Внешний долг что это такое простыми словами
Перейти к содержимому

Внешний долг что это такое простыми словами

  • автор:

Внешний долг что это такое простыми словами

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ

Популярные материалы
Поиск по материалам
Жена бойца СВО заплатила 62 млн рублей, чтобы перевести его в тыл. Что было дальше
Зачем вам звонят и сбрасывают и что в этом случае делать? Инструкция
Эта ошибка губит всю рассаду. Дачникам на заметку
Россиянин каждое утро включал семье бойца СВО похоронный марш. Чем это закончилось
Что такое план «Барбаросса» и почему он не сработал. Объясняем простыми словами
Энциклопедия
Поверившие мошенникам россияне льют зелёнку в урны для голосования. Что вообще происходит?
Скончался Александр Ширвиндт. Чем он запомнится
Россиянке вырезали зубастую опухоль величиной с арбуз. Она выросла всего за год

«Секрет фирмы», 2024 г. 18+

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях возможно только с письменного разрешения владельца сайта. В случае обнаружения нарушений виновные могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Что такое госдолг России и почему о нем говорят

Михаил Джапаридзе/ ТАСС

По итогам 2020 года долг российского правительства вырос почти на 40% , до 18,99 трлн рублей, что составляет 17,8% от ВВП. За первый квартал 2021 года, по данным Счетной палаты, он еще увеличился и приблизился к 20 трлн рублей (около 17% прогнозируемого объема ВВП). Объясняем, что же это значит.

Что такое госдолг?

1

В широком смысле это средства, которые правительство одалживает, чтобы оплатить расходы. Государственный долг России складывается из внутреннего и внешнего долгов правительства, а также обязательств регионов и муниципальных образований.

Часто еще рассматривают чистый госдолг. Это, по сути, сумма, которая осталась бы, если все кредиторы страны разом потребовали вернуть им деньги. То есть отрицательный чистый госдолг означает, что у государства хватает резервов закрыть все свои обязательства и остаться в плюсе. Положительный, соответственно, наоборот.

При этом для развивающихся экономик отрицательный чистый госдолг — явление редкое. Россия, например, к нему пришла в 2019 году, сознательно накапливая резервы и поддерживая долговую дисциплину из-за западных санкций. Но на фоне пандемии и падения цен на нефть госдолг начал расти и к лету 2020 года превысил ликвидные резервы государства и вернулся к положительным значениям.

На 1 мая 2021 года внутренний российский госдолг составил примерно 15,832 трлн рублей, внешний госдолг на ту же дату — $56,517 млрд (около 4,230 трлн рублей по курсу ЦБ на начало мая), а их сумма — 20,062 трлн рублей.

Кому государство должно?

2

Если долг внешний, то это обязательства перед другими странами, международными организациями и частными иностранными инвесторами.

Если речь идет о внутреннем, то это обязательства перед субъектами, негосударственными организациями, компаниями и населением. Например, негосударственный пенсионный фонд (НПФ) аккумулирует деньги клиентов, а затем покупает на них государственные ценные бумаги. Обычные граждане тоже могут приобрести специально подготовленные для них облигации федерального займа (ОФЗ-н). Последние, впрочем, не рассматриваются в качестве основного инструмента государственных заимствований.

Как государство выплачивает долг?

3

Платежеспособность государства оценивается по разным параметрам. И самый главный — наличие ликвидных активов.

Ликвидные активы государства — это, в первую очередь, валютные и рублевые депозиты федеральных органов управления, размещенные в Центробанке и коммерческих банках. Так, на конец апреля 2021 года депозиты органов государственного управления составляли 10,651 трлн рублей в Центробанке и 16,393 трлн рублей по всей банковской системе.

Что означают изменения госдолга?

4

Сам по себе госдолг не повод беспокоиться, это больше макроэкономический показатель. В 2020 году его изменения демонстрировали, сколько денег правительство занимает на борьбу с последствиями коронавирусной пандемии на фоне разбалансировки бюджета из-за падения цен на нефть.

По-настоящему ситуацию отражает соотношение размера государственного долга к объему ВВП. Специалисты Всемирного банка в 2010 году подсчитали, что государственный долг становится проблемным для страны, когда достигает 77% от ВВП. Как правило, власти устанавливают ограничение на его размер. Но они же могут и повышать этот лимит. Этим, например, регулярно занимаются США, чей госдолг в абсолютных величинах — самый большой в мире, $28,163 трлн, а соотношение с ВВП ($21,48 трлн по итогам 2020 года) превышает 100%. Подробнее об этом мы писали здесь.

Российскому правительству на фоне пандемии пришлось пойти на резкое увеличение госзаимствований: в 2021 году предполагается рост госдолга до 20,4% ВВП, в 2022 году — до 20,8% ВВП, а в 2023 году — до 21,4% ВВП.

А что говорят власти?

5

Размер российского госдолга сохраняется на безопасном уровне и остается одним из самых низких в мире, заявлял ранее министр финансов Антон Силуанов. Он отмечал, что сокращение доходов бюджета и необходимость финансировать программы поддержки граждан и бизнеса в 2020 году закономерно потребовали увеличения госдолга. Но и дальше наращивать его такими высокими темпами, как в минувшем году, финансовое ведомство не планирует.

«Объем государственного долга в 2020 году увеличился на 5,4 трлн рублей, однако его показатели не превысили безопасный уровень. Этот год был экстраординарным с точки зрения объемов государственных заимствований, поэтому наращивание государственного долга такими же темпами в предстоящие годы не планируется. Ведь показателем безопасного уровня госдолга является не только его общий объем, но и разумная стоимость обслуживания, которая не снижает доступность кредита для частных инвестиций и не вытесняет другие расходы бюджета, а также сбалансированная структура без пиков платежей», — заявляли в Минфине в начале 2021 года.

Внешний долг

Внешний долг — это общая задолженность экономических субъектов государства перед иностранными кредиторами. Выделяют три разновидности такого долга:

  • Государственный. Возникает в случае использования целевых зарубежных кредитов, исчисляется в валюте
  • Корпоративный. Задолженность частных или национальных предприятий
  • Частный. Образуется при оформлении гражданами кредитов в другой стране

В 2001 году национальный долг Российской Федерации составлял около 34.2 миллиарда долларов США. Максимальной цифры внешняя задолженность достигла на рубеже 1999-2000 годов, когда была равна порядка 160 миллиардов долларов. Большая часть этой суммы перешла стране от СССР, но она была выплачена почти полностью после реструктуризации.

Согласно информации Минфина на 01 января 2020 года, сумма внешнего долга РФ составляет примерно 55 миллионов долларов.

На формирование внешнего долга не влияет задолженность других стран перед этим государством — это разные, не взаимосвязанные обязательства.

С корпоративной задолженностью в России ситуация гораздо хуже. На 2011 год общая сумма кредитных зарубежных обязательств предприятий и банков составляла 532 миллиарда рублей. При этом почти во всех крупных компаниях, которые имеют доступ к мировым рынкам капитала, основным акционером является государство. Поэтому в случае банкротства организации иностранный кредитор может обратить взыскание на федеральные власти.

Эксперты рассчитывают размер внешнего долга как соотношение его суммы к валовому внутреннему продукту (ВВП). Список стран с самым высоким показателем по итогам 2018 года:

  1. Япония, 238%
  2. Греция, 181%
  3. Ливан, 151%
  4. Италия, 135%
  5. Кабо-Верде, 124%
  6. Португалия, 122%
  7. Мозамбик, 113%
  8. Сингапур, 112%
  9. Бутан, 110%
  10. США, 107%
  11. Джибути, 104%
  12. Ямайка, 103%
  13. Бельгия, 102,%
  14. Кипр, 102%
  15. Франция, 98,4%

Основными кредиторами мирового уровня являются Международный Валютный Фонд и Международный Банк Реконструкции и Развития. Данные организации предоставляют финансирование, если страны следуют рекомендациям их специалистов по проведению экономических и социальных реформ. Наравне с официальными учреждениями функционируют неформальные кредитные структуры. Самые известные из них — Лондонский клуб банков и Парижский клуб правительств. Каждый клуб имеет постоянных участников, он занимается рефинансированием задолженности государств перед банками и другими странами.

Внешний долг несет в себе серьезную нагрузку на экономическое положение страны, которая состоит в следующем:

  • Задолженность погашается ценными товарами, сырьем, золотовалютными резервами
  • Начисление процентов увеличивает сумму долга
  • Кредитор имеет право требовать погашения обязательств в любой момент, что не всегда удобно для заемщика
  • Большой внешний долг подрывает авторитет государства и уровень доверия к нему
  • Присутствует прямая зависимость между дефицитом бюджета и национальным долгом. Если стране не хватает средств на необходимые расходы, то приходится брать новые кредиты, из-за чего внешний долг растет. Приходится искать дополнительные денежные потоки внутри страны, чаще всего в налоговых платежах от населения, что увеличивает напряженность в обществе
  • Википедия: Внешний долг
  • Официальный сайт Минфина

Внешний долг и международные резервы

Важными элементами национальной и мировой экономики являются внешний долг и международные резервы.

35.1.Внешний долг страны и внешний долг стране: Россия на фоне других государств

Внешний долг страны образуется в результате притока в нее иностранного ссудного капитала. Общая величина этого долга в мире в 2014г. составила 7,4 трлн.долл. И это не считая внешнего долга развитых стран (они могут погашать его своей собственной валютой и поэтому формально не имеют внешнего долга), хотя если попробовать его подсчитать, то он окажется огромным — только у стран ЕС внешний долг превышает 16 трлн.долл., у США он близок к 17 трлн.долл., а всего около 63 трлн.долл. Но формально внешний долг существует только у менее развитых стран с их неконвертируемой или не полностью конвертируемой валютой. И действительно, развитые страны не испытывают серьезных проблем с внешним долгом, т.к. для них это лишь часть их общего (национального) долга, состоящего из долга домохозяйств, банков и корпораций, госорганизаций (государственный, публичный долг).

Но и у менее развитых стран острая ранее проблема внешнего долга смягчилась — в прошлом и нынешнем десятилетии не отмечалось таких серьезных кризисов с внешним долгом, как ранее. Можно предположить, что в основном это следствие финанциализации (см. 4.2) и вытекающей из нее все большей доступностью менее развитых стран к дешевым капиталам развитых стран, а также следствие все более качественной работы международных экономических организаций по предотвращению внешних долговых кризисов. Коэффициенты тяжести внешнего долга менее развитых стран в целом улучшились (см. ниже).

Внешний долг страны делится на долг государственного сектора (государственный, официальный долг) и долг частного сектора (частный долг). Государственный (официальный) внешний долг состоит из внешних обязательств государственных органов (включая местные власти), а также гарантированных государством внешних обязательств частного сектора. У частного сектора внешний долг образуется из обязательств банков и фирм (корпоративный внешний долг). Из частного долга иногда выделяют внешний долг квазигосударственных организаций (долг государственных и полугосударственных фирм и банков), потому что государство фактически берет на себя гарантию внешних обязательств этих фирм и банков.

Таблица 35.1
Структура российского внешнего долга, млрд.долл.

в т.ч. краткосрочные обязательства

в т.ч. в валютная структура (в процентах от всей суммы внешнего долга)

Внешний долг государственного сектора в расширенном определении*

в т.ч. государственных организаций

Внешний долг частного сектора

*Охватывает внешнюю задолженность органов государственного управления и центрального банка, а также тех банков и небанковских корпораций, в которых органы государственного управления и центральный банк напрямую или опосредованно владеют 50 и более процентами участия в капитале или контролируют их иным способом
**Оценка
Рассчитано по: http//www.cbr.ru/statistics
Из данных таблицы 35.1 можно сделать следующие заключения о тенденциях в размерах и структуре российского внешнего долга:
— рост долга наблюдался прежде всего в последние два десятилетия, особенно в период подъема, что можно объяснить слабостью российской кредитной системы, в результате чего российские резиденты активно прибегали к внешним заимствованиям;
— в этом процессе самым активным образом участвовали банки и компании с государственным участием;
— долг же государственных организаций (официальный внешний долг) в целом существенно сократился;
— в структуре долга преобладают долгосрочные обязательства (87% от всего долга против 73% в среднем по миру) и существенную часть составляют рублевые обязательства (26% всего долга), что облегчает обслуживание долга.
Сравним российский внешний долг с его аналогами в других странах и регионах мира. На Россию приходится около 10% всего объема внешнего долга в мире, что существенно превышает ее долю (6%) в мировом ВВП, производимом менее развитыми странами. Лишь у стран ЦВЕ, сильно ориентирующихся на приток ссудного капитала из ЕС, подобное соотношение хуже — 18:7 (у Латинской Америки — 17:20, Африки южнее Сахары — 5:5, Ближнего и Среднего Востока — 12:12%, остальной Азии — 31:50). Можно сделать вывод, что внешний долг является крупной проблемой российской экономики.

Однако проблема внешнего долга определяется не столько его размерами, сколько условиями его обслуживания, говоря по-другому — его тяжестью для национальной экономики. Тяжесть внешнего долга страны исчисляется набором показателей (коэффициентов), которые говорят прежде всего о величине внешнего долга и размерах платежей по нему по отношению к ВВП, экспортным доходам и международным резервам страны.

Величина внешнего долга по отношению ВВП в 2014г. в среднем по миру составила 25% (в 2005г — 29%), а наиболее велико это соотношение у стран ЦВЕ — 65% (45%), у России оно равно примерно 34% (34%). Не менее важно отношение внешнего долга к главному источнику его оплаты в иностранной валюте — выручке от экспорта товаров и услуг (экспортной выручке). В мире этот показатель составляет 77% (в 2005г. 80%), в том числе у стран ЦВЕ — 156% (132), у России — более 120% (96%).

Еще важнее показатели обслуживания внешнего долга, т.е. платежей по внешнему долгу (погашение внешнего долга и выплата процентов по нему), по отношению к поступлениям от экспорта товаров и услуг — этого главного и относительно стабильного источника притока в страну свободно конвертируемой валюты. В среднем по миру этот показатель составляет 27% (в 2005г. — 29%), но у стран ЦВЕ он достигает 55% (47%), у России — 31% (29%). Иногда эти платежи сравнивают с размером ВВП страны, иногда с размерами золотовалютных размеров страны (определяя тем самым ее возможности обслуживать внешний долг в случае кризиса платежного баланса).

Внешний долг страны имеет как негативные, так и позитивные аспекты. Обычно сосредотачиваются на негативных аспектах — тяжести обслуживания внешнего долга, появления экономической и политической зависимости от кредиторов, неэффективном использовании заемных средств. Однако не будем забывать, что половина существующих в России железных дорог была построена на иностранные займы (преимущественно французские займы царскому правительству), что американская промышленность во многом выросла на иностранных кредитах (в основном английских), что в наше время новые индустриальные страны активно используют дешевые и обильные зарубежные источники ссудного капитала для своего быстрого экономического роста.

Баланс между негативными и позитивными аспектами внешнего долга провести сложно, но, вероятно, можно придти к выводу, что позитивные аспекты перевешивают негативные, если в стране с нехваткой капитала заемные средства из-за рубежа используются настолько эффективно, что это не порождает трудностей с обслуживанием внешнего долга и высокой зависимостью от кредиторов. А для этого заемные средства должны направляться не столько на финансирование государственного бюджета (как это происходило в России в 1990-е гг.), сколько на инвестиции в национальную экономику (что преимущественно и происходит в современной России), в том числе приводящие к поступлению иностранной валюты для последующей оплаты внешнего долга. Анализу этой дилеммы помогают предлагаемые МВФ показатели внешней долговой устойчивости. Они свидетельствуют о серьезности долговой проблемы для России.

Таблица 35.2

Показатели внешней долговой устойчивости Российской Федерации, по состоянию на конец периода

Коэффициент «Внешний долг/ВВП», %1

Коэффициент «Внешний долг/ЭТУ», %2

Коэффициент «Платежи по внешнему долгу/ВВП», %3, 6

Коэффициент «Платежи по внешнему долгу/ЭТУ», %4, 6

Коэффициент «ЗВР/ платежи по внешнему долгу», %5, 6

Внешний долг на душу населения, долл.

Пороговые значения коэффициентов*

30 — 40 — 50

100 — 150 — 200

15 — 20 — 25

Пороговые значения коэффициентов **

130 — 220

не менее 100

1 Соотношение накопленного объема совокупного внешнего долга России и годового объема ВВП.

2 Соотношение накопленного объема совокупного внешнего долга России и годового объема экспорта товаров и услуг (ЭТУ).

3 Соотношение годовой суммы платежей по накопленному внешнему долгу России в соответствии с графиком (основной долг и проценты) и годового объема ВВП.

4 Соотношение годовой суммы платежей по накопленному внешнему долгу в соответствии с графиком (основной долг и проценты) и годового объема экспорта товаров и услуг (ЭТУ).

5 Коэффициент покрытия годовой суммы платежей по накопленному внешнему долгу в соответствии с графиком (основной долг и проценты) международными (золотовалютными) резервами (ЗВР).

6 В графике погашения внешнего долга учитываются расчеты в натуральной форме, а также платежи, осуществляемые в российских рублях.

* Пороговые значения, предлагаемые Международным валютным фондом в аналитических целях.

Степень риска: «низкая — средняя — высокая.»

** Пороговые значения, предлагаемые Счетной палатой Российской Федерации в аналитических целях

В тоже время, но это не отражается в коэффициентах долговой устойчивости МВФ, необходимо учитывать два момента, потенциально смягчающие проблему российского внешнего долга:
— его значительная часть — это во многом формальный долг российских банков и корпораций своим же зарубежным филиалам, прежде всего в офшорах и офшоропроводящих странах;
— четверть российского внешнего долга номинирована в рублях, а сам долг характеризуется высокой величиной долгосрочных, а не краткосрочных обязательств.

Внешний долг стране образуется в результате оттока из страны ссудного капитала. Этот долг приносит стране не только поступления платежей, но и проблемы. Для России проблемами являются стремительное сокращение государственной части этого долга в результате его списывания (в т.ч. государствам с хорошими экспортными ресурсами), а также неплатежи стран-должников.

Внешний долг нашей стране в начале 1990-х гг., перешедший к ней в наследство от Советского Союза, составлял, по оценке, более 150 млрд. долл., в основном государствам- союзникам и партнерам СССР. По мере его уплаты и особенно из-за интенсивного списания этого государственного долга в прошлое десятилетие его величина уменьшилась до 62 млрд.долл. в 2012г. Одновременно быстро рос внешний долг российскому частному сектору — до 442 млрд.долл. в 2012г.. Но опять же это в основном банковские счета за рубежом и ссуды аффилированным фирмам и банкам в офшорах и офшоропроводящих странах, которые потом в основном возвращаются в Россию в виде иностранных ссуд, формально порождая значительную часть российского внешнего долга.

Внешний долг России генерирует ей платежи в статью «Первичные доходы» платежного баланса в размере 18 млрд.долл. в год (2012г.), хотя, как и в советские годы, ряд стран не желает или не в состоянии обслуживать в должных размерах и в сроки свой официальный долг перед Россией.

35.2.Резервные активы: Россия на фоне других стран

Резервные активы (золотовалютные резервы, международные резервы) состоят из тех внешних активов страны, которые имеются в распоряжении ее монетарных органов. В нашей стране резервными активами страны управляет Банк России, он же публикует информацию об их состоянии.

Главными компонентами резервных активов являются иностранная валюта (наличная, на депозитах, в ценных бумагах в иностранной валюте) и монетарное золото (т.е. золото, имеющееся у монетарных властей — золотой запас страны), а второстепенными компонентами — СПЗ (специальные права заимствования, т.е. международная валюта, выпущенная в относительно небольших количествах МВФ в 1970-1980-е гг. для своих стран-участниц в целях погашения ими своего внешнего долга) и резервная позиция страны в МВФ (это открытый для каждой страны-участницы кредит в указанной организации). В начале 2014г. резервные активы России составляли 510 млрд.долл. и их структура была такова.

Таблица 35.3.
Структура резервных активов России на 1.01.2014, млрд. долл.

Валютные резервы……..………….456,4
Монетарное золото…………………40,0
СПЗ……………………………………8,8
Резервная позиция в МВФ…………..4,4
Источник: http//www.cbr.ru/statistics
Если в первой половине XX в. резервные активы стран мира состояли из золота (золотой запас России в 1913г. составлял 1338т, в 1953г. — 2050т), то теперь на золотой запас приходится лишь часть резервных активов стран мира. Наибольший золотой запас в мире традиционно имеют США (более 8000т), а также Германия, Франция, Италия (по 2500-3500 т), золотой запас России с 300т в начале XXI в. увеличился затем до почти 1000т. На преобладание золота в своих международных резервах ориентируются США (более 75% их резервов) и зона евро (63%).

Но в большинстве стран мира структура резервных активов ориентирована преимущественно на иностранную валюту, даже у ряда стран с резервной валютой — Японии, Великобритании, Швейцарии. На иностранную валюту ориентированы и международные резервы стран БРИКС. Они рассматривают иностранную валюту как более гибкий и более доходный компонент международных резервов (иностранная валюта из этих резервов держится на банковских депозитах или вложена в иностранные ценные бумаги).

Международные резервы предназначены прежде всего для трех целей. Во-первых, для обеспечения сбалансированности платежного баланса. Для него они являются балансирующей статьей, поглощающей в годы профицита излишки (с точки зрения обеспечения импорта товаров, услуг и экспорта капитала) поступающей в страну иностранной валюты, а в годы дефицита платежного баланса служащей источником финансирования этого дефицита.

Во-вторых, для поддержания курса национальной валюты. Он опирается на несколько исходных предпосылок, в том числе на то, какими резервными активами располагает страна. Правда, к странам с полностью конвертируемой валютой это не относится, т.к. они имеют возможность расплачиваться за международные платежи своей национальной валютой.

В-третьих, для обеспечения международной платежеспособности страны (опять же кроме стран с полностью конвертируемой валютой). Так, международные резервы страны должны гарантировать, что она сможет осуществлять платежи по внешнему долгу и платить за импорт товаров и услуг, даже если резко снизятся экспортная выручка и приток иностранного капитала. Общепринятый минимум достаточности резервов для безопасности импорта товаров и услуг составляет величину, равную 3 месяцам этого импорта (хотя многие экономисты полагают, что это должны быть 6 месяцев).

А для соизмерения резервных активов и платежей по внешнему долгу применяется правило Гринспена — Гвидотти, по которому эти резервы должны быть не меньше краткосрочного внешнего долга страны. Оба этих подхода объединяет критерий Редди, по которому безопасная величина резервных активов страны равняется 6 месяцам импорта плюс годовая величина всех платежей по внешнему долгу. Нетрудно подсчитать, что российские резервные активы превышают все эти критерии.

Для развитых стран проблема достаточности резервных активов не актуальна, т.к. они могут погашать обязательства перед нерезидентами своей валютой: ведь спрос на нее в мире велик из-за того, что активы развитых стран продаются в мире хорошо вследствие высокой международной конкурентоспособности данных государств. Тем более это относится к государствам с резервной валютой.

Иная ситуация в странах с формирующимися рынками — им трудно погашать внешние обязательства своей валютой, потому что в мире она пользуется ограниченным спросом. Например, у России ее внешний долг лишь на 26% состоит из обязательств в рублях, хотя рубль и является конвертируемой валютой (правда, не полностью конвертируемой). Поэтому эти страны, особенно с сильно колеблющейся экспортной выручкой и прежде всего страны с преобладанием в их экспорте сырья, часто идут на превышение нормативов достаточности валютных резервов.

Целесообразно ли подобное превышение? При ответе на этот вопрос не будем забывать, что во время пика последнего экономического кризиса резервные активы России уменьшились на треть (потом они постепенно восстанавливались, но все еще не достигли прежнего рекордного уровня в почти 600 млрд.долл. летом 2008г.).

Таблица 35.4.
Масштабы, структура и достаточность международных резервов в мире по странам, предоставляющих подобные данные в МВФ

Величина международных резервов, млрд.долл.,
по состоянию на 1.01.2013

Доля в них золота, в процентах

Уровень достаточности резервов в месяцах импорта товаров и услуг, по состоянию на 1.01.2012

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *