На чем держится экономика польши
Перейти к содержимому

На чем держится экономика польши

  • автор:

10 графиков об экономике Польши: без розовых очков

10 графиков об экономике Польши: без розовых очков

«А вот в Польше. » — сколько раз украинцы слышали эту фразу от знакомых или читали на страницах СМИ! Нам преподносят эту дружественную страну как ориентир для построения экономики. Между тем, Польша — крепкий европейский «середняк», который, вырвавшись из соцлагеря, удачно вписался в производственные цепочки компаний Европейского союза. Польский опыт можно назвать интересным, но вряд ли выдающимся.

ВВП на душу населения Польши меньше чем у соседей из Европейского Союза

1 мая 2004 года Польша и ее соседи, Литва, Словакия и Чехия вступили в ЕС. Новым участникам открылся огромный рынок. Экономика Польши в то время быстро росла, но поляки так и остались более бедными, чем граждане соседних стран, которые вошли в Евросоюз вместе с ними.

ВВП на душу населения. Польша отстает от соседей по ЕС.

Экономика Польши отлично выглядит по сравнению с соседями, не входящими в ЕС

А вот восточные соседи, не входящие в ЕС, смотрят на успехи Польши с завистью. Ни природные ресурсы, ни огромные территории, ни бравурная риторика вождей не делают украинцев, белорусов и россиян столь же богатыми и производительными как поляки. Потому что к экономическому росту приведут реформы, которые Польша провела, а эти страны — нет.

ВВП на душу населения. Польша выглядит лучше, чем соседи, не входящие в Евросоюз.

Доходы в Польше распределяются неравномерно

Важно смотреть не только на экономический рост, а на то, как плоды роста распределяются среди жителей. В Польше неравенство между людьми выше, чем у некоторых соседей.

Коэффициент Джинни. Неравенство доходов граждан Польши уменьшается, но расслоение остается существенным.

Крупнейшие статьи экспорта Польши — машины, оборудование и запчасти к ним…

Продукция машиностроения, включая автомобилестроение, составляет 35% экспорта Польши. Страна экспортирует компоненты для авиадвигателей, аппаратуру для электрооборудования, аккумуляторы, запчасти для автомобилей и многое другое. Из готовой продукции машиностроения за границу продаются телевизоры, компьютеры, мониторы, легковые автомобили.

экспорт Польши

. как и импорта

Импорт машин и запчастей к ним тоже составляет около 35% от общей стоимости продукции, ввезенной в Польшу. Это, прежде всего, компоненты для телевизоров, компьютеров, мониторов, радиодетали, а также автомобили, трактора, запчасти для них.

импорт Польши

Польша — поставщик труда для автомобильного сектора ЕС

За счет того, что Польша является участником ЕС, она включена в производственные цепочки стран Союза. Посмотрим внимательнее, например, на автомобилестроительный сектор. В нем занято около 200 тысяч поляков — больше, чем занятых в этой отрасли в Италии или Франции. Но они выполняют они работу с низкой добавленной стоимостью.

автомобильная индустрия Польши

Продуктивность поляка в автомобилестроительном секторе в 2 раза меньше, чем у британца и в 2,5 — чем у немца.

Германия — крупнейший торговый партнер Польши

Около четверти экспорта и импорта нашего западного соседа приходится на Германию. Вообще, страны Европы являются ключевыми торговыми партнерами поляков. Из государств, расположенных в других регионах, только Китай может похвастаться существенной долей во внешнеторговом обороте Польши.

экспорт из Польши

Экспорт из Польши по странам и регионам. Европа — основной торговый партнер. На Китай приходится около 1% экспорта и почти 10% импорта.

Польша — наиболее загрязненная страна ЕС

Быть частью производственных цепочек Европы это прекрасно — у населения есть работа, заработок, у продукции, которую страна производит, огромный рынок сбыта. Но производство часто сопровождается загрязнением окружающей среды, и Польша — наиболее неблагополучная страна ЕС в плане экологии. Существенную роль в этом играет электроэнергетика, основанная на использовании угля .

самые загрязненные страны Европы

Самый высокий показатель загрязненности в ЕС у Польши. Тут много смертей, вызванных загрязнением воздуха и выбросов углекислого газа.

В 21 веке Польша потеряла энергетическую независимость

Еще в 2000 году Польша была почти энергетически независимой страной. Собственных ресурсов хватало для того, чтобы обеспечивать экономику и население энергией. Экономический рост, вызвавший увеличение потребления энергетических ресурсов, привел к тому, что в 2018 году уже более 40% энергии было получено из импортного топлива.

зависимость стран Европы от энергоресурсов

Многие страны ЕС снижают зависимость от импорта энергоресурсов. Польша резко ее увеличивает.

Польша недолго будет привлекательным рынком труда для украинцев — эта страна обладает одним из самых высоких потенциалов для автоматизации

Украинцам, которые надеются на польский рынок, как постоянный источник заработка стоит задуматься. Их рабочие места, как, впрочем, и местных жителей, могут быть автоматизированы. Зачем, например, немецкой компании строить предприятие в Польше, если простые производственные операции (которые, как мы видели, на примере автомобильной промышленности, выносятся в соседнюю страну) сможет выполнять робот?

потенциал для автоматизации в разных странах

Почти 50% рабочих мест в Польше может быть замещено роботами

Вернемся в Украину. Нам десятилетиями рассказывали про позитивный экономический опыт России. Но мало указывали на то, что там происходит ограбление будущих поколений — выкачивание ресурсов из недр ради потребления сегодня. Украина не так богата, чтобы следовать этой модели. Теперь мы много говорим о Польше как о примере для подражания. Да, эта страна обеспечила граждан работой. Но, во-первых, она входит в ЕС, а Украина станет членом ЕС через пару десятков лет. Во-вторых, надо ответить себе на вопрос — стоит ли массово привлекать в нашу страну производства, которые оставляют в стране минимум добавленной стоимости и максимум загрязнения окружающей среды?

Польша — хороший пример быстро проведенных реформ. Их проводило решительное правительство, избранное гражданами, которые точно знали, какого будущего они хотят. Это то, чего нашей стране нехватает. Большинство украинцев, даже среди тех, кто понимает, что страна нуждается в реформах, не понимает, какими они должны быть и какими будут краткосрочные последствия. А это будут недовольство из-за роста тарифов (им еще есть куда расти), закрытия убыточных госкомпаний, отмены большого количества социальных выплат). Поляки проклинали премьера-реформатора Бальцеровича, когда тот проводил реформы, хотя сейчас благодарны за их результаты.

В любом случае копировать чужой опыт и ставить себе ориентиры нужно с умом.

Рубрика Бизнес Просмотров 2918

  • Поделиться на Facebook 0
  • a

Читайте также

Экономика Польши — 2023. Кризис позади?

Деньги. Фото: Рафал Кузма / Forum

О том, ждать ли снижения цен, роста зарплат и какими будут счета за коммунальные услуги.

В октябре текущего года Главное статистическое управление опубликовало ряд экономических показателей , свидетельствующих о том, что худшее в экономике страны уже позади. По предварительным оценкам экспертов, в III квартале текущего года экономический рост в Польше мог составить от 0,3 до 0,6 %. Однако официальные данные будут обнародованы только через несколько недель.

Напомним , что во II квартале текущего года польская экономика сократилась на 0,6 % в сравнении с предыдущим годом, а в I квартале — на 0,3 %. Положительные данные за III квартал не только означают переломный момент в экономической ситуации в Польше, но и позволяют надеяться, что 2023 год может закончиться не так плохо, как считалось до недавнего времени.

Причины роста

Прежде всего , улучшению экономической ситуации в Польше способствовала стабилизация международной обстановки. Война в Украине больше не бьет по экономике европейских государств так, как это было год назад. Практически сведен к нулю и риск энергетического кризиса — годом ранее существовала реальная угроза нехватки газа и угля. Цены на топливо действительно взлетели с 2020 года, но за прошедшее время бизнес адаптировался к новым условиям. Так же обстоит дело, в частности, с доступом к сырью (найдены альтернативные источники) или с последствиями притока украинцев (например, повышенный спрос на продукты питания — уже не «сюрприз», а «норма»).

Поиски выхода из кризиса , в котором польская экономика находилась с конца 2021 года, стали серьезной проблемой. Так, например, рост инфляции и связанное с ней значительное увеличение расходов предпринимателей снижали готовность предпринимателей к инвестированию. Проблемы с поиском персонала и серьезные изменения в законодательстве также привели к нежеланию рисковать и развиваться. Начало полномасштабной войны в Украине в 2022 году (еще один тормозящий фактор) и существенный спад потребительских настроений также способствовали усугублению кризиса. Население Польши сокращало свои покупки , компании, соответственно, реализовывали меньше товаров и, как следствие, увольняли сотрудников или не повышали заработную плату (при почти двадцатипроцентной инфляции это означало ухудшение финансового положения работников), что вынуждало людей экономить еще больше — и круг замыкался. Похоже, сейчас мы из него выходим — интенсивно растет строительное производство (в частности, благодаря возобновлению активности на рынке жилья ) , стабилизируются розничные продажи. К сожалению, для обычных граждан это — пока — мало что меняет.

Что дает рост экономики

Рост ВВП имеет важное значение , но он не является единственным показателем при оценке благосостояния граждан. В первую очередь, это инструмент для определения общей эффективности экономики, но, чтобы понимать механизмы влияния ВВП на жизнь граждан страны, его необходимо рассматривать в контексте и анализировать в совокупности с другими показателями.

К примеру , рост ВВП влияет, среди прочего, на увеличение доходов государственного бюджета. У государства появляются средства на инвестиции (скажем, в строительство автомагистралей), что в свою очередь способствует росту доходов компаний, а значит — увеличению занятости и спроса на оборудование и сырье. Так работает этот механизм. Однако выросшие доходы бюджета можно направить на другие цели: например, на покупку танков за рубежом или поглощение частных компаний. В таком случае влияние на уровень жизни населения — минимальное.

Рост ВВП может повлиять на уровень жизни граждан , если ему сопутствует рост доходов населения. Однако сам по себе рост ВВП не обеспечивает равномерного распределения доходов между гражданами. Если неравенство доходов увеличивается вместе с ростом ВВП, это вовсе не означает, что жизнь большинства людей улучшается. Поэтому нам нужны еще и другие показатели.

Например , коэффициент Джини определяет неравенство доходов населения: при его нулевом значении все обладают абсолютно равным доходом, а единица означает полное неравенство. В Польше до 2017 года коэффициент Джини был определенным образом связан с ростом ВВП. Он снизился с показателя 0,345 в 2005 году до 0,298 в 2017-м, однако затем резко вырос и в 2021 году достиг отметки 0,319, несмотря на значительный экономический рост в 2017–2021 годах. Почему так происходит? Экономист Бранко Миланович провел исследование, которое показало, что, хотя в 2019–2020 годах у 90 % населения Польши доходы увеличились на 2–4%, у 1 % самых богатых они выросли на 6 %, а у 10 % самых бедных — на 6 % снизились.

Начало экономического роста может означать и усиление инфляционного давления.

Теоретически в октябре годовая инфляция составила «всего» 6 ,2 % (самый низкий показатель почти за два года), но цены в сравнении с предыдущим месяцем вновь начали расти.

Существует ли возможность того , что экономический рост положительно повлияет и на благосостояние рядовых поляков? Да, но в долгосрочной перспективе. Уровень безработицы остается очень низким (около 5,2 %), новые рабочие места позволят повысить качество жизни разве что в небольших городах, где без работы остается большая часть населения.

Читайте также

Польша, 2003. Источник: Flickr

Упадок. Репортажи из малых городов

Фрагменты книги о социально-экономических трудностях польской провинции.

Заработная плата будет расти , но значительно медленнее, чем до сих пор. Для примера, средняя заработная плата гросс в I квартале текущего года составляла 7 100 злотых, а годом ранее — 6 200 злотых. Безусловно, с января 2024 года будет повышена минимальная зарплата — с нынешних 3 600 злотых гросс до 4 242 злотых, а с июля 2024 года — до 4 300 злотых. Вряд ли можно ожидать, что столь стремительный рост будет возможен и в дальнейшем, во всяком случае, в ближайшие кварталы. Однако при снижении инфляции даже небольшое повышение зарплаты уже благотворно скажется на покупательной способности поляков.

Радоваться пока рано

Возвращение к экономическому росту будет означать , прежде всего, улучшение настроений в экономике — как у предпринимателей, так и у работников. Предприниматели в условиях возвращения конъюнктуры, будут более склонны к инвестициям, что станет дополнительным стимулом для экономического развития. Работники, благодаря снижению инфляции и появлению большого числа вакансий, увидят, что их реальные доходы вновь начинают расти. Поэтому они будут охотнее тратить деньги. Это уже можно наблюдать, например, в розничных продажах. Во II квартале их снижение в годовом исчислении составило 6 %. В III квартале снижение составляло 2,3 %. Ситуация не идеальная, но следует учитывать, что количество проживающих в Польше людей за последний год уменьшилось — в основном за счет числа украинцев.

Реальные проблемы заключаются совершенно в другом. Инфляция снижается , что должно повлечь за собой постепенное снижение процентных ставок. Но произойдет ли это, зависит от Совета по кредитно-денежной политике, в котором решающим голосом обладают люди, связанные с партией ПиС. В ближайшие недели, вероятно, произойдет смена правящего объединения — после восьми лет непрерывного правления ПиС. Будут ли решения Совета по кредитно-денежной политике объективными? Время покажет.

Еще одна немаловажная проблема — это цены на многие товары , такие как основные продовольственные продукты, топливо и электроэнергия. До конца 2023 года в Польше снижен НДС на продукты питания, несколько месяцев назад были установлены более низкие цены на топливо, а цены на электроэнергию в значительной степени заморожены (по оценкам экспертов, они должны быть на 50–70 % выше). Дальнейшая судьба цен зависит, в том числе, от политики нового правительства. В перспективе их рост может сильно ударить по карману населения, что приведет к снижению его доходов.

Есть и положительные моменты. Становится реальным разблокирование средств Евросоюза в рамках так называемого Национального плана восстановления экономики после пандемии коронавируса — таким образом Польша будет получать в ближайшие годы поддержку на сумму до 180 миллиардов злотых. Что это значит? В середине 2022 года заместитель министра Артур Собонь объяснял , что эти средства позволят обеспечить рост ВВП на 0,6 процентного пункта в 2023 году и на 1 процентный пункт в год в последующие годы. Пока этих денег, правда, нет, но, скорее всего, они появятся.

Остаются еще нерешенные вопросы , но главный вывод вполне оптимистичен: кризис остался позади, и дальше будет лучше.

Перевод Сергея Лукина

Экономика Польши — ведущие отрасли, ВВП и уровень благосостояния

Экономическое положение Польши признано настоящим мировым феноменом. В рамках всемирного глобального кризиса и невероятно сложных финансовых проблем Польше удалось выстроить мощную и эффективную концепцию развития. Динамика развития улучшается с каждым годом. Ещё в конце двадцатого века в стране постепенно снижалось ВВП. Хотя большинство европейских стран в этот период имели вполне стабильную экономическую ситуацию. Однако, всё кардинально изменилось сразу после того, как республику приняли в члены Европейского Союза. Пожалуй, это первая страна, которая смогла максимально быстро адаптироваться ко всем особенностям этого Союза и извлечь из него максимальную выгоду. По данным на прошлый год соотношение ВВП Польши по сравнению с прочими странами Европы превышает показатель в семьдесят процентов.

Польша является глубоко религиозной страной, а потому к таким праздникам, как Рождество и Пасха, у ее жителей особое отношение. В канун Рождества, в …
Открыть

Нельзя сказать, что общий мировой кризис 2007 года никоим образом не отразился на Польше. Однако, именно в этой стране ВВП не падал, а, хоть и мизерными шагами в 0.1%, но увеличивался. Стоит отметить, что и местное население Польши за последние два десятилетия стали кардинально по-другому относиться к собственной и государственной финансовой ситуации. Теперь каждый гражданин пытается получить как можно больше прибыли от различных изменений во внешней и внутренней экономике. В республике созданы оптимальные условия даже для развития среднего и малого бизнеса, и это также приносит свои плоды при подсчёте годового ВВП. По рейтингу Всемирного Банка страна занимает 25 место в мировом рейтинге стран по оптимальным бизнес-условиям. Обратите внимание, что всего 7 лет назад Польша была на восьмидесятой позиции.

В Польше на довольно высоком уровне развита промышленность. Главными её отраслями считается машиностроение, чёрная металлургия, добыча угля, а также текстильная и химическая сферы детальности. В стране активно производятся нефтепродукты, сооружаются различные автомобили и морские судна (крупнейшие центры расположены в Щецине и в Гданьске). Довольно большой процент от общего количества произведённых станков и прочего промышленного оборудования идёт на мировой экспорт. В стране наблюдается постепенный рост развития промышленного производства. И по сравнению с данными десятилетней давности, уровень вырос примерно на 5.5%. Стоит отметить, что в стране есть довольно крупные залежи бурого угля, медной руды, цинка, свинца, серы. Также на сегодняшний день активно добывают пищевую поваренную соль и природный газ. За счёт большого количества лесов процветает и деревоперерабатывающая промышленность, и лесозаготовки. Копирайт www.orangesmile.com

Треть территории Польши является лесами, находящимися под защитой государства. В этой стране высоко ценят природу и стремятся предпринимать полный …
Открыть

Около сорока процентов от всего количества граждан страны проживают в сельской местности, и большая часть из них задействованы именно в сельскохозяйственных структурах. И несмотря на то, что значение сельского хозяйства со времён вступления в Европейский Союз постепенно начинает снижаться из-за квот, для многих регионов эта сфера детальности остаётся основной и приоритетной. Всего в республике около трёх миллионов крестьянских хозяйств. Частная форма владения в этом случае преобладает. Аграрное производство довольно нестабильно, это, большей частью связано со специфическими погодными условиями, когда во время тёплой весны могут неожиданно наступить несколько дней с заморозками. Из-за этого, большинство крестьян ведут смешанный тип сельскохозяйственного производства, и занимаются не только земледелием, но и животноводством.

Сейчас на долю ВВП приходится не более пяти процентов от сельского хозяйства. Но, большая часть сельскохозяйственных угодий производит продукцию исключительно для внутреннего потребления. На экспорт же идут молочные продукты и мясо, свекла, картофель и зерно. А вот львиную часть сельскохозяйственного импорта занимает пшеница и растительное масло. С конца прошлого века в Польше стали большое внимание уделять и морскому промыслу. Сейчас Балтийское море даёт возможность увеличивать общие грузоперевозки страны. А ежегодный улов рыбы и морепродуктов составляет около семисот тысяч тонн.

На территории Польши идёт постоянное противоборство между теплыми и влажными атлантическими воздушными массами и восточно-континентальными, которые …
Открыть

Энергетическое положение Польши также довольно выгодное. Около 90% электроэнергии производится на государственных теплоэлектростанциях. Большая часть использует в качестве топлива каменный уголь, меньшая – лигнит. Ветровые и гидроэлектростанции приносят менее трёх процентов электричества. Запасы нефти страны составляют около двух миллионов тонн, однако, все внутренние потребности страны пока что удовлетворяются исключительно благодаря импорту. Также большая часть природного газа является импортируемой, так как собственные добычи способны обеспечить внутренние потребности лишь на треть. Большинство банков, которые расположены на территории Польши имеют зарубежных владельцев с огромной депозитной базой. Это приносит довольно большую прибыль в страну. Сама же банковская система сильная, стабильная и продолжает совершенствоваться.

Показатели безработицы в Польше с каждым годом сокращаются, и сейчас составляют чуть более семи процентов от общего трудоспособного числа граждан. Валовый продукт на душу населения составляет около 12 тысяч долларов. Высокий уровень грамотности населения влияет на дальнейшее развитие экономики страны. В стране также наблюдается высокий уровень социальной активности граждан в жизни страны. Процент бедности населения очень низкий, а средняя продолжительность жизни варьируется в рамках 65 лет. Уровень преступности также минимальный, с применением насилия составляет всего 3.3% и эти данные учитывают беспорядки, связанные с мигрантами. Судя по данным мировых экономистов, Польша находится в расцвете своей экономики и в ближайшие десятилетия будет продолжать развиваться.

На чем держится экономика польши

1191

used images: Флаг Польши, банкноты евро // Internet

5 июня 2023 г. Суд Европейского союза постановил, что реформа судебной власти в Польше, закон о которой был принят в декабре 2019 г., нарушает право ЕС 1 . Это решение завершило многолетний спор Европейской комиссии и Варшавы. Данное противостояние запомнилось, прежде всего, решением Европейского союза от октября 2021 г., в соответствии с которым на Польшу налагался ежедневный штраф в один млн евро до тех пор, пока вызывающий споры закон не будет отменен. За прошедшее время Польша накопила более млрд евро в виде штрафа.

Противоречивая реформа предполагала создание в Верховном суде страны Дисциплинарной палаты, функционирование которой касается рассмотрения деятельности судей Верховного суда. Кроме того, был принят закон о снижении возраста выхода на пенсию судей, что также трактовалось Судом ЕС как нарушение европейских норм.

После 2020 г. у противостояния Варшавы и Брюсселя появился экономический аспект. Падение экономик стран ЕС, вызванное пандемией COVID-19, потребовало от европейских политиков принятия экстренных мер поддержки. Так, в конце 2020 г. Европейская комиссия и государства – члены ЕС согласовали создание финансового инструмента «ЕС следующего поколения» объемом в 750 млрд евро. Тогда же был принят многолетний финансовый план ЕС на 2020–2027 гг., размер которого составил чуть более трлн евро.

Многолетний финансовый план ЕС, как и инструмент «ЕС следующего поколения», является важной частью развития Польши. В соответствии с планом по восстановлению экономики ЕС после пандемии COVID-19 Варшава должна была получить 34 млрд евро. Однако из-за спора, вызванного проведением судебной реформы в Польше, Брюссель заблокировал перевод этих средств Варшаве. Также сообщалось, что в марте этого года Европейская комиссия приняла решение увязать выплаты Польше из фондов региональной политики ЕС с отменой судебной реформы 2 .

В результате Варшаве предстоит выплатить штраф, который недавно был сокращен в два раза и на данный момент составляет 556 млн евро. Более того, Европейская комиссия удержала предназначавшиеся Варшаве на период с ноября 2021 г. до октября 2022 г. 360 млн евро из бюджета ЕС 3 .

Немаловажно, что с момента вступления в ЕС в 2004 г. Варшава являлась одним из главных бенефициаров получения общеевропейских средств. Так, согласно положениям многолетнего финансового плана 2014–2020 гг., Польша с отрывом заняла первое место по получению средств Евросоюза 4 . В частности, главной статьей расходов средств из Европейского фонда регионального развития и Фонда сплочения являлось создание транспортной инфраструктуры. Польша также станет крупнейшим бенефициаром политики сплочения ЕС до 2027 г., поскольку подавляющее большинство регионов страны отнесены к категории наименее развитых, то есть их показатели ВРП на душу населения не доходят до 75% среднего уровня Евросоюза 5 . Таким образом, важность финансовой поддержки ЕС для Варшавы в долгосрочном плане сохраняется. На протяжении последних 30 лет Польша служила примером государства, сумевшего провести относительно успешную социально-экономическую трансформацию и демонстрировавшего положительные темпы экономического роста даже в момент мирового кризиса 2008 г. Однако еще одним аспектом спора Варшавы и Брюсселя следует считать надвигающиеся парламентские выборы в Польше, которые должны состояться осенью 2023 г.

По прогнозам ОЭСР, реальный рост польского ВВП в 2023 г. замедлится и составит 0,9%. Главными причинами называются высокая инфляция, сохраняющаяся неопределенность и жесткая монетарная политика, ослабляющая спрос населения 6 .

В первом квартале 2023 г. рост ВВП Польши составил 3,8% (соотношение год к году), а уровень производства в целом не изменился в сравнении с 2022 г. Несмотря на относительное улучшение потребительского и делового климата, эти показатели до сих пор не вышли на уровень начала 2022 г. Базовая инфляция без учета цен на продовольствие и электроэнергию в мае составила 12,2% и практически сравнялась с общей инфляцией (13%). Однако это все еще далеко от целевого показателя в 2,5%.

Изменения претерпевает польский рынок труда: с февраля 2022 г. в Польшу прибыло 1,6 млн жителей Украины. Большую часть из них составляют взрослые, в итоге нашедшие рабочие места, среди которых, однако, преобладают низкооплачиваемые профессии. Несмотря на приток населения, уровень безработицы остается относительно низким и составляет 3%.

Значительные меры со стороны государства были предприняты для борьбы с энергетическим кризисом 2022 г. Так, в ноябре 2022 г. правительство Польши подписало закон о чрезвычайных мерах по сдерживанию цен на электроэнергию и поддержке определенных групп населения. В 2023 г. максимальная цена на газ установлена на уровне 200 злотых за МВт/ч. 13 января 2023 г. правительство ввело налоговый возврат для домохозяйств, чей среднемесячный доход не превышает 2100 злотых в домохозяйстве из одного человека и 1500 в домохозяйствах из нескольких людей. Данное положение затрагивает приблизительно 300 тыс. домохозяйств 7 . 17 января было принято решение о введении максимальной цены на электроэнергию для защиты домохозяйств, для которых цена выросла более чем на 40% до 30 сентября 2022 г. 8 .

Ожидается, что в 2023 г. в Польше произойдет рост дефицита госбюджета, что вызвано совокупностью нескольких факторов. Во-первых, это является следствием роста оборонных расходов, которые в 2023 г. должны составить 3% в сравнении с 2,2% в 2022 г. Во-вторых, бюджетная политика подразумевает сохранение нулевых ставок НДС на продукты питания и субсидии для компаний в сфере энергетики до конца 2023 г. Процентная ставка Национального банка Польши находится на уровне 6,75% с сентября 2022 г.

В 2024 г. эксперты ОЭСР прогнозируют рост польской экономики на 2,1%. Не в последнюю очередь такой сценарий основывается на использовании средств из фондов Евросоюза. Как отмечалось выше и следует из данного прогноза, получение доступа к средствам ЕС служит долгосрочным интересам Варшавы. Однако данный вопрос можно рассмотреть и с точки зрения политических циклов 9 , что особенно важно в преддверии парламентских выборов осенью 2023 г. Теория политических циклов подразумевает, что перед выборами партии, находящиеся у власти, склонны увеличивать расходы бюджета и ослаблять налоговую политику. В целом, это соответствует действиям партии «Право и справедливость», политики которой еще до прихода к власти в 2015 г. активно использовали в предвыборной риторике программу государственных выплат «Семья 500 плюс». Немаловажно, что данная программа была расширена в 2019 г., когда также проходили парламентские выборы.

Таким образом, можно отметить, что, несмотря на формальное завершение конфликта между Варшавой и Брюсселем из-за судебной реформы, окончательно решить этот вопрос еще предстоит. С экономической точки зрения Польша заинтересована в скорейшем получении доступа к структурным фондам ЕС и финансовому инструменту Евросоюза по восстановлению от последствий пандемии. Но последние события, в частности принятие правящей партией Польши закона о создании специальной комиссии для рассмотрения влияния России на польскую политику 10 и продолжающегося спора из-за функционирования угольной шахты «Туров» 11 , свидетельствуют, что разблокирование средств Евросоюза может состояться нескоро. При этом восстановление польской экономики, в том числе, зависит от решения этих политических вопросов.

Примечания:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *