование номинального дохода — устанавливает ожидаемое значение прироста номинального ВВП.
  • Таргетирование кредита — установление целевого значения прироста совокупной массы кредитных ресурсов.

Инфляционное таргетирование и цены активов

Несмотря на то, что целью инфляционного таргетирования является обеспечение стабильности розничных цен, экономисты признают, что рост денежной массы и кредитов может приводить к повышенной волатильности активов. В связи с этим, центральные банки, стремящиеся стабилизировать инфляцию и объём производства на достаточно длительном временном интервале, должны учитывать в своих решениях возможные долгосрочные неблагоприятные последствия в виде искусственного раздувания цен на активы.

Автор: Кутняк Екатерина, редактор: Балдин Андрей

Таргетирование инфляции: сущность, инструменты, ожидаемый результат Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

ТАРГЕТИРОВАНИЕ ИНФЛЯЦИИ / INFLATION TARGETING / МОНЕТАРНОЕ ТАРГЕТИРОВАНИЕ / MONETARY TARGETING / БАЗОВАЯ ИНФЛЯЦИЯ / CORE INFLATION / РЕСТРИКТИВНАЯ ПОЛИТИКА / RESTRICTIVE POLICY / ПРОЦЕНТНЫЕ СТАВКИ / INTEREST RATES / НОРМАТИВЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО РЕЗЕРВИРОВАНИЯ / БАНКОВСКАЯ ЛИКВИДНОСТЬ / BANK LIQUIDITY / НОРМАТИВЫ ЛИКВИДНОСТИ / LIQUIDITY RATIOS / СТАВКА РЕФИНАНСИРОВАНИЯ / REFINANCING RATE / КЛЮЧЕВАЯ СТАВКА / KEY RATE / АБСОРБИРОВАНИЕ БАНКОВСКИХ СРЕДСТВ / ABSORPTION OF BANK FUNDS / RESERVE REQUIREMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агеева Нина Александровна

Статья посвящена проблемам инфляционного таргетирования в России и рассмотрению условий, адекватных поставленной задаче. В рамках процесса перехода к режиму инфляционного таргетирования Банк России продолжит работу по повышению действенности процентного канала трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики на экономику. В качестве основного индикатора направленности денежно-кредитной политики Банк России будет использовать ключевую ставку. Ставка рефинансирования (8,25% годовых) будет иметь второстепенное значение. Позиция Банка России заключается в разработке более действенного влияния на банковскую ликвидность , чтобы не допустить длительного «оседания» денег в банковской сфере. Основные инструменты таргетирования инфляции более низкие процентные ставки по краткосрочным кредитам (на срок 1 день и 1 неделя). При этом на основе процентных ставок по абсорбированию средств предполагается оперативно привлекать излишние банковские ресурсы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Агеева Нина Александровна

Таргетирование инфляции в России: первые итоги
Таргетирование инфляции как приоритетная задача Банка России
Парадоксы инфляционного таргетирования и детерминанты ценовой динамики в России и мире
Проблемы денежно-кредитного регулирования в современной России
Возможности процентной политики центральных банков
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLATION TARGETING: ESSENCE, TOOLS, EXPECTED OUTCOME

The article treats the problems of inflation targeting in Russia and examines the conditions that are adequate to the set task. As a part of the transition process to the inflation targeting regime the Bank of Russia will continue to improve the effectiveness of the interest rate channel of the transmission mechanism of monetary policy on the economy. The Bank of Russia is going to use a key interest rate as a main indicator of monetary policy focus, while the refinancing rate (8.25% annual interest) will be of secondary importance. The Bank of Russia is determined to develop a more efficient influence on bank liquidity to avoid continuous «delaying» of money in the banking sector. Basic tools of inflation targeting are lower interest rates on short-term loans for 1 day and 1-week period. In addition to the above, banks are supposed to attract surplus bank resources on the basis of interest rates for funds absorption.

Текст научной работы на тему «Таргетирование инфляции: сущность, инструменты, ожидаемый результат»

ТАРГЕТИРОВАНИЕ ИНФЛЯЦИИ: СУЩНОСТЬ, ИНСТРУМЕНТЫ, ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ © Н.А. Агеева1

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Статья посвящена проблемам инфляционного таргетирования в России и рассмотрению условий, адекватных поставленной задаче. В рамках процесса перехода к режиму инфляционного таргетирования Банк России продолжит работу по повышению действенности процентного канала трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики на экономику. В качестве основного индикатора направленности денежно-кредитной политики Банк России будет использовать ключевую ставку. Ставка рефинансирования (8,25% годовых) будет иметь второстепенное значение. Позиция Банка России заключается в разработке более действенного влияния на банковскую ликвидность, чтобы не допустить длительного «оседания» денег в банковской сфере. Основные инструменты таргетирования инфляции — более низкие процентные ставки по краткосрочным кредитам (на срок 1 день и 1 неделя). При этом на основе процентных ставок по абсорбированию средств предполагается оперативно привлекать излишние банковские ресурсы. Табл. 1. Библиогр. 7 назв.

Ключевые слова: таргетирование инфляции; монетарное таргетирование; базовая инфляция; рестриктив-ная политика; процентные ставки; нормативы обязательного резервирования; банковская ликвидность; нормативы ликвидности; ставка рефинансирования; ключевая ставка; абсорбирование банковских средств.

INFLATION TARGETING: ESSENCE, TOOLS, EXPECTED OUTCOME N.A. Ageeva

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article treats the problems of inflation targeting in Russia and examines the conditions that are adequate to the set task. As a part of the transition process to the inflation targeting regime the Bank of Russia will continue to improve the effectiveness of the interest rate channel of the transmission mechanism of monetary policy on the economy. The Bank of Russia is going to use a key interest rate as a main indicator of monetary policy focus, while the refinancing rate (8.25% annual interest) will be of secondary importance. The Bank of Russia is determined to develop a more efficient influence on bank liquidity to avoid continuous «delaying» of money in the banking sector. Basic tools of inflation targeting are lower interest rates on short-term loans — for 1 day and 1-week period. In addition to the above, banks are supposed to attract surplus bank resources on the basis of interest rates for funds absorption. 1 table. 7 sources.

Key words: inflation targeting; monetary targeting; core inflation; restrictive policy; interest rates; reserve requirements; bank liquidity; liquidity ratios; refinancing rate; key rate; absorption of bank funds.

В проекте «Основных направлений денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов» Банк России намерен завершить переход к инфляционному таргетированию и режиму плавающего валютного курса рубля. В связи с этим возникает вопрос о выяснении принципиальных отличительных позиций предыдущей и новой денежно-кредитной политики.

До сегодняшнего дня считалось, что официально Банк России придерживается политики денежного таргетирования или, иначе говоря, политики монетарного таргетирования. Суть денежного таргетирования заключается в контроле за динамикой денежных агрегатов. Особое внимание уделяется агрегатам М2 и М3. Денежное регулирование в соответствии с основными постулатами монетаризма направлено на «привязку» денежных агрегатов к динамике валового внутреннего продукта (ВВП). Денежное таргетирование, по

мнению монетаристов, является, тем не менее, мощным фактором, сдерживающим инфляцию.

Но на самом деле монетарные подходы Банка России носили формальный характер. Банк России использовал «аморфный подход к реализации своей политики, который в экономической теории называется «денежно-кредитная политика с неявным якорем». И этому можно найти вполне разумное оправдание и объяснение. Дело в том, что монетарное «сжатие» денежной массы, несомненно, сдерживает рост цен, но одновременно сдерживает инвестиции и доходы, что не позволяет эффективно развиваться рыночной экономике. После кризиса 1998 года благодаря девальвации рубля и росту сырьевого экспорта были отмечены рост ВВП в пределах 3-4 % и соответственно растущая динамика агрегатов М2 и М3.

Несомненно, что политика денежного таргетирования после кризисного периода стала «дополняться»

1Агеева Нина Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и финансов, тел.: 83952405383, 89027680124, e-mail: v23@istu.edu, niag@inbox.ru

Ageeva Nina, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economic Theory and Finance, tel.: 83952405383, 89027680124, e-mail: v23@istu.edu, niag@inbox.ru

разработкой методов воздействия на денежную массу при помощи определенных инструментов, применяемых Банком России: процентные ставки, резервные требования, рефинансирование банков. Применение этих денежно-кредитных инструментов говорит о неявных попытках Центрального Банка совместить денежное таргетирование с инфляционным.

Инфляционное таргетирование означает выбор определенного значения инфляции в качестве целевого ориентира и использование операционного инструментария центрального банка, чаще всего процентных ставок, для достижения запланированного уровня инфляции, за который денежные власти несут ответственность. С 80-х годов прошлого века на инфляционное таргетирование перешли Великобритания, Швеция, Финляндия, Испания, Новая Зеландия. С 1999 года таргетирование инфляции применяет Европейский Центральный банк, с 2001 года — Казахстан. США использует смешанные режимы таргетирования.

При таргетировании инфляции в качестве целевого показателя инфляции чаще всего берется индекс потребительских цен (ИПЦ) либо производная от него — базовая инфляция. Под базовой инфляцией понимается ИПЦ, скорректированный на цены тех товаров в потребительской корзине, которым присущи серьезные колебания, прежде всего, сезонного характера. Например, в базовую инфляцию не включаются:

— потребительские товары, цены которых резко колеблются в зависимости от сезона (молоко, яйца, фрукты и овощи летнего ассортимента);

— энергоносители, цены на которые могут резко отклоняться от реальных цен под влиянием политических событий;

— процентные платежи по ссудам, предоставленным на покупку жилья или жилищное строительство, величина которых может отклоняться в ту или другую сторону под влиянием ожиданий домашних хозяйств;

— прочие компоненты потребительской корзины, цены на которые имеют существенные колебания, зависящие от внешних и внутренних ценовых шоков.

Основной целью таргетирования инфляции является снижение инфляционных ожиданий всех хозяйствующих субъектов путем повышения их доверия к монетарной политике центрального банка и правительства. В мировой практике используются, в основном, три режима инфляционного таргетирования -полноценное, эклективное и экспериментальное.

Полноценное таргетирование инфляции (full fledged inflation targeting) применяют, как правило, те высокоразвитые страны, которые имеют четкие целевые ориентиры инфляции, доведенные до сведения общественности, средний (или высокий) уровень доверия граждан к кредитно-денежной власти (центральному банку и/или правительству), гибкость других монетарных целей.

Эклективное или (выборочное) таргетирование инфляции (eclectic inflation targeting) также применяется многими высокоразвитыми странами, например, США. Федеральная резервная система традиционно старается поддержать низкий и стабильный уровень

инфляции в стране, способствуя достижению стабильного экономического роста, в связи с чем кредитно-денежная власть в стране пользуется высокой степенью доверия граждан. Однако инфляционные цели размыты, но инструментарий ФРС довольно эффективен.

Экспериментальное (или упрощенное) таргетирование инфляции (inflation targeting lite) применяют страны, еще не выработавшие четких целевых ориентиров инфляции. К тому же, устанавливаемые ориентиры, как правило, имплицитны. Соответственно в этих странах отмечается низкий уровень доверия хозяйствующих субъектов к кредитно-денежным властям. Как правило, такое таргетирование инфляции применяют развивающиеся страны с достаточно молодой банковской системой, перед которой стоит целый ряд задач, которые также нужно решать. Это, прежде всего и дефицит бюджета, и состояние платежного баланса, и динамика валютного курса, и государственный долг. Сложность решения этих задач мешает четко корректировать показатели инфляции.

Выбор того или иного режима таргетирования инфляции требует, с одной стороны, выбора основных целевых показателей инфляции, которыми могут быть, например, денежная масса «узкая», денежная масса «широкая», индекс потребительских цен, базовая инфляция, а с другой — разработанного операционного инструментария, воздействующего на объём денежной массы и соответственно уровень и темпы инфляции.

Инфляционное таргетирование может быть эффективным и малоэффективным. Другими словами, при помощи процентных ставок и резервных требований можно успешно повлиять на уровень инфляции, а можно и не добиться желаемого результата.

Какие же условия необходимы для того, чтобы политика инфляционного таргетирования Банка России была вполне успешной и есть ли в России такие условия?

Широко распространено мнение, что для таргетирования инфляции необходимы два ключевых условия: функциональная автономия центрального банка и отказ от таргетирования других переменных. И первое, и второе условие в России трудно выполнимы. Центральный банк РФ не может проводить независимую денежно-кредитную политику, как говорится, «по определению». Вся процедура составления, рассмотрения, утверждения и последующего мониторинга денежно-кредитной политики находится под жестким контролем законодательной власти и правительства. Денежно-кредитная политика Банка России тесно связана и с состоянием платежного баланса, и с обслуживанием государственного долга, и с вопросами бюджетного баланса.

Если власти не обладают достоверной информацией о национальной экономике и не способны применить меры воздействия на регулируемые цены, они не смогут обнаружить оптимальный уровень инфляции и определить её среднесрочный ориентир. В нашей экономике на сегодняшний день сложилась, по нашему мнению, ситуация, определяемая как «кто

кого». Либо государство сможет повлиять на цены монополистов, либо цены на рынке будут формироваться под «диктовку» крупнейших отечественных монополий. В таком случае политика таргетирования инфляции не имеет смысла и будет заведомо малоэффективной.

Достаточно интенсивное участие России в международной торговле и в процессе движения капиталов приводит к высокой зависимости регулирующих процентных ставок от международного финансового рынка. Процентные ставки, как известно, основной инструмент инфляционного таргетирования. Зависимость процентных ставок от мирового рынка в условиях его нестабильности существенно снижает позиции национального регулятора. Разумеется, Банк России может применить рычаги воздействия на внутренний валютный курс и с его помощью стабилизировать процентные ставки, но это лишь подтверждает упрощенный подход к политике инфляционного таргетирования, поскольку при полноценном таргетировании инфляции денежные власти должны отказаться от регулирования валютного курса. Обменный курс рубля должен формироваться под влиянием преимущественно рыночных факторов.

Действительно, по вполне объективным причинам Банк России не сможет резко отказаться от регулирования валютного курса при помощи валютных интервенций. В проекте «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов» предполагается, что «Банк России будет осуществлять постепенное повышение гибкости курсообразования, в том числе путем сокращения объемов интервенций Банка России». «Запланированные изменения будут реализованы в рамках работы по постепенному повышению гибкости валютного курса и сокращению присутствия Банка России на внутреннем валютном рынке». Постепенный переход на рыночные методы курсовой политики ставит под сомнение и проблему нейтральности процентных ставок от курса рубля. Говоря проще, Банк России будет проводить не совсем «чистую» политику инфляционного таргетирования, совмещая её с регулированием валютного курса при помощи валютных интервенций, подтверждая тем самым, что процентные ставки Банка России не справляются с инфляцией и нужно применять дополнительные инструменты воздействия на денежный рынок при помощи регулирования валютного курса.

Целью инфляционного таргетирования является, как известно, воздействие на рыночные цены. Но в российской экономике цены являются очень «жесткими» и практически не реагируют на изменение макроэкономических условий. Можно выделить, по крайней мере, два фактора «жесткости» цен: объективный и субъективный.

К объективным факторам следует отнести так называемые «замедленные издержки». Последние связаны с тем, что расходы коммерческих предприятий, как правило, существенно не изменяются в течение делового цикла. Об этом свидетельствуют подписанные договоры и контракты на поставку готовой

продукции и полуфабрикатов, сырья, топлива, заработную плату и т.д. Понятно, что цена не может быть ниже этих издержек в течение достаточно длительного периода, несмотря на различные экзогенные факторы.

Против эластичности цен работает и маркетинговая политика, цель которой не допустить снижения цен или, точнее сказать, допустить такое снижение только тогда, когда это выгодно фирме, — в период глобальных распродаж и скидок. И повлиять на такое поведение продавцов и потребителей денежные власти не могут.

Руководство фирм-производителей и торговых предприятий на самом деле мало заботит влияние процентных ставок и валютного курса на цены товаров. Решения об изменении цен они принимают по другим соображениям. Их волнуют сезонные колебания спроса, поведение крупных потребителей, ценовая политика поставщиков и конкурентов.

Субъективный фактор, существенно определяющий жесткость и рост цен, заключается в сговоре монопольных структур и между собой, и с государством. Такой сговор называется «неявные контракты», «невидимые рукопожатия».

Все эти соображения доказывают, что прямой трансмиссии между политикой инфляционного тарге-тирования и ценами в России не существует. В странах с более развитой рыночной инфраструктурой идет постоянная борьба с монополистами, что существенно снижает действие субъективного монопольного фактора. Объективные рыночные факторы действуют идентично, но нельзя забывать, что у них выше уровень конкуренции на рынке, которая подчиняет цены простому рыночному закону: больше конкурентов -ниже цены или меньше конкурентов — выше цены.

Инфляционное таргетирование может быть успешным только при сбалансированном бюджете или при бюджете с минимальным дефицитом. В противном случае власти вынуждены будут применять «фискальное доминирование», эмиссионный доход, долговой рынок ценных бумаг, внешние и внутренние кредиты. Данные источники покрытия дефицита являются, как известно, мощными провокаторами инфляции, которую при сохранении дефицита практически невозможно снизить даже самой жесткой рестриктивной политикой центральных банков. Известно, что практически треть бюджета составляют нефтегазовые доходы, которые в свою очередь в значительной мере зависят от динамики мировых цен на энергоресурсы. Сбалансированность бюджета зависит от внешних факторов, а не от внутренней экономической стабильности, что не позволяет разрабатывать более устойчивую бюджетную политику в сфере доходов и расходов. Следовательно, политика инфляционного таргетирования может оказаться малоэффективной.

Операционными инструментами денежно-кредитной политики при таргетировании инфляции выступают процентные ставки и нормативы обязательного резервирования. Но для того чтобы данные инструменты могли влиять на рыночную банковскую ликвидность и кредитование реального экономическо-

го сектора, нужна хорошая банковская система и хорошие банки.

Критерии хороших банков довольно внятно изложены в законе «О банках и банковской деятельности». Прежде всего, это банки, выполняющие нормативы Банка России в соответствии с Инструкцией 139-И «Об обязательных нормативах банков». Это банки, способные выполнить норматив достаточности капитала по новой более усложненной и более требовательной формуле, учитывающей рыночные риски и кредиты с повышенным уровнем риска. Это банки, не имеющие задолженности перед своими кредиторами свыше 1000-кратного размера минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Хорошие банки не искажают финансовую отчетность, не нарушают закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма». Хорошие банки на должном уровне поддерживают нормативы ликвидности Н2 и Н3. Что означает должный уровень? По нормативу мгновенной ликвидности — не менее 15%, по нормативу текущей ликвидности — не менее 50%. Но большинство банков значительно превышают данные нормативы.

В первую десятку входят банки с колоссальной мгновенной и текущей ликвидностью, которая в среднем превышает требуемый уровень по нормативу мгновенной ликвидности более чем в 100 раз, а по нормативу текущей ликвидности более чем в 77 раз. Это ЗАО «Банк Сибирь», «БМВ Банк» ООО, Банк СКТ (ОАО), ЗАО «КБ Европлан», ЗАО АКБ «Хлебобанк» и другие. Достаточно высоки данные нормативы в таких банках, как ОАО Россельхозбанк, НБ «Траст» ОАО, ОАО «МДМ Банк».

Высокие нормативы ликвидности объясняются тем, что основные депозитные ресурсы банков — ресурсы до востребования и по этой причине объем расчетно-кассовых и вкладных операций весьма значителен. Поэтому банкам приходится иметь большие объемы высоколиквидных активов. Но дело не только в этом. Чрезвычайно высокие показатели ликвидности говорят и о переизбытке средств в коммерческих банках, которые не вкладываются в экономику страны. Банки предпочитают работать в условиях высоких процентных ставок и снижают их неохотно и медленно.

Но есть банки, у которых данные нормативы ликвидности едва достигают нормативного уровня (КБ «Охотный ряд»). На 1 июля 2012 года 10 банков имели очень низкие (менее 15%) значения норматива мгновенной ликвидности Н2. В связи с этим были отозваны лицензии у ОАО «РУСИЧ ЦЕНТР БАНК», ООО КБ «РАТИБОР-БАНК».

На самом деле, российские банки, по оценкам экспертов, имеют избыточную ликвидность как минимум в размере 500-700 млрд руб. Избыточная ликвидность сосредоточена в основном в банках Москвы и Московской области, где зарегистрирована и работает половина российских банков. Об этом говорят и остатки средств на корреспондентских счетах на 11.10.2013 г. В целом по Российской Федерации они

составили 857,9 млрд руб., а в Московском регионе -656, 5 млрд руб. На всю остальную Россию осталось 201,4 млрд руб.!

На определённые размышления наталкивает информация и о банках, заключивших с Банком России Генеральные кредитные договоры на 01.07. 2013 г. Из 956 зарегистрированных на данную дату банков Генеральные кредитные договоры заключили 627 банков, т.е .65,6%.

Банки, заключившие с Банком России Генеральные кредитные договоры _на дату 01.07. 2013 г._

Российские банки, работающие в регионах Кол-во В %

Банки, заключившие с Банком

России Генеральные кредитные 627 65,6

договоры, из них по округам

Центральный округ 352 56,1

Северо-Западный округ 35 5,6

Северо-Кавказский 15 2,4

Приволжский 91 14,5

Уральский 38 6,1

Сибирский 40 6,4

Дальневосточный 21 3,3

Основные кредитуемые регионы, как хорошо видно по данным таблицы, Центральный и Приволжский округа. Проведенный анализ позволяет сделать, следующие выводы.

Основные денежные ресурсы находятся в центральных регионах страны. Данная ситуации ведет к формированию в этих районах избыточной ликвидности и чрезвычайно высоких нормативных показателей ликвидности, в частности Н2 и Н3. Основные кредитные ресурсы Банка России обслуживают в основном Центральный и Приволжский округа. Треть российских банков не обращается за кредитами в Банк России.

Высокая ликвидность коммерческих банков является фактором, постоянно провоцирующим инфляцию. И это хорошо понимает руководство Банка России. В конце февраля 2008 года Банк России впервые с декабря 2008 года повысил ставку рефинансирования, а вместе с ней увеличил и другие ставки по операциям ЦБ РФ. Одновременно с изменениями ставок по операциям Банка России с 1 марта 2008 повысились нормативы обязательных резервов для банков, что также имеет своей целью сокращение избыточной ликвидности банковского сектора. Но данные меры существенным образом не могли повлиять на масштабы избыточной ликвидности, поскольку банки с колоссальной избыточной ликвидностью этого просто не почувствовали, а для периферийных банков, работающих без кредитов Центрального банка, повышение ставки рефинансирования носило скорее информационный характер, нежели дискриминационный для их ликвидности.

Данный факт лишь подтверждает, что и сегодня российские банки имеют большие ликвидные активы, которые слабо чувствительны к процентным ставкам Банка России и потому осуществлять инфляционное таргетирование практически невозможно. Снизить избыточную ликвидность возможно при снижении кредитных рисков и увеличении эффективности инвестиционных проектов. Но, тем не менее, следует признать, что руководство Банка России не намерено прекращать работу в этом направлении. И это правильно.

Прежде всего, в конце 2012 года была разработана новая инструкция «Об обязательных нормативах банков» № 139 И. В инструкции изменились формулы расчета норматива Н1, Н2, Н3, Н4. Но сами нормативы не изменились. Нас интересуют изменения, касающиеся нормативов ликвидности, поскольку инфляционное таргетирование учитывает данные показатели при разработке планируемых показателей инфляции.

Суть формальных изменений в том, что банкам можно существенно сократить объем высоколиквидных и текущих активов, но кто запретит банкам «перевыполнять» нормативы как раньше? Банки всегда могут доказать необходимость наличия значительных высоколиквидных и ликвидных активов, ссылаясь на новые зарплатные технологии, высокий объем краткосрочных депозитов и депозитов до востребования, просроченную ссудную задолженность, не позволяющую поддерживать нормальную ликвидность, и т.д.

В рамках процесса перехода к режиму инфляционного таргетирования Банк России продолжит работу по повышению действенности процентного канала трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики на экономику.

Банк России предложил реформировать всю систему процентных ставок. В качестве основного индикатора направленности денежно-кредитной политики Банк России будет использовать ключевую ставку. При этом к 2016 году Банк России скорректирует ставку рефинансирования до уровня ключевой ставки. До указанной даты ставка рефинансирования (8,25% годовых) будет иметь второстепенное значение.

Основными инструментами регулирования ликвидности банковского сектора будут оставаться операции Банка России на аукционной основе на срок 1 неделя, ставка по которым является ключевой ставкой Банка России (5,5% годовых). В случае возникновения избытка ликвидности (в том числе временного) роль основного инструмента будут выполнять депозитные аукционы на аналогичный срок и по аналогичной ставке (5,5% годовых).

При определении максимальных объемов предоставления (изъятия) средств с помощью указанных операций Банк России будет исходить из прогноза ликвидности банковского сектора, стремясь к удовлетворению потребности кредитных организаций в средствах для выполнения резервных требований и осуществления платежных операций.

Совет директоров Банка России принял решение снизить с 16 сентября 2013 г. процентную ставку по

кредитам overnight и по кредитам, обеспеченным нерыночными активами или поручительствами, на срок 1 день до уровня 6,5% годовых c 8,25% годовых. В случае возникновения необходимости компенсации эффектов резких изменений уровня ликвидности банковского сектора вследствие действия автономных факторов или изменений спроса кредитных организаций на ликвидность, Банк России будет оперативно принимать решение о проведении указанных операций.

В частности, ставки по операциям ЦБ постоянного действия по абсорбированию и предоставлению ликвидности на срок 1 день образуют соответственно нижнюю (4,5% годовых на 13 сентября 2013г.) и верхнюю (6,5% годовых на 13 сентября 2013г.) границы процентного коридора, симметричные относительно ключевой ставки. При принятии Банком России решения об изменении уровня ключевой ставки границы коридора будут автоматически сдвигаться на величину ее изменения. Банк России определил ширину процентного коридора в 2 процентных пункта. С 1 февраля 2014 года Банк России приостановит проведение всех операций постоянного действия на сроки свыше 1 дня.

В дополнение к основным операциям регулирования ликвидности на аукционной основе и операциям постоянного действия Банк России будет на регулярной основе проводить аукционы по предоставлению кредитов, обеспеченных нерыночными активами, по плавающей процентной ставке на срок 3 месяца, о чем будет объявлять заблаговременно. В качестве плавающего компонента при расчете стоимости кредитов, предоставленных кредитным организациям по результатам кредитных аукционов, будет применяться значение ключевой ставки Банка России.

Первый аукцион по предоставлению кредитным организациям кредитов Банка России, обеспеченных нерыночными активами, по плавающей процентной ставке на срок 3 месяца будет проведен 14 октября 2013 г. Дата предоставления средств — 15 октября 2013 г., дата возврата — 14 января 2014 г. Максимальный объем предоставляемых средств — 500 млрд руб., при минимальном объеме одной заявки — 25 млн руб. Максимальное количество заявок, принимаемых от кредитной организации для участия в аукционе, — три. Следующий кредитный аукцион планируется провести 13 января 2014 г.

С учетом необходимости обеспечения доступности инструментов рефинансирования для кредитных организаций планируется дальнейшее расширение списка активов, которые могут выступать в качестве обеспечения по операциям предоставления ликвидности. В то же время будет учитываться необходимость ограничения уровня рисков, принимаемых Банком России.

Позиция Банка России понятна. Его задача — более действенно влиять на банковскую ликвидность, не допуская длительного «оседания» денег в банковской сфере. Основной инструмент — сниженные процентные ставки по краткосрочным кредитам (на срок 1 день и 1 неделя). При этом при помощи процентных ставок по абсорбированию средств предполагается

оперативно привлекать излишние банковские ресурсы.

Но сможет ли данная политика противостоять российской инфляции, у которой, как выясняется, глубинные и очень сложные причины:

— слабые позиции регулирующего банка в решении макроэкономических проблем;

— монопольное ценообразование и «жесткость цен;

— зависимость процентной политики от динамики валютного курса;

— несбалансированность государственного бюджета;

— слабая реакция коммерческих банков на изменение денежного инструментария Центрального банка по регулированию ликвидности.

Целевые ориентиры для темпа роста индекса по-

требительских цен установлены на уровне 5,0% в 2014 году, 4,5% в 2015 году и 4,0% в 2016 году и определены с точностью до 0,5 процентного пункта. Целевые ориентиры по инфляции установлены в виде точечных значений, а не диапазона, как в предыдущие годы. Преимуществом использования точечной цели по инфляции по сравнению с целевым диапазоном является более четкий сигнал о том, какой именно темп роста цен рассматривается Банком России в качестве желаемого, что должно обеспечить однозначное понимание цели денежно-кредитной политики экономическими агентами.

Целевые уровни инфляции отражают задачу Банка России по снижению темпов роста потребительских цен в среднесрочной перспективе.

Статья поступила 29.11.2013 г.

ФЗ «О Центральном Банке ( Банке России) от 23.12. 2004, № 17Э-ФЗ (с изм.от 03.11.2010 г.). ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990, № 395-1 (ред. 29.12.2012). Инструкция Банка России от 03.12.2012 № 139-И «Об обязательных нормативах банков». Основные направления единой государственной де-

нежно-кредитной политики на 2014 год и период 20152016 годов. М., 2013.

Моисеев С.Р. Что кроется в черном ящике Банка России // Бизнес и банки. 2000. №48. Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика: учеб. пособие. М.: Экономист, 2008. Сайт Банка России: cbr.ru

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

© Р.С. Бекирова1, И.П. Медведева2, С.В. Миндеева3

1Братский государственный университет, 665709, Россия, г. Братск, ул. Макаренко, 40. 2,3Иркутский государственный университет путей сообщения, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15.

Рассматривается практический опыт внедрения модульно-рейтинговой системы в процесс обучения математике студентов технического вуза. Авторами статьи разработаны: этапы деятельности преподавателя по созданию и применению модульно-рейтинговой технологии обучения математике, для каждого из которых выделено три основных компонента — содержательно-целевой, методический, результативный; контрольно-измерительные материалы модульно-рейтинговой системы обучения и система оценивания результатов учебной деятельности обучающихся; критерии и оценочные уровни (высокий, средний, низкий) оценивания результатов учебной деятельности с учетом индивидуальных познавательных потребностей и возможностей обучающихся по каждому модулю. Приведен практический опыт использования модульно-рейтинговой системы обучения на кафедре математики в Иркутском государственном университете путей сообщения и Братском государственном университете. Представлен сравнительный анализ результатов учебной деятельности контрольной и экспериментальной групп, а также результаты, полученные вследствие эксперимента. Ил. 3. Табл. 2. Библиогр. 5 назв.

Ключевые слова: модуль; модульное обучение; математика; качество обучения; рейтинговый контроль.

1 Бекирова Раиса Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики, тел.: 89501175716, e-mail: bekirovars@mail.ru

Bekirova Raisa, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Mathematics, tel.: 89501175716, e-mail: bekirovars@mail.ru

2Медведева Ирина Петровна, кандидат технических наук, доцент кафедры математики, тел.: 89041418295, e-mail: ipm_2010@rambler.ru

Medvedeva Irina, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Mathematics, tel.: 89041418295, e-mail: ipm_2010@rambler.ru

3Миндеева Светлана Вильсуровна, старший преподаватель кафедры математики, тел.: 89027614369, e-mail: pasha15032007@yandex.ru

Mindeeva Svetlana, Senior Lecturer of the Department of Mathematics, tel.: 89027614369, e-mail: pasha15032007@yandex.ru

Таргетирование инфляции

Как выявить товары-маркеры

Точка зрения и мнения авторов статей не являются официальной позицией Банка России и могут не совпадать с ней.

Все права защищены © Банк России, 2024

Любое использование материалов сайта возможно при наличии ссылки (на интернет-ресурсах – гиперссылки) на Econs.online

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *