Курс разбивается на части которые называются
Перейти к содержимому

Курс разбивается на части которые называются

  • автор:

Microlearning – микрообучение

Откуда столько шума вокруг микролернинга и стоит ли вообще тратить время на создание занятий такого типа ? Что общего у микрообучения и семян подсолнуха?

Все достаточно просто! Вокруг нас огромное количество информации, а времени/желания учиться мало, к тому же существует множество факторов вокруг нас, которые не дают нам сесть за учебу. Так что преподавателям, тренерам, hr-ам приходится делать все, чтобы затянуть студента в учебный процесс. Да и время, когда легко было отпустить сотрудника на 4-дневный тренинг, давно прошло.

И тут на помощь приходит microlearning, такая себе волшебная палочка. Microlearning — это обучение, которое не напрягает, не занимает уйму времени, приносит отличный результат, да еще и затягивает. Микрообучение чем-то похоже на семечки — трудно остановиться пока не съешь все.

Что же такое microlearning?

Microlearning — это информация в таблетке, когда учебный контент разбивается на сегменты, которые по аналогии с принципом дробного питания лучше и быстрее усваиваются. Каждый блок занимает 5-8 минут, за которые надо успеть донести мысль, идею, знание.

Чтобы понять, как это работает, посмотрите несколько секунд на цифры и постарайтесь их запомнить:

Запишите их на листке. Интересно, на сколько легким было это задание для вас.

В микролернинге же информация подается дозировано и логично.

А теперь еще небольшое задание. Посмотрите на следующие цифры и скажите, легче ли вам их запомнить:

467 34 45 56 67

Взгляните на оба ряда чисел. Какая между ними разница?

Точно! Теперь вы знаете, чем логичнее и последовательнее подана информация, тем более она доступна.

Что не является микролернингом?

Видео само по себе

Только видео нельзя считать микролернингом. Хотя для многих первая ассоциация о доступной и понятной информации — это как раз видео. Если вы просмотрите такое видео по приготовлению капкейков, то скорее всего не сразу сможете повторить все шаги у себя на кухне.

Потому что это еще не microlearning. А вот если к этому подготовить инструкцию, а в нашем случае — рецепт, сделать карточку с записью шагов, задание для закрепления информации. Например, можно сделать задание такого плана: вставьте пропущенные действия, попросите студента рассказать все своими словами. Тогда вы получите материал, который можно назвать микролернингом.

Лекция

Лекция попросту разбитая на 20-минутные отрезки — также не подходит под категорию микролернинг

Как бы нам не хотелось упростить себе работу, связанную с приготовлением микролернинга, вариант просто взять свое видео с прошедшего тренинга и разделить его на части, не совсем подходит под наши цели.

Во-первых, 20 минут — это слишком много, уложиться надо максимум в 10 минут. Во-вторых, убедитесь, что каждый отрывок учит чему-то новому, а не просто продолжает повествование. Должны быть шпаргалки, схемы, задания, тесты. Так что миф о том, что создание курса по принципу микрообучения требует меньше времени — это только сладкое заблуждение. Поработать все-таки придется.

Использование одного вида контента.

Содержание курса должно быть представлено в самых разных формах. Например, сочетание презентаций, заданий, игр, дискуссий во время вебинаров, видеороликов, тестов, соревнований, пиктограмм, ну и да, текста.

“Классические” уроки

Согласно принципам микрообучения объемный курс разбивается на короткие уроки (чаще – в форме видео-клипов) по 5—7 минут каждый. В противовес «классическому» часовому уроку такие микро-уроки призваны помочь ученику освоить материал малыми порциями, а также учиться в перерывах между работой – ведь легче найти 5—10 минут свободного времени, чем ждать перерыва или окончания рабочего дня.Что такое Microlearning (микроленинг) в действии?

Это теория (шаг 1): задания в виде небольших модулей.

Это практика (шаг 2): закрепление новых знаний и майндсетов участниками в виде очных или онлайн-сессий.

И последний (3 шаг) — применение навыка или новой привычки на рабочем месте.

Плюсы microlearning

Мы не обсуждали бы microlearning, если бы не его преимущества.

  • Время. Людям легче записаться на курс, если они знают, что наверняка смогут выделить на него время.
  • Быстрый результат. Если после каждого занятия вам есть чем похвастаться — это отлично мотивирует продолжать обучение.
  • Вовлеченность. Поскольку ученик может быстро получить, результат и вознаграждение (если добавить к курсу элементы геймификации), это приводит к высокому уровню вовлеченности учащихся.
  • Гибкость. Если в компании, для которой используется этот подход, часто происходят изменения, вы можете легко заменить информационные блоки без необходимости перестраивать весь курс.

Низкие затраты. Можно использовать контент, который уже был создан. Например, запись с вебинара или конспекты лекций.

Для кого подходит microlearning?

Микролернинг используют фирмы:

  • для адаптации и обучения нового персонала,
  • для изучения программ,
  • вместо инструктажа,
  • чтобы показать бизнес-процессы и процедуры,
  • для повышения квалификации.

Микрообучение в создании курсов:

  • чтобы разнообразить учебный процесс,
  • как занятия на время каникул,
  • после тяжелого модуля,
  • чтобы привлечь новых студентов,
  • изучение иностранных языков,
  • для повторения материала.

Современная молодежь, взрослые, а также дети любят эффективные, доступные и быстрые материалы. Микрообучение, как формат заточенный под мобильные устройства, идеально закрывает потребности сотрудников, учеников и студентов которые хотят получать своевременные ответы на вопросы, возникающие в процессе работы.
Модули микрообучения или, как их еще называют, микрокурсы — это отличный способ дать четкий практический ответ на конкретный вопрос или проблему. Любой тип онлайн-контента: обучающие видео, подкасты, презентации, сценарии и задания — можно подать в формате микрообучения

Является ли microlearning идеальным решением для всех?

Конечно же, нет! Каждый учебный модуль объясняет одну идею или отрабатывает один навык. И так по очереди. Ученик тренирует свои навыки. По мере освоения уроков по или по отдельным темам осваивается концепция видеокурса целиком.

Такой формат позволяет освоить материал малыми порциями, более понятно. Больше времени уделяется присвоению знаний и навыков сами участниками на модерируемых тренерами групповых обсуждениях, где все делятся опытом применения темы урока на рабочем месте.

Так как он основан на получении небольших порций информации, это вовсе не работает, если важно иметь целостный взгляд на учебный материал, когда предмет изучения сложен и его невозможно, да и нет смысла разбивать на части. Поток информации на курсах микролернинга не такой “гладкий” по сравнению с привычными занятиями, поэтому студентам может быть сложно соединить элементы между собой.

Как создать курс основанный на микрообучении?

Можно заказать “под ключ”, в таком случае, сервис может сделать за вас всю техническую часть работы, но цены на такие услуги могут оказаться слегка неожиданными.

Есть и такие платформы, как Daily Bits Of, где можно подписаться на курс и ежедневно получать порцию информации через мессенджер или email. Здесь нет фиксированной цены за месяц, но платформа берет 50% оплаты всех проданных курсов.

Другой способ организации микрокурса — использовать свою базу подписчиков и учеников. И отправлять им ежедневно порцию полезной информации.

Хотя microlearning и не будет ответом на вопрос, как создать идеальный курс для дистанционного обучения, но с его помощью вы точно сможете оживить свой e-learning-контент, улучшить эффективность вебинаров и тренингов. Microlearning — формат обучение, в котором учиться легко и очень эффективно — micro порциями к MACRO результату.

Что такое микролернинг и как он отличается от других форм обучения?

Микролернинг — это метод обучения, при котором учебный материал разбивается на маленькие порции (обычно не более 10-15 минут), которые можно легко усвоить за короткое время.

Какие преимущества микролернинга перед другими формами обучения?

Микролернинг имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными формами обучения. Он более гибок и позволяет обучаться в том темпе, который подходит для каждого ученика. Кроме того, учебный материал может быть более доступен, потому что он разбивается на более мелкие и управляемые куски

MyOwnConference

Авторский блог от команды MyOwnConference, где мы делаем акцент на вебинарах, дистанционном обучении и онлайн-конференциях.

Как разбить учебные материалы на части

Разбиение учебных материалов

Онлайн-образование

На чтение 9 мин. Просмотров 2k. Опубликовано 12/03/2021

Если вы хотите создавать более эффективные учебные материалы, вам нужно знать, как их правильно фрагментировать.

Фрагментация, дробление, разделение на части – это процесс разбивки учебных материалов на более мелкие части (разделы, модули, конкретные уроки и т.д.) с последующим расположением их в такой последовательности, которая облегчает усвоение материала учащимися.

Почему это так важно?

Создание обучения на основе того, как люди учатся

При создании обучения вы должны понимать и учитывать то, как люди учатся. И разбивка материалов на более мелкие части позволяет это сделать.

Обучение включает в себя получение сенсорной информации из внешнего мира и ее перемещение по трем различным структурам нашей системы памяти. Давайте рассмотрим весь процесс подробно:

  1. Сенсорная информация из внешнего мира

Это все, что происходит вокруг вас во время обучения. Включает в себя учебные материалы, а также многое другое – температуру в помещении, щебетание птиц за окном и т. д.

Информация из внешнего мира наполняет вашу сенсорную память, но она задерживается там лишь на короткий период времени и большая часть не привлекает вашего сознательного внимания.

Часть информации из сенсорной памяти переходит в рабочую. Загвоздка в том, что ваша рабочая память может работать только над небольшим количеством вещей одновременно (около 4) и может удерживать информацию только в течение короткого периода времени (около 10 секунд).

Часть, но не вся информация из вашей рабочей памяти будет затем перенесена в вашу долговременную память. Этот процесс называется кодированием. Кажется, что долговременная память безгранична – нет никаких ограничений на количество информации, которую она может хранить, или на то, как долго она может ее хранить.

Информация в долговременной памяти «упаковывается» в структуры, называемые схемами. Как только информация попадает в долговременную память, она может быть восстановлена позже, когда это необходимо. В этот момент она возвращается из долговременной памяти в рабочую.

Рабочая память – «слабое место» в нашей системе памяти

Таким образом, рабочая память является «слабым местом» в процессе обучения. Она может хранить информацию только в течении короткого периода и не может хранить ее много.

Очень легко перегрузить рабочую память – дать ей слишком много информации и она просто потеряет ее часть. Это называется когнитивной перегрузкой. И если вы перегружаете рабочую память, то эта информация не имеет шансов попасть в долговременную память, а затем быть извлечена и использована.

И здесь на помощь приходит дробление материала на части. В итоге мы разбиваем учебный материал на части, потому что знаем, как человеческий мозг обрабатывает информацию во время обучения, и не хотим перегружать рабочую память. Разделение материала на части позволяет избежать перегрузки рабочей памяти. Это также имеет значение в кодировании информации при переносе в долговременную память.

Два компонента фрагментации учебных материалов

Напомним, что фрагментация означает то, что мы берем информацию и разбиваем ее на маленькие части. Но также важно помнить, что затем вы объедините эти маленькие фрагменты в некоторую организованную последовательность обучения для вашего ученика.

Таким образом, вы можете воспринимать разбивку на части как двухэтапный процесс, в котором разработчик учебных материалов:

  • Разбивает информацию на небольшие части, которые могут быть обработаны рабочей памятью
  • Организует эти части в той или иной логической последовательности, что облегчает ученику обработку и кодирование информации в долговременную память

Ниже вы найдете советы по оптимальному размеру частей ваших учебных материалов и порядке их организации.

Оптимальная длина фрагментов учебных материалов для новичков и экспертов в теме

Как вы знаете, прежде чем создавать обучение, вы должны лучше узнать своих учеников, для которых оно предназначено. Это позволит вам разработать учебную программу, которая будет соответствовать их потребностям в обучении.

И одна из самых важных вещей, которую вы можете узнать – это их имеющиеся знания в конкретной теме.

В частности, важно понимать, являются ли они новичками в теме или хорошо информированными экспертами.

Почему это так важно?

Вы можете подумать, что эксперты в теме могут обработать больше блоков информации, чем новички. Но это не так. У новичков и экспертов одинаковый лимит рабочей памяти – около четырех блоков.

Но что отличается, и что ДОЛЖНО влиять на структуру вашего обучения, так это размер этих блоков. Новички могут работать с 4 небольшими фрагментами, в то время как для экспертов эти 4 фрагмента будут уже большими по объему.

Почему эксперты могут работать с большими блоками информации? Да потому, в их долговременной памяти уже есть схемы, которые они могут использовать для потребления и осмысления новой информации. Эти схемы «поддерживают» процесс обучения эксперта в данной теме. И часть вашей работы как разработчика учебной программы состоит в том, чтобы предоставить так называемые «кирпичики» для начинающих учеников, у которых нет встроенной поддержки на основе имеющихся знаний, хранящихся в долговременной памяти.

Как разбить учебные материалы на части

1. Начните с «общей картины» и двигайтесь к частному

Как правило, создаваемое вами обучение состоит из нескольких уроков или даже курсов. Поэтому начните с разбивки всей учебной программы на более мелкие части. Например, ваша учебная программа может включать модули, ваши модули могут включать темы, ваши темы могут включать уроки, а уроки – упражнения.

Важно не то, какие понятия вы используете для учебной программы/модуля/темы/урока/упражнения, а то, что они разбиты и организованы логически.

В некоторых случаях эта стратегия будет последовательной и линейной, потому что вы создаете линейное обучение для своих учеников. В других случаях, когда вы создаете нелинейное обучение, вы можете организовать все по-другому, например, основываясь на концепции.

2. Пересмотрите свою стратегию обучения

Возможно, с первого раза вы не получите идеального результата. Возвращайтесь и исправляйте все при необходимости. Это не фиаско, это процесс совершенствования. Обучение всегда связано с оценкой, анализом и постоянным улучшением.

3. Избавьтесь от ненужного

В обучении «меньше всегда лучше, чем больше». Пока вы все еще находитесь на стадии проектирования, обратите внимание на материалы, которые вам не нужны и их легко можно вычеркнуть из обучения. Порой это сложно сделать, но это позволит вам включить в обучение более эффективные материалы для ваших учеников. Откажитесь от всей информации типа «полезно знать» и «интересный факт».

4. Проанализируйте свои страницы, слайды и уроки

В конце концов, вы начнете создавать обучение для одного «момента» – продумывать каждый слайд, каждую страницу и каждый урок. Постарайтесь представить только одну идею на экране и сделайте ее краткой и понятной. Помните об ограничениях рабочей памяти и убедитесь, что вы не перегружаете ее.

5. Сделайте шаг назад и посмотрите на блоки информации, которые у вас получились

Расположены ли они в логическом порядке? Не даете ли вы слишком много блоков информации, прежде чем ученики смогут попрактиковаться или сделать перерыв? Помните, что у вас есть только 4 блока, чтобы учащиеся смогли усвоить ваши учебные материалы.

Организация фрагментов ваших учебных материалов

Есть несколько способов упорядочить блоки ваших учебных материалов. Вот несколько из них:

1. «Встроенная» логическая структура

Может существовать некий логический порядок, который «встроен» в тему. Например, по географическому признаку, хронологии и т.д.

2. Порядок/последовательность выполнения заданий

Если вы обучаете кого-то выполнять рабочую задачу, имеет смысл упорядочить обучение в том же порядке, в каком ученик будет ее выполнять. Это особенно актуально для курсов по рабочим процедурам и техническим моментам.

3. Предварительное условие для обучения

Во многих случаях обучение будет представлять собой поэтапный процесс, в котором вы изучаете предварительное условие, а затем осваиваете материал, который зависит от знания предварительного условия. Хотите научить кого-нибудь устранять неполадки в сложной системе? Вероятно, лучше всего начать обучение с объяснения как работает эта система.

4. Причины и следствия

Обучение поиску и устранению неисправностей или решению проблем может быть организовано в виде базовой причинно-следственной схемы. Вы можете представить обучение сотрудников по обслуживанию клиентов в виде «плохих» и «хороших» шаблонов поведения и показать результаты, к которыми они могут привести.

5. Идите от общего к деталям

Начните с общей информации, а затем «углубитесь» в детали. Сделайте обзор, а затем расскажите, как следует использовать различные части или детали общей системы.

6. Вернитесь и повторите

Это может быть полезно во время длительного обучения. Лучше работает повторение для целой темы, чем для отдельного урока. В начале обучения вы даете концепцию, а затем по ходу дальнейшего изучения от модуля к модулю возвращайтесь к этой концепции, осваивая ее более глубо с помощью различных способов.

7. От простого к сложному

Если в вашем обучении нет строго порядка (см. пункт 3), вы можете сначала предложить простые материалы, а затем уже дать более сложные.

8. От известного к неизвестному

Учащиеся соотносят новую информацию с той информацией, которой они уже владеют. Таким образом, имеет смысл активировать знания, говоря об известных вещах, прежде чем изучать новое и неизвестное.

9. Определение категорий

Это может быть полезно, если у ваших учебных материалов нет реальной внутренней структуры. Например, базу знаний, к которой могут обращаться ваши ученики, чтобы найти ответы на свои вопросы и необходимые подсказки следует структурировать по категориям. Так поиск информации будет быстрый и точный, что улучшит качество вашего обучения.

Например, на платформе «АнтиТренинги» вы можете объединить уроки не только в конкретные курсы, но и в отдельные темы внутри самого курса. Это позволяет выстроить четкую и понятную структуру обучения и систематизировать все учебные материалы.

10. По алфавиту

Обычно используется в глоссариях, полезных файлах программного обеспечения и подобных контекстах. Учащимся легко ориентироваться в учебных материалах и находить необходимую информацию.

11. В порядке важности

В зависимости от вашего контента, вы можете размещать материалы в порядке важности: от самым важных в начале до менее важных в конце и наоборот. Это особенно полезно, если учебная тема не имеет внутренней структуры.

12. Распределение обучения по времени

Не забудьте также продумать обучение, которое будет распределено по времени и не закончится единичным обучающим мероприятием. Проведите первичное базовое обучение, за которым обязательно будут следовать небольшие курсы повышения квалификации или тренировки по отработке навыков.

Используйте описанные выше советы и рекомендации, чтобы разбить ваше большое обучение и учебные материалы на части, которые ваши ученики легко и эффективно усвоят. Так изученная информация надолго останется в их памяти и они смогут ей воспользоваться и после обучения.

Быстрая сортировка

Всем привет. Сегодня продолжаем серию статей, которые я написал специально к запуску курса «Алгоритмы и структуры данных» от OTUS. По ссылке вы сможете подробно узнать о курсе, а также бесплатно посмотреть запись Demo-урока по теме: «Три алгоритма поиска шаблона в тексте».

Введение

Сортировка массива является одной из первых серьезных задач, изучаемых в классическом курсе «Алгоритмы и структуры данных» дисциплины computer science. В связи с этим задачи на написание сортировок и соответствующие вопросы часто встречаются на собеседованиях на позиции стажера или junior разработчика.

Постановка задачи

Традиционно стоит начать изложение решений задачи с ее постановки. Обычно задача сортировки предполагает упорядочивание некоторого массива целых чисел по возрастанию. Но на самом деле, это является некоторым упрощением. Излагаемые в этом разделе алгоритмы можно применять для упорядочивания массива любых объектов, между которыми установлено отношение порядка (то есть про любые два элемента можно сказать: первый больше второго, второй больше первого или они равны). Упорядочивать можно как по возрастанию, так и по убыванию. Мы же воспользуемся стандартным упрощением.

Быстрая сортировка

В прошлый раз мы поговорили о чуть более сложной сортировке — сортировке вставками. Сегодня речь пойдет о существенно более сложном алгоритме — быстрой сортировке (еще ее называют сортировкой Хоара).

Описание алгоритма

Алгоритм быстрой сортировки является рекурсивным, поэтому для простоты процедура на вход будет принимать границы участка массива от l включительно и до r не включительно. Понятно, что для того, чтобы отсортировать весь массив, в качестве параметра l надо передать 0, а в качестве r — n, где по традиции n обозначает длину массива.

В основе алгоритма быстрой сортировке лежит процедура partition. Partition выбирает некоторый элемент массива и переставляет элементы участка массива таким образом, чтобы массив разбился на 2 части: левая часть содержит элементы, которые меньше этого элемента, а правая часть содержит элементы, которые больше или равны этого элемента. Такой разделяющий элемент называется пивотом.

partition(l, r): pivot = a[random(l . r - 1)] m = l for i = l . r - 1: if a[i] < pivot: swap(a[i], a[m]) m++ return m 

Пивот в нашем случае выбирается случайным образом. Такой алгоритм называется рандомизированным. На самом деле пивот можно выбирать самым разным образом: либо брать случайный элемент, либо брать первый / последний элемент учаcтка, либо выбирать его каким-то «умным» образом. Выбор пивота является очень важным для итоговой сложности алгоритма сортировки, но об этом несколько позже. Сложность же процедуры partition — O(n), где n = r — l — длина участка.

Теперь используем partition для реализации сортировки:

sort(l, r): if r - l = 1: return m = partition(l, r) sort(l, m) sort(m, r) 

Крайний случай — массив из одного элемента обладает свойством упорядоченности. Если массив длинный, то применяем partition и вызываем процедуру рекурсивно для двух половин массива.

Если прогнать написанную сортировку на примере массива 1 2 2, то можно заметить, что она никогда не закончится. Почему так получилось?

При написании partition мы сделали допущение — все элементы массива должны быть уникальны. В противном случае возвращаемое значение m будет равно l и рекурсия никогда не закончится, потому как sort(l, m) будет вызывать sort(l, l) и sort(l, m). Для решения данной проблемы надо массив разделять не на 2 части (< pivot и >= pivot), а на 3 части ( < pivot, = pivot, >pivot) и вызывать рекурсивно сортировку для 1-ой и 3-ей частей.

Анализ

Предлагаю проанализировать данный алгоритм.

Временная сложность алгоритма выражается через нее же по формуле: T(n) = n + T(a * n) + T((1 — a) * n). Таким образом, когда мы вызываем сортировку массива из n элементов, тратится порядка n операций на выполнение partition'а и на выполнения себя же 2 раза с параметрами a * n и (1 — a) * n, потому что пивот разделил элемент на доли.

В лучшем случае a = 1 / 2, то есть пивот каждый раз делит участок на две равные части. В таком случае: T(n) = n + 2 * T(n / 2) = n + 2 * (n / 2 + 2 * T(n / 4)) = n + n + 4 * T(n / 4) = n + n + 4 * (n / 4 + 2 * T(n / 8)) = n + n + n + 8 * T(n / 8) =…. Итого будет log(n) слагаемых, потому как слагаемые появляются до тех пор, пока аргумент не уменьшится до 1. В результате T(n) = O(n * log(n)).

В худшем случае a = 1 / n, то есть пивот отсекает ровно один элемент. В первой части массива находится 1 элемент, а во второй n — 1. То есть: T(n) =n + T(1) + T(n — 1) = n + O(1) + T(n — 1) = n + O(1) + (n — 1 + O(1) + T(n — 2)) = O(n^2). Квадрат возникает из-за того, что он фигурирует в формуле суммы арифметической прогрессии, которая появляется в процессе расписывания формулы.

В среднем в идеале надо считать математическое ожидание различных вариантов. Можно показать, что если пивот делит массив в отношении 1:9, то итоговая асимптотика будет все равно O(n * log(n)).

Сортировка называется быстрой, потому что константа, которая скрывается под знаком O на практике оказывается достаточно небольшой, что привело к широкому распространению алгоритма на практике.

Читать ещё

  • Сортировка вставками
  • Удаление узлов из красно-чёрного дерева

SCORM: что это за формат курсов и почему он всё ещё популярен, хотя устарел

Задача SCORM — упаковать онлайн-курс так, чтобы он подошёл к любой (ну или почти к любой) LMS и им легко было пользоваться.

Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media

Алёна Дорохина

Алёна Дорохина
Фанат EdTech и lifelong learning, автор статей об образовании и технологиях.

SCORM — аббревиатура от Sharable Content Object Reference Model, что буквально переводится с английского на русский как «эталонная модель объектов контента для совместного использования». Простыми словами — это международный стандарт, определяющий технические характеристики и структуру цифрового контента для онлайн-образования. Если электронный курс разработан по стандарту SCORM, то он совместим со многими платформами для обучения (LMS, или по-русски СДО).

Чтобы понять, как работает SCORM, можно представить электрическую розетку. Дома, в гостях, в кафе или в путешествии вы можете подключить к ней зарядное устройство, чтобы зарядить смартфон. Вам не нужно выбирать среди множества розеток ту, которая подойдёт именно вашему гаджету, или пользоваться переходниками. Вы просто вставляете штепсель и ждёте, пока смартфон зарядится.

Образно говоря, курс, разработанный по стандарту SCORM, имеет универсальный «штепсель», который делает его совместимым с большим количеством платформ для обучения (LMS). Не нужны никакие «переходники», достаточно просто запустить файл с курсом в LMS.

SCORM — это не формат учебного контента, как, например, лонгрид, слайдовый курс или видеокурс, а формат упаковки этого контента. Вот как это объяснил специалист по анализу рынка платформ дистанционного обучения Ростислав Полешко-Островский на вебинаре «Дебаты: какие форматы корпоративных обучающих материалов эффективнее?», организованном проектом «HR-кухня»:

«SCORM — это „контейнер“, в который можно вложить разные форматы. На уровне этого „контейнера“ задаются правила взаимодействия между всеми его вложениями. Внутрь можно положить практически что угодно, начиная от обычных слайдов и заканчивая тренажёрами — по сути, что хотите. Поверх всего находится специальный плеер, который разбирает всю эту структуру и организует интерактив с пользователем».

SCORM удобен своей гибкостью и универсальностью: благодаря этому разработчики, дизайнеры и администраторы могут добавлять в курс контент из разных источников, пересобирать курсы, миксуя блоки из разных курсов, менять инструменты для создания курсов и загружать один и тот же курс в разные LMS без изменения конфигурации учебного контента. Правда, нужно учитывать, что у SCORM есть разные версии. Часть LMS совместима с версией 1.2, часть — со SCORM 2004, но многие из них поддерживают оба актуальных варианта.

Где распространён стандарт SCORM и где его нет

Популярен SCORM не во всех сегментах онлайн-обучения и поддерживают его всё-таки не все платформы. В основном SCORM используют при разработке курсов для корпоративного обучения и в учебных заведениях, прежде всего, вузах.

Как объясняет лидер сообщества Digital Learning Павел Безяев, в корпоративном обучении SCORM ценится за то, что компания может без проблем переносить всю свою библиотеку SCORM-курсов с одной LMS на другую, если возникает необходимость поменять LMS, а также может покупать у провайдеров готовые курсы, созданные по единому стандарту, и загружать в свою LMS.

А вот у образовательных платформ с курсами сегмента B2C и в инфобизнесе этот формат не стал популярным. По словам технического директора Skillbox Глеба Михеева, в этой сфере универсальные стандарты, по сути, и не нужны. Каждая образовательная платформа обычно имеет собственную LMS и разрабатывает курсы под неё, стараясь предлагать студентам функции и «фишки», отличающие её от конкурентов. А представители инфобизнеса, как правило, пользуются платформами, которые представляют собой одновременно конструктор для сборки курсов, площадку для их продажи и LMS, в которой слушатели эти курсы проходят. То есть там тоже свои технические особенности, и разработчикам, как правило, не нужно переносить курсы с одной платформы на другую.

К тому же SCORM — уже достаточно старый стандарт, который не всегда решает задачи современного онлайн-обучения и имеет ряд ограничений. Среди ближайших конкурентов SCORM — форматы AICC, xAPI (ранее он назывался Tin Can API) и CMI5 (Computer Managed Instruction). И если формат AICC уже тоже устарел (это вообще самый «древний» стандарт электронного обучения, он был введён ещё в 1980-х годах), то xAPI и CMI5, напротив, со временем могут вытеснить SCORM, потому что они более современные. xAPI позволяет добавлять в курс симуляции и элементы виртуальной реальности, применять экспериментальное , автономное (без подключения к Сети) и совместное обучение. А CMI5, по сути, объединяет преимущества xAPI и SCORM: обеспечивает совместимость курсов с разными LMS и предоставляет широкие возможности для обучения и аналитики.

Однако xAPI и CMI5 только начинают приобретать популярность, а SCORM всё ещё удерживает лидерство среди форматов электронного обучения. В корпоративной среде от него не отказываются по прагматичной причине: если компания перейдёт на другой формат, то она потеряет те курсы, которые были сделаны в SCORM. Эксперт Евгений Нагорный на уже упомянутом вебинаре «HR-кухни» объяснил: у многих компаний «огромное количество контента упаковано в SCORM, и никто не хочет этот контент терять». Кроме того, по словам спикера, у бизнеса зачастую просто нет ресурсов, чтобы перевести контент на более новые стандарты.

Скорее всего, вузы вынуждены держаться за SCORM-формат по тем же причинам.

Как появился и развивался стандарт SCORM

До появления формата SCORM были и другие попытки стандартизировать онлайн-обучение. Так, в 1988 году международная ассоциация специалистов по электронному обучению AICC создала одноимённый стандарт. Изначально его использовали при разработке курсов для работников авиакомпаний, однако затем стали применять и в других сферах. У этого стандарта было множество ограничений, и они помешали росту его популярности. Сейчас AICC используют в основном те, кто ранее уже накопил большую базу образовательного контента в этом формате. В новых курсах стандарт практически не применяют, а разработчик перестал его обновлять.

AICC сыграл важную роль в последующем создании стандарта SCORM. Его разработчики, действуя в рамках американской правительственной программы Advanced Distributed Learning Initiative, позаимствовали некоторые спецификации и гайдлайны из AICC, доработали их, добавили новые и получили SCORM.

Первая версия стандарта SCORM 1.0 вышла в январе 2000 года. Это был черновой вариант, который пока нельзя было использовать на практике. Однако он уже предписывал, как контент должен быть упакован, как он должен взаимодействовать с LMS, а также включал способ описания контента метаданными .

После SCORM 1.0 вышли ещё три версии стандарта:

  • SCORM 1.1 появилась в 2001 году. Это была первая реализуемая версия стандарта, однако она ещё требовала проработки, поэтому не получила широкого распространения.
  • SCORM 1.2 вышла в том же году, что и версия 1.1. Этот вариант стандарта подробно описывает, как следует хранить, маркировать и открывать контент. Также он включает возможность отслеживать прогресс учащихся. Эту версию до сих пор поддерживает большинство систем управления обучением.
  • SCORM 2004 доработала уже имеющиеся функции, а также добавила новые. Среди них — возможность регулировать условия доступа к контенту (например, «студент может открыть модуль В, только если пройдёт модули A и Б»), а также отслеживать количество баллов, которые студент получил за прохождение курса и сдачу тестов. У этой версии вышло несколько редакций. Четвёртая, самая актуальная, появилась на свет в 2009 году.

Как устроены курсы в формате SCORM

Курсы в формате SCORM имеют модульную структуру. Учебный контент разбивается на отдельные части, которые можно копировать и добавлять в другие курсы, менять местами или удалять, если материал устарел. Учащийся может осваивать модули курса в свободном или заранее заданном порядке, двигаться в индивидуальном темпе, возвращаться к сложному материалу и изучать его повторно. Прогресс студента при прохождении курса сохраняется.

Чаще всего курсы в формате SCORM — слайдовые, то есть они выглядят как PowerPoint-презентация (слайды могут содержать текст, изображения, аудио и видео) с добавлением интерактивных элементов — например, можно по ним кликать, перетаскивать их по экрану и так далее. Но этот стандарт подходит и для других форматов, так что при желании в SCORM можно упаковать и видеокурсы, и курсы-лонгриды.

Преподаватели и администраторы LMS могут контролировать процесс взаимодействия обучающегося с курсом, отслеживать время, затраченное на его прохождение, результаты тестов, просмотренные видео и количество набранных баллов.

С технической стороны курс представляет собой архив в формате ZIP, который называется SCORM-пакетом. В этом архиве находятся все необходимые файлы, главный из которых — так называемый манифест. Этот документ, созданный на языке разметки XML (eXtensible Markup Language), описывает всё содержимое пакета (контент и учебные инструкции, структуру курса, последовательность прохождения) и включает в себя необходимые метаданные. Кроме того, в SCORM-пакете находятся файлы ресурсов (собственно учебный контент) и файлы схемы в форматах XSD и DTD, которые определяют, правильно ли структурировано содержимое манифеста.

После того как SCORM-пакет загружают в LMS, взаимодействие между курсом и платформой обучения обеспечивает API на языке программирования JavaScript. Именно API позволяет учащемуся запускать курс в веб-браузере, выбирать модуль для изучения и работать с контентом, сохранять свой прогресс и так далее.

Надо ли уметь программировать, чтобы создать SCORM-курс?

На заре эпохи электронного обучения действительно нужно было уметь программировать, чтобы создать онлайн-курс. Сейчас же можно делать SCORM-курсы, не обладая компетенциями программиста, — для этого есть специальные сервисы-конструкторы. Они в основном платные, и на то, чтобы разобраться в том, как ими пользоваться, нужно потратить какое-то время, но всё равно это не сравнится по трудоёмкости с программированием.

Создать SCORM-курс можно, к примеру, на таких платформах:

  • CourseEditor предоставляет инструменты для создания лонгридов, которые можно экспортировать в популярных форматах, включая SCORM.
  • SCROLL тоже помогает собирать курсы-лонгриды из разнообразных блоков и сохранять их в пакетах SCORM 1.2 или 2004.
  • iSpring Suite устанавливается в виде надстройки к PowerPoint и позволяет создавать SCORM-курсы.
  • EdApp позволяет редактировать курсы в формате SCORM и создавать их с нуля.
  • Course Lab — конструктор для создания курсов из шаблонов-модулей, в котором также есть функции профессиональной разработки (например, настройка взаимодействия курса и LMS через JavaScript).

В таких конструкторах разработчик может собрать курс из типовых элементов, добавив нужный учебный контент, а сервис сохранит полученный результат в SCORM-пакете. Останется только загрузить его в LMS.

Какие ограничения имеет SCORM

Стандарт SCORM предоставляет широкие возможности, однако многое ему всё же недоступно.

Например, в SCORM довольно ограниченные функции для отслеживания прогресса обучения, то есть для сбора аналитики о том, как пользователи проходят курс. Можно отслеживать общий прогресс учащегося, а версия SCORM 2004 также собирает статистику о баллах, заработанных при прохождении тестов. Но для качественного улучшения курса недостаточно анализировать только сам факт его прохождения или непрохождения. Важно понимать, сколько времени заняло изучение каждого из модулей, возвращался ли учащийся к отдельным материалам, чтобы повторить их, и так далее. Такой возможности нет в SCORM, но она есть в более современных стандартах обучения, например в xAPI.

Для обучения всегда нужен интернет — ещё один весомый недостаток SCORM. Современные LMS, как правило, предлагают проходить дистанционное обучение в любом месте, в том числе с мобильных устройств, для которых создаются специальные приложения. Они позволяют учиться и без доступа к интернету, сохраняя прогресс студента на устройстве, а затем загружая его на сервер при последующем подключении к Сети. А вот курсы SCORM можно проходить только при постоянной связи с интернетом, и это сильно ограничивает студентов. При плохом соединении есть риск, что прогресс не сохранится.

Также все SCORM-курсы работают исключительно в веб-браузерах — и на компьютерах, и на смартфонах. И чтобы курс было удобно проходить на небольшом экране, нужно создавать его в конструкторе, поддерживающем разработку учебного контента для мобильных устройств. Иначе, учитывая, что чаще всего уроки представляют собой слайды презентации, текст окажется слишком мелким для чтения, а интерактивными элементами будет сложно управлять пальцем. При этом популярное представление, что SCORM совсем не поддерживает мобильное обучение, неверно — таких ограничений у стандарта нет. Сложности могут возникнуть именно с презентациями, изначально созданными для просмотра на больших экранах.

И наконец, пакеты SCORM довольно объёмные и требуют много времени для загрузки в LMS, так как содержат все медиафайлы, входящие в курс: аудио, видео, изображения. На платформе для обучения SCORM-курсы размещаются вручную, поэтому нужен специалист, который выполнит эту задачу. И есть риск, что администратор при загрузке случайно использует устаревший пакет данных, так как в SCORM отсутствует работающая система контроля версий.

Таким образом, хотя SCORM всё ещё решает многие задачи разработчиков и потребителей обучающих курсов, его возможностей уже недостаточно. Переход к современным стандартам обучения и внедрение новых технологий, таких как искусственный интеллект, виртуальная и дополненная реальность, требуют новых инструментов, которые отсутствуют у SCORM, но есть у xAPI. Так что, скорее всего, в ближайшее время новый стандарт будет набирать популярность, постепенно вытесняя SCORM. Об этом косвенно говорит и отсутствие обновлений SCORM в последние годы.

Зачем вообще разработчику курса знать про формат

Тем, кто создаёт онлайн-курсы, стоит хотя бы на базовом уровне знать о разных стандартах их разработки, их преимуществах и недостатках. Это особенно важно при проектировании курсов для бизнеса и учебных заведений — сфер, где очень важна гибкость, универсальность и экономия ресурсов.

Выбор конкретного стандарта и формата во многом зависит от того, для какой платформы создаётся продукт: будет ли это ваша собственная LMS или внешняя онлайн-площадка, какие форматы они поддерживают. Также важно, с какого устройства пользователи будут проходить обучение, насколько легко аудитория разбирается в электронных сервисах и какие методы обучения решают поставленную учебную задачу. Одно дело, если речь идёт о мини-курсе по технике безопасности (тут достаточно слайдов, которые прекрасно поддерживает SCORM), и другое дело, если вы хотите сделать для тренировки специфических хард-скиллов VR-тренажёр — и тут SCORM не поможет.

Если вы как инфобизнесмен создаёте свой авторский курс, важно сразу решить, на каких площадках вы будете его распространять. Некоторые платформы предлагают собственные инструменты для разработки курсов, но в нестандартизированных форматах, поэтому готовый курс не получится экспортировать на другие площадки. Какие-то платформы совместимы с общепринятыми стандартами — SCORM, CMI5, xAPI. Курс, сделанный в одном из этих стандартов, можно будет продавать на нескольких платформах, поддерживающих этот стандарт.

Если вы делаете курс для корпоративного обучения, то важно, какая LMS у компании, для сотрудников которой этот курс предназначен. Если она собственная уникальная, то и курсы для неё разрабатываются по внутренним спецификациям — то есть распространённые стандарты, по сути, не играют роли. Если LMS поддерживает общепринятый стандарт (будь то SCORM, CMI5 или xAPI), то курс нужно делать в нём.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *