Как выводить криптовалюту без налогов 2022
Перейти к содержимому

Как выводить криптовалюту без налогов 2022

  • автор:

Каким образом подлежат налогообложению доходы, полученные с продажи криптовалюты, в случае спекуляции на курсе или майнинга с последующей продажей? Нужно ли регистрироваться в качестве самозанятого или индивидуального предпринимателя для осуществления подобной экономической деятельности? Можно ли официально проводить подобные операции через банковский счет, не опасаясь блокировки счета?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
На сегодняшний день декларировать доходы, полученные в связи с куплей-продажей и майнингом криптовалюты, целесообразнее в рамках НДФЛ.
В данный момент ни один нормативно-правовой акт РФ не содержит положений, обязывающих физических лиц регистрироваться в качестве ИП или самозанятых при осуществлении операций с криптовалютой. Вместе с тем в настоящее время законодателем рассматривается возможность введения подобных требований для физических лиц.
Проведение операций по купле-продаже и майнингу криптовалюты через банковские счета влечет за собой существенные риски, связанные с блокировкой этих счетов.

Обоснование позиции:

Нормативно-правовое регулирование операций с криптовалютой

Термин «криптовалюта» в российском законодательстве не определен. В настоящее время криптовалютой принято называть разновидность цифровой валюты, создание и контроль за которой базируются на криптографических методах, при отсутствии внешнего или внутреннего администратора.
Официальный статус криптовалюты в России получили с 2021 года. Отношения, связанные с их выпуском и оборотом, в настоящее время регулирует Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 259-ФЗ).
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона N 259-ФЗ цифровой валютой признается совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей РФ, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему ее правилам.
В ст. 14 Закона N 259-ФЗ даны определения понятий: организация выпуска в РФ цифровой валюты, выпуск цифровой валюты в РФ, организация обращения в РФ цифровой валюты.
Однако в целом вопросы выпуска и оборота цифровых валют на территории РФ в настоящее время не решены, из ч. 4 ст. 14 Закона N 259-ФЗ следует, что урегулировать эти вопросы должны отдельные федеральные законы, однако на сегодняшний день таковые не приняты, их разработка только осуществляется (смотрите письмо Минфина России от 02.12.2020 N 05-06-11/105854).
08.02.2022 правительство РФ утвердило Концепцию законодательного регулирования оборота цифровых валют (далее — Концепция). Предлагаемые изменения в законодательстве направлены на формирование легального рынка криптовалют c установлением правил оборота и круга субъектов — участников операций с криптовалютами, а также требований к ним. В частности, Концепция предусматривает внесение изменений в законодательство, устанавливающих введение новых субъектов регулирования, по аналогии с регулированием «цифровых финансовых активов» — организатор системы обмена цифровых валют, информационная система организаторов системы обмена цифровых валют, оператор обмена цифровых валют. Предполагается, что организаторами системы обмена должны стать банки с универсальной лицензией, зарегистрированные в соответствующем реестре и имеющие необходимую систему для работы, в частности, рекомендуется использовать сервис «Прозрачный блокчейн». При этом в функционал банков заложены в том числе и обязанности по предоставлению клиентам справок по операциям, необходимым для целей предоставления данных в ФНС России.
В феврале 2022 года Минфин России сообщил о том, что им подготовлен и внесен в Правительство РФ законопроект о регулировании криптовалют, разработанный на основании вышеназванной Концепции, и озвучил ключевые положения данного законопроекта. Например, сообщается, что использование цифровых валют в качестве средства платежа на территории РФ будет по-прежнему запрещено. В рамках предлагаемого регулирования цифровые валюты рассматриваются исключительно в качестве инструмента для инвестиций. Операции с покупкой или продажей криптовалюты будут возможны только при условии проведения идентификации клиента. Ввод и вывод криптовалюты от клиента оператору и наоборот будут возможны только через банки с использованием банковского счета. Операторы, как и банки, будут обязаны осуществлять комплаенс-процедуры и информировать Росфинмониторинг о выявленных подозрительных операциях. Подробнее смотрите в информации Минфина России от 21.02.2022.
В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находятся законопроекты, в которых, по сути, реализованы предложения, анонсированные ранее Минфином РФ:
— проект Федерального закона N 138674-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования оборота цифровых финансовых активов и утилитарных цифровых прав» (внесен депутатом ГД А.Г. Аксаковым) (принят в первом чтении 14.06.2022, 05.07.2022 принят ГД во втором чтении, 06.07.2022 принят ГД, 14.07.2022 подписан Президентом РФ N 331-ФЗ);
— проект Федерального закона N 127303-8 «О майнинге в Российской Федерации» (внесен депутатами ГД Ткачёвым А.О., Плякиным В.В., Шилкиным Г.В., Авксентьевой С.В.) (далее — Проект N 127303-8).
Как видим, на сегодняшний день законодательное регулирование такого финансового инструмента, как цифровая валюта (криптовалюта), отсутствует. Правовое регулирование этого сегмента рынка только зарождается.

Налогообложение

Порядок совершения операций с криптовалютой на территории РФ не имеет правового закрепления в действующем законодательстве, в том числе не регламентируется нормами нормативно-правовых актов по налоговому учету. Иными словами, особый порядок налогообложения доходов физических лиц при совершении ими операций с криптовалютами не установлен.
По мнению контролирующих органов, к таким операция применяются общие нормы об определении дохода, установленные положениями ст. 7 и ст. 41 НК РФ. Смотрите письма Минфина России от 26.09.2019 N 03-04-05/74126, от 20.08.2019 N 03-04-05/63704, от 29.03.2018 N 03-04-05/20048, от 19.04.2018 N 03-04-05/26603, от 28.08.2018 N 03-03-06/1/61152; от 16.08.2018 N 03-03-06/1/58171, от 28.12.2021 N 03-04-05/107093, ознакомиться можно в сети Интернет).
Напомним, что в силу ст. 41 НК РФ доходом для целей налогообложения признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой «Налог на доходы физических лиц», главой «Налог на прибыль организаций» НК РФ (ст. 41 НК РФ).
То есть на сегодняшний день контролирующие органы однозначно убеждены только в том, что экономическая выгода (доход), полученный от операций с криптовалютой, подлежит налогообложению на общих основаниях.
При этом ни один нормативно-правовой акт РФ, включая НК РФ, не содержит положений о том, что для осуществления деятельности, связанной с куплей-продажей и (или) майнингом криптовалюты физическому лицу, необходимо регистрироваться в качестве ИП или самозанятого. В связи с этим такие операции можно совершать в том числе и просто от имени физического лица. В то же время стоит учитывать, что Проект N 127303-8 предполагает введение запрета на занятие майнингом физическим лицам, не зарегистрированным в качестве ИП или самозанятых. Так, ст. 3 Проекта N 127303-8 определено, что физические лица вправе заниматься майнингом при условии регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или самозанятого лица, если потребляемая ими электроэнергия превышает лимиты, установленные Правительством РФ. Однако, повторим, на сегодняшний день каких-либо ограничений для обычных физических лиц, связанных с осуществлением операций с криптовалютой без регистрации, нет.
Вместе с тем запрета на осуществление операций с криптовалютой от имени ИП также нет, поэтому ИП не лишены возможности заниматься предприниматльской деятельностью, связанной с данными операциями. Однако при выборе системы налогообложения ИП необходимо учитывать, следующее.
1. УСН.
Минфин России в письме от 14.11.2018 N 03-11-11/81983 высказался против применения к операциям с криптовалютой системы налогообложения в виде УСН. Основанием для такой точки зрения послужили следующие аргументы: В настоящее время понятие майнинга, криптовалюты, а также правовой статус лиц, совершающих операции с криптовалютой, законодательством не определены. В связи с этим вопрос о налогообложении доходов индивидуальных предпринимателей от продажи криптовалюты в рамках упрощенной системы налогообложения может быть рассмотрен только после принятия соответствующих законодательных актов, определяющих понятие майнинга, криптовалюты, а также правовой статус лиц, совершающих операции с криптовалютой.
Как было сказано выше, Закон N 259-ФЗ с 2021 года установил понятие цифровой валюты, однако правовой статус лиц, совершающих операции с криптовалютой, все еще остается не определенным. В связи с этим, а также учитывая отсутствие более поздних официальных разъяснений по данной теме, полагаем, что приведенная позиция финансового ведомства остается актуальной на сегодняшний день.
В то же время не можем не отметить, что прямых законодательных ограничений на применение УСН в отношении операций с криптовалютой НК РФ не содержит. Однако если ИП примет решение учитывать данные операции в рамках УСН, необходимо иметь в виду, что содержащийся в ст. 346.16 НК РФ перечень расходов, которые могут быть учтены при применении УСН, ограничен и не подлежит расширенному толкованию. Очевидно, что расходы на приобретение криптовалюты в данном перечне не значатся. Поэтому мы видим очень серьезные налоговые риски в случае, если ИП примет решение такие расходы учитывать.
Кроме того, любые расходы, учитываемые в целях налогообложения по УСН, должны отвечать критериям ст. 252 НК РФ (смотрите п. 2 ст. 346.16 НК РФ), т.е. являться экономически обоснованными и документально подтвержденными. И если говорить об экономической оправданности затрат на покупку криптовалюты и направленности их на получение доходов в принципе допустимо, то с документальным подтверждением этих расходов в условиях отсутствия правовых механизмов, регулирующих выпуск, оборот и обращение цифровых валют на территории РФ, однозначно возникают сложности. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные, в частности, документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. В настоящее время законодательство РФ оформления каких-либо документов, связанных с осуществлением на территории РФ операций с криптовалютой, не предусматривает.
Для подтверждения данных налогового учета могут использоваться любые первичные учетные документы, в том числе составленные самим налогоплательщиком, включая справку бухгалтера, аналитические регистры налогового учета, расчет налоговой базы по налогу (абзацы 9-12 ст. 313 НК РФ, смотрите также письмо Минфина России от 25.07.2016 N 03-03-06/1/43372). Однако факт принятия налоговым инспектором подобных документов в качестве документального подтверждения расходов на покупку криптовалюты в рамках УСН вызывает серьезные сомнения.
Резюмируя сказанное выше, на наш взгляд, в настоящее время применение УСН к операциям с криптовалютой сопряжено с высокими налоговыми рисками. Мы не рекомендуем физическому лицу учитывать данные операции в рамках предпринимательской деятельности по УСН.
2. ПСН.
Из-за существующих ограничений, как минимум по видам деятельности (смотрите п. 2 ст. 346.43 НК РФ), к операциям с криптовалютой нельзя применять ПСН.
3. НПД.
Что касается самозанятых, то они являются налогоплательщиками налога на профессиональный доход (далее — НПД). Смотрите Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее — Закон N 422-ФЗ).
В силу п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона N 422-ФЗ не вправе применять НПД лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд. При этом согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» для целей данного закона цифровая валюта признается имуществом. Товаром для целей налогообложения признается любое имущество (то есть виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ), реализуемое или предназначенное для реализации (пп. 2, 3 ст. 38 НК РФ). Совокупная трактовка данных норм позволяет прийти к выводу, что к операциям по купле-продаже и обмену криптовалюты НПД не применяется (смотрите также письмо Минфина России от 06.05.2021 N 03-04-05/34900, можно ознакомиться в Интернете).
В отношении майнинга, т.е. создания криптовалюты с помощью так называемых майнинг-ферм, каких-либо ограничений Закон N 422-ФЗ и другие нормативно-правовые акты РФ не устанавливают, т.е. в принципе в отношении такого вида деятельности применение НПД не запрещено. Более того, Проект N 127303-8 прямо предусматривает, что физические лица, зарегистрированные в качестве самозанятых, могут заниматься майнингом (смотрите ст. 3 Проекта N 127303-8). Однако на сегодняшний день с учетом отсутствия нормативно-правового урегулирования налоговых правоотношений в отношении операций с криптовалютой полагаем, что применение НПД к операциям майнинга достаточно рискованно.
4. НДФЛ.
На сегодняшний день декларировать доходы, полученные в связи с куплей-продажей криптовалюты, целесообразнее в рамках НДФЛ.
Как было сказано выше, контролирующие органы в настоящее время однозначно говорят только о факте возникновения дохода, подлежащего налогообложению. В отношении порядка определения налоговой базы для исчисления НДФЛ с этого дохода особой определенности нет.
Ссылаясь п. 7 ст. 3 НК РФ, в соответствии с которым все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, Минфин России полагает возможным до законодательного урегулирования вопросов, связанных с обращением и налогообложением криптовалют, при определении налоговой базы по доходам, полученным от операций купли-продажи криптовалют, исходить из нормы абзаца 1 подп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ, то есть применять к данным операциям имущественные вычеты в виде уменьшения облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества. Иными словами, налоговая база по операциям купли-продажи криптовалют, по мнению Минфина России, должна определяться в рублях как превышение общей суммы доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи соответствующей криптовалюты, над общей суммой документально подтвержденных расходов на ее приобретение (смотрите письма Минфина России от 17.05.2018 N 03-04-07/33234 (доведено до нижестоящих налоговых органов письмом ФНС России от 04.06.2018 N БС-4-11/10685@), от 05.07.2018 N 03-04-05/46553, от 21.05.2018 N 03-04-05/34004).
При этом специалисты финансового ведомства обращают внимание, что законодательством РФ о налогах и сборах правовой статус криптовалют как особого вида имущества не установлен. Поэтому при продаже криптовалют оснований для применения льготного порядка налогообложения доходов от продажи имущества, установленного п. 17.1 ст. 217 НК РФ, не имеется. Т.е. доход от продажи криптовалюты должен облагаться НДФЛ вне зависимости от срока ее нахождения в собственности налогоплательщика. Отметим, что, на наш взгляд, такую позицию сложно назвать верной. Как было указано выше, ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ прямо относит цифровую валюту к имуществу, а в п. 17.1 ст. 217 НК РФ прямо поименованы доходы от продажи любого имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более. Т.е. если цифровая валюта находится в собственности физического лица больше трех лет, доход от ее продажи облагаться НДФЛ не должен. Однако здесь возникают сложности с документальным подтверждением срока нахождения в собственности. Кроме того, некоторые сомнения вызывает формулировка ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ, где содержится оговорка о том, что к имуществу цифровая валюта относится для целей данного закона, т.е. дословное трактование нормы не совсем позволяет применять ее к положениям НК РФ.
Кроме того, Минфин считает, что в отношении операций купли-продажи криптовалют также неприменимы положения подп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ в части возможности получения имущественного налогового вычета в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, не превышающего в целом 250 000 руб. Смотрите письма Минфина России от 08.11.2018 N 03-04-07/80764, от 04.09.2018 N 03-04-05/63144.
О том, как на практике физическому лицу следует документально подтверждать расходы, связанные с покупкой криптовалюты, контролирующие органы умалчивают. Полагаем, что для этих целей могут быть использованы выписки с лицевых банковских счетов и кошельков Binance. Также физическому лицу целесообразно вести реестр доходов и расходов по операциям, связанным с торговлей криптовалютой, в данном реестре, помимо суммовых показателей, следует указывать даты покупок и продаж, эти даты должны корреспондировать с датами получения доходов на банковские счета от физических лиц — покупателей. Вместе с тем говорить об отсутствии налоговых рисков при таком документальном подтверждении расходов, к сожалению, не приходится.
В связи с этим хотим напомнить о праве налогоплательщика обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета за письменными разъяснениями по данному вопросу. Отметим, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.
Стоит отметить, что в конце 2020 года в Госдуму был внесен законопроект, призванный урегулировать налоговые правоотношения, связанные с операциями с цифровой валютой (проект федерального закона N 1065710-7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», далее — Проект). В соответствии с Проектом для целей НК РФ цифровую валюту предлагается признать имуществом, при этом осуществление операций, связанных с обращением цифровой валюты, не будет признаваться объектом налогообложения НДС. Налоговым органам планируется предоставление права истребовать у банков выписки по счетам физических лиц, которые использовались в связи с проведением операций с цифровой валютой (при установлении признаков, указывающих на возможное нарушение налогового законодательства, и при наличии согласия руководства вышестоящего налогового органа или ФНС). Кроме того, лиц, в том числе и физических, имеющих право распоряжаться цифровой валютой, учитываемой на кошельках, обяжут сообщать в налоговые органы о таком праве, обороте средств и остатке в случае если сумма поступлений или списаний цифровой валюты за календарный год превышает сумму, эквивалентную 600 тыс. руб. Также Проектом предусматривается установление налоговой ответственности за неправомерное непредставление (несвоевременное представление) или представление отчета об операциях (гражданско-правовых сделках) с цифровой валютой и об остатках указанной цифровой валюты, содержащего недостоверные сведения.
В феврале 2021 года Проект был принят в первом чтении, 13 октября 2021 года началось его рассмотрение во втором чтении. К сожалению, его дальнейшее рассмотрение пока затягивается.

Риски проведения операций с криптовалютой через банковские счета

В рамках федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон N 115-ФЗ) физическое лицо может столкнуться с блокировкой счетов.
Например, в определении СК по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 12.07.2021 по делу N 8Г-13453/2021[88-14271/2021 рассмотрена следующая ситуация. На основании ст. 7 Закона N 115-ФЗ банк предъявил физическому лицу требование о представлении документов, подтверждающих экономический смысл и обоснованность операций за определенный период. В ответ физическим лицом по электронной почте были направлены документы, подтверждающие осуществление частных операций по переводу денежных средств на принадлежащие истцу счета в связи с осуществлением сделок по продаже криптовалюты Bitcoin на бирже «Localbitcoins.com». Банк, получив эти документы, принял решение о продлении блокировки счетов. Тогда физическое лицо направило в адрес банка претензию и документы о легальном характере операций по принадлежащим ему банковским счетам/картам, пояснения об источнике поступления/происхождения денежных средств и сути экономических операций, а именно: скриншоты, подтверждающие совершение операций с криптовалютой в личном кабинете по продаже криптовалюты на сайте в сети Интернет: https://localbitcoins.com/, а также переводов с данной карты на карты сторонних банков (при ее покупке); справки 2-НДФЛ за 2018, 2019 годы с места работы истца, копии договоров купли-продажи транспортного средства, а также указание на наличие личных накоплений и ссылка на наличие статуса главы КФХ с приложением выписки из ЕГРИП ФНС России. Но и эти документы не устроили банк, он принял решение о продолжении блокировки счетов. Дальнейшее выяснение ситуации происходило в судебном порядке. Сначала суд признал действия банка по блокировке банковских счетов незаконными и обязал разблокировать счета банковских карт, восстановить доступ к дистанционному банковскому обслуживанию. Однако в дальнейшем вышестоящий суд данное решение отменил и отказал физическому лицу в удовлетворении исковых требований о разблокировании счетов банковских карт и возобновлении дистанционного банковского обслуживания, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов.
Обращаем внимание, что операции с цифровой валютой прямо поименованы в классификаторе, содержащем признаки, указывающие на необычный характер сделки (Приложение к Положению Банка России от 02.03.2012 N 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»). Этим операциям присвоен код 1190.
Смотрите также Методические рекомендации Банка России от 06.09.2021 N 16-МР «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов — физических лиц», в которых операции с криптовалютой прямо названы Банком России операциями, проводимыми в противоправных целях, выявив совершение которых, обслуживающий банк должен сначала отказать в совершении денежных переводов, а затем приостановить операции по счету и (или) расторгнуть договор.
Хотим также акцентировать внимание, что в настоящее время ЦБ РФ выступает за введение запрета на организацию выпуска и обращения цифровых валют, а также введение ответственности за соответствующие правонарушения. Смотрите письмо Банка России от 03.03.2022 N 05-35-2/1340 «О комментариях АРБ по консультативному докладу Банка России о криптовалютах». Соответствующие предложения были направлены ЦБ РФ в Минфин России см. вышеназванную информацию Минфина России от 21.02.2022. Подобные негативные оценки в отношении криптовалюты давались Банком России и ранее. Так, например, в информации от 27.01.2014 предупреждалось о том, что предоставление услуг по обмену «виртуальных валют» на рубли и иностранную валюту, а также на товары (работы, услуги) будет рассматриваться как потенциальная вовлеченность в осуществление сомнительных операций в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Смотрите также п. 10 письма Банка России от 05.04.2021 N 03-40-4/2915.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Вопрос: Каков порядок налогообложения и декларирования доходов физического лица от операций купли-продажи криптовалют («виртуальная валюта»), в том числе криптовалюты Биткоин (Bitcoin)? (официальный сайт ФНС России, раздел «Часто задаваемые вопросы», сентябрь 2020 г.)
— Вопрос: Как декларировать доход от продажи криптовалюты? Деньги поступают на банковскую карту от физического лица без каких-либо документов. Доход от продажи криптовалюты превышает официальный ежемесячный доход в 5-7 раз. Что будет? Можно ли эти деньги декларировать как подарок от физического лица? Можно ли провести их через патентное налогообложение? (Правовед.RU, март 2021 г.)
— Вопрос: Как заявить в налоговый орган о продаже криптовалюты? Как сейчас уплатить налог? Или нужно дожидаться конца года? Как заполнить декларацию 3-НДФЛ — как при продаже имущества? (Правовед.RU, август 2021 г.)
— Вопрос: Какой код ОКВЭД выбрать для майнинга криптовалют? Могу ли я заниматься этим как ИП? Или лучше быть самозанятым? (Правовед.RU, сентябрь 2021 г.)
— Вопрос: Планирую продать криптовалюту на крупную сумму. Как лучше это сделать? Как уплатить налоги, чтобы можно было безопасно вывести деньги на счет в банке (без вопросов банка и налоговой)? Происхождение криптовалюты легальное, но у меня нет свидетельств ее происхождения — покупал несколько лет назад, платил своей банковской картой в иностранной платежной системе, которая уже не работает (Правовед.RU, январь 2021 г.);
— Операции с криптовалютой: проблемы налогообложения НДФЛ (Ю.М. Лермонтов, журнал «Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет», N 4, апрель 2020 г.);
— Особенности налогообложения операций с криптовалютами в Российской Федерации (А.С. Белик, журнал «Имущественные отношения в Российской Федерации», N 10, октябрь 2019 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Цифровая мзда. Нужно ли платить налоги на сделки с криптовалютой

Фото Getty Images

Недавно Госдума приняла в первом чтении три законопроекта, касающиеся криптовалют. Однако вопросы налогообложения остались вне депутатской повестки. И на сегодняшний день многим непонятно, как же именно рассчитать доход с криптовалюты, с какого момента и как платить налог.

Тернистый путь

Одной из первых темы криптовалют еще в 2016 году коснулась именно Федеральная налоговая служба. К чести фискалов стоит отметить, что в своем письме они озвучили главный тезис — операции с криптовалютами не противоречат законам России. Однако детальных инструкций по уплате налогов тогда не последовало.

К концу 2017 года инициативу перехватил Минфин, выпустив свое первое разъяснение на тему криптовалют, но и оно не добавило ясности. Министерство лишь пояснило, что в отсутствие специального законодательства на биткоины распространяются общие положения по уплате НДФЛ.

Между тем, добросовестные криптоэнтузиасты уже тогда горели желанием исполнить свою конституционную обязанность по уплате налогов, но не всегда их ждал теплый прием в стенах налоговых инспекций. Показателен случай жителя Ростова, с порога заявившего инспекторам о своем желании задекларировать крипту. Налоговики не только отказали ему в приеме декларации, но и вдогонку уведомили Следственный комитет о визите человека, совершающего операции с денежными суррогатами.

Хотя некоторым повезло больше. Например, «первым криптоналогоплательщиком» считает себя Андрей Воронков, бизнесмен из Москвы, при участии которого проект SOMN собрал $42 млн в ходе ICO (финансирование стартапа за счет выпуска собственной криптовалюты).

«Задача криптосообщества — сделать наше государство максимально заинтересованным в создании благоприятного климата для криптоиндустрии. Добровольная легализация доходов с криптовалют через уплату налогов — важный демонстративный шаг в этом направлении. Поэтому я первым в России решился заплатить налоги с биткоина», — утверждает Воронков.

Для этой цели бизнесмен нанял дорогостоящих аудиторов, чтобы «сделать все по закону» и сдать декларацию. «Хотя период проверки документов еще не истек, дополнительных вопросов со стороны налоговой мне не поступало», — говорит Воронков.

Но, возможно, Воронков не был первопроходцем. Согласно июньскому пресс-релизу ФНС России, пальму первенства следует отдать сознательному гражданину из Республики Алтай, который отчитался за доходы от продажи криптовалют в ходе недавней декларационной компании. К сожалению, ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию не представляется возможным, так как на ней лежит гриф налоговой тайны.

Биткоин как имущество

Непонятной была ситуация с начислением налога еще и из-за того, что долгое время разные чиновники упорно называли криптовалюту «иным имуществом». Однако совсем недавно глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков наконец признал, что «цифровые активы будут учитываться не как имущество, а как новый вид имущественных цифровых прав».

А Налоговый кодекс фундаментально по-разному смотрит на налогообложение «имущества» и «имущественных прав», разводя их по разные стороны баррикад. Льготы и преференции по «имуществу» совершенно не применимы к «имущественным правам». Например, не будет применяться освобождение от подоходного налога «при владении более 3 лет», которое позволило бы владельцам «первых» биткоинов не рассчитывать налог.

Итак, анализируя сущность криптовалюты и последние замечания властей, можно сделать вывод, что налог на криптовалюту нужно платить всем — как гражданам, так и юрлицам.

Для налога на прибыль организаций Минфин в феврале этого года сделал однозначный вывод: доход признается по факту реализации криптовалют вне зависимости от получения средств (активов) за нее. То есть юрлицу заплатить нужно в любом случае, даже если полученные им криптовалюты не были выведены в фиат.

Что касается физлиц, то, несмотря на размытость формулировок главы 23 Налогового кодекса о подоходном налоге граждан, для целей НДФЛ платить налог до момента конвертации криптовалюты в фиат в большинстве случаев все-таки требуется. А после конвертации — тем более.

Как рассчитать

С расчетами все обстоит на самом деле довольно просто. В мае-июне этого года в едином порыве налоговая служба и Минфин выпустили письма, в которых попытались объяснить гражданам порядок уплаты подоходного налога с криптовалюты.

Чиновники считают, что налоговая база по операциям купли-продажи криптовалют должна определяться в рублях как превышение общей суммы доходов, полученных от продажи криптовалюты, над общей суммой документально подтвержденных расходов на ее приобретение.

Несмотря на некоторые формальные нестыковки, этот подход следует признать концептуально верным. Этого правила и стоит пока придерживаться владельцам криптовалют, поскольку специальных поправок в налоговое законодательство в ближайшие годы депутаты не обещают.

На сегодняшний день у российских налоговых органов попросту отсутствует реально работающий механизм для выявления и привязки криптокошелька к конкретному человеку. Ситуация может сдвинуться с мертвой точки, когда в полную силу заработает автоматический международный обмен налоговой информацией.

Из-за этого в будущем могут возрасти риски для тех россиян, которые прошли верификацию на зарубежных криптовалютных биржах. Но пока нет задачи вылавливать владельцев криптовалют, которые не платят налоги, рассказал в интервью газете «Ведомости» федеральный чиновник.

Тем временем для сознательных криптоналогоплательщиков непреодолимых препятствий в декларировании крипты не существует. Инспекция может отказать в приеме декларации лишь в крайне ограниченном перечне случаев, и декларирование доходов от криптовалют к ним явно не относится. Не стоит опасаться и ужесточения мероприятий налогового контроля, поскольку налоговые проверки «самодекларирующихся» физических лиц в России скорее редкое исключение, чем правило.

Так что все счастливые обладатели криптовалют могут добровольно заплатить налоги и спать спокойно.

Налогообложение криптовалюты в разных странах мира

Cryptocurrency Tax

Фискальная политика в отношении налогов на криптовалюту в странах мира зависит от того, как именно их законодательство трактует понятие виртуальных денег: в США это собственность, в Британии — капитальный актив, Италия рассматривает их как иностранную валюту, а Россия хоть и признает их как имущество, но запрещает использовать в качестве платежного средства. На Мальте, в Сальвадоре, Малайзии и Сингапуре налогообложение криптовалюты отсутствует или его можно избежать при соблюдении определенных условий. Данный материал является руководством по фискальной политике на биткоин и другую виртуальную валюту в мире, а также рассказывает о возможности получения гражданства за инвестиции в цифровом капитале.

Налоговое регулирование криптовалюты

Изначально торговля криптовалютой позиционировалась как полностью безопасный и анонимный процесс, а ее характеристики не позволяли фискальным органам отслеживать транзакции, которые облагаются налогом. Частично это имело негативные последствия как для обычных граждан, так и для государств: в случае кражи криптовалюты у пользователя, он не мог обратиться в полицию и написать заявление на преступников, поскольку транзакция была проведена без раскрытия личных данных ее участников и посредничества банков. На уровне стран использование виртуальных денег привело к тому, что уплата налогов уменьшилась, и госбюджет начал недополучать необходимые средства.

Чтобы остановить развитие мошенничества в мире цифровых активов, многие государства начали разрабатывать положения законодательства, которые обязуют собирать и раскрывать данные об операциях, облагаемых налогом. В частности, Европейским союзом был принят Регламент о рынках криптоактивов и правилах налоговой прозрачности, применяемых к криптобиржам. Эмитентов обязали регулярно публиковать информацию о транзакциях, с которых ее участники должны платить сбор. И хотя каждое государство ЕС самостоятельно устанавливает правила функционирования цифровых активов и их налогообложения, руководство союза призывает все правительства объединить силы для гармонизации существующих законов.

Какие страны предлагают резидентство за криптовалюту и какие нюансы связаны с этим — можно уточнить бесплатно у профильного юриста .

Какие операции с криптовалютой облагаются налогом

В большинстве стран гражданам нужно платить налог с криптовалюты на прирост капитала — это сбор с прибыли, которую лицо может получить от продажи или покупки активов по аналогии с приобретением или сбытом недвижимости, акций компании. Важно учесть: даже если в процессе хранения стоимость цифровых денег увеличивается, отчисления не платятся. Налогообложение операций с криптовалютами на прирост капитала применяется, когда осуществляется:

  • Покупка. Если лицо приобретает цифровые активы на определенную сумму (к примеру, в Германии — от 600 EUR), ему придется заплатить за их хранение в течение первого года. Но гражданам страны, которые держат криптовалюту дольше 12 месяцев, платить сбор не требуется. Если лицо покупает криптоактивы за фиатные деньги, в большинстве случаев налогообложение не применяется.
  • Продажа криптовалюты за наличные деньги. По своей сути это вывод криптовалюты с обменом на фиат, и если такая операция увеличивает благосостояние лица, то, например, в США за нее придется заплатить налог как за прирост капитала.
  • Обмен одной цифровой валюты на другую. Если лицо осуществляет обмен, технически на промежуточном этапе происходит продажа монет. И если цена реализации Bitcoin будет дороже цены покупки, владельцу придется платить сбор с размера полученной прибыли. Аналогичным образом оплачивается налог с трейдинга криптовалюты, поскольку маклер целенаправленно ведет торги виртуальными активами для получения дохода.
  • Оплата товаров и услуг. В странах, где коины могут использоваться в качестве платежного средства, законодательство обязывает граждан платить отчисления за их использование. Ведь прежде, чем приобрести товар или услугу, лицо технически продает криптовалюту, и поскольку цифровые активы зачастую рассматриваются как собственность, их владельцы должны платить сбор за прирост капитала.

Cryptocurrency transactions that are taxed

Криптовалюта облагается налогом как доход, то есть применяется подоходный налог, если лицо проводит следующие операции:

  • Майнинг. Это деятельность, направленная на создание блоков, то есть генерацию новых монет. Поскольку в результате майнинга лицо получает криптовалюту, с нее необходимо платить налог как с дохода. Аналогичным образом рассматривается получение прибыли от стейкинга — хранения определенных стейблкоинов, за которое пользователь получает вознаграждение.
  • Прием как оплаты за товар или услугу. Независимо от того, какие средства предприниматель получает от покупателя, вся его прибыль облагается налогом.
  • Получение в качестве оплаты за работу. Работник должен заплатить с полученной суммы подоходный налог, который применяется в его стране. Если лицо состоит на официальной работе, вычеты из зарплаты вместо него платит работодатель.
  • Вознаграждение. Если криптобиржа предоставила пользователю некоторое количество монет за определенное действие (например, приглашение друга по реферальной ссылке), они будут рассматриваться налоговой системой как доход, соответственно, лицу придется заплатить налог.

Не применяется налогообложение к таким операциям с криптовалютами, как пожертвование на благотворительность, предоставление или получение в качестве подарка, перевод активов самому себе с одного кошелька на другой.

Налогообложение для физических и юридических лиц

Доход от криптовалюты, полученный частным лицом или бизнесом, облагается подоходным или корпоративным налогом, как и любые другие денежные поступления в фиатных активах. Размер сборов зависит от законодательства страны проживания / регистрации налогоплательщика. Для вычисления суммы, которую гражданин или компания должны заплатить государству, виртуальные активы конвертируются в национальную валюту по актуальному обменному курсу на дату совершения сделки.

Важно учесть, что майнинг криптовалюты зачастую рассматривается как предпринимательская деятельность, направленная на создание товара. Однако если лицо занимается добычей монет нерегулярно, оно не обязано регистрировать собственную компанию. Если майнинг является постоянной или основной деятельностью гражданина, он должен зарегистрироваться как самозанятый, индивидуальный предприниматель или фирма — форму следует выбирать исходя из законов своей страны. Вариант оформления бизнеса для добычи коинов может оказаться более выгодным, поскольку в таком случае при подаче налоговой декларации из доходов можно вычесть затраты — стоимость оборудования, расход электроэнергии, чего не получится сделать частному лицу.

Налогообложение операций с криптовалютой в мире

Если частное лицо или бизнес планируют только хранить цифровые активы и не желают платить налог на крипту, для этой цели лучше подойдут юрисдикции, рассматривающие ее как финансовый актив или иностранную валюту — Нидерланды, Италия. Если гражданин будет сберегать виртуальные деньги более года, ему не придется отчислять проценты государству даже в том случае, если спустя какое-то время монеты будут проданы, обменяны или инвестированы. Лицам, которые планируют проводить регулярные операции с криптовалютой, следует выбирать страны, где криптовалюта функционирует без налогов или с минимальными фискальными ставками.

Гражданство, ВНЖ или релокация бизнеса в любую точку мира

  • Свободно живите и путешествуйте по миру
  • Расширяйте границы для своего бизнеса
  • Обеспечьте своим детям образование в лучших университетах мира

Налог на криптовалюту в России

Баннер

По оценкам правительства РФ, доля России на мировом рынке криптовалют – 12%. Государство стремится регулировать эту отрасль, устанавливая налоги для инвесторов. Какие налоги нужно заплатить? Отвечаем в нашей статье.

  • Правовой статус криптовалют в России
  • Какие налоги надо платить с криптовалюты
  • Определение суммы налога
  • Как платить налог с криптовалюты
  • Штрафы за неуплату

криптовалюта закон 2022 Россия

Крипта относится к цифровым валютам, не может использоваться для оплаты товаров и услуг в России, зато рассматривается как инвестиционный инструмент

Государство постепенно оформляет правовой статус криптовалют . С 1 января 2021 года они были признаны имуществом, а значит, доходы от их реализации стали облагаться налогом.

Какие налоги за криптовалюту в России нужно платить и в каком порядке это делать? Разбираемся в нашем материале.

Правовой статус криптовалют в России

Криптовалюты в Российской Федерации регулируются Законом 31.07.2020 N 259-ФЗ О цифровых финансовых активах . Согласно ч.3 ст.1, не являются денежной единицей РФ и других государств. Предлагаются в качестве средства платежа или инвестиций .

Хранить активы в криптовалютах рискованно. И дело здесь даже не в потенциальном налогообложении. Куда важнее, что стоимость может просесть. Более консервативным инвесторам подойдут более надежные инструменты вроде банковского вклада.

Совкомбанк предлагает оформить вклад на выгодных условиях. Рассчитайте доходность на калькуляторе и оставьте заявку онлайн.

Ч.5 ст.14 Закона о цифровых финансовых активах указывает, что налоговые резиденты Российской Федерации не вправе принимать оплату товаров, работ и услуг цифровой валютой.

Несмотря на запрет платить цифровой валютой, она признается имуществом, что вытекает из положений ч.4 ст.68 Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ Об исполнительном производстве .

Также признание криптовалют имуществом подкрепляется материалами судебной практики. В частности, Верховный суд РФ в определении по делу № 44-КГ20-17-К7 признал криптовалюту имуществом.

Также криптовалюты активно учитываются как имущество по делам о банкротстве.

Рассмотрим на примере. В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда по делу № А40-124668/2017 должника обязали дать доступ к кошельку с активами арбитражному управляющему (лицо, которое ищет имущество и распределяет его между кредиторами).

Также было указано, если имущество имеет ценность для кредиторов, то не может исключаться из конкурсной массы. Однако нужно понимать, что принадлежность крипты установить сложно, равно как и получить доступ к кошелькам.

Согласно ч. 6 ст. 14 Закона о цифровых активах, если владелец криптовалюты не проинформировал налоговую о фактах совершения сделок с данным активом, то требования по этим сделкам не подлежат судебной защите.

Из-за отсутствия такого информирования налогового органа суды в России отказывают клиентам в спорах с «управляющими компаниями», которые берут вашу крипту в доверительное управление ради получения дополнительной прибыли. Поэтому будьте особенно внимательны при заключении любых сделок с криптой.

Какие налоги надо платить с криптовалюты

Приобретение криптовалюты и ее последующее хранение не облагаются налогом. Исключением считают продажу имущества, то есть случаи, когда вы что-то заработали.

Юридические лица уплачивают налог на прибыль по ставке 20%. НДС и налог на имущество уплачивать при владении криптовалютой не придется.

Физические лица должны платить НДФЛ по ставке 13%, если доход составляет до 5 млн рублей. На сумму свыше 5 млн рублей ставка увеличивается до 15%.

Важно не только грамотно инвестировать, но и тратить. На помощь придет беспроцентная рассрочка по карте «Халва». Купить товары и оплатить услуги без переплат можно у 250 000+ партнеров. Оставьте заявку онлайн и получите карту прямо домой.

Бывает ли шопинг выгодным? Да, если покупать с Халвой! До 10% кешбэка, пассивный доход в виде процента на остаток собственных средств до 15%. А самое главное — покупки в рассрочку до 24 месяцев и никаких процентов. Оформите Халву в пару кликов!

налоги криптовалюта 2022

Вы платите только с прибыли, полученной от перепродажи крипты. За сам факт покупки и хранения актива платить государству ничего не нужно

Определение суммы налога

Давайте рассмотрим расчеты на нескольких примерах.

Вы купили криптоактив по цене 2000 рублей. Спустя год он стал стоить 20 000 рублей, поэтому вы решили его продать.

Таким образом, база для налогообложения составила (20 000 – 2000 = 18 000 рублей). Размер налоговой ставки 13%, следовательно, 18 000 * 13/100 = 2340 рублей.

Вы купили 2 биткоина по цене 3 млн рублей. Спустя 2 года вы решили их продать, по цене 4,5 млн рублей каждый на общую сумму 9 млн рублей. Разница составила 6 млн рублей.

Для первых 5 млн рублей вашей прибыли применяется ставка 13%, то есть вы уплатите: 5 млн рублей * 13/100 = 650 000 рублей. Еще один миллион будет облагаться по ставке 15%, то есть вы уплатите еще 1 млн рублей *15/100 = 150 000 рублей.

Итого общий размер платежа в пользу государства составит 800 тысяч рублей.

Вы купили биткоин в 2021 году за 3,5 млн рублей. В 2022 году на пике паники и обвала вы продали его за 1,5 млн рублей. Поскольку сделка была убыточна для вас, никаких налогов платить не придется.

Дарики — деньги персидской империи — иногда называют первой международной резервной валютой.
Другой факт

Как платить налог с криптовалюты

Налоги нужно уплачивать при наличии дохода по операциям с криптовалютами за налоговый период.

К примеру, если продажа актива состоялась в 2021 году, то декларацию по форме 3-НДФЛ нужно подать не позднее 30 апреля 2022 года.

Также важно подтвердить наличие предыдущей операции по криптовалюте, к примеру, ранее произведенную покупку.

Это можно зафиксировать с помощью выписок по банковскому счету, где есть списание для соответствующих целей, – просто сделать скриншоты о проведении операций. В противном случае уплачивать налог придется на всю стоимость сделки.

То есть вы продаете крипту за 500 000 рублей, 13% со всей этой суммы придется уплатить государству. Учитывая такие негативные последствия, к подтверждению расходов нужно отнестись особенно внимательно.

Подать декларацию можно:

  • электронно в личном кабинете налогоплательщика;
  • в налоговой;
  • письмом с уведомлением о вручении.

Уплата налогов производится до 15 июля текущего года.

подтверждение покупки криптовалюты 2022

Будьте внимательны к подтверждению своей изначальной покупки крипты. Если подтвердить не удастся, то 13% налога придется уплатить со всей суммы сделки по продаже актива

Штрафы за неуплату

Отказ от уплаты налогов или их неполная уплата, несвоевременная подача налоговой декларации влекут ответственность.

  • Согласно ст. 122 Налогового Кодекса РФ , штраф за неумышленную неуплату налога составит 20% от суммы платежа в пользу государства, 40% — при умышленном уклонении.
  • Отсутствие декларации, согласно ст. 119 НК РФ, влечет уплату штрафа в размере 5% от суммы недоимки за каждый месяц, но в пределах 30% от суммы недоимки.

При этом привлечение к ответственности не освобождает от обязанности заплатить налоги.

Если размер задолженности будет крупным (2,7 млн рублей за 3 последних года), то возможна уголовная ответственность (ст. 198 УК РФ) вплоть до 1 года лишения свободы .

При особо крупном размере (13,5 млн рублей за 3 последних года) максимальной санкцией будет 3 года лишения свободы.

Контроль государства в области криптовалют постоянно ужесточается. Активно обсуждаются меры, связанные с обязательным декларированием сделок по купле-продаже крипты от 600 тысяч рублей.

Регулирование данной отрасли будет продолжаться и в дальнейшем. Однако если вы — добросовестный инвестор, который работает с криптой легально и уплачивает все налоги и сборы своевременно, то вам нечего опасаться.

Более того, вы получаете дополнительные варианты защиты от государства в случае возникновения споров и можете смело обращаться в суд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *